Что такое народное декоративно прикладное искусство. Прикладное искусство - что это такое? Декоративно-прикладное творчество и его виды

Что такое декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры . Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель , ткани , орудия труда,средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом , уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Произведения декоративно-прикладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. - с художественным конструированием и дизайном .

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства - это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками , будет доставлять окружающим людям


Рассмотрите предметы декоративно-прикладного искусства на страницах учебника. Как и с какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди?

Проанализируйте символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов?

Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю?

Вышивка

Вышивка с древних времен являлась украшением домашнего очага, она придавала изюминку в одежде, ее использовали на скатертях, салфетках, занавесках и рушниках, и она была основой декоративно-прикладного искусства в Украине и на Руси.

Любая хозяйка могла с помощью вышивания придать уют своему дому, украсить одежду своих близких, воплотить свои художественные задумки, так как этот вид декоративно-прикладного искусства был доступный каждому.

Вышивки разных народов пестрят разнообразием и оригинальностью узоров и цветовой гаммы, так как создавались веками и зависели от истории и культуры народов. Так как в те времена не было модных журналов, где можно найти узор на любой вкус, люди в вышивку закладывали определенный смысл.


Вышивка была не только красивой элементом в одежде, она также выполняла важную роль оберега. Если вы обратили внимание на вышивки, то, наверное, заметили, что самыми распространенными среди орнаментов являются геометрические узоры. Так, например древний символ солнца, плодородия и женского начала, приносящего удачу и процветание, изображали в вышивках в форме ромба. Символ воды олицетворял жизненную силу и его наносили в виде волнистых линий. Горизонтальные орнаменты несли в себе символ Земли и обозначали процветание семейного очага.

Если вы заметили, то в некоторых вышивках в орнаменте изображен круг, в нутрии которого вышит крест, такой элемент вышивки символизирует Солнце и служит оберегом, который отводит от человека зло. А вот вышитый крест в узоре обозначает духовное очищение, так как является символом огня.

Украинцы отдавали предпочтение рушниковым орнаментам, которые носили растительный характер, а также было распространено изображение птиц и зверей. В цветовой гамме в основном предпочитали использовать красный, черный и синие цвета.

Растительные мотивы в вышивке были придуманы не просто и также имели свой определенный смысл. Изображение в орнаменте листьев дуба символизировало силу, а калина считалась символом красоты. Вышитые на одежде маки означали плодородие и память рода, а кисти винограда привносили в семейную жизнь счастье и радость. Вышитый барвинок являлся символом верности, ну а розы были символом молодости и любви.



Также в украинских орнаментах часто можно встретить изображения голубей, ласточек, петухов, лошадей и других животных и птиц. Такие вышивки выступали в роли оберегов, защищая человека от разных злых сил и духов.

Украинская вышиванка



Неотъемлемой частью мужского и женского гардероба в украинцев всегда была вышитая сорочка. Орнамент на сорочке характеризовал определенную местность. По этим узорам можно было легко отличить жителей Полтавы от населения подольского края, а гуцульские орнаменты отличались от полесских. Отличительной чертой этих вышиванок были не только узоры, но и техника исполнения и цветовая гамма.



В Украине вышивкой занимались преимущественно женщины. Этому ремеслу они посвящали каждую свободную минуту. Они вышивали и во время совместных посиделок, и коротая длинные зимние вечера, да и после полевых работ во время небольшого отдыха часто можно заметить украинскую женщину, занимающуюся вышиванием.

В создание орнаментов на своей одежде украинские девушки вкладывали любовь и душу, а одетая на них вышитая сорочка являлась характеристикой ее умения и трудолюбия.

С приобретением своей независимости в Украине начала возрождаться и любовь народа к своим традициям. В последнее время, украинские вышиванки начали снова приобретать популярность. Она стала модным трендом не только среди соотечественников, но и далеко за ее пределами. Людей в вышитых сорочках можно встретить повсеместно. Она уместно смотрится, как на торжественных мероприятиях, так и на школьных выпускных, на свадебных торжествах или митингах.



Художественная вышивка воплотила в себя лучшие традиции нашего народа и нашла тысячу почитателей этого прекрасного вида декоративно-прикладного искусства.

Художественно-творческие задания

Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте альбом, стенд, компьютерную презентацию , познакомьте с ней одноклассников.

> Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка»,
«Золотая рожь» и др.

> Подготовьте с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства разных жанров. Продумайте музыкальное сопровождение, подберите образцы народного словесного творчества (отрывки из сказок , преданий, пословицы , поговорки и др.). Проведите экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, вид искусства, создание изделий, сочетающих художественные и утилитарные функции. Произведения декоративно-прикладного искусства связаны с бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания. Основой и источником декоративно-прикладного искусства является народное творчество. В сферу декоративно-прикладного искусства входят изделия традиционных художественных промыслов и ремёсел, художественной промышленности и профессионального авторского искусства. Термин «прикладное искусство» («applied art») возник в 18 веке в Англии и применялся главным образом к созданию бытовых изделий (роспись посуды, тканей, отделка оружия). В 20 веке в российском искусствознании утверждается термин «декоративно-прикладное искусство» как обозначение раздела декоративных искусств, включающих также театрально-декорационное искусство и дизайн.

Специфическая особенность произведений декоративно-прикладного искусства - неразрывная связь утилитарного и художественного, единство пользы и красоты, функции и украшения. Утилитарность позволяет классифицировать произведения декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению (орудия труда, мебель, посуда и т.д.); функция предмета чётко обусловливает его конструктивную схему. Качеством, придающим предмету декоративно-прикладного искусства статус произведения искусства, является декоративность. Она реализуется не только в украшении предмета какими-либо частными деталями (декор), но и в её общем композиционно-пластическом строе. Декор обладает собственной эмоциональной выразительностью, ритмом, пропорциями; он способен видоизменять форму. Декор может быть скульптурно-рельефным, живописно-расписным, графически-резным (смотри также Гравирование); он использует как орнамент (в том числе декоративные надписи - иероглифы, каллиграфию, славянскую вязь и т.п., раскрывающие смысл изображений), так и различные изобразительные элементы и мотивы («мировое древо», птицы и животные, растения и др.) сообразно с определённой декоративно-стилистической системой (смотри также Букраний, Грифон, Роза, Сфинкс). В пластинчатой системе декоративно-прикладного искусства есть возможность использования и так называемой чистой формы как антитезы любому декору: она может проявляться в самоценной красоте материала, выявлении его структурных, пластических, цветовых качеств, гармонии пропорций, изяществе силуэта и контуров.

Сосуд. Расписная керамика. 3-е тысячелетие до нашей эры. Яншао (Китай). Музей декоративно-прикладного искусства (Вена).

