Автор петрушевская. Российская писательница Людмила Петрушевская: биография, личная жизнь, творчество

Лауреат премий журналов:

«Новый мир» (1995)
«Октябрь» (1993, 1996, 2000)
«Знамя» (1996)
«Звезда» (1999)





Сказка с тяжелым концом.




Дискография

Фильмография

Сценарии









05.02.2019

Петрушевская Людмила Стефановна

Русский Прозаик

Драматург

Художник

Новости и события

Мария Степанова стала лауреатом премии «НОС-2018»

В Театральном центре на Страстном бульваре Москвы 4 февраля 2019 года, состоялась церемония награждения лучшего писателя по итогам сезона. Лауреатом литературной премии «НОС-2018» стала Мария Степанова за книгу «Памяти памяти». Член жюри Екатерина Шульман отметила, что если бы жюри, не проголосовало за это значимое произведение, то они как Паровозик из Ромашкова опоздают на целую весну.

Людмила Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в городе Москва. Девочка выросла в семье студентов Института философии, литературы, истории. Внучка лингвиста, профессора-востоковеда Николая Яковлева. Мама, Валентина Николаевна Яковлева, впоследствии работала редактором. Отца, Стефана Антоновича практически не помнила.

После школы, которую девушка окончила с серебряной медалью, Людмила поступила на факультет журналистики Московского Государственного Университета имени Ломоносова.

После получения диплома Петрушевская работала корреспондентом «Последних известий» Всесоюзного радио в Москве. Затем устроилась в журнал с пластинками «Кругозор», после чего перешла на телевидение в отдел рецензирования. В дальнейшем Людмила Стефановна попала в отдел перспективного планирования, единственного футуристическое учреждение в СССР, где надо было из 1972 года предугадать советское телевидение на двухтысячный год. Проработав один года женщина уволилась и с этого времени больше нигде не работала.

Писать Петрушевская начала рано. Публиковала заметки в газетах «Московский комсомолец», «Московская правда», журнал «Крокодил», газета «Неделя». Первыми опубликованными произведениями оказались рассказы «История Клариссы» и «Рассказчица», появившиеся в журнале «Аврора» и вызвавшие резкую критику в «Литературной газете». В 1974 году там же напечатан рассказ «Сети и ловушки», затем «Через поля».

Пьеса «Уроки музыки» поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ. Однако после шести спектаклей ее запретили, затем театр перешел во Дворец Культуры «Москворечье», и «Уроки» снова запретили весной 1980 году. Пьесу напечатали в 1983 году в брошюре «В помощь художественной самодеятельности».

Людмила Стефановна является общепризнанным литературным классиком, автором множества прозаических произведений, пьес и книг для детей среди которых и знаменитые «лингвистические сказки» «Пуськи бятые», написанные на несуществующем языке. Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом. Входит в Баварскую академии искусств

В 1996 году в издательстве «АСТ» вышло ее первое собрание сочинений. Ею также написаны сценарии для анимационных фильмов «Лямзи-Тыри-Бонди, злой волшебник», «Все непонятливые», «Краденое солнце», «Сказка сказок», «Кот, который умел петь», «Заячий хвостик», «От тебя одни слезы», «Поросенок Петр» и первая часть фильма «Шинель» в соавторстве с Юрием Норштейном.

Не ограничиваясь литературой играет в собственном театре, рисует мультфильмы, делает картонных кукол и читает рэп. Участник проекта «Сноб», единственного в своем роде дискуссионного, информационного и общественного пространства для людей, проживающих в разных странах, с декабря 2008 года.

Всего напечатано больше десяти детских книжек Петрушевской. Ставятся спектакли: «Он в Аргентине» в МХТ имени Чехова, пьесы «Любовь», «Чинзано» и «День рождения Смирновой» в Москве и в разных городах России, проходят выставки графики в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени Пушкина, в Литературном музее, в музее Ахматовой в Петербурге, в частных галереях Москвы и Екатеринбурга.

Людмила Петрушевская выступает с концертными программами под названием «Кабаре Людмилы Петрушевской» в Москве, по России, за рубежом: в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште, в Пуле, Рио-де-Жанейро, где исполняет шлягеры ХХ века в своем переводе, а также песни собственного сочинения.

