История создания и замысел романа евгений онегин. История создания романа

Роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкин писал с перерывами около девяти лет. Он — самое известное произведение поэта. Почему? Возможно от того, что был включен в школьную программу, и все дети, что до , что после, зубрили «Я Вам пишу, чего же боле», а может быть из-за обилия афористичных строк, ставших крылатыми фразами: «любви все возрасты покорны», «мы все учились по немногу»; утверждается так же, что «Евгений Онегин» — «важнейшая часть нашего культурного кода, того, который позволяет нам говорить на одном языке, одинаково понимать одни и те же шутки, намеки и сравнения». Так ли это, иначе, у каждого свое мнение, но факт остается фактом — «Евгений Онегин» — великое сочинение великого поэта.

Сюжет «Евгения Онегина»

Пушкин был барином и аристократом. Его герой Евгений Онегин — типичный представитель того же круга. То есть, описывая повседневность Онегина в Петербурге и в деревне, Пушкин опирался на собственный опыт, руководствовался собственными жизненными наблюдениями. Потому в романе так много бытовых подробностей нравов столичного и провинциального русского дворянства первой трети ХIХ века. Не спроста ведь литературный критик В. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», а основного персонажа романа «страдающим эгоистом… эгоистом поневоле, (холодного) к бесплодным страстям и мелочным развлечениям»
Всякое литературное произведение немыслимо без любовной истории. В «Евгении Онегине» она — в отношениях Онегина и Татьяны Лариной. Сначала девушка влюбляется в Евгения, но оказывается не нужной ему, затем он ищет взаимности, но Татьяна уже замужем
Ещё одна сюжетная линия романа — конфликт между приятелями Онегиным и Ленским, закончившийся дуэлью.

Описание романа «Евгений Онегин»

Роман в стихах «Евгений Онегин» состоит из восьми глав, в каждой по 40-60 строф (строфа — 14 строчек). Самая длинная глава первая — 60 строф, самая короткая вторая — 40. В канонический текст романа Пушкин не включил главу о странствии Онегина, она была издана особо с предисловием поэта: «Автор чистосердечно признается, что он выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по России… П. А. Катенин заметил нам, что сие исключение…вредит …плану сочинения; ибо через то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъяснимым. Автор сам чувствовал справедливость оного, но решился выпустить эту главу по причинам, важным для него, а не для публики». Глава о путешествии Онегина по России была по счету восьмой. Часть строф из неё Пушкин перенес в главу, следующую за «Странствием» — девятую, которая стала в итоге восьмой. В 1830 году, до исключения «Странствия», написал Пушкин и десятую главу, но в том же году, острожный, сжег её. От этой главы до нас дошли только записанные особым шрифтом первые четверостишья четырнадцати строф, например:

Властитель слабый и лукавый
Плешивый щеголь, враг труда
Нечаянно пригретый славой
Над нами властвовал тогда
…………………….

Роман «Евгений Онегин» - произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет - с мая 1823 г. по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался «на едином дыхании», а складывался - из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работа над романом охватывает четыре периода творчества Пушкина - от южной ссылки до Болдинской осени 1830 г.

Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина и новые замыслы, ради которых он бросал текст «Евгения Онегина». Некоторые стихотворения («Демон», «Свободы сеятель пустынный...») возникли из черновиков романа. В черновиках второй главы (писалась в 1824 г.) мелькнул стих Горация «Exegi monumentum », ставший через 12 лет эпиграфом к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Казалось, сама история была не очень благосклонна к пушкинскому произведению: из романа о современнике и современной жизни, каким поэт задумал «Евгения Онегина», после 1825 г. он стал романом о другой исторической эпохе. «Внутренняя хронология» романа охватывает около 6 лет - с 1819 г. по весну 1825 г.

Все главы издавались с 1825 г. по 1832 г. как самостоятельные части большого произведения и еще до завершения романа стали фактами литературного процесса. Пожалуй, если принять во внимание фрагментарность, прерывистость работы Пушкина, можно утверждать, что роман был для него чем-то вроде огромной «записной книжки» или поэтического «альбома» («тетрадями» иногда называет главы романа сам поэт). В течение семи с лишним лет записи пополнялась горестными «заметами» сердца и «наблюдениями» холодного ума.

Он был исписан, изрисован

Рукой Онегина кругом,

Меж непонятного маранья

Мелькали мысли,замечанья,

Портреты, числа, имена,

Да буквы, тайны письмена,

Отрывки, письма черновые...

