Экскурсия в музей цирка. Первый в мире музей циркового искусства

Музей циркового искусства, расположенный при Санкт-Петербургском цирке, был открыт свыше восьми десятилетий назад и являлся на тот момент первым в мире музеем, экспозиции которого освещали историю циркового искусства. В разные годы музейные коллекции неоднократно предоставлялись для тематических выставок не только в России, но и за рубежом. В настоящее время Музей циркового искусства предлагает посетителям несколько экскурсионных программ по помещениям цирка и периодические экспозиции в выставочных залах музея.

История музея

История Музея циркового искусства началась в 1928 году, когда на базе Ленинградского цирка было открыто первое в мировой музейной практике учреждение – Музей цирка и эстрады, которое собирало, систематизировало и изучало материал, имеющий отношение к истории циркового искусства. Инициатива создания музея принадлежала В. Я. Андрееву, который преподавал сценическое движение в театральной школе и уже имел опыт основания Театрального музея. В основу музейной коллекции были положены материалы, касающиеся цирка и эстрады, которые были собраны лично В. Я. Андреевым и цирковым деятелем, режиссером Е. П. Гершуни.

Благодаря материалам Музея циркового искусства было существенно расширено исследование по истории цирка, которое изложено в книге «Цирк. (Происхождение. Развитие. Перспективы.)», написанной в 1931 году историком и теоретиком циркового искусства Е. М. Кузнецовым. Практически с первых месяцев своего существования музей обустраивал выставки, посвященные различным жанрам циркового искусства (жонглирование, клоунада, конный цирк и др.), которые располагались непосредственно в фойе здания Ленинградского цирка. Самыми первыми экспозициями музея, организованными в 1928 году, стали выставки под названием: «Хищники в цирке» и «Дрессировка животных». С 1975 года Музей циркового искусства располагается в помещениях на втором этаже здания, которое ныне носит название Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке.

Здание это, созданное в 1877 году по проекту архитектора В. Кенеля, является по ряду причин уникальным: во-первых, оно стало первым в России каменным стационарным цирком. Во-вторых, купол этого цирка был самым большим среди европейских цирков той эпохи. В-третьих, при возведении купола впервые были использованы ребристо-сетчатые конструкции, которые позволили отказаться от поддерживающих купол колонн, использовавшихся традиционно в таких зданиях. Такое архитектурное новшество сделало интерьеры цирка легкими и воздушными и замечательно усилило эффект открытого пространства. Впоследствии, купол Санкт-Петербургского цирка был внесен в список выдающихся памятников науки и техники.


В наши дни основные коллекции Музея циркового искусства расположены в двух помещениях, над интерьером которых работал в 1989 году художник М. Горелик. Фонды музея насчитывают около 90 тысяч различных экспонатов русского и иностранного происхождения, которые распределены по коллекциям: библиотека, фототека, видеотека, отдел плаката, отдел костюмов и реквизитов, отдел цирковых программок, отдел газетных вырезок и рукописного материала, отдел пластических форм и др. Огромную поддержку в формировании фондов музея в разные годы оказывали артисты цирка, передававшие в коллекции личные вещи, плакаты, программки, фотографии и другие материалы. С коллекциями Музея циркового искусства часто работают специалисты, изучающие искусство цирка и использующие материалы коллекций при написании книг или диссертаций по истории и теории циркового искусства.


В разные годы деятельности музея его коллекции использовались при организации сторонних выставок в различных городах страны, а также в Германии (1972), Чехословакии (1976), Бельгии (1996), Финляндии (2002, 2004-06). В выставочном зале музея за последнее десятилетие были организованы обширные экспозиции по нескольким темам: «Цирк глазами детей», «К 100-летнему юбилею клоуна Карандаша (артист М. Румянцев)», «Цирк о времени и о себе» (125-летие Санкт-Петербургского цирка), «Артисты цирка в годы войны» и др. Одна из последних экспозиций музея (2012 г.) носит название «Магический круг манежа» и посвящается двум знаменательным событиям: 185-летию циркового здания на берегу Фонтанки и 135-летию Большого государственного цирка, существовавшего до революции под именем цирк Чинизелли.


