Иносказательные средства выразительности в сценарии ТП и П. Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке Как называется средство иносказательной

Били копыта. Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. -
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
1. Укажите название изобразительного средства:
И какая-то общая
звериная тоска…
2. Как называется средство иносказательной выразительности?
… тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
3. Как называется поэтический прием, основанный на повторении одинаковых звуков?
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака…
4. Укажите название приема:
…и сразу
за зевакой зевака…
Подошел и вижу -
за каплищей каплища…
5. Как называется новое, ранее не существовавшее в языке слово, созданное писателем для выражения особого содержания, настроения, образа?
клешить…
Задания с развернутым ответом
1. Каким предстает лирический герой этого стихотворения?
2. Какова идея стихотворения?
3. Сопоставьте стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и фрагмент из сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Какие схожие темы, мотивы, идеи представлены в этих произведениях?

Театрализация среды известна с древнейших времен, когда массовые игрища, культовые обряды сопровождались изменением, приспособлением природной или созданием искусственной среды, соответствующей ритуальному действию. Театрализация среды как создание декораций для некоторых видов человеческой деятельности нашла воплощение в культовых сооружениях Древнего Египта, античных ансамблях.

Символ, метафора, аллегория – иносказательные выразительные средства театрализации, это театрализованный способ подачи материала - это то, на чем всегда сосредоточенно внимание людей. Это то, что вызывает «их активный интерес». Это те самые средства, которые помогают найти образ в сценарии и прийти к образному решению.

Символ в переводе с греческого означает "знак", рождающий ассоциацию -важное выразительное средство режиссуры. Символ заключает в себе систему метафор, ассоциативных связей, становится хранителем смысловой информации. Пример яблоко - «райское яблоко» - символ искушения, «Иваново детство» - символ мирной и счастливой жизни, символ плодородия. (Пример из моего сценария).

Метафора (перенос, образ) - перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства. Метафора содержит сопоставление, сравнение отдельных явлений. Используется как средство построения сценических образов. Метафора заставляет зрителя мыслить и воображать.

Метафоры проявляются в оформлении (дом, напоминающий мрачную пещеру), через планировку сцены, мизансцены (расположение действующих лиц в пространстве (относительно друг друга и среды) и движение их в той или иной сцене, связанной единым драматическим действием), конструкцию, свет (рассветная заря, предсказывающая начало новой жизни для героя), через их соотношение. Метафоры используются в актерской игре (придание актеру образа животного, например орла - походка, жесты, поведение).

Аллегория - иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством образа. чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи -- носители определенного, закрепленного за ними аллегорического содержания. Близка к символу, а в определенных случаях совпадает с ним.

СИМВОЛ – (греч. «знак, признак, метка, печать, пароль, цифра, черточка, девиз, лозунг, эмблема, вензель, герб, шифр, клеймо, этикетка, ярлык, след, отпечаток, оттиск»).
Символы подразделяются на 2 группы:
I. УСЛОВНЫЕ: Связь между выражением внутренне мотивирована.

II. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ: Прямые. Связь между выражением мотивирована.

МЕТАФОРА – сравнение одного предмета с каким-то другим. Лежит в основе, на основании общего признака.

ДЕЛЯТСЯ НА:

1). Метафоры, в которых объект прямо сопоставляется с другим.
(Например: лес рук; тьма дел)

2). Метафора – загадка, где объект замещен другим объектом.
(Например: били копыта по мерзлым клавишам; ударим по струнам души);

3). Метафора, которая приписывает одному объекту свойства другого.
(Например: холодный прием; ядовитый взгляд);
РЕЖИССЕРСКИЕ МЕТАФОРЫ:
Метафора оформления.
Метафора пантомимы, жеста.
Метафора мизансцены.
Метафора в актерской игре.
Метафора-аллегория.

АЛЛЕГОРИЯ – (поэтический словарь Квятковского) – «иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетного представляемого образа».

