Главная мысль сказки соловей андерсена. «Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х

Тема. « Нравственные уроки по сказке Г.Х.Андерсена « Соловей».

Цели:

Выявление нравственной основы сказки;

Формирование нравственно – эстетических представлений учащихся о настоящих и мнимых ценностях;

Художественное восприятие текста на основе углубленной работы над словом в тексте.

Основные виды деятельности учащихся и учителя на уроке:

проблемная беседа с опорой на текст, комментирование детали (символ, образ).

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС.

Метапредметные:

Умение организовывать учебное сотрудничество в группе;

Аргументировать свое мнение.

Предметные:

Понимание духовно – нравственных ценностей;

Понимание ключевых проблем зарубежной литературы;

Владение литературоведческими терминами.

Личностные:

Восприятие человечности, благодарности.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Мотивация.

Вступительное слово учителя.

Ребята! Как вы думаете, существуют ли для всех людей какие – то общие духовные ценности, понятия, важные во все времена и во всех странах?

Сегодня на уроке мы будем думать и рассуждать над интересной и непростой сказкой великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена « Соловей». В ходе нашей работы попробуем понять те нравственные истины сказки, которые могут стать полезными нравственными уроками для каждого из вас.

Вы прочитали сказку. Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде синквейна. (На доске » Правила написания СИНКВЕЙНа»:

    1 строка – одно слово – тема, название стихотворения, обычно существительное.

    2 строка – два слова – описание темы, как правило, имена прилагательные.

    3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

    4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

    5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Соловей

Удивительный, славный, крылатый

Пел, позаботился, спас

Соловей все простил Императору

Жизнь

    Анализ сказки.

Сказки писателя приносили людям радость и заставляли задумываться над многими вопросами, Какие вопросы вы бы предложили читателям?

Почему никто, кроме девочки не знал, что во дворце живет соловей?

Почему император больше наслаждался пением механического соловья?

Почему соловей отказался от почестей и награды?

Почему сама смерть ушла, заслушавшись пением птицы?

Что понял император, когда соловей спас его?

Чему хорошему учит нас поступок птицы?

Работа в группах.

Задания для каждой группы.

1группа.

Пение соловья и его добрый поступок.

Вопросы:

Прокомментируйте строки, которыми писатель описывает пение соловья;

Какими ключевыми словами называет соловья автор и почему;

Найдите в тексте эпитеты и сравнения.

2 группа.

Приведите слова из текста, доказывающие, что в сказке есть нравоучительный смысл;

Продолжите цепочку эпитетов:

Сказка грустная, ироничная, поучительная…

3группа.

Почему последняя фраза « Здравствуйте!»;

Какое испытание нужно было пройти императору, чтобы он понял свои ошибки? Докажите фрагментами текста;

4группа.

Как вы понимаете, что такое истинное и что такое мнимое в искусстве, в жизни людей. Приведите примеры из текста;

В чем смысл сказки?

Может ли волшебная сила искусства исправить пороки людей? Докажите примерами из текста.

Подведем итоги нашей беседы.

Какие проблемы ставит сказка « Соловей» ? (Жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти).

К какому жанру можно отнести это произведение? (сказка – притча с нравоучением или философская сказка).

О чем будет петь всегда соловей?

Выводы.

Страшной оказалась не смерть, а жизнь без добрых поступков. Мир живого соловья и природа – это настоящая живая душа, а мир императорского дворца и искусственный «механизм »(творение рук человеческих) – все это ненастоящее, бездуховное. Человек сам превращается в равнодушный и бездуховный « механизм». Кладбище в песне соловья вызывает на

Е страх и ужас, а чувство смирения и покорности. Спасение в том, что соловей пробудил доброту душевную и все хорошие качества в императоре и тех, кто плакал, слушая его чудесное пение. Если бы настоящий соловей не пел свои песни, то люди не узнали бы о настоящей, живой жизни. Злые силы всегда победит красивая и чистая душа человека. Соловей обещает императору петь о счастливых и несчастных, о добре и зле, потому что надо все знать о настоящей жизни, чтобы помочь несчастным, делать добро тем, кто в этом нуждается. Вот и прочитана сказка. Какие нравственные уроки вы извлекли сегодня, работая над смыслом содержания сказки? Давайте составим синквейн.

