Краткосрочный план урока литературы. К.Паустовский "Тёплый хлеб"

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

Изобильненского

муниципального района

Ставропольского края

учитель русского языка и литературы

Никитюк Марина Ивановна

Тема урока: «Не забывай о матери своей…»

(по рассказу Паустовского « Телеграмма»)

Форма: модельный урок – размышление.

Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления.
Цель: проанализировать содержание рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Задачи:

учебная: способствовать формированию умения анализировать содержание текста, давать характеристику героям определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и суждение

развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся.

воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).

Ожидаемые результаты.

личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения родителей в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

метапредметные: смысловое чтение; умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью и монологической контекстной речью; умение строить логическое рассуждение, умозаключение и умение делать выводы;

предметные: формулирование собственного отношения к рассказу Константина Паустовского «Телеграмма» ; умение пересказывать произведение или его отрывок с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по рассказу «Телеграмма», создавать устные монологические высказывания, вести диалог; написание сочинений на нравственные темы.

Оборудование:
1. Выставка книг Паустовского (подборка из школьной библиотеки):
а) К. Паустовский « Повести», Москва, « Детская литература» 1989 г.
б) « Русская советская проза», Москва, « Русский язык» 1977 г.
в) К. Паустовский « Поэтическое излучение», Москва, «Молодая гвардия» ,1976 г.
г) К. Паустовский « Повести и рассказы», Лениздат, 1979 г.
д) К. Паустовский « Кот-ворюга» , «Детская литература», 1985 г.
е) К. Паустовский « Стальное колечко» , Москва, « Детская литература», 1984 г.
ж) К.Паустовский «Золотая роза», Ставропольское книжное издательство, 1987 г.
2. Учебник 8-го класса сост. Г. И. Беленький

3. Картина Шишкина «Болото. Журавли» .
4. Клип песни Светланы Лазаревой « Мама».

5. Презентация к уроку.
Эпиграф к уроку: «Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».
Оноре де Бальзак

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

1.Основные этапы жизни и творчества Паустовского.
2. Анализ текста с элементами выборочного комментированного чтения рассказа Паустовского «Телеграмма».

3. Заключительное слово учителя.

4.Домашнее задание.

5.Комментирование оценок учащихся.

Ход урока:

Учитель. Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

Ответ учащегося: расссказ Александра Грина « Зеленая лампа». Основная мысль рассказа заключается в том, что человеческая жизнь не игрушка и играть ею жестоко, безнравственно.
Учитель. Что было задано на дом?

Ответ учащегося: на дом было задано прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» .
Учитель . Если Вы внимательно читали рассказы этих двух писателей, Грина и Паустовского, то, наверное, заметили, что их объединяет общая тема - тема нравственности. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока: «Не забывай о матери своей…» (по рассказу Паустовского « Телеграмма») Слайд № 1.

Учитель. Скажите, что такое нравственность?
Ответ учащегося. Слайд № 2.

Учитель. Давайте вспомним, какие произведения Паустовского вы читали?
Ученики: 1) « Скрипучи половцы»
2) «Корзинка с еловыми шишками»
3) «Заячьи лапы»
4) «Кот-ворюга»
5) « Михайловские рощи».
Учитель . Какому поэту Паустовский посвятил рассказ «Михайловские рощи». Слайд № 3.
Ученик. Это произведение Паустовский посвятил А. С. Пушкину. В этом рассказе писатель делится впечатлениями от встречи с внучкой Анны Петровны Керн. Этой женщине Пушкин посвятил следующие строки: « Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное явленье, как гений чистой красоты». Паустовский описывает Тригорский, Михайловский, Петровский парки.
Учитель. Что объединяет все эти произведения Паустовского?
Ученик. Во всех произведениях большое место писатель отводит описанию природы. Слайд № 4.
Учитель. Слайд № 5. Посмотрите на картину Шишкина « Болото. Журавли». Шишкин - мастер кисти, на своем полотне отобразил то, что Паустовский – мастер художественного слова, описывал в своих произведениях. Чтобы понять глубину и красоту произведений писателя, мы познакомимся с его биографией.

Ученица подготовила сообщение о Константине Паустовском.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в 1892 году, в семье железнодорожного служащего. С раннего детства любимой наукой Паустовского была география, его всегда манили путешествия, далекие страны и материки. Он изъездил всю европейскую часть России, был в Средней Азии, в Сибири. В молодости он сменил множество профессий: был водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом, но всегда знал, что жизнь свою посвятит литературе.
Признание пришло в начале 30-х годов, с появлением его повестей «Кара-Бугаз» (1932) , «Колхида»(1934), романа «Романтики» (1935) , в которых писатель показал энтузиазм и романтику повседневного труда, дерзкие планы, направленные в будущее, безграничные возможности созидательной деятельности человека.
Паустовского пишет о творчестве, о труде человека искусства: о художнике Левитане, знакомится с деятелями европейской культуры –Моцартом, Эдгардом По и Мопассаном, Диккенсом и Виктором Гюго. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: повести и рассказы, очерки и статьи, сказки и пьесы. Любимый жанр писателя - короткий рассказ.
Паустовского был писателем, безмерно влюбленным в просторы родной земли, её людей, скромных, незаметных, открытых всему прекрасному, этим героям он отдавал все свое сердце. Константин Паустовского блестящий знаток русского языка, прекрасный стилист.
В послевоенные годы Паустовского работал над большой автобиографической эпопей «Повесть о жизни» (1945-1963 г.), состоящей из шести частей. Это волнующая повесть о жизни и судьбе человека, мечтающего стать писателем, это литературный документ времени, где отразилась жизнь России первых десятилетий ХХ века, ее исторических событий – Октябрьской революции и гражданской войны.

