Что изображено на этой картине художника григорьева. Сочинение: описание картины С

Полотно находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи и много раз экспонировалось на выставках в городах СССР и современной России, а также в Китае и США .

Григорьев говорил, что его «искания в области жанровой живописи долго оставались эмпирическими », что сначала он «всё писал с натуры и тянул много лишнего в картину», но затем «перешёл к режиссёрскому решению». Исследователи творчества художника писали о том, что по-настоящему Григорьеву впервые удалось такое решение (объединить всех персонажей единым действием, соответствующим замыслу художника-режиссёра) именно в картине «Вратарь», которая настолько продумана, «срежиссирована», что воспринимается как зарисовка непосредственно увиденного в жизни. В этом проявилось зрелое мастерство художника-жанриста. Каждой детали полотна соответствует своё символическое значение, а каждый её персонаж по-своему убедителен и уникален. Однако, несмотря на отмеченные критиками достоинства, в советское время эта картина находилась в тени двух других картин художника - «Приём в комсомол» (тот же 1949 год) и «Обсуждение двойки » (1950) .

Картина «Вратарь» создана в 1949 году. В это время Григорьев уже был профессором , заведующим кафедрой рисунка . Обращение к детской тематике художника не было случайным или первым (впервые он привлёк внимание к своим работам картиной «Дети на пляже» в 1937 году ). Григорьев ценил в детских образах непосредственность, естественность, живость реакций . Техника исполнения картины - масляная живопись по холсту . Размер - 100 × 172 сантиметров . Справа внизу находится подпись автора - «С А Григорьев 1949 г.», ещё один автограф находится на обороте полотна - «СА Григорьев 1949 год Киев » .

Картина Сергея Григорьева «Вратарь» в экспозиции Новой Третьяковки, 2017 год

Картина «Вратарь» (вместе с другой картиной Григорьева «Приём в комсомол» , 1949) была удостоена Сталинской премии II степени за 1950 год . Полотно было приобретено Государственной Третьяковской галереей на Всесоюзной выставке 1950 года у самого автора . В коллекции галереи оно находится и сейчас . Инвентарный номер - 28043. Картина была представлена на многочисленных выставках: в Москве (1951), Ленинграде (1953), на Передвижной выставке в китайских городах от Пекина до Уханя (1954-1956), в Москве (1958 и 1971, 1979, 1986-1987, 2001-2002, в «Новом Манеже» в 2002 году), в Киеве (1973, 1979), Казани (1973-1974, 1977-1978), в городах США (1979-1980), на юбилейной выставке, посвящённой 225-летию Академии художеств СССР , в Москве (1983-1984) .

В. А. Афанасьев реконструировал события, предшествовавшие сцене, запечатлённой на картине Сергея Григорьева. Группа возвращавшихся после занятий школьников устроила импровизированный футбольный матч, соорудив ворота из портфелей, сумок и беретов . За пределами изображения на картине происходит захватывающий эпизод, который приковал внимание случайных зрителей, расположившихся на штабеле свежих досок. К событиям на поле обращено внимание и долговязого белобрысого мальчика в тёмном свитере, занимающего место в воротах . А. М. Членов обращал внимание на то, что на полотне изображена ранняя осень, когда ещё тепло, но «некоторые опасливые мамаши» уже одели своих детей в пальто. Он отмечал, что художник выбрал не сцену борьбы за мяч, которая в данный момент происходит, по его оценке, в центре поля, а самый край футбольного поля .