Экскурсии в музее

Огромной популярностью пользуются у посетителей музея специальные экскурсии, которые включают в себя (помимо рассказа об экспозиции) интерактивные занятия с экскурсоводом. В ходе занятий посетителям предоставляется возможность детально узнать о некоторых цирковых профессиях и даже попробовать свои силы в качестве акробата, жонглера или эквилибриста. Такие экскурсии проводятся по предварительной записи по средам, четвергам и пятницам для группы экскурсантов не более 15 человек. Экскурсия длится около полутора часов, во время которых посетителям демонстрируют закулисную часть цирка, проводят интерактивное занятие, а также обзор экспозиции на выбранную тему. Для иностранных посетителей желательно иметь собственного переводчика.

Музей обрел большую популярность не только у артистов цирка, но и у всех любителей циркового искусства. В огромной экспозиции представлены:

  • атрибуты выступлений
  • костюмы, фотографии
  • афиши
  • предметы, рассказывающие историю самых знаменитых цирковых номерах

История

Основателем экспозиции стал дворянин В. Я. Андреев . Он открыл в 8 августа 1928 года в здании цирка, расположенном на Фонтанке, первый в мире — Музей цирка и эстрады. Материалы, касающиеся цирковых представлений, собирались для того, чтобы молодые артисты могли учиться на опыте предыдущих поколений.

Архитектура

Здание цирка, в котором находится музей, спроектировал в 1877 году архитектор В. Кенель . Это был первый в России стационарный каменный цирк. Здание имело огромный купол, возведенный по необычной технологии. Впервые для строительства полукруглой конструкции использовалась сетчато-ребристая основа. Благодаря ей, можно было отказаться от опорных колонн в здании. Поэтому внутренний интерьер цирка получился легким и просторным.

Купол Санкт-Петербургского цирка относится к выдающимся памятникам архитектуры

Билеты

Стоимость билета от 100 рублей с человека .

Электронная почта

[email protected]

[email protected]

Телефон

Экскурсии

Сопровождение экскурсовода нужно заказывать заранее . В дни представлений проводится обзорная экскурсия с названием — Краски манежа. Фонды музея открыты для занятий с 9 до 17, кроме праздников и выходных дней. Экспозиция находится на 3 этаже , подняться на который придется на своих двоих, так как лифт в здании отсутствует.

Где находится

Адрес

Набережная р. Фонтанки, здание 3 А

Метро

Гостиный двор, Маяковская

Как добраться

Добраться до музея от метро можно, выйдя на станции Гостиный двор — дорога займет всего 15 минут.

От станции метро Маяковская- можно дойти за полчаса.

К цирку ходят маршрутные такси №«К289» и «К107», которые останавливаются на углу ул. Кленовой и ул. Инженерной.

Если вы будете добираться на автомобиле, то обратите внимание, что парковка перед цирком запрещена .

Оставить машину бесплатно можно на ул. Инженерной, а также на платных стоянках на ул. Моховой и ул. Белинского

Первый в мире музей циркового искусства был открыт в 1928 году при Ленинградском (сейчас Санкт-Петербургском) цирке. Решение о создании такого рода музея принадлежит преподавателю сценического движения в театральной школе, одному из основателей Ленинградского театрального музея – Андрееву Василию Яковлевичу. Он служил офицером в царской армии, потом работал учителем фехтования, и он же выступил первым директором музея. Сначала музей назывался музеем цирка и эстрады и имел узкую направленность, а потом превратился в музей циркового искусства и приобрел обширную сферу деятельности.

Первоначально музейные фонды пополнялись материалами о цирке и эстраде из личных собраний Андреева и Е.П. Гершуни – режиссера, деятеля цирка, критика.