Умер Константин Георгиевич Паустовский в Москве с 1968 году.

Списать со слайда № 6 в тетрадь:

Основные вехи биографии Константина Паустовского:
1) Паустовский родился в 1982 году в Москве.
2) Любимой наукой с детства была география.

3) Он сменил множество профессий, но всегда знал, что жизнь свою посвятит литературе.
4) Признание пришло в начале 30-х годов:
повести «Кара-Бугаз» (1932г.), «Колхида»(1934г.), роман «Романтики» (1935г.)

5) Любимый жанр писателя - короткий рассказ.
6) Константин Паустовский блестящий знаток русского языка, прекрасный стилист.
5) Умер в 1968 году.
Учитель. В своем творчестве Паустовский стремился к прекрасному не только в описаниях природы, отвлеченных образах, он находил людей с высокими нравственными ценностями. У каждого в жизни есть самый дорогой человек, которому мы обязаны своим появлением на этот свет, заботой о нас. Этот человек родной и близкий переживает, беспокоится о нас, радуется нашим успехам. Это - мама. А всегда ли мы с пониманием относимся к ней. Рассказ Константина Паустовского, который вы читали дома, называется «Телеграмма». Это произведение о материнской любви и неблагодарности, чёрствости душевной самого дорого существа для матери её дочери.
Работа с текстом.
Учитель. Прочитайте, пожалуйста, начало рассказа. Какое время года описывает автор? Слайд № 7.
- Автор описывает сентябрь. Это осень.
Учитель . К какой героине подходит это описание природы? Почему?
- Катерине Петровне. Осенью все отмирает. Все доцветал и не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник. Катерина Петровна доживала свой век. Обратите внимания не жила, а именно доживала.
Учитель . Где происходит действие? Слайд № 8.
- В деревеньке, которая называлась Заборье.
Учитель . С кем живет Катерина Петровна? Слайд № 9.
- Она живет одна.
Учитель . С кем общается Катерина Петровна?
- Манюшка, дочь соседа, девочка, прибегавшая каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар.
Сторож при пожарном сарае Тихон. Он помогает Катерине Петровне по хозяйству: рубит в саду засохшие деревья, пилит их, колит дрова.
Учитель. Автор описывает простых русский людей, имена которых знает только их близкое окружение. Это не Чайковский, не Григ, не Пушкин. Но эти люди так добры и душевно красивы, что не сказать о них нельзя.
Учитель . Найдите слова в тексте, которые подтверждают одиночество Катерины Петровны?
- 1. Не было никого, с кем можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни.
2. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
3. Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил.
Учитель . Есть ли у Катерины Петровны близкий ей по крови человек?
- Дочь Настя, которая жила в Ленинграде.
Учитель . Найдите в тексте и прочитайте, что в жизни радует Катерину Петровну?
- Катерину Петровну радуют не деньги, которые она получала от дочери. Ей нравилось касаться их руками, она, видимо, думала, что их трогала дочь. Это ниточка, связывающая с дочерью.
Учитель. Почему Катерина Петровна идет ночью к заколоченной калитке?
- Калитка была заколочена несколько лет, и старушка подумала, что дочь могла и не знать об этом и стучать.
Учитель. Почему автор употребляет выражения « позабытые звезды»?
- Автор употребил слово « позабытые», чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли».
Учитель. С чем автор сравнивает жизнь Катерины Петровны? Слайд № 10.
- Жизнь Катерины Петровны автор сравнивает с жизнью клёна. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видна неустроенность, одиночество:

« Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Героине тоже некуда идти, ведь ее тоже никто не ждет, она просто доживает.

Учитель. Именно после этой «встречи» с кленом она решается написать письмо дочери.
Слайд № 11. Читаем письмо. «Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна, - зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет - совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Учитель. Удивило ли что-то в письме?
- Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти « зиму эту я не переживу» , «смерть забыла ко мне дорогу». А еще удивило то, что в таком коротком письме она пишет об окружающий природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках, а Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.
Учитель. Какой герой и каким способом пытается скрасить последние минуты Катерина Петровна?
- Сторож Тихон, пожалев Катерину Петровну дает телеграмму Насте, написав самое главное: « Катя помирает» , а потом, не дождавшись ответа, совершает, наверно, единственный раз в своей жизни, подлог: приносит умирающей женщине телеграмму от дочери.
Учитель. Почему Катерина Петровна догадалась об обмане?
- Её образованная, начитанная дочь не могла так написать: дожидайтесь,
так обычно пишут старые люди: остаюсь всегда любящей…
Учитель. Дождалась ли Катерина Петровна свою дочь?

Дочь Настю Катерина Петровна так и не дождалась.

Учитель. Где жила и работала Настя?

Настя жила в Ленинграде, работала секретарём в Союзе художников.

Учитель. Как Настя поступила с письмом?

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, - решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит жива.

Художники звали её Солвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Глаза – зеркало человеческой души. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце. Запишите значение имени в тетрадь. Словарь: значение имени Солвейг (древнескандинавское) можно трактовать двояко: «сильный дом» (в переносном смысле – «хорошая хозяйка дома») или «очень солнечная», «с волосами ярко-золотого, солнечного цвета».

Учитель. Кому пыталась помочь Настя?

Настя помогала скульптуру Тимофееву организовать выставку. Но не последнюю роль здесь сыграло то обстоятельство, что Тимофеев был очень талантлив. Настя поняла это. Он и сам со временем пробился бы.

Учитель. Как оценил деятельность Насти седой художник?