Также Петрушевская создала «Студию ручного труда», в которой самостоятельно рисует мультфильмы с помощью мышки. Сделаны фильмы «Беседы К.Иванова» совместно с Анастасией Головань, «Пенсне», «Хоррор», «Улисс: ехали-приехали», «Где ты» и «Муму».

Параллельно Людмила Стефановна основала маленький театр «Кабаре одного автора», где исполняет со своим оркестром лучшие песни ХХ века в собственных переводах: «Лили Марлен», «Опавшие листья», «Чаттануга».

В 2008 году Фонд «Северная Пальмира» совместно с международной ассоциацией «Живая классика» организовали Международный Петрушевский фестиваль, приуроченный к 70-летию со дня рождения и к 20-летию со дня выхода первой книги Людмилы Петрушевской.

В свободное время Людмила Стефановна увлекается чтением книг философа Мераба Мамардашвили и писателя Марселя Пруста.

В ноябре 2015 года Петрушевская стала гостьей III Дальневосточного театрального форума. На сцене Чехов-центра поставлен спектакль «День рождения Смирновой» по ее пьесе. Непосредственно приняла участие в детском концерте «Поросенок Петр приглашает». Под аккомпанемент группы «Джаз тайм» исполняла детские песни и читала сказки.

В Москве 4 февраля 2019 года в десятый раз прошли финальные дебаты и награждение победителей литературной премии «Нос». «Приз критического сообщества» выиграла Людмила Петрушевская за работу «Нас украли. История преступлений».

Награды и Премии Людмилы Петрушевской

Лауреат Пушкинской премии фонда Тепфера (1991)

Лауреат премий журналов:

«Новый мир» (1995)
«Октябрь» (1993, 1996, 2000)
«Знамя» (1996)
«Звезда» (1999)

Лауреат премии «Триумф» (2002)
Лауреат государственной премии России (2002)
Лауреат Бунинской премии (2008)
Литературная премия имени Н.В. Гоголя в номинации «Шинель» за лучшее прозаическое произведение: «Маленькая девочка из Метрополя», (2008)
Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези - World Fantasy Award (WFA) - за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году. Сборник Петрушевской «Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребенка: Страшные рассказы» (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor’s Baby) разделил премию с книгой избранных новелл американского писателя Джина Вулфа).

Сказка с тяжелым концом.

Сборники рассказов и повестей

Бессмертная любовь.- М.: Московский рабочий, 1988, тир. 30 000, обложка.
Бал последнего человека. - М.: Локид, 1996. 26 000 экз.
2008 - Пограничные сказки про котят. - СПб.: Амфора. - 296 с.
2008 - Черная бабочка. - СПб.: Амфора. - 304 с.
2009 - Два царства. - СПб.: Амфора. - 400 с.
2009 - Истории из моей собственной жизни. - СПб.: Амфора. - 568 с.

Дискография

2010 - сольный альбом «Не привыкай к дождю» (в виде приложения к журналу «Сноб»)
2012 - сольный альбом «Сны о любви» (в виде приложения к журналу «Сноб»)

Фильмография

Сценарии

1974 «Лечение Василия» Веселая карусель № 6
1976 «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», реж. М. Новогрудская.
1976 «От тебя одни слезы» реж. Владимир Самсонов
1978 «Краденое солнце», реж. Натан Лернер
1979 «Сказка сказок», реж. Юрий Норштейн.
1981 «Шинель», реж. Юрий Норштейн.
1984 «Заячий хвостик», реж. В. Курчевский.
1987 «Все непонятливые» реж. Натан Лернер
1988 «Кот, который умел петь», реж. Натан Лернер.

Родилась 26 мая 1938 года в Москве. Ее дедом был известный лингвист, профессор-востоковед Николай Яковлев (1892-1974).

Семья будущей писательницы подверглась репрессиям, во время Великой Отечественной войны она жила у родственников, после войны - в детдоме под Уфой. Позже переехала в Москву, где окончила школу.

Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств.

С 1972 года была редактором на Центральной студии телевидения.

Первый рассказ «Такая девочка» Людмила Петрушевская написала в 1968 году (опубликован через 20 лет в журнале «Огонек»).