Другая фундаментальная особенность декоративно-прикладного искусства - синтетичность, подразумевающая совмещение различных видов творчества (живописи, графики, скульптуры) и разных материалов в одном произведении. Синтетическое по своей внутренней природе, произведение декоративно-прикладного искусства нередко вовлечено в синтез искусств, в ансамбль художественных предметов, может находиться в зависимости от архитектуры (мебель, декоративная скульптура, панно, гобелен, ковёр и т.д.). Вследствие этой зависимости декоративно-прикладное искусство во все эпохи чутко и наглядно следовало сменам стилей и изменениям моды.

В декоративно-прикладном искусстве образ вещи определяется связью между её эстетической формой и функциональным назначением. С одной стороны, существует концепция утилитарной и неизобразительной природы декоративно-прикладного искусства как «делания вещей»: сугубо практическая задача не подразумевает создания полноценного образа (например, цель гончарства или корзиноплетения - не изображение вещей, но создание самой вещи). Однако другие примеры (антропоморфная керамика и т.п.), несущие в себе миметическое начало, позволяют говорить об образности как первичной задаче творчества в декоративно-прикладном искусстве, проявляющейся, прежде всего, в ассоциациях и аналогиях (форма предмета может напоминать бутон цветка, каплю, фигуру человека или животного, морскую волну и т. п.). Дуализм эстетической и функциональной задач обусловливает образную специфику декоративно-прикладного искусства (ограничение конкретности изображений, тенденция отказа от светотени и перспективы, использование локальных цветов, плоскостность изображений и силуэтов).

Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности связан с ручным трудом мастера, выделившимся в самостоятельную отрасль производства. Дальнейшее общественное разделение труда приводит к замене ремесленного производства машинным (мануфактуры, фабрики, заводы); функциональная конструкция и украшение становятся делом разных специалистов. Так возникает художественная промышленность, где находят себе место методы «прикладного искусства» - отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией, чеканкой и т.п.

Вопрос о соотношении ручного и машинного труда при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства особенно остро был поставлен во 2-й половине 19 века, в контексте проблемы «обезличивания» (по выражению У. Морриса) производством художественного ремесла и популярных в эту эпоху теорий ограниченного применения машин как предпосылки возрождения национальных традиций. Противопоставляя народное кустарное творчество и массовую продукцию, Моррис в то же время предлагает пути их синтеза, позволяющего создать новый тип декоративно-прикладного искусства. Дизайн, ставший с середины 19 века новым видом художественной деятельности в сфере промышленного (массового) производства, ограничил декоративно-прикладное искусство преимущественно созданием малотиражных серий ручных изделий (смотри также Производственное искусство).

Типология . Каждая область декоративно-прикладного искусства имеет большое разнообразие форм; их эволюция напрямую связана с развитием технологий, с открытием новых материалов, со сменой эстетических представлений и модой. Произведения декоративно-прикладного искусства различаются по функциональному назначению, по формам и материалу.

Один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства - посуда. Её формы варьировались в зависимости от материала (деревянная, металлическая, глиняная, фарфоровая, керамическая, стеклянная, пластмассовая) и назначения (ритуальная, бытовая, столовая, декоративная; смотри также Художественные сосуды). Декоративно-прикладное искусство включает также: культовые принадлежности (хоругви, оклады, лампады - в христианстве; мусульманские сосуды для омовения, молитвенные коврики «намазлык» и др.; иудаистские семисвечники «менора»; буддистские лотосовые троны и храмовые курильницы); предметы интерьера (мебель, осветительные приборы, вазы, зеркала, письменные приборы, шкатулки, веера, табакерки, изразцы и т.п.); домашнюю ремесленную утварь (прялки, вальки, трепала, рубеля, верётенца и т.п.); произведения глиптики; ювелирное искусство; средства передвижения (повозки, колесницы, кареты, сани и др.); оружие; текстиль (смотри также Батик, Вышивка, Кружево, Набойка, Ткачество; к текстилю относятся также ковры, шпалеры, гобелены, килимы, кошмы и т.п.); одежду; отчасти - мелкую пластику (прежде всего игрушку).

Столь же разнообразны материалы, применяемые в изделиях декоративно-прикладного искусства. Древнейшими являются камень, дерево, кость. Твёрдые породы дерева шли на строительство жилища, на изготовление мебели, бытовых изделий [сосна, дуб, орех (в искусстве Возрождения), карельская берёза (в эпоху русского классицизма и ампира), клён (особенно в эпоху модерна), красное дерево, груша]; мягкие сорта (например, липа) - на изготовление посуды, ложек. С 17 века в Европе стали использоваться привозные экзотические сорта древесины.

Такие техники обработки глины, как лепка от руки, формовка, были определяющими в создании глиняных изделий на начальных этапах. В 3-м тысячелетии до нашей эры появляется гончарный круг, позволяющий изготовлять тонкостенную посуду.

Керамика (обожжённая глина) включает в себя терракоту (простую и лакированную), майолику, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор, бисквит, так называемую каменную массу. Основные способы украшения керамики - налепы, лощение, полировка, цветная роспись, гравировка, глазурование и др.

Ткани получают широкое распространение с эпохи неолита. Выдающимися образцами декоративно-прикладного искусства являются древнеегипетские многоцветные льняные ткани, в технике батиковой набойки - коптские; шёлковые ткани Китая, индийские муслины, венецианская камка.

Мастера декоративно-прикладного искусства часто использовали драгоценные, полудрагоценные и цветные поделочные камни: бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, нефрит, ляпис-лазурь и сердолик, малахит, яшму и т.д. (к поделочным материалам относится также янтарь). Среди различных видов обработки долгое время господствовали кабошоны (округлые камни), затем появились огранённые камни. Существуют комплексные техники - так называемая флорентийская мозаика (изображения из мрамора и полудрагоценных камней), русская мозаика (обклейка округлой поверхности ваз пластинками из цветных камней) и др.

Шкатулка с изображением распятия и ангелов. Дерево, серебро, эмаль. 1-я четверть 13 века. Лимож (Франция). Эрмитаж (Санкт-Петербург).

Среди металлов выделяют драгоценные (золото, серебро, платина), цветные (медь, олово), сплавы (бронза, электр, пьютер), а также сталь, чугун и алюминий. Наряду с благородными металлами почти во всех древнейших цивилизациях обрабатывали медь, бронзу, позднее железо. Золото и серебро изначально были главными металлами в декоративно-прикладном искусстве, а их нехватка компенсировалась различными техниками (гальваническое серебрение и золочение; с середины 19 века - гальванопластика). Основные техники обработки металла - чернь, зернь, чеканка, канфарение, литьё художественное, ковка художественная, басма (вид ювелирной техники, имитирующий чеканку), тиснение.

Особой техникой и одновременно материалом является эмаль, древнейшие образцы которой находят в Китае. Эмаль, как правило, использовалась в качестве составной части комплексных произведений декоративно-прикладного искусства (например, техника покрытия разноцветной прозрачной эмалью гравированных на металле изображений или декоративная роспись эмалевыми красками).