Душа

Сопереживающая, добрая

Помогать, защищать, сочувствовать

Истинное искусство восторжествовало

Люди раскаются в своих заблуждениях.

кластер

    Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему « Слезы – драгоценнейшая награда для сердца певца»

Сочинение по теме «Облагораживающая сила искусства и живой природы в сказке « Соловей » Андерсена

УМК: Г.С. Меркин. « Литература 5класс». « Русское слово». 2013

Главные герои сказки «Соловей» — китайский император и лесной соловей. Император жил в необыкновенном фарфоровом дворце, окруженном чудесным садом. А в лесу, который располагался между императорским садом и морем, жил соловей. Соловей радовал своими песнями всех, кто появлялся в этом лесу.

Многочисленные путешественники, которые приезжали полюбоваться красотой императорского дворца, часто слушали песни лесного соловья. Позднее путешественники описывали свои впечатления о Китае в книгах. Одна из таких книг дошла до китайского императора, и он был удивлен тем, что ничего не знает о чудесном соловье, живущем неподалеку.

По приказанию императора соловья пригласили во дворец, и маленькая невзрачная птица исполнила для него свои песни. Когда император слушал соловья, в его глазах стояли слезы. Эти слезы были лучшей наградой для соловья.

По настоянию императора соловей остался жить во дворце и часто радовал своими песнями его обитателей. Но жизнь во дворце была не по душе лесной птице. К ногам соловья были привязаны шелковые ленты, которые держали несколько слуг. Свобода соловья была ограничена, и это не могло ему нравиться.

Однажды китайскому императору прислали из Японии подарок – механического соловья. Он пел почти так же красиво, как настоящий соловей, но при этом сам был украшен драгоценными камнями. Императору и придворным очень понравился подарок, и они с увлечением стали слушать, как поет механический соловей и восхищаться его внешним видом. А лесной соловей, пользуясь тем, что на него никто не обращает внимания, покинул дворец и вернулся в свой лес. Когда император узнал об этом, он приказал изгнать соловья из своего государства.

Механический соловей долго радовал своим пением обитателей императорского дворца, но однажды он сломался. И хотя мастер сумел починить механизм, слушать песню искусственного соловья можно было только раз в году.

Однажды император серьезно заболел. Все придворные уже считали, что он скоро умрет, и перестали его посещать. Император хотел послушать песню механического соловья, чтобы она придала ему сил, но некому было завести игрушку. В какой-то момент император увидел, что его посетила сама Смерть. И тут он услышал за окном чудесное пение. Это прилетел лесной соловей. Он узнал, что император болен, и решил навестить его и поддержать своим пением. Соловей пел так чудесно, что кровь быстрее побежала по жилам императора, а Смерть, зачарованная пением соловья, ушла прочь.

Благодарный император был готов отдать соловью что угодно за свое выздоровление, но соловей отказался от подарков. Лучшей наградой для него были слезы императора в тот день, когда тот впервые услышал песню соловья. Соловей сказал императору, что хочет жить на свободе и петь для всех людей. Он обещал, что будет прилетать во дворец, петь для императора и рассказывать ему о том, как живут люди вне императорского дворца.

А когда придворные пришли посмотреть, не умер ли император, они увидели, что он жив и здоров.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Соловей» заключается в том, что никакие технические диковинки не заменят живую природу, живое пение.

Сказка Г.Х.Андерсена учит ценить свободу, так необходимую для творческих и одаренных людей. Соловей понимал, что для его певческого дара необходима свобода, и он отказался жить во дворце императора, в этой огромной золотой клетке.

