Когда к шуберту. Урок по музыке на тему" творчество шуберта" для передачи эмоционального состояния главных героев

I вариант (вопросы)

1.Годы жизни Ф. Шуберта:

А) 1715-1770г.

Б) 1810-1880г.

В) 1797-1828г.

А) на скрипке и фортепиано

Б) на флейте и скрипке

В) на органе и фортепиано

А) в музыкальной школе

Б) дома

В) в консерватории

А) 11 лет

Б) 9 лет

В) 15 лет

А) импрессионизма

Б) барокко

В) романтизма

А) 34 года

Б) 31 год

В) 30 лет

А) Д.Хворостовский

Б) М. Фогль

В) Ф.Шаляпин

А) Б) В)

А) 9

Б) 5

В) 7

«Прекрасная мельничиха», «Лесной царь», «Лебединая песня», «Зимний путь», «Скиталец».

А) Память о тебе останется навсегда в наших сердцах

А) 18 лет

Б) 20 лет

В) 19 лет

А) 4

Б) 2

В) 5

А) пунктирный ритм

Б) ритм бешеной скачки

В) ритм марша

А) вкрадчиво

Б) взволновано

В) завлекательно

А) А. Пушкин

Б) М. Лермонтов

В) Жуковский

Тест по творчеству Франца Шуберта

I вариант (ответы)

1.Годы жизни Ф. Шуберта:

А) 1715-1770г.

Б) 1810-1880г.

В) 1797-1828г.

2. Отец и братья обучали композитора игре:

А) на скрипке и фортепиано

Б) на флейте и скрипке

В) на органе и фортепиано

3. Где Ф. Шуберт получил начальное музыкальное образование:

А) в музыкальной школе

Б) дома

В) в консерватории

4. В каком возрасте Ф. Шуберт поступил в Конвикт:

А) 11 лет

Б) 9 лет

В) 15 лет

5. Представителем, какого музыкального направления был композитор:

А) импрессионизма

Б) барокко

В) романтизма

6. Сколько лет прожил композитор:

А) 34 года

Б) 31 год

В) 30 лет

7. Какой певец начал пропагандировать творчество Ф. Шуберта:

А) Д.Хворостовский

Б) М. Фогль

В) Ф. Шаляпин

8. Найди среди композиторов портрет Ф. Шуберта:

А) Б) В)

9. Сколько симфоний написал композитор:

А) 9

Б) 5

В) 7

10. Подчеркни вокальные циклы Ф. Шуберта:

«Прекрасная мельничиха», «Лесной царь», «Лебединая песня», «Зимний путь» , «Скиталец».

11. Какая надпись выгравирована на памятнике Ф. Шуберта:

А) Память о тебе останется навсегда в наших сердцах.

Б) И сердцу больно, и горю нет конца.

В) Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды.

12. Во сколько лет композитор сочинил балладу «Лесной царь»:

А) 18 лет

Б) 20 лет

В) 19 лет

13. Сколько образов в балладе «Лесной царь»:

А) 4

Б) 2

В) 5

14. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам почувствовать драматический образ:

А) пунктирный ритм

Б) ритм бешеной скачки

В) ритм марша

А) вкрадчиво

Б) взволновано

В) завлекательно

16. Кто сделал лучший перевод баллады «Лесной царь»:

А) А. Пушкин

Б) М. Лермонтов

В) Жуковский

Тест по творчеству Франца Шуберта

II вариант (вопросы)

А) австрийский

Б) русский

В) немецкий

А) танец

Б) марш

В) песня

А) А. Моцарт

Б) А. Сальери

В) Й.Гайдн

А) 13 лет

Б) 11 лет

В) 14 лет

А) концерты

Б) встречи

В) шубертиады

А) 600

Б) 500

В) 400

А) Л.Бетховена

Б) А.Моцарта

В) И.Баха

А) 1

Б) 4

В) 2

А) на Юпитере

Б) на Меркурии

В) на Сатурне

А) И. Фогль

Б) Ф. Шаляпин

В) М.Магомаев

В 1828 году, за несколько месяцев до смерти, в......... состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом.