Оклад так называемого Евангелия из Лорша. Слоновая кость. 9 век. Ахен. Музей Виктории и Альберта (Лондон).

Стекло по своим технологическим параметрам делится на прозрачное и непрозрачное, бесцветное и цветное, и др. Различаются также оригинальные формы из гутного, выдувного стекла («крылатые» венецианские бокалы), из гранёного английского хрусталя, из прессованного (появилось в 1820 в США), цветного многослойного или молочного стекла, стекла филигранного, гравированного, резного шлифованного или с нацветом. Среди техник обработки стекла - межстеклянное золочение, роспись, миллефьори, художественное травление, иризация.

Родина лаков художественных - Древний Восток. В Европе они известны с 16 века; в 17 веке голландские мастера стали расписывать деревянные шкатулки золочёным орнаментом по чёрному фону. Позднее производства расписных лаков возникли во многих странах. Изделия из папье-маше, покрытые лаком, появились в Европе в 18 веке, пика популярности они достигли в 19 веке, особенно в Англии, Германии и России. В 20 веке Россия становится главным центром лакового искусства (Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра).

Использование черепашьего панциря и слоновой кости началось с древности; затем их применение возродилось в европейском искусстве в средние века и, особенно, в конце 18 века (английские и французские табакерки и чайницы, холмогорская резьба по кости). Перламутр входит в моду в 1-й половине 19 века для украшения изделий из папье-маше и лака, отделки столовых приборов.

Исторический очерк. Первые художественно обработанные предметы появились в эпоху палеолита. В период неолита широко распространились керамические изделия. В разных культурах создаются вазы с виртуозной графичностью художественных решений, выразительным сакрально-мифологическим сюжетом, расписная керамика с орнаментальными и другими мотивами (например, китайские сосуды эпохи неолита, 5-3-е тысячелетия до нашей эры; керамика из Суз, 4-е тысячелетие до нашей эры; трипольская керамика, конец 3-го тысячелетия до нашей эры).

Древнейшие восточные цивилизации в развитии декоративно-прикладного искусства достигли такого же высокого уровня, как и в области архитектуры и скульптуры (художественная обработка камня, металла, дерева, ювелирное искусство, резьба по слоновой кости и т.д.). Ювелиры Древнего Египта, Месопотамии владели различными тончайшими техниками обработки благородных металлов. Древневосточное искусство дало непревзойдённые образцы полихромной глазурованной керамики, в Египте производились изделия из фаянса (на основе кремнезёма) - архитектурные детали, скульптура, ожерелья, чаши и кубки. Египтяне (наряду с финикийцами) изготавливали и предметы из стекла (около 3-го тысячелетия до нашей эры); расцвет стекольных мастерских, как и других ремёсел, приходится на Новое царство (различных форм сосуды из синего или полихромного стекла и др.). Египетская мебель изготовлялась из местного эбенового (чёрного) дерева и привозных пород (кедр, кипарис), украшалась вставками из синего и чёрного фаянса, покрывалась листовым золотом и инкрустировалась слоновой костью и росписью (некоторые её формы впоследствии сильно повлияли на европейский ампир). Во многих районах Китая обнаружены тонкостенные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), отличающиеся стилистическим своеобразием, разнообразием форм и причудливыми зооморфными изображениями. В Индии высокоразвитая городская цивилизация бронзового века оставила выразительные предметы домашнего обихода, расписную керамику, ткани, обнаруженные во время раскопок в Мохенджо-Даро и Хараппе. В Западном Иране, в Луристане, развивалась культура, представленная луристанскими бронзами.

Своеобразие декоративно-прикладного искусства эгейского мира (смотри Эгейская культура) оказало влияние на искусство других стран (Египта эпохи Нового царства, Ближнего Востока) - ювелирные изделия, чеканные кубки и чаши, ритоны. Ведущий вид художественного ремесла - керамика (полихромная со стилизованным узором, растительными мотивами, с изображениями морских животных и рыб). К числу высочайших достижений в истории декоративно-прикладного искусства относится древнегреческая керамика - прежде всего, красно- и чернофигурные сосуды, покрытые лаком, где форма органично связана с сюжетной росписью и орнаментом, обладает чёткой тектоникой, богатством ритма линий и пропорций (смотри Вазопись). Керамика и ювелирные изделия греческой работы экспортировались во многие страны мира, благодаря чему осуществлялась широкая экспансия греческих художественных традиций. В декоративно-прикладном искусстве кочевых племён Азии и Европы, фракийцев, кельтов, некоторых финно-угорских племён сложились разные формы звериного стиля; в середине 1-го тысячелетия нашей эры его своеобразная форма возникает у германцев, традиции звериного стиля сохранялись и в средневековом искусстве.

Этруски, находясь под сильным греческим влиянием, смогли создать не менее самобытную культуру со своей керамикой «буккеро», расписной терракотой, ювелирным искусством. Их тяга к овеществлённой в предметах декоративно-прикладного искусства демонстративной роскоши передалась преемникам - древним римлянам. Они заимствовали у этрусков рельефную керамику, декорирование тканей, у греков - формы и орнамент. В римском декоре много чрезмерного, лишённого греческого вкуса: пышные гирлянды, букрании, грифоны, крылатые амуры. В эпоху империи вошли в моду вазы из полудрагоценных камней (агата, сардоникса, порфира). Наивысшим достижением римского декоративно-прикладного искусства стали изобретение техники выдувания стекла (1 век до нашей эры), производство прозрачного, мозаичного, гравированного, двухслойного, имитирующего камею, и золочёного стекла. Среди изделий из металла - серебряные сосуды (например, клад из Хильдесхайма), бронзовые светильники (найденные при раскопках города Помпеи).

Устойчивость традиций отличает дальневосточную и индийскую культуры в целом, где и в средневековую эпоху сохранились характерные виды и формы декоративно-прикладного искусства (керамика и лаки в Японии, изделия из дерева, металла и текстиля в Индии, батик в Индонезии). Для Китая характерны устойчивые образы и традиции камнерезного, гончарного и ювелирного дела, многообразие материалов: шёлк, бумага, бронза, нефрит, керамика (прежде всего, изобретение фарфора) и др.

В древней (доколумбовой) Америке существовало несколько цивилизаций (ольмеки, тотонаки, майя, ацтеки, сапотеки, инки, чиму, мочика и др.), имевших высокую материальную культуру. Основными ремёслами были гончарство, художественная обработка камня, в том числе и полудрагоценных пород, с применением оригинальной техники мозаики из бирюзы по древесине, текстиль, ювелирное искусство. Керамика относится к лучшим достижениям древнеамериканского искусства, в отличие от других не знавшего гончарного круга (погребальные урны сапотеков, тольтекские вазы, миштекские полихромные вазы, сосуды с гравированным орнаментом майя и др.).

