Карел чапек - биография, информация, личная жизнь. Карел Чапек

Карел Чапек (чеш. Karel Čapek). Родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице - умер 25 декабря 1938 года в Праге. Один из самых известных чешских писателей XX века, прозаик и драматург, фантаст.

Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos, 1922), «Мать» (Matka, 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti, 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1922), «Гордубал» (Hordubal, 1933), «Метеор» (Povětroň, 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život, 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Válka s mloky, 1936), «Первая спасательная» (První parta, 1937), «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna, 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии.


Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье врача Антонина Чапека (1855-1929). Он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках.

Его мать Божена Чапкова (1866-1924) собирала при жизни словацкий фольклор.

В июле того же года семья переехала в город Упице, где Антонин Чапек открыл собственную практику. Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников. Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами. Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей.

Чапек начал писать в возрасте четырнадцати лет. Его ранние произведения, такие как «Простые мотивы», «Истории фей» публиковались в местной газете Nedele.

В 1908-1913 годах писал в соавторстве с братом Йозефом. Позже эти рассказы вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) и «Сияющие глубины» (1916). Будучи студентом он принимал активное участие в издании литературного альманаха (Almanac 1914). Одновременно Чапек интересуется живописью, в особенности кубизмом. Брат познакомил его со многими представителями чешского модернизма, Карел проникся их идеями и посвятил ряд статей модернизму в живописи.

Учился в гимназии в Градец-Кралове (1901-1905), затем переехал в Брно к сестре, где прожил два года. Отсюда он переехал в Прагу, где продолжил учёбу. В 1915 году получил степень бакалавра в Карловом университете, защитив диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству» Также занимался философией в университетах в Берлине и Париже.

По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански.

Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»).

В 1921-1923 был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech). Писательница и актриса этого же театра, Ольга Шайнпфлюгова, с 1920 была его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935).

Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример - антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»).

Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года , основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925-1933), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба , его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).

Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего воспаления лёгких 25 декабря 1938 г., полученного в результате работ по ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии. Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде.

После смерти за писателем приходило Гестапо. Его архив был спрятан вдовой, Ольгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и обнаружен после войны.

Творчество Чапека, который был личным другом и многолетним собеседником Т. Г. Масарика, пропагандировал многие его идеи (книги «Разговоры с Т. Г. Масариком» и «Молчание с Т. Г. Масариком») и не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950-1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.

Карел Чапек и его брат и соавтор художник Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен) являются изобретателями слова «робот» . Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.» искусственно созданных людей и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать этих искусственных людей словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» - práce, а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»).

В отличие от многочисленных писателей-фантастов, использовавших затем слово «робот» для обозначения человекоподобных неживых механизмов, Карел Чапек назвал этим словом не машины, а живых людей из плоти и крови, только созданных на специальной фабрике.


ЧАПЕК, Карел (Karel Capek - 09.01.1890, Малое-Сватоневіце - 25.12.1938, Прага) - чешский писатель.

Родился в семье сельского врача, рос в атмосфере высокой культуры; литературной деятельности посвятили себя и его старший брат Йозеф, и старшая сестра Гелена. Детство Чапека прошло в г. Упіце, среди поросших лесом невысоких гор Краконошів. Будущий писатель посещал школу в Градце Краловому, Брно, затем в Праге, куда его родители перебрались в 1907 г. Учился на философском (филологическом) факультете Пражского университета, а также в Германии и Франции.

С 1904 г. публиковался в периодике. Получив звание бакалавра, в течение некоторого времени был библиотекарем, гувернером. В 1917 г. стал журналистом, до 1921 г. работал в «Национальной газете» («Narodni Listy»), а потом - до самой смерти - в «Народных новостях» («Ludove noviny»).

В 20-х pp. Чапек как представитель демократического центра считался официальным писателем созданной Чехословацкой республики. Его политическое реноме сформировалось прежде всего благодаря его близости к президенту Т. Г. Масарика, которым увлекался Чапек. В 30-х pp. Чапек возглавил антифашистскую демократическую оппозицию, накликавши на себя огонь реакционной критики, которая достигла апогея во время мюнхенских событий 1938 г. Умер писатель на Рождество 1938 г. от пневмонии. Его смерть приобрела символическое значение: одновременно с потерей независимости Чехия потеряла писателя, который олицетворял эту независимость.

В общем, Чапек писал только прозу. Поэзия интересовала его меньше: 1946 г. в сборнике «Взволнованные танцы» увидели свет несколько его юношеских стихов, отдельные рифмованные фрагменты также в пьесе «Грабитель». Кроме того, в 1919 г. Чапек издал свои переводы Г. Аполлинера, а в 1920 г. увидела свет составленная им антология «Новая французская поэзия» с предисловием В. Незвала.

Чапек искал свой путь в литературе в течение нескольких лет; ему весьма помогло творческое сотрудничество с братом. Первые рассказы братьев Чапека обозначены неокласицистськими тенденциями (в то время так называли лаконичный до афористичности стиль с минимумом декоративных элементов). Рассказы публиковались в периодике и впоследствии были объединены в сборник «Сад Краконоша» («Krakonosova zahrada», 1918). Эти произведения в значительной мере возникли на почве легенд и чешского фольклора. Однако уже даже в этих рассказах доминирует ощущение беззащитности человека в сложном мире, на которую сам человек не имеет права жаловаться. На два года раньше, в 1916 p., увидела свет создана несколько позже сборник «Сияющие глубины и другая проза» («Zafive hlubiny a jina pryza»), в которую вошли экспериментальные (в определенном смысле) произведения.

В 1917 г. Чапек издал свою первую самостоятельную сборку «Распятие»(«Bozi muka»), пронизанную пессимистическому убеждением в непознаваемости истины. Человек в раннем творчестве Чапека воспринимает свое существование как ненужное и лишено цели. Самый известный рассказ из этой книги - «Следы»: заснеженное поле, в котором, не дойдя нескольких метров до дороги, прерывается цепочка следов. Откуда она? Что это: чудо или какая-то мистификация? Чапек не подает ответа, поскольку, по его мнению, истина недостижима. Пессимизм доминирует и в следующей сборке Чапека - «Мучительные рассказы» (1921).

С начала 20-х pp. Чапек начал писать для театра. Комедия «Грабитель» («Loupeznik», 1920) внешне перекликается с популярным тогда віталізмом, но скорее разоблачает его, чем утверждает: отец пытается уберечь дочь от любви, и вот появляется юноша (грабитель), и дочь теряет покой. Но вскоре в ход событий вмешивается сестра девушки, которая когда-то, влюбившись, сбежала из родительского дома, а теперь возвращается со сломанными крыльями. Любовь и молодость бессильны перед жизнью. После успешной премьеры «Грабителя» Чапек познакомился с юной актрисой начинающим Ольгой Шайнпфлюґовою. Однако их свадьба состоялась только через Шагов.

Следующей была пьеса «Р.У.Р.» («R.U.R.», «Roussum"s Universal Robots»), ее премьера состоялась в 1921 г. В пьесе отразилось отношение Чапека к науке и прогрессу, в котором сочетались интерес и озабоченность судьбой мира, где изобретения получают неограниченную власть над человеком, а техническая цивилизация приводит к гибели культуры. В отношении Чапека к цивилизации заметно влияние экспрессионизма. Сюжетом пьесы является создание искусственного человека - робота (это слово является неологизмом Чапека). Работы, которых в огромном количестве изготавливают на фабрике Россума, вытесняют человека во всех отраслях производства, а затем используются и как солдаты. Наконец, работы восстают и уничтожают человечество. Однако финал пьесы имеет оптимистическое окрас: двое роботов - юноша и девушка, в отличие от других искусственных людей, оказались способными на глубокие чувства, и их любовь должна спасти жизнь на Земле.

Вообще, утопия - характерный для Чапека жанр. В этом жанре созданы пьеса «Эликсир Макропулоса» (1922), романы «Фабрика абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924), знаменитый роман-памфлет «Война с саламандрами» (1936).

Главная героиня пьесы «Эликсир Макропулоса» - знаменитая певица Эмилия Марти, отец которой, лейб-медик Рудольфа II, испытал на ней эликсир, который продлевает молодость на 300 лет. Однако такую долгую жизнь оказывается невыносимой для Эмилии, она решает больше не употреблять эликсира. Мораль пьесы соответствует духу известной чешской сказки: хорошо, что на свете есть смерть.

Событие, с которого начинается роман «Фабрика абсолюта», - изобретение особого «карбюратора», который, расщепляя атомы углерода, высвобождает таким образом «абсолют», то есть «божественную» энергию. Перепроизводство «карбюраторов» приводит к экономическому хаосу, который, в свою очередь, становится основой мировой войны. От гибели цивилизацию спасает артиллерийский поручик, который уничтожает «карбюраторы». Роман подает события в юмористическом плане, высмеивая монополии, религию и церковь, «большую» политику, колониализм.

Роман «Кракатит» в свое время снискал огромную славу, а его популярность можно сравнить с популярностью пьесы «Р. В. Г.». Действие романа обусловлена изобретением взрывчатого вещества, которая способна уничтожить весь мир. Это произведение также имеет счастливый конец: рецепт производства кракатиту уничтожен вместе с его запасами. Изобретатель Прокоп решает в дальнейшем заниматься пусть и менее глобальными, однако безопасными для человечества делами.

Ведущая мысль всех трех произведений - человек не должен вмешиваться в естественное течение жизни, ни одна попытка насилия над природой, попытки ее изменить не приведут к добру. Эту линию продолжила и пьеса «Адам-творец» («Adam Stvofitel», 1927), написанная совместно с И. Чапеком. Изобретатель уничтожает при помощи созданной им машины все человечество, кроме самого себя, и создает другой мир, еще хуже прежнего. В соавторстве с братом была создана пьеса «Из жизни насекомых» («Ze zivota hmyzu», 1921), сюжетом которой является посмертные видения бродяги, перед глазами которого предстают сатирически окрашенные аллегорические фигуры - бесполеВНОсть любви (бабочки), мечты о богатстве (хрущи), мечты о власти (муравьи), быстротечность жизни. Идея пьесы: человек счастлив, если не ведает о суете своего существования.

Кроме романов, рассказов и драм, Чапек также писал путевые заметки. В 20-х гг. увидели свет его «Итальянские письма» («Italskelisty», 1923) и «Английские письма» («Anglickelisty», 1924). В отличие от устоявшейся чешской традиции этого жанра, в центре заметок Ч. - не дидактический мотив, а путевые наблюдения и впечатления, часто оригинальные и всегда остроумные. Залогом популярности «Писем «стала и легкая, непринужденная манера письма Чапека, выработанная годами журналистской практики.

Яркостью и свежестью впечатлений обозначены и журнальные статьи Чапека, объединенные 1924 г. в книге под названием «известные вещи» («О neiblizsich vecech»), где писатель задумывается над найбуденнішими предметами, которые даже вряд ли и замечаешь в текущей жизни (коробка спичек, огонь, снег), над их философской значимости. В сатирическом плане написана книга «Критика слов» («Kritika slov», 1920), которая посвящена незаметности и обыденности шаблонных слов.

Литературный успех Чапека основывался не только на его философии и осмыслении мира, которые были созвучны многим людям среднего класса (и прежде всего интеллигенции), но и на выдающемся мастерстве рассказчика. Политические взгляды Чапека сказались на его языке и оказались в стремлении найти как можно демократичнее выразительные средства. Его произведения легко читаются, не утомляют, сохраняют искреннюю тональность, ориентированность на читателя. Чапек обладает редким чутьем материального мира и конкретного образа, избегает пишномовної риторики и хитроумного жонглирование метафорами. Его произведениям неприсущая внезапная смена тона, как, впрочем, и однообразие: авторская речь постоянно чередуется с диалогами и напівпрямою языке. Чапек - признанный мастер диалога, что, кроме всего прочего, обеспечило его произведениям сценический успех. В репликах его персонажей сочетаются стройность и изящество литературного языка с живостью и меткостью пражской говоры, причем речь каждого героя имеет свои неповторимые особенности.

В начале 30-х гг. в литературе Чехословакии сформировался мощный антифашистский лагерь, к которому присоединились все писатели-гуманисты. Самой заметной фигурой среди них был Чапек. За годы экономического кризиса взгляды писателя претерпели существенных изменений: его пессимизм побледнел, Чапек преодолел и некоторую утопичность в восприятии мира.

Свидетельством этих изменений стали две его новые книги - «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из второй кармане» («Povidky z jedne Kapsy», «Povidky z druhe Kapsy», 1929), в которые вошли «криминальные» истории, созданные явно по образцу новелл Дж. К. Честертона. Это не «дешевый» детектив и вообще не совсем детектив в привычном смысле, ведь в этих рассказах Чапека раскрытии преступления играет второстепенную роль, главное для автора - заглянуть в душу мелкого преступника и в душу рядового охранника закона. Загадка не остается без разгадки (напр., оп. «Следы»), она имеет вполне рациональное объяснение. Метафизическая тайна меняется обыденным тайной.

В 1933 - 1934 гг. Чапек создал своеобразную трилогию, правда, романы «Гордубал» («Hordu-bal»), «Метеор» («Povetrofi») и «Обычная жизнь» («Obycejny zivot»), которые вошли в него, объединены не общими героями и местом действия, а лишь единым углом зрения. Вновь поднимая вопрос об определение истины, Чапек приходит к выводу о плюралістичність человеческой душе, неоднозначность внутреннего мира. Для писателя это означало возможность взаимопонимания.

Герой первого романа, Гордубал, возвращается из Америки, куда он ездил на заработки. Его жена построила за присланные деньги дом, в котором изменяет мужу с батраком. Пока Гордубал переживает измену, жена с любовником убивают его. В процессе расследования преступления раскрывается сложность понимания человеческих поступков. Роман «Метеор» - это, по сути, три разные рассказы об одном и том же человеке. Неизвестный мужчина становится жертвой авиакатастрофы и умирает в больнице. Монахиня, ясновидящий и поэт, каждый по-своему, реконструируют историю его жизни. «Обычная жизнь» - рассказ о чиновнике, который на склоне лет начинает писать автобиографию и неожиданно открывает в себе двух разных людей - карьериста и поэта, прагматичного педанта и романтика.

Внятного антифашистского направления творчество Чапека приобрела в 1936 p., когда вышел из печати его ромаи «Война с саламандрами», ро-ман-утопия и одновременно роман-предупреждение. Чапек показывает, как сначала невинные саламандры становятся страшной тупой силой, что смертельно угрожает человечеству, культуре, цивилизации. В романе Чапек широко применяет сатиру и пародию. В поисках силы, способной противостоять разрушению, Чапек обращается к непривычному для него социальной среды, описывая в романе «Первая спасательная» («Prvniparta», 1937) образы шахтеров, которые проявили незаурядное мужество и человечность, спасая погребенных под завалами людей.

Вершиной политического творчества Чапека стали его пьесы «Белая болезнь» («Bila nemoc», 1937) и «Иметь» («Matka», 1938). Главным конфликтом первой из них стало противостояние профашистского диктатора, который грезит о мировом господстве, и скромного врача Ґалена, который изобрел лекарство от смертельной белой болезни вроде чумы, истребляет население страны. Врач готов вылечить больного диктатора, если тот откажется от своих милитаристских планов. Но владоможець согласился с требованиями Ґалена слишком поздно: врача затоптала толпа боевиков за то, что он отказался кричать «Слава войне!». Своей пьесой Чапек пытается сказать, что каждый может и должен даже в одиночку противопоставить себя диктатуре, демагогию, экзальтированном толпы. Строгим предупреждением об опасности победы антигуманных настроений звучит обыденно, без ореола мученичества смерть врача Ґалена.

Совсем другой, возвышенный финал должен пьеса «Мать». Женщина, которая потеряла мужа и четырех сыновей, следит последнего, самого младшего, который тоже рвется к бою. Но, узнав о том, что вражеский пилот расстрелял из самолета маленьких детей, она сама дает винтовку сыну в руки. Сюжет мог бы показаться скучным, если бы не тон пьесы, сочетающий патетику и поэзию, в которой органично переплетаются принцип единства места и монологи погибших сыновей.

Свой последний роман «Жизнь и творчество композитора Фолтина» («Zivot a dilo skladatele Foltyna») Чапек завершить не успел. В центре произведения - проблема совести художника, о котором, как и в романе «Метеор», рассказывают другие. При этом достигается противоположный эффект: этот характер, характер самовлюбленного дилетанта, - вполне однозначный.

В 30-х pp. Чапек продолжал публиковать свои путевые заметки («Путешествие в Испанию» - «Vylet do Spanel», «Голландские образки» - «Obrazky z Holandska», «Путешествие на Север» - «Cesta па sever»); как и раньше, интересовался «обыденным» («Год садовода» - «Zahradnikov rok», «Имел я кошку и пса» - «Mel начал psa a kocku»), издал сборник рассказов фейлетонного характера о современных ему отдельные виды массовой культуры - «Как это делается» («Jak se со dela»).

В середине ноября 1938 г. Чапек заболел гриппом, а впоследствии врачи обнаружили воспаление почек и легких. Умер писатель 25 декабря 1938 г.

На украинском языке произведения Чапека переводили Ю. Лисняк, С Сакидон, В. Струтинский, Д. Андрухив, В. Шевчук, К. Забарило и др. На сценах украинских театров ставились его пьесы «Мать», «Из жизни насекомых».


25.12.1938

Карел Чапек
Karel Čapek

Чешский Писатель

Драматург

Один из самых известных чешских писателей XX века, прозаик и драматург, фантаст.
Автор знаменитых пьес, рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок

Карел Чапек родился 9 января 1890 года в деревне Малые Сватоневице, Чехия. Рос в семье врача Антонина Чапека. Он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках. Его мать Божена Чапкова собирала словацкий фольклор. Старший брат Чапек, Йозеф - художник и писатель. Старшая сестра Чапкова, - литератор, мемуаристка.

В июле того же года семья переехала в город Упице, где Антонин Чапек открыл собственную практику. Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников. Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами. Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей.

В 1907 году поступил на философский факультет Карлова университета в Праге. Более года провел в Париже, посещая лекции в Сорбонне. В 1915 году получил степень бакалавра, защитив в Праге диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству». Ко времени учебы относятся и его первые литературные опыты - сначала в поэзии, затем в прозе. В 1912 году Карел с братом Йозефом издал первую книгу рассказов - «Сад Краконоша».

Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского, затем журналистом в газетах Narodni listy и Lidove noviny. Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера «Зона» - своеобразного манифеста нового поколения поэтов.

В 1920 году он закончил свою первую пьесу «Грабитель» и предложил ее Национальному театру. Пьесу приняли, и она шла на сцене в течение нескольких лет. В том же году на сцене Национального театра состоялась премьера фантастической пьесы «R. U. R.», персонажами которой Чапек впервые в мировой литературе сделал роботов. Придуманное им слово «робот» вошло в лексикон века и стало интернациональным наименованием механического человека.

В 1921 году Чапек отправился в путешествие по Англии, во время которого познакомился с ведущими английскими писателями Гербертом Уэллсом и Бернардом Шоу. Вернувшись в Прагу, Чапек завершил пьесы «Из жизни насекомых» и «Средство Макропулоса». Они были переведены на иностранные языки, к писателю пришла европейская известность. В 1922-1923 годах Чапек совершил большое путешествие по Европе, посетил Францию и Италию. Вернувшись в Прагу, он выпустил сборники очерков «Итальянские письма» и «Английские письма».

В 1924 году вышел роман «Фабрика абсолюта», в котором писатель в форме утопии рассказал о жизни военизированного общества. Во втором своем романе - «Кракатит» - Чапек размышлял о последствиях чрезмерной милитаризации. В начале тридцатых годов Чапек выпустил трилогию, состоявшую из романов «Гордубал», «Метеор» и «Обычная жизнь». Писатель продолжал путешествовать по Европе, из каждой поездки привозя материал для новых очерков. В жанре шутливых путевых дневников были выпущены «Открытки из Голландии», «Путешествие на Север».

После выхода романа «Война с саламандрами» Карел Чапек стал самым читаемым в мире чешским писателем. Успех книги объяснялся тем, что в жанре фантастики Чапек рассказал о той опасности, которую несут людям войны, национализм и безответственное отношение к экологии планеты. Вслед за «Войной с саламандрами» писатель создал пьесы антивоенной тематики - «Белая болезнь» и «Мать».

Кроме пьес и романов, Чапеку принадлежат циклы иронических детективов «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана», сборник юмористически переосмысленных библейских и литературных сюжетов «Апокрифы», циклы комических миниатюр «Год садовода», «Дашенька» и «Как это делается».

Чапек стал биографом первого президента Чехословакии Томаша Масарика, который был его личным другом и многолетним собеседником,- книги «Разговоры с ТГМ» и «Молчание с ТГМ». Писатель был убежденным антифашистом. В 1935 году он принял участие в Международном антифашистском конгрессе писателей в Париже.

Чапек был основателем и первым председателем чехословацкого Пен-клуба, членом комитета Лиги Наций по литературе и искусству. В 1935 году он выдвигался на должность президента Международного Пен-клуба Гербертом Уэллсом, его тогдашним президентом, но отказался от поста по причине болезни.

Умер Карел Чапек 25 декабря 1938 года в Праге. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде.

... читать ещё > Работа добавлена на сайт сайт: 2015-06-26

Узнай цену своей работы

Александр Бобраков

Писатель с мировым именем, фантаст, сатирик, автор слова "робот" - но и один из идеологов первой Чехословацкой республики, друг президента Масарика, автор публицистических статей, защитник демократии, враг фашизма и тоталитаризма. Но и автор детективно-философских рассказов и серии "Апокрифов", полных метких наблюдений на человеческой природой. Но и писатель-авангардист, одним из первых описавших в художественной литературе трагедию "Титаника". Но и переводчик Гийома Аполлинера, с которого, собственно, начался невиданный взлет чешской поэзии 20-го века. Но и философ, многие идеи которого актуальны и в современном мире. Это один и тот же человек - Карел Чапек.

Чапек родился 9 января 1890 года в Малых Сватоновицах в семье деревенского врача. В 1909 году он закончил пражскую гимназию. К этому же времени относятся и его первые литертатурные опыты - сначала в поэзии, затем в прозе. А в 1912 году Карел с братом Йозефом (впоследствии известным писателем и художником - авангардистом идал первую книгу рассказов - "Сад Краконоша".

Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского (том самом, где сейчас находится кофейня "Славия"). Затем Чапек работал журналистом - в газетах "Narodni listy" и "Lidove noviny", продолжиыв тем самым традицию - ведь многие чешские писатели, в том числе и сам Ян Неруда, вынуждены были зарабатывать на жизнь журналистикой. Впрочем, эта деятельность не только отнимала у писателей время, но и давала им новые сюжеты, как говорится, из самой гущи жизни. А в случае с Чапеком газетная полоса нередко становилась и трибуной для высказывания тех или иных политических взглядов.

Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера "Зона" - своеобразного манифеста нового поколения поэтов. А всемирную известность Чапек получил после постановки пьесы "R.U.R." - о восстании машин. Именно там было впервые употреблено слово "робот".

Помимо этой пьесы, Чапек (иногда в соавторстве с братом) написал ряд других - "Из жизни насекомых", "Адам - творец", "Средство Макропулоса", наконец, в конце 30-х годов - произведения, исполненные явного антифашистского пафоса - "Белая болезнь" и "Мать".

Чапек, однако, был не только драматургом. Его перу принадлежат и книги для детей, и путевые заметки, и "Апокрифы", и 2 книги детективных рассказов - "Из одного" и "Из другого кармана". Кроме того, Чапек стал биографом президента Чехословакии Масарика, издав несколько томов "Разговоров с Т.Г.М." - в высшей степени поучительных бесед о том, на каких принципах должно строиться молодое государство.

Но, конечно, самыми популярными произведениями Чапека были и остаются его романы - "Фабрика абсолюта" (1922), одна из первых антиутопий в мировой литературе, "Кракатит" (1924), "Гордубал" (1933), "Поветронь", "Обычная жизнь" (1934), а также знаменитая "Война с саламандрами" (1938), которая удивит любого - кого необычностью формы (чем не постмодернистское произведение?), кого - актуальностью содержания (в каждой эпохе есть свои саламандры…)

Умер Карл Чапек в Праге 25 декабря 1938 года, на рождество. По легенде, предчувствуя беды, которые грядут в Чехословакии, он отправился в храм святого Вита и целую ночь молился там (совершенно неожиданный поворот в биографии Чапека - скептика и агностика) в неотапливаемом огромном зале. После этого писатель заболел воспалением легких, и через неделю его не стало. Известно, что смерть спасла его от неминуемых после захвата Праги нацистами репрессий.

О Чапеке написано много, свою лепту в это внесли наши выдающиеся литературоведы - С.В.Никольский, О.М.Малевич, Е.Н.Ковтун. Однако о Чапеке пишут до сих пор - и будут продолжать писать. Этот большой писатель и человек всегда будет близок нам.

В местечке Малые Сватоневице, Чехия.

В 1907 году поступил на философский факультет Карлова университета в Праге. Более года провел в Париже, посещая лекции в Сорбонне. В 1915 году получил степень бакалавра, защитив в Праге диссертацию на тему "Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству".

Ко времени учебы относятся и его первые литературные опыты — сначала в поэзии, затем в прозе. В 1912 году Карел с братом Йозефом (впоследствии известным писателем и художником-авангардистом) издал первую книгу рассказов — "Сад Крконоша".

Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского, затем работал журналистом в газетах Narodni listy и Lidove noviny.

Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера "Зона" — своеобразного манифеста нового поколения поэтов.

В 1920 году он закончил свою первую пьесу "Грабитель" и предложил ее Национальному театру. Пьесу приняли, и она шла на сцене в течение нескольких лет. В том же году на сцене Национального театра состоялась премьера фантастической пьесы "R. U. R.", персонажами которой Чапек впервые в мировой литературе сделал роботов. Придуманное им слово "робот" вошло в лексикон века и стало интернациональным наименованием механического человека.

В 1921 году Чапек отправился в путешествие по Англии, во время которого познакомился с ведущими английскими писателями Гербертом Уэллсом и Бернардом Шоу. Вернувшись в Прагу, Чапек завершил пьесы "Из жизни насекомых" (1921) и "Средство Макропулоса" (1922). Они были переведены на иностранные языки, к писателю пришла европейская известность.

В 1922-1923 годах Чапек совершил большое путешествие по Европе, посетил Францию и Италию. Вернувшись в Прагу, он выпустил сборники очерков "Итальянские письма" (1923) и "Английские письма" (1924).

В 1924 году вышел роман "Фабрика абсолюта", в котором писатель в форме утопии рассказал о жизни военизированного общества.

Во втором своем романе — "Кракатит" (1925) — Чапек размышлял о последствиях чрезмерной милитаризации.

В начале тридцатых годов Чапек выпустил трилогию , состоявшую из романов "Гордубал" (1933), "Метеор" (1934) и "Обычная жизнь" (1935).

Писатель продолжал путешествовать по Европе, из каждой поездки привозя материал для новых очерков. В жанре шутливых путевых дневников были выпущены "Открытки из Голландии" (1932), "Путешествие на Север" (1936).

После выхода романа "Война с саламандрами" (1935) Карел Чапек стал самым читаемым в мире чешским писателем . Успех книги объяснялся тем, что в жанре фантастики Чапек рассказал о той опасности, которую несут людям войны, национализм и безответственное отношение к экологии планеты. Вслед за "Войной с саламандрами" писатель создал несколько пьес антивоенной тематики — "Белая болезнь" (1937), "Мать" (1938).

Кроме пьес и романов, Чапеку принадлежат циклы иронических детективов "Рассказы из одного кармана" и "Рассказы из другого кармана" (оба — 1929), сборник юмористически переосмысленных библейских и литературных сюжетов "Апокрифы" (1932), циклы комических миниатюр "Год садовода" (1929), "Дашенька" (1932), "Как это делается" (1938).

Чапек стал биографом первого президента Чехословакии Томаша Масарика, который был его личным другом и многолетним собеседником (книги "Разговоры с ТГМ" и "Молчание с ТГМ").