Чеховские записи к исследованию врачебное дело. Антон чехов - дневниковые записи

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

Задание 21

1) В развитых западных странах для получения образования достаточно одного желания.

2) Только выпускники государственных школ являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

3) В негативном, во зле люди более изобретательны, чем в позитивном.

4) Планку требований к себе необходимо поддерживать за счёт духовного роста, игнорируя, к примеру, манеру одеваться.

5) Мы обязаны пересмотреть отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне.

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.



(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой - это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной блузкой и туфлями.



(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное - красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос* )

* Лариса Григорьевна Матрос - юрист по профессии, доктор философии,

писатель, литературный критик.

Задание 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 4−7 представлено рассуждение.

2) В предложениях 1−3 перечислены последовательные события.

3) Предложения 15−19 объясняют содержание предложения 14.

4) В предложениях 28−29 представлено рассуждение.

5) В предложении 1-3 представлено описание.

Задание 23

Какое слово употреблено в тексте в переносном значении?

Выпишите это слово .

развернулась (предложение 1)

афоризм (предложение 15)

встретишь (предложение 23)

блузка (предложение 27)

Задание 24

Среди предложений 4−9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 25

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Чтобы подчеркнуть неоднозначность и злободневность поднимаемой проблемы, её многогранность, Л. Г. Матрос использует приём - (А)_____ (предложения 2-3), а также синтаксическое средство - (Б)_____ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)_____ (предложения 16-20), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём - (Г)_____ («потому» в предложениях 19, 20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Задание 50 #4145

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

“Государственная Третьяковская галерея отражает развитие русского искусства начиная с XI века” - первая мысль. Основа - “Государственная Третьяковская галерея отражает”.

“коллекция которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений ” - вторая мысль. Основа - “коллекция насчитывает”.

Две мысли = два предложения. Второе предложение находится внутри первого, поэтому ставим две запятые: в номерах 1 и 4.

Ответ: 14

Задание 51 #4146

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чеховские записи к исследованию “Врачебное дело в России” (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Чеховские записи к исследованию “Врачебное дело в России” были опубликованы только после смерти писателя” - первая мысль. Основа - “записи были опубликованы”.

“работа над которым началась в 1884 году ” - вторая мысль. Основа - “работа началась”.

Две мысли = два предложения. Второе предложение находится внутри первого, поэтому ставим две запятые: в номерах 1 и 3.

Союзное слово “которым” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 13

Задание 52 #4147

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Из сеней дверь вела прямо на кухню” - первая мысль. Основа - “дверь вела”.

“к левой стене которой прилепилась одним боком большая русская печь” - вторая мысль. Основа - “прилепилась печь”.

Союзное слово “которой” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 1

Задание 53 #4148

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“В печати не раз появлялись статьи” - первая мысль. Основа - “появлялись статьи”.

Две мысли = два предложения. Они идут подряд, и поэтому запятая стоит только на месте цифры 1.

Союзное слово “которых” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 1

Задание 54 #4091

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но когда он начал говорить тем же трогательным голосом (1) и с теми же чувствительными интонациями (2) с которыми он обыкновенно диктовал нам (3) его красноречие подействовало сильнее всего на него самого.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Его красноречие подействовало сильнее всего на него самого” - первая мысль. Основа предложения - “красноречие подействовало”.

“Но когда он начал говорить тем же трогательным голосом и с теми же чувствительными интонациями” - вторая мысль. Основа - “он начал говорить”.

Однако у придаточного предложения с союзом “когда” есть собственное придаточное с союзным словом “который”. Это третья мысль: “с которыми он обыкновенно диктовал нам”. Основа - “он диктовал”.

Три мысли = три предложения. Все они расположены последовательно, поэтому нужно поставить две запятые.

Ответ: 23

Задание 55 #4092

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Впечатление (1) которое он произвёл на меня (2) и чувство (3) которое возбудил (4) никогда не умрут (5) в моей памяти.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Впечатление и чувство никогда не умрут в моей памяти” - первая мысль. Основа предложения - “впечатление и чувство не умрут”.

“которое он произвёл на меня” - вторая мысль. Основа - “он произвёл”.

