Идеал русской красоты. Открытый урок на тему: "Красота человека (женский образ)" Самостоятельная работа учащихся

Урок изобразительного искуссства проведен по программе Б.М. Неменского в 4 классе.

Цели урока:

  • показать учащимся роль искусства в понимании красоты русской женщины;
  • познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль»;
  • отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию;
  • прививать интерес к русскому народному творчеству;
  • продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;
  • осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, музыка, история);
  • воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование:

  • для учителя - компьютерная презентация, наглядные пособия;
  • для учащихся - заготовки фигурок девушек, акварельные или гуашевые краски.

Зрительный ряд:

Презентация с репродукциями картин М.Врубеля «Царевна-Лебедь», И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Брюллова «Гадающая Светлана», К.Коровина «Северная идиллия», К Маковского «У околицы», «Русская красавица», «Боярыня у окна» и иллюстрации русского народного костюма.

Литературный ряд:

  • А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок).

Музыкальный ряд: запись русских народных песен.

Ход урока «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня с вами на уроке мы продолжим изучение раздела «Истоки родного искусства». Давайте вспомним какие темы мы уже изучили. (Слайд № 1).

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, сложный духовный мир, характер, настроение.

II. Объявление темы.

Тема нашего урока: «Образ русского человека. Женские образы в искусстве» (слайд №2).

III. Целеполагание.

Учитель: Давайте определим цели нашего урока. Что вы хотели бы узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?

VI. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Учитель: У каждого народа свое понимание мужской и женской красоты. Образ мужчины неотделим от труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря.

А каким вам представляется женский образ? В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту.

Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений искусства, литературы. Что мы понимаем под выражением русская красавица?

Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старинных русских деревнях и городах. (Слайд № 3).

Ученик: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.

Ученик: Образ птицы - это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты - птицы счастья.

Ученик: «Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе. (Слайд №4).

Ученик: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.

Ученик: Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки. (Слад № 5).

Ученик: Наши танцы всюду славятся,
Наши танцы как огонь.
Выйдет русская красавица,
Да пройдется под гармонь.
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке сапожки узкие.
Идет красавица, плывет лебедушкой
И все любуются ее красой.

Ученик: Картина Брюллова навеяна поэмой Жуковского «Светлана». Показан эпизод гадания, что являлось частью празднования рождества. Брюллов изобразил Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой взгляд. Художник создал впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей красотой и непосредственностью.

Учитель: Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, прослушали литературные произведения. Каким вам представился образ русской красавицы? Что объединяет все эти образы?

Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие. В каждой картине были отражены национальные традиции русского народа. Люди верили: красота - это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание. (Слайд №6).

Учитель: Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.

Рубаха - основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол. (Слайд №7).

Учитель: Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли - ромбы, треугольники, квадраты с точками.

На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой. Епанечка - это короткая клешеная кофточка без рукавов. (Слайд №8).

Учитель: На юге России вместо сарафана носили понёву - домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами символизирующими землю и воду - ромбы, волнистые линии, птицы. (Слайд №9).

В праздничные дни голову украшали дивным убором - кокошником. Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.

V. Творческая работа.

Учитель: Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ русской красавицы. Что вы должны показать в своей работе? Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.

(Во время работы звучат русские народные песни.)

Учитель: Ребята, ваши работы мы расположим на доске.

  • Что вы видите на доске? (Небольшая полянка возле леса).
  • А что делали девушки на полянке, когда собирались вместе? (Водили хоровод).
  • Как же мы расположим наших девушек? (По кругу).

(Ученики располагают фигурки девушек по кругу на доске).

  • А что делали девушки, когда становились в хоровод? (Пели песни).
  • Давайте и мы с вами споем песню «Во поле береза стояла».

(Исполнение песни с детьми).

VI. Подведение итогов работы.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Добились ли мы поставленных целей? Что вы узнали о русском народном костюме? Молодцы, все сегодня очень хорошо работали. Спасибо всем за урок.

Презентация «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

Цель урока:

  • сформировать представление о русском народном женском костюме;
  • развивать воображение, умение создания украшения и работы в группе;
  • воспитывать интерес к русской культуре и ее традициям.

ХОД УРОКА

1. Приветствие.

2. Сообщение темы.

3. Музыкальный эпиграф – фрагмент песни “Русская красавица”.