В 1972 году в журнале «Аврора» были напечатаны ее рассказы «История Клариссы» и «Рассказчица». В 1974 году в этом же издании были опубликованы рассказы «Сети и ловушки» и «Через поля».

В 1977 году Петрушевская была принята в Союз писателей СССР, но ее произведения редко печатались. К 1988 году было опубликовано семь рассказов, детская пьеса «Два окошка» и несколько сказок.

Первые пьесы Петрушевской были замечены самодеятельными театрами. Пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ и вскоре запрещена. Постановка пьесы «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове.

Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы. Одноактная пьеса «Любовь» вышла в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» была поставлена в «Современнике», а «Московский хор» - во МХАТе.

С 1980-х годов стали публиковаться сборники ее пьес и прозы: «Бессмертная любовь: Рассказы» (1988), «Песни XX века: Пьесы» (1988), «Три девушки в голубом: Пьесы» (1989), «По дороге бога Эроса: Проза» (1993), «Тайны дома: Повести и рассказы» (1995), «Дом девушек: Рассказы и повести» (1998).

Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом. В 2017 году она представила свои новые книги «Странствия по поводу смерти» и «Никому не нужна. Свободна», а также сборник «Про нашу прикольную жизнь. Сти-хи-хи».

В 2018 году ее роман «Нас украли. История преступлений» вошел в длинный список премии «Большая книга». Повесть «Маленькая девочка из Метрополя» - в шорт-лист премии Союза критиков США.

В 2018 году вышли книги писательницы «Волшебные истории. Новые приключения Елены Прекрасной» и «Волшебные истории. Завещание старого монаха».

По сценариям Петрушевской был поставлен ряд фильмов и фильмов-спектаклей: «Любовь» (1997), «Свидание» (2000), «Московский хор» (2009) и др.

Мультипликационный фильм «Сказка сказок» по совместному сценарию Людмилы Петрушевской и Юрия Норштейна признан лучшим анимационным фильмом всех времен и народов по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд (Лос-Анджелес, США).

По сценариям Петрушевской созданы мультфильмы «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник» (1976), «Краденое солнце» (1978), «Заячий хвостик» (1984), «Кот, который умел петь» (1988), «Куда идут животные (из альманаха „Веселая карусель №34“)» (2012).

С 2008 года писательница выступает и как певица с программой «Кабаре Людмилы Петрушевской» со своим оркестром «Керосин».

В 2010 году Петрушевская представила свой первый сольный альбом «Не привыкай к дождю».

Людмила Стефановна Петрушевская (родилась 26 мая 1938 г. в Москве) - известная российская писательница (прозаик, драматург).

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года - редактором на Центральной студии телевидения.

Пишет рассказы с середины 1960-х гг. Первой публикацией принято считать два рассказа, опубликованных в 1972 г. журналом «Аврора», хотя ещё в ноябре 1971 г. в журнале «Пионер» появились сказки «Говорящий самолёт» и «Чемодан чепухи». С середины 1970-х пишет также драматургические произведения, сразу привлекшие внимание постановщиков сочетанием бескомпромиссного реализма с художественной насыщенностью. Первые постановки прошли в студенческих театрах: пьеса «Уроки музыки» (написана в 1973) была поставлена в 1979 г. Романом Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также Вадимом Голиковым в театре-студии ЛГУ. С 1980-х гг. произведения Петрушевской перешли в профессиональные театры, начиная с пьесы «Любовь» (написана в 1974), поставленной Юрием Любимовым в Театре на Таганке в 1981-82 гг.

Начиная с 1983 г., когда выходит первая книга Петрушевской (сборник пьес, совместный с Виктором Славкиным), её произведения, как прозаические, так и драматические, публикуются всё чаще, в особенности в период Перестройки и последующие годы. Острота художественного материала, умелое использование элементов разговорного языка, непривычный уровень правдивости в описаниях быта, парадоксально переплетающихся порой с элементами сюрреализма - всё то, что вызывало подозрительность и неприятие у цензоров и редакторов брежневского времени, - теперь выдвигало Петрушевскую в число первых фигур российской литературы, вызывая одновременно вокруг её произведений жаркую полемику, временами переходящую в идейную конфронтацию.