В сказке мне понравился соловей. Он обладает уникальным певческим даром, которым щедро делится с окружающим миром, он не злопамятен. Соловей не делает различий между обитателями императорского дворца и простыми жителями китайских деревень. Он поет для всех, и его замечательные песни способны даже прогнать смерть.

Какие пословицы подходят к сказке «Соловей»?

Жанр . Литературная волшебная сказка

Герои . Император, Живой Соловей, Искусственный Соловей, Смерть

Тема — сила настоящего искусства, его власть над смертью

Идея — победа настоящего искусства над искусственным и смертью. Только душа, милосердие, сострадание, становятся свидетельством настоящей красоты

Главная мысль — Настоящая красота в искренней, милосердной и сочувственной душе.

Конфликт . Противопоставление искусственного и настоящего соловья

Элементы сюжета

— Экспозиция: Интересы людей садом, лесом, дворцом китайского императора. Но пение соловья лучший.

— Завязка — император приказывает соловью петь, жить у него во дворце

— Развитие действий — а) пение живого соловья и пение искусственной птицы; б) соловей покидает дворец императора

— Кульминация — Пение живого соловья спасает императора от смерти

— Развязка — выздоровление императора

Чему учит сказка «Соловей»? Нужно уметь прощать, по-доброму относиться к людям, помогать им в трудную минуту, быть верным. Люди всегда имеют уметь отличить настоящую красоту от не настоящей. Красота, соединенная с добром, — большая сила. Настоящее искусство имеет удивительное, чудодейственное влияние на человека

Авторский замысел сказки К. Андерсена «Соловей» заключается в противопоставлении истинной красоты и искусственной красивости, утверждении всепобеждающей силы искусства и высмеивании невежества, отсутствия понимания природы и искусства, бездушия и низкопоклонства перед князьями людьми.

Разделы: Литература

Цели:

  • выявить идейное содержание сказки Х.К. Андерсена «Соловей»;
  • развивать умения и навыки анализа литературного произведения;
  • воспитывать чувство прекрасного, видение истинной красоты в природе, любовь к искусству.

Ход урока

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, со сказками которого вы знакомы с детства.
Более ста лет тому назад в небольшом городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года?
То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города. Чествуя Андерсена, земляки славили лучшего сказочника мира. Когда 4 августа 1875 года писателя не стало, в Дании был объявлен национальный траур. Прошли годы, и в Королевском саду в Копенгагене был установлен памятник Андерсену с надписью: «Воздвигнут датским народом».
Прошло более ста лет со дня его смерти, а сказки и истории датского писателя продолжают издаваться во всех странах мира.
По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. Вас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки. Но чаще всего сказка Андерсена смело и весело врывается в мир вашего детства: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»
А сегодня к нам на урок сказка прилетит на крыльях маленькой птицы, соловья.
«Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется!» - писал Андерсен.

Где происходит действие сказки?
(В Древнем Китае, в чудесном дворце императора)

А что же было самым чудесным, чудом из чудес в его владениях?
(Соловей)

Знал ли император, что в его владениях живет соловей?
(Нет)

А кто во дворце знал об этом?
(Бедная девочка-кухарка)

Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал? Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Давайте разделимся на группы. 1 группа нам расскажет о том, где живет соловей, а 2 группа расскажет об императоре и его придворных.

(Ребятам предлагается таблица, которую они должны будут заполнить, пользуясь текстом сказки)

Давайте подведем итог. Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора?

Естественная красота живой природы

Искусственная красота дворца

Итак, ребята, нетрудно догадаться, почему только бедная девочка знала, где живет соловей. Давайте прочитаем эпизод поиска соловья по ролям (Со слов «И вот все отправились в лес…» до слов «Он будет иметь огромный успех при дворе»)

Как воспринял император пение соловья? Найдите ответ на вопрос в тексте сказки.
(Император был очень доволен, у него выступили слезы на глазах)

Почему соловей отказался от награды? Подтвердите ответ текстом сказки.
(«Я видел на глазах императора слезы – какой еще награды желать мне!»)