Однако здесь есть и третья мысль: “которое возбудил”, которая выражена усечённой основой “возбудил”.

Три мысли = три предложения.

Вторая и третья мысли находятся внутри первой, относятся к разным членам предложения и разделены отрывком первой мысли, поэтому каждое придаточное должно с обеих сторон быть выделено запятыми.

Ответ: 1234

Задание 56

Три мысли = три предложения. Здесь придаточное предложение с союзом “когда”, имеет собственное придаточное, они расположены последовательно и находятся внутри главного, поэтому запятых должно быть три.

ЕГЭ-2018

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором - деятельность человека.

2) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.

4) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

С другой стороны,

Напротив,

Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ , -я, м.

1) Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.

2) Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок - п. северной флоры.

3) Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.

4) Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нажИвший

Отрочество

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

нет ТУФЕЛЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства. 2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов. 3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии. 4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря. 5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова. 6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики. 7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». 8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей. 9) Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции
A Б В Г Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

см..риться

г..ристая (местность)

взр..стить

комп..нент

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..душный, и..пугать

под..ём, об..явление

об..грел, з..бросил

под..брал, н..правил

об..рвать, н..верху

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

рубаш..чный

худ..нький

никел..вый

беззастенч..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

беспоко..шься

вывал..шь

движ..мый

бор..шься

раскле..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.

Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.

Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.

В рассказе И. С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой - солнечный и яркий.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В. М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.

Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.

2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.

4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.

5) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.

16. Расставьте все знаки препинания:

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Мать Лизы, Анна Сергеевна, посмеивавшаяся над Паулем, пришла в ужас, когда дочь назвала Пауля своим женихом.

2) Последние слова погибшего в сражении Пауля Сеппа были адресованы его возлюбленной девушке Лизе: «Прощай, милая».

3) Провожая шестнадцать человек, призванных на войну, жители эстонской деревушки Орго плакали и вели себя, как на траурной церемонии.

4) Бубенчиков и Козовалов были преисполнены гордости за то, что им предстоит встать на защиту Родины, пополнив число новобранцев.

5) Лиза была настроена поехать за отправлявшимся служить Паулем, чтобы стать сестрой милосердия и при первой возможности обвенчаться с ним.

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

- (8)А я во Францию, - говорил Бубенчиков, - и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)ИзОрго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы - и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, - он держал шляпу в руке, - и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? - спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу* )

* Фёдор Сологуб (1863-1927) - русский поэт, писатель, драматург, публицист.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 3.

2) Предложения 15–18 содержат элементы описания.

3) В предложениях 32–34 представлено рассуждение.

4) В предложениях 38–40 представлено повествование.

5) Предложения 51–53 содержат описание.

23. Из предложений 64–72 выпишите книжное слово со значением «злобно, насмешливо, язвительно».

24. Среди предложений 64-72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. Описывая события, происходившие летом 1914 года в эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое средство выразительности - (А)________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились... звуки» в предложении 48) и (В)________ («ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69), на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, - (Г)________ («точно рыцарь своей даме» в предложении 63, «точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), - несмотря на сарказм, с которым это произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) гипербола

7) фразеологизм

9) односоставные неопределённо-личные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Исследовательская работа по литературе на тему:

«Образ врача в произведениях А.П.Чехова»

Выполнила: Кудряшова К. К. Проверила: Шакирова Г.М.

План исследования

Цель исследования: определение роли профессии врача в жизни и творчестве А.П. Чехова.

Задачи исследования:

1. Почему А.П. Чехов выбрал эту профессию.

2. Как А.П. Чехов относился к профессии врача.

3. Медицина и литература в жизни Чехова.

Гипотеза: изображенные образы врачей в произведениях Чехова носят положительный характер.

Объект исследования – профессия врача в жизни и творчестве А.П. Чехова.

Предмет исследования – рассказы Чехова.

Для последовательного выполнения исследования мною были намечены следующие этапы:

I. Изучение теоретического материала, специальной и художественной литературы;

II. Опрос представителей врачебной профессии с целью выяснения правильности сделанного ими выбора;

III. 1. Анкетирование представителей врачебной деятельности (приложение 1)

2. Общее анкетирование школьников 5-11 классов(приложение 2)

Введение

Слово о писателе.