У мальчика забинтовано правое колено, и это, по мнению О’Махоуни, - знак преданности своей команде, готовности поступиться ради неё своим здоровьем. Григорьев опирался на характерную для культуры и идеологии предвоенных лет метафору «вратарь-пограничник», доблестный защитник рубежей Родины от коварных и жестоких врагов (искусствовед Галина Карклинь отмечала, что вратарь значительно старше всех других детей, изображённых на полотне, и как ученик младшей школы с гордостью демонстрирует своё футбольное мастерство малышне ). Однако картина написана в 1949 году, и метафора , с точки зрения О’Махоуни, обрастает рядом дополнительных смыслов. Изображён пустырь на окраине города или посёлка (одновременно за городом и в непосредственной близости от него, такая «линия обороны», по мнению британского искусствоведа, - отсылка к обеим столицам, Москве и Ленинграду , у самых подступов к которым в период войны находилась линия фронта). Фон картины рассказывает о восстановлении страны - на двух зданиях видны строительные леса; вблизи, справа, ведутся экскаваторные работы; зрители сидят на досках, что также служит намёком на то, что матч проходит на строительной площадке .

Киевский художественный институт, в саду которого, по мнению А. М. Членова, происходит действие картины

В своей книге о творчестве художника Т. Г. Гурьева сделала вывод о том, что фоном изображённой на картине сцены является панорама Киева : видны Андреевская церковь над Днепром , стройки, массив домов . Искусствовед А. Членов считал, что можно точно определить и само место, где происходит матч. Это - сад Киевского художественного института, где в то время работал художник на кафедре рисунка. Именно отсюда, по мнению Членова, открывается изображённый Григорьевым вид на Андреевский собор и здания над крутыми склонами Днепра, спадающими к Подолу - нижней части Киева .

Зрители, за единственным исключением, - дети. Они смотрят, как и вратарь, за раму картины, на противника, готовящегося нанести удар. На некоторых детях - зрителях матча спортивная одежда; один мальчик стоит за вратарём и словно ассистирует ему. «Ворота» - школьные ранцы, уложенные на землю по обе стороны от вратаря. По мнению О’Махоуни, это указывает на скорее импровизированный , чем запланированный характер самого события. Среди детей, по оценке О’Махоуни, Сергей Григорьев изобразил двух девочек (в отличие от него, Афанасьев насчитывает четырёх девочек, относя к ним самого маленького ребёнка, а также персонажа в сиреневом пальто-капоре , Гурьева считает девочками троих персонажей, включая в это число персонажа в красном капюшоне ). О’Махоуни утверждает, что девочки играют на картине второстепенную роль. Одна из девочек (она одета в спортивные штаны, такие же, как у мальчиков) нянчит куклу, что говорит о ней скорее как о будущей матери, чем как о спортсменке; вторая, одетая в школьную форму , стоит за спинами других детей . Т. Г. Гурьева отмечает разнообразие и убедительность психологических характеристик детей, а также юмор художника. В отличие от Карклинь, она относит старших детей на картине к подростковому (пионерскому) возрасту . Мальчик в красном лыжном костюме широко расставил ноги и заложил за спину руки, выпятив живот, он отличается, по её мнению, спокойным, созерцательным характером (в игру «малыша» не принимают, но он сумел приобщиться к состязанию, подбирая мячи, вылетевшие за линию ворот ). Членов отмечал, что он преисполнен сознанием собственной важности, смотрит на играющих «свысока» (несмотря на малый рост), его не волнует, какая из команд одержит победу в матче . На досках сидят как более темпераментные, так и вполне спокойные болельщики. Оживлённо реагирует на игру малыш в сером капюшоне. Спокойно наблюдают за игрой девочка с куклой и школьница с красным бантом в коротко стриженых волосах. Пригнувшись и упёршись руками в колени, увлечённо следит за матчем девочка в красном капюшоне . Выражение полного безразличия к игре В. А. Афанасьев видит лишь в изображении «лопоухой собачонки» и «укутанной в тёплый платок малышки» . Молодой парень (так Гурьева оценивает взрослого персонажа картины)

сидит рядом с ребячьей мелюзгой так, как сидят только на стадионе - готовый вот-вот вскочить, полный спортивного азарта, выкриками и жестами подбадривающий игроков. Шляпа его сдвинута на затылок, ворот вышитой украинской рубахи распахнут, пиджак расстёгнут. Рука придерживает папку с бумагами, но он о них уже не помнит, как не помнит и о делах, с которыми куда-то направлялся. Увлечённый игрой, он присел «на минутку» и… забыл обо всём, целиком отдавшись переживанию игры