4. Литературный эпиграф (стих О.Островской “Русский костюм”).

Важною павой, “душой голубицей”
Издавна так называли девицу.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды
Где весь узор о мечте и надежде.
Шею украсили бусы, монисты;
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Бисером шитый и битью златой:
Кика, сорока – убор молодицы;
Косник, венец– украшенье девицы;
Сборник, повойник – убор для старухи.
Самый красивый – убор молодухи,
Так испокон сохранен на Руси
Русский костюм небывалой красы.

Давайте ребята, посмотрим,из чего же состоял женский костюм.

– Это рубаха, сарафан, головной убор.

Многие художники изображали русских красавиц в национальном костюме.

5. Показ слайдов с картинами художников (Врубель, Аргунов, К.Маковский)

– А где еще можно увидеть народный костюм?

Кто из вас знает, название женских головных уборов?

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать из какой она местности, какого возраста.

СООБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ :

Девушки носили –

ПОВЯЗКУ – полоса ткани на жесткой основе с ушками для крепления лент

ОБРУЧ – выполнялся из древесный коры или картона в виде круга, обшитого тканью и богато украшенного.

КОКОШНИК (Кокоша-курица) – представлял собой легкий веер из картона, обшитый тканью и украшенный. Он был различной формы – однорогий, двурогий, цилиндрический, в виде седла.

ПОВОЙНИК – это круглая шапочка спереди приподнятая, а сзади прилегающая к голове, Здесь же пришивались ленты– завязки, дважды оборачивающиеся вокруг головы. Ее носили замужние женщины.

– Чем же украшали головные уборы?

Это – бисер, бусы, жемчуг, золотыми нитями, кружевом, фольгой, стеклом, драгоценными камнями.

6. Показ слайдов с головными уборами.

7. Физ. минутка.

8. Практическая работа по группам.

Вам предстоит сегодня быть мастером-украшения, т.е. дизайнером и украсить нарисованную вами девицу кокошником, украшения вы придумываете сами, используя подготовленный материал(крупы, фасоль, горох) и заранее приготовленную форму кокошника. Приклеиваете их и раскрашиваете.

Красота человека (женский образ)

Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского.

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

Показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

Учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве;

Познакомить с творчеством М. В. Васнецова;

Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете;

Развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;

Осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

Воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование: для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – графические материалы, альбом. Репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна», М. В. Васнецова «Аленушка», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну», В. А. Серова «Девушка с персиками». А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок); Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок), запись русских народных песен.

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече рада я.

Ждет сегодня вас

О русской красавице сказ.

2. Работа по теме урока.

Вводное слово.

На прошлом уроке мы говорили, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, ради изображения.

Изображение – это продукт труда, и через него художник выражает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства по этому поводу. Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению определенного, конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннее состояние человека.

Б) Дидактическая игра «Настроение и мимика».

Учитель открывает на доске схемы лица.

Учащиеся по каждой схеме выражения лица описывают настроение, характер человека; поднятая бровь или обе брови – удивленное лицо, поднятые углы глаз и губ – веселое лицо; сдвинутые и слегка опущенные брови – сердитое, злое лицо; плотно сжатые прямые узкие губы – жадный, корыстный характер; прищуренный глаз, поднятая над ним бровь, поднятый уголок губ – лукавый, хитрый характер.

Беседа «Женский образ в искусстве».

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть репродукции А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну», В. Васнецова «Аленушка», В. А. Серова «Девочка с персиками».

Какой смысл вы вкладываете в выражение «русская красавица»? Обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах.

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати восьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок)

Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

Ученики. Их богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие.

    Знакомство с картиной «Аленушка» В. М. Васнецова.

Учитель предлагает детям ответить на вопросы, направленные на формирование чуткости к языку картины и умение видеть ее пафос.

Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на нее. Почему картина производит такое впечатление? Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется?

Что называется композицией? Как построена картина В. М. Васнецова? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

Опишите внешность Аленушки. (Аленушка - бедная крестьянская девочка. У нее тонкие руки. Аленушка босиком; одежда ветхая: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта; каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)

Что художник особенно выделил во внешности Аленушки? (Светлым розовым полотном на темном фоне выделяются лицо и руки Аленушки. Сразу видишь ее грустное лицо и большие глаза.)

Подумайте, какими словами можно точнее охарактеризовать взгляд Аленушки.