Характерная особенность средневекового искусства стран Ближнего Востока, Северной Африки (Магриб) и районов Европы, заселённых арабами, - тяга к красочности, к самоценному декору, геометрическому орнаменту (с растительными мотивами, стилизованными до абстракции, смотри Арабеска); в декоративно-прикладном искусстве Ирана сохранялась и изобразительная традиция. Главными видами декоративно-прикладного искусства мусульманских стран были керамика, ткачество, производство оружия и предметов роскоши. Керамика (преимущественно орнаментальная, покрытая люстром или полихромной росписью по белому и цветному фону) производилась в Ираке (Самарра), Иране (Сузы, Рэй), средневековом Египте (Фустат), Сирии (Ракка), Средней Азии (Самарканд, Бухара). Испано-мавританская керамика (фаянсы Валенсии) имела большое влияние на европейское декоративно-прикладное искусство 15-16 века. Сине-белый китайский фарфор оказал воздействие на керамику Золотой Орды, Ирана и др. В 16 веке расцветает турецкий полихромный фаянс из Изника. Мусульманская культура оставила также много образцов художественного стекла, металла (декорированных гравировкой, чеканкой, эмалью), оружия. Исламский мир традиционно пользовался в большей степени коврами, нежели мебелью; их производили во многих странах (на Кавказе, в Индии, Египте, Турции, Марокко, Испании, Средней Азии); ведущее место в ковроделии принадлежит Ирану. В Египте производили многоцветные шерстяные шпалерные ткани, ткани из льна, набойку; в Сирии, в Испании во времена Кордовского халифата и арабские мастера на Сицилии - шёлк, парчу; в Турции (в Бурсе) - бархат; в Иране (в Багдаде) - шёлковые драпировки; в Дамаске - так называемые дамасские ткани.

Византия стала наследницей многих художественных ремёсел античности: стеклоделия, искусства мозаики, резьбы по кости и пр., а также виртуозно освоила новые - технику перегородчатой эмали и др. Здесь большое распространение получили культовые предметы и (под влиянием восточных культур) предметы роскоши; соответственно стиль византийского декоративно-прикладного искусства был рафинированный, декоративный и пышный одновременно. Влияние этой культуры распространялось на государства Европы (в том числе Древняя Русь), также Закавказья и Ближнего Востока (в России реминисценции этого влияния сохранялись вплоть до русско-византийского стиля 19 века).

В Европе новые формы декоративно-прикладного искусства сложились в эпоху «Каролингского возрождения» под влиянием Византии и стран арабского мира. В культуре романской эпохи большую роль играют монастыри и городские цеховые корпорации: практиковались резьба по камню и дереву, изготовление изделий из металла, кованых дверей и домашней утвари. В Италии, где продолжали сохраняться традиции поздней античности, развивались резьба по кости и камню, искусство мозаики и глиптики, ювелирное искусство; во всех этих областях мастера добились высочайшего совершенства. Готика унаследовала многие характерные для той эпохи ремёсла; особенности готического стиля ярко проявились в изделиях из слоновой кости и серебра, в эмалях, шпалерах и мебели [в том числе свадебные сундуки (в Италии - кассоне, украшенные резьбой и росписью)].

В Древней Руси особые достижения принадлежали ювелирному искусству, резьбе по дереву и камню. Характерными типами русской мебели были ларцы, столы-терема, шкафы-киоты, сундуки, столы. Авторами живописных композиций в виде «травного узора» были иконописцы-«знаменщики», они также расписывали сундуки, столы, доски под пряничные коврижки, шахматы, золочёные колымаги и т.п.; декоративная «резь» 17 века получила название «фряжских трав». Утварь, посуда, изразцы, предметы культа производились в мастерских Киева, Новгорода, Рязани, Москвы (Патриаршие мастерские, Серебряная палата, со 2-й половины 17 века - Оружейная палата Московского Кремля), Ярославля, Костромы, также в Кирилло-Белозерском, Спасо-Прилуцком, Сергиево-Посадском монастырях. Со 2-й половины 17 века в русском декоративно-прикладном искусстве начинается бурное развитие народных промыслов (изразцовое производство, резьба и роспись по дереву, плетение кружев и ткачество, серебряное дело и гончарство).

В эпоху Возрождения художественное ремесло приобретает принципиально авторский и преимущественно светский характер. Появляются новые виды декоративно-прикладного искусства, возрождаются забытые с античного времени жанры и техники. Наиболее существенные изменения происходят в производстве мебели (шкафы с откидной передней доской, сундук-скамья со спинкой и подлокотниками и др.); в декоре используются классический ордер и характерный орнамент - гротески. Достигают расцвета шёлковое ткачество Генуи, Флоренции и Милана, венецианское стекло, итальянская майолика, глиптика, ювелирное искусство (Б. Челлини), художественная обработка металла [«дольчатый стиль» в голландском и немецком серебре (семья Ямницеров)], эмали, стекло и французская керамика (производство Сен-Поршер; мастер Б. Палисси).

Декоративно-прикладному искусству эпохи барокко присущи особая пышность и динамика композиций, органичная связь между собой всех элементов и деталей (посуды и мебели), предпочтение отдаётся объёмным, крупным формам. В производстве мебели (шкафы, кабинеты, комоды, шкафы-буфеты и т.п.) использовались полированное дерево, золочёная бронзовая фурнитура и флорентийская мозаика, инкрустация (накладная бронза, маркетри с использованием эбенового дерева, металла, перламутра, черепахового панциря и др. - в изделиях мастерской А. Ш. Буля). Шпалерные мануфактуры Европы находились под влиянием фламандского коврового искусства (брюссельских мануфактур); Генуя и Венеция славились шерстяными тканями и набивным бархатом. Делфтский фаянс возник в подражание китайскому. Во Франции развиваются производство мягкого фарфора, фаянса (Руан, Мустье) и керамики (Невер), текстиля (мануфактуры в Лионе), изготовление зеркал, гобеленов.

В эпоху рококо (18 век) в формах и украшениях предметов преобладают хрупкие и изощрённо-асимметричные линии. В Англии производят серебряную посуду (П. Ламери), канделябры и пр. В Германии среди изделий из металла встречаются пышные рокайльные формы (И. М. Динглингер). Возникают новые формы мебели - бюро (стол-бюро, бюро-плат и бюро-цилиндр), различные типы столов, мягкое, обитое тканью кресло-бержер с замкнутой спинкой, трюмо из 2 частей; для декора используются живописные панели, маркетри, инкрустация. Появляются новые виды тканей (муар и синель). В Англии Т. Чиппендейл изготавливал мебель в стиле рококо (стулья, столы и книжные шкафы), используя мотивы готики и шинуазри. В начале 18 века в Майсене (Саксония) была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора (скульптор И. Кендлер). Стиль шинуазри проникает и в европейский фарфор (Майсен, Шантийи, Челси, Дерби и др.), и в российский (Императорской фарфоровый завод близ Санкт-Петербурга), а также в текстильные изделия, стекло и мебель ((французские лаки братьев Мартен). В 1670-е годы в Англии появилось новое по составу свинцовое стекло (так называемый английский хрусталь); техника его производства широко распространилась в Чехии, Германии, Франции.

