Фёдор Иванович Лидваль: биография. Дом семьи лидваля на каменоостровском Творчество федора лидваля архитектурные и интерьерные проекты

    Лидваль Фёдор Иванович - (Иоган Фридрих) (1870—1945), архитектор. Родился в Петербурге. Окончил АХ (1896), академик с 1909. Ведущий мастер стиля «модерн» и неоклассицизма, автор комфортабельных многоквартирных жилых домов и крупных общественных зданий: дом Лидваля,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (Иоган Фридрих) (1870 1945), архитектор. Родился в Петербурге. Окончил АХ (1896), академик с 1909. Ведущий мастер стиля «модерн» и неоклассицизма, автор комфортабельных многоквартирных жилых домов и крупных общественных зданий: Лидваля дом … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Настоящее имя Иоганн Фридрих (1870 1945), архитектор, ведущий петербургский мастер стиля модерн. Свободу планировки и разнообразие декора сочетал с тонко стилизованными элементами архитектуры Возрождения и средневекового шведского зодчества (дом… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Швед. Johann Friedrich Lidval Дом Лидваля на Каменноостровском проспекте (Санкт Петербург) Годы жизни Гражданство Росс … Википедия

    Лидваль, Фёдор Иванович Фёдор Иванович Лидваль швед. Johann Friedrich Lidval Дом И.А.Лидваль … Википедия

    Лидваль Ф. И. - ЛИДВÁЛЬ Фёдор Иванович (наст. имя Иоганн Фридрих) (1870–1945), архитектор, ведущий петерб. мастер стиля модерн. Характерные для него свободу планировки и разнообразие декора сочетал с тонко стилизов. элементами архитектуры Возрождения и ср.… … Биографический словарь

    Фёдор Иванович Лидваль швед. Johann Friedrich Lidval Дом Лидваля на Каменноостровском проспекте (Санкт Петербург) Годы жизни Гражданство Росс … Википедия

Фёдор Иванович Лидваль родился 20 мая 1870 года в Санкт-Петербурге в семье шведского подданного. После окончания начальной школы при церкви святой Екатерины Фёдор поступил во 2-е Петербургское реальное училище. После его окончания следующие два года юноша обучался в Училище технического рисования. В 1890 году Фёдор Лидваль поступил в Академию художеств. После четырёх лет обучения в Академии молодой архитектор продолжил образование в мастерской Леонтия Николаевича Бенуа .

Главными работами молодого Фёдора Лидваля стали доходные дома, которые он проектировал в новом для того времени стиле - модерн. Архитектором были построены жилой дом на Кадетской линии (дом №9), дом-гостиница купца Алексеева (Апраксин пер. 6). Им же был реконструирован доходный дом его матери И. Б. Лидваль (Большая Морская ул. 27).

Действительное признание к Лидвалю пришло в 1904 году, когда им был построен доходный дом И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр. 1-3). На этом же проспекте им был построен дом А. Ф. Циммермана (№61). Первый этап творчества архитектора продолжился зданиями в центре Петербурга: Малая Конюшенная ул. 3 ; Большая Конюшенная ул. 19 ; Моховая ул. 14.

В 1907 году особая комиссия по присуждению премий за лучшие фасады присудила Фёдору Ивановичу Лидвалю серебряную медаль. В 1909 году ему было присвоено звание академика архитектуры. По проекту архитектора строились здания не только в Петербурге, но и в Москве, Киеве, Астрахани, Харькове.

В 1907-1909 годах Лидваль построил здание Второго общества взаимного кредита (Садовая ул. 34), здание Азовско-Донского коммерческого банка (Большая Морская ул. 3-5). За проект здания Азовско-Донского банка он получил золотую медаль городской комиссии по присуждению премий за лучшие фасады.

Фёдор Иванович Лидваль принял участие в судьбе двух видных петербургских гостиничных зданий. В 1908 году он начал реконструировать здание гостиницы "Европейская" , в 1910-1912 годах занимался строительством здания гостиницы "Астория" .

