Декоративно прикладное искусство для детей. Значение декоративно - прикладного искусства в работе с детьми

Статья

Декоративно-прикладное искусство как средство
развития творческих способностей детей

Успехова Ирина Александровна,
инструктор по труду реабилитационного отделения для
детей и подростков с ограниченными возможностями
Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс», г. Урай

Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно - творческие способности. А наличие художественно - творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

Ø В предварительном создании эскизов на бумаге;

Ø В продумывании элементов узора;

Ø В расположении их на объемах;

Ø В создании предметов декоративного характера;

Ø Умения найти способ изображения и оформления предмета;

Ø В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей - Ханты и Манси.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Ханты и Манси. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету - это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Введение

1.1. Истоки декоративно – прикладного искусства

1.2. Виды декоративно – прикладного искусства

2.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

2.2 Виды декоративно – прикладного искусства на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

2.3. Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В.Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества. В исследовании Р.Н.Смирновой показано влияние ознакомления детей дошкольного возраста Хабаровского края с декоративным искусством народов Приамурья.

Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н.Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мы выбрали именно ее.

Тема: Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Объект: Процесс проведения занятий по декоративно-прикладному искусству с детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет: Использование элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.

2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

1.1 Истоки декоративно – прикладного искусства

Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»).

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов - самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX - XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста - дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII - XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли - галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины могли на "тонком уровне" поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку "свистунью" (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.

1.2 Виды декоративно – прикладного искусства

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Роспись по дереву.

Хохлома.

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».

В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Злотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи еще большей яркости и нарядности.

Образная выразительность хохломы достигается за счет композиционного единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды.

Хохломой расписывают еще и целые наборы посуды, а также украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.

Сегодня хохлому называют золотой не только за красоту, но еще и за цену. Она дорого стоит, так как ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая посуда была дешевой и доступной для всех.[Пр.1.]

Городец.

Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний.

Композиции с чаепитиями похожи на большой торт, украшенный пышными цветами. Какая прелесть таится в чашках и вазочках, чуть намеченных «оживками», на фоне нарядной скатерти!

На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами.

Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета – пышную розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.

Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шеей – поэтический образ-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков, столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.

Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично!

Важные изменения произошли в Городецкой росписи в наши дни: вместо темперных и клеевых красок мастера стали писать масляными. Это отразилось на характере декора. Ведущим в росписи становится растительный орнамент. Масляные краски позволяют добиться разнообразных сложных цветовых оттенков. Например, даже в симметричных росписях можно один цветок сделать сиреневым, а другой – малиновым.

Валентина Середина

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через декоративно-прикладное творчество

Творчество - это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности"

В. А. Сухомлинский.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.

Актуальность темы определена следующими аспектами:

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.

Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества, НОД по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и формирует умение видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Знакомя детей с народным декоративно – прикладным искусством мы тем самым развиваем в детях чувство гордости за свою Родину, с ее мастерами – умельцами, создающими для нас эту неповторимую красоту.

Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

Познакомить с разными видами продуктивного творчества, прикладного творчества, с разными техниками;

Формировать умение видеть необычное в обычном;

Развивать любознательность, воображение, творческое мышление, мелкую моторику;

Заложить основу эстетической красоты;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, уважение к труду других людей.

Этапы развития творческих способностей ребенка:

І этап: Диагностирование личностных особенностей детей (наблюдения за детьми во время самостоятельной деятельности, во время НОД, беседы, изучение продуктов детского творчества);

ІІ этап: Подготовительный (подобор литературы и информационного материала);

ІІІ этап: Деятельностный (работа с детьми, родителями (законными представителями, проведение выставок детского творчества)

Существует великое множество видов прикладного творчества! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:

Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.

Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.

Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.

Виды росписи: батик – рисование по ткани; витраж – роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент – повтор и чередование элементов узора.

Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование – выжигание узора по ткани; мозаика – создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика – выполнение изображения нитками на твердой поверхности.

Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.

Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.

Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.

Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.