На картине изображён только один взрослый. О’Махоуни отмечает, что поза, в которой мужчина изображён художником, сразу обращает на себя внимание зрителя: он сидит, выставив левую ногу вперёд в направлении невидимого противника, положив руку на колено, повторяя положение рук вратаря. В свою очередь его же дублирует и маленький мальчик, сидящий слева от мужчины. Судя по одежде, мужчина не является тренером. Папка и документы в его правой руке указывают на то, что это ответственный работник некоего государственного учреждения. На лацкане его пиджака - орденские планки и ленты, указывающие на то, что он участвовал в минувшей войне. В картине он играет, по мнению О’Махоуни, роль наставника, передающего детям опыт своего поколения . А. М. Членов «узнал», по его словам, студента, молодого художника, «навёрстывающего… фронтовые годы» . В начале 1940 года сам художник был призван в ряды Красной армии . До конца 1945 года, когда он вернулся в Киев, на художественных выставках не появилось ни одного произведения, подписанного его именем. Григорьев сам неоднократно с гордостью говорил, что во время своей службы в армии он не работал в качестве художника, а участвовал в военных действиях как политработник .

О’Махоуни считает неслучайным присуждение Сталинской премии за эту картину: Григорьев подчёркивает значимость спорта в эпоху «восстановления страны и возрождения нации». На первый план выдвинута роль старшего поколения, а его знания и опыт переданы художником «как жизненно важные для превращения советской молодёжи в новых защитников СССР» .

По мнению Т. Г. Гурьевой, ландшафт написан интересно, тонко, но его недостаток - оторванность фигур переднего плана от городского пейзажа на горизонте, что создаёт ощущение некоторой искусственности, «словно фоном для живой сценки на переднем плане является театральный задник». Гурьева отмечает умелое создание художником светлого, радостного колорита, который, по её словам, передаёт влюблённость художника в жизнь, его оптимистическое настроение . Г. Н. Карклинь отмечает «ржаво-золотистый колорит тёплого ясного дня с отдельными декоративными акцентами красного» . По мнению В. А. Афанасьева, пейзаж, «исполненный задумчивой нарядности», не играет в картине доминирующей роли, он подчинён повествованию о захватывающем зрелище на импровизированном футбольном поле. Осенний пейзаж, по его словам, написан «легко и свободно». Искусствовед отмечает мягкий сдержанный колорит с преобладанием тёплого желтоватого цвета. Повышает напряжённость происходящего на полотне «обилие тактично разбросанных, тонально разнообразных пятен красного» (одежда малыша за спиной главного героя, шапочка на голове «надутой девочки», вышивка на рубахе взрослого персонажа, штанишки на девочке в капюшоне, банты у девочек и пионерские галстуки на мальчиках) . А. М. Членов отмечал, что эти пятна красного цвета уравновешены холодными тонами, к которым он относил портфели, одежду вратаря и взрослого персонажа, а также общим желтоватым колоритом листвы .

По оценке Афанасьева, во «Вратаре» Григорьеву впервые в своём творчестве удалось не только объединить большое количество персонажей единым действием, но и «срежиссировать» сцену так, что она воспринимается зрителем как зарисовка, непосредственно увиденная в жизни. Каждой детали «найдено своё место», а каждый персонаж раскрыт «по-своему убедительно» . Украинский искусствовед и литературовед Олег Килимник (укр.) отмечал, что «каждый представленный мастером детский образ чарует своей правдивостью, достоверностью, силой детской непосредственности» .