Впоследствии споры утихают, однако как драматург Петрушевская продолжает оставаться востребованной. Спектакли по её пьесам шли на сценах МХАТа, петербургского Малого драматического театра, театра им. Ленинского комсомола и многих других театров в России и за рубежом. По её произведениям поставлен также ряд телеспектаклей и мультипликационных фильмов, среди которых особо следует выделить «Сказку сказок» Юрия Норштейна. Книги Петрушевской переведены на английский, итальянский, немецкий, французский и др. языки.

Склонность к эксперименту не покидает Петрушевскую на всём протяжении творческого пути. Она использует смешанные формы повествования, изобретает собственные жанры («Лингвистические сказочки», «Дикие животные сказки» и другие циклы мини-рассказов), продолжает художественное исследование разговорного языка, пишет поэтические произведения. Осваивает и другие роды искусства: живопись и графику (многие книги Петрушевской иллюстрированы её рисунками), выступает с исполнением песенных композиций на собственные тексты.

Фантастическое в творчестве Людмилы Петрушевской

Во многих произведениях Петрушевской использованы различные виды фантастического. В пьесах часто используются приёмы сюрреализма и театра абсурда (например, «Квартира Коломбины», 1988; «Мужская зона», 1992). В прозе нередки элементы мистики; писательницу особо интересует граница между жизнью и смертью, которую в её произведениях персонажи пересекают как в том, так и в другом направлении, переходя из нашего мира в потусторонний (мениппеи) и наоборот (рассказы о привидениях). Самое крупное из произведений Петрушевской, роман «Номер один, или В садах других возможностей» (2004) - сложное по форме повествование с переселением душ, путешествием в загробный мир и описанием шаманских практик вымышленного северного народа. Названием «В садах других возможностей» писательница пользовалась и раньше, обозначая им в своих публикациях разделы наиболее фантастических произведений. Не чужда Петрушевской социальная фантастика («Новые Робинзоны», 1989; «Гигиена», 1990) и даже авантюрно-приключенческая («Чарити», 2009).

Петрушевская пользуется также широкой известностью, как автор множества сказок, бытовых и волшебных, как обращённых преимущественно к детям, так и пригодных, скорее, для взрослого читателя или же с неопределённым возрастным адресатом.

Людмила Петрушевская была членом Союза писателей СССР (с 1977 г.), членом творческого совета журнала «Драматург», редколлегии журнала «Русская виза» (с 1992 г.). Член Русского ПЕН-центра, академик Баварской академии искусств.

Отмечена Пушкинской премией фонда А. Тёпфера (1991), премиями журналов «Октябрь» (1993, 1996, 2000), «Новый мир» (1995), «Знамя» (1996), им. С. Довлатова журнала «Звезда» (1999), премией «Триумф» (2002), Государственной премией России (2002), премией фестиваля «Новая драма» (2003).

У Людмилы Стефановны трое детей: два сына и дочь. Живёт в Москве. Муж, Борис Павлов, скончался в 2009 г.

Петрушевская Людмила Стефановна - прозаик, драматург, поэт, сценарист, автор акварелей и монотипий, художница и режиссер восьми собственных анимационных фильмов («Студия ручного труда»), композитор и певица, создатель бродячего театра «Кабаре Людмилы Петрушевской».
Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье студентов ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории). Внучка лингвиста, профессора-востоковеда Н. Ф. Яковлева. Мама, Валентина Николаевна Яковлева, впоследствии работала редактором, отец, Стефан Антонович Петрушевский, которого Л.С. почти не знала, стал доктором философии.
Л.С., чья семья подверглась репрессиям (трое расстрелянных), пережила тяжелейший голод во время войны, жила у родственников, которым не давали работы (как членам семьи врагов народа), а также –после войны- в детдоме для детей-инвалидов и туберкулезников, переживших голод, под Уфой. Кончила школу в Москве с серебряной медалью, получила диплом на факультете журналистики МГУ.