Он поблагодарил её за то, что она извлекла Тимофеева на свет божий.

Учитель. В это время Настя получила телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Какова реакция Насти на эту телеграмму?

Казалось надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. Настя скомкала телеграмму и нахмурилась.

Учитель. О чём в это время говорили с кафедры?

- «Забота о человеке становилась той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать…Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семёновне».

Учитель. Можно быть хорошим специалистом, но стать человеком добрым, отзывчивым куда сложнее. В нашей школе под руководством прекрасных мастеров Вы можете вырасти отличными специалистами, но вырасти человеком добрым, честным Вам никто не поможет. Вы должны сами работать над своими личностными качествами.

Вопрос. Кто выступает в роли судьи?

Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь; он выступает в роли судьи.

«Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх ты!». Слайд № 13.

Учитель. Какие изменения происходят в поведении героини, понявшей, что мать умирает?

Она как бы по – новому читает слова матери ненаглядная моя и вдруг ясно понимает: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет родней!» Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести». Действительно, мать могла успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придётся испытывать это чувство вины. Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.

Учитель. Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле.

Учитель. К. Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Неслучайно значение имени «Настя» - воскрешающая. «Воскресить» - восстановить, возродить утраченное, забытое. Наверное, недаром это имя дал своей героине писатель. Только мать смогла бы облегчить её страдания. Слайд № 14. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение». Оноре де Бальзак. Слова великого писателя ещё раз подтверждают ту мысль, к которой мы пришли в процессе нашей беседы.

Учитель. Как Вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молодую учительницу?

Этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.

Учитель. Почему учительница пошла за гробом, поцеловала «высохшую жёлтую руку» покойной?

Она поняла, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Молоденькая учительница понимает, что мать – это самое главное в жизни человека. Может быть это поможет ей воспитывать своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Учитель. Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор К. Паустовский и почему?

Вторую, потому что Тихон в отличие от Насти проявил настоящую чуткость, заботу, милосердие и преподнёс урок нравственности девочке: «Эх горе, её горькое, страдание неписаное. А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой ». Слайд 15. Такой «пустельгой» оказалась Настя. Запишите значение слова пустельга в тетрадь (словарная работа).

Учитель. Как Вы оцениваете поведение Насти?

Учитель. Очень жаль, что в сутолоке жизни и спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы хотелось, чтобы Вы тихим вечером посмотрели пристально на своих родителей, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово. На добрых людях всё и держиться. Давайте послушаем песню в исполнении Светланы Лазаревой «Мама» и подумаем каждый о своём, о сокровенном.

Просмотр клипа (Светлана Лазарева «Мама»).

Работа с книжной выставкой.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на книги Константина Паустовского. Это лишь маленькая часть всех изданий этого писателя. В книге «Золотая роза» есть рассказ, который называется «Зарубка на сердце». В этом рассказе К. Паустовский описывает события, имевшие место в его жизни. Писатель жил как – то в деревне, у одинокой женщины Катерины Ивановны. У хозяйки была дочь Настя, но она не навещала мать. Так и умерла старушка не повидав своей дочери.

Ученик читает наизусть стихотворение Ирины Самариной «Не забывай о матери своей». Слайд 16.

Не забывай о матери своей…

Нет ничего важней её здоровья…

И одари бесценною любовью,

Ведь нет и нас без наших матерей.

Не нужно о работе и делах

Поспешно ей твердить по телефону…

Она одна из сотен миллионов

Заметит грусти тень в твоих глазах…

Она в окошко смотрит каждый день, Слайд № 17.

С улыбкой грустной снова вспоминает,

Как ночью тихо песню напевает,

Качая осторожно колыбель…

Она молила Бога о тебе,

Под сердцем девять месяцев носила.

Она тебя ни разу не винила,

Что ей минутки нет в твоей судьбе…

Остановись, задумайся, пойми,

Что мама будет жить, увы, не вечно…

И не звонить, не ехать – бессердечно…

Ведь нас учили мамы быть людьми…

И чтоб потом над каменной плитой Слайд № 18.

Рыдая, не вымаливать прощенья,

Ты встреться с мамой в это воскресенье,

Его не жаль для матери родной…

У глаз её морщинки всё видней,

Но от улыбки так на сердце сладко…

Ей знать бы, что с тобою всё в порядке…

Не забывай о матери своей…

Заключительное слово учителя. Давайте вовремя начнём ценить наших родителей. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Ги де Мопассан). Когда вы сами станете матерью или отцом, ваши глаза откроются. Вы поймете, что родители сделали для вас, но уже будет поздно. Вы начнёте удивляться, как можно было со всем этим справляться, но уже не к кому будет обратиться. Когда вы будете достаточно зарабатывать, вы будете готовы одарить родителей всеми благами, купить квартиру, машину, всё необходимое – но благодарить уже будет некого. Успейте сказать спасибо родителям своими делами и заботой! Сейчас. Пока у вас есть шанс, возможность отблагодарить маму или отца. Как сказал В. Г. Белинский «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое».

Слайд № 19.

Домашнее задание. Сочинение «Мои самые близкие люди»

Прежде, чем приступить к этой работе, подумайте, кто для Вас является самыми близкими людьми.

Урок по теме: "К. Г. Паустовский"Телеграмма" рекомендован для учащихся 7-8классов, посвящен празднику - День матери. Художественный текст произведения содержит огромный нравственный (воспитательный) потенциал, что особенно актуально в нашей жизни современного общества.

Подготовка к уроку: учащиеся заранее прочитали рассказ К. Паустовского.

