Анализы всех произведений по литературе огэ клише. Демонстрационные варианты ОГЭ по литературе (9 класс)

В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.

В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.

Дата проведения

Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.

Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:

Досрочный период

Основной день

Резервный день

13.05.19 / 14.05.19

Основной период

Основной день

Резервные дни

28.06.19 / 01.07.19 / 02.07.19

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

19.09.19 / 21.09.19

Формат проведения и особенности экзамена по литературе

Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:

  • знать биографии писателей и поэтов;
  • досконально изучить произведения, входящие в список школьной программы;
  • уметь анализировать и сравнивать тексты, составлять портреты героев, давать оценку их действиям;
  • красиво, лаконично и грамотно выражать собственное мнение.

Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:

Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.

На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).

Часть 1 (анализ текста)

Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.

Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.

Объем развернутого ответа должен примерно составить:

Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.

Часть 2 (сочинение)

Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.

На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:

  • в процессе написания сочинения разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения;
  • объем сочинения должен быть 200 слов (работы менее 150 слов не оцениваются);
  • свои суждения необходимо аргументировать, используя фрагменты из текста;
  • при анализе произведения важно не искажать авторскую позицию.

Оценивание работ

Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:

  • Оценки сошлись – все отлично, балл определен и его заносят в документацию.
  • В оценках двух экспертов есть разбежность не превышающая 2-х баллов –выставляют среднее арифметическое.
  • Оценки экспертов отличаются более чем на 2 балла – привлекают третьего специалиста, мнение которого и будет решающим.

Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:

Таким образом, если подготовка к ОГЭ по литературе в 2019 году была слабой, а целью выпускника было преодоление минимального порога сдачи, то ему будет достаточно получить всего 7 тестовых баллов. Если же предмет был выбран с целью поступления в профильный класс или колледж, потребуется набрать минимум 15 тестовых баллов, что уже соответствует оценке «4».

Поскольку ОГЭ по литературе имеет свою особую специфику, начинать подготовку к экзамену выпускникам 2019 года необходимо как можно раньше, ведь необходимо будет прочитать достаточно большой объем литературы (список произведений приведен ниже) и проработать основные темы сочинений.

С чего начать?

Шаг 1. Ознакомится с требованиями к экзаменационной работе, ознакомившись с кодификатором и спецификациями.

Шаг 2. Читаем произведения, приведенные в списке. Естественно, лучше ознакомиться с полным текстом в оригинале, но если на это нет времени, то стоит прочитать сокращенный вариант и критику, найти которые можно в специальных сборниках или в интернете.

Предлагаем вашему вниманию полный список литературы для ОГЭ 2019 года по литературе с вопросами, на которые необходимо ответить, читая произведение.

Шаг 3. Делаем заметки. Не стоит полагаться на возможности человеческой памяти, они, к сожалению, не безграничны. Во время чтения не поленитесь выписать в тетрадь основную информацию, которая понадобится для ответов на вопросы и написания сочинений.

Шаг 4. Практикуемся выполнять задания первой части. В этом поможет демоверсия ОГЭ по литературе 2019 года, а также билеты, которые были предложены на экзаменах выпускникам 2018-2018 учебного года.

Шаг 5. Практикуемся в написании сочинения, соблюдая основные требования к тексту.

Не лишним будет послушать советы опытных учителей, ознакомиться с разбором демоверсии и рекомендациями по написанию сочинения. Предлагаем прямо сейчас посмотреть один из таких видеоуроков:



На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по литературе (9 класс) за 2009 - 2020 годы .

Демонстрационные варианты ОГЭ по литературе состоят из двух частей. В первой части работы требуется выбрать один из двух предложенных вариантов анализа произведения и выполнить 3 задания, на которые нужно дать развернутый ответ ограниченного объема (3 -5 предложений).

Во второй части работы требуется написать сочинение объемом не менее 200 слов по одной из 5 предложенных тем.

Кроме предлагаемых заданий в демонстрационных вариантах ОГЭ по литературе приведены также критерии проверки и оценки выполненных заданий.