Поэтическое, документальное и философское звучание театрализованных представлений требует от режиссера знания закономерностей использования выразительных средств. При этом ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, метафора, аллегория.

Символ в переводе с греческого означает “знак”, причем знак, понятный только определенной группе лиц. В процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, за которыми стали предметы, мысли или информация. Только понимая смысловое содержание знака, мы можем испытывать эмоциональное воздействие.

Вот что писал Луначарский о символе: “Что такое символ? Символ в искусстве – чрезвычайно важное понятие. Художник очень большой объем чувств, какую-нибудь широчайшую идею, какой-нибудь мировой факт, хочет передать вам наглядно, передать образно, чувственно, не при помощи абстрактной мысли, а в каком-то страшно конкретном, непосредственно действующем на ваше воображение образе. Как же это сделать? Это можно сделать, только подыскав такие образы и сочетания образов, которые могут быть конкретно представлены в некоторой картине, но значат гораздо больше того, что они непосредственно собой представляют».

В “Поэтическом словаре” А. Квятковского символ определяется как “многозначный, предметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности”. Разнообразнейшие значения знаков-символов закрепляются во множестве ассоциаций в процессе жизненной и художественной практики. Часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность и превратить в штамп. Создание новых символов – это открытие новых связей между понятием и предметом.

Гигантский алый стяг в спектакле Охлопкова “Молодая гвардия” - аллегория Родины. Вступая во взаимодействие с поступками и борьбой гвардейцев, отдающих свои жизни, частицы алой крови за освобождение Родины, она создает художественный образ спектакля, доведя его звучание до реалистического символа.

Итак, символ как знак, рождающий ассоциацию – важное выразительное средство режиссуры. Есть несколько путей использования символов и ассоциаций, характерных для работы режиссера массовых представлений: в решении каждого эпизода представления; в кульминации представления; в заключении со зрителем “условий условного”; в художественном оформлении театрализованного массового представления.

Крупнейший театральный режиссер и педагог Г.А. Товстоногов проявлял большой интерес к постановке театрализованных представлений и праздников на стадионах и в концертных залах. Образное решение большинства эпизодов в этих представлениях ярко подтверждает мысли Товстоногова об основном признаке современного стиля: “Искусство внешнего правдоподобия умирает, весь его арсенал выразительных средств должен уйти на слом. Возникает театр другой поэтической правды, требующий максимальной очищенности, точности, конкретности выразительных средств. Любое действие должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, не иллюстрацию. Тогда каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ”.

Такое сценическое произведение Т.А. Устиновой, как “Ивушка”. Тема “Ивушки” - вечная тема войны и мира. В ней воспевается подвиг и утверждается идеал мирной жизни. На сцену выплывают девушки в белых платьях. Их танец – традиционный для России русский обрядный хоровод. Вместе с образом лебедушек возникает символ чистоты и возвышенной поэтичности русских девушек. В следующей сцене, повествующей о начале войны, нет атрибутов ее: не появляются гитлеровцы, не слышны выстрелы и т.д. Образ врага – обобщенный –коршуны. Ивушка, прикрывая лебедушек, вступает в бой с врагами. Логическое завершение сцены – исчезновение коршунов “стертых” с лица земли.

При использовании символа и ассоциации в кульминации представления символическое действие подготавливается и диктуется всем ходом представления, его сценарной логикой. Так в театрализованном митинге концерте И.М. Туманов создал двумя планами символическое обобщение двух судеб: выход на сцену японской девушки Хисако Нагата – жертвы атомной катастрофы, ее рассказ о трагедии японского народа и выход на сцену матери Зои Космодемьянской. Мать Зои укрывает Хисако белой шалью. Два плана сомкнулись, образуя смысловую комбинацию.

При исполнении символа и ассоциации в художественном оформлении театрализованного представления символ может быть заявлен, а потом раскрыт всем ходом представления. Символическое обобщение может возникнуть и из трансформации детали.