Виды техник декоративно прикладного творчества использованные и освоенные в процессе работы с детьми:

Квиллинг

Оригами модульное

Аппликация

Рисование

Городецкая роспись

Дымковская роспись

Аппликация из пластилина

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам, преимущественно из линий и штрихов.




Модульное оригами - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами – придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.





Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.




Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.




Квиллинг (от англ. quilling – от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.





Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев…



Манная крупа напоминает по своей структуре песок, но работать с ней проще, т. к. она легче по весу, крупа быстро сохнет и в изделии имеет более яркий вид. Выполнение аппликации из манки доступно для детей дошкольного возраста.


Файл "/upload/blogs/detsad-555506-1459955070.jpg" не найден!

Аппликация из пластилина - пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид "живописи".



Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.



Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь.



Дети принимают активное участие во Всероссийских и Международных конкурсах декоративно-прикладного творчества, где занимают призовые места.

Наша задача заинтересовать и привлечь родителей к взаимодействию по данному направлению. Достижение цели даст родителям включение в процесс образовательной деятельности с детьми и проведению совместной деятельности с ребёнком дома.





Все мы знаем, что творчество одно из самых больших удовольствий для ребенка. В нем раскрывается его внутренний мир. Ведь делая что-то своими руками, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Консультация для родителей детей 5-7 лет "Как провести время с пользой"

С какими же видами декоративно - творчества можно познакомиться ребенку в старшем дошкольном возрасте дома?
1. Батик - техника, основанная на применении резинового клея, парафина, лаков и смол, которые наносятся на различные виды тканей (синтетику, шерсть, хлопок и шелк). Ребенку данное творчество будет очень интересным. Наборы для этого творчества можно приобрести в магазине.
2. Нитяная графика - графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.

3. Керамика - изделия из неорганических материалов (например, глины). Мы предлагаем заменить глину на соленое тесто, как это делаем мы.


4. Бумагокручение (квиллинг) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.


5. Оригами - очень популярное искусство. Развивает логическое мышление и мелкую моторику рук.


6. Ниткография - Рисовать нитками так же, как и рисовать привычными нам карандашами, ручками, фломастерами, только линию нужно приклеивать к основе.


7. Бисероплетение - один из наиболее популярных и нами любимых видов творчества, которое придумали еще древние египтяне.
Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя увидеть способности ребенка, поддерживать в любом его начинании, а задача педагога - развить его способности, познакомить с новыми видами творчества. Программное содержания занятий с детьми старшего дошкольного возраста позволяет раскрыть для ребенка: дымковскую игрушку, жостовскую, городецкую роспись, хохломскую. А также познакомить с традиционными техниками рисования и проявить творчество в нетрадиционных.
Дорогие родители! Хотим представить вашему вниманию несколько вариантов нетрадиционных техник рисования, легко доступных для вас в домашних условиях. Это для нас, взрослых, важен результат деятельности ребенка, а для ребенка важен сам процесс, а процесс совместно с мамой и папой вдвойне! В данном случае и процесс, и результат порадует и вас и ребенка.
Мраморная бумага
Оборудование : крем (пена) для бритья, краски, плоская тарелка, бумага, скребок.
Ход работы: на плоскую поверхность (тарелку, стол, поднос) нанесите крем толстым слоем, смешать воду с краской, чтоб получился насыщенный раствор, и накапайте на крем сверху (рисунок произвольный), кисточкой или тонкой палочкой размажьте краску по поверхности, возьмите лист бумаги и положите его сверху, затем положите лист на стол и соскребите остатки пены (листом картона, скребком) – под пеной у вас появятся причудливые узоры.


Граттаж – царапанье
Оборудование: бумага плотная или картон, свеча, гуашь черная, жидкое мыло.
Ход работы: натереть бумагу свечой, в черную краску добавить мыло, нанести и дать высохнуть, после этого можно выцарапывать любой узор.


Объемные узоры
Оборудование: мука блинная, вода, краски, микроволновая печь.
Ход работы: купить муку в магазине или сделать (на 0,5 кг муки положить чайную ложку с горкой соды и чайную ложку лимонной кислоты), смешать муку с водой, нарисовать картинку, положить в микроволновую печь на 10-30 секунд, после выпекания раскрасить.