Писать начала рано, публиковала заметки в газетах («Московский комсомолец», 1957 г., «Моск. правда», 1958 г., журнал «Крокодил» 60-й г., газета «Неделя», 1961 г.), работала корреспондентом Всесоюзного радио и журнала «Кругозор». Первый рассказ написала в 1968 г. («Такая девочка», опубликованный спустя 20 лет в журнале «Огонек»), и с этого момента писала уже в основном прозу. Рассылала рассказы в разные журналы, их возвращали, откликнулась только ленинградская «Аврора». Первыми опубликованными произведениями там были рассказы «История Клариссы» и «Рассказчица», появившиеся в 1972 году в журнале «Аврора» и вызвавшие резкую критику в «Литературной газете». В 1974 году там же был напечатан рассказ «Сети и ловушки», затем «Черезх поля». Всего к 1988 году было опубликовано только семь рассказов, одна детская пьеса («Два окошка») и несколько сказок. Вступив в Союза писателей в 1977 году, Л.П зарабатывала переводами с польского, статьями в журналах. В 1988 году обратилась с письмом к Горбачеву, письмо послали для ответа в Союз писателей. И секретарь Союза писателей Ильин помог с публикацией первой книги («Бессмертная любовь», 1988 год, издательство «Московский рабочий», тираж тридцать тысяч).
Пьеса «Уроки музыки» была поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ, после 6 спектаклей ее запретили, затем театр перешел в ДК «Москворечье», и «Уроки» снова запретили весной 1980 г (пьеса была напечатана в 1983 году в периодическом издании, в брошюре «В помощь художественной самодеятельности», тиражом в 60 тыс экземпляров).
Людмила Петрушевская - автор множества прозаических произведений и пьес, книг для детей. Ею также написаны сценарии для анимационных фильмов «Лямзи-Тыри-Бонди, злой волшебник» (1976), «Все непонятливые» (1976), «Краденое солнце» (1978), «Сказка сказок» (1979, совм. с Ю. Норштейном), «Кот, который умел петь» (1988),»Заячий хвостик», «От тебя одни слезы», «Поросенок Петр» и первая часть фильма «Шинель» (в соавторстве с Ю.Норштейном).
Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, её драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.
Лауреат Международной премии «Alexandr Puschkin» (1991, Гамбург), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2002), Независимой премии «Триумф» (2002), Бунинской премии, Театральной премии имени Станиславского, Всемирной премии фэнтези (World Fantasy Award) за сборник «Жила-была женщина, которая пыталась убить ребёнка своей соседки», юмористической премии «Малый Золотой Остап» за сборник «Дикие животные сказки» и др.
Академик Баварской академии искусств.

В 1991 году с февраля по август была под следствием по факту оскорбления президента М. С. Горбачева. Поводом послужило письмо в Литву после ввода в Вильнюс советских танков, перепечатанное в Вильнюсе и переведенное в ярославской газете «Северная пчела». Дело было закрыто в связи с отставкой президента.
В последние годы выходят ее книги – проза, поэзия, драматургия, сказки, публицистика, напечатано больше 10 детских книжек, ставятся спектакли – «Он в Аргентине» в МХТ им. Чехова, пьесы «Любовь», «Чинзано» и «День рождения Смирновой» в Москве и в разных городах России, проходят выставки графики (в ГМИИ им. Пушкина, в Литературном музее, в музее Ахматовой в Петербурге, в частных галереях Москвы и Екатеринбурга). Л.Петрушевская выступает с концертными программами под названием «Кабаре Людмилы Петрушевской» в Москве, по России, за рубежом – в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште, в Пуле, Рио-де-Жанейро, где исполняет шлягеры ХХ века в своем переводе, а также песни собственного сочинения.
Начала продажу своих акварелей и монотипий – через Интернет - в пользу детского дома для подростков-инвалидов в Порхове под Псковом. Там живут больные ребята, которых Благотворительное общество «ПРОБО Росток» спасло от пребывания в старческом доме инвалидов-психохроников, куда их отправляют в 15 лет после детских домов – на всю жизнь. Ребят обучают педагоги, они привыкают к самостоятельности, выращивают овощи, занимаются рукоделием, домашним хозяйством и т.д. Сейчас тяжелое время, им надо помочь.

Вконтакте

Одноклассники

Имя : Людмила Петрушевская (Lyudmila Petrushevskaya)

Знак зодиака : Близнецы

Возраст : 80 лет

Место рождения : Москва, Россия

Деятельность : писатель, драматург, сценарист, певица

Семейное положение: вдова

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать обычным писателем, ее произведения проникают глубоко в детские и взрослые души… Это человек с необычной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед еще одним поворотом судьбы.