Целью создания музея являлся сбор информации для изучения, систематизации и анализа исторической стороны цирка. Так, в 1930 году музейные материалы были существенно обогащены первым фундаментальным исследованием по истории цирка – книгой «Цирк: происхождение, развитие, перспективы». Она появилась на свет в 1931 году. Ее автором выступил Кузнецов Евгений Михайлович – теоретик циркового искусства и крупный советский историк.

Музейные фонды создавались и создаются в большей мере благодаря цирковым артистам, передающим в дар музею плакаты, фотографии, программки, костюмы и другие цирковые предметы и материалы. Сейчас в музее насчитывается примерном 90 000 экспонатов. Музейная коллекция состоит из нескольких собраний, которые содержат русский и зарубежный материал: библиотека, видеотека, фототека; отделы цирковых программок, плаката, рукописного материала, вырезок из газет, пластических форм, реквизита и костюмов.

В наше время основная часть музейных фондов располагается в двух смежных помещениях, которые специально оборудованы витринами и шкафами для хранения материала. Существующую обстановку комнат оформил в 1989 году художник М. Горелик. Здесь работают музейные сотрудники, сюда часто приходят специалисты, занимающиеся изучением вопросов, связанных с цирковым искусством, заглядывают артисты, интересующиеся информацией о своем жанре. Быстро удовлетворить запросы посетителей позволяет принцип каталогизации материала. На базе фондов данного музея были созданы многие книги по теории и истории искусства цирка, разработаны дипломные работы и диссертации.

Зрители Ленинградского цирка могли уже с 1-ого года существования музея посещать выставки, разворачиваемые в фойе первого этажа. В 1928 году здесь можно было попасть на выставку «Хищники в цирке», на смену которой пришла экспозиция «Дрессировка животных». В дальнейшем выставки также повествовали об отдельных жанрах искусства цирка: о клоунаде, жонглировании, конном цирке. В 1975 году дирекция цирка выделила помещение на II этаже здания, имеющее площадь около 180 м², для организации периодических выставок.

За последнее время посетители выставочного зала могли побывать на выставках, посвященных различным темам: «К 100-летию Карандаша», «Художник и цирк», «Цирк о времени и о себе», «Артисты цирка в годы ВОВ», «Цирк глазами детей». Здесь же организуются специальные экскурсии, которые включают в себя помимо рассказа по теме экспозиции еще и интерактивное занятие с посетителями. К 130-летию со дня основания Санкт-Петербургского цирка в новоиспеченном выставочном зале была организована выставка «Многоликий цирк».

Музей занимается организацией и проведением не только собственных экспозиций, но и предоставляет информацию для выставок в нашей стране и за границей (Германия 1972 год, Чехословакия 1976 год, Бельгия 1996 год, Финляндия 2002, 2004-2006 годы).

История практически каждого циркового музея начинается с частной коллекции. Цирковая коллекция не создаётся с целью инвестиции капитала, она складывается в силу разных причин, например, у артистов - как отражение творческой индивидуальности, как утверждение династических основ искусства.

Есть и те, у кого она зарождается под воздействием детских или незабываемых впечатлений от представления, номера, артиста. Только после тщательного изучения хаотично собранные разнородные предметы выстраиваются в дружный ряд.

Коллекционер - это и учёный, систематизирующий найденный материал, и безумец, идущий на лишения ради обладания понравившимся осколком истории, и критик, всю жизнь пересматривающий отношение к своему «детищу». Но он всегда творец, который никогда не может завершить свои поиски, приносящие ему такое наслаждение, и философ, понимающий всю трагичность этих исканий. Скрупулёзно отбирая и помещая изъятые из действительности предметы в свою коллекцию, коллекционер создает определённую модель, которая способна характеризовать его как творческую личность. Так предметы получают способность «говорить» не только об обладателе, но и о цирковом искусстве, его месте в культурной жизни, об отношении к нему государства, деятелей искусства, общества в целом.