Почему слезы на глазах императора дороже любого подарка? Кто еще плакал от пения соловья?
(Бедная девочка: «Слезы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня»)

Ребята, почему пение соловья вызывает слезы? Что такое пение?
(Настоящее, красивое пение – это искусство, оно воздействует на человека и вызывает у него различные чувства. «Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца», - говорит соловей)

Вспомните, как придворные дамы пели, подражая соловью (набирали в рот воды, чтобы она булькала у них в горле). Такое пение способно вызвать слезы?

Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Так в сказке появляется еще один соловей. Что же это была за птица? Давайте каждому образу дадим характеристику, а потом сравним их.
(Учитель может сам заранее подготовить карточки с характеристикой птиц, которые ребята распределят по колонкам и сделают вывод. Это можно сделать у доски)

Настоящий соловей

Искусственный соловей

Жил в ветвях деревьев, нависших над водой

Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах

Хвостик его отливал золотом и серебром

Поэты слагали в честь него прекраснейшие стихи

На шейке у него была ленточка с надписью

Маленькая серенькая птичка

Пел, как заведенная шарманка

Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы

Весь так и блестел драгоценностями

Пел по-своему

33 раза пропел одно и тоже и не устал

Никогда нельзя знать заранее, что именно он будет петь

Можно дать себе полный отчет в его искусстве - все же известно наперед

Можно разобрать его и показать его внутреннее устройство

Народ послушал его и был доволен, как будто вдоволь напился чаю

Недурно, но все-таки не то, чего-то не хватает в его пении

О нем написали 25 томов самых мудреных китайских слов

Ребята, теперь давайте сравним, кто красивее? Кто лучше поет? Какие чувства вызывает у людей своим пением? Так чем же отличается живой соловей от искусственного?
(Ребята добавляют еще одну строку в таблицу)

Мы выяснили, что же такое настоящее искусство? А сейчас давайте подумаем, в чем заключается его сила? На что способно истинное искусство?
(Механический соловей сломался, и император заболел. А живой соловей своей песней спас его от смерти)

А мог ли искусственный соловей сделать это?
(Нет, потому что только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее)

Как изменился император?
(Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает)

Вот и закончилась сказка. Соловей спас от смерти императора, пообещал прилетать к нему и рассказывать о той настоящей живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками. А дома я попрошу вас поразмышлять над темой урока и написать эссе на тему «В чем же заключается дивная сила искусства?» Подводя итог, давайте еще раз поразмышляем, почему Андерсен просил нас не забывать эту сказку?

(Потому что эта сказка очень интересна и поучительна. Лишенный блеска соловей оказывается сильней и свободней самого императора. А основная идея сказки заключается в бессмертии подлинного искусства и невозможности его замены механизмом.

Список литературы

1. Андерсен Х.К. Сказки. Истории: Пер. с дат./Вступ. ст. К. Паустовского. Сост., коммент. Л.Ю. Брауде. – М.: Просвещение, 1988. – 271с.: ил.
2. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Методическое пособие / А.Г. Кутузов, А.Г. Гутов, Л.В. Колосс; Под ред. А.Г. Кутузова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 112с.
3. Моисеев М.В. путеводитель в мире литературы. 5 класс: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

Урок литературы в 5 классе

Х.К. Андерсен. «Соловей»: поучительный смысл сказки

Цели урока: в процессе текстуального анализа сказки Андерсена; выявить основную идею сказки – идею бессмертия подлинного искусства и невозможности его замены «механизмом»; определить художественные особенности произведения;

развивать навык выразительного, вдумчивого, «медленного» чтения, выборочного пересказа, литературно-творческих умений;

помочь учащимся на примере произведения освоить культурную норму-образец (отношение искусства и действительности, назначение искусства).

Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, иллюстрации к сказке Е. Нарбута.

Эпиграф к уроку:

Никакая внешняя красота не может быть полной,

Если она не оживлена красотой внутренней.

