«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (на материале произведений А. Куприна)
31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".
10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"
10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.
07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).
16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!
16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!
16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.
25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,
Любовь, похожая на сумасшествие; любовь-сумасшествие; любовь, доводящая до сумасшествия… Пожалуй, ярче всего эту метафору воплотили в своих произведениях русские писатели рубежа 19 – 20 веков – Бунин и Куприн.
Творчество А.И. Куприна пронизано темой искренней, чистой, светлой любви – Любви с большой буквы. Однако это чувство, утверждает автор, не может существовать с современном ему мире, где царят цинизм, безверие, равнодушие, эгоизм. Именно поэтому практически во всех произведениях Куприна любовь оказывается повергнутой, растоптанной, преданной.
Такова участь чувства Олеси – героини одноименной повести. Девушка, выросшая в лесу и привыкшая открыто выражать свои чувства, не бояться мнения окружающих, полюбила человека «цивилизованного мира». А тот, из трусости и эгоизма, предал Олесю и ее любовь, подверг жизнь девушки опасности. В итоге «паничу», лишившемуся большой любви, остается лишь вспоминать свою «дикарку» и сожалеть о том чувстве, что он навсегда потерял.
В поиске настоящей любви Куприн обращается в прошлое - в библейские времена. Тогда, утверждает писатель, жили люди, которые были способны на большое чувство. В качестве примера автор рассказывает о любви царя Соломона и простой девушки Суламифь, которая стала образцом подлинной любви и верности.
Счастье Соломона и его возлюбленной было настолько огромным, что вызывало зависть у окружающих, не способных испытать подобное. Злоба и коварство сделали свое дело – Суламифь погибла от рук заговорщиков. Но и перед лицом смерти она твердила имя своего любимого, не уставала благодарить его за то, что он подарил ей величайшее счастье на свете: «Благодарю тебя, мой царь, мой возлюбленный, мой прекрасный. Вспоминай изредка о твоей рабе, о твоей обожженной солнцем Суламифи».
Однако и в современности Куприн все же видит отголоски той, древней, истинной, великой любви. Рассказ «Гранатовый браслет» является тому подтверждением.
В произведении сталкиваются две философии любви. Одна принадлежит княгине Вере Николаевне Шеиной и ее окружению. Куприн показывает, что современная ему аристократия разучилась любить по-настоящему. Искренняя любовь для нее заменилась привычкой, дружеской симпатией, просто необходимостью. Именно такую подмену мы наблюдаем в отношениях Веры Николаевны и ее мужа.
Но есть в «Гранатовом браслете» и другой взгляд на любовь. Его воплощает невзрачный, на первый взгляд, герой, из разряда «маленьких людей». Господин «Г.С. Ж» - мелкий служащий на почте. Как сам он признавался, в жизни его ничего особенно не интересовало - «ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…»
Но внезапно эта «серая» жизнь озарилась божественным светом – Любовью к княгине Шеиной. Желтков прекрасно понимает, что никогда не сможет даже приблизиться к своей возлюбленной – настолько велика разница между ними. Но мы видим, что этого герою и не нужно. Он несказанно счастлив тем чувством, что поселилось в его сердце. Благодаря ему жизнь «маленького человека» Желткова наполнилась смыслом, связью со всем миром и Богом: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете… я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
Для Желткова его чувство стало божьим даром, он испытывал огромную благодарность за него и к создателю, и к Вере Николаевне. Именно поэтому герой решился, в порыве чувств, подарить княгине самое дорогое – гранатовый браслет. Это, в сущности, не очень красивое украшение – семейная реликвия Желткова: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни».
В конце концов, Желтков принимает решение уйти из жизни. На прощание герой оставляет княгине свое благословение - в виде сонаты Бетховена, которая наполнена любовью и светом: «И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».
Таким образом, тема любви – одна из ведущих тем всего творчества А. И. Куприна. Писатель считал, что любовь – то истинное чувство, ради которого стоит рождаться и жить на этой земле. Только «истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». Однако современные ему люди, по наблюдениям Куприна, все меньше и меньше были способны любить, посвящать свою жизнь другому человеку, чем-то жертвовать ради него. И от этого любовь становилось еще более редким и драгоценным явлением в этом бездушном и эгоистичном мире. Уметь заметить ее, не пропустить, наградить себя и других любовью – вот к чему призывает в своих произведениях А.И. Куприн.