Первая глава, опубликованная в 1825 г., указала на Евгения Онегина как на главного героя задуманного произведения. Однако с самого начала работы над «большим стихотворением» фигура Онегина потребовалась автору не только для того, чтобы выразить свои представления о «современном человеке». Была и другая цель: Онегину предназначалась роль центрального персонажа, который, подобно магниту, «притягивал» бы разнородный жизненный и литературный материал. Силуэт Онегина и силуэты других персонажей, едва намеченные сюжетные линии по мере работы над романом постепенно прояснялись. Из-под густых наслоений черновых записей проступали («дорисовывались») контуры судеб и характеров Онегина, Татьяны Лариной, Ленского, был создан уникальный образ - образ Автора.

Роман «Евгений Онегин» - труднейшее произведение Пушкина, несмотря на видимую легкость и простоту. В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», подчеркнув масштаб пушкинского « труда многолетнего ». Это не критическая похвала роману, а его емкая метафора. За «пестротой» глав и строф, сменой приемов повествования скрывается стройный замысел принципиально новаторского литературного произведения - «романа жизни», который вобрал в себя огромный общественно-исторический, бытовой, литературный материал.

История создания романа «Евгений Онегин»

Пушкин работал над романом свыше семи лет. За это время многое изменилось и в жизни Пушкина, и в характере его творчества. Самое главное было то, что он с 1925 года из поэта-романтика превратился в поэта-реалиста. Если раньше он, как всякий романтик, в своих стихах, поэмах, ставил главной задачей излить свою душу, отразить в сюжетах и образах поэм свои собственные чувства, переживания, страдания, причиненные ему жизни-, то став художником-реалистом, он стремится не столько говорить о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько внимательно наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность.

Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа - любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают.

Роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох.

Именно это дало основание В.Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод: « «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

В самом начале своей работы над «Евгением Онегиным» Пушкин писал поэту Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница».

В самом деле, стихотворная форма придает «Евгению Онегину» черты, резко отличающие его от обычного прозаического романа. В стихах поэт не просто рассказывает или описывает-, он при этом как-то особенно волнует нас самой формой своей речи: ритмом, звуками. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая передает чувства поэта, его волнения. Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретает в стихах особую яркость, убедительность. Пушкин создал особую форму для своего лирического романа. Стихи не текут непрерывным потоком, как почти во всех его поэмах, а разбиты на небольшие группы строчек - строфы, по четырнадцать стихов (строк) в каждой, с определением, постоянно повторяющимся расположением рифм - так называемая «Онегинская строфа», которая состоит из четырнадцати стихов четырехстопного ямба. Эти четырнадцать стихов делятся на четыре группы: три четверостишия и одно двустишие (заключительное).

Роман «Евгений Онегин» написан в стихах. Это удивительно: в небольшой книжке романа поэт сумел отразить жизнь русского народа и дворянства в 19 веке, сумел запечатлеть жизнь России, быт и нравы многих слоев населения. Сумел разрешить одну из самых сложных тем человеческой жизни - тему любви. Это вечная тема русской литературы.

Разделы: Литература

Класс: 9

Цели урока:

  • познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;
  • проследить развитие сюжета и сделать наблюдения, касающиеся композиции романа;
  • сделать первые наблюдения, касающиеся жанра;
  • возбудить интерес учеников к роману.

Задача урока: применение современных информационных технологий.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману; мультимедийная установка.

ХОД УРОКА

I. Повторение

Биография А.С.Пушкина: годы написания романа «Евгений Онегин».

II. Словарная работа

Реализм, «онегинская строфа».

Реализм (от лат. realis – вещественный ) – художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Онегинская строфа . Соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками.

III. Выразительное чтение стихотворения «Труд»

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный,
Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

– Какие чувства испытывает А.С.Пушкин?
– А.С.Пушкин и гордится, и грустит.

IV. Литературная полемика вокруг романа «Евгений Онегин»

(Запись на доске)

Белинский : Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».

Герцен : Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.

Добролюбов: в Онегине есть сходство с Обломовым, оба – порождение помещичье – крепостнического строя.

Писарев: Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации».

– Чем была вызвана столь оживлённая полемика вокруг «Евгения Онегина»?
– Полемика связана с образом Онегина.
– Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь героем романа, показывает своё духовное родство с Онегиным?