Наряду с другими картинами Григорьева «Вратарь» в современной Украине подвергался критике. В. А. Афанасьев и украинский искусствовед Л. О. Лотиш в своих статьях отмечали возникшую среди художественных критиков тенденцию представлять художника «как хитрого циника, оседлавшего кобылу соцреализма на уроках русского языка , а детальный анализ её использования даётся в книге доктора педагогических наук Л. А. Ходяковой, где картина предлагается как тема сочинения на уроке русского языка

Футбол всегда был любимой игрой миллионов мальчишек.
Они всегда старались подражать своим кумирам, обсуждали последние спортивные новости.
В каждом дворе можно встретить небольшую команду из местных ребят.
Одна из таких - изображена на картине С.
Григорьева.

Действие картины происходит в городе.
На фоне мы видим большие здания, которые напоминают театр или университет.
Судя по тому, что кустарники, изображенные на картине, желтеют, автор показал начало осени.
К этим мыслям приводит и то, что зрители одеты по-осеннему: в курточках и капюшонах.
Главное действующее лицо картины - мальчик лет одиннадцати, который очень внимательно следит за движением мяча и планирует отбить удар в его ворота от команды-соперника.
Он одет в коричневую кофту, из-под которой виден белый воротничок, серые шорты и черные ботинки.

Все болельщики также внимательно следят за игрой.
Среди них и ребята-ровесники, и маленький мальчик, и девочки, и даже мужчина средних лет в шляпе и костюме.
Рядом с ними расположился черно-белый пес.
Вряд ли он следит за ходом игры.
Скорее всего, он погружен в другие мысли.
Возможно, что это собака кого-то из болельщиков.
Они все смотрят в противоположную от мальчика сторону, откуда должен полететь мяч.
Возможно, пробивают пенальти.
Правая нога мальчика забинтована.
Рану он, скорее всего, получил на очередной тренировке.
За ним стоит другой мальчик.
Он одет в оранжевый костюм.
Возможно, его не взяли играть в команду, и он наблюдает со стороны.
Но, в отличие от других зрителей, он занял место не среди них, а сзади вратаря, прямо на поле.

Скорее всего, это место совсем не предназначено для футбола, ведь здесь нет ворот, как на настоящем футбольном поле.
Вместо них - портфели, указывающие место, где должны быть ворота.
Я думаю, что ребята собрались после уроков отдохнуть и поиграть в футбол, потому что это очень популярный вид спорта.

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Цели урока:

  • подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине;
  • закрепить умения использовать деепричастия в своей речи;
  • собрать материал для написания сочинения по картине;
  • дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

Оборудование урока:

Мультимедийная Презентация к уроку, опорный конспект.

ХОД УРОКА

Рассказ о художнике.

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.

Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Рыбачок”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.

Беседа по картине:

Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили?

(Осень. Литья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)

Где происходит действие, изображенное на картине?

(Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)

Кто является главным действующим лицом картины?

(Мальчик-вратарь)

Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

(Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)

Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

(За вратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).

Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

(Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).

Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

(Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).

Почему картина называется Вратарь?

(Вратарь - главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии).

Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

(Футбол интересен всем.
Футбол - любимый вид спорта.
Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот.)

В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует такие средства живописи как цвет, освещение, композицию.

Рассмотрим, как построена картина. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

(Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание)

Кто изображен на втором плане картины?

(Дети и молодой мужчина, при этом они расположены так, что все хорошо видны)

Что вы видите на заднем плане?

(Город, огромные здания, жилые дома)

Обратим внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря и т.д.), выясним их роль в раскрытии замысла художника.

Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

(Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.)

Нравится ли вам эта картина?

(Да, потому что на ней все изображено так как бывает в жизни. Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол.)

Словарная работа . В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек.

Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено

Словарно-стилическая работа.

1.Подберите соответствующие деепричастные обороты.

1) Мальчик шел на ворота….
2) Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить.
3) Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу.
4) ... резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить

Для справки:

Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня.

2. Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания.

(Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив.)

Составление плана описания картины.

Вначале назовем основные подтемы рассказа, например:

1) место и время действия;
2) спортсмены;
3) зрители;
4) художник и его картина.

Подчеркиваем условность названной последовательности описания и возможность иного построения рассказа, например, может начать с сообщения о художнике, потом описать спортсменов, затем зрителей, в конце - время, место действия и т. п.

