Исторические отступления в романе «Евгений Онегин. Лирические отступления в романе А

Евгений Онегин лирические отступления

Описывая события в романе и раскрывая разные тематики, дополняет его своими наблюдениями, своими высказываниями, мнением, что делает произведение похожим на достоверное. Лирические отступления, которые не трудно найти в Евгении Онегине, это живое общение писателя с героями произведения. Так, например, когда Онегин едет на бал, Пушкин тут же говорит о том, как и он в свое время был без ума от балов. Обсуждает женские ножки и тут же приносит извинения читателю за подобные воспоминания, обещая стать чуточку взрослей.

Благодаря лирическим отступлениям, которые мы встречаем уже в первой главе романа, где автор высказывает свое мнение об Онегине, Пушкин тем самым делает себя не только повествователем, но и действующим лицом, где писатель является другом героя, называя его добрым приятелем.

Роль лирических отступлений огромна, ведь они оживляют произведение, лучше раскрывают тематику работы автора. Они знакомят нас с биографией Пушкина, где вспоминается южная ссылка, есть воспоминания о молодости и о периоде обучения в лицее. В отступлениях писатель посвящает нас в свои планы, говорит о литературе, театре.

Очень много лирических отступлений посвящено русской природе и временам года. Так Пушкин говорит о зиме, вспоминая мальчишек, что режут коньками лед, пишет, как вьется первый снег. Описывая лето, говорит о весне — поре любви, не проходит автор и мимо осенней поры. Особое место уделяет Пушкин отступлениям по временам суток, где ночь самое привлекательное для писателя время.

Благодаря лирическим отступлениям у писателя появилась возможность легкой беседы с читателями, где он может рассказать о молодежи своего времени и ее воспитании, о том как она проводит время, рисуя картины тогдашней жизни.

Если выделить тематику лирических отступлений отдельно, то можно увидеть тему творчества в целом и размышления автора о специфике произведения. Раскрывается здесь и светская жизнь, затронута в романе и тема любви. В лирических отступлениях прослеживается тема дружбы, тема свободы, деревенской жизни, присутствуют и биографические мотивы.

    "Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать...

    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...

    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его...

    Прежде всего Ленскому недостает собственного, выстраданного им личного опыта. У него почти все от его заемной учености до стихов буквально всё почерпнуто из книг, из романтической германской поэзии и философии первых двух десятилетий XIX века. Он не...

  1. Новое!

    Роман «Евгений Онегин» - главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных....

  2. В художественном произведении внутренний мир героя в большей степени раскрывается не через внешнюю речь, а через внутреннюю, которая, как правило, выливается в монолог героя. Я бы хотела рассмотреть произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» -...

Согласно определению, лирические отступления - это некоторые высказывания авторских мыслей и чувств, относящиеся к изображаемому в произведении. Они помогают глубже понять идейный замысел создателя, по-новому взглянуть на текст. Писатель, вторгаясь в повествование, замедляет развитие действия, нарушает единство образов, однако подобные вставки входят в тексты естественно, поскольку возникают в связи с изображаемым, проникнуты тем же чувством, что и образы.

Лирические отступления в романе "Евгений Онегин" играют огромную роль, в чем вы убедитесь, прочитав данную статью. Она посвящена их тематике, функциям и значению.

Особенности романа "Евгений Онегин"

Роман, о котором идет речь, А.С. Пушкин писал на протяжении более 8 лет - с 1823 по 1831 год. Петру Андреевичу Вяземскому он писал в самом начале работы над произведением, что создает не роман, а именно "роман в стихах", а это - "дьявольская разница".

Действительно, благодаря стихотворной форме "Евгений Онегин" сильно отличается от традиционного жанра романа, поскольку намного сильнее выражает чувства и мысли автора. Произведению добавляет своеобразия и постоянное участие и комментирование самого автора, о котором можно сказать, что он является одним из главных действующих лиц. В первой главе романа Александр Сергеевич называет Онегина "добрым приятелем".

Лирические отступления и биография автора

Лирические отступления - это средство, используемое Александром Сергеевичем Пушкиным, в частности, для того, чтобы помочь нам познакомиться с личностью создателя произведения, его биографией. Из первой главы мы узнаем, что повествователь покинул Россию и вздыхает о ней "под небом Африки", под которой подразумевается южная ссылка поэта. О своих тоске и страданиях рассказчик пишет ясно. В шестой главе он сожалеет о молодых годах и задается вопросом, куда ушли времена юности, что ему готовит "день грядущий". Лирические отступления в романе также помогают оживить светлые воспоминания Александра Сергеевича о тех днях, когда ему начала являться муза в садах Лицея. Они, таким образом, дают право судить о произведении как об истории развития личности самого Пушкина.

Описание природы в отступлениях

Лирические отступления - это не только биографические данные автора. Множество их посвящено описанию природы. Ее описания встречаются на всем протяжении романа. Представлены все времена года: и зима, когда мальчишки радостно режут лед коньками, падает снег, и северное лето, называемое Пушкиным карикатурой южных зим, и пора любви - весна, и, конечно, любимая Александром Сергеевичем осень. Поэт часто описывает разные времена суток, наиболее красивым из которых считает ночь. Однако он вовсе не стремится к изображению необыкновенных, исключительных картин. Напротив, все обыденно, просто, но в то же время прекрасно.