На основе анализа эпизодов, составления схемы, учащиеся самостоятельно подходят к осмыслению основной мысли рассказа, выявляют проблематику, актуальность всего произведения в целом.

Данный урок может быть проведен как урок внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы.

(Внеклассное чтение)

Класс: 7-8

Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Задачи:

  1. Знакомство с произведением К. Г. Паустовского.
  2. Формирование умения анализировать эпизоды, формулировать основную мысль эпизода и всего рассказа.
  3. Развитие устной речи, памяти, внимания, воображения.
  4. Воспитание чувства ответственности, любви, уважения, сострадания; чувства сыновнего долга.

Оборудование: записи на доске, текст художественного произведения.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом.

30 ноября 1998 года первым президентом России был подписан Указ об учреждении Международного праздника День Матери.

Мама! Как прекрасно это слово! Это наш самый близкий, самый любимый человек. Это наш советчик, друг, помощник.

На доске записан эпиграф нашего урока, прочтите слова О. Бальзака.

Сердце матери - это бездна,

в глубине которой всегда

найдется прощение.

О. Бальзак.

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя?

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». И еще вернемся к эпиграфу в конце урока.

2. Беседа на первичное восприятие.

Какие чувства передал К. Г. Паустовский?

Кто из героев запомнился? Почему?

3. Анализ эпизодов рассказа.

Для подробного анализа рассмотрим следующие эпизоды:

  1. Ожидание дочери.
  2. Письмо Катерины Петровны.
  3. Телеграмма от «Насти».
  4. Финал рассказа.

Зачитывание и обсуждение эпизодов.

1 эпизод.

- Какие чувства остаются после прочтения рассказа?

Как описание природы помогает понять состояние, настроение Катерины Петровны?

Что было единственным живым существом в доме?

Как относится мать к Насте? Почему оправдывает занятость дочери?

2 эпизод.

- Какие строки в письме Катерины Петровны затрагивают душу?

Как образ скульптора Тимофеева и его скульптура Гоголя раскрывают образ Насти? (Настя заботится об открытии выставки чужого ей человека, забыв о самом дорогом- матери.)

Когда Настя прочла письмо?

Почему девушка чувствует безмолвный укор? О чем это говорит?

Почему Настя все-таки поспешила в Заборье к матери? В каких строках показано ее раскаяние? («Мама! Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы простила…»)

3 эпизод.

Почему название этого эпизода написано в кавычках? (Телеграмму написал сторож Тихон.)

Как об этом догадалась Катерина Петровна?

Чужие люди - Тихон, соседская девочка Манюшка - оказались роднее, они заботились о ней, жалели умирающую женщину.

4 эпизод.

Зачем нужен образ молодой учительницы?

Как прощались жители села с Катериной Петровной?

Прочитайте заключительные строки рассказа.

Какой урок получила Настя?

4. Работа со схемой «Главные герои рассказа»

На доске - схема к рассказу «Телеграмма», рассмотрите ее.

Почему именно так расположены герои?

Почему символ Катерины Петровны - солнце ?

Как ее лучи касаются других героев?

Даже один ее луч любви пробил стену занятости, равнодушия Ленинграда. Ведь Настя раскаялась, но слишком поздно.

Как вы думаете, простила ли Катерина Петровна свою дочь?

5. Итог урока.

Сравним вывод с эпиграфом. Как он связан с основной мыслью рассказа?

Постарайтесь в своей жизни не огорчать маму, не забывать о ней, чтобы потом не чувствовать тяжелой вины, как Настя. А начните с простого: помогите маме в домашних делах, порадуйте хорошей оценкой и не забудьте поздравить с праздником!

6. Домашнее задание.

Выберите одно из заданий:

1) подберите к следующему уроку стихотворения наших забайкальских поэтов о матери, одно из них выучите наизусть.

2) напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый родной человек»

Приложение

Схема «Главные герои рассказа»

Заборье Ленинград

Жители села

Сторож Настя Тихон Манюшка Молодая учительница


Урок литературы

в 8 классе

ТЕМА: «К. Г. Паустовский « Телеграмма».

Отношение Насти к матери.

Смысл названия рассказа.»

(2- ой урок)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, словарная работа, чтение и анализ прочитанного.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Паустовского, музыкальная композиция- запись

песни «Мама» в исполнении Лазаревой(слова – МартыненкоТ., музыка – Розанов А.), карточки с индивидуальным заданием для проверки домашнего задания.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ - Евдокимова Ирина

Николаевна

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Работа по составлению портрета Насти
  4. Обсуждение смысла названия рассказа
  5. Заключительное слово (наставление) учителя
  6. Домашнее задание

СЛОВАРЬ:

Пустельга - 1.Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомыслинный, пустой человек (разг.)

ЭПИГРАФ УРОКА:

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Г. Паустовский

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие

Посадка

Проверка готовности к уроку

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
  1. Беседа по прочитанному

Каково ваше впечатление о рассказе «Телеграмма» Паустовского?

О чём этот рассказ ? (Основная тема - взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти хона о Насте - завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об от ветственности человека за свои поступки.)

Определить, как построен рассказ, выделить 3 основные части и озаглавить каждую.

  1. часть - Мать.
  2. часть - Дочь.
  3. часть - Телеграмма.

Последняя (4 часть) в композиционном плане играет роль эпило га. Основные действие уже закончено: мать умерла и похоронена по сторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только уви деться с ней, но и на похороны. Но автор оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это то же «зарубка на сердце».

восприятию произведения, создает тональность повествования.)

(Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омерт вении природы: октябрь - «на редкость холодный», ветлы - «облетев шие», трава - «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение (тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались назойливо».), и вечно будет длится этот нагоняющий тоску осенний месяц)

  1. Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? Восстановите прошлое героини. (Прошлое - в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «Неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини). Кате рина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одино чество. Но и они тускнеют, как «потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчеркивает, что «сумрачно» не толь ко в опустевших комнатах, но и в душе героини.)

- Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не
приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна
оправдать дочь? Найдите строчки в тексте.

(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие пи сем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных ду хов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери ге роини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катери не Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)

  1. Самостоятельная работа по карточкам

Карточка №1

  1. Каков жанр этого произведения?
  2. Почему Тихон солгал Катерине Петровне?

« Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».

Карточка №2

  1. Какова композиция рассказа «Телеграмма»?
  2. Почему Катерина Петровна пытается оправдать свою дочь?
  3. Какой многоязычный смысл заключён в данном выражении?

« Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

Карточка №3

  1. Какую роль играют в рассказе Манюшка, Тихон, молоденькая учительница?
  2. Какой многоязычный смысл заключён в данном выражении?

«Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой - хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Карточка №4

  1. Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки,
    страусовые перья, стеклярскую черную шляпу», а потом дарит их
    Маняше?
  2. Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
  3. РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОРТРЕТА НАСТИ
  1. Слово учителя

Во II части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир - мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним (письмо отправлено - естественно рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.

Обратимся к образу Насти.

Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?

(«Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг - в переводе означает «Солнечный путь. Но авторское оп ределение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза- зеркало души человека. Что-то подобного мы и ожидали.)

  1. Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам,
    а) Настя в мастерской Тимофеева.

Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

(Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрас ным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеро тическая жилка», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока», В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное - осталось главное: мать и ее одиночество.)

Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и ис торией жизни Катерины Петровны?

(И молодой талантливый художник, и старая женщина пережива ют душевную драму, причина которой - человеческое равнодушие и непо нимание.)

- Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной автором в уста Тимо феева: «Ночи не спишь!.. Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?».

(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года про водит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года жи вет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)

Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мне нию, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием
к матери?

б) Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза Художников.

Бездушна ли, по-вашему, Настя?

(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)

- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной

жизни.

(«Горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неу живчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько душевных сил потратила.)

Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.

(«Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадка на узкоколейку, тряской телеге, засо хшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашен ной скуке сельских дней».)

Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает неежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах - «неизбеж ных» - выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

  1. Расположите эпизоды, рассказывающие о выставке Тимофеева.
  1. Обсуждение выставки, где звучат похвалы Тимофееву и Насте.
  2. Появление Даши с телеграммой,
  3. Выступление Першина.

Как Настя принимает телеграмму?
(Спокойно. Она даже не поняла, о какой Насте речь.)

  1. Почему Настя не открыла старому художнику правду?

(Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она на слаждается похвалой, у нее умирает мать.)

- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

(Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы.)

  1. Чтение и анализ эпизода «Настя под «хмурым небом».

Этот внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие сле зы - это слезы очищенья. Но с просветленьем души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом на полнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «не наглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последний годы, мы готовы простить все Насте за ее раскаяние.

Успела ли Настя приехать к живой матери?

(Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Кате рину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются немрачные, а светлые, жи вые штрихи.)

  1. Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте,

Настиному «недочувствию».

  1. Работа над эпиграфом к уроку.

В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона сказанные Ма-
нюшке. Почему они сказаны именно Манюшке?

(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте.)

Какой смысл вкладывает в эти слова автор?

(«...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие чи тателям.)

Какую библейскую заповедь нарушает Настя?

(Открываем ее запись не доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма постра-

дала ее душа.

Какие факты свидетельствуют о том, что совесть и Насти все же

пробудилась? (Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рас свет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не мог снять с ней непоправимой вины, невы носимой тяжести».),

4. ОБСУЖЛЕНИЕ СМЫСЛА НАЗВАНИЯ РАССКАЗА

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сооб щение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тре ноги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается подержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграм му; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ – ИТОГ УРОКА
  1. Прослушивание музыкальной композиции

Эта песня о самом дорогом, самом близком, самом родном и так необходимом для каждого из нас человеке – о мамочке. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нужда ются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» - говорит Паустовский.-За добро плати добром!»

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(на выбор)

1уровень- Подготовить проект «Тема блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

2уровень- Написать мини- сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».


На этом уроке вы узнаете о Константине Георгиевиче Паустовском и его цикле «Об известных людях», познакомитесь с началом творческого пути писателя и его ролью в русской литературе, рассмотрите избранные отрывки из его произведений.

Зимой 1917 года Бунин получил пачку стихов с просьбой об отзыве. Писал ему неизвестный юноша. Бунин ответил открыткой:

«Думается, Ваш удел, Ваша истинная поэзия - в прозе…»

Так появился на свет писатель Константин Георгиевич Паустовский (рис. 2).

Рис. 2. Константин Георгиевич Паустовский ()

В 1963 году в Советском Союзе проводился опрос о самом читаемом и почитаемом в России писателе. Таким писателем был назван Паустовский.

Паустовский вошёл в литературу как ценитель музыки, живописи, как автор поэтического слова. Читая его произведения, мы встретим вымышленные, но в то же время правдивые повествования о художниках, писателях, композиторах.

Среди рассказов о писателях особо можно выделить рассказы «Алексей Толстой», «Дядя Гиляй», «Иван Бунин», рассказ «Сказочник» о Гансе Христиане Андерсене, «Оскар Уайльд», рассказ «Поток жизни» о прозе Куприна (рис. 3).

Рис. 3. Александр Иванович Куприн ()

Обратимся к тем произведениям, в которых Паустовский останавливается на жизни и творчестве известных людей.

