Фгос дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка. Фгос до: новые подходы в работе музыкального руководителя Как писать календарные планы музыкального руководителя

Александра Баранова
Документация музыкального руководителя детского сада «В помощь молодым специалистам»

1. План воспитательно-образовательной работы :

* перспективный план на три месяца;

* календарный план на неделю;

2. Сводные таблицы по итогам диагностики детей;

3. График работы;

4. Аналитический отчет о проделанной работе за год

В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (слушание, пение, музыка и движение , игры, детское музыкальное творчество , определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности , содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями.

В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности : музыкальные занятия , развлечения (подготовка или проведение, музыкальные игры (дидактическая - с пением, ритмическая - под слово, театрализованная, праздники (подготовка или проведение) .

Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приемы, требующие особой подготовки.

Форма записи - произвольная.

музыкальный руководитель проводит диагностику детей, отмечая уровни их музыкального развития . Данные материалы включаются в годовой отчет.

Г рафик работы утверждается руководителем дошкольного образовательного учреждения, составляется к началу учебного года. Он определяет содержание рабочей недели с учетом профессиональной нагрузки.

Аналитический отчет о проделанной работе за год заслушивается на итоговом педагогическом совете. Он составляется в свободной форме (текст, схемы, графики) и включает качественный анализ выполнения задач музыкального воспитания детей , накопленный опыт и выявленные проблемы, трудности, перспективные направления в работе.

СРОК ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ 1 ГОД

Публикации по теме:

Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе детского сада Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе детского сада. Цель: Учить детей чувствовать настроение через восприятие.

Хороший и качественно отработанный номер - отличный залог успеха и замечательное подспорье- это знает каждый музыкальный руководитель. Вот.

Квест, для старших групп детского сада «На помощь к Красной Шапочке» В зал заходит красная шапочка. Здравствуйте ребята, вы узнали кто же я? Моя бабушка заболела и я несла ей корзину с лекарствами, но вдруг.

Новогодние праздники в детском саду - это ожидание сказки, чудес, подарков. Украшение, преображение музыкального зала даёт возможность.

Оформление музыкального уголка в группе детского сада. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение.

Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада - из опыта работы Кузьмина Татьяна Дмитриевна, музыкальный руководитель Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада - из опыта работы.

Советы музыкального руководителя Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. Но это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта,.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя детского сада внёс этот документ?

Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Обращаем внимание, что приказы Минобрнауки России: от 23.11.2009 №655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"; от 20.07.2011 № 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" утратили силу. – Примеч. ред. ], теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.

Так, например, касательно образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Статью полностью читайте в журнале "Справочник музыкального руководителя".

Документация музыкального руководителя ДОУ

ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Документацией музыкального руководителя являются:

План воспитательно-образовательной работы, который включает в себя перспективный план на три месяца и календарный план на неделю;

Сводные таблицы по итогам диагностики;

График работы;

Аналитический отчет о проделанной работе за год.

План воспитательно-образовательной работы начинающему педагогу рекомендуется вести в форме подробного календарного плана, педагогу-мастеру (со стажем работы более 25 лет) – в форме перспективного плана.

В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно-образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями.

В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности: музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение), музыкальные игры (дидактическая – с пением, ритмическая – с под слово, театрализованная), праздники (подготовка или проведение).

Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приемы, требующие особой подготовки.

Форма записи – произвольная.

В конце каждого этапа (три месяца) музыкальный руководитель проводит диагностику детей, отмечая уровни их музыкального развития. С учетом обследования детей педагог намечает мероприятия на следующие три месяца, ставит дополнительные задачи. Данные материалы включаются в годовой отчет.

График работы утверждается руководителем дошкольного образовательного учреждения, составляется к началу учебного года. Он определяет содержание рабочей недели с учетом профессиональной нагрузки.

Аналитический отчет о проделанной работе за год заслушивается на итоговом педагогическом совете. Он составляется в свободной форме (текст, схемы, графики) и включает качественный анализ выполнения задач музыкального воспитания детей, накопленный опыт и выявленные проблемы, трудности, перспективные направления в работе.