Почти в одно и то же время Фёдор Иванович Лидваль работал над доходными домами графа М. П. Толстого (наб. р. Фонтанки, 52-54) и промышленника Э. Л. Нобеля (Лесной пр. 20). Для Нобеля по соседству с его доходным домом Лидваль построил также и особняк.

В 1910-1917 годах Фёдор Иванович Лидваль преподавал на архитектурном факультете Женского политехнического института, являлся членом многих конкурсных комиссий, участвовал в издании архитектурно-художественного журнала.

В 1918 году архитектор уехал в Стокгольм, где к тому времени уже жила его семья. В Швеции зодчий построил несколько жилых и общественных зданий. Фёдор Иванович Лидваль скончался в Швеции 14 марта 1945 года.

Фёдор Иванович (Иоганн Фридрих) Лидваль (родился 1 июня 1870, Петербург; 14 марта 1945, Стокгольм), русский архитектор шведского происхождения. Родился в семье шведского подданого. Занимался в Училище технического рисования барона Штиглица (1888-90).

В 1890-1896 годах Фёдор Иванович Лидваль учился в Академии Художеств и окончил ее по классу Л. Бенуа со званием художнка-архитектора за "проект зала для выставки". В 1909 стал Академиком архитектуры. В 1918 уехал в Швецию, но самый плодотворный период его творчества связан с Санкт-Петербургом.

Произведения Ф.И. Лидваля - ведущего мастера "Северного модерна ", ориентировавшегося на архитектуру Скандинавских стран и отчасти русского севера отличаются остро скомпанованными сочетаниями больших объемов и плоскостей, фактур, цветовых пятен, сложным ритмом разнообразных оконных и дверных проемов, эркеров и балконов. Поэтичность, обобщенность и динамика форм придают большую силу воздействия этим зданиям и, прежде всего собственному дому Лидваля, с которого начинается главная улица Петербургской стороны - Каменноостровский проспект (дом №1/3).

В дальнейшем Лидваль переходит к более строгой и лаконичной манере. И причиной этому явился сам Петербург, сохранивший классическую основу и влиявший на всех строителей. Лидваль широко использует технические и художественные возможности строительных и отделочных материалов, разнообразнейшей штукатурки, гладкого и грубоколотого гранита, известняка, отделочного кирпича. Мало кто умел до Лидваля так глубоко выразить достоинства каждого материала в сочетании с другими материалами. Дом на Каменноостровском проспекте дом № 61 - самое красочное произведение Лидваля, гармонично сочетающее живописность композиции с лаконичностью архитектурных форм, свободную лепкуобъемов и мягкую пластику поверхностей стен. И что интересно, в оформлении фасадов включены мотивы, близкие барокко, особенно в композиции кровли и парадных входов. Так создается перекличка памятника "северного модерна" с архитектурой XVIII века.

В зданиях Второго общества взаимного кредита на Садовой ул., д.14 (1909) и здание Азовско-Донского коммерческого банка на Б.Морской ул., д. 3-5 отчетливо просматриваются черты петербургского классицизма. Фасады с четко акцентированным центром монументальны, парадны, первый этаж воспринимается как мощное основание всего здания.

В числе многочисленных строений Лидваля следует отметить известное здание пятизвездочной гостиницы "Астория", а так же жилых домов на улице Рубинштейна 15-17 и дом Нобеля на Лесном проспекте дом №20. За довольно скромными уличными фасадами, выделяющимися лишь высокими проездами - "ренессансными" тройными арками - открывается величественная композиция дворового пространства - своеобразная улица зодчего Лидваля, парадная амфилада под открытым небом.