Природа и внутренний мир героев

Природа тесно связана с героев романа. Благодаря ее описанию мы лучше понимаем то, что творится в душе у персонажей. Автор часто отмечает духовную близость с природой главного женского образа - Татьяны - и размышляет об этом, характеризуя тем самым нравственные качества своей героини. Пейзаж нередко предстает перед нами глазами именно этой девушки. Она любила встречать на балконе "зари восход" или вдруг увидела поутру в окне побелевший двор.

Энциклопедичность произведения

В.Г. Белинский, знаменитый критик, назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни". И с этим нельзя не согласиться. Ведь энциклопедия - это некоторый приведенный в систему обзор, который раскрывается последовательно от А до Я. Роман является именно таким, если просмотреть внимательно все присутствующие лирические отступления в "Онегине". Мы отметим тогда, что тематический диапазон произведения разворачивается именно энциклопедически, от А до Я.

"Свободный роман"

Александр Сергеевич называет в восьмой главе свое произведение "свободным романом". Эта свобода выражается, прежде всего, в непринужденной авторской беседе с читателем посредством лирических отступлений, выражающих чувства и мысли от его лица. Данная форма позволила Пушкину изобразить картину жизни современного ему общества. Мы узнаем о воспитании молодого поколения, о том, как молодежь проводит время, о балах и моде времен Александра Сергеевича Пушкина.

Лирические отступления романа "Евгений Онегин" охватывают и театр. Он, говоря об этом удивительном "волшебном крае", вспоминает и Княжина, и Фонвизина, но особенно его внимание привлекает Истомина, которая летит, как пушинка, касаясь одной ногой пола.

Лирические отступления о литературе

Лирические отступления - это и возможность высказать в отношении современной ему литературы и ее проблем. Этому посвящено множество рассуждений Александра Сергеевича в тексте романа "Евгений Онегин". В данных лирических отступлениях рассказчик спорит о языке, использовании в нем различных иноязычных слов, которые порой просто необходимы для того, чтобы описать те или иные вещи (например, фрак, панталоны, жилет). Пушкин полемизирует со строгим критиком, который призывает сбросить убогий венок поэтам элегии.

Автор и читатель

Роман "Евгений Онегин" - это одновременно и история его создания. Повествователь беседует с читателем с помощью лирических отступлений.

Текст создается как будто прямо у нас на глазах. В нем присутствуют планы и черновики, а также личная оценка автором романа. Александр Сергеевич призывает внимательного читателя к сотворчеству. Когда последний ждет рифмы "роза", Пушкин пишет: "Возьми ее скорей". Сам поэт выступает порой в роли читателя и строго пересматривает свое произведение. Лирические отступления вносят в текст авторскую свободу, благодаря которой движение повествования развертывается во многих направлениях. Образ Александра Сергеевича многолик - он и герой, и рассказчик одновременно.

Если все остальные герои романа (Онегин, Татьяна, Ленский и другие) являются вымышленными, то создатель всего этого художественного мира реален. Он оценивает своих героев, их поступки, и либо соглашается с ними, либо не одобряет, спорит опять же в лирических отступлениях. Построенный, таким образом, на обращении к читателю роман повествует о выдуманности происходящего, создается впечатление, что это всего лишь сон, похожий на жизнь.

Особенности лирических отступлений

Часто лирические отступления в "Евгении Онегине" возникают перед кульминационными моментами повествования, заставляя читателя находиться в напряжении, ожидая дальнейшего развития сюжета. Так, монологи автора встречаются перед объяснением Онегина и Татьяны, перед ее сном и дуэлью, в которой участвует Евгений Онегин.

Роль лирических отступлений, однако, этим не ограничивается. Они используются также для того, чтобы читатель мог лучше понять сущность тех или иных героев. То есть, они не только вводят в художественный мир новые пласты "реальности", но и создают уникальный авторский образ, который является посредником между пространством, в котором обитают герои, и реальным миром, представителем которого является читатель.

Лирические отступления в "Евгении Онегине", таким образом, очень разнообразны по тематике и целям включения их в текст повествования. Они придают творению Пушкина особую глубину и многогранность, масштабность. Это говорит о том, что роль лирических отступлений в произведении очень велика.

Роман, строящийся на обращении автора к читателю, был новым явлением в истории русской литературы 19 столетия. Как показало время, данное новаторство не прошло бесследно, оно было замечено и оценено как современниками Александра Сергеевича Пушкина, так и его потомками. "Евгений Онегин" по прежнему остается одним из самых известных произведений русской литературы не только в нашей стране, но и за рубежом.

В романе «Евгений Онегин» насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако, образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа). По ходу романа автор, как и его герои, претерпевает эволюцию. Так, исследователи, изучая стиль поэта, отмечают разницу между главами, написанными до и после 1825 г. Автор не ассоциирует себя с Онегиным, подчеркивая различия в их отношении к жизни, природе, театру, вину, женщинам и т. д. Пушкин идет в своем развитии дальше, чем Ленский, становясь поэтом действительности и подчеркивая, что поэтическое и восторженное отношение к жизни - разные вещи. Сам поэт полагал, что он ближе всех Татьяне. В последних главах Пушкин - человек последекабрьской эпохи, он сформировался как поэт и личность. Таким образом, в романе Пушкин выступает как бы в двух ипостасях - автора и рассказчика, причем очевидно, что образ первого значительно шире, чем образ второго.

1) Отступления автобиографического характера:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
(Гл. XVIII, строфы I-II)

2) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
(Гл. II, строфа XXXVIII)

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно

И все ей кажется темно?

Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенно
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли нам приходит

Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит

Мечтой о дальней стороне,
О чудной ночи, о луне...
(Гл. VII, строфы II-III)

Следует отметить, что далеко не все описания природы являются философскими авторскими отступлениями.

Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
Могу ли их себе представить
С «Благонамеренным» в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты;
He правда ль, милые предметы,
Которым, за свои грехи,
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали,
He все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой

He обратился ли в родной?

He дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.
(Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И предприимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там, под сению кулис
Младые дни мои неслись.
(Гл. I, строфа XVIII)

Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя

Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой

Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной

Обрек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

...Унижусь до смиренной прозы;
Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.
He муки страшные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Ho просто вам перескажу

Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.
(Гл. III, строфы XI-XIII)

Ho дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.

(Гл. II, строфа XIV)

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный,

Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя.
Ho эта важная забава
Достойна старых обезьян

Хваленых дедовских времян:

Ловласов обветшала слава
Co славой красных каблуков
И величавых париков.

Кому не скучно лицемерить,

Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,

Уничтожать предрассужденья,

Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,

Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольцы, слезы,

Надзоры теток, матерей,
И дружба тяжкая мужей!
(Гл. IV, строфы VII-VIII)

Любви все возрасты покорны;
Ho юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет, и сладкий плод,
Ho в возраст поздний и бесплодный
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг

И обнажают все вокруг.
(Гл. VIII, строфа XXIX)

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.

(Гл. I, строфа V)

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат,
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.

Ho грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей,
(Гл. VIII, строфа X-XI)

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
He праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго;
Противоречий очень много,
Ho их исправить не хочу;
Цензуре долг свой заплачу

Сусанинская средняя общеобразовательная школа


«Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Выполнила ученица 9 «б» класса

Гольянова Анастасия

Руководитель: Денисенко И.В.


Сусанино 2011-2012 учебный год


I. Вступление.
II. История создания романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
III. Особенности жанра романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
IV. Тематика лирических отступлений

1. Тема природы

2. Пейзаж как средство характеристики героев. («Любимая героиня» Татьяна «чувствует» природу

3. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта

4. Лирические отступления об обучении и воспитании

5. Любовь к родине

6. Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве. Роман «Евгений Онегин» - лирический дневник автора
V. Роман «Евгений Онегин» - лирический дневник автора

Библиография

I. Вступление. Мой Пушкин

Чем дольше жизнь,

Тем Пушкин мне родней,

Милей, дороже, ближе и понятней.

Что может быть

И слаще, и приятней?


Для каждого русского человека Пушкин - величайший русский поэт. Но у каждого из нас свой Пушкин: для кого-то Пушкин - сказочник, для кого-то - лирик, прозаик, а для кого-то он создатель бессмертного «Евгения Онегина».

Жизнь каждого человека тесно связана с книгами. В детстве, когда я ещё не умела читать, мне мама читала сказки Александра Сергеевича Пушкина. Мелодичные стихи и яркие образы сразу же пришлись мне по душе. Сейчас я очень люблю читать книги. Когда я прочитала «Евгения Онегина», он стал для меня лучшим литературным произведением. Интересный сюжет и необычные герои, любовная история главных героев - все это заинтересовало и заставило задуматься, но, наверное, не менее увлекательным было и познание жизни светского общества в далеком XIX веке. Я думаю, что меня еще ждет много открытий на пути знакомства с творчеством А.С.Пушкина. Жизнь Пушкина и его произведения останутся в моей памяти навсегда.

Что мы называем лирическим отступлением? Может быть, с точки зрения развития сюжета, это вообще лишнее в произведении? Во-первых, отвлекает от главной линии. Во-вторых, - лирика, а нам события и конфликты подавай, рассказ о поступках главных героев или, на худой конец, описание природы. Но такое мнение - поверхностно. Если вдуматься, то цель любого произведения - не развитие сюжета, а реализация связанных с ним идей автора, его отклик на события исторических или современных автору взглядов на жизнь.

Лирическое отступление - это особая форма авторской речи, слово автора-повествователя, выпадающее из общего сюжетного описания событий для их «субъективного» комментирования и оценки «по поводу», чаще всего прямо не связанному с действием произведения (литературоведческий словарь). Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах - поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума» в ранних поэмах - певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и другие. Вольнолюбивые и антитиранические мотивы ранней лирики, независимость личного поведения послужили причиной ссылок: южной (1820-1824, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса) и в селе Михайловское (1824-1826). Легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности: Пушкин поднял ее на мировой уровень. Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) воссоздает образ жизни и духовный состав «типического», преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального дворянства; в романе и во многих других сочинениях Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в «Цыганах» (1824). Им были впервые определены многие ведущие проблемы русской литературы 19 века. «Лирические отступления в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», тема этого реферата интересна тем, что высказывания автора хотя и являются внесюжетным элементом, но очень важны для понимания идеи произведения. Все лирические отступления позволяют, обратится к читателям со страниц произведения непосредственно, а не от кого-либо из действующих лиц. При помощи авторских отступлений писатели и поэты выражают свои чувства и мысли, заставляя нас задуматься о жизненных ценностях, как патриотизм, любовь к людям, уважение, доброта, чуткость и смелость. Лирическое отступление заставляет читателя по-новому взглянуть на роман, глубже вникнуть в идейный замысел автора.

На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о природе, иронизирует по поводу морали и нравов поместного и светского дворянства. Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе вырастает в развернутую картину эпохи, создается целостный образ России первой трети XIX столетия. Глазами автора показана в романе картина современной Пушкину русской культуры.

Общий план романа «Евгений Онегин»

Часть I: Предисловие.

Песнь - Поэт. Одесса.1824 год.

Песнь - Барышня Одесса. Михайловское.1824 год.