На декоративно-прикладное искусство эпохи классицизма 2-й половины 18 века, позднее и ампира повлияли археологические раскопки в городах Геркуланум и Помпеи (смотри Помпеянский стиль). Созданный братьями Адам (Англия) стиль, утверждавший единство внешнего декора и отделки интерьера, вдохнул новую жизнь в декоративно-прикладное искусство, в частности, в мебель (работы Дж. Хеплуайта, Т. Шератона, Т. Хоупа, братья Жакоб, Ж. А. Ризинера), пластические украшения (французская позолоченная бронза П. Ф. Томира), художественное серебро (кубки и посуда П. Сторра), ковры и ткани, ювелирное искусство. Простота и ясность отличают стеклянные графины Коркской стекольной компании, вазы баккара, хрустальные люстры-каскады. В фарфоре к концу 18 века Майсен уступает статус главного европейского производителя фарфора французскому севрскому фарфору, выдающиеся образцы начинают создаваться на заводах Вены, Санкт-Петербурга и Берлина. В Англии возникает фабрика Дж. Уэджвуда «Этрурия», выпускающая керамику в подражание античным камеям и вазам. В России созданием произведений декоративно-прикладного искусства занимались многие крупнейшие архитекторы (А. Н. Воронихин и К. И. Росси проектировали мебель и вазы, М. Ф. Казаков и Н. А. Львов - люстры).

В эпоху бидермайера произведения декоративно-прикладного искусства отражали стремление к комфортной жизни, что привело к появлению удобной простой мебели округлых безыскусных форм из местных сортов древесины (ореха, вишни, берёзы), элегантных стеклянных гранёных кувшинов и стаканов с изящной росписью (работы А. Котгассера и др.). Период эклектизма (середина 19 века) проявился в стилистическом разнообразии используемых исторических стилей, также в унификации подходов и художественных приёмов. Источником вдохновения неорококо был декор искусства 18 века; в России он проявился в фарфоровых изделиях завода А. Г. Попова с его полихромной цветочной росписью на цветном фоне. Возрождение готики (неоготика) было обусловлено стремлением художников привнести в декоративно-прикладное искусство романтически-возвышенный стиль и лишь опосредованно воспроизводило подлинно готические мотивы; заимствовались, скорее, элементы орнамента, нежели формы готического искусства (богемское стекло Д. Бимана, работы в фарфоре и стекле для дворца Николая I «Коттедж» в Петергофе). Викторианский стиль в Англии нашёл отражение в создании тяжеловесной мебели и широком распространении её «малых форм» (этажерки, держатели для зонтов, игорные столики и т.п.). Вновь стал популярен неглазурованный фарфор, имитирующий мрамор. В стекле (прежде всего в богемском) появились новые виды и техники - многослойное цветное стекло «флэш», камейное непрозрачное и чёрное (хиалитовое) стекло, имитирующий драгоценные камни литиалил. С середины 1840-х годов во Франции на стекольных фабриках Баккара, Сен-Луи и Клиши, а позднее в Англии, Богемии и США появилось новое направление (создание миллефьоровых пресс-папье и др.). Сплав элементов различных стилей определял развитие мебели и появление новых промышленных технологий и материалов: формы из клеёной и гнутой древесины (М. Тонет), папье-маше, резного дерева и чугуна.

Протест против эклектизма, инициированный в Великобритании обществом «Искусства и ремёсла», способствовал формированию в конце 19 века стиля модерн; он размыл границы между декоративным, прикладным и изобразительным искусством и принял во многих странах различные формы. Декор модерна чаще всего уподоблен орнаментальным мотивам природных форм; широко использовались изогнутые линии, волнообразные контуры, асимметричные конструкции (мебель В. Орта, Л. Мажореля, Э. Гимара, художественное многослойное цветное стекло с флоральными и пейзажными мотивами Э. Галле, О. Даума, Л. Тиффани, ювелирные украшения Р. Лалика). Художники венского Сецессиона, как и шотландец Ч. Р. Макинтош, напротив, использовали симметрию и сдержанные прямолинейные формы. Работы Й. Хофмана, выполненные часто совместно с Г. Климтом (мебель, стекло, металл, ювелирные изделия), отличают элегантность и утончённость. В европейском производстве фарфора лидирующее место заняли произведения с подглазурной росписью Копенгагенской королевской мануфактуры. В русском модерне, в его национально-романтичной ветви проявился неорусский стиль - особенно в деятельности Абрамцевского художественного кружка (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Е. Д. Поленовой), Талашкинской мастерской княгини М. К. Тенишевой, мастерских Строгановского училища.

Новейшая история декоративно-прикладного искусства начинается не только с возрождения ручного творчества (У. Моррис и др.), но и с появления на рубеже 19-20 веков по всей Европе и в США нового вида творческой деятельности - дизайна и дальнейшего его активного развития в 1920-е годы (Баухауз, Вхутемас). Дизайн ар деко стал основой почти всех домашних интерьеров, культивировавших сдержанную роскошь и комфорт (геометрические формы, стилизованный и упрощённый орнамент, экзотически фанерованная мебель прямолинейных форм, функциональная столовая посуда и цветочные вазы).

Русское искусство после 1917 года развивалось на новой идеологической и эстетической основе.

Художники пытались средствами искусства передать дух эпохи (так называемый агитационный фарфор), создать комплексную рациональную среду для широких слоёв населения. С конца 1950-х годов в советском декоративно-прикладном искусстве наряду с активным развитием художественной промышленности (фарфоровые заводы Ленинграда, Вербилок, Дулёвский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Ленинградский стекольный завод, Гусевский хрустальный завод и др.) и народных промыслов (гжельская керамика, жостовская роспись, скопинская керамика, дымковская игрушка и др.; смотри Промыслы художественные) высокого уровня достигло и авторское искусство.

Развитие декоративно-прикладного искусства в 20 веке обусловлено сосуществованием и взаимопроникновением традиционного и авангардного начал. Большое значение приобрели тонкие выразительные возможности новых материалов, имитационность и творческое цитирование. В эпоху постмодернизма возникает особое отношение к декоративному артефакту как автономной сущности, которая демонстративно «не заинтересована» служить человеку, отчуждена от него. В итоге это привело к «кризису самоидентификации» декоративно-прикладного искусства, вызванному возникновением конкуренции со стороны смежных видов искусства (прежде всего - дизайна). Однако данный кризис парадоксальным образом открывает новые перспективы перед декоративно-прикладным искусством в плане расширения и пересмотра собственной образной специфики, освоения новых жанров и материалов (керамопластики, стеклопластики, текстильной пластики, мини-гобеленов, мозаики в деревянных рамах и т.п.).