Большое горе обрушилось на Аленушку. Как художник это показал? Обратите внимание на позу Аленушки. (Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе).

Обратите внимание на выражение лица Аленушки. Каково ее душевное состояние? (Она грустит, тоскует, опечалена.)

Как с помощью цвета художник передал настроение этой картины? (Желтый, розовый, красный – это теплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно-зеленых, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали и грусти. В картине В. М. Васнецова «Аленушка» есть и теплые, и холодные тона. Выделяются холодные тона зелени. Теплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше темно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление).

Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление печали и тоски.

На фоне какой природы изображена Аленушка? Как пейзаж передает настроение картины? (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое. Осенью природа умирает, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Аленушки.)

Да, внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам темно-зеленых, синих, желто-коричневых красок. Осенние, блеклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроение Аленушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Островерхие сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают ее от злых людей.

Над головой Аленушки художник изобразил ласточек. В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия. «Ласточки у злой семьи под стрехой гнезда не вьют» - говорится в народе. Слетевшиеся к Аленушке ласточки тихо щебечут, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. И Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе.

Каков образ «русской красавицы» в картине В. М. Васнецова? (Это образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной).

Ребята, а что вы знаете о художнике В.М. Васнецове?

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник. Он родился в 1848, умер в 1926 году. Отец В. М. Васнецова, сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте. В свободное время что-нибудь мастерил. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. Зимой старуха-стряпуха часто рассказывала сказки, эти сказки надолго запомнились маленькому Вите. Он пробовал рисовать, но ничего не получалось. Бабушка рисовала Вите сказочные картинки. В 17 лет поехал Виктор в Петербург в академию художников. Это было в 1867 г. Он очень волновался на экзамене, за результатом не пошел. Поступил в рисовальный класс. Спустя год он опять пришел в Академию художеств и узнал, что был принят в нее год назад. За свою жизнь В. М. Васнецов написал множество картин на сказочные темы.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнение:

Ой, ли, ой ли, ой люли!

Красна девушка идет,

Словно павушка плывет.

Ой, ли, ой ли, ой люли!

Словно павушка плывет,

Таки речи говорит:

Возле садика млада хожу,

Возле зелена млада гуляю,

Соловьевых песен слушаю;

Хорошо в саду соловей поет,

Он поет, меня радует.

    Знакомство с народным костюмом.

Скажите, а во что одета русская красавица? Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни, праздников и обрядов. Нарядны не только узоры на одежде, во всем ансамбле преобладает симметричное построение, любовное отношение к каждой детали.

Звучат русские народные песни.

Эстетическая оценка костюма как произведения декоративного искусства находит выражение в устном поэтическом творчестве. Так, в песнях описанию костюма обычно уделяется больше внимания, чем портрету героя. «Упоминается повседневный наряд девушки – сарафан, миткалевая или коленкоровая рубашка, косоплетка в косе, праздничная льняная рубашка с вышивкой своей работы («У меня, младой, а льняной подол шит бумагою синей, нитками, ковылюшками, не дробнушками»)… шелковый пояс, кокошник косой золотой…»

Детали, характеризующие внешний облик героя, дополняют его внутренний образ:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

Демонстрация женского русского народного костюма .



Праздничный девичий костюм Воронежской губернии (сарафан из черной шерстяной ткани, рубашка с красной «воротушкой» и красными рукавами с тканым цветным орнаментом и вышивкой, красный передник с тканым белым рисунком, красный головной платок). Конец X1X – начало XX века.

Костюм новобрачной города Галича-Костромского (белая кисейная рубашка с вышитыми белой гладью рукавами, малиновый штофный сарафан, шитый золотом полушугай, галичский кокошник и кисейный, шитый золотом платок) Первая половина X1X века. Костромской историко-архивный музей – заповедник.

Праздничный костюм невесты города Костромы. Вторая половина X1X века.

Из отбеленного полотна и холста шили рубахи: у мужчин – ниже колен, у женщин – до пят. По вороту, рукавам и низу шла вышивка цветными нитками. Красиво! А пошло это из глубокой древности, когда такая вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза». Значение вышивки забылось, а традиция осталась в виде украшений на одежде.

У женщин поверх рубахи надевался сарафан. Одежды были свободными, широкого покроя, не сковывали движений. Закрытыми были ноги, руки, шея: скрывались все недостатки фигуры.