Песнь - Деревня Михайловское. 1825 год.

Песнь - Именины. Михайловское. 1825-1826 года.

Песнь - Поединок. Михайловское.1826 год.

Песнь - Москва. Михайловское.1827 - 1828 года.

Песнь - Странствие. Москва, Павловск, Болдино.1829 год.


II. История создания романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

«Онегин - самое значительное творение Пушкина, поглотившее половину его жизни» - так отозвался о романе Герцен в статье «О развитии революционных идей в России». И он, безусловно, прав.

Начало написания романа приходится на южную ссылку в Кишиневе и датируется 9 мая 1823г., но в действительности работа над романом охватывает более ранние сроки. Роман в стихах, рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и духовно-интеллектуальной эволюции автора. К 1822 году относятся наброски незаконченной элегии Таврида», отдельные стихи которой вошли в роман. А еще раньше, в 1820 году, была написана поэма «Руслан и Людмила», которая была первым большим опытом Пушкина в написании эпических произведений. Здесь Пушкин достиг практически всех вершин и возможностей свободной поэтической формы. Окончание работы над «Русланом и Людмилой» совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре, но по ходатайству друзей и покровителей, Пушкина отправили в южную ссылку.

Встретившись в Екатеринославле с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании, бессарабская «смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний», контакты с членами тайных обществ, способствовали росту политического радикализма (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать «против правительства» два года и слово сдержал). Заняв вакансию «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско-одесский период (с июля 1823 он служит при новороссийском генерал-губернаторе графе М. С. Воронцове) далек от подчинения эстетике Байрона. Он работает в разных жанрово-стилистических традициях. Сложности личного плана, конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, привели Пушкина к кризису 1823-24. В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства, которому из письма стало известно об интересе Пушкина к атеизму, привело к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское Псковской губернии.

На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П.А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом», поэме «Цыганы» (все 1824); завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы «Евгения Онегина». Скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике (переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым) позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.

В 1830г. Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «о своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавице-бесприданнице. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородской губернии). «Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» - ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей. Здесь и был завершен «Евгений Онегин». Онегин - типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в «Кавказском пленнике» А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Проблемы цели и смысла жизни - ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковыми стала для России эпоха декабрьского восстания, в сознании людей происходит переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг поэта - указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт Пушкина, его поэтические находки и достижения - и естественно, что он стал одним из самых совершенных в художественном отношении произведений не только Пушкина, но и всей русской литературы. За семь лет, в течение которых он создавался, многое менялось и России, и в самом Пушкине, и все эти перемены не могли найти своего отражения в романе. Роман создавался по ходу жизни и становился хроникой русской жизни и своеобразной ее поэтической историей.


III. Особенности жанра романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

"Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница"

А.С.Пушкин.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - величайшее произведение, не имеющее аналогий по жанру в русской литературе. Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина - это «энциклопедия русской жизни, в которой отразилась историческая эпоха, представшая через историю героя и сюжет, через объективное повествование. Сам Пушкин писал, что под романом он подразумевает «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Это не просто роман, а роман в стихах, как писал Пушкин, - «дьявольская разница». Роман «Евгений Онегин» является реалистическим, историческим, общественно-бытовым романом, где Пушкин изобразил русскую жизнь с небывало широким, подлинно историческим размахом. В его романе слились два начала - лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим - авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях.

Лирические отступления широко распространены в современной литературе. Они имеют значение нисколько не меньшее, чем основной текст произведения.

Роль лирических отступлений в романе

Пушкин и сам шагнул на страницы романа «Евгений Онегин», стал рядом с героями, рассказывая о личных с ними встречах и беседах. Именно со слов автора мы во многом узнаем характер Онегина, именно его воспоминания и оценки становятся для читателя приметами времени. Лирические отступления в романе - не просто милые воспоминания из жизни автора, не только вспышки его яркой личности, а правдивейшие и ярчайшие иллюстрации русской жизни первой четверти XIX столетия, написанные величайшим художником, ростки, из которых, чудно переплетаясь, складывались, вырастали картины жизни.

Например, лирическое отступление о женских ножках - вроде шуточное, забавное, словно наброски на полях черновика, которые нечувствительно чертит рука, пока разум рождает мысль, пока складывается строка. Но его окончание о юношеской влюбленности: Я помню море перед грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурною чредою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я хотел тогда с волнами

Коснуться милых ног твоих! -

не случайная вспышка-видение юной Марии Раевской, а важная деталь повествования, потому что именно к трагической судьбе этой гордой и отважной женщины Пушкин вернется не раз. Разве не ее самоотверженность и уважение к мужу зазвучат в последнем ответе любимой героини Пушкина - Татьяны! Именно ее верность и самопожертвование, умение жить долгом перед близкими символизирует для поэта душу русской женщины. Или лирическое отступление о Москве, о наполеоновском нашествии 1812 года, пронизанное чувством гордости за то, что

…не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Гордость за свою столицу, за свою родину, чувство сопричастности к ее истории, ощущение себя ее неотъемлемою частицей свойственны русскому характеру пушкинского современника и единомышленника. С этого-то и выросло желание изменить государственные устои, отсюда декабристы проложили путь на Сенатскую площадь и на рудники Сибири. В лирических отступлениях мы видим сплетение личного с общественным, голоса сердца и души, призывы разума. Вот еще одно лирическое отступление - в начале VIII главы. Итог отдельного отрезка жизни и творчества, когда муза

Воспела<…>

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны,

когда поэт гордо говорит:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Сразу вспоминаешь, что у Державина и Пушкина много общих тем в поэзии и одна из них - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ». Нет, не лишни лирические отступления. В гениальном романе гениального русского поэта нет ничего «лишнего», потому что «энциклопедия русской жизни», написанная великим поэтом и яркой личностью, сложена из событий, осмысленных его разумом, и чувств, будораживших его душу.