Лит.: Molinier Е. Histoire générale des arts appliqués à industrie. Р., 1896-1911. Vol. 1-5; Аркин Д. Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей художественной промышленности. М., 1932; Fontanes J, de. Histoire des métiers d’art. Р., 1950; Baerwald М., Mahoney Т. The story of jewelry. L.; N. Y., 1960; Kaган М. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л., 1961; Русское декоративное искусство / Под редакцией А. И. Леонова. М., 1962. Т. 1-3; Салтыков А. Б. Избр. труды. М., 1962; Barsali I. В. European enamels. L., 1964; Kenyon G. Н. The glass industry of the Weald. Leicester, 1967; Cooper Е. А history of pottery. L., 1972; Davis F. Continental glass: from Roman to modern times. L., 1972; Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982; Osborne Н. The Oxford companion to the decorative arts. Oxf., 1985; Boucher F. А history of costume in the West. L., 1987; Некрасова М. А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда. М., 1988; Illustrated encyclopedia of Antiques. L., 1994; Макаров К. А. Из творческого наследия. М., 1998; Materials and techniques in the decorative arts: an illustrated dictionary / Ed. by L. Trench. L., 2000.

Т. Л. Астраханцева.

Большинство живописных произведений, которые вы видите - это предметы станковой . Этот термин , что картины были написаны на специальном станке - мольберте. Их можно установить в раму, повесить на стену или преподнести в качестве подарка. Другими словами, станковая - это картина, написанная на плоском фоне: бумаге, доске. В этом виде живописи преобладают работы, написанные маслом, но также картины, в которых применяются другие материалы - гуашь и акварель, пастель, тушь, уголь, акриловые краски, цветные карандаши и т.д.
Одним из прикладных видов станковой живописи является театрально-декорационная живопись - эскизы костюмов героев и мизансцен.

Монументальная живопись - роспись зданий

Монументальная живопись не может существовать отдельно от того места, где ее выполняют. Этот вид живописи был очень популярен в 16-19 веках, когда строились величественные храмы, и лучшие художники расписывали их своды. Самый распространенный вид монументальной живописи - это фреска, роспись водными красками по сырой штукатурке.

Также была распространена живопись на сухой штукатурке - секко, но такие произведения хуже сохранились до наших времен. Наиболее известный образец монументальной живописи - это масштабная роспись Сикстинской капеллы, в которой принял участие Микеланджело. По оценкам критиков, фрески капеллы могут быть приравнены к Восьмому чуду света.

Самые древние произведения монументальной живописи - это наскальные росписи первых людей.

Декоративная живопись - прикладное искусство

Декоративная живопись тесно сближается с декоративно-прикладным искусством. Она играет скорее вспомогательную роль в украшении различных предметов. Декоративная живопись - это разнообразные узоры и орнаменты, украшающие предметы быта, мебель, архитектуру. Авторы этого вида живописи могут быть неизвестны - нехитрые росписи крестьянских домов и мебели также относятся к этому виду.

Миниатюрная живопись - милые мелочи

Изначально миниатюрная живопись представляла собой искусство оформления книг. Старинные книги делались с большой тщательностью и были очень дороги. Для их украшения нанимали специальных мастеров, которые красиво оформляли заглавные буквы, обложки и заставки между главами. Такие издания были настоящим произведением искусства. Существовало несколько школ, придерживающихся строгих канонов миниатюрной живописи.

Позже миниатюрой стали называть любые живописные произведения малого масштаба. Они использовались в качестве сувениров и памятных подарков. Несмотря на малые размеры, этот вид живописи требовал большой точности и мастерства. Самыми популярными материалами для сувенирных миниатюр были дерево, кость, камень и металлические пластинки.

ольга макеенко
«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре»

Введение

Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался веками. Народная культура отражает быт и навыки наших предков, которые нашли отражение в том или ином роде искусств .

Изучение народной культуры должно входить в обязательную программу обучения детей . Ведь именно с детства у людей формируются привычки и навыки. Для того, чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве необходимо с самых ранних лет формировать в сознании малышей представления об окружающем мире, а также рассказывать об истории как страны в целом, так и региона, в котором он проживает. Дети – это наше продолжение, от того, как мы их воспитаем, зависит будущее, как семьи, так и города, страны и мира в целом.

«Путеводителями» в данном случае будут выступать родители, а также педагоги. Будущим преподавателям педагогических училищ, заведующим детскими садами и методистам по дошкольному воспитанию необходимо знать основные методы и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает изобразительная.

Народная культура это традиционная культура , которая включает культурные пласты разных эпох , от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Такая культура бесписьменная , именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

Существует несколько способов, с помощью которых возможно обучение детей народной культуре . В их число входит и литература, и кино, и сказки. Можно отнести и картины, и игры и многое, многое другое.

В данной работе рассмотрим декоративно- прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре . Для реализации заданной цели потребуется, в первую очередь, рассмотреть основные понятия данной темы. Это понятие , его основные направления и виды; понятие народной культуры ; и средства приобщения детей к народной культуре .

Представляет собой раздел декоративного искусства , который охватывает несколько отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий и предназначенных, главным образом, для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть : различная утварь, мебель, оружие, ткани, орудия труда, а также другие изделия, которые не являются по изначальному предназначению произведениями искусства , но приобретают художественное качество вследствие приложения к ним труда художника; одежда и всякого рода украшения.

Со второй половины девятнадцатого века в научной литературе утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства :

1. В зависимости от используемого материала (керамика, металл, текстиль, дерево) ;

2. В зависимости от техники выполнения (резьба, набойка, литьё, чеканка, вышивка, роспись, интарсия) .

Предложенная классификация связана с важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют органическую часть предметной среды , с которой повседневно соприкасается человек, и своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Произведения декоративно-прикладного искусства эстетически насыщают и преображают среду , окружающую человека, и, в то же время, как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурным и пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (гарнитур мебели илисервиз, костюм или набор ювелирных изделий) . В связи с этим, идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при реальном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком .

Декоративно - прикладное искусство возникло на самых ранних этапах развития человеческого общества, и на протяжении многих веков является важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества.

Согласно другому источнику, декоративно- прикладное искусство – это создание художественных изделий, которые имеют практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др., а также художественная обработка старых предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.) . Также, как и в предыдущем обозначении, мастерами декоративно-прикладного искусства используются самые разнообразные материалы – металл (серебро, золото, платину, бронзу, а также различные сплавы, дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани ) и др.

Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных камней и металлов - ювелирным искусством . В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды именуют вазописью.

Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.) . Уже первобытные мастера украшали узорами и резьбой посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём.

Традиции древнего искусства продолжают проявляться в фольклоре и в изделиях народных промыслов .

Таким образом, на основании вышеизложенного, отметим основные моменты. Итак, термин декоративно- прикладное искусство условно объединяет два обширных рода искусств : декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно -прикладного творчества в основном имеют практическое употребление в повседневной жизни. Это отличительная особенность данного вида искусства .