Музыкальный кабинет

«Оснащение музыкального кабинета и музыкального зала»

№ п/п

Перечень материалов и оборудования, которые должны быть

В музыкальном кабинете

Отметка о наличии

Библиотека музыкального руководителя

Программа по музыкальному воспитанию детей в ДОУ

Методическая литература по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (картотека)

Перечень журнальных статей по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Сборники нот (картотека)

Фонотека (с перечнем аудио- и грамзаписей)

Перечень оборудования:

  • музыкальных инструментов (для детей и взрослых)
  • музыкальных игрушек
  • музыкально-дидактических игр и пособий
  • для музыкальных игр-драматизаций
  • атрибутов и костюмов.

Документация музыкального руководителя:

  • график работы музыкального руководителя
  • планирование занятий с детьми (календарное, календарно-перспективное, план-диагностика)
  • план проведения досугов и развлечений

Наличие консультативного материала по различным видам музыкальной деятельности

  • слушание музыки;
  • музыкально-ритмические движения
  • пение
  • игра на детских музыкальных инструментах
  • музыкальная игра-драматизация

Материалы из опыта работы

  • конспекты занятий
  • сценарии праздников (по тематикам)
  • сценарии развлечений
  • выступления на педсоветах

Наличие опыта работы (систематизация, эстетика оформления)

Работа по самообразованию (участие в работе проблемных семинаров, методических объединений и т.д.)

В музыкальном зале и в кабинете музыкального руководителя

- музыкальные инструменты для взрослых (пианино, аккордеон, баян)

Детские музыкальные инструменты

Со звуком определенной высоты: погремушки, бубен, бубенцы и колокольчик, маракасы, трещотки

Металлофоны (диатонические и хроматические)

Цитры, цимбалы

Ксилофоны

Музыкально-дидактические пособия

Портреты композиторов, фотоматериалы, репродукции;

Музыкально-дидактические игры и пособия

Неозвученные музыкальные игрушки: пианино, балалайки, гармошки

Озвученные музыкальные игрушки (шкатулки, волчки, музыкальная книжка)

Игрушки-забавы

Аудиовизуальные пособия и оборудование

Музыкальный центр

Магнитофон

Телевизор

Видеомагнитофон

Аудиокассеты, видеокассеты

Оборудование для музыкальных игр-драматизаций

Костюмы карнавальные

Атрибуты для игр, шапочки-маски

Ширма для кукольного театра

Декорации

Различные виды театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, куклы бибабо, ростовые куклы и т.д.

Педагогическая целесообразность и эстетичность оформления пособий, размещения игрушек

Выводы:

По материалам С.И. Мерзляковой, доцента кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО

Аттестационная карта музыкального кабинета дошкольного образовательного учреждения

I. Материально-техническая база кабинета.

1.Оборудование кабинета:

1.1. Рабочее место музыкального руководителя:

Стол рабочий;

Стол компьютерный;

Место для работы с детьми (наличие музыкального зала, детских стульев)

1.2.Шкафы, стеллажи для хранения документации, папок, литературы.

1.3.Стенды

1.4. Доска переносная:

Разлинованная;

Магнитная;

Фланелеграф.

1.5. Мольберт

1.6. ТСО:

Телевизор;

Видеомагнитофон;

Проигрыватель;

Музыкальный центр;

Компьютер (по возможности)

И д.р.

1.7.Фонотека (по группам)

2.1. Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность

Конвенция о правах ребенка;

Конституция РФ;

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»;

Закон РФ «Об образовании»;

Решения правительства РФ по вопросам образования;

Федеральные, региональные программы, концепции по изобразительной деятельности;

Методические письма федерального, регионального, субрегионального уровней по вопросам образования (по данному направлению);

Образовательные стандарты по музыкальному развитию дошкольников;

- «Вестник образования» (картотека по данному направлению).

2.2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность музыкального руководителя:

Должностная инструкция педагога;

Тематический план работы музыкального руководителя (на год, месяц);

2.3. Программно-методическое обеспечение ОУ :

Учебные программы по музыкальному воспитанию, утвержденные Министерством образования РФ;

Программы регионального уровня;

УМК, по которым работает музыкальный руководитель учреждения:

б) рабочие тетради для детей.

Программы кружков, по которым работает музыкальный руководитель, утвержденные методическим советом учреждения.

2.4. Информационно-методическое обеспечение ОУ:

2.4.1. Банк педагогической информации:

А) банк образовательных программ.

В) банк современных образовательных технологий.

Г) банк современных методик.