Виктор Гюго

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Мотивационный этап.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить об интересной и непростой сказке великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена «Соловей». Мы в ходе урока попробуем понять, в чём смысл этой сказки, чему она может нас научить.

– Понравилась ли вам эта сказка?

– Как вы думаете, о чём она?

(Учащиеся пока не могут точно ответить на вопрос, поэтому к нему необходимо вернуться в конце обсуждения)

III. Анализ сказки «Соловей». Основной приём, используемый на уроке, - «чтение с остановками»: повторное медленное движение по тексту, сопровождаемое проблемной беседой и комментированием отдельных деталей.

1. Прочитайте описание дворца китайского императора. Как вы думаете, удобно, хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «что страшно было до него дотронуться»?

– Зачем к «чудеснейшим цветам» в саду императора были привязаны колокольчики?

(Чтобы который раз восхититься красотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора, словом, внешним великолепием, пышностью императорского дома)

– Почему император ничего не знал о соловье? Почему ничего не слышали о нём придворные?

2. Прочитайте внимательно фрагмент, в котором автор рассказывает о том месте, где жил соловей.

Почему он живёт «в дремучем лесу, который начинается за садом»?

Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры: что слышит и что видит каждый день соловей, а что – придворные и император?

Что смешного в сцене поисков придворными соловья? Не стало ли вам их немного жалко?

4.С чем пытается сравнить пение соловья первый министр? Почему его сравнение нелепо?

5. Почему соловей всё-таки согласился полететь во дворец императора, несмотря на то что его песни «гораздо лучше слушать в зелёном лесу»?

6. Как воспринял пение соловья император? Перечитайте эту сцену.

Почему соловей отказался от награды – золотой туфли на шее? Найдите ответ в тексте сказки.

7. Найдите в тексте ответ на вопрос: как пытались подражать соловью придворные? В чём, по вашему мнению, нелепость славы соловья в городе?

Расскажите о том, что произошло во время состязаний двух соловьёв. Куда девался настоящий соловей?

8. Найдите в тексте ответ на вопрос: в чём видит «придворный поставщик соловьёв» преимущества искусственного соловья? Зачем писатель так подробно его изображает, а портрет натурального соловья такой короткий?

9. Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье. Чем особенно понравился искусственный соловей придворным?

10. Перескажите эпизод «Болезнь императора» (работа с иллюстрацией художника Е.Нарбута).

Почему во время болезни император остался в одиночестве? Почему императору было так страшно?

(Страшной оказалась не смерть, а жизнь, явленная в судный день свитком добрых и злых дел)

Как соловью удалось спасти императора? О чём пел соловей? О чём он просит императора, что обещает ему?

(Кладбище в песне соловья вызывает не страх, а чувство смирения, оно исполнено красоты – особой, но не холодной, как императорский дворец. Спасение в том, что соловей пробудил «чувства добрые» и у смерти, и у императора, у которого были добрые дела, ведь он плакал, когда впервые слушал соловья)

11. О чем же поёт соловей и будет петь всегда? Перечитайте этот фрагмент .

IV. Как бы вы теперь ответили, о чём эта сказка?

(Учащиеся делают выводы, что мир соловья (природа) и мир императорского дворца – два совершенно разных мира. «Механизм» (творение человеческих рук) противопоставляется в сказке Андерсена природе, её живому голосу – голосу соловья. Голос природы никогда бы не достиг пределов дворца (другого мира), если бы не соловей и его песни.

Каких героев сказки Андерсена мы можем отнести к миру природы и к миру дворца? Назовём их.

V. Выводы. Соловей пел и будет петь императору о той настоящей, живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками и великолепные сады.

Соловей – образ свободного певца, аллегорический образ искусства, которое говорит языком самой природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее.

Обоснование и выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Сочините письмо китайского императора японскому после выздоровления или письмо Андерсену о прочитанной сказке (по выбору).