Режиссерам необходимо изучать знаковые выражения во всех видах искусств. Знание европейского искусства, искусства Востока, вообще обширные познания постановщика мероприятий позволяют расширить спектр выразительных средств, состав знаков-символов. Здесь важно помнить, что, если выбор знаков становится произвольным и присущи только для творчества одного художника, это усложняет коммуникативную функцию – и произведение становится непонятным. Зритель должен понять сообщение, содержащееся в произведении, на основе утвержденной системы знаков.

Метафора – это еще одно очень важное средство эмоционального воздействия в режиссуре. В основе построения метафоры лежит принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.

Различаются три типа метафор:

Метафоры сравнения, в которых объект прямо сопоставляется с другим объектом (“колоннада рощи”);

Метафоры загадки, в которых объект залощен другим объектом (“били копыта по мерзлым клавишам” - вместо “по булыжникам”);

Метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов (“ядовитый взгляд”, “жизнь сгорела”).

В разговорном языке мы почти не замечаем использования метафор, они стали привычными в общении (“жизнь прошла мимо”, “время летит”). В художественном творчестве метафора активна. Она содействует творческому воображению, ведет его путем образного мышления.

Для режиссера метафора тем и ценна, что используется именно как средство построения сценических образов. “…А всего важнее – быть искусным в метафорах, - говорится в “Поэтике” Аристотеля. Только этого нельзя перенять от другого; это – признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры значит подмечать сходство”.

Всякая метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Режиссер прибегает к приему метафоры, чтобы заставить работать мысль и воображение зрителя. Метафора требует от нас духовного усилия, которое само по себе благотворно.

Диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: от внешнего оформления до образного звучания всего спектакля. Еще большее значение имеет метафора для режиссуры массового театра как театра больших социальных обобщений, имеющего дело с художественным осмыслением и оформлением повседневной реальной жизни.

1. Метафоры оформления . Пути создания образа через метафору в театрально-декорационном оформлении спектакля различны. Мысль, идея могут быть выражены через планировку, конструкцию, оформление, свет, через их соотношение и сочетание. "Внешнее оформление спектакля должно быть построено на поэтическом начале, - говорил В.И. Немирович-Данченко, надо дать провинциальный дом не натуралистически, а наполнить его поэтическим настроением. Солнечная гамма света, заливающая все, - и минимальное количество предметов".

2. Метафора пантомимы . Вот классический сюжет Марселя Марсо “Клетка”. Человек, проснувшись, направляется вперед и натыкается на препятствие. Он – в клетке. Часто перебирая руками по всем четырем стенам, ищет выхода. Не находя его, он приходит в отчаяние, мечется, натыкаясь на стены клетки. Наконец отыскивает лазейку. С трудом выбравшись через нее, человек ощущает себя на свободе. Идет вперед. И снова препятствие. Оказывается, клетка находилась в другой, большего размера.

3. Метафора мизансцены . Метафорическая мизансцена требует особо тщательной разработки пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссерской мысли.

4. Метафора в актерской игре . Метафора в актерской игре продолжает оставаться действенным образным средством театра, и с ее помощью режиссер массового представления может и должен создавать образы больших обобщений. Однако, несмотря на такую масштабность, здесь также имеет большое значение неразрывная связь с жизненным опытом данной социальной общности, участвующей в массовом действии.

Важное место в режиссерском искусстве театрализации принадлежит аллегории .

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.).

Значение аллегории прежде всего в том, что она всегда, как символ и метафора, предполагает двухплановость. Первый план – художественный образ, второй план – иносказательный, определяемый знанием обстановки, ассоциативностью.

Жизнь, смерть, надежда, злоба, совесть, дружба, Азия, Европа, Мир - любое из этих понятий может быть представлено с помощью аллегории. В том и заключается сила аллегории, что она способна на долгие века олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, различных нравственных качествах. Богиня Фемида, которую греческий и римские скульпторы олицетворяли с завязанными глазами и весами в руке, навсегда осталась олицетворением правосудия. Змея и чаша - аллегория врачевания, медицины. Библейское изречение: "Перекуем мечи на орала" - аллегорический призыв к миру, к окончанию войн.

Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре массовых празднеств всех времен и народов. Значение аллегории для режиссуры реального действия прежде всего в том, что она всегда, впрочем как символ и метафора, предполагает двухплановость. Первый план - художественный образ, второй план - иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

В 1951 году на фестивале в Берлине И.М. Туманов в своей массовой пантомиме на музыку А. Александрова "Священная война" следующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость. На поле - 10 тысяч гимнастов, одетых в костюмы белого, черного и желтого цветов. Началось с того, что центр поля заняли белые. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизирующие народы Азии, и на коленях - черные - еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправили спины, им помогает часть белых, черные поднимаются с колен, желтые начинают двигаться, черные встают во весь рост... Конфликт развивается бурно. Свободолюбивая тема равноправия людей разного цвета кожи, несмотря на то, что была выражена специфическими средствами гимнастических упражнений, достигла огромной художественной выразительности. Этот художественный образ, метафоричный и аллегоричный по режиссерскому решению, вскрывает сложнейшие жизненные явления путем их столкновения и сопоставления.

Использование символа, метафоры, аллегории в театрализации, это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время – это всего лишь прием. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму – содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания.

1.1. Типичные вопросы по эпическим произведениям

(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)

1. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? Внутренний монолог

2. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? // Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? Эпитет

3. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? Рассказчик

4. Как называется род литературы, которому принадлежит произведение? Эпос

5. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? Повтор

6. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? Психологизм

7. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? Деталь

8. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.// Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? Композиция

9. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). Метафора

10. Укажите жанр, которому относится произведение. Роман, рассказ, повесть, сказка…

В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? Портрет

В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?// Каким термином принято обозначать описание природы? Пейзаж

11. К какой жанровой разновидности относится роман? Социально-философский, психологический, социально-бытовой…

12. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. Перифраз

13. Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения. Символ

14. Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция

15. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? Сюжет

16. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? Эпилог

17. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? Дом

19. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? Аллегория

20. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. Гротеск

21. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? Интерьер

1.2. Типичные вопросы по драматическим произведениям

1. В рамках какого литературного направления создавалось данное (которое представлено в тесте) произведение? Классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм

2. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог

3. Определите жанр произведения.

Фонвизин «Недоросль» - комедия

Чехов «Вишневый сад» - комедия

Грибоедов «Горе от ума» - комедия

Горький «На дне» - драма

Гоголь «Ревизор» - комедия

Островский «Гроза» - драма

4. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? Говорящие

5. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? Внесценические

6. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? Резонёр

7. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? Конфликт

8. Тип конфликта? Общественный, любовный, социальный

9. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? Завязка, кульминация, развязка

10. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса…? Драма

12. Как называется развернутое высказывание одного героя? Монолог

13. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. // Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? Реплика

14. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? Сцена, явление

15. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? // Актер произносит емкую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?// Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Афоризм

16. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.// Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция

17. Что является главным средством характеристики в данном фрагменте пьесы? Речь

1 .3. Типичные вопросы по лирическим произведениям

1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение?

Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»), философская…

2. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов?// Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? Инверсия

3. Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). Метафора

4. Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. Анафора

5. Как называется характер рифмовки? Кольцевая, перекрёстная, смежная <парная>

6. К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение?

Ола, элегия, посвящение <послание>, эпиграмма…

7. Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? Ассонанс

8. Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков? Аллитерация

9. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение. Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест

10. Впишите термин, которым называют художественное определение. Эпитет

11. Как называется приём, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? Олицетворение

12. Как называется система стихосложения, в которой написано данное стихотворение?

Тоническая, силлабо-тоническая

13. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? Строфа

14. Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? Рифма

15. Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? Оксюморон

16. Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений. Сравнение

17. Как называется простейшая единица сюжетного развития? Мотив

18. Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. Катрен

19. Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы? Аллегория

20. Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков. Символ

22. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? Перифраз

23. Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? Риторический вопрос

24. Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. Кольцевая

25. К какому литературному направлению относится творчество (имя поэта или писателя)…?