Антон Павлович Чехов был не только русским писателем, общепризнанным классиком мировой литературы, но и почётным академиком Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900-1902), одним из самых известных драматургов мира, а так же врачом.

За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев.

"У меня в детстве не было детства". Детство и юность писателя.

Отец - торговец в лавке, но большой любитель музыки, рисования, регент церковного хора. Когда, после смерти отца, семья уезжает в Москву, Антон остается один в Таганроге. Об этих годах А. П. Чехов писал Суворину: "Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности - только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот молодой человек, выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая".

Медицина в жизни А. П. Чехова
Чехов-студент

Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета в 1879 году. Студенческие годы Чехова были насыщены учебными занятиями, работой в клиниках под руководством выдающихся деятелей науки. У Богданова, Снегирёва и Склифосовского Чехов получил отличные оценки. Задуманная будущим врачом в студенческие годы научная работа «История полового авторитета» несёт на себе следы страстного увлечения Дарвином, пропагандистом которого был профессор Тимирязев. Излагая брату подробный план предполагаемой исследовательской работы, Чехов писал, что хочет воспользоваться приёмами Дарвина, которые ему “ужасно нравятся”. Солидарность с Тимирязевым будущий врач высказал в фельетоне «Фокусники», направленном против профанации науки, против неряшливости в приёмах научного исследования.На последнем курсе Чехов-студент разрабатывает тему «Врачебное дело в России», где, собирая материалы, обнаруживает научную тщательность и точность, навыки систематизации, умение найти направляющую цель.

Таким образом, пребывание писателя на медицинском факультете Московского университета - это не просто биографическая деталь, а весьма существенный этап в развитии мировоззрения и морального облика Чехова - врача, писателя, наконец, человека, которому, наверное, полностью соответствуют слова Пьера Крюи, французского учёного-бактериолога XX века: “Медицина - это любовь, иначе она ничего не стоит”.

В 1884 году А.П. Чехов окончил медицинский факультет Московского университета, решив посвятить себя врачебному искусству.

Врачебная деятельность А. П. Чехова

Свою практическую врачебную деятельность Антон Павлович начал в знакомой ему Чикинской земской больнице; некоторое время он заведовал Звенигородской больницей, замещая ушедшего в отпуск врача этой больницы С. П. Успенского. Из Звенигорода он писал Н. А. Лейкину, что волею судеб исправляет должность земского врача. Полдня занят приёмом больных (30-40 человек в день), остальное время отдыхает. Однако много отдыхать Чехову не приходилось, так как он не только принимал больных в земской больнице, но и исполнял должность уездного врача, выезжал с судебным следователем на вскрытия, исполнял поручения местной администрации, выступал экспертом на суде.

В период своей врачебной деятельности в Воскресенске и Звенигороде, а затем и в Бабкине Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения - крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. В гуще этой жизни писатель почерпнул сюжеты для рассказов "Беглец", "Хирургия", "Мёртвое тело", "Сирена", "Дочь Альбиона", "Налим", "Ведьма" и др.

Бабкинский период - счастливое время жизни писателя. Три года подряд (1885-1887) жил он здесь с семьёй в летние месяцы.К Чехову обращались пациенты с самыми различными заболеваниями, что вообще было характерно для работы земского врача. Так провёл Чехов три года в Бабкине.

Лето 1888 и 1889 гг. он проводит в имении у Линтварёвых недалеко от г. Сум Харьковской губернии. Чехов едет туда отдыхать, однако твёрдо намерен заниматься и медицинской практикой. В Луках у Линтварёвых, как и в Бабкине, Чехов ежедневно отдавал врачебной работе по нескольку часов.

В 1890 г. Чехов едет на остров Сахалин. В этой его поездке и в работе на острове сказались лучшие черты Чехова-писателя, врача, гражданина. Поселившись в 1892 г. в своём имении в Мелихове, Чехов установил регулярный приём больных.

Он и врач, принявший в течение 1892 г. до 1000 больных, он и организатор борьбы с эпидемией, и активный участник уездного санитарного совета, причём, по свидетельству Куркина, не пропустил ни одного его заседания. Близкое знакомство Чехова с земскими врачами дало возможность Чехову писателю отразить их жизнь в ряде замечательных произведений - в рассказах "Враги", "Неприятность", "Княгиня", в пьесе "дядя Ваня" и др.