После этого предлагаем превратить схему описания в план, т. е. конкретизировать каждый пункт схемы, сделать его более содержательным. В итоге такой работы ученики записывают (самостоятельно) план описания картины, например:

1 вариант

1) За домом в погожий осенний день.
2) Бесстрашный вратарь и его помощник.
3) Зрители “болеют” по-разному.
4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

2 вариант

1) Тема и основная мысль картины.
2) Описание картины С.А. Григорьева “Вратарь”:

а) на пустыре в погожий осенний день;
б) бесстрашный вратарь;
в) мальчик в красном костюме;
г) болельщики и зрители.

3) Особенности композиции картины.
4) Роль деталей в картине.
5) Колорит картины.
6) Мое отношение в картине.

Опорный конспект

Какое время года и суток изображено на картине?
Где происходит действие, изображенное на картине?
Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.
Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.
Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол?
Что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?
Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?
Кто изображен на втором плане картины?
Что вы видите на заднем плане?

Детали в картине

Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

Цели урока:

    подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине;

    закрепить умения использовать деепричастия в своей речи;

    собрать материал для написания сочинения по картине;

    дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

Оборудование урока:

Мультимедийная к уроку, опорный конспект.

ХОД УРОКА

Рассказ о художнике.

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.

Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Рыбачок”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.

Беседа по картине:

Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили?

(Осень. Литья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)

Где происходит действие, изображенное на картине?

(Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)

Кто является главным действующим лицом картины?

(Мальчик-вратарь)

Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

(Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)

Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

(За вратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).

Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

(Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).

Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

(Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).

Почему картина называется Вратарь?

(Вратарь - главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии).

Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

(Футбол интересен всем.
Футбол - любимый вид спорта.
Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот.)

В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует такие средства живописи как цвет, освещение, композицию.

Рассмотрим, как построена картина. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

(Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание)

Кто изображен на втором плане картины?

(Дети и молодой мужчина, при этом они расположены так, что все хорошо видны)

Что вы видите на заднем плане?

(Город, огромные здания, жилые дома)

Обратим внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря и т.д.), выясним их роль в раскрытии замысла художника.

Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

(Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.)

Нравится ли вам эта картина?

(Да, потому что на ней все изображено так как бывает в жизни. Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол.)

Словарная работа . В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек.

Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено

Словарно-стилическая работа.

1. Подберите соответствующие деепричастные обороты.

1) Мальчик шел на ворота….
2) Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить.
3) Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу.
4) ... резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить

Для справки:

Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня.

2. Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания.

(Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив.)

Составление плана описания картины.

Вначале назовем основные подтемы рассказа, например:

1) место и время действия;
2) спортсмены;

3) зрители;

4) художник и его картина.

Подчеркиваем условность названной последовательности описания и возможность иного построения рассказа, например, может начать с сообщения о художнике, потом описать спортсменов, затем зрителей, в конце - время, место действия и т. п.

После этого предлагаем превратить схему описания в план, т. е. конкретизировать каждый пункт схемы, сделать его более содержательным. В итоге такой работы ученики записывают (самостоятельно) план описания картины, например:

1 вариант

1) За домом в погожий осенний день.
2) Бесстрашный вратарь и его помощник.
3) Зрители “болеют” по-разному.
4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

2 вариант

1) Тема и основная мысль картины.
2) Описание картины С.А. Григорьева “Вратарь”:

а) на пустыре в погожий осенний день;
б) бесстрашный вратарь;
в) мальчик в красном костюме;
г) болельщики и зрители.

3) Особенности композиции картины.
4) Роль деталей в картине.
5) Колорит картины.
6) Мое отношение в картине.