« Лебединое озеро», «Форель», «Скиталец», «Князь Игорь», «Баркарола», «Неоконченная симфония», «Иван Сусанин», «Жаворонок», «Лесной царь», «В путь».

А) Б) В)


А) Шиллера

Б) Шекспира

В) Гёте

А) Лесного царя

Б) сына

В) отца

А) тихий и спокойный

Б) взволнованный и тревожный

В) веселый и озорной

Тест по творчеству Франца Шуберта

II вариант (ответы)

1. Ф.Шуберт по национальности композитор:

А) австрийский

Б) русский

В) немецкий

2. Основой творчества композитора является:

А) танец

Б) марш

В) песня

3. Кто был наставником Ф. Шуберта в Конвикте:

А) А. Моцарт

Б) А. Сальери

В) Й.Гайдн

4. В каком возрасте композитор начал сочинять:

А) 13 лет

Б) 11 лет

В) 14 лет

5. Как назывались музыкальные встречи Ф. Шуберта с друзьями:

А) концерты

Б) встречи

В) шубертиады

6. Сколько песен написал композитор:

А) 600

Б) 500

В) 400

7. Какого композитора Ф. Шуберт боготворил:

А) Л.Бетховена

Б) А.Моцарта

В) И.Баха

8. Сколько вокальных циклов написал композитор:

А) 1

Б) 4

В) 2

9. В честь Ф. Шуберта назван кратер:

А) на Юпитере

Б) на Меркурии

В) на Сатурне

10. Какой певец стал пропагандировать его песни:

А) И. Фогль

Б) Ф. Шаляпин

В) М.Магомаев

11. Вставь пропущенное слово:

В 1828 году, за несколько месяцев до смерти, в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом.

12. Подчеркни произведения Ф. Шуберта:

« Лебединое озеро», «Форель», «Скиталец», «Князь Игорь», «Баркарола», «Неоконченная симфония», «Иван Сусанин», «Жаворонок», « Лесной царь», «В путь».

13. Найди иллюстрацию к балладе «Лесной царь»:

А) Б) В)

14. На стихи, какого немецкого поэта написана баллада «Лесной царь»:

А) Шиллера

Б) Шекспира

В) Гёте

15. Речь, какого персонажа баллады звучит ласково, завлекательно, мягко:

А) Лесного царя

Б) сына

В) отца

16. Какой характер имеет баллада «Лесной царь»:

А) тихий и спокойный

Б) взволнованный и тревожный

В) веселый и озорной

Франц Пе́тер Шу́берт - выдающийся австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.

Шуберт родился 31 января 1797 г. в Лихтентале, небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Мать была дочерью слесаря. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). В возрасте 13 лет Шуберт уже был автором ряда произведений. Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена.

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Фортепианная партия на равных правах с вокалом участвует в создании музыкально-поэтического образа. Шуберта по праву можно считать основоположником романтической вокальной лирики.
Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно.

Во многом Шуберту помогали друзья, нередко их встречи посвящались целиком музыке. Звучали произведения Шуберта. Иногда устраивались вечеринки, танцевали, а Франц часами сидел за фортепьяно и импровизировал. Такие встречи назывались «шубертиадами».

Начиная примерно с 1821 года музыка Шуберта становится достоянием более широких кругов венского общества. Это были преимущественно песни, в пропаганде которых большую роль сыграл певец Фогль.

В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).

Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 г. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды» В честь Шуберта назван кратер на Меркурии.

Сказал: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!».

Эта цитата из бессмертного произведения «Мастер и Маргарита» характеризует жизнь австрийского композитора Франца Шуберта, знакомого большинству по песне «Аве Мария» («Третья песня Эллен»).

При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне скудно. Как-то раз сочинитель вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами. Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего. Познав сладость славы лишь мимолетно, Франц умер в 31-летнем возрасте. Но спустя столетия этот музыкальный гений стал признанным не только у себя на родине, но и во всем мире: творческое наследие Шуберта необъятно, он сочинил около тысячи произведений: песен, вальсов, сонат, серенад и прочих композиций.