V. Творческая история создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (cообщение учащегося)

Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и кончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю, восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.
Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сентября 1830 года) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать девятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему. Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 года, в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует помета на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П. А. Вяземскому и А. И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах Пушкина были обнаружены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI и XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру Пушкина и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы.

Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Евгений Онегин» состоит из восьми глав и представляет собой законченное произведение.

Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения.

В России и в Европе сгущалась предгрозовая атмосфера революционных и национально-освободительных движений и одновременно усиливалась реакция. Пушкин хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей правдивостью и последовательностью.

В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так, в романе Пушкина объединились история и современность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.

Думая о форме плана, Пушкин в начале работы над романом не знал, какие поправки внесет жизнь в ход повествования:

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал. (8, L)

VI. Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин» (иллюстрации высвечиваются на экране)

1. Беседа по содержанию первых глав

Глава 1.

– Как автор относится к Онегину?
– Чем близки автор и Онегин и в чём их отличие?
– Отношение к свету, труду, искусству, природе, любви.
– Прямое отношение автора к Онегину.
– На фоне чего предстаёт Онегин?
– Онегин предстаёт на фоне картины русской жизни.
– Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости?
– Работа с эпиграфом: чтение, осмысление.

И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский)

Глава 2.

– Найдите строфы, где показана среда, с которой сталкивается Онегин?
– Почему Онегин не сблизился с соседями-помещиками?
– Как сопоставление Онегина с поместным дворянством оттеняет образ автора?
– Почему сблизились Онегин и Ленский?
– Какой характер носила их дружба?
– Почему Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского: «От делать нечего друзья»?
– Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского?

Вывод: Известная интеллектуальная близость Онегина и Ленского не скрывает их во многом принципиального различного мировосприятия. С одной стороны, идиллические представления о людях, об их отношениях, не опирающихся на действительное знание жизни; с другой – охлаждённый взгляд на мир, подчас нарочито лишённый поэзии и потому тоже неверный. Среднему романтику Ленскому, всегда восторженному, и разуверившемуся в жизни Онегину и во второй главе противостоит автор, открытый всему миру.
– Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна – Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных?
– В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)?
– Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной?

2. Работа с иллюстрациями к роману

– Озаглавьте иллюстрации строками из романа.

VII. Итог урока

– Каков жанр произведения?
– В романе герои помещены в привычное для них окружение – в петербургское или московское общество и в деревенскую, провинциальную глушь. И любовь героев тоже лишена исключительности. У каждого из героев своя биография, свои привычки, своё понимание жизни. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества. Следовательно, Пушкин стремится к объективному реалистическому изображению. Поскольку в романе отразилась историческая эпоха, то это произведение является романом, но романом стихотворным.

VIII. Домашнее задание

1. Чтение и анализ глав романа.
2. Индивидуальные задания:

  • Обзор крылатых фраз романа.
  • Реализм романа.

Задания по группам:

Группа 1: Какова связь между главой 1 и последующими главами?
Группа 2: В первой главе есть многоточия, которые обозначают пропуски строк или строф. Для Пушкина – это композиционный приём, который создаёт многоплановость художественного пространства текста, помогает переходить от одного эпизода к другому. Проанализируйте этот приём.
Группа 3. Подготовить рассказ об Онегине.
Группа 4. Как объяснить, что в своём плане Пушкин назвал первую главу «Хандра»? Относится ли это название только к состоянию Онегина или оно касается также мыслей и чувств Автора?
Группа 5. Охарактеризуйте «онегинскую строфу». Как связана её ритмическая структура с композицией романа?
Группа 6. Составьте цитатный план глав 3 и 4.
Группа 7. Определить роль лирических отступлений.
Группа 8. Как сцена дуэли связана со всеми предшествующими и последующими событиями в романе?
Группа 9. Объясните эпиграфы.
Группа 10. Подготовить описание окрестных помещиков: их облика, интересов, развлечений и занятий.
Группа 11. Для Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Что в её облике и характере особенно ценит автор?
Группа 12. Пейзаж в романе занимает важное место и обладает важным свойством – психологизмом. Докажите это.
Группа 13. Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни». Докажите правоту утверждения В.Г.Белинского.

9 класс Урок 1

РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ РОМАНА.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ЗАМЫСЕЛ И КОМПОЗИЦИЯ.
«ОНЕГИНСКАЯ» СТРОФА

Цели: дать общую характеристику романа, объяснить понятие «онегинская» строфа; познакомить с мнениями критиков о романе.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

1) Роман, «…в котором отразился век…».