В своих же произведениях («Именины», «Припадок» и других) он стремился к сочетанию жизненной правды и научных данных. “Не сомневаюсь, - писал доктор Чехов в автобиографии, - что занятия медицинскими науками... значительно расширили область наблюдений, обогатили меня знаниями”.Жизненному опыту и наблюдениям Чехова-студента обязаны появлением такие литературные произведения, как «Беглец», «Мёртвое тело», «Сельские эскулапы», «Хирургия», «Неприятность», «По делам службы» и другие.

Переехав из-за болезни в Ялту (писатель был уже тяжело болен туберкулёзом), Антон Павлович оставил врачебную практику, но продолжал активно интересоваться достижениями медицины, читал специальные журналы. Медицина теперь прочно вошла в художественное творчество доктора Чехова, дав прозе замечательного новеллиста объективность и точность, научно достоверное изображение различных оттенков душевного состояния героев: хорошее или подавленное настроение, чувство тревоги и страха, радости и удовольствия...

Таким образом, и в жизни, и в творчестве Чехов всегда оставался врачом.

Выбрать тему данной исследовательской работы я решила, так как врач - одна из древнейших и благороднейших профессий на Земле.

Медицинский работник в творчестве А.П.Чехова

Анализ отдельных рассказов представлен в таблице.

Произведение

Герой

Профессия

Его отношение к работе; пациентам

Отношение к нему

«Случай из практики»

Королёв

Ординатор

Увидев рыдающую некрасивую девушку, доктор проникается сочувствием к этой страдалице, которую мать, не жалея средств, лечит всю жизнь; богатство не дало этим людям счастья, радости и здоровья. Мало того, они разобщены и одиноки.

Лиза видела многих врачей, но именно к нему прониклась доверием.

«Попрыгунья»

Дымов

Служит в двух больницах: ординатором - в одной, прозектором - в другой

Простой врач, выше мира пошлости. Можно уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу.

«Служил науке и умер от науки»

«Какая потеря для науки... Это если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! какие надежды он подавал нам всем!.. Это был такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь».

«Ионыч»

Старцев Дмитрий Ионыч

Земский доктор

Он хороший врач, иначе не был бы так популярен. "Спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным".

"У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть".

"... Но все же он не бросает земского места; жадность одолела".

Остается профессионалом, но врач должен сочетать в себе профессионализм и гуманизм.

На первых порах деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, потом отвращение. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно. Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество.

«Шире шаг, маэстро!»

Солодовников

Врач сельской больницы

Разговор о трактористе, у которого язва. Солодовников, забыв, что сам отправил его в район, решил оперировать. Девушка с мениском. Опять отложили операцию, "легко согласился".

НО: в мечтах он на вершине славы. "...Работа, работа, работа. Изнуряющая. Радостная. Смелая. Подвижническая. Любовь населения. Уважение". "Надо жить крупно". Вывод: Солодовников не показан как врач

Солодовников меняется настолько быстро, что скоро будет работать не ради себя, а ради других людей. Соответственно и их отношение к нему положительно.

«Палата № 6»

Рагин

Земский доктор

Манеры мягкие, вкрадчивые.Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать, людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день.

К доктору относятся как к сумасшедшему из-за его общения с обитателем палаты №6 Громовым. В конце концов его хитростью помещают в эту палату, и он от безысходности умирает.Напохоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

«Крыжовник»

Иван Иваныч Чимша-Гималайский

Ветеринарный врач

О его врачебной деятельности ничего не сказано.

«…его слушали не один только Буркин и Алехин, но также старые и молодые дамы и военные, спокойно и строго глядевшие из золотых рам…»

«Хирургия»

Курятин

Фельдшер

В рассказе Чехов высмеивает «горе-доктора», который свое неумение, незнания прикрывает самохвальством, пустословием «.. Пустяки.. . - скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. - Хирургия - пустяки. Тут во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть...» А на самом деле фельдшер, причинив ужасные мучения дьячку, не смог вытащить зуб.