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают определенными характеристикам : эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект и служат для оформления быта и интерьера.

Виды декоративного прикладного искусства : шитье, вязание, выжигание, ковроткачество, ткачество, вышивание, художественная обработка кожи, патчворк (шитье из лоскутков, художественная резьба, рисование и прочее. В свою очередь, нужно отметить, что некоторые виды декоративно-прикладного искусства подлежат собственной классификации. К примеру, выжигание представляет собой нанесение рисунка поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы, и бывает : выжигание по дереву, выжигание по ткани (гильоширование, изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата, горячее тиснение.

2. Народная культура

Ранее, уже было предоставлено определение понятия народная культура . Повторюсь, народная культура- это традиционная культура , в которую включаются культурные пласты разных эпох - от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная , и поэтому в ней большое значение принадлежит традиции, как способу передачи жизненно важной для общества информации. Данное определение достаточно емкое, но не единственное. Обратимся к другим источникам.

Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать. Культура - это набор кодов , которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность.

Понятие "народ " в русском и европейских языках -это население, совокупность индивидов. Также, народ понимается как общность людей, осознавших себя этническим или территориальным сообществом, социальным сословием, группой, иногда представляющим все общество, к примеру, в какой-то решающий исторический момент (национально-освободительные войны, революции, восстановление страны и так далее, обладающим сходными (общими) верованиями, представлениями или идеалами.

Данная общность и выступает субъектом и носителем особой целостной культуры , отличной своим видением мира, способами воплощения в различных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики , которая часто восходит к древности. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя, позднее этнос (народ ) .

В прошлом, народная культура определяла и закрепляла все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей , характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зернои убирать урожай, выгонять скот, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и прочее. В настоящее время, в период усложнения общественных отношений, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики , народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры .

В народной культуре творчество анонимно , так как не осознается личное авторство, и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы "владеет" все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник, даже очень искусный , воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре локуса , этноса, субэтноса.

Проявления народной культуры – это идентификация себя со своим народом , его традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики.

Важным качеством народной культуры во все периоды является традиционность. Традиционность определяет е ценностно-нормативное и смысловое содержание народной культуры , социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению.

Таким образом, народная культура – это культура , создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа , не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют : религиозная (христианская,нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы . Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах , существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика ) .Народная культура есть базис национальной культуры , педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа , преемственность поколений, возрастание его духа.

3. Средства приобщения детей к народной культуре .

В связи с особенностями возраста, для приобщения ребенка к любому из навыков необходимо применение особого подхода. В основном, для этого используется игра, поскольку наиболее интересна для малышей. В процессе игры дети заинтересовываются предметом, что позволяет раскрыть наиболее значимые элементы не навязывая ребенку их, а легко и не принужденно. Игры выбирают с учетом несения ими полезной информации о культуре народа , на территории которого он проживает, либо того, о котором нужно рассказать. В процессе игры рассказывают особенности народности , также они могут быть заложены в правилах. К примеру, можно организовать игру-соревнование : кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра стимулирует их познавательную активность, развивает у детишек наблюдательность, учит формулировать и высказывать свои мысли.

Помимо игры, возможно, использовать рисование, живопись. Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства , это - высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Данный жанр способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей , воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, чувство любви к своему краю, своей истории. Пейзажная живопись развивает воображение и ассоциативное мышление ребенка,чувственную,эмоциональную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства , способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие является одной из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей , психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, а изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Детям нравится пробовать что-то новое. Важно не испортить отношение ребенка к творчеству, поскольку это может повлиять на его дальнейшую жизнь. Нужно позволить раскрыть его возможности и не ругать, если что-то не получается. Ведь, у людей с детства заложены предпочтения : кому нравится рисовать, кто-то находит себя в музыке, третьи станут гуманитариями. С учетом этого и нужно использовать разные методы в обучении детей , чтобы они сами определили для себя, что им нравится, иначе в последующем, в выборе профессии, решающими станут факторы, навязанные из вне, а не то, что действительно интересно и чему стоит посвятить свою жизнь. Овладеть всей суммой средств и способов изображения, составляющих изобразительную грамоту, ребенок не может. Знание педагогом особенностей выразительных средств каждого искусства помогает установить , какие из них могут быть осознаны и освоены ребенком и какие недоступны ему.

Таким образом, основной целью развития дошкольного образования является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. На занятиях с малышами основная задача педагога – привлечь их внимание к картине, скульптуре или другому произведению и удержать его. Малыши охотнее интересуются картинами, если педагогу удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.

Заключение

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству это знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, как и для чего применялась та или иная вещь, пробуют сами использовать ее. Помимо этого, детям предлагается рассматривать декоративные узоры , объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Важно обратить внимание ребенка на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, и рассказать, какие традиционные способы украшения вещей присущи разным районам России.

На занятиях, которые посвящают традиционным народным промыслам , дети обучаются основным принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы. Образцами для детской лепки и росписи могут быть традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы.

В целях приобщения детей к искусству используются познавательные и творческие занятия, что подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры , народного искусства и так далее . Можно проводить экскурсии, но они предназначены детей , старше пятилетнего возраста. Выставочные экспонаты, просмотр которых сопровождается пояснениями экскурсовода, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях по эстетическому воспитанию.

Декоративно- прикладное искусство находится в тесной взаимосвязи с народной культурой . Данный вид искусства воплощает в себе народную культуру . С помощью декоративно-прикладного искусства можно изучать народную культуру .

Декоративно- прикладное искусство содержит большой объем информации, которая полезна для детей в процессе изучения истории своей или другой страны, нации или общности. Как средство приобщения к народной культуре декоративно- прикладное искусство является одним из самых эффективных и интересных.

«Прикладное» искусство —
художественная ценность в практической жизни



Определение

Под прикладным искусством обычно имеют в виду род творческой деятельности, при которой художественная функция произведения в той или иной мере сочетается с утилитарной. Поэтому произведение прикладного искусства можно воспринимать как художественную ценность для использования её в практической деятельности.

Сложность подобного определения заключается в том, что художественное качество также представляет собой преображенную полезность (утилитарность), результат духовного, идеального переосмысления практических потребностей человека.

Поэтому искусство (как искусная деятельность вообще) становится художественной в той мере, в какой человеку удается преобразовать свои практические потребности в идеальные ценности. «Художественный образ духовен по своей модальности, он является формой идеальной субъективной реальности, локализующейся в человеческом сознании». Однако в искусстве происходит постоянное превращение идеального духовного содержания в материальную форму: «материализация духовного и одухотворение материального». Результатом этого процесса является проникновение художественного мышления в сферы утилитарной деятельности — в ремесло, в технику, в строительство и, наоборот, техническое творчество внедряется в художественное.

