Если ты выбираешь бальные танцы. Спортивные бальные танцы список танцев Классификация бальных танцев

Бальный танец обязательно выполняется в паре. Такими танцами сегодня обычно называют стандартизированные спортивные танцы, исполняемые на танцевальных конкурсах и торжественных мероприятиях. Сегодня в мире танцев существуют две основные классификации, в совокупности состоящие из десяти танцевальных стилей: европейская и латиноамериканская программы. Подробнее о танцах читайте далее.

История бального танца

Происхождение понятия «бальный танец» идет от латинского слова «ballare», означающего «танцевать». В прошлые времена такие танцы были светскими и предназначались только для высших особ, а для бедных слоев населения оставались народные танцы. С тех пор такого классового разделения в танцах, конечно, больше не существует, да и множество бальных танцев на самом деле являются облагороженными народными. В частности, на современные бальные танцы большое влияние оказала культура африканского и латиноамериканского народов.

Что называть бальным танцем, зависит и от эпохи. На балах в разное время были представлены различные танцы, такие как полонез, мазурка, менуэт, полька, кадриль и другие, которые сейчас считаются историческими.

В 20-х годах прошлого века в Великобритании был основан Совет по бальным танцам. Благодаря его деятельности бальный танец тогда приобрел формат соревнования и стал делиться на две группы - на танцы спортивные и так называемые социальные. В программу вошли: вальс, танго, а также медленный и быстрый типы фокстрота.

За период 30-х - 50-х годов число танцев возросло: в программу попали такие парные латиноамериканские танцы, как румба, самба, ча-ча-ча, пасодобль и джайв. Однако в 60-е годы бальный танец перестал быть обыденным развлечением, поскольку требовал от танцующих определенной технической подготовки, и был вытеснен новым танцем под названием твист, который не нужно было танцевать в паре.

Танцы европейской программы

В программу европейских танцев, или Стандарт входят: медленный вальс, танго, фокстрот, квикстеп и венский вальс.

Медленный вальс

В XVII столетии вальс был народным танцем в австрийских и баварских деревеньках, и лишь в начале XIX века был представлен на балах Англии. Тогда он считался вульгарным, поскольку это был первый бальный танец, где танцор мог так близко к себе держать свою партнершу. С тех пор вальс принимал много разных форм, но каждую из них объединяет неповторимая элегантность и романтическое настроение.

Особенностью вальса является музыкальный размер в три четверти и замедленный темп (до тридцати тактов в минуту). Освоить его основные фигуры можно и дома самостоятельно .

Танго - бальный танец, родившийся в Аргентине в конце XIX века. Сначала танго входило в латиноамериканскую программу танцев, однако потом его перевели в стандартную европейскую программу.

Пожалуй, увидев танго хотя бы раз, впоследствии каждый сможет распознать этот танец - эту напористую, страстную манеру не спутать ни с чем. Особенностью танго является размашистый шаг на всю стопу, что отличает его от классического «перетекания» с пятки на носок.

Медленный фокстрот

Фокстрот - относительно простой бальный танец, дающий новичкам замечательную основу для дальнейшего развития. Фокстрот можно танцевать и в медленном, и в среднем, и в быстром темпе, что позволяет грациозно двигаться по паркету даже новичкам без особых навыков. Танец довольно легко выучить с нуля .

Главная особенность фокстрота - это чередование быстрых и медленных ритмов, но обязательно плавность и легкость шагов, которая должна вызывать впечатление, будто танцоры порхают над залом.

Квикстеп

Квикстеп появился в 20-х годах XX столетия как комбинация фокстрота и чарльстона. Музыкальные коллективы того времени играли музыку, которая была слишком быстрой для движений фокстрота, поэтому в квикстепе они были видоизменены. С тех пор, по мере своего развития, этот бальный танец стал еще динамичнее, позволяя танцорам показывать свою технику и атлетизм.

Квикстеп сочетает в себе множество разных элементов, таких как шасси, прогрессивные повороты и шаги, и многие другие.

Венский вальс - один из старейших бальных танцев, который исполняется в скором темпе, характеризующем первые вальсы. Золотой век венского вальса в Европе пришелся на начало XIX века, когда еще жил и работал известный композитор Иоганн Штраус. Популярность этого вальса то поднималась, то утихала, но он никогда не выходил из моды.

Размер венского вальса такой же, как и у медленного, составляет три четверти, а количество тактов в секунду больше в два раза - шестьдесят.