В праздничные дни голову украшал дивный убор – венец или кокошник. Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой». В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу: «коса – девичья краса». Замужняя женщина убирала все волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас, когда говорят «опростоволосилась», мы подразумеваем – опозорилась.

Девичья «коруна» - свадебный убор невесты Северного края. 19 век.

5. Самостоятельная работа учащихся.

Сложившееся в результате беседы представление учащихся о характерных особенностях облика русской красавицы, о ее силе и нежности находит воплощение в изображении женского образа учащимися. Задание выполняется индивидуально на больших листах гуашью.

Ребята, перед работой подумайте над вопросами:

Какой бы вы хотели видеть старшую сестру, свою маму? Как бы они выглядели в старинной русской одежде?

Как вы будете располагать лист?

Здесь лучше подойдёт вертикальное изображение, которое может быть сделано в рост, по грудь или по пояс. Необходимо красиво украсить элементы одежды и головного убора.

При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение изображать человека.

Итак, голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Обратите внимание на то, как рисуются глаза, изображаются нос, губы. Красота образов будет достигаться через красоту цветовых отношений и форм, отдельных деталей лица. Будет ли красиво, если мы нарисуем крупный нос, широкий рот, близко поставим глаза, сделаем маленький череп, огромные уши? Можно приложить к листу заранее вырезанные заготовки красивых, гармоничных и утрированных деталей лица. Этот момент сопоставления приносит свои положительные результаты. После показа дети самостоятельно работают над образом русской красавицы.

Рефлексия (Экспресс-выставка. Оценка работ.)

    оригинальность идеи;

    эстетика оформления;

    объем работы.

Учащиеся демонстрируют свои работы, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы.

Уборка рабочих мест.

    Итог урока.

Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.

Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.

Цель урока:

  • Сформировать у учащихся образ женской и мужской красоты.
  • Вызвать интерес к изучению традиционной обереговой одежде Древней Руси.
  • Воспитывать уважение к своеобразиям национальной культуры.
  • Обучить изображению мужчины и женщины в традиционной одежде Древней Руси.

Оборудование

Для учителя репродукции:

  • Иван Билибин – иллюстрации к сказкам “Сказка о царе Салтане”, “Поди туда – не знаю куда”, “Перышко Финиста Ясно-Сокола”;
  • Н.К Рерих – эскизы к балету “Весна священная”;
  • Борис Ольшанский “ Встреча”;
  • В.Н. Васнецов – “Три царевны подземного царства”, эскизы костюмов к опере
  • “Снегурочка”, “Три богатыря”, “Царевна-несмеяна”, “Царевна лягушка” Народный костюм: мужская рубаха, женская рубаха, понева, очелье (береста), бусы, пояса, лапти.

Для учащихся: листы бумаги, карандаши, кисти, гуашь, емкость для воды.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Вступительное слово учителя.
  • Практическая работа.
  • Подведение итогов, домашнее задание.

У каждого народа складывается свой образ красоты человека. Он отражается в традиционной одежде, в мужском и женском праздничном костюме. Рассмотрим красоту образа человека Древней Руси.

Давным-давно ушел из повседневного обихода традиционный костюм. Уже к началу 19 века его полностью вытеснила из города европейская мода, завезенная в Россию Петром 1. И только крестьяне продолжали носить привычную для себя одежду и доставали в праздники старинные наряды из бабушкиных сундуков. А жизнь русского традиционного костюма нашла свое продолжение в книжках -сказках Ивана Билибина, в картинах Виктора Васнецова, Бориса Ольшанского, Рериха. Художники тщательно воссоздали подробности славянской одежды – яркое узорочье мужских рубах и украшенные вышивкой наряды девушек – щеголих. Как ни странно, но мужской костюм не очень изменился с древних времен. Та же подпоясанная рубаха, штаны, лапти, на голове очелье, шапка.

Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи подчас единственной. Для будничной одежды шили не вышитые рубахи, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь показаться в праздничный день на людях в не вышитой рубахе считалось позором. Удивительно ли, что с рубахой народ связывал немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.

Глубокий смысл имели и сами украсы. В давние времена еще был жив обряд “чтение узоров”. В одно из сел собирались, из ближних и дальних хуторов, девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре – пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем – сарафан, поверх него три – четыре нарядных передника. Пришедшие на праздник парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. В старинной песне поется, как работала одна из таких рукодельниц:

Во первый раз вышивала
Красное солнце с моревами.
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами...
В четвертый раз вышивала
Сине море со звездами.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный. Красный цвет в народном костюме был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а белый– цвет чистоты, радости и Божественной силы.