Коллекция артиста - это вырезки с рецензиями из периодической печати, фотографии, реквизит и костюмы прошлых выступлений, воплощение циркового образа в графическом или прикладном искусстве. Коллекция профессионала, связанного с цирком, включает в себя материалы, необходимые для творческого поиска или научного исследования. Коллекция любителя складывается из приоритетного направления отбора предметов (книги, значки, почтовые открытки, статуэтки), определяется цирковой тематикой, символикой, может включать в себя и элементы других зрелищ. Являясь основой будущего музея, она определяет тематический сбор и обработку материала, впоследствии утрачивает свою целостность, поскольку чаще бывает рассредоточена по различным фондам, и теряет индивидуальность своего собирателя.

В большинстве случаев личная коллекция дебютирует на выставке. Театральная коллекция Ивана Фёдоровича Горбунова - писателя, актёра, создателя «Артистического фойе» в Александринском театре - была принята и публикой, и актёрской средой. Наряду с другими частными собраниями и архивами дирекции Императорских театров она стала основой театрального музея в Петрограде в 1918 году. «Не говори с тоской - их нет, а с благодарностию - были» - эти строки В. А. Жуковского, написанные И. Ф. Горбуновым в альбом Алексею Александровичу Бахрушину, создателю первого в России театрального музея (Москва), хочется адресовать и создателю первого в мире Музея циркового искусства.

Василий Яковлевич Андреев (1874–1942) - офицер и личный дворянин, преподаватель фехтования на Драматических курсах при Санкт-Петербургском Императорском театральном училище. Его имя навечно вписано в историю двух музеев Петербурга: Театрального музея и Музея циркового искусства.

В. Я. Андреев принимал активное участие в создании Государственного театрального музея и был назначен старшим учёным хранителем по драме. Многие считали, что музей должен всегда находиться там, где создаются театральные реликвии, а основным источником материала для него должны были стать частные коллекции. «Надо думать, что любители и друзья театра, а равно и его историки разделят точку зрения, что частные коллекционеры, хранящие под спудом то, что должно составлять общественное достояние, с полным доверием Государственным Театрам внесут в учреждаемый Музей свои драгоценные лепты», - писал тогда В. Я. Андреев. Его призыв был услышан, и музей начал бурно развиваться.

В начале ХХ века театр, сценическое движение и цирк тесно соприкасались. Идея создания музея цирка и эстрады зародилась у В. Я. Андреева ещё в 1924 году, а весной 1928 года он был приглашён Институтом истории искусств принять участие в выставке «Искусство движения» (первой в Ленинграде). Здесь он впервые публично демонстрировал специально и систематически подобранный материал по цирку и эстраде, современной и старинной. Поскольку экспозиция вызвала интерес, ему было предложено организовать выставку по жанрам этих видов искусства. Видя неподдельное внимание к экспонатам, заместитель директора Ленинградского цирка по художественной части Евгений Павлович Гершуни обратился с докладом в вышестоящую организацию об основании специального музея.


Фрагмент дневника В. Я. Андреева.

В дневнике В. Я. Андреев пишет: «Сегодня, 8 августа 1928 года, - первый день жизни вновь созидаемого, первого в мире, Музея Цирка и Эстрады. Три года хлопотал я о его основании и только сегодня, благодаря энергии и настойчивости Е. П. Гершуни перед Центральным Управлением Государственными Цирками, моя мечта начинает осуществляться». А 9 августа, так же как и В. Я. Андреев, Е. П. Гершуни передал в музей своё собственное собрание.