Поначалу дьячок проникается речами фельдшера, смотрит на него с благоговением. Но после того как фельдшер пытается вырвать у него зуб, уважение дьячка сменяется презрением и ненавистью.

«Душечка»

Смирнин

Полковой ветеринарный врач

Образ Смирнина выписан не так ярко.

«…ветеринарное дело в городе поставлено из рук вон плохо …» (беседа Оленьки и Смирнина).

Сначала Оленька (Душечка) жалеет его, затем любит, становясь «эхом» и «тенью» возлюбленного, затем наступает конец ситуации.

«Зеркало»

Степан Лукич

Уездный врач

Мольбы Нелли о помощи ее умирающему мужу, остаются не услышанными. Нелли силой везет доктора к мужу.

Нелли ругает врача, называет его эгоистом, говорит, что подаст на него в суд.

Таким образом, врачи в рассказах А.П. Чехова - это труженики, верные клятве Гиппократа, самоотверженно борющиеся с людскими недугами, страданиями, и люди, которые относятся к профессии врача халатно.

Каков же врач в наше время, что ценится в врачебной практике, мы узнали, проведя опрос среди мед.работников в Атняшской СВА. Опрос был проведен по вопросам (см. приложение 1).

Опрос, проведённый среди учеников 5-11 классов, дал следующий результат (см. приложение 2).

Вывод: предполагаемая гипотеза не подтвердилась - не все врачи в рассказах Чехова, рассмотренные мною, являются положительными героями. Очень радует то, что сейчас медицинские работники к своей работе относятся серьезно, с любовью (на основании опроса мед.работников в Атняшской СВА) и хотя бы такое количество детей (25%) хотят быть врачами (на основании опроса учащихся).

Чехов писал: "Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность". Он не раскаялся в выборе профессии, но за время учебы в университете опубликовал более двухсот различных материалов. Но, создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды, например, "История полового авторитета" (о взаимодействии полов на всех ступенях развития) и "Врачебное дело в России", Чехов выбирает профессию врача и...писателя. Он так и остался в русской культуре - врач-писатель и писатель-врач. Он без колебаний спешил к больному дифтерией ребенку, "ловил на хвост холеру", принимал мужиков, часто не беря ничего. И писал свои рассказы, принесшие славу настоящего писателя. И это все, несмотря на свою тяжелую болезнь. Чехов предан медицине, поэтому врач "выглядывает" из многих его рассказов.

Список используемой литературы:

    Гейзер И. М. Чехов и медицина/ И. М. Гейзер. – М.: Медгиз, 1954. – 140 с.

    Чехов, А. П . Ионыч // Рассказы / А. П. Чехов. – М. : Худож. лит., 1963

    Чехов, А. П . Палата № 6 // Собр. соч. в 12 т. / А.П. Чехов. – М. : Государственное издательство художественной литературы, 1956. – Т. 7.

    Чехов А. П . Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1974-1982.

    2) Чем является для Вас Ваша профессия?

    (единогласный ответ - «всем - источником жизни и удовольствия»)

    3) Вы никогда не жалели о выбранной профессии?

    (единогласный ответ - «нет»)

    4) Сколько лет Вы посвятили своей профессии?

    (в среднем 28 лет)

    5) Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать врач?

    (большинство анкетируемых ответило «доброта, сострадание, целеустремлённость, желание помогать людям»)

    6) Как относятся ваши друзья, близкие к тому, что Вы выбрали

    профессию мед.работника?

    (8 из 8 – « положительно, гордятся, уважают»)

    7) Как Вы думаете, изменилось ли с течением времени отношение врача к пациентам? Если да, то в чём это проявилось?

    (8 из 8 – «нет»)

    8) Как Вы думаете, изменилось ли с течением времени отношение пациентов к врачам? Если да, то в чём это проявилось?

    (5 из 8 считают, что отношение изменилось, т. е. стали относиться с большим пониманием)

    9)Если бы Вам предложили поменять профессию на другую, согласились бы?

    (8 из 8 – «нет»).

    Приложение 2.

Чехов А. П. <Дневниковые записи>: <Записи Чехова в дневнике П. Е. Чехова> // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1974-1982.