IV. Тематика лирических отступлений

1. Тема природы

Тематика лирических отступлений в «Евгении Онегине» весьма разнообразна. Мы узнаем о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, мнение автора о балах, моде, еде, быте «золотой» дворянской молодежи. Это и тема любви: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», и тема театра, где шли балеты Дидло и танцевала Истомина, и описание быта поместного дворянства, восходящее к устному народному творчеству, - сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, гадания.

Голос автора звучит во многих лирических отступлениях, которые определяют движение повествования. Одной из важнейших тем лирических отступлений является изображение природы. В продолжении всего романа перед читателем пролетают и зима с веселыми играми ребятишек, и весна - «пора любви». Автор романа рисует тихое лето, и, безусловно, он не оставляет без внимания любимую осень.

Пушкин сам написал в примечаниях к «Евгению Онегину»: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчленено по календарю». Можно

легко восстановить в памяти ход времени. Летом Онегин отправляется в деревню: «Два дня ему казались новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья…» Скучая и томясь, проводит Онегин осень в деревне. Зимой собираются гости на именины Татьяны. Зима - весёлое время года, торжественное и нарядное: «опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета», «весёлый мелькает, вьется первый снег, звездами падая на брег». Весной, когда: «гонимы вешними лучами,с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга», Ларины отправляются на «ярмарку невест». Та или иная пейзажная картина служит «заставкой» к новому этапу в жизни герое романа. Жизнь человека и природы неразрывно связаны между собой. Весна определяется как!

«пора любви», а утрата способности любить сравнивается с «бурей осени холодной». Подобно тому, как сменяют друг друга времена года, рождается и умирает, затем вновь рождается всё живое, течёт и жизнь человека: сменяются поколения, приходит «расцвет» и «увяданье» человеческой души: «или с природой оживленной сближаем думою смущенной мы увяданье наших лет, которым возрожденья нет?» Автор неразрывно связывает духовность и высокие нравственные качества своей героини с её близостью к природе: «она любила на балконе предупреждать зари восход».


2. Пейзаж как средство характеристики героев и героинь

«Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день…» - эти строки «Евгения Онегина» знает каждый школьник, но какую роль они играют в романе? Как они помогают читателю разгадать замысел Пушкина, автора этого романа? Иногда пейзаж романтичен, иногда банален и обыден. Что же этим разнообразием хотел показать Пушкин? Мне кажется, стилем написания он настраивает читателя на нужный лад, настроение. Например, в начале седьмой главы мы читаем описание (повтор!) весны, «поры любви». Умиротворенная весна является спасением для наших героев, отдыхом от тяжелой зимы. «Утро года» выводит читателя из настроения грусти, в котором он находится после 6 главы, где погибает Ленский. Одновременно с этим создается ощущение влюбленности, ожидание радости, счастья. Особую красоту и яркость описанию пейзажа придает множество троп. Это эпитеты («прозрачные леса», «вешние лучи») и метафоры («утро года», «дань полевая»), олицетворение (автор одушевляет природу: «улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года») и сравнение («еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют»). Картина полна цвета и позитива(?), уюта.

Кроме того, с помощью пейзажа автор передает свое отношение к описываемому. Обратим внимание на описание деревни Онегина. Мы знаем мнение Онегина о деревне («в деревне скука та же»), и, наверняка, он не смог бы сказать этих строк: «Деревня, где скучал Евгений была прелестный уголок;

…Вдали Пред ним [домом] пестрели и цвели луга и нивы золотые…»

Это описание полно любви, привязанности к деревне (???). Значит это Пушкин пишет о своей тяге к сельской жизни, природе. Этому посвящена целая строфа из 1 главы:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины…».

Это немаловажная роль пейзажа, потому как Пушкин написал «свободный роман», своего рода автобиографию или личный дневник. И узнать об авторе больше мы можем не только из лирических отступлений, но и из пейзажных зарисовок.

И третья задача пейзажа в романе- раскрыть характер героев произведения. героиней, образ которой в основном создан с помощью природы, является Татьяна.

«Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму…»

Так Пушкин скрыто заявляет о схожести Лариной и самого русского времени года, зимы. Именно этот сезон является символом России, русского человека. Но сходство это внешнее(«…с ее холодною красою…»), ведь у Татьяны горячее, способное на большие и искренние чувства сердце.

На протяжении всего произведения Татьяну сопровождает луна. Кроме прямых сравнений с луной(«утренней луны бледней»), она рядом с нашей героиней во время всех ее переживаний, путешествий и бед:

«…В поле чистом,

луны при свете серебристом

в свои мечты погружена,

Татьяна долго шла одна.»

«Печальная луна»- этим можно охарактеризовать Ларину, одинокую, внешне холодную (как и зима), влюбленную. Кроме этого луна создает романтично-депрессивное настроение, помогающее нам ощутить состояние Татьяны. Но совсем другая луна у непоэтичного Онегина, которому везде скучно и все неинтересны. Так он говорит об Ольге:

«..Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.»

