Конспект урока литературы на тему "Пётр Великий русской литературы. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы"

скачать

Биографическая аудио статья о Кондратии Рылееве по школьным учебникам литературы, хрестоматии и Детской энциклопедии.
Кондратий Фёдорович Рылеев (1795 - 1826) родился в с. Батово Петербургской губернии, в семье отставного подполковника из старинного дворянского рода. Получил военное образование. Сражался в составе русских войск с армией Наполеона. В 1818 году вышел в отставку. С января 1821 до весны 1824 служил заместителем Петербургской уголовной палаты, затем - правителем канцелярии Российско-Американской торговой компании.
В 1823 году был принял И. Пущиным в Северное общество и вскоре стал одним из его руководителей. Участвовал в восстании 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. 13 июля 1826 года был казнён.
Наиболее ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813 - 1814 годам. Это - патриотическая ода, дружеское послание, элегии, песни, эпиграммы. Осенью 1820 года написана сатира "К временщику", принесшая славу её автору. В 1822 году появляются 13 дум Рылеева. Современники отмечали "народность " в думах Рылеева, простой и естественный язык. Романтическая поэма "Войнаровский" (1825) была оценена Пушкиным выше "дум".

В течение нескольких столетий румынские княжества Молдова и Валахия томились под игом турецких феодалов. Население, почти сплошь состоявшее из крестьян, платило тяжелую дань султану деньгами, а также зерном, мясом, лесом и другими продуктами. Десятилетия проходили за десятилетиями, век сменялся веком, а Молдова и Валахия были по-прежнему отгорожены от стран Европы стенами турецких крепостей. Иноземные властители не допускали торговли Молдовы и Валахии с другими странами, препятствовали их экономическому, политическому и культурному развитию.

Даже природные богатства обоих дунайских княжеств не разрабатывались из опасения, что турки введут новые подати.

Путь к освобождению этих земель от турецкого владычества был трудным и долгим. Постепенно с помощью России, заинтересованной в сокрушении турецкого господства на Балканах, румынскому народу, населявшему Молдову и Валахию, удалось освободиться от иноземного гнета.

После победы России над Турцией в войне 1828-1829 гг. по Адрианопольскому мирному договору Валахия и Молдова получили некоторую политическую и экономическую самостоятельность, хотя окончательно освободиться от турецкой зависимости им удалось значительно позже....

К статуе Петра Великого. Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

К статуе Петра Великого

    Елиеавета здесь воздвигла зрак Петров
    К утехе россов всех, но кто он был таков,
    Гласит сей град и флот, художества и войски,
    Гражданские труды и подвиги геройски.

ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года

    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает.
    Каких зовет от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободренны
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных
    Платонов И быстрых разумом
    Певтонов Российская земля рождать.

    Науки юношей питают.
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастной случай берегут;
    В домашних трудностях утеха
    И в дальних странствах не помеха.
    Науки пользуют везде,
    Среди народов и в пустыне,
    В градском шуму и наедине,
    В покое сладки и в труде...

Вопросы

1. К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?

2. Какова главная мысль каждого из них?

3. Какие труды Ломоносова вам известны?

Обогащайте свою речь

1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма . Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий ученый и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?

2. Приведите примеры, в каких случаях можно непольаоватъ в современной речи слова слыл, дерзать, утеха . Как вы понимаете строки: ...может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Пауки юношей питают. Отраду старым подают?

3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.

4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.

5. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову поэту, ученому, общественному деятелю».

Урок литературы в 9 классе

Тема: М.В.ЛОМОНОСОВ – ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ. РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОМОНОСОВА В ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ .

Насонова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Копёнская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

Цели урока:

образовательная:

    расширение знания учащихся о М.В. Ломоносове, осмысление его реформаторской деятельности в области русского языка и литературы; знакомство с жанром оды.

развивающая:

    обогащение активного и пассивного словаря;

    формирование навыка восприятия и записи лекции, чтения поэтического текста, умения воспринимать и анализировать художественное произведение; развитие монологической речи.

воспитательная:

    воспитание интереса к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордости за Родину и достижения соотечественников;

    развитие мотивации к изучению предмета.

Словарная работа : реформа; силлабическое стихосложение, женская рифма, цезура, вирши; силлабо-тоническое стихосложение, теория «трех штилей», ода.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, портрет М.В. Ломоносова, тексты стихов поэтов 18 века, учебники литературы 9 класс, I часть.

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемые технологии:

* проблемно-исследовательская

*информационно-коммуникационная

*технологии уровневой дифференциации

Методы обучения:

* создания проблемной ситуации

* частично-поисковый (эвристический)

* беседа

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Слово учителя .

Ребята, на доске записан эпиграф нашего урока : «…Петр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский)

Как вы думаете, кого имел в виду Белинский?

Как вы понимаете эти слова?

(Пётр 1 произвёл преобразования во всех областях государственной и культурной жизни страны, что привело к укреплению России, культурное сближение её с Европой. Такую же великую роль в литературе 18 века – по мнению критика Белинского - сыграл М.В.Ломоносов.

Но знаете ли вы, что сделал Ломоносов в области литературы и русского языка, чем заслужил такую высокую оценку? (не очень)

Это интересно узнать? Давайте попробуем.

2. Актуализация имеющихся знаний о М.В.Ломоносове

1) Вступительная беседа

С именем Ломоносова вы встречались на других уроках. Каких? (химия, физика, география, история).

- Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о жизни Ломоносова и деятельности его как учёного.

Вы дома перечитали указанные страницы учебника (с.42-44).

2) Ответы на вопросы 1-3 учебника (с.49)

Где, в какой семье вырос Ломоносов? -Кто учил его грамоте?

Где он учился? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро наделён?

(В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве (за 5 лет он прошёл 8-милетний курс обучения), затем, как один из лучших учеников, был направлен в Германию –город Марбург - для завершения образования (изучал механику, физику, химию, горное дело и языки). После этого он прибыл в Петербург, где началась его блестящая академическая и писательская деятельность).

3) Сообщения учеников о научных открытиях Ломоносова

Диапазон его научных интересов необычайно велик: химия, физика, математика, металлургия, география, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, литература, русский язык, художество (изготовление смальты и мозаичных картин). Ему был присущ энциклопедический размах, обширность и глубина его талантов ставит его в один ряд с титанами Возрождения, такими, как Леонардо да Винчи и Микеланджело.

И на уроке литературы в 7 классе мы читали отрывки из его стихов. Какие из его художественных произведений вам известны?

4) Чтение стихотворных отрывков, которые изучались в 7 классе .

1) стихотворная подпись «К статуе Петра Великого»

К статуе Петра Великого

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.

- Какая главная мысль этого четверостишия?

(На памятнике Петру 1, воздвигнутому его дочерью Елизаветой Петровной в Петербурге, написаны строки Ломоносова, в которых перечисляются заслуги Петра перед Россией: строительство Петербурга, флота и армии, его реформы («гражданские труды») и поддержка искусства («художества»).

2) ода «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

О вы, которых ожидает Науки юношей питают,

Отечество от недр своих Отраду старым подают,

И видеть таковых желает, В счастливой жизни украшают,

Каких зовёт от стран чужих, В несчастной случай берегут;

О, ваши дни благословенны! В домашних трудностях утеха

Дерзайте ныне ободренны И в дальних странствах не помеха.

Раченьем вашим показать, Науки пользуют везде,

Что может собственных Платонов Среди народов и в пустыне,

И быстрых разумом Невтонов В градском шуму и наедине,

Российская земля рождать. В покое сладки и в труде…

- Какова главная мысль?

(1-ая часть – призыв русских юношей к занятию науками на пользу Отечеству. Он утверждает, что русская земля способна рождать собственных великих учёных, таких, как Платон или Ньютон, хотя пока приходится их звать «из стран чужих», вторая часть - это настоящий гимн в честь науки, которая является источником процветания страны и её граждан)

Ребята, мы видим, что Ломоносов был не только великим учёным, но и прекрасным поэтом 18 века, всё творчество которого было направлено к одной цели его жизни – «утверждению наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины.

И всё же он сделал гораздо больше. Ведь не зря В.Г.Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы».

3. Формулировка цели и темы урока.

О чём же мы должны узнать на этом уроке?

( О заслугах Ломоносова перед русским языком и литературой. Мы узнаем о его реформах (преобразованиях) в области русского литературного языка и русского стихосложения.)

- Знаете ли вы ответ на этот вопрос? (нет, почти ничего)

- Сформулируйте тему.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы . (запись темы)

4. Изучение нового материала. Лекция (сопровождается демонстрацией презентации)

Какой была литература 18 века? Вспомним, что мы знаем, а поможет нам презентация (слайды 1-6)

1) Реформа стихосложения

Послушаем, как звучали стихи поэтов того времени. Это отрывок из перевода стихотворения древнегреческого поэта Анакреона

А. Кантемир

О любви

Любовь, пришед к моим дверям,

Громко стал у них стучаться.

«Кто стучит там? – закричал я. –

И сну моему мешает?»

«Отвори, – Любовь сказал мне, –

Младенец я есьм; не бойся,

Весь обмокл в безлунной ночи,

С пути, бедной, заблудился».

Сжалился я, то услышав,

И, свечу тотчас зажегши,

Отворил; я вижу, правда,

Крылата младенца с луком

И с тулом стрел за плечами…

Всё ли вы поняли? Как звучат стихи?

(Не все слова понятны, так как много устаревших-церковнославянских слов и форм, звучат нескладно: нет рифм и ритм нарушается. А. Кантемир при переводе заменил имя Купидон (в римской мифологии – бог любви, изображаемый в виде мальчика с луком и стрелами) словом «любовь», пренебрегая тем, что русское слово женского рода не может стать мужским именем. А ведь это написал один из лучших поэтов того времени – А.Кантемир.

Почему же такими неблагозвучными были стихи в то время? Давайте посмотрим, как построены стихи.

Слайд 8 .

Рассмотрим пример, представленный на слайде.

Что такое вирши? Прочитаем его.

(Вирши – это в русском языке XVII–XVIII веков название всех стихов в противоположность прозе.)

Вирши петровской эпохи

О коль ве-ли-ю ра-дость // аз есмь об-ре-тох

Ку-пи-до Ве-не-ри-ну // ми-лость при-не-сох

Сол-це лу-чи сво-и // на мя спус-ти-ло

И злу пе-чаль// во ра-дость мне об-ра-ти-ло

- Как вы понимаете смысл четверостишия?

Стихи разделили на слоги. Сколько слогов в первом стихе? Во втором… Напишите. - Какие стихи рифмуются? (1-2, 3-4). На какие слоги падает ударение в рифмующихся словах? (предпоследние). Какая это рифма? (женская). Прочитайте выразительно первую строфу. - Какой вывод можно сделать?

(Женская рифма - разновидность , при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов .)

В таких стихах появляется цезура –пауза в середине стиха (//).

Перед нами так называемое силлабическое стихосложение , особенностью которого является равное количество слогов в рифмующихся строчках и обязательно с женской рифмой. Предшественники и современники Ломоносова для создания стихов использовали именно это стихосложение.

Записать: Силлабическое (слоговое) стихосложение: равное число слогов в строке; цензура – пауза в середине; на предпоследнем слоге обязательное ударение; рифма связывает смежные строки.

Но силлабика чужда русскому языку. Поэтому М.В.Ломоносов решил реформировать систему русского стихосложения, для этого он стал изучать русскую народную поэзию, в которой есть и ритм, и рифма, изучил научные труды В,К,Тредиаковского. Опираясь на его работы, сделал переход от силлабического (слогового) к силлабо-тоническому (слогоударному) (от греч. syllabe - слог и tónos - ударение), стихосложению

- В чём его особенность? Рассмотрим пример, представленный на слайде

Слайд 9

М. В. Ломоносов

Ночною темнотою

Покрылись небеса.

Все люди для покою

Сомкнули уж глаза.

Разделите вертикальной чертой стихи на слоги. Поставьте ударение в каждом слове. Сколько ударных слогов в первом стихе? Сколько безударных? Запишите. Продолжите работу.

Какой вывод можно сделать? Главная особенность этого стихосложения - чередование ударных и безударных слогов.

Такое стихосложение называется силлабо-тоническим

Силлабо-тоническое (слогоударное) стихосложение : чередование ударных и безударных слогов (равное количество ударных и безударных слогов

Отличаются ли стихи по звучанию?

( Силлабические стихи виршей петровской эпохи тяжелые, сложно воспринимаются на слух, а строфы Ломоносова, написанные силлабо-тоническим способом стихосложения, подвижные, легкие, воздушные, украшенные перекрестными рифмами.)

Чтение отрывка из перевода Ломоносовым стихотворения Анакреона

Ночною темнотою

(из Анакреона)

…Внезапно постучался

У двери Купидон,

Приятный перервался

В начале самом сон.

«Кто так стучится смело?» –

Со гневом я вскричал.

«Согрей обмерзло тело, –

Сквозь дверь он отвечал. –

Чего ты устрашился?

Я – мальчик, чуть дышу,

Я ночью заблудился,

Обмок и весь дрожу».

Тогда мне жалко стало,

Я свечку засветил,

Не медливши нимало

К себе его пустил.

Увидел, что крылами

Он машет за спиной,

Колчан набит стрелами,

Лук стянут тетивой…

- Чем различаются стихи Кантемира и Ломоносова?

(Различие двух стихотворных переводов очевидно: тяжелые, 8-сложные силлабические строки, лишенные рифм, стиха Кантемира и легкие, подвижные 3-стопные ямбы строф Ломоносова, украшенные перекрестными рифмами).

- В чем преимущество, достоинство силлабо-тонического стихосложения?

Слайд 10

Силлабо-тоническая система стихосложения помогает сделать стихи более легкими, звучными, выразительными и более понятными для самого простого читателя, дает простор для творчества поэтов.

Этой системой стихосложения поэты пользуются до сих пор.

2) Жанрово-стилевая реформа. Теория «трех штилей». Составление схем.

Но и литературный язык того времени был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, церковнославянскими, требовал приведения в порядок. Ломоносов поставил своей задачей очистить литературный язык от этих малопонятных слов, убрать их, сократить их употребление, приблизить язык к народному, разговорному языку. Все слова в русском языке Ломоносов разделил на несколько родов. Каких? Мы узнаем, прочитав отрывок статьи из учебника.

Работа с учебником

Откройте учебники на с.43 (последний абзац), начнем читать со слов «Он разделил слова…» по с. 44 до слов «Каждому стилю соответствует…»

Сколько родов слов выделил Ломоносов? (3)

К 1-му роду слов он относил слова … церковнославянские и русские слова

Ко 2-ому роду слов- … русские слова с небольшой примесью церковнославянских, понятных по книгам, но редких в разговорном языке

К 3-му роду - … русские разговорные

В зависимости от смешения слов 3-х родов создаётся тот или иной стиль («штиль»). Ломоносов разрабатывает теорию «трех штилей», в соответствии с которой разделяет все жанры литературы на «высокие», «средние» и «низкие».

Слайд 13

Рассмотрим схему. Прочитайте, какие жанры Ломоносов относил к «высокому штилю», к «среднему» и к низкому»?

- Практическая устная работа . Распределите слова по штилям: высокий, средний и низкий . Обоснуйте .

Запомните, что средний штиль, в современном языке соответствует нейтральному стилю речи . К нему относятся общеупотребительные слова, понятные всем говорящим на языке.

Рука, братцы, письмо, попрыгунья, дерзайте, небо, небеса, глаза, очи.

- Сделайте вывод (записать): в чем значение теории «трех штилей»?

Теория «трех штилей» имела демократический характер: она сократила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному, что сделало его доступным широкому кругу читателей.

Реформы Ломоносова в области литературного языка и стихосложения соответствовали культурным потребностям нации. Своими реформами Ломоносов открывал перед поэзией новые художественные горизонты.

3) Разработка жанра оды

Ломоносов не только создал теорию стихосложения, но и на практике дал прекрасные образцы литературных произведений. Его любимым жанром была ода.

Слайды 14, 15

Ода стихотворное лирическое произведение.

В оде поэт торжественным, величавым языком выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы.

Посмотрите, к какому штилю относил оду Ломоносов? (к «высокому штилю»)

Оды Ломоносова были посвящены различным знаменательным событиям в жизни русского государства: восшествию на престол, победам в сражениях. Любимым его героем был Пётр 1. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Такова, например, его философская ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

5. Самостоятельная работа:

сравнить 2 отрывка из стихов поэтов 18 века. Какое из них написано силлабическими стихами, а какое силлабо-тоническими? Обосновать своё мнение.

    Кузнечик дорогой, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою. Хотя у многих ты в глазах презренна тварь, Но в самой истине ты перед нами царь; Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен! Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен, Что видишь, всё твое; везде в своем дому, Не просишь ни о чем, не должен никому.

    Гордость, леность, богатство - мудрость одолело, Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

Первое написано Ломоносовым силлабо-тоническим стихом: *чередуются ударные и безударные слоги, 6-тистопный ямб

* хотя есть устаревшие формы (коль, блажен, препровождаешь жизнь, презренна), но всё понятно.

Второе принадлежит Кантемиру , написано по-старому, силлабическим стихосложением:

*нет порядка в ударении, оно падает куда попало, обязательна женская рифма, т.е. ударение падает на предпоследний слог

*много устаревших непонятных слов (невежество посело, под митрой)

6. Повторение, подведение итога урока.

А вот теперь, ребята, посмотрите на свои записи и повторите, какие же реформы были сделаны Ломоносовым и какими мы пользуемся до сих пор?

Реформа стихосложения

Какие виды стихосложения вы знаете? Чем они отличаются?

Реформа литературного языка, создание "теории трёх штилей".

Что вы можете сказать о ней?

Разработал жанр оды.

Дайте определение оды.

- Прав ли был Белинский, назвавший Ломоносова «Петром Великим русской литературы»? Почему?

(Да, он прав. Так же, как и Петр 1, он много сделал для развития России, стал первооткрывателем и в науке, и в литературе).

Практически все, что мы сейчас имеем в литературе было начато Ломоносовым. И мы до сих пор пользуемся его трудами, несмотря на все современные достижения. Поэтому мы можем подтвердить, что слова Белинского действительно соответствуют истине. Великий критик В. Г. Белинский продолжил свое высказывание о Ломоносове такими словами:

Слайд 16

На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало, что человек есть человек во всяком состоянии и что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями.

7. Рефлексия учебной деятельности

8. Домашнее задание : 1) выучить записи в рабочих тетрадях (всем),

2) подготовить выразительное чтение «Оды на день восшествия на престол..» (с.51 – 58), отметить непонятные слова или

    выучить наизусть 2 предпоследние строфы оды