Настоящая любовь очищает человека от всего ненужного, ложного. Она возвышает любого, кого посетило это светлое чувство. Любовь может нас преобразить, сделать лучше, изменить наше отношение к окружающему миру.
Тема любви традиционна для русской литературы.. Писатели подвергают своих героев испытанию любовью. Влюблённый в Ольгу Ильинскую герой романа И.А.Гончарова Обломов поднимается с дивана, начинает вести активный образ жизни.
По – настоящему влюблён в Анну Сергеевну Одинцову тургеневский Базаров, хотя до этого отрицал загадочные, таинственные и романтические отношения между мужчиной и женщиной. Теме любви посвящён сборник «Темные аллеи», состоящий из 38 рассказов. Его автор – русский писатель двадцатого века И.А.Бунин.
Рассмотрим один из рассказов сборника, который называется «Холодная осень». События в рассказе происходят в 1914 году, когда начинается первая мировая война. Повествование идёт от лица героини, девушки – дворянки, которая живёт в имении вместе с отцом и матерью. Возлюбленный героини – друг семьи, живущий по соседству. В Петров день на именинах отца девушки молодых людей объявляют женихом и невестой. Германия объявляет России войну 19 июля, а в сентябре юноша приезжает на сутки, чтобы проститься и уехать на фронт. Этот последний, прощальный осенний вечер героиня запомнила на всю жизнь и вспоминает о нём в мельчайших подробностях. После вечернего чая и ужина родители отправились отдыхать. чтобы рано утром проводить своего названого сына. А молодые люди спускаются в сад, где между ними происходит очень важный разговор. Молодой человек спрашивает: «Если меня убьют, ты ведь не сразу забудешь меня?» Девушке стало страшно, и она сказала, что не переживёт этого. А юноша грустно проговорил: «Ты поживи, порадуйся, потом приходи ко мне». Убили его спустя месяц в Галиции. А героиня ещё долго жила, вынесла многое на своём пути: смерть родителей и мужа, эмиграцию, чужбину. В 1918 году, торгуя на углу Арбата, она повстречала человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке. Когда в 1920 году вместе с толпой беженцев они плыли на пароходе из Новороссийска в Турцию, муж умер от тифа. Героиня жила на чужбине, скиталась, была в Болгарии, В Сербии, Чехии, во Франции, вырастила приёмную дочь, ставшую совершенною француженкой и не испытывавшей никакого чувства к приёмной матери. Прошло 30 лет. Подводя итог своей жизни, героиня спрашивает себя: а что же было в её жизни? И сама же отвечает: только холодный осенний вечер, всё остальное – ненужный сон. Была любовь лишь краткое мгновенье, но она осветила всю остальную жизнь на долгие годы. Героиня пожила, порадовалась на свете, теперь готовится к встрече с ним.
Подведя итог, скажем одно: любовь может быть единственной на всю жизнь, она может быть светом, идущим сквозь годы. И даже память об этом высоком светлом чувстве может озарить душу навсегда.
Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»
Я иду на урок
Ольга СУХАРИНА
Ольга Николаевна СУХАРИНА (1965) - учитель русского языка и литературы школы № 71 г. Екатеринбурга.
Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»
Уроки по творчеству А.И. Куприна можно начать с лекционного изложения материала. Учитель даёт обзор творческого пути писателя, сопоставляя его с творчеством И.А. Бунина. Цель сопоставления - пригласить учащихся к поиску. Проблемный вопрос может прозвучать и в начале разговора о Куприне, и в конце изложения материала о творчестве писателя.
На последующих уроках я уделяю много внимания поисковой деятельности учеников . Для этого я продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, вопросы должны вызвать интеллектуальные затруднения у учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель может придумать косвенные подсказки и наводящие вопросы, может сам подытожить главное, опираясь на ответы учеников. Возможно, что учитель не даёт готового ответа, задача наставника - привлечь ученика к сотрудничеству.
Примерные вопросы и задания проблемного поиска при изучении рассказа «Гранатовый браслет»:
Как пейзаж помогает понять настроение и внутренний мир Веры Николаевны?