Федор Иванович Лидваль родился 20 мая (ст. стиль) 1870 года в Петербурге. Отец Федора был портной, известный в городе, человек культурный, увлекающийся литературой и искусством. Отец был шведский подданный, а мать - датчанка, родившаяся в Петербурге в 1844 году. Федор посещал начальную школу в шведском приходе св. Екатерины, а затем в 1882-1888 годах, единственный из братьев, учился во 2-м Петербургском реальном училище. После подготовки Федор Лидваль в 1890 году становится студентом архитектурного отделения Императорской академии художеств. Ему повезло, ибо он стал учеником прекрасного педагога-архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Академию Федор Иванович окончил в 1896 году. Впоследствии на чертежном столе Лидваля всегда стояло фото Л. Н. Бенуа.

Федор Иванович и братья жили в абсолютно русской среде, где имели много друзей, свободно говорили по-русски. Тем не менее Федор с братьями поддерживали связи со шведской диаспорой Петербурга. В них сильна была преданность родине своего отца, который умер в 1886 году. Будучи студентом Академии художеств, Федор в 1896 году отбывал воинскую повинность в шведской королевской лейб-гвардии. В дальнейшем, будучи известным архитектором и членом Императорской академии художеств, Федор Лидваль получил предложение стать придворным архитектором. Но он отказался, так как он в таком случае должен был принять российское подданство, отказавшись от шведского.

Вначале Ф. Лидваль получал работу архитектора по протекции Л. Н. Бенуа. Уже с первых шагов Лидваль проявил себя как приверженец модерна. Его активная деятельность как архитектора определялась количеством заказов, выполненных им. Федор Лидваль был родоначальником и ведущим мастером “северного” модерна в Петербурге. Основной период творческой деятельности архитектора совпал с коротким серебряным веком русской культуры. Если жизнь самого архитектора после 1917 года сложилась драматично, то судьба его наследия в Петербурге была благополучной. Большинство сооружений Лидваля сохравнилось в первозданном виде. Даже во времена огульной критики модерна наследие зодчего, бывшего эмигрантом со всеми вытекавшими отсюда последствиями, не подвергалось остракизму. Швед по национальности и подданству, петербуржец по рождению и образованию, Лидваль оказался на перекрестке двух мощных течений: преодоление эклектизма прошлого столетия и создание новых форм XX века - модерна.

Федор Лидваль женился в 1908 году. У него было два сына и дочь (род. в 1913-м). Все дети имели шведское подданство.

После Февральской революции 1917 года шведский военный атташе предложил Лидвалю отправить детей и жену в Швецию. У архитектора было много работы, и он согласился, но сам поехать не смог. Семья Лидваля больше в Петербург не вернулась. Жена Лидваля кратковременно приезжала на похороны своего отца и вернулась в Швецию. Никаких ценных вещей она не забрала, даже не сняла деньги со счета в банке. Родственница жены архитектора одно время жила в доме на Каменноостровском пр., 1-3. Каким-то образом ей удалось переправить часть имущества и мебель в Ревель (Таллинн). Осенью 1923 года семья Лидваля все это получила.

После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.

Несмотря на свой опыт архитектора, с работой Лидвалю вначале не везло и было трудно существовать. Помощь деньгами нму оказывал до своей смерти в 1932 году Эммануил Нобель - президент Российской нефтяной компании, тоже беженец из России. Наконец один из шведских архитекторов Альбин Старк дал Лидвалю работу. Но творческие заказы были редки. В основном работа была техническая. По воспоминаниям дочери Ингрид, в Швеции Лидваль чувствовал себя духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях. Известно, что в 1932 и 1937 годах ездил в Финляндию, в Териоки. Там он виделся с Мартой, младшей сестрой Эммануила Нобеля.

Федор Лидваль умер весной 1945 года, а его жена весной 1962 года. Они покоятся в одной могиле на Юрсхольмском кладбище в Стокгольме.

Представители русского модерна

Фёдор О́сипович Ше́хтель (1859, Санкт-Петербург - 1926, Москва) - российский архитектор, живописец, график,сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве.