Однако словосочетание «прикладное искусство» следует применять, во избежание путаницы понятий, только к тем явлениям творческой деятельности, которые несут в себе художественно-образное содержание. Такие области как дизайн, оформительское искусство, моделирование одежды, основным содержанием которых являются не художественные, а эстетические ценности, не следует называть прикладным искусством. Вопреки буквальному прочтению термина, искусство никуда не прикладывается, оно существует по определению. Художественная ценность не прилагается к материальной, а одно переходит в другое. Поэтому все разновидности прикладного искусства имеют подвижную, асимметричную функциональную структуру, в которой исторически меняется соотношение ценностей.



Немного истории

В искусстве Древнего мира не существовало прикладного искусства, поскольку все его функции были неразделимыми. В античном искусстве также не разделяли понятий «техника» и «искусство», то и другое обозначали понятием Techne. В Древней

Греции статуями не любовались в музеях, с ними всегда что-то делали: поклонялись, украшали цветами и плодами, одевали в дорогие ткани, им подносили еду и напитки и обращались с просьбами.

Все произведения искусства служили атрибутами мифологически-религиозного образа жизни. В произведениях Плиния Старшего и Павсания восторженные оценки произведениям искусства даются за иллюзию и тонкость технического выполнения. Поэтому применение термина «прикладное искусство» по отношению к античности неприемлемо. В средневековом искусстве усиливалась специализация мастеров, наряду с греческим Techne встречается латинское слово Arsis («свободный труд»). Однако в Средние века еще не определилась область «чистого искусства», свободная от утилитарности, поскольку живопись и скульптура развивались внутри архитектурной композиции. Отсюда столь неорганичное звучание определений вроде: «прикладное искусство Византии» или «прикладное искусство средневековой Франции». В Средневековье существовала особая область художественных ремесел, но их функциональная структура отлична от прикладного искусства Нового времени. Учитывая это обстоятельство, специалисты склонны использовать иные термины: «художественные ремесла» либо «малые формы искусства». Например: малые формы искусства Древней Греции, «малые формы» традиционного искусства Китая и Японии. Метаморфозы значений, смыслов, функций произведений античного искусства хорошо раскрывают истории их бытования и связанные с ними мифы. В историческом развитии форм художественного мышления следует также отличать бифункциональность от декоративности — качества, возникающего в результате художественного переосмысления связи произведения искусства с окружающей средой.

Произведения декоративного и прикладного искусств имеют разные функции и поэтому представляют собой различные виды искусства, но в процессе исторического развития они взаимодействуют. В сакральных видах искусства взаимодействуют художественная и религиозная функции, но из-за этого их нельзя называть «прикладными». После эпохи Итальянского Возрождения, когда произошло размежевание архитектуры, живописи и скульптуры, образовалось станко?вое искусство — живописная картина, скульптура, не связанные с определенным местом в архитектурной среде. С этого времени можно говорить об отдельной сфере декоративно-прикладного искусства.

Главным качеством «прикладного» произведения является его вещность. Например, жанр портрета относится к полифункциональному искусству, поскольку собственно живописное содержание портрета дополняется внехудожественным — документальным, фактологическим. То же происходит в классическом жанре картины на историческую тему. Но мы не называем такие произведения прикладными, поскольку вне художественная часть их содержания еще не превращает их в вещь.

Иной пример: в коллекции Уоллеса в Лондоне экспонируется отлитое из бронзы изображение свернувшейся в клубок змеи, выполненное пугающе натуралистично. Произведение создано в Северной Италии около 1600 г. и служило прессом для бумаг. Но при взгляде на эту змею не возникает ощущения «вещи», слишком сильна ее «портретность». Такие произведения ввиду сложности их функционально-образной природы трудно отнести к определенному роду искусства.

В середине XIX века в связи с успехом Всемирных выставок, под влиянием роста промышленного производства в разных странах создавались музеи прикладного искусства.

В 1857 г. такой музей был создан в Лондоне (см. Виктории и Альберта музей в Лондоне). В 1859 г. Королевский музей искусства и промышленности открылся в Вене. В России проводили «мануфактурные выставки», с 1870 г. утвердилось название «художественная промышленность».



Формы «вынужденного прикладного искусства»

В искусстве XX века помимо дизайна, архитектурного проектирования, существования традиционных народных промыслов и художественных ремесел появлялись формы «вынужденного прикладного искусства». Художник обращался к прикладному роду творчества из прагматических или коммерческих соображений. Результатом «размывания» художественного творчества в охватывающем его поле коммерческой деятельности является появление пренебрежительного термина «поделка» — виртуальная реальность; кич; клип; комикс; «коммерческое искусство»; «материализация духовного и одухотворение материального»; компьютерная графика; массовая культура; поп-арт и т.д.

В 1960—1970-х гг. художники стали уходить из области прикладного искусства в сферу «чистой предметности», они создавали предметы, но не вещи. Внешне сходные с изделиями, имеющими утилитарную функцию, такие предметы как бы изображали сами себя. Возникал эффект двойного отражения. Одни критики посчитали это явление «кризисом прикладного искусства», другие объявили о появлении нового способа творчества — «искусство предметного мира».



Виды «прикладного» искусства

Прикладное искусство подразделяют на виды согласно утилитарной функции: мебель, утварь, одежда; на разновидности в зависимости от используемого материала: изделия из керамики, стекла, металла, дерева. Специализация художника-прикладника зависит от техники обработки материала, например резчик по дереву, чеканщик по металлу, живописец по фарфору. Такие мастера, согласно классической традиции, совмещают навыки художника (рисовальщика, композитора, модельера) и ремесленника, технолога.

Взаимодействие видов искусства в «пограничных областях» породило, в частности, прикладную графику. В нее включают афишу, плакат, книжную графику, экслибрис, эпиграфику, эмблематику (прикладную или декоративную графику следует отделять от дизайн-графики, где ведущим является эстетический, а не художественно-образный метод). Термины «прикладная живопись» или «прикладная скульптура» неприемлемы, поскольку, взаимодействуя с архитектурой или композицией декоративно-прикладного искусства, живопись преобразуется в роспись, а скульптура — в декоративную пластику, либо в монументально-декоративную скульптуру.


Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусствораздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусствамогут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями, нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию.

Средства изобразительных искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра).


Единство и различия художественной и утилитарной функции

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоёв и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает в декоративно-прикладном искусстве интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.

Однако вплоть до середины XIX века мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в др. видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX века приводят к постепенному оскудению эстетического качества и образно-эмоционального содержания декоративно-прикладного искусства.

Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство массового машинного производства художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, «Дармштадтская колония художников» в Германии) или фабричного труда, возродить образно-эмоциональную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды.


Возрождение и падение

Возрождение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 1930-е гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства лучших технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в первые годы после Великой Отечественной войны, заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства.

С середины 1950-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, истинные художники были заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Но такие произведения призваны служить лишь зрительными акцентами в массовой художественно-организованной среде, образуемой изделиями заводского изготовления и предметами, которые создавались на базе унифицированного дизайнерского проектирования.