Паустовский пишет правдивые, но в то же время вымышленные истории, активно используя своё писательское воображение. Замечательная книга «Золотая роза» рассказывает о писательском труде, в котором немаловажную роль играет воображение. В главе «Животворящее начало» Паустовский пишет:

«Однажды Золя в обществе нескольких друзей говорил, что воображение совершенно не нужно писателю. Работа писателя должна быть основана только на точном наблюдении. Как у него, у Золя.

Бывший при этом Мопассан спросил:

- Как же тогда объяснить, что вы пишете свои огромные романы на основании какой-нибудь одной газетной заметки и при этом месяцами не выходите из дому?

Золя промолчал.

Мопассан взял шляпу и вышел. Его уход мог быть истолкован как оскорбление. Но он не боялся этого. Никому, даже Золя, он не мог позволить отрицать воображение.

Мопассан, как и каждый писатель, глубоко дорожил воображением - великолепной средой для расцвета творческой мысли, золотоносной землей поэзии и прозы.

Оно было животворящим началом искусства, его, как выражались восторженные поэты из Латинского квартала, "вечным солнцем и богом".

Но это ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. В ней оно гаснет.

<…>

…воображение - это свойство человеческой натуры.

- Какое?

- Это свойство человека, пользуясь запасом жизненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать наряду с действительностью вымышленную жизнь, с вымышленными людьми и событиями. (Конечно, это надо сказать значительно проще.)

- А почему? - спросит нас собеседник. - Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумывать другую?

- А затем, что настоящая жизнь большая и сложная и человеку никогда не удастся узнать ее целиком и во всем разнообразии. Да многое он и не может увидеть и пережить. Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в 1814 году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. Или беседовать с Гоголем, бродя по улицам Рима. Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. Или смотреть с палубы на Тихий океан, усеянный звездами. Хотя бы потому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. А человек хочет знать, видеть и слышать все, хочет пережить все. И его воображение дает ему то, что не успела или не может ему дать действительность. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни».

В своей книге «Золотая роза», посвящённой писательскому труду, Константин Георгиевич Паустовский рассказывает об особенностях творчества разных писателей. Рассмотрим некоторые примеры.

Лев Толстой:

«Лев Толстой (рис. 4) работал только по утрам. Он говорил, что в каждом писателе сидит и свой собственный критик. Злее всего этот критик бывает по утрам, а ночью он спит».

Рис. 4. Лев Толстой ()

Антон Павлович Чехов:

«Чехов (рис. 5) в молодости мог писать на подоконнике в тесной и шумной московской квартире. А рассказ "Егерь" он написал в купальне».

Рис. 5. Антон Павлович Чехов ()

Алексей Толстой:

«Алексей Толстой (рис. 6) мог писать, если перед ним лежала стопа чистой, хорошей бумаги. Он признавался, что, садясь за письменный стол, часто не знал, о чем он будет писать. У него в голове была одна какая-нибудь живописная подробность. Он начинал с нее, и она постепенно вытаскивала за собой, как за волшебную нитку, все повествование».

Рис. 6. Алексей Николаевич Толстой ()

Cреди произведений Паустовского можно встретить рассказы о русских художниках: об Оресте Кипренском (рис. 7), о Николае Ромадине, об Исааке Левитане.

Рис. 7. Орест Кипренский ()

Особое умение изображать краски в прозе принадлежало Паустовскому (рис. 8).

Рис. 8. К.Г. Паустовский. Портрет А. Г. Кручиной (1967) ()

Паустовский писал:

«Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы начинаем видеть это и удивляться то, чего не замечали ранее».

Рассмотрите короткий отрывок из очерка Константина Паустовского об известном художнике Исааке Левитане (рис. 9).

Рис. 9. Исаак Левитан ()

«Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его любимого ученика - Левитана. Картина была признана недостойной медали. Левитан не получил звания художника, ему дали диплом учителя чистописания. <…>

С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени, будущий друг Чехова, первый и еще робкий певец русской природы. <…>

Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета рядом с нею. <…>

В своих письмах Чехов часто упоминал о красоте Левитана. "Я приеду к вам, красивый, как Левитан", - писал он. <…>

Но имя Левитана стало выразителем не только мужской красоты, но и особой прелести русского пейзажа. Чехов придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко. <…>

"Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из писем. <…>

Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом веселом слове заключен точный смысл - оно выражало собою то особое обаяние пейзажа средней России».

Кроме этого, среди произведений Константина Паустовского можно встретить произведения, посвящённые известным музыкантам и композиторам.

Все рассказы Паустовского проникнуты светом добра, светом искусства, которое способно дарить это добро и оставлять в душах читателей самые светлые и радостные чувства. Среди рассказов, посвящённых композиторам, стоит выделить такие: «Музыка Верди» о композиторе Джузеппе Верди, «Старый повар» познакомит с личностью Вольфганга Амадея Моцарта, рассказ «Корзина с еловыми шишками» - о творчестве Эдварда Грига (рис. 10).

Рис. 10. Эдвард Григ ()

Список литературы

  1. Лады-гин М.Б., Зай-це-ва О.Н. Учеб-ник-хре-сто-ма-тия по ли-те-ра-ту-ре. 7 класс. - 2012.
  2. Ку-тей-ни-ко-ва Н.Е. Уроки ли-те-ра-ту-ры в 7 клас-се. - 2009.
  3. Ко-ро-ви-на В.Я. Ди-дак-ти-че-ские ма-те-ри-а-лы по ли-те-ра-ту-ре. 7 класс. - 2008.
  1. Интернет портал «Детская энциклопедия» ()
  2. Интернет портал «Паустовский Константин Георгиевич» ()

Домашнее задание

  1. Назовите несколько рассказов Паустовского о писателях.
  2. Как Паустовский оценивает роль воображения в писательском труде?
  3. Прочитайте рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
12.01.2015 5983 828

Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.