Танцы латиноамериканской программы

Латиноамериканскую программу танцев обычно представляют следующие спортивные бальные танцы: ча-ча-ча, самба, румба, джайв и пасодобль.

Самба

Этот бальный танец считается национальным танцем Бразилии. Мир начал открывать для себя самбу с 1905 года, но сенсацией в США этот бальный танец стал только в 40-х годах благодаря певице и звезде кино Кармен Миранде. Самба имеет множество разновидностей, например, самба, которую танцуют на бразильских карнавалах, и бальный танец с тем же названием - это не одно и то же.

Многие движения, которыми отличаются другие латиноамериканские бальные танцы, самба сочетает в себе: здесь есть и круговые движения бедрами, и «пружинистые» ноги, и размеренные вращения. Однако она не слишком популярна для изучения: быстрый темп исполнения и необходимость физической подготовки часто лишают начинающих танцоров энтузиазма.

Название этого танца является отсылкой к звукам, которые издают ногами танцоры, танцуя под ритм маракас. Танец эволюционировал из румбы и танца мамбо. Мамбо был широко распространен в США, но под его быструю музыку было очень сложно танцевать, поэтому кубинский композитор Энрике Джорин сделал музыку медленнее - так и родился танец ча-ча-ча.

Особенностью ча-ча-ча является так называемый тройной шаг на два счета. Эта черта и выделила ча-ча-ча в отдельный танец, отличая его от мамбо, хотя остальные движения довольно схожи с этим стилем. Для ча-ча-ча также свойственны минимальные перемещения по залу, в основном, этот бальный танец исполняется почти на одном месте.

Румба имеет довольно богатую историю - она возникла одновременно и как музыкальный жанр, и как танцевальный стиль, корни которого уходят в Африку. Румба - очень ритмичный и сложный танец, породивший множество других стилей танцев, в том числе и сальсу.

Раньше этот латиноамериканский танец считался слишком вульгарным из-за своих раскованных движений. Его до сих пор называют танцем любви. Настроение танца может меняться во время его исполнения — от размеренного до агрессивного. Стиль исполнения напоминает стили мамбо и ча-ча-ча. Основные такты румбы - это QQS или SQQ (от английского S - «slow» - «медленно» и Q - «quick» - «быстро»).

«Paso doble» с испанского означает «два шага», что определяет его маршевую природу. Это мощный и ритмичный танец, для которого характерны прямая спина, взгляд из-под бровей и драматические позы. Среди многих других латиноамериканских танцев пасодобль примечателен тем, что в его происхождении вы не найдете африканских корней.

Этот испанский народный танец был вдохновлен корридой: мужчина неизменно изображает укротителя-матадора, а женщина играет роль его плаща или быка. Однако во время исполнения пасодобля на танцевальных соревнованиях партнерша никогда не изображает быка - только плащ. Из-за своей стилизации и большого количества правил этот бальный танец практически не исполняется вне танцевальных конкурсов.

Джайв

Джайв зародился в афроамериканских клубах в начале 40-х годов. Само слово «jive» означает «вводящую в заблуждение болтовню» - популярное сленговое словечко среди афроамериканцев того времени. Военнослужащие США принесли танец в Англию во время Второй мировой войны. Там джайв был адаптирован к британской поп-музыке и принял ту форму, которую имеет сейчас.

Характерной чертой джайва является быстрый темп танца, благодаря которому движения выходят пружинистыми. Еще одна особенность джайва - прямые ноги. Танцевать этот спортивный бальный танец можно и на шеститактовый счет, и на восьмитактовый.

Бальный танец, как вид искусства, спорта или активного досуга продолжает вызывать интерес у многих людей разных стран и национальностей. Существует бальных танцев очень много, но только 10 из них завоевали всемирную популярность. Эти танцы входят в международную танцевальную программу с едиными требованиями их исполнения.

Посмотрите, сколько из нижеперечисленных танцев вам знакомы.

Медленный вальс

Вальс является самым воздушным и легким из-за скольжения бальным танцем, относящийся к европейской группе танцев. Для танца характерны длинные, плавные движения, непрерывные повороты, а также подъемы и снижения. Танец очень изящен и элегантен, со стороны кажется, что танцоры двигаются по паркету легко, почти без усилий.

Венский вальс

Это быстрый европейский бальный танец с едва заметным подъемом и снижением. Простое и элегантное вращательное движение характеризует венский вальс. Этот танец, по мнению большинства студентов танцевальных школ, считается одним из самых сложных в обучении танцев.