В изменения:

    Введена

    Были .

    Были введены , что привело к .

Демонстрационные варианты ОГЭ по литературе

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по литературе представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2019 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе за 2020 год

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по литературе

Во второй части экзаменационной работы демонстрационных вариантов ОГЭ по литературе за 2009 - 2011 годы сначала необходимо было выбрать одно из пяти предложенных заданий, а затем дать развернутый ответ в жанре сочинения.

В 2012 - 2016 годах во второй части работы требуется написать сочинение объемом не менее 200 слов по одной из 4 предложенных тем.

В демострационных вариантах ОГЭ 2016 - 2017 годов по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

В демострационный вариант ОГЭ 2018 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года были внесены следующие изменения:

    Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый).

    Переработаны и приведены в соответствие с ЕГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов .

    Максимальный балл за выполнение всей работы увеличен с 23 до 29.

В демострационный вариант ОГЭ 2020 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2019 года внесены следующие изменения:

    Введена дополнительная тема сочинения в части 2. Все темы 2.1–2.5 формулированы по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1.

    Были уточнены формулировки критериев оценивания заданий 1.1.1 и 1.1.2, 1.2.1 и 1.2.2; 1.1.3 и 1.2.3 .

    Были введены критерии оценки практической грамотности (максимально 6 баллов) , что привело к увеличению максимального первичного балла с 33 до 39 баллов .

В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.

Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.

Разбираем вариант 1

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ответ на задание 1.1.1

Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: "Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера". Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.

Задание 1.1.2

Ответ на задание 1.1.2

Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.

Задание 1.1.3.

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Отрывок текста из задания 1.1.3

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Ответ на задание 1.1.3

У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.

Разбираем вариант 2

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.1

Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.

Задание 1.2.2.

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.2.

Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.

Задание 1.2.3

Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?

Отрывок стихотворения для задания 1.2.3

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

(Н.А. Некрасов. 1846)

Ответ на задание 1.2.3.

В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде...». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.

В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.

Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.

Разбираем вариант 1

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ответ на задание 1.1.1

Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: "Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера". Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.

Задание 1.1.2

Ответ на задание 1.1.2

Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.

Задание 1.1.3.

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Отрывок текста из задания 1.1.3

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Ответ на задание 1.1.3

У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.

Разбираем вариант 2

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.1

Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.

Задание 1.2.2.

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.2.

Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.

Задание 1.2.3

Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?

Отрывок стихотворения для задания 1.2.3

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

(Н.А. Некрасов. 1846)

Ответ на задание 1.2.3.

В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде...». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.

5 лучших пособий (справочников, учебников и т.п.) для подготовки к ОГЭ по литературе

I . Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания. В двух частях. Зинина Е.А., Новикова Л.В., Федоров А.В. 2018г.

Данная книга предлагает задания для подготовки к ОГЭ, изложенные в доступной форме. Пособие можно скачать на различных интернет ресурсах, в том числе здесь: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1199.htm . Типовые задания и рекомендации к их выполнению изложены в доступной форме. При печати книги использована офсетная бумага без иллюстраций.

Профессиональная оценка

Типовые задания в данном пособии соответствуют КИМам ОГЭ по литературе, учитель может их использовать на уроках при фронтальной, групповой или индивидуальной работе с девятиклассниками, а также некоторые задания можно давать ученикам в 8 классе. Учащиеся могут самостоятельно дома заниматься по этому пособию. В первой части представлены задания, связанные с анализом художественных (эпических, лироэпических, лирических и драматических) произведений. Вторая часть содержит задания, требующие развернутого ответа, и задания для подготовки к сочинению. Пособие средней ценовой категории.

Выводы

Данное пособие будет полезно учителям литературы для подготовки учащихся 8-9 классов к ОГЭ по литературе, учащимся для самостоятельной подготовки. У родителей могут возникнуть трудности при проверке того, как их дети готовятся к экзамену. При поморщи пособия можно организовать эффективную работу над сочинением в формате ОГЭ, при условии, что выполнение заданий будет контролироваться учителем - словесником. Пособие содержит богатую подборку художественных текстов, алгоритм выполнения заданий по написанию творческой работы.