Детство и юношество

Франц Петер Шуберт родился в Австрии, неподалеку от живописного города Вены. Одаренный мальчик рос в обычной небогатой семье: его отец – школьный учитель Франц Теодор – происходил из крестьянского рода, а мать – повариха Элизабет (урожденная Фиц) – была дочерью ремонтника из Силезии. Помимо Франца супруги воспитывали еще четверых ребятишек (из 14 родившихся детей 9 умерли в младенческом возрасте).


Неудивительно, что будущий маэстро рано проявил любовь к нотам, ведь в его доме постоянно «лилась» музыка: Шуберт-старший обожал по-любительски играть на скрипке и виолончели, а брат Франца увлекался фортепиано и клавиром. Франц-младший был окружен восхитительным миром мелодий, так как радушное семейство Шубертов часто принимало гостей, устраивая музыкальные вечера.


Заметив талант своего сына, который в семилетнем возрасте музицировал на клавишах без изучения нот, родители определили Франца в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где мальчик пытался освоить игру на органе, а М. Хольцер обучал юного Шуберта вокальному искусству, которое он освоил на славу.

Когда будущему композитору исполнилось 11 лет, он был принят хористом в придворную капеллу, находившуюся в Вене, а также зачислен в школу с пансионом Конвикт, где и обзавелся лучшими друзьями. В учебном заведении Шуберт ревностно постигал музыкальные азы, однако математика и латинский язык давались мальчику худо.


Стоит сказать, что в таланте юного австрийца не сомневался никто. Венцель Ружичка, преподававший Францу басовый голос многоголосного музыкального сочинения, как-то заявил:

«Его учить мне нечему! Он все уже знает от Господа Бога».

А в 1808 году на радость родителям Шуберт был принят в императорский хор. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он самостоятельно написал свое первое серьезное музыкальное сочинение, а уже через 2 года с юношей стал заниматься признанный композитор Антонио Сальери, который даже не брал с молодого Франца денежного вознаграждения.

Музыка

Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.


Однако человеку, чья жизнь заключалась в страсти к музыке, благородный учительский труд был не по душе. Поэтому между уроками, которые вызывали у Франца одно лишь презрение, он садился за стол и сочинял произведения, а также изучал труды , и Глюка.

В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.


В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.

Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.

Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.

Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен. Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю.


Франц Шуберт сочиняет музыку на природе

В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта. Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.

Стоит отметить, что в годы пика популярности Франц обзавелся выгодными знакомствами. Так, его товарищи (писатель Бауэрнфельд, композитор Хюттенбреннер, художник Швинд и другие приятели) помогали музыканту деньгами.

Когда Шуберт окончательно убедился в своем призвании, в 1818 году он оставил работу в школе. Но его отцу не понравилось спонтанное решение сына, поэтому он лишил свое уже взрослое чадо материальной помощи. Из-за этого Францу приходилось просить ночлега у друзей.

Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось. Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.

В 1823-м Шуберт становится почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.

Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона. Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе.

После грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти.


Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.

«Что будет со мной... – писал Шуберт, – мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».

Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет. Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали членом Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт. Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.

Личная жизнь

В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.

Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.


Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.

Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.


Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.

Смерть

Осенью 1828 года Франца Шуберта мучила двухнедельная лихорадка, вызванная инфекционным заболеванием кишечника – брюшным тифом. 19 ноября в возрасте 32-х неполных лет великий композитор скончался.


Австрийца (согласно последнему желанию) похоронили на Верингском кладбище рядом с могилой его кумира – Бетховена.