Танго считается одним из самых увлекательных бальных танцев европейской программы. Этот чувственный танец возник в Латинской Америке в первой половине ХХ века.

Медленный фокстрот

Фокстрот очень похож на медленный вальс, так как в нем исполняются многие фигуры вальса. Принципиальное отличие в ритме. Основные фигуры танцуются в ритме «медленно быстро быстро». Характер шагов скользящий и плавный, с подъемами и снижениями, как у вальса. Танец из европейской программы.

Квикстеп

Квикстеп быстрая версия медленного фокстрота. Это очень веселый и ритмичный танец, состоящий из очень быстрых шагов, синкопированных ритмов и пробежек. Квикстеп интересно смотреть, простые фигуры не сложны в исполнении. Поэтому, знакомство с бальным танцем начинают с него. Так же относится к европейским бальным танцам.

Самба, как один из самых известных бразильских танцев, пользуется популярностью у молодежи и у старшего поколения. Самба можно танцевать одному и в паре.

Ча ча ча – один из пяти латиноамериканской группы танцев. Это живой, кокетливый танец, наполненный страстью и энергией. Классические “кубинские движения” дают танцу чa чa ча свой уникальный стиль. Партнеры работают согласованно и синхронно, стараясь выполнять каждое движение четко и красиво.

По мнению большинства, румба – самый романтичный и самый чувственный танец из всей группы латиноамериканских танцев. Из-за древнего своего происхождения, этот танец часто называют “дедушкой латиноамериканских танцев”.

Пасодобль

Пасодобль считается одним из самых темпераментных и оживленных бальных танцев латиноамериканской программы, созданный когда-то на юге Франции. Это своеобразный сплав музыки, драматургии и движений испанской корриды.

Бальные танцы – это не просто танцы, это целое искусство, и одновременно наука, спорт, страсть, одним словом – целая жизнь, воплощённая в движении. Также бальные танцы совершенно не напрасно называют спортивными – это колоссальная тренировка для всех мышц тела, а также правильная и здоровая кардиологическая нагрузка.

Во время танца пара общается друг с другом и с залом языком тела, который может выражать как огромный посыл позитивной энергии, так и нежное, умиротворённое, возможно даже тоскливое настроение – надрыв души, и это зависит от вида бального танца.

На данный момент к видам бального танца часто причисляют такие направления, как, например, бачата или сольная латина для девушек, но это не совсем правильно. В традиционную программу бальных танцев (они обязательно являются парными) входит десять танцев, разделённые на европейское направление или программу (по другому называют «стандарт») и латино-американское («латина»). Итак, какие существуют виды бальных танцев – начнем по порядку.

Король танцев – вальс

Самый благородный и торжественный танец классической программы – медленный вальс. Зародилось это направление вальса еще в начале прошлого века и с тех пор не претерпевало никаких изменений. Танец имеет очень размеренное движение на три счета, как и все вальсовые виды бальных танцев, и сопровождается лирической музыкой.

Есть в стандартной программе и ещё один вальс – венский, который отличается обилием вращений на достаточно высокой скорости и танцуется под быструю мелодию, тем самым создает просто феерические ощущения у зрителей.

Другие элементы европейской программы

Наполненный дыханием аргентинской страсти танго – ещё один элемент европейской программы, очень чувственный, сочетающий быстрые и медленные движения. Все виды бальных танцев отводят главенствующую роль партнеру, но именно танго особо акцентирует на этом внимание.

Также в программу стандарта входят медленный фокстрот (танцуют на счет до 4), отличающийся умеренным темпом с некоторыми переходами с замедленному и ускоренному, и квикстеп. Последний – это самый озорной танец из всей программы, основанный на прыжках, быстрых поворотах. Задача танцора соединить эти резкие движения с плавными переходами под очень энергичную музыку.

Танцы под зажигательные латино-американские ритмы

Виды бальных танцев латинской программы – это, во-первых, не менее волнующий, чем танго, но, в то же время, очень нежный танец – румба.

Ритм медленный, с акцентом на ещё более медленные доли. Во-вторых, полная противоположность румбе – джайв, невероятно позитивный и очень быстрый, самый современный и постоянно обретающий новые движения.

Беззаботный латино-американский танец ча-ча-ча – удивительнейшая придумка человечества, для него характерны движения бёдрами и ногами, которые ни с чем невозможно спутать, и очень интересная манера счета («ча-ча-1-2-3»).