Д) информационно-педагогический модуль по опыту работы педагогов детских садов по теме: «Развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности»

российского уровня;

областного уровня;

городского уровня;

2.4.2 . Литература:

Справочная литература (по направлению):

Энциклопедия;

Словари;

Справочники;

Научно-популярная литература;

Методическая литература для педагогов;

Новинки методической литературы;

Подписные издания (по возможности);

Подборки статей из методических журналов и газет по разделу «Музыкальное воспитание дошкольников».

Нотные сборники;

Детская художественная литература;

2.4.3 . Учебно-наглядные пособия.

Образцы дидактических пособий (соответствующие дидактическим требованиям, психолого-педагогическая целесообразность, полифункциональный характер).

Комплексы материалов для проведения занятий по музыкальному воспитанию дошкольников;

Игрушки (по темам);

Настольно-печатные музыкально-дидактические игры;

Атрибуты для игр-плясок (согласно программному репертуару);

Кукольный театр.

Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;

Портреты композиторов;

Альбомы по творчеству композиторов;

Музыкальные инструменты для педагога (по выбору):

Фортепьяно;

Аккордеон;

Скрипка;

Гитара;

Домра;

Духовые.

Музыкальные инструменты для детей:

Инструменты с звуком неопределенной высоты (маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки);

Инструменты, издающие один звук (свирели, дудки);

Русские народные инструменты (ложки, гармошки, коробочки, трещотки);

Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (фаэми, ксилофон, струнные);

Инструменты с зафиксированной мелодией;

Инструменты по программе «Элементарное музицирование» (авт. К. Орф)

2.4.4. Положения и инструкции :

О городских смотрах-конкурсах:

Кабинетов на звание «Образцовый»

Инструкция по технике безопасности;

2.4.5. Разработки:

Занятий;

Развлечений;

Мероприятий, проводимых с родителями.

2.4.6. Аудиовизуальные средства обучения:

Набор видеокассет;

Набор аудиокассет и дисков;

Набор диапозитивов;

Набор компьютерных обучающих программ, дискет

3. Аналитико-прогностическая деятельность

3.1 Документы по диагностике учебно-воспитательного процесса :

Программа наблюдения за выработкой умений и навыков воспитанников (по разделу);

Программа наблюдения за развитием творческих способностей воспитанников;

Сводные информационные таблицы по диагностике;

Аналитические справки по итогам диагностики;

3.2 Пакет диагностических методик :

Анкеты;

Тесты;

Перфокарты;

И др.

3.3 Отчеты:

По выполнению программы;

И др. (на усмотрение учреждения).

4.Стенды, стеллажи, отражающие деятельность музыкального руководителя в ДОУ:

Нормы оценок уровня музыкальных умений и навыков детей;

Опыт работы педагогов учреждения;

педагогам:

Требования к содержанию самостоятельной музыкальной детской деятельности;

родителям:

Требования к музыкальным произведениям для детского слушания;

Требования к оформлению домашнего уголка «Домисоль-ка».

II. Систематизация материала.

3.1. Паспорт кабинета:

Перечень оборудования и документация кабинета;

Перспективы развития кабинета.

3.2. Расположение материала кабинета в соответствии с паспортными

Данными (нумерация шкафов, стеллажей).

3.3. Режим работы кабинета.

III. Соответствие кабинета СанПиНам.

(Соответствие кабинета санитарно-гигиеническим нормам, ТБ и ПБ.

Наличие аптечки).

IV. Эстетика в оформлении кабинета.

(Все материалы должны быть представлены на печатной основе, с соблюдением ГОСТ по оформлению)

V. Творчество музыкального руководителя в оформлении кабинета

Методики музыкального воспитания

Методика Н.А.Ветлугиной.

В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим методику музыкального воспитания дошкольников Н.А Ветлугиной.

Целью методики является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой),индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.

Главная задача - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.

Репертуар по слушанию музыки у Н.А.Ветлугиной строится на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия –литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.

В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.

Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.

Методика под ред. О.П. Радыновой.

Эта методика музыкального воспитания дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих методиках совпадают.

«Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Авторы методики считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные.

Музыкально-ритмические движения по методике А.И. Бурениной.

В процессе музыкально-ритмического воспитания я использую программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Основная направленность этой программы - ориентация не только на развитие детей, но и совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность данной программы.

Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном «живом» исполнении, а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М,Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и др.), ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроения и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном, и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Третья особенность данной программы - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребёнка.

Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознательного владения телом. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. За год работы передо мной всегда стоял вопрос - выбора танцевального материала, программа представила мне 100 различных композиций для детей от 3 до 9 лет. Другая ее особенность - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, какие как: «Антошка», «Чебурашка» В.Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» В. Чичкова, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Среди всего этого многообразия А.И. Буренина предлагает нам коммуникативные танцы-игры, которые занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…» то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь. Особенность коммуникативных танцев-игр заключается в несложных движениях, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т.д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах как правило, есть игровые сюжеты, что облегчает их запоминание. Таким образом реализуются следующие направления воспитательной работы:

Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

Развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение к друг другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляется в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а присутствующие являются участниками и созидателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах, где собраны дети разных возрастов (дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов).

Ещё одно важнейшее направление использования подобного материала – это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми имеющие различную патологию развития (как правило у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

Как известно, особый ребёнок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него не адекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Всё это делает прекрасный эффект. В коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).

Коммуникативные игры являются универсальным материалом в педагогической работе.

Доступность этого материала позволяет нам использовать его в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, и в коррекционной работе с детьми.


ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Документацией музыкального руководителя являются:

План воспитательно-образовательной работы, который включает в себя перспективный план на три месяца и календарный план на неделю;

Сводные таблицы по итогам диагностики;

График работы;

Аналитический отчет о проделанной работе за год.

План воспитательно-образовательной работы начинающему педагогу рекомендуется вести в форме подробного календарного плана, педагогу-мастеру (со стажем работы более 25 лет) – в форме перспективного плана.

В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно-образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями.

В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности: музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение), музыкальные игры (дидактическая – с пением, ритмическая – с под слово, театрализованная), праздники (подготовка или проведение).

Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приемы, требующие особой подготовки.

Форма записи – произвольная.

В конце каждого этапа (три месяца) музыкальный руководитель проводит диагностику детей, отмечая уровни их музыкального развития. С учетом обследования детей педагог намечает мероприятия на следующие три месяца, ставит дополнительные задачи. Данные материалы включаются в годовой отчет.

График работы утверждается руководителем дошкольного образовательного учреждения, составляется к началу учебного года. Он определяет содержание рабочей недели с учетом профессиональной нагрузки.

Аналитический отчет о проделанной работе за год заслушивается на итоговом педагогическом совете. Он составляется в свободной форме (текст, схемы, графики) и включает качественный анализ выполнения задач музыкального воспитания детей, накопленный опыт и выявленные проблемы, трудности, перспективные направления в работе.

Функциональные обязанности музыкального руководителя

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Наиболее важные критерии в работе музыкального руководителя ДОУ

1.Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т.п.), профилактика возникновения у него негативных переживаний.

2. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т.д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)

3. Формирование певческих способностей.

4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр.

5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.

6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.

7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.)

8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.

9. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.

10. Знакомство дошкольников с произведениями народной музыки и песенного фольклора: организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.

11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.). \

12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).

13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).

14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.

15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.

16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз.-ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.

17. Поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр.: побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.

18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.

19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.д.

20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.

21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.

22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т.д.

23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.

24. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать у него ощущения несостоятельности6 оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.

25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.

26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).

27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит.д.).

28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).

29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.

30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.

31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

32. Повышение своей профессиональной квалификации.

Марина Мельникова
ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя

Принятый в 2013 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) потребовал от практиков пересмотра не только содержания дошкольного образования, но и методов, приемов и форм проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. педагоги-дошкольники поставлены сегодня в очень сложные условия : ученые еще не успели подготовить качественные методические пособия, а педагоги ДОУ при этом должны создать собственную образовательную программу.

Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное , становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Образовательная область

Основное содержание образовательной области «Музыка » , к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Итак, образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает :

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального , изобразительного, мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру :

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки , художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др .).

Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.

Так, например, касательно образовательной области «Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, ритме, темпе, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи, обогащение активного словаря, развитие речевого творчества.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки , задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства , музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений , сопереживания музыкальным образам , настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Музыкально -двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах , музыкально- пальчиковые игры , организованные на музыкальных занятиях , развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Виды музыкальной деятельности

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей .

В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно исследовательские действия, восприятие музыки , детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого . Восприятие смысла музыки , сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений , пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах ) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования :

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно про являет свои чувства, в т. ч. веру в себя, старается разрешать конфликты;

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены :

Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики., истории и т. п. ; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры