Какой особенностью обладала цивилизация этрусков. Этрусская цивилизация в центральной италии

Созданная этрусками - народом, жившим в Италии в 1 тыс. до н. э. Оказала глубокое влияние на римскую цивилизацию (см. ст. Рим Древний). Этрурию называют колыбелью Рима.

Этрурия (современная Тоскана), область на северо-западе Апеннинского полуострова, между рекой Арно на севере и рекой Тибр на юге. Её площадь ок. 20000 км2. Страна обладала плодородными почвами, множеством рек и озёр, богатыми залежами железа, меди, мрамора и др. полезных ископаемых. Не позднее 7 в. до н. э. она заселена этрусками, происхождение которых до сих пор вызывает споры. Возможно, в формировании этрусской цивилизации участвовали переселенцы с Востока, смешавшиеся с местными жителями.

Они создали на территории Этрурии 12 процветающих городов-государств, входивших в религиозно-политический союз, т. н. Тосканскую федерацию. Ещё два 12-градия они вывели в долину реки Пад (современная По) и в Кампанию. К кон. 6 в. до н. э. большая часть Северной и Центральной Италии находилась под этрусским влиянием, а сама Этрурия была (наряду с заселённой греками Южной Италией) самой богатой и развитой её областью.

Начиная с 5 в. до н. э. этруски постепенно утрачивают своё могущество: их вытеснили из Кампании греки и самниты, из Северной Италии - галлы. К нач. 3 в. до н. э. они оказались под властью Рима. После Союзнической войны (357-355 гг. до н. э.) все свободные жители Этрурии получили римское гражданство. К началу н. э. Этрурия была почти полностью романизована, а этрусский язык забыт.

Этрусские города-государства находились сначала под властью царей, с 5 в. до н. э. - военно- жреческой знати (лукумонов). Их обширные поместья обрабатывали зависимые крестьяне из рядовых этрусков, которые не были гражданами своих городов.

В этрусском земледелии широко применялись мелиоративные работы, позволявшие использовать заболоченные равнины. Урожаи зерна в Этрурии были в 1,5 раза выше, чем в среднем по Италии. В этрусском ремесле особенно выделялась добыча и обработка металлов. Этрусские изделия из железа и бронзы славились на всё Средиземноморье. Этрусских архитекторов, скульпторов и строителей часто приглашали в Рим и другие города Италии. Этрусские мореходы (торговцы и пираты) также были известны повсеместно.

Поскольку этрусская письменность до сих пор не расшифрована, представление о духовной культуре этрусков можно получить лишь на основании свидетельств римских и греческих авторов и данных археологических раскопок.

Судя по ним, у этрусков с 7 в. до н. э. была собственная своеобразная архитектура, живопись и скульптура. Росписи этрусских гробниц свидетельствуют не только о мастерстве этрусских художников, но и о развитой системе представлений о загробной жизни. С этими представлениями связан и реализм (иногда переходящий в натурализм) этрусского скульптурного портрета. В этом отношении римские скульпторы были учениками этрусков, а не греков. Архитектурный тип римского храма также восходит к этрускам. Капитолийский храм в Риме (см. ст. Капитолий) был построен и украшен этрусскими мастерами, а его обитатели (Юпитер, Юнона и Минерва) имели этрусских прототипов.

Этруски славились на всю Италию прорицателями-гаруспиками, предсказывавшими будущее по печени жертвенных животных и толковавшими необычные природные явления как божественные знамения (продигии). Искусство гадания римляне называли этрусской наукой. Хотя у них были собственные жрецы-птицегадатели (авгуры), они нередко приглашали в Рим этрусских гаруспиков. Христианские авторы римского времени называли Этрурию матерью и прародительницей всех суеверий.

Этрусская цивилизация. Фреска «Гробницы леопардов» в Тарквиниях. Ок. 470 г. до н. э.

Этрусская цивилизация. Зеркало с изображением суда Париса. Прорисовка 3 в. до н. э.

Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир Коллектив авторов

ЭТРУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИТАЛИИ

ЭТРУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИТАЛИИ

В то же самое время в другом регионе, в Средней Италии наиболее динамично развивалась Этрурия - область между реками Арно и Тибром, где раньше всего начало ощущаться влияние со стороны финикийцев и греков. Однако прогресс в развитии наблюдался не во всех районах Этрурии одновременно. Сначала он охватил южную часть, простиравшуюся вдоль морского побережья. Эта территория была богата металлами - медью, железом и серебром. Здесь процветали города Цере, Тарквинии, Вульчи. Самые большие запасы металлов находились в северо-западной части Этрурии, где возникли города Популония, Ветулония и Волатерры. Возможность разрабатывать месторождения Этрурии притягивала финикийцев и греков. Внутренние районы Этрурии изменения затронули позже и проходили медленнее. Наиболее значительными центрами здесь были Вольсинии и Клузий.

Не только рудные богатства, но и плодородная почва делали Этрурию привлекательной для разных народов. Но к началу VIII в. до н. э. регион оказался плотно заселен и политически организован, чтобы воспринять идущие с Востока культурные достижения и в то же время противостоять стремлению их носителей основать здесь свои колонии. Финикийцы и греки принесли с собой новые формы планировки домов и само понятие города. Со временем города расширялись и укреплялись мощными оборонительными стенами. В верхней части города находился акрополь, у городских стен располагался некрополь, неотъемлемой частью города были храмы. Образцом регулярной планировки этрусского города является городище Марцаботто, расположенное в районе Болоньи. Усилиями археологов здесь были открыты широкие, пересекающиеся под прямым углом улицы, водопровод и канализация.

Этрусское общество не отличалось социальной однородностью. Его привилегированную часть составляла военно-жреческая знать - лукумоны. В их подчинении находились рядовые общинники - лаутни. Появившийся в результате развития торговли социальный слой, статус которого зиждился на богатстве, был низведен в обществе с жесткой иерархической структурой до положения этера, соответствующего латинским клиентам. Соединенная кровными узами элита расширяла свои ряды, заключая брачные союзы с аристократами других городов, укрепляя тем самым свои позиции внутри этрусского общества. Одной из его особенностей было свободное положение женщины. На фресках этрусских гробниц женщины изображены пирующими со своими мужьями. Подобное социальное равенство полов было чуждо греческому обществу. Некоторые исследователи предполагают, что знатные женщины даже принимали участие в общественной жизни своего города.

Этрурия никогда не была политически единой. Она представляла собой союзы автономных городов, во многом напоминавших греческие полисы, причем каждый их них являлся центром объединения нескольких более мелких городов и поселений. Хорошо известно этрусское Двенадцатиградье, представлявшее собой федерацию городов во главе с Вольсиниями, которая проводила согласованную внешнюю политику. Глава союза избирался ежегодно, а символом его власти были 12 ликторов с фасциями - пучками прутьев с воткнутыми в них топориками.

Первоначально этрусские города управлялись царями. Атрибутом их власти служило курульное кресло, изображения которого можно встретить на фресках этрусских гробниц. Оно походило на складной стульчик с перекладиной или ножками из слоновой кости. В VI в. до н. э. в большинстве городов царская власть уступила место выборным должностным лицам - зилакам. Некоторые ученые, правда, считают их правление переходной формой от власти царя к выборным магистратам, а самих зилаков отождествляют с греческими тиранами. Одежда и знаки отличия этрусских магистратов впоследствии были заимствованы римлянами. К их числу относятся фасции, курульное кресло и тога с пурпурной каймой. Правда, в некоторых городах Этрурии царская власть сохранялась и в более позднее время: в Клузии в V в. до н. э. правил царь Ларе Порсенна, а в Вейях - Ларе Толумний.

Несмотря на то что этрусские города во многом напоминали греческие полисы, они так и не превратились в коллективы граждан. Причина этого кроется в следующем. Распространение по всему Средиземноморью новой тактики ведения боя не завершилось в Этрурии появлением гоплитской фаланги. Сохранение в обществе доминирующей позиции родовой аристократии привело к тому, что воины-гоплиты сплачивались в боевые отряды вокруг вождей-аристократов и сражались за их интересы. Не случайно поэтому греческий историк Дионисий Галикарнасский, описывая войну этрусков с римлянами за город Вейи (рубеж V–IV вв. до н. э.), говорит, что этрусская армия только походила на фалангу. В результате в Этрурии так и не появился новый общественный слой, который в греческом мире являлся носителем идеологии политического равенства.

Как и греки, этруски участвовали в процессе колонизации Апеннинского п-ова, распространяя свое влияние в двух направлениях: на юг - в Кампанию и на север - в долину р. Пад (совр. По). Причина этрусской колонизации в южном направлении кроется в стремлении этрусков самостоятельно торговать металлами, к обладанию которыми стремились греки, финикийцы и карфагеняне. В Кампании этруски основали город Капую (этрус. Волтурн), который возглавил союз двенадцати этрусских городов Кампании. В него входили Нола, Геркуланум, Соррент, Помпеи и др.

Колонизация Паданской области была вызвана тем, что в первой четверти VI в. до н. э. процветающие этрусские города, расположенные на побережье Тирренского моря, начинают переживать экономические трудности, связанные с переносом торговых путей на восток в сторону Адриатики и на запад в направлении Испании. На основе уже существовавших поселений этруски создали в долине р. Пад город Фельсину (совр. Болонья). К северу от него этруски основали Мантую, а на Адриатическом побережье вырос город-порт Спина со смешанным населением из местных племен умбров и венетов и появившихся здесь позже греков и этрусков. Археологические исследования Спины обнаружили здесь сеть каналов, образовывавших улицы города с домами на сваях. Поэтому Спину часто сравнивают с современной Венецией. Вместе с Адрией этот город контролировал всю Северную Адриатику на протяжении V–IV вв. до н. э.

Этрусская колонизация способствовала бурному экономическому, социальному и культурному развитию новых территорий. На месте примитивных поселков возникали благоустроенные города, развивалось ремесленное производство, прокладывались дороги. Народы обменивались своими технологическими и культурными достижениями. В то же время основные участники колонизации Италии, этруски и греки, нередко превращались в непримиримых врагов. К концу VI в. до н. э. экономические интересы и торговое соперничество привело западных греков к конфликту с этрусками. «Яблоком раздора» между ними стал город Кумы в Южной Италии. В 524 г. до н. э. куманцы отбили нападение со стороны этрусков из Капуи. Спустя двадцать лет, в 504 г. до н. э. куманский аристократ Аристодем отправился в Лаций во главе вооруженного отряда на помощь римлянам, сражавшимся с этрусской армией Порсенны - царя г. Клузий. В результате этруски были разбиты в битве при Ариции. В 474 г. до н. э. этруски вновь потерпели поражение в морском сражении близ Кум от греков, на стороне которых выступил сиракузский тиран Гиерон I. Эти сокрушительные поражения, а также вторжение кельтских племен в Паданскую долину и военное соперничество между самими этрусскими городами существенно подточили этрусское влияние на Апеннинском п-ове, а вскоре и вся Этрурия была завоевана Римом.

Государственные образования в Нации (VIII–VI вв. до н. э.). Одновременно с развитием греческих городов в Великой Греции и расцветом этрусской цивилизации в Лации, области к югу от левого берега р. Тибр, проходили этнические и социальные процессы, завершившиеся образованием римского государства. С древнейших времен Лаций был заселен латинами - одним из италийских племен. Наряду с ними римская историческая традиция называет обитателями Лация греков - аркадян Эвандра и пелопоннесцев Геракла, которые появились здесь за 60 лет до Троянской войны. После разрушения Трои в Лаций прибывают троянцы во главе с Энеем. Археологические открытия помогают современным ученым интерпретировать свидетельства античных авторов, однако проблема греческого влияния на этот регион по-прежнему остается дискуссионной. Очевидно, достижения греческой культуры попадали в Лаций опосредованно, через Этрурию. Относительно троянцев Энея исследователи более единодушны: этот традиционный рассказ содержит воспоминания о переселениях иллирийцев, имевших место в начале железного века. Таким образом, можно сказать, что Лаций не остался в стороне от тех этнических процессов, которые проходили на Апеннинах в целом.

В Лации известны две группы холмов: Альбанские на юге и Притибрские на севере. Альбанские холмы были освоены раньше, чему способствовал благоприятный климат этого района. По преданию, сын Энея Асканий-Юл основал здесь город Альба-Лонга. Начиная с VIII в. до н. э. контакты с греко-финикийским миром стимулировали развитие аристократического общества в Лации. Археологическим подтверждением этого процесса являются «Царские» гробницы в Пренесте. Часть предметов роскоши представлена пиршественной утварью, что свидетельствует о распространении в регионе в последние десятилетия VII в. до н. э. практики, аналогичной греческому «симпосию» (пиру), которая являлась показателем формирования аристократического общества. Роскошная жизнь аристократии сказалась и на изменении архитектурного облика поселений: в VII в. до н. э. каменные дома заменяют хижины, и к VI в. до н. э. каменное строительство стало широко использоваться не только в частных, но и в общественных постройках, что свидетельствует уже о высокой степени организации общественного труда.

Социальная природа общества отражена в структуре погребений. Уже упомянутые «Царские» гробницы в Пренесте демонстрируют существование коллектива сородичей, который включал несколько разросшихся семей. Общество Центральной Италии в архаический период характеризуется открытостью, позволяющей аристократическим семьям отдельных общин устанавливать связи друг с другом, которые регулировались такими правовыми механизмами, как заключение браков и предоставление убежища. Горизонтальная мобильность усиливала сходство социальных структур региона.

Стрелок из лука. Конец VI в. до н. э.

С аристократической природой латинского общества связано существование религиозных лиг. Одной из таких лиг была Альбанская федерация с общей для латинских городов святыней - храмом Юпитера Лациарского (покровителя Лация). Другие латинские поселения объединились в сакральный союз вокруг храма Дианы возле г. Ариции. Религиозные лиги со временем становились политическими союзами и символизировали общинное единство на стадии дополисной организации. Но оформление гражданского самосознания неизбежно приводило к конфликтам как внутри лиг, так и между ними.

Начиная с VII в. до н. э. значение Альба-Лонги резко падает, что связано с прокладыванием новых торговых путей, которые оставляли в стороне малодоступные поселения на холмах. В результате начинают бурно развиваться другие районы Лация, расположенные вдоль речных и сухопутных коммуникаций. Выбор места поселения обусловливался теперь возможностью контроля над естественными ресурсами. В этом отношении территория будущего Рима на левом берегу Тибра выгодно отличалась от Альбанских холмов. В устье Тибра, на его правой стороне, находились соляные варницы. К ним с древнейшего времени был проложен маршрут, идущий с Апеннинских гор через Рим и дальше к морю. Вблизи будущего Рима существовала удобная переправа через реку, которая позволяла наладить коммуникации между Этрурией и Кампанией. Таким образом, географическое положение Рима способствовало установлению тесных контактов между племенами Лация и Этрурией, формируя культурно-историческое единство трех изначально самостоятельных районов - Лация, Этрурии и Рима.

Территория Рима включала семь холмов. Первую группу составляют Палатин, Капитолий и Авентин. Они близко подходят к реке, которая затапливала пространство между ними, превращая его в болота. Вторую группу холмов, более удаленных от русла Тибра, образуют Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий. Однако их объединение в границах Рима произошло не сразу.

Первым из холмов был заселен Палатин, который и стал историческим ядром города. Именно здесь, по преданию, был основан город Ромула. Он был обнесен стеной, которая являлась его священной границей - померием. Обнаруженные археологами следы древнейших стен на Палатине датируются последней третью VIII в. до н. э., что не намного понижает принятую самими римлянами дату основания города - 753 г. до н. э. Городище на Палатине ничем не отличалось от других поселений Лация раннего железного века. Оно было небольшим по размерам и соседствовало с такими же деревушками, разбросанными на других холмах. Ближайшими соседями римлян были сабиняне, которые расселились на Квиринале. Объединение этих общин и положило начало складыванию единой политической общности - римского народа квиритов (Populus Romanus Quirites).

Противоположность между Палатином и Квириналом отразилась в религиозных установлениях Рима, уходящих своими корнями в глубокую древность. Так, жречество салиев (жрецов бога Марса) было представлено двумя коллегиями, одна из которых принадлежала Палатину, а другая - Квириналу. Представители двух римских родов, Фабиев и Квинтилиев, образовывали жреческую коллегию луперков, которые совершали обряд очищения территории древнейшего города на Палатине. Один из них, род Фабиев, по свидетельству традиции, был связан с Квириналом. Современные исследователи понимают эти факты как свидетельство слияния двух первоначально самостоятельных и отдельных общин, существовавших на Палатине и Квиринале.

Древняя Италия в VIII - начале III в. до н. э.

Время с VIII по VI в. до н. э. принято называть царским периодом в истории Рима в соответствии с формой правления. Канонический список римских царей (рексов) состоит из семи имен, однако, можно предположить, что их насчитывалось гораздо больше. Семь традиционных царей делятся на две группы: четверо первых образуют латино-сабинскую династию, следующие трое - «этрусскую», которая правила в Риме, начиная с последней четверти VII в. до н. э. Смена династий является водоразделом между догородской фазой существования Рима-поселения и Римом-городом.

Римские историки конца III–I в. до н. э. связали введение важных социальных и политических институтов своего города с именами отдельных царей. Однако организация римской общины единодушно приписывалась Ромулу. Она состояла из тридцати курий, которые походили на греческие фратрии. Курии объединяли всех мужчин-воинов (квиритов), из которых комплектовался древнейший легион, состоявший из 3 тыс. пехотинцев (по 100 воинов от каждой курии). Таким образом, народ каждой курии был ее войском и одновременно участником народного собрания - куриатных комиций, которые решали вопросы наследования, усыновления и делали законной власть избранного царя. Курии были разделены на три части по десять в каждой, которые назывались трибами Рамнов, Тициев и Луцеров, получившими свои названия от самого Ромула, сабинского царя Тита Тация и этруска Лукумона, оказавшего Ромулу помощь в борьбе с сабинянами. Вероятно, в традиционных названиях триб отразился процесс смешения различных этносов на территории Рима, завершившийся появлением понятия «римлянин», которое имело уже не этнический, а государственный характер.

В римской общине существовала группа лиц, обладавших особым положением и статусом. Эти люди назывались «отцами» (patres) и были представлены в совещательном органе - сенате. Сначала сенаторов насчитывалось 100, впоследствии их число увеличилось до 300 и оставалось таким вплоть до I в. до н. э. «Отцы» как обладатели ауспиций (права определять волю богов по поведению птиц) давали свое одобрение тем общественным действиям, которые согласовывались с обычаями предков, обеспечивая тем самым всему коллективу божественное расположение. С санкции «отцов», например, назначался и сам царь. Его власть не являлась наследственной, хотя между некоторыми царями и их преемниками существовали родственные связи. Таким образом, римская община имела трехчленную политическую структуру: народ, сенат и царь. Обладая властью в религиозной сфере, «отцы» руководили всей общественной жизнью римской общины.

«Отцы-сенаторы» и их потомки патриции, носившие одно и то же имя и происходившие от общего предка по мужской линии, образовывали род (или клан). Так, знаменитый римский род Юлиев возводил свое происхождение к богине Венере, а род Фабиев считал своим предком Геркулеса. Многие знатные роды Рима называли своими прародителями Энея или его спутников. В рамках рода выделялась семья, которая состояла из главы («отца семейства») и тех, кто находился под его властью (прежде всего жена и потомство). Такая структура родства отразилась в римских именах, которые состояли из трех частей: личного имени, имен рода и семьи. Например, Луций Юний Брут, Марк Фурий Камилл, Публий Корнелий Сципион, Гай Юлий Цезарь и др.

Вокруг глав патрицианских семей объединялись свободные общинники, которые нуждались в их покровительстве и защите. Они назывались клиентами. Отношения патронов, в роли которых выступали «отцы», и клиентов строились на взаимной ответственности и способствовали развитию вертикальных связей внутри римского общества. Остальные свободные, которые противостояли патрицианским кланам, назывались плебеями. С ростом территории Рима к ним присоединились новопоселенцы, которые увеличили население города в результате покорения соседних латинских общин.

С воцарением этрусской династии Рим стал частью культурного «койне», сложившегося в Западном Средиземноморье. Следствием этого было развитие городской инфраструктуры. Пространство между Палатином и Капитолием начало превращаться в общественный центр - Форум. В его восточной части стояла Регия, которая образовывала религиозный центр общины; ему соответствовал политический центр - Комиций, расположенный в северо-западной части Форума и являвшийся местом проведения народных собраний. На северной оконечности Комиция была воздвигнута Гостилиева курия (место заседаний сената), которая стала третьим центром общественной жизни Рима. Изменился также характер царской власти. Из ритуального правителя, каким он был при латино-сабинской династии, царь превратился в военного предводителя - носителя империя, включавшего в себя право командовать войском и отдавать приказания.

Рост экономической активности Рима способствовал притоку в город населения соседних общин, которое пополняло ряды плебеев. Отражением этих экономических, географических и демографических процессов явилось создание новой военной организации, творцом которой считается шестой царь Сервий Туллий, правивший в середине VI в. до н. э. Согласно традиции, Сервий Туллий создал новый вид народного собрания - центуриатные комиции, основанные на имущественном цензе и на военных обязательствах граждан по отношению к государству. Собрание названо от «центурии», которая являлась подразделением легиона. Легион состоял из шестидесяти центурий, каждая из которых теоретически насчитывала сто человек. На военный характер этого собрания указывает место его проведения - Марсово поле, которое находилось за городской чертой. Так как центуриатное народное собрание одновременно выступало в роли войска, оно состояло первоначально из мужчин боеспособного возраста, которые могли обеспечить себе полное вооружение гоплита. К ним по имущественному статусу примыкали всадники. Остальные, не имевшие ценза гоплита, составляли легковооруженную пехоту.

Воины, несущие тело убитого товарища. Ручка цисты из Пренесте. IV в. до н. э.

Центуриатное собрание было тесно связано с другими важными римскими институтами, такими как ценз и трибы. Ценз определял принадлежность человека к гражданскому коллективу. Разделение граждан на ряд категорий в соответствии с их имуществом отражало их различные функции в государстве и определяло их политические привилегии. Новые территориальные округа - трибы, хотя и сохранили свое прежнее название, принципиально отличались от триб Ромула тем, что объединяли граждан в соответствии с местом их проживания. Постепенно город был разделен на четыре трибы, а прилегающая к нему сельская округа - на семнадцать триб. Каждая триба должна была выставлять определенное количество центурий, в которых военнообязанный мужчина (житель трибы) занимал место согласно своему имущественному цензу. Тем самым с течением времени членство в трибах стало основой формирующегося гражданского коллектива, что сказалось на изменении положения плебеев, которые получили место в войске. В то же время семнадцать сельских триб именовались по патрицианским родам, которые главенствовали в этих округах и с давних пор отстаивали свои интересы с помощью вооруженных групп, состоявших из членов рода и их клиентов. Правда, теперь военные подразделения знати, также представленные в центуриях, составляли лишь часть общей римской армии и были ориентированы на защиту государственных интересов. В конечном счете, создание новой военной организации привело к укреплению позиций аристократии, что помогает объяснить ее главенствующую роль в римском государстве в последующую эпоху. В окончательном виде центуриатная организация, которая складывалась постепенно по мере усложнения общественной жизни, распределила граждан по пяти имущественным разрядам, которые выставляли общим счетом 193 центурии, включая 18 центурий всадников.

Археологические свидетельства из Рима и других городов Центральной Италии подтверждают распространение гоплитской тактики боя и позволяют отнести создание новой военной организации в Риме к VI в. до н. э. Благодаря реформам Сервия Туллия в Риме были созданы условия для складывания гражданского коллектива в форме цивитас, аналогичной греческому полису. Рождение гражданского коллектива отразилось и в религиозной сфере. Последний римский царь Тарквиний Гордый (534–510 гг. до н. э.) завершил строительство на Капитолийском холме храма бога Юпитера - покровителя римского государства. Архитектурный ансамбль Капитолия дополнялся святилищами двух богинь - Юноны и Минервы. Вместе с Юпитером они образовывали Капитолийскую триаду - главный общегражданский культ.

К концу царского периода Рим превратился в самое могущественное государство в Лации. Политическое и культурное влияние Рима в регионе подкреплялось также контролем над общелатинскими культами. С этой целью при Сервии Туллии на Авентине был построен храм Дианы - богини, почитаемой всеми латинами. Усиление римской армии приводило к взаимным конфликтам, однако завоевание земель соседей иногда заменялось заключением с ними союзных договоров, которые регулировали отношения обеих сторон. Права заключать законные браки и приобретать собственность обеспечивали возможность жителям латинских общин свободно менять места проживания, не теряя гражданских прав в родной общине и не становясь изгоями в другой. Таким образом, в Лации, как и в Риме, осуществлялась иная (в отличие от Греции) модель гражданского коллектива - полиса, основанного на горизонтальной мобильности и потому открытого к новым пополнениям.

Из книги Вторая мировая война автора Колли Руперт

Падение Италии: «Вы самый ненавистный человек во всей Италии» На конференции в Касабланке в январе 1943 г. Черчилль и Рузвельт договорились о вторжении на Сицилию, которая должна была стать прелюдией вторжения в Италию. Они рассчитывали отстранить Муссолини от власти,

автора Эргон Жак

Этруски - первая великая цивилизация Италии К счастью, проблема этрусков не сводится, как считалось долгое время, к вопросу о их происхождении, на который пока не удается найти простого ответа. А если ответ и будет найден, на историков обрушится лавина других вопросов.{5} В

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Глава четвертая ЭТРУССКАЯ СЕМЬЯ И РОЛЬ ЖЕНЩИН Семейная жизнь Этрусская семья (теперь мы рассматриваем это слово в его привычном узком смысле), то есть группа людей, состоящая из отца, матери, детей и внуков, ничем не отличалась по составу от римской или греческой. В ней не

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Глава восьмая ЭТРУССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ Алфавит и буквари Хотелось бы знать, кого из своих национальных героев этруски считали изобретателем письменности. У греков это были Кадм или Паламед, у римлян - древний царь Эвандр. Во всяком случае, распространение в Центральной и

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XLIX Введение, почитание и гонение икон.- Восстание Италии и Рима.- Светская власть пап.- Завоевание Италии франками.- Поклонение иконам восстановлено.- Характер Карла Великого и его коронование.- Восстановление и упадок римского владычества на Западе.-

автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

автора Тюийе Жан-Поль

ЭТРУССКАЯ ВЕРСИЯ ИСТОРИИ ЦАРЕЙ В РИМЕ Так, достаточно длительное присутствие этрусков на римской земле, очевидно, благодаря одним лишь надписям на этом языке, объясняет многообразие влияний, которое очевидно в начале римской цивилизации. Однако мы возвращаемся к

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

ЭТРУССКАЯ ТАЛАССОКРАТИЯ До установления римского господства этруски доминировали на земле и на море. Сами названия двух морей, омывающих Италию, свидетельствуют о могуществе этого народа. Италийские народности называли одно море Этрусским, а другое - Адриатическое -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

автора Кольцов Иван Евсеевич

Этрусская цивилизация на Дальнем Востоке Ни с одним другим народом их язык не схож. Дионисий Галикарнасский До новой эры талантливым и многочисленным этрусским народом, создавшим цивилизацию в Африке и Европе, восхищались. Но с наступлением новой эры была забыта их

Из книги Русская Атлантида. К истории древних цивилизаций и народов автора Кольцов Иван Евсеевич

Этрусская цивилизация в Африке Этруски до основания Рима владели огромными пространствами на суше и на море. Тит Ливий (59 г. до н. э – 17 г. н. э.) В наше время проявляется большой интерес к древней этрусской цивилизации, к ее утерянной истории и письменности. Считается, что

Из книги Русская Атлантида. К истории древних цивилизаций и народов автора Кольцов Иван Евсеевич

Этрусская цивилизация в Бразилии Забвение этрусков и их исчезновение из европейской истории относится к первым столетиям до н. э. Это был период великих переселений народов из-за климатических и геологических изменений с уходом под воду многих островов в Тихом,

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

«Этрусская дисциплина» Они считали себя потомками и наследниками самих богов. Как рассказывают их легенды, когда-то давным-давно этрускам явился бог Таг. Он возник на только что вспаханной борозде, прямо из-под земли в облике младенца, чтобы дать этрускам божественные

Из книги Атлантиды моря Тетис автора Кондратов Александр Михайлович

Тирренида - этрусская Атлантида? Этрурия находилась в самом сердце Средиземноморья. Достижения этрусков, будь то градостроительство или искусство письма, восприняли древние римляне (даже скульптура Капитолийской волчицы, символ «вечного города» - Рима, - творение

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Этрусская проблема Проблема происхождения этрусков дискуссионна. Этнолингвистические исследования относят само название этрусков-расены (Razenna) к скифо-иранским племенным наименованиям. Существует теория об анатомийском происхождении этрусков.На материале античных

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Цивилизация (от латинского языка - государственный, гражданский) - особая социокультурная общность людей с присущей ей экономической, политической и культурной спецификой.

Этрусская цивилизация - это предшественница Древнеримской цивилизации, она является первым периодом в развитии художественной культуры Древнего Рима. Цивилизация этрусков возникла в 7-4 вв. до нашей эры. Этруски появились на северо-западе Аппенинского полуострова на рубеже 2- 1 тысячелетия до нашей эры. Занятая ими территория стала называться Этрурией (современная Тоскана). В древности этрусков называли « народы моря » , потому что они наводили ужас и трепет на средиземноморских торговцев и моряков. Споры о происхождении этрусков ведутся до сих пор. Возможно, они прибыли из Малой Азии, возможно - из Лидии, но это только предположение. Какой расе принадлежат этруски тоже не известно. Прошлое этого народа окутано тайной, потому что ученые до сих пор не вполне понимают их письменность, а римляне, освободившись от власти этрусков в 4 в. до нашей эры, стерли с лица земли их города.

Известно много этрусских памятников, но неизвестно содержание мифов, которые в них воплощены. Имеется много этрусских надписей, но прочитать их очень сложно, хотя этруски и использовали греческий алфавит. Они писали с права налево и без интервалов между словами. Этрусские боги очень похожи на греческих, а имена богов, по всей вероятности, со временем используют и римляне, чтобы называть своих, например: Уни - Юнона, Менрва - Минерва, Тини - Юпитер. Многочисленные изображения этрусских богов встречаются на зеркалах, монетах, керамических вазах (функции этих богов особенны и до конца не изучены). Слугами богов были многочисленные демоны-лазы. Вселенная представлялась этрускам в виде трех ступеней - неба, земли и подземного царства, соединенные между собой ходами и разломами в земной коре, по которым души мертвых, спускались к Аиду. Подобием разломов были ямы для жертвоприношений подземным богам и душам предков, существовавшие в каждом городе. Точно известно и то, что римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои и травлю зверей, сценические игры и обряды жертвоприношений, гадания и веру в злых и добрых духов. Этруски, как и египтяне, верили в жизнь после смерти, поэтому основные памятники, сохранившиеся после этрусков, связаны с погребением.

1. Архитектура

Этруски оставили после себя целые « города мертвых » - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых. Создавалось такое впечатление, что жизнь происходила именно здесь, может другая, потусторонняя, но жизнь. У этрусков существовал культ мертвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать ее по возможности приятной для умерших. Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. Культ предков и почитание умерших способствовали у этрусков развитию особого типа гробниц, которые представляли собой скорее жилище с богато обставленными покоями. Единственное, что напоминало о предназначение этих сооружений, были находящиеся в них погребальные урны в форме человеческой фигуры, в виде дома и так далее или монументальные саркофаги со скульптурными изображениями умерших на крышках. На них возлежат скульптурные изображения супружеских пар (по всей вероятности, имеющие сходства с умершими) за дружеской беседой или за трапезой. Обнимая друг друга, они весело жестикулируют, что-то бурно обсуждают, забывая о том, что их ложе - это ложе смерти и им с него никогда не подняться. НО они не верят в смерть, а ждут только перехода в не менее радостный, чем земной потусторонний мир.

Гробницы этрусков были великолепно убраны, украшены красочными фресками с изображениями сцен смерти, путешествия в загробном царстве, суда над душами умерших. В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни - празднества с музыкой и тацами, спортивные состязания, сцены охоты или приятное пребывание в семейном кругу. Гробницы были уставлены мебелью и богатой утварью, в них было много роскошных погребальных даров, даже повозки, а умершие были осыпаны украшениями из золота. Этрусские гробницы были разнообразны по форме - камерные с насыпным курганом (насыпные курганы - тумулусы), скальные, шахтовые. Гробницы этрусков имели геометрические формы, и это не случайно. В древности форма предметов несла в себе глубокий смысл, например: квадрат - был символом земли, а круг - символом неба. Если умершего хоронили в круглой гробнице, значит, в глазах живых он уже был жителем неба, то есть богом. Поэтому история этрусского искусства начинается и заканчивается гробницами.

Точно известно, что этруски первыми начали использовать при строительстве города регулярную планировку, а вот от греков они переняли планирование городских кварталов в шахматном порядке, где в самом высоком месте города возводился акрополь, с храмами и алтарями.

Их города (Тарквиния и т.д. ) были обнесены мощными стенами из огромных каменных блоков. Это у них римляне научились строить мосты и арки, мостить дороги и осушать болота.

На основе греческих образов этрусками был создан тип храма, стоявшего на подиуме ( т.е. высоком пьедестале), с навесом перед входом в здание или галереей арками. Храмы этруски строили из дерева и кирпича. Этрусский храм был квадратным в плане, с трех сторон украшен колоннами (деревянные балки перекрытия позволяли ставить колонны на значительном расстоянии друг от друга), крыша имела сильный наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глиняных плит. Стоял храм на высоком основании (каменном фундаменте) и имел глубокий портик, который открывался в глубь храма сразу тремя помещениями. Это было связано с тем, что этруски почитали богов триадами - тройками.

Главной триадой были - Тиния, Менрва, Уни. Если провести аналогию с греками и римлянами, получится следующее - Зевс, Гера, Афина и Юпитер, Юнона, Минерва. Этрусский храм все сокровенное таил внутри себя, и это было не доступно и не зримо. Стены храмов были украшены терракотовыми рельефами на сюжеты, заимствованные из греческой мифологии или связанные с жертвоприношениями и кровавыми схватками. Волю богов могли толковать и доносить до людей только жрецы и прорицатели, которые владели искусством гадания по полетам птиц, по молниям, по внутренностям животных. Придания говорят, что главную святыню у римлян - их первый храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии (один из 7 холмов, на которых построен Рим) - создали этруски. Вероятно, он мало отличался от этрусских строений и по архитектуре, и по выбранному материалу для строений. Также в наследство римлянам этруски оставили - технику выведения сводов. Таким образом, римляне достигли в строительстве сводчатых перекрытий невиданных высот.

2. Живопись

Этруски были не только искусными ваятелями, их гробницы пестрят яркостью красок фресковой живописи. Стены этрусских гробниц украшались фресками. Сюжеты часто представляли пиршества этрусков после торжественных похорон знатных людей. Здесь есть также и сцены конных состязаний, кулачных боев, фехтовальных игр, охоты и рыбной ловли. Есть даже изображения блаженства душ в царстве мертвых. И если бы не фигуры плакальщиков или жрецов, напоминающих о погребальном значении росписей, об этом можно было бы просто забыть, так как человеческие фигуры на фресках переполнены кипучей энергией и радостью жизни. Пирующие люди, наслаждающиеся праздником; ловящие рыбу; охотящиеся; занимающиеся спортом, - живут и радуются в потустороннем мире. Среди них есть на фресках и бог Фуфлунс - этрусский Дионис, который наделен особой властью, даровать бессмертие. Интересно, что, например, в гробнице « леопардов » (около 520 года до нашей эры) в Тарквиниях, бог Фуфлунс изображен не в человеческом облике, а в виде огромного кратера в центре одной из настенных фресок. В другом месте той же гробницы Фуфлунс представлен в виде столба, которому покланяются леопарды, - отсюда и название гробницы. Все это говорит о том, что роспись этрусских гробниц нельзя воспринимать только как « картинки из жизни » . В них заложена, строго выстроенная сложная религиозно-мифологическая система, которая еще пока во многом не ясна. Росписи этрусских гробниц по своей технике близки к греческим, периода архаики. Тот же контур линий, выполняющийся различными красками. Контур этрусского рисунка не столь изящен и тонок, как у греков, но все же достаточно выразителен. А вот в остальном этруски намного уступают грекам. Их живопись лишена того чувства меры, которым славилось искусство Греции. Фресковые фигуры этрусских гробниц то видны на светлых тонах штукатурки стены, то вдруг чье-то одеяние « выпрыгивает » ярким пятном из всей композиции. У этрусских художников изображения человеческих фигур не оживают. Для этрусков эта задача оказалась неразрешимой. Их фигуры или застывают в вечном покое, или напрягаются в мнимом действии.

3. Гончарное искусство

Этруски свою керамику украшали пластикой и лепкой. Погребальные сосуды, предназначенные для праха умершего, так называемые канопы, этруски украшали крышками в виде человеческих лиц, по всей вероятности, не лишенных портретных черт - « лицевые » урны. Этрусская канопа - сложное соединение в одно целое сосуда и человеческой фигуры. Мастер канопы стремился очеловечить сосуд, то есть превратить его в памятник умершему человеку, отсюда и столь странное смешение форм. Особенной была и этрусская керамика. До нашего времени сохранились сосуды очень сложной формы с лепными ручками, лепным или гравированным декором и поверхностью, которое создает впечатление, что перед нами сосуд, выполненный из металла. На самом деле, этруски владели особой техникой изготовления керамических сосудов, они получались у них черного цвета с поверхностью, отливающей матовым блеском, такой стиль получил название буккеро. Еще более древним был способ, когда керамика имела темно-красный цвет с таким же матовым отливом. Такая техника называлась импасто.

4. Скульптура

Этрусский храм имел скульптурные убранства. Фронтоны храма заполняли фигуры божеств, но выполненные не в камне, а в глине (терракота). Края крыши украшали терракотовые маски: Медузы Гаргоны; Сатиров, Селенов и Менад, постоянных спутников бога Фуфлунса. Они ярко раскрашивались и были предназначены для того, чтобы оберегать внутренность храма от вторжения злых богов и демонов.

Этрусские скульпторы любили работать в бронзе и глине. Их работы часто имели функциональное, то есть практическое значение. Они украшали зеркала, высокие фигурные светильники - канделябры, треножники-сосуды, подставки для чего угодно с основанием в виде трех ног. Известно, что в искусстве этрусков техника бронзового литья достигла высокого совершенства. Лучший памятник этрусской скульптуры - « Капитолийская волчица » , ставшая символом « вечного города » - Древнего Рима. Легенда о волчице, вскормившей близнецов Рема и Ромула - основателей города Рима, послужила темой для скульптурной группы. Этрусскому мастеру удалось воплотить в этом образе и грозное животное, и милосердную мать, вскормившей человека. У волчицы - втянутые бока и выступающие сквозь шкуру ребра, выразительная морда с оскаленной пастью и настороженными ушами, передние лапы упруго напряжены. Тонкой чеканкой нанесен орнаментальный рисунок гривы, передающий завитки шерсти. Но главное то, что мастер сумел показать духовную силу дикой природы.

Этрусские скульпторы стремились не столько передать особенности строения человеческого тела, сколько эмоционально воздействовать на зрителя, чему способствовала яркая контрастная раскраска статуй. Терракотовые фигуры - воин, Аполлона из Вей, торс Геракла, скульптурное изображение супружеской четы на крышке саркофага - поражают своей жизненностью и внутренним динамизмом. От греков, видимо, заимствована характерная улыбка на лицах этрусских статуй - она сильно напоминает « архаическую » улыбку ранних греческих статуй. И все же эти расписные терракоты сохраняли присущие этрусским скульпторам черты лица - крупный нос, слегка раскосые миндалевидные глаза под тяжелыми веками, полные губы. Радостный взгляд, улыбки на лицах, оживленность всей фигуры - вот черты, которые отличают работы этрусских скульпторов в период расцвета искусства Этрурии. Жизнь была полна радостью и уверенностью в будущем счастливом существовании, и это отражалось в работах этрусских мастеров, даже украшающих гробницы.

Была широко распространена скульптура, выполняющая функцию архитектурного декора. Примером может служить терракотовая статуя бога Аполлона, украшавшая верхний угол крыши храма в Вейях, которую, предположительно, выполнил мастер Вулка в 520- 5 00 гг . до нашей эры. Это единственное имя известного этрусского скульптора, дошедшее до нас. Статуя Аполлона показывает человека, имеющего атлетическое сложение, которое угадывается сквозь тонкие одежды. Мастеру удалось передать стремительное движение. Фигура Аполлона полна силы, энергии и молодости, выражение лица наполнено светлой радостью, на губах застыла улыбка.

Неизвестный мастер выполнил из известняка в середине 5 в. до нашей эры работу, получившую название « Мастер Матута » . Она являет собой извечную тему - матери и ребенка, самую светлую и проникновенную тему мира. Однако это изображение овеяно глубокой меланхолией. У этрусской матери нет больше жизненной силы и нет самого интереса к жизни, на руках у нее мертвый ребенок. « Мастер Матута » не просто группа, она служила урной для пепла. Мысль о загробной жизни у этрусков из радостной превратилась в грустную.

3 в. до нашей эры - время небывалого расцвета портретного искусства этрусков. Внимание скульпторов сосредоточилось на самом человеке и его характере, настроении, неповторимости черт лица. Пластические работы, украшающие этрусские гробницы уходящей эпохи, поражают своими некрасивыми лицами и безвольными позами, оплывшими телами. Но искусство портрета поднялось на столь высокую ступень, что в этих работах, отталкивающих своими внешними формами, уникальными и высокохудожественными были лица, в каждом из которых передан неповторимый душевный мир, во взглядах чувствовалось не только личная обреченность конкретного человека, но и обреченность существования самой

Этрурии.

Наступали последние столетия не только древнего мира - зримо подтверждались предсказания этрусских прорицателей о закате этрусков. Но на их землях силились римские ветераны, народы смешивались, этруски латинизировались и забыли свой язык. Со временем этруски смирились со своей судьбой, перестали воспринимать римлян, как завоевателей, и стали друг для друга просто согражданами одной страны. Пример этому - портрет оратора Авла Метелла, который был выполнен в бронзе неизвестным мастером после 89 года до нашей эры. Авл Метелл переходит границу эпох и народов. Он свидетельствует, что теперь нет побежденных и победителей, отныне Апеннины населяет единый римский народ.

Заключение

Культура этрусского народа, одного из самых загадочных народов мира стала основой развития для новой народности - римлян. Этрусков не стало, они растворились среди пришельцев, но научили римлян строить и обороняться, ковать оружие и возводить акведуки (многоярусный или одноярусный мост с лотком или трубопроводом, по которому вода передается через овраги, ущелья, дороги, долины рек).

Изобразительное искусство этрусков раскрыло пред нами богатую душу этого удивительного народа, который внимательно относился к действительности, стремился к ее точной, конкретной передаче. Поэтому знаменитое портретное искусство римлян имеет корни этрусского происхождения, оно берет начало с маленьких головок погребальных каноп и пластических портретов, крышек саркофагов.

Обычаи, ритуалы и верования этрусков тоже были восприняты римлянами и позднее переработаны, согласно новому времени и новым условиям существования. Поэтому нельзя сказать, что этруски исчезли с лица земли, они живут и в географических названиях, и в оставленных после себя памятниках, и в истории Великой Римской империи.

Литература

этрусский искусство живопись скульптурный

1. Срабова О.Ю. «Мировая Художественная Культура. Древний мир». Санкт-Петербург «Учитель и ученик», 200 7

2. Гузик М.А. «Учебный путеводитель по мировой художественной культуре». Москва «Просвещение», 200 8

3. Данилова Г.И. «Мировая Художественная Культура». Москва «Интербук», 200 7

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История развития и своеобразие этрусского искусства. Этрусская живопись как его наиболее замечательная сторона. Основные черты этрусской архитектуры и мастерство скульптурных изображений. Мелкая бронзовая пластика, керамика, зеркала, ювелирные изделия.

    реферат , добавлен 02.10.2012

    Характерные признаки древнеримского искусства. Исторические корни римской культуры. Римский стиль живописи. Основные направления и разновидность древнеримской живописи: фаюмские портреты, монументальная живопись, живопись этрусков.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2007

    История возникновения Римского искусства; его своеобразный характер и отличительные черты. Влияние на формирование древнеримской культуры художественных ценностей этрусков и греков. Достижения в архитектуре, скульптуре. Основные направления в живописи.

    презентация , добавлен 11.02.2012

    Практичность древних римлян, слабая степень их одаренности способностью к творчеству. Заимствование от этрусков в творческой сфере. Особенности архитектуры, скульптуры и живописи Древнего Рима. Виды римской литературы. Специфика римского театра.

    презентация , добавлен 23.10.2013

    Скульптурные изображения божеств в отечественных, зарубежных исторических источниках. Древнеегипетские культы богинь Бастет и Сохмет. Скульптурные изображения божеств с головой львицы и кошки в древнеегипетском искусстве Нового царства, Позднего периода.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2017

    Город Микены на полуострове Пелопоннес и остров Крит. Искусство Крита. Строительство и архитектура: раннеминойский, среднеминойский и позднеминойский периоды. Кносский Дворец. Фрески. Микенское искусство. Строительство и архитектура. Живопись. Гробницы.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2008

    Китайская цивилизация как одна из древнейших на Земле, ее основные достижения. Основные духовные ценности конфуцианства, их влияние на развитие культуры Древнего Китая. Исторические периоды развития китайской цивилизации. Китайская живопись и музыка.

    презентация , добавлен 28.11.2014

    Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Период столкновения исключающих друг друга художественных устремлений в XVII-XVIII веках. Проявление черт светского искусства в русской иконописи. Открытие иконописной мастерской при Оружейной палате в Кремле. Фресковая живопись, исторический жанр.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    История древнеримской цивилизации. Основные этапы истории древнеримской культуры. Главные особенности культа семейно-родовых духов-покровителей. Культ гениев императоров. Христианство в римской империи. Архитектура и монументальная настенная живопись.

(1494-1559)

Аргументация миграционной версии

В пользу второй теории говорят труды Геродота , появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот , этруски - это выходцы из Лидии , области в Малой Азии , - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной . Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах , которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов , то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н. э. или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции .

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако имеется также версия, что этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы». С этрусками этого раннего периода А. Эрман отождествлял легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (XIII-VII вв. до н. э.) .

Аргументация комплексной версии

На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейшие элементы доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в IV-III тыс. до н. э.; также волна переселенцев с ареала Чёрного и Каспийского морей во II тыс. до н. э. В процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение тому приводятся результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.

Географическое положение

Точные пределы Этрурии определить пока не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно . В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро. Широкая речная сеть создавала условия для развитого земледелия, в ряде мест осложнённого заболоченными участками. Южная Этрурия, почвы которой были часто вулканического происхождения, имела обширные озёра: Циминское, Алсиетиское, Статоненское, Вольсинское, Сабатинское, Тразименское . Более половины территории страны занимали горы и холмы. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона. Этруски культивировали кипарис, мирт, гранатовое дерево, привезённое в Италию из Карфагена (изображение граната встречается на предметах этрусков в VI в. до н. э.).

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов контролировал определенную территорию. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

От названия этого города (этр. - Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» - так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка - единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшего двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции - ориентализирующего или геометрического, классического (эллинистического), а также возвышения Рима. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Самым важным из исторических источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ему, первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации - изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха в урнах.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс романизации этрусских городов был практически завершён вместе с собственно этрусской историей.

Искусство и культура

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX - началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самыми примечательными из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Этрусский язык и литература

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы - лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

    По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

    Предметы роскоши и ювелирные изделия

    На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря , слоновой кости , драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы , украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью.

    Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии , изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду.

    Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

    • Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов - гаруспиков [ ] . Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем [ ] . В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто [ ] . Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой.

      Досуг

      Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям [ ] . Также, этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

      Экономика

      Ремёсла и сельское хозяйство

      Основой процветания Этрурии было земледелие , которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. В археологическом материале найдены зёрна полбы, овса и ячменя. Высокий уровень земледелия этрусков позволял заниматься селекцией - был получен этрусский сорт полбы , впервые они начали возделывать культурный овёс . Лён шёл на шитье туник и плащей, корабельных парусов . Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Имеются свидетельства антиков о прочности льняной нити, из которой этрусские ремесленники изготавливали панцири (гробница VI в. до н. э., Тарквинии). Довольно широко этруски применяли искусственное орошение , дренаж , регулирование течения рек. Известные археологической науке древние каналы находились у этрусских городов Спина, Вейи , в районе Коды.

      В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железнорудные запасы - всё разрабатывалось этрусками. Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIII в. до н. э. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима). Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железообработке. Встречаются находки из меди, инкрустированные железными миниатюрными квадратиками - приём, применяемый при работе с дорогостоящими материалами. В VII в. до н. э. железо ещё было редким металлом для обработки. Тем не менее металлообработка в городах и колониальных центрах выявлена: в Капуе и Ноле было развито производство металлической посуды, в Минтурнах, Венафре, Суэссе найден ассортимент предметов кузнечного ремесла. Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Для того времени добыча и обработка меди и железа была значительной по масштабам применения. В этой области этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды.

Описание: Моя небольшая наработка

Примечание: Эта статья - сокращенная часть моей курсовой работы.Прошу строго не судить, это моя первая курсовая работа.

Краткая характеристика этрусской цивилизации


Этот народ вошел в историю под разными названиями. Греки называли их тирсенами или тирренами, а римляне – тусками или этрусками. Как вы уже поняли, этруски являются достаточно загадочным народам. Главная их загадка заключена в их происхождении. Письменные памятники самих этрусков не могут помочь нам в разгадке этой тайны, так как их язык практически не расшифрован. Поэтому ученым приходится строить различные гипотезы, которые основываются на некоторых археологических находка, а так же на свидетельствах греках и римлян. Все теории о происхождении этрусков(кроме самых неправдоподобных)можно свести к четырем гипотезам.
1)Восточная гипотеза – самая древняя из всех гипотез. Она основана на трудах Геродота и некоторых других античных авторов. По их мнению, этруски – выходцы из Малой Азии. Причинами, по которым им пришлось покинуть свою изначальную родину, называют Троянскую войну и походы «народов моря». В пользу этой теории говорят и некоторые черты политического устройства(«федерации» 12 городов, деление на 3или 30 племен) и другие особенности, которые роднят этрусков с народами хетто-лувийской группы. Противники этой теории сомневаются, что целый народ смог бы переселится из Малой Азии в Италию именно в период Троянской войны и походов «народов моря». К тому же, этрусский язык не похож на хеттский или другие родственные ему языки.
2)«Теория формирования» По этой теории этруски как этнос сформировался в Италии (или перед непосредственными переселением в неё) из представителей нескольких разных народов. В наше время она наиболее распространена. Её придерживаются, в частности А.И Немировский, А.И Харченко и другие российские ученые.
3)Северная гипотеза Согласно ей, этруски пришли в Италию из-за Альп. Основана на сообщении Тита Ливия о сходстве языка этрусков и ретов (народ, живший между Альпами и Дунаем), а так же сходство германских рун с буквами этрусского алфавита. В наши дни она не имеет приверженцев, так как было установлено, что и германские руны, и язык ретов происходят из Этрурии, не никак не наоборот.
4)Автохтонная гипотеза: этруски – коренные (доиндоевропейские) жители Италии. Эта теория наиболее популярна у итальянских ученых.

Так или иначе, но этруски стали одним из народов Италии. Первые археологические памятники, связанные с этрусками (датируются концом VIII века до.н.э) появились в одном регионе Италии, который назывался Этрурия(кстати современное название этого региона – Тоскана, происходит от одно из названий этрусков – туски)

Этрурия – болотистая равнина, которая без мелиорации попросту становится не пригодной для земледелья, и побережье с мелководными гаванями, которые без нужного ухода легко заносится песком. Так что, для того что бы сделать эти земли пригодными для жизни, этрускам нужно было приложить огромные усилия. И они их приложили. Еще на заре своей истории этруски, с помощью труда покоренных народов смогли провести громадные осушительные работы. И Этрурия стала крайне плодородным регионом.

Экономика
В сельском хозяйстве у этрусков преобладало земледелье: выращивание зерновых культур и льна. Достаточно важным источником богатства страны была добыча металлов – меди и железа. На ней этруски сколотили огромное состояние, так как металлы и изделия из них нужны были нужны всем народам от Испании до Ближнего Востока. Достаточно больших успехов этруски достигли и в гончарном деле. В VIII-VII веках до.н.э этрусские мастера изготовляли очень оригинальную керамикe«буккеро»,которая пользовалась большим спросом по всему Средиземью.
Ваза стиля "буккеро"

Торговые связи этрусков были очень велики. Они торговали практически со всей Европой. Предметы этрусского происхождения находят не только в Италии, но и в Испании, Франции, Греции, Турции и на побережье Северной Африки. В страны Средиземья(особенно в Грецию) этруски вывозили металлы в слитках, металлические изделья(особенно пользовались
спросом металлические зеркала с резными рисунками на обороте),керамику, а ввозили они в основном предметы роскоши – изящную греческую керамику, стекло из Египта, пурпурную ткань из Финикии. Народами, что жили за Альпами, этруски продавали вино, оружие и домашнюю утварь, приобретая взамен меха, янтарь и рабов.

Общество
Главной силой в этруском обществе была знать. В ее руках была сосредоточена вся власть в этрусских городах, да и большинство земель так же принадлежала им. Только представители знати могли носить фамилию. Не меньшей властью жрецы. Они были главными хранителями знаний. Так же к ним обращалась, когда нужно было провести гадания(гадали как правило на внутренностях животных) Толкованием результатов гадания тоже занимались жрецы. А с учетом того что этруски были очень суеверным народом и результаты гадания для них были очень важны, жрецы запросто могли истолковать результаты гадания так как им было выгодно. Так что жрецы в какой-то мере обладали даже большей властью, чем знать.
О «среднем классе» этрусского общество нам практически ничего не известно. Каков было его состав, и владели ли представители этого класса землей нам так же неизвестно.
Зависимые люди в этруском обществе делились на 3 категории: лаутни , этэра и рабы. Отношение к рабам в этруском обществе практически не отличалось от того, как к рабам относились в Греции и на Востоке. Они были собственностью своего господина, и не редко их воспринимали не как людей, а как скот. Впрочем, в отличии от греков, этруски не ограничивали возможность раба выкупить себя у хозяина.

Категория лаутни по своему положению, немного напоминала спартанских илотов. Они были связаны со своим патроном патриархально-родовыми узами, так как они были частью семьи своего патрона. В основном этак категория комплектовались из вольноотпущенников и тех свободных людей, что попали в долговую кабалу. Положение лаутни было потомственным: их дети и внуки оставались в этом сословии.

Этэра , в отличии от лаутни были связаны с патронами не патриархально-родовыми узами, а добровольно принесенная клятвой верности. Они получали от своего патрона небольшой участок земли(часть урожая с которого шла патрону) или выступали в качестве ремесленников, делая для своего патрона то что ему необходимо.

Государство
Основной политической единицей у этрусков был город- государство. У каждого такого города, как правило, в подчинении было несколько городов, которые пользовались определенной автономией. Во главе города-государства стаял либо царь (лукумон ), либо магистраты, которые выбирались из знати.

Пока что неизвестно, обладал ли лукумон реальной властью или она была ограничена советом старейшин. Известно, что царь возглавлял войска во время войн и что он был верховным жрецом в своем городе. Его личность считалась священной, он рассматривался как воплощение бога-покровителя данного города.Возможно должность царя была выборочной(правда не известно избирали ли их пожизненно или на определенный срок).

Начиная с VI века до.н.э во многих этрусских городах власть лукумонов была ликвидирована, и им на смену пришли выборочные магистраты. Чаще других упоминается зилк , или зилат . Известно, что эту должность могли занимать молодые люди в возрасте до 25 лет, так что полномочия этого магистрата были не велики. Известны названия некоторых других магистратов(marnux,purth), но о их функциях ничего не известно.

Города-государства этрусков объединялись в союзы – двенадцатиградья(число 12 было священным). Всего таких союзов было 3 – собственно в Этрурии(это был главный союз),в долине реки Пад(По) в Северной Италии(появился в середине VII века до.н.э) и в Кампании в Южной Италии(появился в VI веке до.н.э) В случае выбытия одного из членов союза, на его место сразу же выбирался другой город-государство(как правило его выбирали из тех городов, которые находились в подчинении у выбывшего из союза города). Каждую весну главы всех городов союза собирались в религиозной столице Этрурии – Вольсиниях, где они выбирали главу союза. Выбранный глава союза судя по всему не обладал реальной властью. Вообще, этрусское двенадцатиградье было лишь религиозным союзом. Единства в своих действиях члены союза добивались крайне редко. В основном они воевали, мирились и заключали свои договора независимо друг от друга.

Такая неорганизованность и сгубила этрусков.Их города не могли дать единый отпор своим многочисленным врагам. И увы этот удивительный народ ждала печальная судьба. В IV веке до.н.э союз этрусских городов в долине Пад был уничтожен кельтами, а союз городов в Кампании покорился грекам, а к середине III века до.н.э римляне смогли покорить этрусских городов в Этрурии(последним в 265 году до.н.э покорился Вольсиний) Но на этом история этрусков еще не закончился. Еще в течение 200 лет после покорения Римом, этруски сохраняли свою самобытность. Но со временем их становилось все меньше и меньше. А начавшиеся в Риме гражданские войны в окончательно отправил этрусков на "свалку" истории. От их великого народа остались лишь пару знатных родов(к примеру Спурины и Цильнии), которые уже и не помнили языка и культуры своих предков, и союз 12 городов(который правда был расширен до 15 городов)

Copyright © «Империал». Копирование информации с этой страницы возможно только при указании прямых ссылок на эту страницу.