Творческих успехов!

В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленная домашняя утварь, одежда, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная хорошим мастером, всегда будет в цене.

В последние годы развитие прикладного искусства получило новый импульс. Эта тенденция не может не радовать. Прекрасная посуда из дерева, металла, стекла и глины, кружева, текстиль, ювелирные украшения, вышивка, игрушки - всё это после нескольких десятилетий забвения вновь стало актуальным, модным и востребованным.

История московского музея народного творчества

В 1981 году в Москве, на Делегатской улице, открылся Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Его коллекцию составили уникальные образцы изделий ручной работы отечественных мастеров прошлого, а также лучшие произведения современных художников.

В 1999 году произошло следующее важное событие - Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства принял в своё собрание экспонаты Музея народного искусства имени Саввы Тимофеевича Морозова. Ядро этой коллекции сформировалось ещё до революции 1917 года. Основой для него стали экспонаты самого первого российского этнографического музея. Это был так называемый Кустарный музей декоративно-прикладного искусства, открытый в 1885 году.

При музее работает специализированная библиотека, в которой можно познакомиться с редкими книгами по теории и истории искусства.

Собрание музея

Традиционные виды декоративно-прикладного искусства систематизированы и распределены по отделам. Основные тематические направления - это керамика и фарфор, стекло, ювелирные украшения и металл, резьба по кости и дереву, текстиль, лаковая миниатюра и изобразительные материалы.

Музей декоративно-прикладного искусства в открытом фонде и хранилищах имеет более 120 тысяч экспонатов. Русский модерн представлен работами Врубеля, Конёнкова, Головина, Андреева и Малютина. Обширна коллекция советского агитационного фарфора и тканей второй четверти прошлого века.

В настоящее время этот музей народно-прикладного искусства считается одним из самых значительных в мире. Самые древние экспонаты высокой художественной ценности относятся к 16 веку. Собрание музея всегда активно пополнялось за счёт даров частных лиц, а также стараниями ответственных работников государственного аппарата в годы советской власти.

Так, уникальная экспозиция тканей сложилась во много благодаря щедрости гражданина Франции П. М. Толстого-Милославского, который преподнёс в дар музею большую коллекцию русского, восточного и европейского текстиля, собранную Н. Л. Шабельской.

Две большие коллекции фарфора были подарены музею выдающимися деятелями советского искусства - Леонидом Осиповичем Утёсовым и супругами Марией Мироновой и Александром Менакером.

Музей прикладного искусства города Москвы может похвастаться залами, посвящёнными быту русских людей в разные временные периоды. Здесь можно познакомиться с жилищем представителей всевозможных сословий. Сохранены, отреставрированы и выставлены для обозрения мебель, посуда, одежда крестьян и жителей городов, детские игрушки. Резные украшения наличников и козырьков крыш, изразцовые печки, сундуки, которые служили не только удобными хранилищами для вещей, но и кроватями, так как изготавливались соответствующих размеров, вызывают в воображении картины тихой, размеренной и сытой жизни российской глубинки.

Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра как прикладное искусство наибольшего расцвета достигла в 18-19 веках. Художественными центрами, давшими прописку основным направлениям, стали города, славившиеся своими иконописными мастерскими. Это Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Шкатулки, броши, панно, ларцы, выполненные из папье-маше, расписывались масляными красками или темперой и покрывались лаком. Рисунки представляли собой стилизованные изображения животных, растений, персонажей сказок и былин. Художники, мастера лаковой миниатюры, писали иконы, делали на заказ портреты, рисовали жанровые сценки. В каждой местности выработалась своя манера письма, но практически все виды прикладного искусства нашей страны объединяют такие качества, как насыщенность и яркость красок. Детальная проработанность рисунков, плавные и округлые линии - вот что отличает русскую миниатюру. Интересно, что образы декоративно прикладного искусства прошлого вдохновляют и современных художников. Старинные рисунки часто используют при создании тканей для коллекций модной одежды.