Е. М. Кузнецов - театровед, историк циркового искусства и автор работ по этой тематике, так же передававший в музей любопытные предметы, - назвал музей чудесной затеей, которая «привьёт понимание, любовь и настоящую оценку циркового искусства и распространит их широко». Материалы музея до сих пор востребованы режиссёрами, художниками, искусствоведами, но в первую очередь они - источник для исследований по истории и теории циркового искусства. С первых дней в музее обобщался материал по мировой истории цирка, в нём создавалась база для будущих поколений цирковых артистов. В. Я. Андреев особо выделял, что «впервые в истории к труду артистов производство подошло не с узко коммерческой стороны, взглянуло на них не как на комедиантов, забавников праздных <…> а как на серьёзных тружеников…». «Все наши, а также иностранные цирки знают имя В. Я. Андреева и охотно шлют в музей свои экспонаты», - писал киноартист и режиссёр Б. П. Тамарин. В одном из писем, адресованных музею директором крупнейшего немецкого цирка Гансом Сарразани, сказано: «До некоторой степени успокаивает, что есть по крайней мере одно место, которое систематически собирает документы, относящиеся к моему предприятию. Материалы, хранящиеся в вашем музее, несомненно, со временем приобретут историческое значение…».

Сочетание музея с цирком оказалось очень удачным, так как для изучения этого искусства необходим постоянный контакт с ним. «Дайте мне огромное импозантное помещение, но отдельно от цирка, - писал В. Я. Андреев, - и весь мой музей превратится сразу в кладбище». В нём в свободное время бывали артисты, интересовались материалами не только по их специальности, но и по другим жанрам, пользовались собирающейся библиотекой, обращались к работникам музея за советами, делились с ними воспоминаниями, которые тщательно записывались. С момента создания музей являлся организующим центром, где артист мог восстановить старый номер или его усовершенствовать, создать новый. М. Н. Румянцев (клоун Карандаш) писал: «Артисты, особенно из числа молодых, часами просиживали в музее, любили копаться в его коллекциях. И, бесспорно, изучение нашей артистической цирковой молодёжью многих материалов музея оказывало неоценимую помощь в творческой работе».

Самым важным для основателя музея было «не только собирательство соответствующих материалов, но главное - изучение их, культурная работа вокруг спектакля и воспитание по собранным материалам и изысканиям по ним, молодого <...> поколения артистов цирка и эстрады». Этот его завет сотрудники музея свято берегут и по сей день. С 1935 по 1938 год музеем заведовал Евгений Михайлович Кузнецов - историк, теоретик, критик циркового и эстрадного искусства, затем около года - А. А. Дорохов, газетный корреспондент. Перед Великой Отечественной войной музей возглавляла Ольга Георгиевна Алексеева. Навыки работы она получила, будучи библиотекарем, а затем научным сотрудником в Государственном Русском музее. С 1933 года О. Г. Алексеева обрабатывала коллекции в музее ТЮЗа. Придя в Музей цирка и эстрады ещё при В. Я. Андрееве, она систематизировала поступавшие материалы по жанрам и размерам, заложив тем самым основы хранения фондов. После войны (с 1946 года) по путёвке-распределению молодых специалистов ГУУЗ Комитета по делам искусств заведовать музеем был направлен Александр Захарович Левин, выпускник театроведческого факультета Ленинградского государственного театрального института. О. Г. Алексеева вернулась на должность научного сотрудника. В 1962 году по её рекомендации пришла студентка театроведческого факультета Наталия Георгиевна Кузнецова, возглавлявшая музей с 1983 по 2008 год.

Ещё со времён В. Я. Андреева музей является творческой лабораторией и при этом сохраняет теплоту дома для артистов, где их всегда ждут. Чувствуя его родным, они щедро одаривают его материалами, отражающими их творчество. Бескорыстная передача, понимание особенностей музейно-выставочной работы не отталкивает и коллекционеров. Собрание музея пополняется. Сегодня оно насчитывает уже свыше ста тысяч единиц хранения.

Сотни личных архивов и сценариев, тысячи книг, фотографий и эскизов, десятки тысяч дарителей. Каждый из них не просто принёс в музей предмет, он оставил в нём частичку своей души. Берёшь в руки фотографию, смотришь на лицо из прошлого, а затем заглядываешь на оборотную сторону и, читая имя дарителя, мысленно благодаришь его за то, что он не пожалел, нашёл время и принёс в музей эту реликвию, за которой стоит история - и личная, и страны.