  • На средства, вырученные с триумфального концерта, который состоялся в 1828 году, Франц Шуберт приобрел рояль.
  • Осенью 1822 года композитор написал «Симфонию № 8», которая вошла в историю как «Неоконченная симфония». Дело в том, что сначала Франц создавал это произведение в виде наброска, а потом в партитуре. Но по непонятной причине Шуберт так и не закончил работу над детищем. По слухам, остальные части рукописи были утеряны и хранились у друзей австрийца.
  • Некоторые ошибочно приписывают Шуберту авторство названия пьесы-экспромта. Но словосочетание «Музыкальный момент» придумал издатель Лейдесдорф.
  • Шуберт обожал Гете. Музыкант мечтал познакомиться поближе с этим знаменитым писателем, однако его мечте не суждено было исполниться.
  • Большую до-мажорную симфонию Шуберта нашли через 10 лет после его смерти.
  • В честь пьесы Франца «Розамунда» был назван астероид, который открыли в 1904 году.
  • После кончины композитора осталась масса неизданных рукописей. Долгое время люди не знали того, что было сочинено Шубертом.

Дискография

Песни (всего более 600)

  • Цикл «Прекрасная мельничиха» (1823)
  • Цикл «Зимний путь» (1827)
  • Сборник «Лебединая песнь» (1827-1828, посмертный)
  • Около 70 песен на тексты Гёте
  • Около 50 песен на тексты Шиллера

Симфонии

  • Первая D-dur (1813)
  • Вторая B-dur (1815)
  • Третья D-dur (1815)
  • Четвертая c-moll «Трагическая» (1816)
  • Пятая B-dur (1816)
  • Шестая C-dur (1818)

Квартеты (всего 22)

  • Квартет B-dur op. 168 (1814)
  • Квартет g-moll (1815)
  • Квартет a-moll op. 29 (1824)
  • Квартет d-moll (1824-1826)
  • Квартет G-dur op. 161 (1826)

(Вариант биографии с разрезанными вопросами раздается для парной работы в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Ответы с указанием номера записываются в тетради.)

Познакомься с биографией Франца Шуберта и ответь на вопросы:

(Запиши ответы в тетради, нумеруй вопросы в указанном порядке.)

Франц Пе́тер Шу́берт - выдающийся австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.

Шуберт родился 31 января 1797 г. в Лихтентале, небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Мать была дочерью слесаря. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). В возрасте 13 лет Шуберт уже был автором ряда произведений. Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена.

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Фортепианная партия на равных правах с вокалом участвует в создании музыкально-поэтического образа. Шуберта по праву можно считать основоположником романтической вокальной лирики.

Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно.

Во многом Шуберту помогали друзья, нередко их встречи посвящались целиком музыке. Звучали произведения Шуберта. Иногда устраивались вечеринки, танцевали, а Франц часами сидел за фортепьяно и импровизировал. Такие встречи назывались «шубертиадами».

Начиная примерно с 1821 года музыка Шуберта становится достоянием более широких кругов венского общества. Это были преимущественно песни, в пропаганде которых большую роль сыграл певец Фогль.

В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).

Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 г. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды» В честь Шуберта назван кратер на Меркурии.

Вопросы к биографии Ф. Шуберта:

(Вопросы разрезаются и раздаются на парту в зависимости от их сложности, с учетом индивидуальных особенностей детей.)

1. Кто такой Франц Шуберт?

7. Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?

14. Представителем какого музыкального направления был Шуберт?

2. Когда и где родился Франц Шуберт?

11. Каким человеком был Шуберт?

15. Когда к Шуберту пришел настоящий успех?

3. Кем были родители Шуберта?

9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?

10.Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?

4. Где Шуберт получил музыкальное образование?

5. во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?

6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять?

16.Сколько лет прожил Шуберт?

8. Сколько песен написал Шуберт?

12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?

13. Какого композитора Шуберт боготворил?
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок проведен по программе Д.Б. Кабалевского, используется УМК «Музыка. 7 класс» Т.И. Науменко, В.В. Алеева.

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемно-поисковые;
  • самостоятельной работы;
  • работы с учебником;
  • проектный;
  • устного контроля;
  • тестирования;
  • взаимоконтроля.

Используемые приемы обучения:

  • объяснение;
  • практические задания;
  • проблемная ситуация;
  • анализ и синтез;
  • сравнение и сопоставление.