Основные известные постройки:

Особняк Морозова на Спиридоновке , 17 (1893-1896)

В стиле «английской готики». Выразительность особняка Морозовой определяется главным образом логикой сочетания основных объемов. Сдержанное применение декора влечет за собой увеличение значимости отдельной детали и позволяет сосредоточить внимание на главном, добиться эмоциональной выразительности. Живописный план здания логичен и тщательно продуман. Он обусловлен заботой об удобствах и комфорте. Однако в полном согласии с эстетикой модерна они не являются самоцелью. Цель зодчего - заставить всеми доступными ему средствами забыть об этом, забыть во имя красоты и одухотворенности целого.

Особняк Рябушинского (1900-1902 )

на Малой Никитской улице является классическим образцом особняка раннего модерна. В противовес "фасадной" архитектуре здесь торжествует кубический объем, подчеркнутый горизонталями сильно вынесенных вперед плит карниза и прихотливо асимметричными выступами стен, массивных крылец, балконов, всякий раз индивидуально неповторимых и потому утверждающих равноценность всех фасадов. Облицовка светлым глазурованным кирпичом и широкий мозаичный фриз с изображением ирисов, охватывающий поверху здание, выявляют эстетическую выразительность глади стен, прорезанных квадратами больших окон.

Особняк А.И. Дерожинской (1901-1902 )

Архитектор Шехтель сосредотачивает конструктивные элементы и объемы вокруг центральной оси здания, прибегая к декоративным средствам. Главное окно, поднимающееся по самый карниз двухэтажного строения, определяет собой всю систему пропорций, и одновременно служит своего рода образом триумфальной арки. Кульминацией этой доминантной конструкции является аттик с двумя бетоннымих цилиндрами, символизирующими «машинный век».

Ярославский вокзал (1902-1904)

В 1901 году был утвержден проект перестройки пассажирского здания, составленный Л. Н. Кекушевыми Шехтель был приглашен для корректировки плана сооружения. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам.

В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым.

Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера.

Фёдор Ива́нович Лидва́ль (1870-1945) - российский и шведский архитектор шведского подданства и происхождения.

Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн». Доходный дом , известный также как «Дом Лидваля» ,

построенный архитектором по заказу матери, Иды-Амалии Лидваль, на Каменноостровском проспекте, 1-3 (1899-1904), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов.

В здании Азовско-Донского банка
(1907-1913) на Большой Морской, 3-5, уже видна свойственная Лидвалю сдержанность, использование элементов классицизма (центр здания решён как портик с колоннами).

Начало 1910-х было временем наибольшего творческого расцвета архитектора. В эти годы он создаёт дом Нобеля на Лесном проспекте, гостиницу « Астория »
на
Исаакиевской площади и Толстовский дом
на Троицкой улице в стиле «северного модерна».

Лев Никола́евич Ке́кушев (1859 -1914) - российский архитектор и преподаватель. Первый по времени и один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. Практиковал ранний, франко-бельгийский вариант модерна. Профессиональный почерк - высочайшее качество проработки интерьеров, подпись в виде статуи или барельефa льва в замке свода.

В 1896 году Кекушев проектирует и строит первую московскую постройку в стиле модерн - доходный дом в Варсонофьевском переулке . В отличие от более позднего модерна Ф. О. Шехтеляи В. Ф. Валькота, стиль Кекушева наиболее близок к раннему франко-бельгийскому модерну Виктора Орта.

особняк по Глазовскому переулку , дом 8

Руководил строительством гостиницы Метрополь по проекту Валькота. Кекушев-предприниматель быстро сколотил состояние и строил собственные доходные дома в Хамовниках (Олсуфьевский переулок) и на Остоженке .

Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в целом пришелся на 1900-1903 гг. Он строит такие разные здания, как особняк Носова на Электрозаводской
, здание железнодорожного вокзала в «Царицыно» и особняк И. А. Миндовского на Поварской .