Сродни зажигательному ча-ча-ча – танец самба, которая может быт как достаточно медленной, так и невероятно быстрой, настолько, что танцорам приходится проявлять высочайший уровень мастерства.

Самба базируется на «пружинных» движениях ногами, сочетающихся с плавными движениями бедрами. И конечно, и самба, и другие виды бальных танцев латинской программы – это четкий ритм и бешеная энергетика, которая распространяется на самих танцоров и зрителей, даже если танец исполняют не профессионалы.

Представители данного направления являют собой разновидность танцевального ремесла, существующую в рамках условий бала или танцевального вечера в форме состязаний. В направлении объединены коллективные, групповые и парные номера, а также движения, которые создаются творчеством исполнителей и тренеров-профессионалов.

В большинстве случаев источниками направления являются такие моменты, как старые традиции древних культур и народностей. Преимущественно зарождение большинства номеров произошло в Африке и Южной Америке, а сегодня они получили распространение во всем мире.

Считается, что первые бальные танцы возникли в эпоху Средневековья, а также появилось большинство композиций в Возрождение. Как раз в этот временной период в народе существовали особые настроения, из-за расслоения общественного искусства. Они подразделялись на простонародные и элитные направления. Хотя до этого времени и крестьяне, и горожане стремились исполнять однотипные танцы в хороводе.

Первые бальные танцы были придворными, их смело можно считать таковыми. Они включали в себя торжественные костюмы, изящное выполнение поклонов и реверансов, возможность подчеркивания вертикальной и ровной постановки корпуса.

Также бальные танцы отличала горделивая посадка головы, выполнение гладких шагов и мягких прыжков, округлое положение рук. Несмотря на то, что с тех пор прошло много времени, большинство деталей актуальные для этого направления до сих пор.

Изначально на балах почетных людей распространенными были танцевальные шествия, которые имели прыжковые элементы и множество других деталей. Затем они были превращены в церемониальные композиции в виде АЛЛЕМАНДА, ПАВАНА, САЛЬТАРЕЛЛА. К ним впоследствии присоединились танцевальные образцы более плавного характера. Почти все придворные композиции были позаимствованы у простолюдинов. В 18 веке их ряд был пополнен полонезом, контрдансом, менуэтом.

Новая эра в развитии культуры

Более современные направленности стали обретать спортивный характер, в них появилось больше прыжков, динамичных движений, ярких ритмов. В 18 веке появился вальс, и с тех пор стартовала новая эра развития направления. Придворные композиции, исполняемые ранее, отошли на вторую строку. В результате каждая программа публичных баллов включала в себя в качестве обязательных элементов такие направления:

  • полонез;
  • полька;
  • вальс;
  • мазурка;
  • галоп;
  • кадриль;
  • котильон.

В первой половине 20 века миру танцев довелось столкнуться с новой революцией. В моде стали появляться танцы, имеющие американские корни. Так, появился следующий список направлений:

  • танго;
  • фокстрот;
  • чарльстон;
  • бостон;
  • квикстеп;
  • венский вальс.

Последние направления были официально утверждены в 1920-х годах, когда они были заточены под конкурсную стилистику. Что касается последующего времени, в частности – 1960-х годов прошлого столетия, то за этот период снова произошли колоссальные изменения в танцевальной моде. Танцоры стали отдавать предпочтение линейным построениям, в новых танцах отсутствовал стандарт закрытой позиции. Данное время ознаменовалось появлением следующих направлений:

  • мэдисон;
  • твист;
  • ХАЛЛИ_ГАЛЛИ;
  • казачок;
  • шейк;
  • САЛЬСА.

В 70-х годах стали модными дискотеки, и вместе с этим популярностью пользовались особые дискотечные движения. Это были спортивные бальные танцы в новой аранжировке и под новую музыку.

Которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина, но есть исключения, так как в Англии уже принято танцевать в однополых составах.(то есть соло)

Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают словосочетания «спортивные танцы» (СБТ , «спортивные бальные танцы») и «танцевальный спорт». Это отображено в названиях различных танцевальных организаций, например: «Московская федерация спортивного танца» или «Московская федерация танцевального спорта».

В настоящее время к бальным танцам относят 10 различных танцев, разбитых на две программы. Во всем танцевальном мире соревнования по спортивным танцам делятся на 2 программы: европейскую (Standard, Modern или Ballroom), латиноамериканскую (Latin) или их иногда называют десяткой танцев. В 1960-х гг. в СССР была создана своя «народная программа», в которую вошли исторические танцы , исполнявшиеся на балах, а соревнования проводились как по 2 основным, так и по трем программам, соответственно . Еще два танца - полька и модный рок - образуют четвертую, дополнительную программу, которую сейчас исполняют начинающие танцоры.