II . Литература/Т.А. Квартник, - М.: Эксмо, 2014. -176 с. - (Универсальный справочник школьника. 100 важных тем)

Данный справочник отличается большим объемом необходимых для успешной сдачи экзамена материалов. В сети его можно скачать на сайте: https://multiurok.ru . Теоретический материал за курс основной и старшей школы по литературе изложен в доступной форме и может быть использован учащимися начиная с 8 класс и на протяжении всего обучения в школе. Бумага использована офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

Информация, изложенная в справочнике, позволяет систематизировать и закрепить знания по литературе. Пособие можно использовать на уроках литературы на этапе обобщения материала и подготовки к ОГЭ по литературе, при самостоятельной работе учащихся дома и в классе. Справочник содержит материал по фольклору, древнерусской литературе, русской литературе XVIII - XX вв., теории литературы. Представленный в пособии материал систематизирован, соответствует КИМам по литературе. Данный справочник подходит ученикам с 8 по 11 класс, а также может быть использован студентами ссузов.

Выводы

Справочник будет полезен учителям литературы, учащимся, готовящимся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по литературе. Родители могут проверять усвоение материла путем опроса терминов и др. Справочная информация в данной книге необходима для успешной сдачи ОГЭ, но учащимся необходимо заниматься и по пособиям с тестовыми заданиями.

III . ОГЭ 2018. Литература. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Кузанова О.А., Марьина О.Б., - Издательство: Экзамен, 2018. - 64 с.

Пособие широко распространено в книжных магазинах (средняя стоимость - 150-200 руб.), скачать можно на сайте: https://multiurok.ru .

Профессиональная оценка

Пособие предлагает четырнадцать вариантов типовых тестовых заданий, которые помогает отработать навыки девятиклассников для успешной сдачи ОГЭ по литературе; задания соответствуют КИМам. Данную книгу можно рекомендовать учителям, репетиторам, девятиклассникам для самостоятельной работы. Материал понятен и доступен школьникам.

Выводы

Пособие О.Б. Марьиной, О.А. Кузановой соответствует требованиям ОГЭ по литературе в 2018 году, будет полезно учащимся девятых классов для самоконтроля, учителям литературы для работы в классе или индивидуально.

IV . Федоров, Новикова, Зинина: ОГЭ-2018. Литература. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов, - Издательство: Национальное образование, 2018. - 192 с.

Книга продается во всех крупных книжных магазинах и доступна под заказ (около 400 рублей), на сайте https://multiurok.ru ее можно скачать.

Профессиональная оценка

Пособие содержит 30 вариантов типовых тестовых заданий, соответствующих КИМам по литературе 2018 г. Материал понятен и доступен школьникам. Типовые тестовые задания объективно оценивают степень подготовленности девятиклассников к сдаче ОГЭ по литературе.

Выводы

Пособие соответствует требованиям ОГЭ по литературе в 2018 году, позволяет отработать навыки для успешной сдачи экзамена в 9 классе, девятиклассники могут самостоятельно заниматься по данным заданиям, а также под контролем учителя - словесника.

V . Все герои произведений русской литературы. Школьная программа: словарь - справочник. - М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «ИздательствоАСТ», 2003. - 443 с.

В книжных магазинах можно встретить переиздания словаря - справочника. В сети безопасных ссылок на скачивание не обнаружено.

Профессиональная оценка

Словарь - справочник содержит имена героев и их «жизненный» путь на протяжении произведения, пособие выгодно отличается от краткого изложения художественных произведений, так как статьи содержат в себе элементы анализа персонажей, что позволяет школьникам лучше подготовиться к экзамену при самостоятельной работе. Информация представлена в доступной форме. Данный справочник подходит ученикам с 8 по 11 класс, а также может быть использован студентами ссузов.

Выводы

Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки к сдаче ОГЭ в 9 классе. При поморщи пособия можно систематизировать знания о каждом герое русской литературы, входящей в школьную программу.