Мы подошли к вершинному поэтическому созданию Пушкина – роману в стихах «Евгений Онегин».

Удивил ли вас жанр «Евгения Онегина»? С овременники по привычке называли его поэмой. Но для Пушкина «Онегин» – роман! Не догадываетесь, почему?

Но что такое «роман»? З аметьте: примечателен он не столько объемом, сколько… Может быть, кто-то продолжит?

Нет ли истоков романа… в лирике? Роман – это прежде всего глубочайшее и всестороннее проникновение в «я» героя, в его характер, сокровенные тайны личности – то, что именуется психологизмом.

Поэзия подошла вплотную к созданию романа. Мы привыкли к роману прозаическому, но, оказывается, ему предшествовал стихотворный. Оказывается, проза намного сложнее!

2) Искусство строфы.

В письме к П.А. Вяземскому, строкой которого открывается I глава, Пушкин, едва приступив к «Онегину», сообщал: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Что это значит? Труден ли роман для писателя?.. Или для читателя? Как вы отнеслись к предстоящему чтению? Боялись? Думали, что будет скучно, утомительно? И в самом деле, на протяжении всего повествования – восьми глав! – один и тот же размер. Определите его. Да, это 4-стопный ямб.

Казалось бы, какое однообразие ритма, интонации. Но в действительности поразительно многообразно, непохоже звучат строки романа. Вот загадка пушкинских стихов! Как построены главы? Они написаны строфами. Легко ли создать столь пространную (14 строк!) строфу, получившую имя «онегинской»? Пока ни один поэт не смог ее повторить. В чем ее тайна? Почему она придает такую живость и гибкость, динамику и выразительность стихотворному повествованию, и пушкинский 4-стопный ямб звучит столь многообразно?

2. Чтение статьи «В творческой лаборатории» в хрестоматии, с. 242.

3. Изучение стилистики романа.

1) Чтение и анализ I главы.

– Прочитаем первую главу еще раз.

Чтение текста учителем или подготовленным учеником со слов «Не мысля гордый свет забавить…».

– Как озаглавили бы вы эти строки? «Вступление»? «Пролог»? «Зачин»? В какой-то мере все это справедливо. Но тогда к чему это обращение: «Хотел бы я тебе представить / З алог достойнее тебя …»: Ч то значит здесь местоимение 2-го лица? Нет, это не обычный «пролог», не «зачин», а посвящение !

Встречались ли вы с произведениями, которые автор кому-либо посвятил, и понятно ли вам, как вошел в литературу обычай посвящения ? Почему Пушкин «кому-то» посвятил «Онегина»? Д а, поэт объясняет это сразу же: «Вниманье дружбы возлюбя», а как умел Пушкин дружить (может быть, как никто другой!), хорошо известно. Но вот вопрос: кто удостоился этой чести – быть «адресатом» пушкинского романа? Дельвиг, Кюхельбекер, Жуковский, Вяземский? Перечень всех друзей Пушкина был бы очень обширен. Но вот что интересно: поэт не называет имени того, кому роман посвящен. Почему? Может быть, для Пушкина посвящение было «залогом дружбы», не относящимся к конкретному лицу?

Чем же роман был для Пушкина, как он писал (стремился писать!) его главы? И почему «собранье пестрых глав» в «посвящении» растянулось на несколько строк?

Кого почувствовали, услышали, открыли вы в первой главе? Только ли героя романа? Нет, мы чувствуем и слышим Автора, его присутствие в романе. Зачастую исповедь поэта оттесняет героя.

Согласны ли вы с великим русским критиком В. Г. Белинским, пожалуй, самым проницательным читателем, заметившим, что «Евгений Онегин» – «самое задушевное создание Пушкина», «любимое дитя его фантазии»?

2) Этот «странный» Онегин.

– Почему поэт избрал для I строфы монолог героя?

– Представьте на месте Онегина кого-либо из его сверстников, Молчалина например… Как бы он чувствовал себя по дороге к умирающему дяде?

– Онегин и его «окружение»: как запечатлел их поэт?

– Как меняется пушкинское повествование в строках об отношении «света» к Онегину?

– Что таится в ключевом слове «педант», да еще с союзом «но»?

– Статичен ли образ Онегина в I главе, или же герой романа меняется?

Да, с ним что-то странное происходит, но что же? Почему «денди» Онегин, безукоризненный светский юноша, становится… неузнаваемым?