Кроме всего этого пейзаж может убедить читателя в достоверности происходящего. Например, в начале 5 главы мы читаем:

«В тот год осенняя погода

стояла долго на дворе…

Снег выпал только в январе

На третье в ночь…»

А ведь именно в этот год зима не пришла, как свойственно России, в конце осени, а только в начале января. Описание природы не занимает значительную часть «Евгения Онегина», но, несмотря на это пейзаж выполняет огромную роль, а именно он создает настроения эпизодов, участвует в создании образа автора, подчеркивает характеры героев.


3. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта

Творчество, как и любовь в жизни поэта играет очень большую роль. Он сам признаётся, что: Замечу кстати, все поэты - «Любви мечтательной друзья». Поэт без любви жить не может. Прослеживая жизнь Пушкина, можно увидеть, что он любил, и любил не один раз. И, как и все он добивался этой любви. Поэзия и жизнь Пушкина переплетаются. Он писал стихи своим любимым девушкам. В своём романе Пушкин связывает, как уже было сказано, любовь и поэзию:

Любви безумную тревогу

Я безотрадно испытал.

Блажен, кто с нею сочетал

Горячку рифм,; он тем удвоил

Поэзии священный бред…

Его роман, как мы поняли, прочитав его, становится романом- дневником, где он выливает самое сокровенное (естественно в стихах). Здесь же автор сам позволяет заметить, что он и главный герой его романа - Евгений Онегин - похожи. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал и не каждому открывался». Вот как говорила Анна Керн о Пушкине: «Сам он почти никогда не выражал чувств; он как бы стыдился их и в этом был сыном своего века, про который сам же сказал, что «чувство было дико и смешно». Любовь для автора и Татьяны - огромная, напряжённая духовная работа. Для Ленского - необходимый романтический атрибут. Для Онегина любовь - это не страсть, а флирт и для автора, как он сам позволяет заметить. Истинное чувство он познаёт только лишь к концу романа: когда приходит опыт страданий.

Люблю я бешеную младость…

Перейдём к героям. Друг Онегина - Ленский: «…наиболее странное и смешное в глазах света существо…» Он приводит Онегина в дом к Лариным и знакомит его со своей будущей женой- Ольгой. И здесь Онегин делает первую ошибку:

Скажи, которая Татьяна?

Почему он спрашивает про Татьяну, если приехал знакомиться с Ольгой? Именно здесь начинается завязываться любовный сюжет романа. Татьяна посылает любовное письмо Евгению. Онегин же, как хорошо воспитанный человек дворянского общества и как романтик (в какой-то степени), выдерживает паузу, не приходит в дом к Татьяне. Но все же. Письмом он тронут, но не поддерживает «романтическую игру», понимая «тоску неопытной души». Он готов любить Татьяну, но лишь «любовью брата» и не более того. Многие видят в Онегине холодного эгоиста, а многие считают, что Пушкин сам хотел нам показать Онегина именно таким.

Сюжет 3-5 глав повторяется в 8 главе. Только теперь письмо пишет не Татьяна, а Евгений. Кульминация здесь заменяет развязку; финал остаётся открытым; читатель и автор расстаются с Онегиным на крутом переломе его судьбы.

Онегин, в отличие от романтических героев, непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами российской жизни и с людьми 1820-х годов. Впрочем, Пушкину этого мало: он хочет, что бы его герой был в той же мере «условным», литературным персонажем, с какой производил впечатление героя, «списанного» с реальности. Именно по этому Пушкин дал герою такое литературное имя и такую литературно-вымышленную фамилию.

Автор относится к своему главному герою с небольшой иронией, чего не скажешь о Ленском. Пушкин не старается углубить образ Ленского, в отличие от Онегина. Но в этом то и дело: автор исключает любую окончательность романа. Ленский ранен на дуэли в грудь, его жизнь оборвалась. Но где-то в подтексте видна мысль автора: стань Владимир «героем», он сохранил бы свой помещичий дух, простой и здоровый; сделайся он уездным помещиком - всё равно не утратил бы «поэтический пыл души». Только смерть способна прервать это.

Знакомя читателя с Татьяной, автор замечает, что «впервые именем таким» освещены страницы русского романа. Это значит, что героиня тесно связана с миром провинциальной (деревенской) жизни, как это показывает нам сам автор. Во-первых, это имя, как подчёркивает сам автор, имеет узнаваемую литературную «рифму»- Светлана- героиня одноимённого рома Жуковского «Светлана». Во-вторых, фамилия Ларина, на первый взгляд кажущаяся простой, провинциальной, так же вполне литературно, происходит от образа: Лар. Будучи уездной провинциальной барышней, она читала много романов. Именно оттуда она почерпнула образ «молодого тирана» Онегина, его таинственно романтические черты. И ведь именно литературного Онегина она полюбила, именно «литературному» Онегину она послала письмо, ожидая от него литературной же реакции, такой, про которую она читала в романах.

После отъезда Онегина в Петербург Татьяна попадает в его кабинет. Те книги, которые читал Онегин, Татьяна тоже пыталась читать, но, глядя на них взглядом Онегина, пыталась понять его через книги, внимательно следила за отметками на полях. И тут позиция автора полностью сближается с позицией Татьяны: он - «не создание ада или небес», а, может, лишь пародия «на свою среду обитания». И здесь происходит то, что, на мой взгляд, должно было произойти: Татьяна становится полной противоположностью Онегина.

На протяжении всего романа Татьяна меняется: она научилась сдерживать свои чувства, вышла замуж, из провинциальной девушки превратилась в уездную барышню. Но, в романе есть ещё один персонаж, который меняется вместе с Татьяной на глазах читателя - автор. Это окончательно сближает его с Татьяной. И это объясняет особенно тёплую, лично заинтересованную в судьбе героини интонацию рассказа о ней.