Продолжительное время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», так как они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в знамениты театрах на всем постсоветском пространстве, она открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Людмила Стефановна Петрушевская появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его супруга являлась редактором. Во время войны Людмила какое-то время была в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, активный участник борьбы с неграмотностью, длительное время придерживался такого мнения, чтоб маленькую внучку Людмилу не учили читать. Ярый сторонник марризма сильно переживал разгром этой теории Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и, согласно неофициальным данным, в связи с этим у ученого начало развиваться психическое заболевание.

Людмила Стефановна отлично знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его являлись декабристами, один из которых умер в ссылке в психиатрической лечебнице.

Еще в начале двадцатого века в семье Петрушевских появилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детские годы никогда не думала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская на самом деле занималась в оперной студии, однако стать оперной дивой ей было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из российской столицы в Куйбышев, с собой семья смогла взять только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка, еще не умея читать под строгим запретом своего деда, с любопытством рассматривала газеты, с помощью которых и выучила буквы, а впоследствии уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Людмилы Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она предпочла остановить свой выбор на лингвисте Яковлеве.

Когда завершилась война, Людмила приехала в Москву и поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. По окончании она устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а потом устроилась на Всесоюзное радио, где вела программу «Последние известия».

В возрасте 34 лет Петрушевская стала редактором на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах типа «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую начали писать жалобы, спустя год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Еще будучи студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, однако о карьере литератора не задумывалась и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» первый раз был опубликован небольшой лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы Петрушевской датируется только второй половиной восьмидесятых годов.

Несмотря на это творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Григорьевич Виктюк на сцене дома культуры «Москворечье» представил пьесу «Уроки музыки», которая была написана еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Васильевич Эфрос похвалил работу, однако сказал, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию Советского Союза. И Эфрос был, как обычно, прав. Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театром, основанным студентами Львовского политеха, была поставлена пьеса «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в восьмидесятых годах: сначала столичный драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позже в «Современнике» показали «Квартиру Коломбины».

Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, однако они по-прежнему не публиковались, так как отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа СССР.

Прозаические произведения Людмилы Стефановна оказались логическим продолжением драматургии. Все творчество Петрушевской складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка становится зрелой женщиной, а позднее превращается в умудренную даму.

В 1987 году вышел сборник Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь», за который через 4 года писательница получила премию имени Пушкина в Германии.

В девяностые годы писательница стала писать сказки для различных возрастных групп. По мотивам многих из них впоследствии были сняты мультфильмы. Продолжала писать Людмила Петрушевская также и в 2000-х годах. Теперь ее произведения нормально проходили публикацию, а почитатели наслаждались творчеством любимой писательницы.

В 2007 году в Санкт-Петербурге появился сборник «Московский хор», в который вошли такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Через год прошла премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интересным фактом в биографии Людмилы Петрушевской был спор о том, не ее ли профиль стал прототипом известного ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И на самом деле, если внимательно приглядеться на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна говорила об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн называет другую версию создания своего героя.

Утонченная, постоянно занятая искусством Людмила связала свою жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.

В 2009 году у писательницы умер муж, однако у нее осталось 3-е детей: Кирилл, Федор и Наталья. Сыновья писательницы стали журналистами, а дочь остановила свой выбор на музыке.

Параллельно с литературной работой Людмила Стефановна основала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» писательницы вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали» и остальные произведения.

Помимо этого, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги отправляет детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы состоялась в мае прошлого года. Наиболее щедрым покупателям достались работы Петрушевской с автографом.

Библиография

1989 – «Три девушки в голубом»
1995 – «Тайна дома»
2001 – « Время Ночь Мост Ватерлоо»
2001 – «Чемодан чепухи»
2002 – «…Как цветок на заре»
2002 – «Где я была»
2002 – «Случай в Сокольниках»
2002 – «Приключения поросёнка Петра Черное пальто»
2003 – «Невинные глаза»
2003 – «Незрелые ягоды крыжовника»
2005 – «Город Света: волшебные истории»
2006 – «Маленькая девочка из “Метрополя”»
2006 – «Пуськи бятые»
2006 – «Квартира Коломбины»
2008 – «Черная бабочка»
2012 – «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»