– Какими словами вы передали бы «сочувствие» автора Онегину в I главе? («Но был ли счастлив мой Евгений?..»)

– В чем лексическое своеобразие I главы? Какими словами она пестрит? (Гомер, Феокрит, Ювенал, Адам Смит.)

Давайте вместе с героиней романа Татьяной рискнем отправиться в кабинет Онегина (увы, в отсутствие хозяина).

Чтение XIX, XXII строф седьмой главы.

– Сопоставьте строфы I и VII глав. Открылся ли вам мир Онегина?

– Одинок ли Онегин в пушкинских строках? Почему рядом с ним то и дело появляется Автор?

– А в каких «отношениях» находятся Автор и его герой? Сопоставьте их.

– Как написаны «онегинские строфы» и авторская исповедь?

Представьте: в романе не было бы строф, которые мы называем «лирическими», нам «легче» было бы следить за чувствами и занятиями Онегина, ничто не отвлекало бы от сюжета… Выиграл бы роман?

«Посвящение» – это своеобразный ключ к поэтическому миру романа, его прочтению. Мы отмечаем лиризм и иронию I главы, ее диалогизм, непринужденный разговор автора с читателем о герое и о себе. И читатель становится невольным «собеседником» поэта, понимает, что Онегин – характер трагический, чувствует надломленность героя в пронзительности психологических деталей («Томясь душевной пустотой…») и прерывистости стихотворного повествования («Читал, читал, а все без толку…»). Мы поражаемся гармонии, идеальности пушкинского «я», звучащего в пылкости признаний, простодушии лиризма, ритмико-интонационном и синтаксическом единстве строфы («Волшебный край. Там в стары годы…», «Блистательна, полувоздушна…», «Я помню море пред грозою…»).

4. Работа с материалами учебника.

– С опоставьте взгляды Белинского и Писарева на роман (полемика связана с образом Онегина). Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь лирическим героем романа, показывает свое духовное родство с Онегиным?

II. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); задание по рядам: «Мое представление о: 1) Ленском; 2) Татьяне; 3) Онегине».

9 класс Урок 2

ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ОСНОВНАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯИ ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ.

Цели: познакомить с системой образов романа, особенностями сюжета; обучать работе с текстом.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

1. Беседа.

– Какова роль несюжетных и второстепенных персонажей?

– Что позволяет автору объединить их всех в одном романе? (Онегин, по имени которого назван роман, – главный, центральный персонаж. Это безусловно, но он, словно магнит, притягивает других, казалось бы второстепенных, героев, которые помогают раскрыть характер «духовной жаждою» томимого Евгения. Все эти судьбы и характеры создали уникальный образ – образ русского общества I четверти XIX в.)

2. Выступления учащихся с цитированием (домашнее задание по рядам).

II. Работа по теме урока.

Драматические судьбы героев романа – отражение судеб лучших людей пушкинского времени.

– незримо присутствует всегда и везде;

– принимает участие в судьбе героев;

– делится с читателями своими мыслями и чувствами;

– рассуждает о нравах и морали общества.

1. Разбор центральных образов романа.

1) Ленский.

– Почему столь значительны строки о приезде Ленского? Какова его роль в романе?

– Зачем Пушкин вводит в роман Владимира Ленского?

– Ленский – поэт. Как подал нам Пушкин творчество юноши-поэта?

– Попробуйте определить жанр «стихов Ленского».

– Почему автор романа вначале иронически отзывается не только о творчестве Ленского, но и о романтизме вообще: «Так он писал темно и вяло, что романтизмом мы зовем…» (ведь еще недавно Пушкин сам был правоверным романтиком!), а затем отказывает стихам Ленского в романтизме, попутно иронизируя над наивным представлением своих современников о романтической поэзии («Хоть романтизма тут нимало / Н е вижу я; да что нам в том?»)?

2) Онегин – проблемный герой, «герой времени».

– Личность его сформировалась в петербургской светской среде. В I главе мы из предыстории уже узнали основные социальные факторы, обусловившие характер Онегина: принятое в те годы воспитание детей из высших слоев дворянства, обучение «чему-нибудь и как-нибудь», первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение 8 лет.

В ранней юности Онегин – «добрый малый, как вы да я, как целый свет».

Характер его показан в движении, в развитии. Уже в I главе мы видим перелом в его судьбе: он смог отказаться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни».

– Вспомните затворничество Онегина: его необъявленный конфликт с высшим светом в I главе и с обществом деревенских помещиков – во II–VI главах.