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальные;
  • парно-групповые;
  • коллективные;
  • фронтальные.

Средства обучения:

  • mp3 с записью музыкального произведения;
  • учебник и дидактические материалы к уроку;
  • компьютер и мультимедиапроектор;
  • презентация к уроку.

Тема четверти: Музыкальный образ.

Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Задачи:

  • образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
  • развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
  • воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», вставленная в презентацию.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.

Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами, Т.И. Науменко, В.В. Алеев учебник по музыке 7 класс.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.

II. Повторение пройденного.

– Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).

Слайд 2 (Щелкать по овалам после появления на них руки).

– С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ).

III. Изучение нового материала.

1) – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

(Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).

Слайд 3

2) Вопросы для проверки выполнения работы.

  1. Кто такой Франц Шуберт?
  2. Когда и где родился Шуберт?
  3. Кем были родители Шуберта?
  4. Где Шуберт получил музыкальное образование?
  5. Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
  6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
  7. Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
  8. Сколько песен написал Ф. Шуберт?
  9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
  10. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
  11. Каким человеком был Шуберт?
  12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
  13. Какого композитора Шуберт боготворил?
  14. Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
  15. Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
  16. Сколько лет прожил Шуберт?

(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)

Слайды 4-6 (Щелкать по каждому вопросу после появления на нем руки).

3) Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.

– Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 7

– Какие чувства выражает музыка?

– Какой образ передал в своей музыке композитор?

– Кто исполняет это музыкальное произведение?

(Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)

– Как называется это произведение?

– Что такое баллада?

Слайд 8

– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

Слайд 9

– Сколько действующих лиц в балладе?

– Как звучит тема каждого героя?

– Какая интонация преобладает в речи персонажей?

– Что вы услышали в аккомпанементе?

– Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике на странице 42. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.

Слайд 10

– Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.

(По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют, используя учебник (стр. 42). Проверка заполнения таблицы по слайду.)

Слайд 10 (Щелкать по каждому квадрату после появления на нем руки).

– Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на стр. 40 в учебнике) и ответьте на следующие вопросы:

– Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?

– Как происходит развитие сюжета в балладе?

– Какую роль в произведении играет фортепиано?

Слайд 11

(Слушание баллады на русском языке с лекцией. Ответы детей на вопросы.)

– Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» – образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.

4) История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

– Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.

Слайд 12

– Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.

– Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

Слайд 14

– Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

IV. Закрепление.

– В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.

Слайд 14 (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).

(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)

1 вариант 2 вариант
1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
А) Франции
Б) Италии
В) Австрии
2. Сколько песен написал Шуберт?
А) 600
Б) 500
В) 400
3. Кто автор немецкого текста баллады?
А) Шиллер
Б) Гёте
В) Шекспир
4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
А) 4
Б) 5
В) 6
5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
А) Отца
Б) Лесного царя
В) Сына
6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
А) Пунктирный ритм
Б) Ритм марша
В) Ритм бешеной скачки
7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?
А) Любовь и ненависть
Б) Жизнь и смерть
В) Война и мир
1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?
А) 27
Б) 31
В) 37
2. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»?
А) 28
Б) 23
В) 18
3. Кто сделал лучший перевод баллады?
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Жуковский
4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
А) Лирический
Б) Драматический
В) Эпический
5. Как звучит речь автора, отца и сына?
А) Взволнованно
Б) Завлекательно
В) Вкрадчиво
6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия?
А) Сына
Б) Отца
В) Лесного царя
7. Какой характер имеет баллада в целом?
А) Тихий и спокойный
Б) Взволнованный и тревожный
В) Веселый и озорной
1 вариант 2 вариант
1. В
2. А
3. Б
4. А
5. Б
6. В
7. Б
1. Б
2. В.
3. В.
4. Б
5. А
6. В
7. Б

Слайд 15

Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».

V. Итог урока.

– С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?

– Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?

Слайд 16

– Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?

(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)

VI. Домашнее задание.

– Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

– Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.