Т. 17. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. - М.: Наука, 1980 . - С. 230-232.

<ЗАПИСИ ЧЕХОВА
В ДНЕВНИКЕ П. Е. ЧЕХОВА>

Март 15 16 . Баран прыгает. Марьюшка радуется.

17. Уехал в Москву П. Г. Чехов. Днем +2. Привезли овес.

18. -1. Идет снег. Слава богу, все уехали и остались только двое: я и M-me Чехова.

19. -5. Приехали Маша и Мизинова. Ясный день.

20. -5. Ясный день. Парники готовы. Мамаше снилась коза на горшке.

21. +5. Приехал Семашко. Ели жареное вымя.

22. +6. Уехал Семашко.

23. +3. Мамаше снился гусь в камилавке. Это к добру. Больна животом Машка. Зарезали свинью.

Октябрь 8-го. Ясное утро; ходили с таксами на охоту, но барсука в норе не нашли. Вечером приезжали Семенковичи и, испугавшись пожара, уехали.

9-го. Пасмурно. П +5. Покрыли навозом спаржу. М. Р. Семашко и Маша уехали в Москву. Приехал Левитан. В [Лешине] Окшене вечером пожар.

10-го. Ут -3; сад и поле белые от изморози. Цветы померзли. Ясный день. П +15. Сажали тюльпаны. На огороде пахали [Лев<итан?>]

11. Пасмурно. П +6. Левитан уехал.

12. У +5. Мороза не было ночью. Возят из леса дрова. Тепло и ясно весь день. Покрыли соломой розы.

13. Ночью и утром было +8. Пасмурно. П +11.

Апрель 8. Послано в сберегательную кассу страховых: за 5 коров и быка 6 рублей и за 5 телков 2 рубля 50 копеек, итого 8 р. 50 к.

Май 10. Вчера вылупились птенцы в скворешнях; скворцы перестали петь. Цветут тюльпаны. Полдень +25. Приехал Миша с женой. Вечером дождь.

11. Утро пасмурно. Полдень тоже, +15. Сеют клевер. Приехал Ваня с семьей.

12. Троицын день. Ночью был сильный дождь. Утром дождь. Погода наводит уныние. +10. Полдень +17. Миша и его жена приготовили к обеду сморчки. После обеда сильный ливень с грозой.

13. Утро ясное, в 8 часов утра +20. Сев.-вост. ветер. П +27. Теплый, хороший день. Высаживали в грядки цветы. Вечером тихо, роса. Луна.

14. Тихое, безоблачное утро, +16 в тени. П +29. Обедал учитель. Звон. Господин Вареников весь день стрелял.

15. Утром тихо, пасмурно, идет дождь, +12. Пересаживали перец, томаты и баклажаны. Сеяли огурцы. П +26, солнечно. Приехал из Москвы П. Е. Чехов.

Август 20 . Утром чудесная погода. После обеда пасмурно, небольшой дождь. Тепло. Н. М. Линтварева и Т. Л. Щепкина-Куперник уехали.

21-го. С утра теплый дождь. П +30°, солнечно. К вечеру пасмурно. Луна.

22. Утром пасмурно, в полдень ясно. Приехал М. О. Меньшиков. Приезжали д-ра Витте и Соснин. Заседание у г. Варэныкова.

23. Утро +8, П +9. С утра дождь. Ездили в Угрюмово за кирпичом для школы.

24. Утро +3, после холодной ночи. Ветер. Солнечно. Уехал М. О. Меньшиков.

25. Утро +5, пасмурно; днем солнечно. Роман уехал хоронить свою жену Олимпиаду.

26. В 6 часов утра +3, холодно, трава была покрыта росой и имела белесоватый вид; к полудню потеплело, +14,

стало солнечно, тихая, ясная погода, в пруде тучами ходят караси. Грибов почти нет. Приехал И. П. Чехов.

27. Ясная, теплая погода; утром +3, но в П +24, на солнце жарко. Приносили образ Саввы Звенигородского. Приходил свящ. Виноградов, пил чай и обедал. Маша уехала в Москву. Приезжал Н. М. Ежов. В 4 часа переменилась погода, пошел дождь.