Художественная роспись по дереву

Хохломская, мезенская и городецкая роспись узнаваемы не только в России, но и за её пределами. Мебель, туеса, короба, ложки, миски и прочая домашняя утварь из дерева, расписанная в одной из этих техник, считается олицетворением России. Легкая деревянная посуда, расписанная красками чёрного, красного и зелёного цвета по золотому фону, выглядит массивной и тяжёлой - это характерная манера хохломы.

Городецкие изделия отличает многоцветная палитра красок и несколько меньшая, по сравнению с хохломскими, округлость форм. В качестве сюжетов используются жанровые сценки, а также всевозможные выдуманные и реальные представители животного и растительного мира.

Декоративно-прикладное искусство Архангельской области, в частности мезенская роспись по дереву, представляет собой предметы утилитарного назначения, декорированные особыми рисунками. Мезенские мастера для своих работ используют только два цвета - чёрный и красный, то есть сажу и охру, дробный схематичный рисунок туесов, шкатулок и сундуков, фризы в виде каёмок из повторяющихся усечённых фигурок коней и оленей. Статичный мелкий, часто повторяющийся рисунок вызывает ощущения движения. Мезенская роспись - одна из наиболее древних. Те рисунки, что используются современными художниками, представляют собой иероглифические надписи, которыми пользовались славянские племена задолго до возникновения русского государства.

Мастера по дереву, прежде чем вытачивать из цельного бруска какой-либо предмет, обрабатывают древесину против растрескивания и усыхания, поэтому их изделия имеют очень большой срок службы.

Жостовские подносы

Металлические подносы, расписанные цветами - прикладное искусство подмосковного Жостово. Некогда имевшие исключительно утилитарное назначение, жостовские подносы уже давно служат украшением интерьера. Яркие букеты из крупных садовых и мелких полевых цветов на чёрном, зелёном, красном, синем или серебряном фоне легко узнаваемы. Характерные жостовские букеты теперь украшают металлические коробки с чаем, печеньем или конфетами.

Финифть

Такое декоративно прикладное искусство, как финифть, также относится к росписи по металлу. Наиболее известны изделия ростовских мастеров. Прозрачные огнеупорные краски наносят на медную, серебряную или золотую пластину, а потом обжигают в печи. В технике горячей эмали, как ещё называют финифть, делают ювелирные украшения, посуду, рукоятки оружия и столовых приборов. Под воздействием высокой температуры краски меняют цвет, поэтому мастера должны разбираться в тонкостях обращения с ними. Чаще всего в качестве сюжетов используются цветочные мотивы. Самые опытные художники делают миниатюры с портретами людей и пейзажами.

Майолика

Московский Музей прикладного искусства даёт возможность увидеть работы признанных мастеров мировой живописи, выполненных в не вполне свойственной им манере. Так, например, в одном из залов находится майолика Врубеля - камин «Микула Селянинович и Вольга».

Майолика представляет собой изделия из красной глины, расписанные по сырой эмали и обожжённые в специальной печи при очень высокой температуре. В Ярославской области художественно-прикладное искусство получило широкое распространение и развитие по причине большого количества месторождений чистой глины. В настоящее время в ярославских школах детей учат работе с этим пластичным материалом. Детское прикладное искусство - это второе дыхание для старинных ремёсел, новый взгляд на народные традиции. Однако это не только дань уважения национальным традициям. Работа с глиной развивает мелкую моторику, расширяет угол зрения, нормализует психосоматическое состояние.

Гжель

Декоративно-прикладное искусство, в отличие от изящного, предполагает утилитарное, хозяйственное применение создаваемых художниками предметов. Фарфоровые чайники, вазы для цветов и фруктов, подсвечники, часы, рукоятки столовых приборов, тарелки и чашки - все они чрезвычайно изящны и декоративны. По мотивам гжельских сувениров делают принты на трикотажных и текстильных материалах. Мы привыкли думать, что гжель - это синий рисунок на белом фоне, однако изначально гжельский фарфор был многоцветным.