II степени в 1950 году. По мнению искусствоведов, оно является ярким произведением послевоенного соцреализма .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Видеоурок. Подготовка к сочинению по картине С А Григорьева ВРАТАРЬ

  • Субтитры

История создания и судьба картины

Григорьев говорил, что его «искания в области жанровой живописи долго оставались эмпирическими », что сначала он «всё писал с натуры и тянул много лишнего в картину», но затем он «перешёл к режиссёрскому решению». Исследователи творчества художника писали о том, что по-настоящему Григорьеву впервые удалось такое решение (объединить всех персонажей единым действием, подчинённым замыслу художника-режиссёра) в картине «Вратарь». Она настолько продумана, «срежиссирована», что воспринимается как зарисовка непосредственно увиденного в жизни. На самом деле в этом проявилось зрелое мастерство художника-жанриста, каждой детали полотна соответствует своё символическое значение, каждый персонаж по-своему убедителен. Однако, несмотря на отмеченные критиками достоинства, в советское время эта картина находилась в тени двух других картин художника - «Приём в комсомол» (тот же 1949 год) и «Обсуждение двойки» (1950) .

Картина «Вратарь» создана в 1949 году. В это время Григорьев уже был профессором , заведующим кафедры рисунка . Обращение к детской тематике художника не было случайным или первым (впервые он привлёк внимание к своим работам картиной «Дети на пляже» в 1937 году ). Григорьев ценил в детских образах непосредственность, их естественность, живость реакций . Техника исполнения картины - масляная живопись по холсту . Размер - 100 на 172 сантиметров . Картина (вместе с другой картиной Григорьева «Приём в комсомол» , 1949) была удостоена Сталинской премии II степени за 1950 год. Тогда же полотно было приобретено Государственной Третьяковской галереей, в коллекции которой находится и в настоящее время .

Сюжет и особенности его трактовки

У мальчика забинтовано правое колено - знак преданности своей команде, готовности поступиться ради неё своим здоровьем. По мнению О’Махоуни, Григорьев опирался на характерную для культуры и идеологии предвоенных лет метафору «вратарь-пограничник», доблестный защитник рубежей Родины от коварных и жестоких врагов. Однако картина написана в 1949 году и метафора обрастает рядом дополнительных смыслов. Изображён пустырь на окраине города или посёлка (одновременно за городом и в непосредственной близости от него, такая «линия обороны», по мнению британского искусствоведа, - отсылка к обеим столицам, Москве и Ленинграду , у самых подступов к которым в период войны находилась линия фронта). Фон картины рассказывает о восстановлении страны - на двух зданиях видны строительные леса; вблизи, справа, находится участок, где ведутся экскаваторные работы, зрители сидят на досках, что также служит намёком, что матч проходит на строительной площадке .

Зрители, за единственным исключением, - дети. Они смотрят, как и вратарь, за раму картины, на противника, готовящегося нанести удар. На некоторых детях-зрителях матча - спортивная одежда; один мальчик стоит за вратарём и словно ассистирует ему. «Ворота» - школьные ранцы, уложенные на землю по обе стороны от вратаря. По мнению О’Махоуни, это указывает на скорее импровизированный , чем запланированный характер самого события. Среди детей Сергей Григорьев изобразил двух девочек. О’Махоуни считает, что они занимают на картине подчинённое положение. Одна из девочек (она одета в спортивные штаны, такие же, как у мальчиков) нянчит куклу, что говорит о ней скорее как о будущей матери, чем как о спортсменке; вторая, одетая в школьную форму , стоит за спинами других детей .

Среди детей присутствует единственный взрослый. Поза, в которой этот человек изображён художником, сразу обращает на себя внимание зрителя: он сидит, выставив левую ногу вперёд в направлении невидимого противника, положив руку на колено. Этот жест повторяет положение рук вратаря, в свою очередь его дублирует маленький мальчик, который сидит слева от мужчины. Судя по одежде, мужчина не является тренером; в его правой руке папка и документы указывают на то, что это ответственный работник некоего государственного учреждения. На лацкане его пиджака орденские планки и ленты , показывающие, что он - участник прошедшей войны. В картине он играет, по мнению О’Махоуни, роль наставника, передающего детям опыт своего поколения