4. Лирические отступления об обучении и воспитании

К ним примыкает философское отступление.

«Все мы учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь».

Пушкин учился в лицее. В «Евгении Онегине» он тоже упоминает те годы обучения, вспоминает своих старых друзей. В самом начале 1 главы, как признаётся автор, «пестрит инопланетными словами».

«А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Инопланетными словами»

Он привык к ним. А так ли это на самом деле?

Когда мы начинаем читать последующие главы, мы видим, что Пушкину вовсе не нужны инопланетные слова. Он прекрасно обходится без них. Автор умеет говорить по-русски блестяще, остроумно и богато. Чего нельзя сказать о его главном герое. Онегин очень часто использует французский и английский языки. Да еще при этом так, что было очень трудно понять, где его родной язык.

Это высказывание: «Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» относятся и к Онегину. Разве мог человек, который так учился, говорить с приятелем на исторические темы, задаваться философскими вопросами и чтением литературных, зарубежных книг? Конечно же, нет. Значит, автор дает нам понять, что Онегин неплохо образован, как и он сам.

строфа 1 главы, весьма критически оценивает уровень образованности Онегина, но затем в 8 строфе этой же главы делается вывод, что Онегин знает не так уж и мало. Читая 1 главу, мы сравниваем Онегина с выдающимися личностями того времени: с самим Пушкиным, Чаадаевым и Кавериным. Ему не доступны те знания, которые доступны были им, не доступны их таланты и умения. Онегин был «ниже» их, намного «ниже», но гораздо «выше» среднего человека своего круга - это и не прощает ему его круг.

От этого он бежит, скрывается в деревне, которую он получил в наследство от своего дяди.


5. Любовь к родине

Когда Онегин приехал в деревню, всё ему казалось интересным:

Два дня ему казались новы

Уединённые поля

Прохлада сумрачной дубравы

Журчанье тихого ручья…

Но уже через несколько дней его отношение к деревенской жизни изменилось:

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне та же скука…

Про какую скуку говорит автор? Разве может быть скучно там, куда ты переехал только что, не успев даже разобраться в новой жизни, привыкнуть к ней? Онегин увидел в том обществе, в новом для него провинциальном обществе то же самое, что он видел в дворянском Петербурге. После не столь долгого пребывания Онегина в деревне он не мог себя чем-либо занять: Онегин пытался читать Байрона и по его подобию жил анахоретом (отшельником). В библиотеке Онегина было много книг, но он читал лишь несколько из них:

Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье не любил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана,

Да с ним еще два три романа…

Но если автор говорит об Онегине и Байроне, как бы связывая их, значит, он читал Байрона и знаком с его творчеством. Здесь, как замечает сам автор, они с Онегиным похожи. Но есть у них одно немаловажное различие: автор, как сам говорит:

Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины…

Значит, деревня была ему ближе каких-либо других мест. Это можно проследить даже по биографии Пушкина: он несколько раз был в селе Михайловское. Именно там были написаны его самые известные произведения и много стихотворений: «Зимний вечер», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), которое было посвящено Анне Керн. В романе тоже есть несколько строк, которые Пушкин посвятил Анне; вот что она пишет в своих записках: «Вот те места в 8 главе «Онегина», которые относятся к его воспоминаниям о нашей встрече у Оленевых:

Но вот толпа заколебалась,

По зале шепот пробежал,

К хозяйке дама приближалась…

За нею важный генерал.

Она была не тороплива,

Не холодна, не горделива,

Без взора наглого для всех,

Без притязанья на успех…

Но не Онегину. Ему было скучно в деревне, он от скуки заменил барщину лёгким оброком:

«Ярём он барщины старинной

Оброком лёгким заменил»…

Все соседи Евгения смотрели на него искоса, и через некоторое время перестали с ним общаться вовсе. Здесь автор не даёт никакой оценки своему герою, и никак не поддерживает его, как это было обычно. Но Онегина утомляла не только жизнь в деревне.


6. Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве

Живя в городе, он, как и обычный молодой человек того времени, ходил на различные балы, театры, банкеты. Первое время, как и всем, ему нравилась такая жизнь, но потом эта симпатия к такой однообразной жизни угасла:

…Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, косясь, наводит

На ложи незнакомых дам;…

Раскланялся потом на сцену

В большом рассеянье взглянул-

Отворотился и зевнул

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел…

Но, жизнь молодого светского человека не убила в Онегине чувства, как кажется на первый взгляд, а «только лишь охладила его к бесплодным страстям». Теперь Онегину не интересен ни театр, ни балеты, чего нельзя сказать об авторе. Для Пушкина Петербургский театр - «волшебный край», о котором он упоминает в ссылке:

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина;…

Смысл жизни автор приобретает в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора здесь однозначен - он, прежде всего, поэт, жизнь его немыслима без творчества, без тяжелой, напряженной духовной работы. Именно в этом ему противоположен Онегин. У него просто нет потребности в работе. И все его попытки погрузиться в чтение, писать автор воспринимает с иронией: «Труд упорный ему был тошен…» Этого нельзя сказать об авторе. Он пишет, читает там, где созданы условия для этого.

Пушкин часто вспоминает о Москве, как о прекрасном культурном уголке и просто, как о прекрасном городе:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Но это говорит автор, у Онегина же совершенно другое мнение. Он много поведал в своей жизни, и, как уже было сказано, ему больше не интересно ни в Петербурге, ни в Москве, везде, где он был, Онегин видел одно общество, от которого он хотел скрыться в деревне.