28. У +7, пасмурно, холодно. П +7. Серая, скучная погода. Уехал И. П. Чехов в 6 ч. веч. в Москву. Приехала мелиховская учительница и В. Н. Ладыженский.

29. У +5. Дождь, холодно, около трактиров грязно. (Освящали мелиховскую) Молебен в Мелиховской школе. Священник обедал у нас. В доме топили печи. П +8. [Вечером]. Был литературный вечер: Ладыженский читал свои стихи, в присутствии дачниц.

30. У +4. Сырая, промзглая погода, дождь. П +8. Опять литературный вечер.

31. У +7. Ясно, но солнце часто прячется за облака. П +17. Уехал В. Н. Ладыженский.

Сентябрь

Сентябрь 1-го. У +4. Прекрасный теплый день. П +26. Обедал свящ. Виноградов. В школе начало учения. Ушел обратно в Москву солдат Александр Кретов. Начали убирать овощи в огороде. Ночью сильный дождь.

2-го. У +11. Дождь. Появились шампиньоны.

Примечания

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

<ЗАПИСИ ЧЕХОВА В ДНЕВНИКЕ П. Е. ЧЕХОВА>

Печатается по автографу (ЦГАЛИ ).

Записи Чехова в Дневнике отца впервые опубликованы Ю. Соболевым в 1930 г. - Чехов и его среда . К ним присоединены также записи П. Е. Чехова, в которых есть имя Чехова. Этими прямыми упоминаниями на самом деле не исчерпывается, конечно, значение подневной хроники событий в Мелихове для биографии Чехова. «Календарь природы» и сельскохозяйственных работ, приезды и отъезды родных и гостей - все это отметки, которые существенно проясняют хронологическую канву жизни Чехова, уточняют датировки его писем и проч.

Сравнение записей отца и сына выявляет чеховские приемы стилизации. Чехов делал отдельные записи в отсутствие отца, сохраняя или лишь слегка утрируя его манеру, обороты речи, прибегая к свойственным Павлу Егоровичу обозначениям: П (полдень); У (утро). Но всего больше имитация летописных приемов отца сказалась у Чехова в подборе фактов, в добросовестно последовательной регистрации событий, в соединении фактов разного рода и ряда. Чеховские приемы стилизации наглядно обнаруживаются при сравнении с записями Павла Егоровича. Приводим некоторые из них (с сохранением орфографии подлинника):

«28. Снег идет. 5°+ Антоша приех.

29. То же самое. Были Потапенко и Мезинова.

30. Воскресенье. Обедню стоял в Васькино. Рыжая корова отелилась дочкою.

31. Гости уехали на 2-х санях. Увезли щенят в Москву» (январь 1894 г.).

«28. Выехал из Москвы в 3 ч. дня, В Лапасне встретили Машу и Мишу. Дорога скверная. Ехали на тройке с Романом в Мелихово приех. в 10 ¼ час. с Мишей. Ругали Земство.

29. Пруд пошел через край, затопило до терасы, вода сильная. Журавли летят на север» (март 1894 г.).

«Пасха 17. Утреня и Обедня кончилась поздно в 4 ч. Погода тихая и теплая. Мужики были давали водку. Князь и Княгиня были у нас и ужинали.

18. Редиски в изобилии. В Сокольниках стоял в обедни. Дождя нет 30 гр. на солнце. Бабы приходили дали 1 руб. Птичка влетела в комнату. Огурцы зацвели» (апрель 1894 г.).

Дневник был начат П. Е. Чеховым в ожидании покупки именья, в 1892 г., и факт этот был отмечен им: «Куплено имение Антоном при С. Мелихове. 1-го Марта вся семья наша переехала из Москвы в деревню жить». Дневник Павла Егоровича оборвался с его смертью (12 октября 1898 г.). 14 октября 1898 г. Чехов писал сестре из Ялты: «Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то житье, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».

    Сырая, промзглая погода... - Слово «промзглый» встречается и в записных книжках Чехова (см. I, 72, 6 и IV, 4, 1). Оно зафиксировано в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля; употреблялось современниками Чехова - например, в романе А. Пальма «Петербургская саранча» (см. «Новое время», 1883, № 2640, 6 июля).