– Найдите слова, которыми вы сказали бы об Онегине и Ленском, сопоставляя их, и составьте словарик антонимов:

Онегин Ленский

… …

… …

– Кто выигрывает от антитезы: Онегин – Ленский? Какими видятся нам Ленский и Онегин в дружбе? Испытания дружбой Онегин не выдержал. Причина – его неспособность «жить чувством».

Вот так описывает Пушкин его состояние перед дуэлью:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь…

На именинах Татьяны он также показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Лишь после убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений».

– А как проявил себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной?

Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в том, что он не ответил на любовь Татьяны. Но как человек благородный и душевно тонкий, он сумел увидеть во «влюбленной деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Однако смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека. И в любви он слушается не голоса своего сердца, а голоса рассудка, не верит в любовь, не способен пока полюбить (с. 168 хрестоматии).

И только трагедия (смерть Ленского) смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.

– Каково значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге?

Это новый этап в духовном развитии героя: он преобразился, впервые испытав настоящее чувство, но оно обернулось для него любовной драмой; теперь уже Татьяна не может (не нарушив супружеского долга) ответить на его запоздалую любовь.

Теперь его разум побежден, он любит, «ума не внемля строгим пеням». Он «чуть с ума не своротил или не сделался поэтом…»

Именно любовью и дружбой, по мнению Пушкина, испытывается человек, именно они раскрывают богатство души или ее опустошенность.

3) «Татьяны милый идеал…».

– Нужны ли в романе сестры Ларины? Как входят в роман героини?

– Почему они производят столь контрастное впечатление? Причем каждая из них может расположить к себе, полюбиться читателю или, напротив, в чем-то покоробить…

– Почему для одних Ольга «мила», иные же не могли отделаться от иронической улыбки, читая о ней?

– В чем, может быть, с особенной резкостью сказалось отношение поэта к Ольге?

– Необходима ли Ольга в романе?

– Как входит в роман Татьяна?

– В каком признании выражено отношение Пушкина к Татьяне? К чему это извинение: « Простите мне : я так люблю…»? В какой строке отзовется эта пушкинская влюбленность в героиню романа?

– «Татьяны милый идеал…». Действительно ли идеален образ Татьяны?

– Почему строки, посвященные Татьяне, так завораживают? Можно ли их переложить на музыку?

– П. И. Чайковский, создавая оперу «Евгений Онегин», первоначально намеревался назвать ее именем героини романа – «Татьяна Ларина», обозначив жанр своего произведения как «лирические сцены»; оправдано ли это?

– Татьяна поразила и даже отпугнула своею «странностью» современников. А вас?

– Каков же мир Татьяны? Как дорисовывает его поэт в последних главах романа? Случайно ли «снится чудный сон Татьяне»? Почему этот сон так страшен? Перечитаем третью строфу V главы:

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут…

– К чему это отступление?

– Вспомните «московские» страницы седьмой главы: случайно ли Татьяна оказывается в Москве, только ли «ярмарка невест» объясняет ее появление в первопрестольной? И почему именно на этих страницах мы слышим: «Москва! Как много в этом звуке…»?

– А какие страницы, посвященные любимой героине поэта, особенно пленительны?

Чтение наизусть «Письма Татьяны» подготовленным учеником.

– Что самое удивительное в нем?

– Меняются ли интонация, смысл пушкинского романа после признания Татьяны?

– В чем трагизм образа Татьяны?

В одиночестве героини и обреченности ее романтической любви. Письмо Татьяны – это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение «идеальности» героини.

– А «Письмо Онегина»? Какие его строки потрясли вас особенно?

– Сравните два письма: какое из них трагичнее, поэтически сильнее?

– Апофеоз образа Татьяны (с. 171–174 учебника). Как передал поэт перемены в ней? Как вы их объясните?

– Что же – Татьяна, «законодательница зал», подчинилась «свету»?

– Почему так потрясает монолог «А мне, Онегин, пышность эта…» (с. 173, строфа XLVI). Почему так трогают, остаются в памяти эти строки?

Образ Татьяны – вершина психологического реализма пушкинской поэзии. А сам роман начинает собой историю русского реалистического романа.

2. Составление опорной схемы.

3. Разбор особенностей сюжета романа.

I особенность:

II особенность

III особенность:

Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);

2) вопрос 17 (с. 249) – устно (об иллюстрациях к роману);

3) подготовиться к итоговому тесту по творчеству А. С. Пушкина.