Совсем недавно после ремонтно-реставрационных работ открылся Цирк Чинизелли, и музей с нетерпением ожидает возвращения из цирковой гостиницы к себе домой. Впереди большая работа по размещению фондов, созданию новой развёрнутой экспозиции, с блеском рассказывающей о цирковых жанрах, таящей загадки и неожиданные открытия. Костюмы, живопись, графика, реквизит артистов и животных заполнят один из этажей обновлённого здания на радость петербургскому зрителю. Насыщенность и неординарность подачи материала, красочность экспозиции дополнят праздник, происходящий на манеже.

Василий Яковлевич Андреев сумел создать музей, ставший для многих поколений артистов родным, подарил им уверенность в том, что память об их труде сохранится, сколько бы лет ни прошло. Всего через несколько месяцев минет 88 долгих, интересных, наполненных событиями лет, но музей по-прежнему готов и дальше служить Его Величеству Цирку! Уважаемые коллекционеры, спасибо, что сохраняете вместе с нами цирковое наследие! Глубокочтимые исследователи, спасибо и вам, что изучаете то, что накоплено десятилетиями! Дорогие друзья, горячо любимые труженики манежа, спасибо за то, что вы есть! Пусть мы сентиментальны и оптимистично смотрим на жизнь, но так хочется и через 100 лет услышать в адрес музея: «Мой дорогой друг! Ты столько пережил за эти годы!!! Столько великих артистов перевстречал в своих стенах! Со столькими делился своими тайнами и секретами!!! Я желаю тебе не сдаваться!!! У тебя есть верные друзья и хранители, которые никогда не дадут тебя в обиду!!! Процветания, нужности и незабвенности!!! Мой сердечный друг!!!»

À PROPOS

«Странное существо - человек! Все духовные и вещественные предметы, окружающие его, напечатлеваются на душе и на уме его, а душа и ум, в свою очередь, отпечатлеваются на всём, его окружающем».(Петербургские записки, 1833)

Екатерина Юрьевна Шаина - начальник фондово-экспозиционного отдела Цирка Чинизелли («Музея циркового искусства»), музеевед, кандидат культурологии, искусствовед, член СПбСХ

В фильме «Укротительница тигров» роль начинающей дрессировщицы Лены Воронцовой в 1954 году исполнила талантливая артистка Театра Советской Армии Людмила Касаткина. Однако она категорически отказалась сниматься с тиграми. Дублёром Людмилы в опасных сценах выступила Маргарита Назарова, актриса,
уже имевшая опыт такой работы в фильме «Опасные тропы». Для подготовки заключительного эпизода, когда Лена Воронцова выступает на арене с группой дрессированных тигров, нужны были опытные специалисты. Дрессировал хищников муж Маргариты - режиссёр Константин Константиновский, а консультировал опытный Борис Эдер. В фильме ему тоже досталась роль - старого дрессировщика Телегина. Борис Афанасьевич Эдер полвека дрессировал разных зверей - тигров, львов, белых и бурых медведей, даже зебр и страусов. Но теперь ему впервые в жизни предстояло готовить животных не для себя, а приучать их к Маргарите. Для этого он применил новую форму дрессировки, шутливо называя ее «методом конфликтов». Эдер и Константиновский обращались с тиграми сурово, стреляли холостыми патронами, крича и грозя вилами. Совсем иначе вела себя Маргарита. Она успокаивала зверей, ласково разговаривала с ними, гладила, причёсывала им бакенбарды и, конечно, сама кормила. Прошло некоторое время, и тигры стали побаиваться дрессировщиков-мужчин. Но зато привыкли к Маргарите, увидев в ней друга и защитника. После триумфального успеха «Укротительницы тигров», став знаменитой дрессировщицей, в 1961 году Маргарита Назарова снялась уже в главной роли в фильме «Полосатый рейс».

Все фотографии из фондов Большого Санкт-Петербургского государственного цирка («Музея циркового искусства»).