Цель: дать представление о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова; дать характеристику героев; раскрыть основную мысль рассказа; совершенствование логического мышления и умения работы над художественным текстом; воспитание доброты, нравственности, милосердию; привить любовь к близким, помнить о великом долге перед матерью; воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни;

Оборудование: « Литература в школе» 1996 -6; «Уроки литературы» 2004 -3; «Мегариф» 2005 – 11; Виль Казыханов «Уроки нравственности» -2004; Крамской «Неизвестная»; текст рассказа «Телеграмма»; портреты писателя; иллюстрации; стихи о маме; фрагмент из кинофильма В.Шукшина «Калина красная»;

Записи на доске: слова –антонимы:

Милосердие

Доброта бессердечность

Чуткость жестокость

Верность бездушие

Отзывчивость черствость

Преданность неблагодарность

Щедрость души равнодушие

Душевность

Добросердечность

Бескорыстие

Совесть стыд

Высказывания известных людей.

- Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя. Кант.

- Кто творит добро, тот и процветает. Кант.

- Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы быть счастливым. Стендаль.

- Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон.

- Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям. Л.Толстой.

- Добрых людей на свете, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых. В.Астафьев.

- Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать. Саадин.

- Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.

Сенека.

- Зорко следите за юными всходами зла и добра, восхищения и зависти. Будьте красивыми, сильными, добрыми, зависть и зло вырывайте без жалости. О.Фонеко.

- Когда одна свеча зажигает другую и одной свечой зажигаются тысячи, так и одно сердце зажигает другое, и зажигаются тысячи. Л.Н.Толстой.

- Делая добро другим, вы помогаете себе.

- Самое большое счастье в жизни – это уверенность в том, что тебя любят. Гюго.

- Счастье – ощущение собственной нужности. Хемингуэй.

- Добродетель развивается последствием дел, а не болтовни. Я.Коменский.

- За добро плати добром. К.Паустовский.

- Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

М.Горький.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его. Шехтер.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. В.Берестов

Ход урока:

Слово учителя.

Быть всегда нужным людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. В этом году весной ему исполнится 115 лет.

Деятельность его разнообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – драматург, критик, публицист. Его книги - яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоты в повседневной жизни и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Он с удовольствием писал очерки и рассказы об известных людях – о Гоголе, о Грине, Чехове, Блоке, Лермонтове.

Читая его книги, мы не можем ощущать и обаяние личности писателя, его бескорыстие, честность, принципиальность. Это неслучайно: Паустовский – человек, «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

Биография К.Паустовского. (сообщение ученика)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года в семье железнодорожного статистика.

Отец был из запорожских казаков, а бабка со стороны отца была турчанка.

Несмотря на профессию статистика, которая требовала трезвого взгляда на жизнь, отец Паустовского был мечтателем. И поэтому не мог долго засиживаться на одном месте. После Москвы они переехали в Вильно, потом в Псков и,наконец, надолго засели в Киеве.

Мать писателя была женщиной властной и суровой.

Семья была большая, склонная к занятиям к искусству, много пели, играли на рояле, спорили, любили театр.

Мальчик начал учиться в 1 классической гимназии, где учился на год старше писатель М.Булгаков, автор романа «Мастер и Маргарита». Но когда он перешел в 6 класс, их семья распалась и ему пришлось самому зарабатывать на жизнь и на учение. Перебивался репетиторством.

В 1911 году в последнем классе он написал первый рассказ и напечатал в литературном журнале «Огни». А свои первые стихотворения Паустовский отправлял Бунину. И.

После окончания гимназии он пробыл 2 года в Киевском университете, а затем перевелся в Московский.

В начале первой мировой войны работал кондуктором в трамвае, затем санитаром на санитарных поездах

Однажды в отряде ему попался обрывок газеты, где он узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах оба его брата. Он вернулся к матери – она жила в Москве, но долго просидеть на месте не смог и начал скитальческую жизнь.: уехал в Екатеринослав и работал на металлургическом заводе. Затем в Новороссийск, а оттуда в Таганрог. В свободное время начал писать роман «Романтики».

Во время февральской революции вернулся в Москву и начал работать журналистом, здесь же стал свидетелем и революции 1917 года.

И снова его завертело. Он уехал с матерью на Украину, в Киев, затем в Одессу. Там он впервые попал в среду писателей – Ильфа, Багрицкого, Бабеля, Юрий Олеша.

Паустовский очень любил путешествовать, во время них он знакомился с интересными людьми, видел мир, народы – и все это помогало ему в работе над произведениями. Писатель побывал в Батуми, Тифлисе, в Армении, в Персии. Изъездил всю Украину и Кавказ, Волгу, Оку, Каму, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, в Михайловском- на родине Пушкина, В Эстонии, в Литве, в Белоруссии и Чехословакии. В 1956 году плавал вокруг Европы и побывал в Стамбуле, Афинах, Риме, Париже…

Во время 2 мировой войны был военным корреспондентом.

В своих воспоминаниях он говорил так: «…моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать».

Произведения писателя переведены на многие языки мира. В музее Паустовского в Москве, над последней его фотографией запись: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте ее в руки опустошителям, пошляков и невежд». Эта запись звучит как напоминание, как завет потомкам, точнее, нам.

Слово учителя.

Паустовский часто писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающего происшествия. В чем же дело? Может в любви к людям? Может в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?