Вышивка

Вышивка по ткани - один из самых древних видов рукоделия. Изначально оно было призвано украшать одежду знати, а также ткани, предназначенные для религиозных ритуалов. Данное народное декоративно-прикладное искусство пришло к нам из стран Востока. Одеяния богатых людей расшивали цветным шёлком, золотыми и серебряными нитями, жемчугом, драгоценными камнями и монетами. Наиболее ценной считается вышивка мелкими стежками, при которой возникает ощущение гладкого, словно нарисованного красками рисунка. В России вышивание быстро вошло в обиход. Появились новые техники. Помимо традиционной глади и крестика стали вышивать мережками, то есть прокладывая ажурные дорожки по пустотам, образованным выдернутыми нитями.

Дымковские игрушки для детей

В дореволюционной России центры народных промыслов, помимо предметов утилитарного назначения, изготавливали сотни тысяч детских игрушек. Это были куклы, зверюшки, посуда и мебель для детских забав, свистульки. Декоративно-прикладное искусство этого направления до сих пор пользуется большой популярностью.

Символ Вятской земли - дымковская игрушка - не имеет аналогов в мире. Яркие пёстрые барышни, кавалеры, павлины, карусели, козлики узнаются сразу. Ни одна игрушка не повторяется. На белоснежном фоне красными, синими, жёлтыми, зелёными, золотыми красками рисуются узоры в виде кругов, прямых и волнистых линий. Все поделки очень гармоничны. Они излучают настолько мощную положительную энергетику, что это способен ощутить каждый, взявший в руки игрушку. Может быть, и не нужно расставлять по углам квартиры китайские символы благополучия в виде трёхлапых жаб, пластмассовых красных рыбок или денежных деревьев, а лучше украсить жилище изделиями русских мастеров - каргопольскими, тульскими или вятскими глиняными сувенирами, миниатюрными деревянными скульптурами нижегородских умельцев. Не может быть, чтобы они не привлекли в семью любовь, достаток, здоровье и благополучие.

Филимоновская игрушка

В центрах детского творчества многих регионов нашей страны детей учат лепить из глины и расписывать поделки в манере народных промыслов центральной России. Ребятишкам очень нравится работать с таким удобным и пластичным материалом, как глина. Они придумывают новые рисунки в соответствии со старинными традициями. Так отечественное прикладное искусство развивается и остаётся востребованным не только в туристических центрах, но и по всей стране.

Передвижные выставки филимоновской игрушки очень любимы во Франции. Они путешествуют по стране в течение всего года и сопровождаются мастер-классами. Игрушки-свистульки закупают музеи Японии, Германии и других стран. Этому промыслу, имеющему постоянную прописку в Тульской области, около 1000 лет. Примитивно выполненные, но расписанные розово-зелёными красками, они выглядят очень жизнерадостно. Упрощённая форма объясняется тем, что игрушки имеют внутри полости с отверстиями, выходящими наружу. Если в них дуть, попеременно закрывая разные дырочки, то получится незатейливая мелодия.

Павлово-посадские платки

Уютные, женственные и очень яркие шали павлово-посадских ткачей стали известны всему миру благодаря изумительной коллекции модной одежды российского модельера Вячеслава Зайцева. Он использовал традиционные ткани и узоры для пошива женских платьев, мужских рубашек, другой одежды и даже обуви. Павлово-посадский платок - это аксессуар, который можно передавать по наследству, как ювелирное украшение. Долговечность и износостойкость платков хорошо известны. Их делают из высококачественной тонкой шерсти. Рисунки не выгорают на солнце, не бледнеют от стирки и не дают усадки. Бахрома на платках делается специально обученными мастерами - все ячейки ажурной сетки завязываются узелками на одинаковом расстоянии друг от друга. Рисунок представляет собой цветы на красном, синем, белом, чёрном, зелёном фоне.