Насколько важен образ генерала Аносова в произведении?
Дать сопоставительный анализ описания именин Веры и описания комнатки Желткова.
Сравните подарки гостей с подарком Желткова. Смысл сравнения?
Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль играет в создании этого настроения музыка?
Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности:
Работа с текстом;
Выбор цитат;
Анализ текста:
целостный анализ,
анализ эпизода,
сопоставительный анализ;
Выявление художественных особенностей текста.
К каждому вопросу я советую ученикам собирать материал, собранную информацию мы оформляем в виде схем.
При разборе повести «Олеся» мы размышляли над таким вопросом: “Иван Тимофеевич - человек добрый, но слабый. Верно ли такое высказывание?” Привожу примеры подобных рассуждений, оформленных в виде схем.
Вывод. Чувства Ивана Тимофеевича оказались слишком слабыми. Не сумел защитить свою любовь. Может быть, не было той настоящей любви, которая затмила бы сомнения и помогла пережить все беды и горести.
Вывод. Олеся способна на чувства более сильные, чем её избранник. Для героини любовь стала жизнью; Иван Тимофеевич это чувство сберечь не смог и не захотел.
Генерал Аносов о Желткове: “ Безумец… Может быть, твой жизненный путь пересекла, Верочка, именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.
Князь Шеин о Желткове: “Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать… Я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”
Вывод. Куприн показывает благородство души простого человека, его способность к глубокому, возвышенному чувству. Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь Желткова, та, которая бывает “раз в тысячу лет”, осталась бессмертна. Именно такая любовь воспета Куприным.
Ассоциативный ряд: холодный - высокомерный - гордый - надменный - аристократический
2. Если холод с самого начала концентрируется вокруг главной героини, как это характеризует особенности её восприятия жизни ?
Непогода сменится теплыми днями
Лето сменится осенью
Молодость - старостью
Самые красивые цветы обречены на увядание и смерть
Способна ли княгиня Вера почувствовать неуловимый ход времени?
3. Отношение Веры к природе:
море - “Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает”
“Когда привыкну к нему, я скучаю, глядя на него…”;
лес (сосны, мхи, мухоморы) - сравнение:
Вывод. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. “Деревья успокоились, покорно роняли жёлтые листья”. В таком равнодушном состоянии пребывает героиня: со всеми строго проста, холодно любезна.
Финал рассказа: “Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и заплакала. Деревья мягко сотрясались. Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…”
Любовь Олеси - сильное, глубокое, самоотверженное чувство
По повести А.И. Куприна «Олеся»
Любовь-испытание:
Олеся для окружающих чужая;
Смелая, свободная;
Стремится к добру;
Не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем её осторожному избраннику;
Стремится к добру;
Любовь - это главный смысл жизни.
Олеся и Иван Тимофеевич
Через сопоставление с Иваном Тимофеевичем, начинающим писателем, Куприн позволит увидеть в Олесе главное:
Иван любуется не только внешней красотой Олеси, но и внутренней;
Важно не только уметь видеть, но и желание видеть;
Вывод. Жизнь научила Ивана Тимофеевича постоянно контролировать свои душевные порывы, не научила задумываться о последствиях. “Человек добрый, но слабый”, он не способен на настоящую любовь. Права оказалась Олеся: “Никого вы сердцем не полюбите, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте”.
Только в единении с природой человек способен достигнуть духовной красоты и благородства.
Нитка красных бус Олеси:
Это память о любви;
Это символ её чистого чувства;
Это сила её негаснущей любви;
Каждая бусинка - это огонёк любви.
Поисковая деятельность подготавливает переход к самостоятельной исследовательской деятельности .
Учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её в написании творческих работ (сочинения) или в рефератах. Важен тот материал, который собрали сами дети в результате поисковой деятельности. Важно не растерять этот материал, скопить его, систематизировать. Итогом работы над произведением является написание сочинения. В основе сочинения и будет тот материал, опорные схемы, отражающие работу во время поисковой деятельности учащихся. Каждая схема - это основа сочинения, раскрытие мысли, результат проделанной работы, это личность ученика, его восприятие прочитанного.