В европейскую программу входят: медленный вальс (Бостон), квикстеп (быстрый фокстрот), венский вальс , танго , медленный фокстрот .

История и определение

Юная принцесса Мария-Антуанетта на занятии

Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся следующими признаками.

Все бальные танцы являются парными . Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.

Поскольку исполнение бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и т. д. фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца открылась новая страница.

Европейская программа

В Европейскую программу (Modern или Standard) входят 5 танцев: квикстеп (темп-50-52 тактов в минуту), медленный вальс (темп-28-29 тактов в минуту), танго (темп-30-32 тактов в минуту), медленный фокстрот (темп-27-29 тактов в минуту), и венский вальс (темп-58-60 тактов в минуту). В эту программу должны быть одеты в соответствующие требованиям бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить бабочку или галстук. Вместо фрака разрешено танцевание в смокинге или в жилете. Современный танцевальный костюм отличается от повседневного в первую очередь покроем, одна из особенностей которого в том, что плечи костюма партнера должны оставаться ровными, когда руки поднимаются в стороны.

Латиноамериканская программа

В Латиноамериканскую программу (Latin) входят танцы: самба (темп - 50-52 такта в минуту), ча-ча-ча (темп - 30-32 такта в минуту), румба (темп - 21-25 тактов в минуту), пасодобль (темп - 58-62 такта в минуту) и джайв (темп - 40-44 такта в минуту). Из латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. В настоящее время конкурсные платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Современный конкурсный костюм кавалеров тоже достаточно облегающий, подчеркивающий мужественные линии тела.

Классификация танцоров

Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (Н), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях определенные места и заработав определенные очки. В низших классах нельзя танцевать все танцы и все элементы. У каждой группы есть правило по движениям, где не всё можно исполнять. Чем выше класс, тем больше танцев и движений исполняется на соревнованиях. Высший класс мастерства у танцоров М класса.

Классификация танцоров по уровню подготовки (Правила СТСР)

Н класс :в этом классе танцуют медленный вальс , квикстеп , самба, ча-ча-ча.

E класс : Спортивный класс, который тоже может быть стартовым. В этом классе исполняется 6 танцев: медленный вальс , венский вальс, квикстеп , самба, ча-ча-ча и джайв . Для перехода в следующий класс необходимо набрать 16 - 26 очков на соревнованиях (количество очков может быть различно в различных танцевальных организациях).

D класс : В этом классе исполняются все танцы Е класса и добавляется 2 танца: танго и румба. Для перехода в следующий класс необходимо набрать 16 очков по одной из программ или 24 очка в общем зачете на соревнованиях.

C класс : Разрешено исполнение хореографии не из базового списка фигур. А также добавляются танцы: пасодобль и медленный фокстрот.

B класс : Спортсмены этого класса получают возможность исполнять позы, поддержки. Спортсмены получают возможность танцевать одну программу: Европейскую или Латино-американскую.

A класс : Класс профессионалов.

S класс : От Зондер - «особый» - присваивается решением Президиума национальной федерации по результатам национального Чемпионата или Первенства.

M класс : Международный, мастер класс - высший в танцевальном спорте.

Классификация танцоров по возрастным группам

  • Дети 1 -4-5 лет. По возрасту старшего
  • Дети 2 - 5-7 лет. По возрасту старшего
  • Ювеналы 1 - 7-9 лет. По возрасту старшего
  • Ювеналы 2 - 9-11 лет. По возрасту старшего
  • Юниоры 1 - 12-13 лет. По возрасту старшего
  • Юниоры 2 -14-15 лет. По возрасту старшего
  • Молодёжь 1 - 16-18 лет. По возрасту старшего
  • Молодежь 2 - 18-21 лет. По возрасту старшего
  • Взрослые - 21-31 лет. По возрасту старшего
  • Сеньоры 1 -31-41 лет. По возрасту старшего
  • Сеньоры 2 - 41-51 лет. По возрасту старшего
  • Сеньоры 3 - 51-61 лет. По возрасту старшего
  • Гранд Сеньоры - от 61 бессрочно.

Второй партнер в паре может быть моложе низшей возрастной границы своей возрастной категории: в дети 2, Юниоры 1 , Юниоры 2, Молодёжь максимум на четыре года, в категории взрослые - максимум на пять лет.