Сегодня мы с вами обсудим произведение Паустовского «Телеграмма». Дома вы должны были прочитать этот рассказ. Я попрошу вас кратко изложить его.

Краткое содержание рассказа «Телеграмма».

Слово учителя.

Вот видите, никакого захватывающего сюжета, но ИНТЕРЕСНО.

- Как начинается рассказ? Его эмоциональный фон. Природа и Катерина. Описание природы – осень

- Расскажите о жизни Катерины Петровны.

- Как передается одиночество Катерины Петровны?

- Как чувствовала себя она в последнее время?

- Прочитайте письмо Катерины Петровны, кому оно адресовано? Что вас удивило в письме?

- Кто же такая Настя? Опишите ее внешность. («холодные глаза»)

- Можно назвать Настю черствой, бессердечной, неблагодарной?

- по отношению к матери;

- а ее участие в судьбе художника Тимофеева?

- Почему, когда говорится о Катерине Петровне, писатель показывает пейзаж, а когда о Насте, никакого пейзажа мы не встречаем?

- Катерина Петровна осуждала свою дочь?

- почему писатель использует именно картину Крамского «Неизвестная»?

Эта картина напоминает о жизни Катерины Петровны, когда она была молодой, веселой. Таких неизвестных, одиноких матерей очень много.

- Так о ком же должна была подумать, прежде всего, Настя?

- Какие причины она придумывала, чтобы не поехать к матери?

- Почему дважды в рассказе появляется скульптура Гоголя?

- Осознала ли Настя ошибку?

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

«Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». (5 заповедь Божия).

- Что означают имена Катерина и Настя?

Катерина (греч.) – чистая, Настя (греч.) – воскресающая.

- Писатель знакомит нас в конце рассказа с молоденькой учительницей. Почему?

- А еще, каких людей мы встретили в рассказе?

- Скажите, ложь во имя спасения допустима?

- Какой урок нравственности преподал девочке Тихон?

- Ребята, а все-таки, что дороже: карьера или семья, мама?

- В вашем сердце, какие зарубки оставил этот рассказ?

- Как вы думаете: больше добрых или жестоких людей?

Вывод:

Надеюсь, талант Паустовского задел ваши сердца, и вы посмотрите на себя со стороны и подумайте: а я не пустельга?

- Какой же вывод вы сделали из этого урока? Что поняли? Что нового вы для себя узнали?

Надо быть добрым, и за добро платить добром. Мы поняли, что настоящая доброта – это забота о близких, это чуткое отношение к матери. Доброта, преданность, верность необходимы в нашей жизни.

Я хочу пожелать, чтоб на вашем пути никогда не встречались неблагодарные, жестокие, бездушные люди.

(Чтение стихотворений о маме).

Я хочу быть ласковым с тобою.

Ласковым и нежным до конца,

Чтобы ни единою слезою

Ты не опечалила лица.

Я хочу, чтоб ты спала спокойно,

Слушая осенние дожди,

Чтобы все печали и невзгоды

Навсегда остались позади. В.Ломанов.

Мать… Мы землю так называем,

Когда растим хлеба и цветы,

Когда в ракете над ней взмываем

И видим, какая она с высоты.

Читая, чистая, вся голубая –

Это, наверное, потому,

Что мамы ходят по ней, улыбаясь

Детям, будущему своему.

Взял бы цветы – миллиард букетов

И разбросал бы их над планетой.

Мамы получат их, улыбнутся

И сразу повсюду наступит лето.

Мать, я землю изъездил. Я многие знал города.

И добро повидал, и война по мне смертью строчила.

Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда.

И не лгал никогда. Это ты меня так научила.

Ты меня научила не прятать у сердца обид.

(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

Если слово ты дал – это значит навеки. Гранит.

Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.

Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей!

Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие.

Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!

Отчего же тогда появляются люди плохие?

Отчего же тогда по земле еще ползает зло?

И смердит себялюбство? И сушит сердца скопидомство?

А ведь как на планете бы сделалось людям светло,

Если б всех матерей своих слушаться стало потомство!..

Это вы нас учили, куда бы мы в жизни ни шли, -

Мы судьбу свою метили самой высокой метой!

Если бьемся с врагом – так уж бьемся за счастье Земли!

Если счастье несем – так уж делимся с целой планетой!

Мама, как ты добра!.. Как была ты огромна добра!

Целый город, бывало, к тебе приходил за советом.

Если мерз человек, ты ему отдавала тепло.

И всегда незаметно, всегда от души. Сокровенно.

Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу,

Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая Мать – человеку дается однажды. С. Островой.

Слово учителя.

Этот дом расположен на окраине города. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не могли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом не так уж трудно. К нему ведет узенькая тропинка от автобусной остановки. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг не растет ни деревца, ни единого кустика.

Самое любимое место во дворе – та самая площадка, где дорожка соединяется с тропинкой от остановки. Сядут на скамейки и подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы, машины. Они кого-то отчаянно ожидают, но здесь мало кто бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек…

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно…» - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

Мне к 6 часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей сегодня день рождения.

Ступив на крыльцо дома, женщина произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!»

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

Проходите, пожалуйста, садитесь.

Женщина вынула из сумочки какой –то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором. Он взял и не спеша начал читать. Затем спросил:

Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

Как кем? Дочерью, конечно.

Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

Да, мне в соцобесе заверили, что все в порядке с документами.

Конечно, конечно, - полуиронически сказал директор, - только одно непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

Она сама сюда захотела.

Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую.

Все понятно, - сказал директор, - вы можете идти.

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор спросил у старушки напрямую:

Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

Да откуда такому желанию –то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость…..

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.