Расширяют исторические рамки романа строки о Москве и Отечественной войне 1812 года:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

…………………………………

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Роман был полностью закончен 25 сентября 1830 года в Болдино, когда Пушкину было уже 31 год. Тогда он понимал, что молодость уже прошла и её больше не вернуть:

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Где вечная к ней рифма- младость?

Автор пережил много, жизнь принесла ему много обид и разочарований. Но не уму одному. Онегин и автор здесь очень похожи. Но, если Онегин уже разочаровался в жизни, то, сколько же ему тогда лет? В романе есть точный ответ на этот вопрос. Но пойдём по порядку: Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал в Петербург тогда же. До этого «он убил 8 лет в свете»- значит, он появился в обществе примерно в 1812 году. Сколько лет могло быть Онегину в то время? На этот счёт у Пушкина в черновиках сохранились прямые указания: « 16 не больше лет». Значит, Онегин родился в 1796 году. Он старше Пушкина на 3 года! Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года. Он уже не мальчик, а взрослый, зрелый мужчина, по сравнению с 18 -летним Ленским. По этому не удивительно, что Онегин относится к Ленскому чуть покровительственно, по- взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред». Это ещё одно различие автора с главным героем.

Весной, когда Пушкин пишет 7 главу «Евгения Онегина», он полностью утверждается в том, что молодость уже прошла и её уже не вернуть:

Или с природой оживлённой

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?


V. Роман «Евгений Онегин» - лирический дневник автора

Таким образом в романе. Его произведения никогда не будут старомодны. Они интересны как пласты истории и культуры России.

Особое место в творчестве А.С. Пушкина занимает роман Евгений Онегин.

С самого начала произведения автор ведет диалог с читателем, путешествует по миру чувств, образов, событий, показывает свое отношение к главным героям, к их переживаниям, мыслям, занятиям, интересам. Иногда что-то невозможно понять, и автор дополняет.

Читая об Онегине, можно подумать, что это сам Пушкин.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной...

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

Некоторые строфы этого романа можно назвать самостоятельными произведениями, например:

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился темный ум.

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум...

Дружба Онегина с Ленским, в которой сошлись волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, - дает автору возможность в лирическом отступлении раскрыть свое отношение к этому понятию: Так люди (первый каюсь я) От, делать нечего друзья.

У Пушкина много лирических отступлений, где он размышляет о любви, юности, уходящем поколении.

Поэт отдает предпочтение некоторым героям, оценивает их: Онегин, добрый мой приятель и Татьяна, милая Татьяна!

Как много он рассказывает об этих людях: об их облике, внутреннем мире, прошлой жизни. Поэт переживает за любовь Татьяны. Говорит, что она совсем не похожа на красавиц недоступных, она, послушная влеченью чувства. Как бережно хранит Пушкин письмо Татьяны:

Письмо Татьяны предо мною:

Его я свято берегу.

Пылкое чувство Татьяны оставляет Онегина равнодушным; привыкнув к однообразной жизни, он не узнал свою судьбу в образе бедной

и простой провинциальной девочки. И вот трагическое испытание героя - дуэль с Ленским. Поэт осуждает героя, да и сам Евгений недоволен собой, приняв вызов поэта. Евгений, всем сердцем юношу любя, был должен оказать себя не мячиком предрассуждений, не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с сердцем и умом. Он не способен следовать голосу сердца, разума. Как печален взгляд автора на героя:

Убив на поединке друга,

дожив без цели, без трудов

до двадцати шести годов,

томясь в бездействии досуга,

без службы, без жены, без дел,

ничем заняться не умел.

В отличие от Онегина Татьяна обрела место в жизни, выбрала его сама. Это дало ей ощущение внутренней свободы.

Пушкин исключал любую законченность романа, и поэтому после встречи Онегина с Татьяной мы не знаем дальнейшую жизнь Онегина. Литературоведы предполагают, по незаконченным черновикам, что Онегин мог сталь декабристом, или был причастен к декабристскому восстанию на Сенатской площади. Роман кончается прощанием с читателями;

Пушкин отводит большую роль нам в самом конце романа, чем своему главному герою. Его он оставляет на крутом переломе его судьбы: …И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы его оставим, Надолго… Навсегда… Кто б ни был ты, о мой читатель, Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче, как приятель. . - Духовный мир, мир мыслей, переживаний.

Роман Пушкина не похож на другие западноевропейские романы: «Картины Пушкина полны, живы, увлекательны. «Онегин» не скопирован с французского или английского; мы видим своё, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды » Так отозвался о романе Пушкина критик Полевой.

Роман А.С. Пушкина Евгений Онегин интересен для меня не только своим сюжетом, но и лирическими отступлениями, которые помогают лучше разобраться в исторических, культурных и общечеловеческих ценностях.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «самым задушевным» произведением поэта. Ведь Пушкин ведет живой, искренний разговор со своим читателем, позволяет узнать собственное мнение по поводу самых разных вопросов и тем.

Библиография

1) Критические статьи Белинского

2) Герцен «О развитии эвалюционных идей в России»

3) Критические статьи Ю.М. Лотмона

4) Ю.Н. Тынятов «О композиции «Евгения Онегина»

5) Л.И. Вольперт «Стерническая традиция о романе «Евгений Онегин»

6) В.В. Блеклов «Тайны Пушкина в Евгении Онегине»

7) Альфред Барков «Прогулки с Евгением Онегином»

8) Д.Д. Благой «Евгений Онегин»

9) Лидия Иоффе «Евгений Онегин и я»

Теги: Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" Реферат Литература