Старинные вышивки имеют глубокий символический смысл. В них зашифрованы древние славянские мифы – о происхождении мира, самого человека, тайны рождения и смерти и т.д.

Вот некоторые символы:

Символ Значение Символ Значение
Росток Солнце
Мир,
Белый Свет
"Замкнутый огонь"
Земля Земля, раскрытая Весной
Поле вспаханное Поле засеянное
Берегиня Древо Жизни
Вода Вода

Ключ к познанию языка вышивки постараемся найти в старинных сказках Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце: “ Большая светлица, горит жар-птица, всяк ее знает, и обожает”. Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица – образ мира, жар- птица – ясное солнышко! А птички поменьше (их называют павами) – будто лучики вокруг солнца.

Бусы, браслеты, кольца, серьги – дополнения к нарядному женскому костюму Повязка, венец или очелье – головные уборы девушек – оставляли открытыми сверху волосы и косу, которая была девичьей гордостью и украшением.

Посмотрим внимательно на детали одежды Русичей, изображенные великими русскими художниками (Б.Ольшанский, В.Васнецов, И.Балибин, К.Н. Рерих).

Закрыли глазки и представили красоту образа человека. Кто представил, берем простые карандаши и начинам рисовать.

Практическая часть.

А теперь переходим к следующему этапу. Сегодня мы с вами создадим народный праздничный костюм.

Поэтапность выполнения работы:

  • вспоминаем основные пропорции фигуры человека;
  • компонуем изображение на листе;
  • дополняем верхнюю одежду характерными элементами и деталями;
  • прорабатываем изображение цветом.

Практическая часть – дифференцируемое задание:

1-я группа – сильный уровень.

Задание: изобразить праздничный народный костюм, постараться более детально прорисовать детали костюма.

2-я группа – средний уровень.

Задание: нарисовать эскиз праздничного народного костюма.

3-я группа – слабый уровень.

Задание: отобразить элемент костюм.

Выставка работ учащихся.

На подиуме и на доске размещаем детские работы. Законченные лучшие работы отбираются на школьную выставку “Мир глазами детей” и “Царство художника”.

Домашнее задание. Кто не успел дорисовать, закончить работу дома. Ребята, постарайтесь побольше узнать о духовной стороне искусства своих предков. Расспросите бабушек, дедушек, родителей о русских народных праздниках, как они проводились. Какие обычаи, традиции и обряды были и есть в вашей семье.

Сегодня мы с вами узнали частичку нашей истории, приоткрыли тайну узоров старинных вышивок, познакомились с праздничной одеждой, которую носили наши прапрабабушки и прапрадедушки. И мы с вами сделали вывод, что наши предки умели создавать и носить Красоту, как отражение своей духовной силы и окружающего мира.

Урок окончен. Всем большое спасибо.


  • О чем будет наш урок?
  • В чем вы видите красоту человека?
  • Какой человек, по-вашему красив?
  • Кто такой «Добрый молодец»?


Какой продукт не сажали в Древней Руси?


  • Яркие примеры отражены в русских народных сказках.
  • Какие сказки вы знаете, где показан образ русского крестьянина?
  • Давайте рассмотрим иллюстрации из русских народных сказок.














  • Какой была мужская одежда на Руси?
  • Что вы можете рассказать об обуви?
  • Кто на Руси носил сапоги?

К РУ ЖЕ БА ВЫ Х ШИВ А


П Ш О Т Р А Т Н Ы

Русские штаны шились без разрезов, с узлом, так чтобы посредством его можно было делать их шире и уже.


П ЗА О В Я ЗК С А

  • Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?
  • Была у пояса еще одна задача – тайная...
  • Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?
  • А что изображал символ круга в древности у большинства народов?
  • Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег.

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Это значит, как бы потерял человеческий облик.




ФИЗ КУЛЬТ МИНУТКА

Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда, сюда,

Делай раз и делай два.

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.


З АД АД Ч А Й НИ ВА Е:

  • Создание образа русского крестьянина – портретное изображение гуашью.

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Сегодня на уроке я…
  • Самым интересным сегодня на уроке было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я научился…
  • Сегодня я задумался….
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Я хочу узнать больше о …