Классицизм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм

26. Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении?

Антитеза//контраст

27. Вторая и третья строфа построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём? Сравнение//Параллелизм

28. Вторая и четвёртая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот прием? Повтор

30. Как называется поэтическая концепция, утверждающая самоценность художественного творчества? Искусство для искусства

4) герой одноимённой трагедии У.Шекспира

47. Определите стихотворение или поэму М.Ю. Лермонтова, близкое по художественным приемам к реализму:

1) «Мцыри»

2) «Памяти А. И. Одоевского»

3) «Что толку жить...»

4) «Демон»

48. Перед вами сон литературного героя. Кому он снится? Укажите произведение и его автора:

Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.

1) А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - Татьяна

2) Н.В. Гоголь «Ревизор» - городничий

3) А.П. Чехов «Человек в футляре» - Беликов

4) И.С. Тургенев «Бурмистр» - Аркадий Павлыч

49. Назовите средство иносказательной выразительности, использованное М.А. Шолоховым в цитате из рассказа «Судьба человека»: «… две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…»:

1) сравнение

Метафора

3) анафора

50. Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите этот журнал:

1) «Звезда»

2) «Российский вестник»

3) «Современник»

4) «Колокол»

51. Выход в свет двух частей сборника очерков «Физиология Петербурга» в марте – апреле 1845 г. знаменует начальный этап развития критического реализма в русской литературе. Какое условное название закрепилось за этим литературным явлением?

1) «Новая школа»

2) «Новая литература»

3) «Современная литература»

4) «Натуральная школа»

52. Кто из советских писателей (поэтов) являлся участником советско-финской войны (1939-1940) в качестве военного корреспондента?

1) А. Гайдар

2) М. Джалиль

3) К. Симонов

А. Твардовский

53. В каком произведении русской классики персонажами являются цыгане:

1) «Тройка» Н.А. Некрасова

2) «Ревизор» Н.В. Гоголя

3) «Бесприданница» А.Н. Островского

4) «Ася» И.С. Тургенева

54 . Что является составной частью драматического произведения?

2) Аллегория

4) Ассонанс

55. Кому принадлежит это поэтическое завещание?

Тебе в наследие, Жуковский,

Я ветху лиру отдаю;

А я над бездной гроба скользкой

Уж преклоняя чело стою.

1) М.В. Ломоносову

Г.Р. Державину

3) Д.И. Фонвизину

4) Н.М. Карамзину

56. Кому из русских поэтов в свою очередь передал пальму первенства Жуковский?

1) М.Ю. Лермонтову

А.С. Пушкину

3) Н.А. Некрасову

4) неизвестному поэту

Прочитайте.

Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,

Когда впервые капля дождевая

Упала на него, в лучах изнемогая.

Как называется приём, использованный Н.А. Заболоцким в стихотворении «Завещание»?

1) метафора

2) сравнение

Анафора

58. Какое утверждение соответствует ответу «нет»:

1) Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба - черты жанра, который называется ода.

2) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

Речь одного литературного героя можно назвать монологом, а разговор трех литературных персонажей - полилогом.

59. Эти строки А.С. Пушкина посвящены трем разным адресатам. Укажите верный ряд ответов:

П. Чаадаев, Александр I, Г. Державин

П. Вяземский, Н. Некрасов, Д. Давыдов

3) П. Вяземский, П. Чаадаев, Д. Давыдов

П. Чаадаев, Н. Некрасов, Г. Державин

Определите писателя по биографическим фактам.

Его обучил грамоте дьячок С. Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Н. М. Карамзин

Д. И. Фонвизин

3) М. В. Ломоносов

4) А. Н. Радищев

А.Н. Арбузов

А.В. Вампилов

3) А. П. Чехов

В.С. Розов

62. Определите, какое из утверждений требует ответа «нет» (если утверждение неверно).

1)Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

2) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

3) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

4) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.