Вологодское кружево

Знаменитые на весь мир вологодские кружева плетутся при помощи берёзовых или можжевеловых коклюшек из хлопчатобумажных или льняных ниток. Таким способом изготавливают мерную тесьму, покрывала, шали и даже платья. Вологодское кружево представляет собой узкую полоску, которая является основной линией узора. Пустоты заполняются сеточками и жучками. Традиционный цвет - белый.

Прикладное искусство не стоит на месте. Развитие и изменения происходят постоянно. Надо сказать, что к началу прошлого века, под воздействием развивающейся индустрии, появились промышленные мануфактуры, оснащённые скоростными электрическими станками, возникло понятие - массовое производство. Народно-прикладное искусство начало приходить в упадок. Лишь в середине прошлого века были восстановлены традиционные для России ремёсла. В художественных центрах, таких как Тула, Владимир, Гусь-Хрустальный, Архангельск, Ростов, Загорск и др., были построены и открыты профессионально-технические училища, подготовлены квалифицированные преподаватели и обучены новые молодые мастера.

Современные виды рукоделия и творчества

Люди путешествуют, знакомятся с культурами других народов, учатся ремеслу. Время от времени появляются новые виды декоративно-прикладного искусства. Для нашей страны такими новинками стали скрапбукинг, оригами, квиллинг и другие.

Одно время бетонные стены и заборы расцветились самыми разными рисунками и надписями, выполненными в высокохудожественной манере. Граффити, или спрей-арт, - это современное прочтение старинного вида наскальной живописи. Можно сколь угодно смеяться над подростковыми увлечениями, к каковым, безусловно, относится и граффити, однако посмотрите на фотографии в интернете или пройдитесь по собственному городу, и вы обнаружите по-настоящему высокохудожественные работы.

Скрапбукинг

Оформление блокнотов, книг и альбомов, существующих в единственном экземпляре, называется скрапбукингом. Вообще, данное занятие не является совсем новым. Альбомы, призванные сохранить для потомков историю семьи, города или отдельного человека, создавались и раньше. Современное видение данного искусства - это создание художественных книг с иллюстрациями авторов, а также использование компьютеров с различными графическими, музыкальными, фото- и другими редакторами.

Квиллинг и оригами

Квиллинг, в переводе на русский язык "бумагокручение", применяется при создании панно, для оформления открыток, фоторамок и пр. Техника заключается в скручивании тонких полосок бумаги и наклеивании их на основу. Чем мельче фрагмент, тем изящнее и декоративнее поделка.

Оригами, как и квиллинг, - работа с бумагой. Только оригами - это работа с квадратными листами бумаги, из которых складываются всевозможные фигуры.

Как правило, все ремёсла, связанные с бумаготворчеством, имеют китайские корни. Азиатские виды прикладного искусства изначально были развлечением знати. Беднота не занималась созданием красивых вещей. Их удел - земледелие, скотоводство и всевозможная чёрная работа. Европейцы, переняв основы техники, которая исторически представляет собой очень мелкую и тонкую работу с рисовой бумагой, перенесли искусство в удобные им условия.

Китайские изделия отличаются изобилием очень мелких деталей, которые выглядят монолитно и очень изысканно. Такой труд под силу только очень опытным мастерам. К тому же тонкие бумажные ленточки можно скрутить в тугую и ровную катушку только при помощи специальных инструментов. Европейские любители ручного творчества несколько видоизменили и упростили старинное китайское ремесло. Бумага, завитая в спирали разной величины и плотности, стала популярным украшением картонных шкатулок, вазочек для сухоцветов, рамок и панно.

Говоря о декоративно-прикладном искусстве, было бы несправедливо обойти вниманием такие ремёсла, как роспись по шёлку, или батик, набойка, или чеканка, то есть рисование по металлу, ковроткачество, бисероплетение, макраме, вязание. Что-то уходит в прошлое, а иное становится настолько модным и популярным, что даже промышленные предприятия налаживают выпуск оборудования для данного вида творчества.

Сохранение старинных ремёсел и демонстрация в музеях лучших образцов - благое дело, которое всегда будет служить источником вдохновения для людей творческих профессий и поможет приобщиться к прекрасному всем остальным.