Лучшие герои сказок. Русские народные сказки, герои русских народных сказок

Познакомимся с жителями популярных детских книжек поближе?

В детстве любимые персонажи выдуманных историй оживали в воображении и нередко становились нам хорошими друзьями. Их реалистичность объясняется не только удивительными способностями фантазии, но и мастерством сочинителей сказок, которые создавали героев, основываясь на внешности и характере настоящих людей.

1. Робин Гуд

Прототип: Робин Локсли.



Существует несколько версий происхождения баллад о благородном разбойнике, грабящем богатых для помощи бедным. Согласно одной из самых достоверных теорий, Робин родился в 12 веке в селе Локсли и был йоменом (свободный крестьянин). Еще в юности он сколотил немаленькую банду, с которой орудовал в лесу Шервуда. Правда, намерения разбойников отличались от сказочных преданий, жестокие молодчики просто мародерствовали, и наживались абсолютно на всех. Деньги они, конечно, никому не раздавали.

2. Кристофер Робин и Винни Пух


Прототип: Кристофер Робин Милн и медведица Виннипег.



Алан Милн, можно сказать, скопировал главного героя историй о приключениях Винни Пуха со своего сына. Кристофер рос застенчивым и тихим ребенком, а его единственным другом была игрушка по имени Эдвард – медвежонок серии «Тэдди» фирмы «Фарнелл». Автор даже не стал менять имя мальчика, только его спутник был назван иначе, в честь медведицы Виннипег из Лондонского зоопарка. Ее настолько приручили к человеческому вниманию, что местные дети, включая Кристофера, часто подкармливали животное сгущенкой и гладили.

3. Алиса в стране чудес


Прототип: Алиса Лидделл.



Льюис Кэролл в молодости был дружен с семьей Лидделл, которая воспитывала нескольких дочерей. Писатель проводил много свободного времени с детьми, рассказывая им захватывающие истории о маленькой девочке, однажды повстречавшей на прогулке говорящего кролика. Когда скопилась целая серия приключений, Кэролл записал сказки, добавив в них интересные детали и новых персонажей. Книжку он подарил Алисе Лидделл на Рождество, которую она, будучи уже взрослой, продала за баснословные деньги для оплаты счетов.

4. Белоснежка


Прототип: Мария София Катарина Маргарета фон Эрталь.



Эта история началась в 1725 году, когда у судьи Филиппа фон Эрталя и его жены, баронессы Марии Евы фон Беттендорф, родилась очаровательная дочь, к слову, пятая в семье. Спустя 13 лет супруга многодетного отца скончалась во время родов десятого ребенка. Судья тосковал недолго, и уже через год женился на такой же «безутешной», но очень зажиточной вдове, Клаудии Хелене Элизабет фон Райхенштайн. Немолодая по тогдашним меркам дама (36 лет) больше всего злилась на Марию. Девочка с каждым днем взрослела и хорошела, а красота новой папиной жены заметно увядала. Неизвестно, почему Клаудия Хелена взъелась именно на пятую дочь судьи, ведь в замке проживало еще много детей от его первого брака, но Марии постоянно доставалось от мачехи. Однажды девочка узнала, что отцовская супруга замышляет ее убить, и сбежала, поселившись в хижине бедных рудокопов. Судейская дочь вернулась домой лишь после смерти Клаудии Хелены, и жила там до своей кончины в 1796 году. Замуж за принца Мария, естественно, не вышла, и вообще побывать в законном браке ей не довелось.

5. Карлсон


Прототип: Герман Геринг.



Дикое, но симпатичное привидение с моторчиком, оказывается, не просто реальный мужчина, но еще и один из лидеров нацистской партии, рейхсмаршал Великогерманского рейха и рейхсминистр Имперского министерства авиации. Астрид Линдгрен, автор сказки про Карлсона, была лично знакома с летчиком-асом еще с юности, и весьма симпатизировала ему, как и ультраправой партии в Швеции. Поэтому Герман Геринг стал прототипом главного героя в произведениях писательницы, в книгах упомянуты даже фирменные фразочки рейхсмаршала: «Я – мужчина в полном расцвете сил», «Мелочи – дело житейское». Да и внешне Карлсон очень напоминает Геринга, не говоря уже о намеке на его профессию в виде пропеллера.

6. Шрек


Прототип: Морис Тийе.



Уильям Стейг, автор детских рассказов об огромном зеленом огре с добрым сердцем, создал своего персонажа, впечатленный Морисом Тийе. Этот французский рестлер родился в России, на Урале. В детстве он был очаровательным маленьким мальчиком с нежными чертами лица, за что его прозвали Ангелом. Но к 17 годам у Мориса диагностировали акромегалию – заболевание, вызывающее разрастание и утолщение костей, особенно черепа. Парню, мечтавшему стать адвокатом, пришлось отказаться от своих стремлений из-за постоянных издевательств и насмешек над его внешностью. Тогда Морис и подался в рестлеры, причем на спортивной ниве он добился потрясающих успехов. Современники Тийе описывают его как сильного, доброго и приятного в общении великана с прекрасным чувством юмора. Типичный Шрек, не правда ли?

7. Дуремар


Прототип: Жак Булемард.



Продавец пиявок в сказке «Золотой Ключик» в реальности был весьма востребованным московским врачом французского происхождения по фамилии Булемард. Он жил в 1895 году и пользовался популярностью среди российской знати. Дело в том, что доктор практиковал экзотический на то время метод лечения с помощью пиявок, причем опыты с ними он показывал прямо на себе. Чтобы его не кусали комары во время ловли «лекарств», Булемард носил длинный плотный балахон. Малышня, которая все время околачивалась возле странного врача, дразнила Жака Дуремаром, коверкая его фамилию.

8. Пиноккио


Прототип: Пиноккио Санчес.



Если уж заговорили о Буратино, стоит упомянуть и оригинал этой сказки, написанный Карлом Коллоди. Ведущего персонажа детской книжки, конечно, никто не вырезал из полена, он даже не был ребенком, просто отличался очень маленьким ростом. Настоящий Пиноккио – герой войны, который после службы в армии потерял ногу и, как ни странно, нос. Благодаря стараниям врача Бестульджи мужчина смог начать относительно полноценную жизнь, хирург изготовил для него протезы взамен утраченных частей тела. Именно после встречи с Санчесом и его деревянным носом Коллоди придумал куклу Пиноккио.

9. Барон Мюнхгаузен


Прототип: Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен.



Самый бессовестный фантазер действительно существовал, он родился в 1720 году в Германии (город Боденвердер, Нижняя Саксония). Стрела амура заставила дворянина переехать в Россию, на родину его возлюбленной жены, где барон поступил на службу в армию офицером. Когда судьба все же позволила Иерониму Карлу Фридриху вернуться домой, во время дружеских посиделок он начал рассказывать соотечественникам о невероятных и курьезных приключениях, произошедших с ним в России. Истории Мюнхгаузена благодаря его бурной фантазии постоянно пополнялись новыми удивительными деталями и обстоятельствами.

10. Питер Пен


Прототип: Майкл Дэвис.



Вдохновителем Джеймса Барри, автора сказки о мальчике, который не хотел взрослеть, и фее Динь-Динь, стал сын его близких друзей, Сильвии и Артура Дэвис. Малыш Майкл был любознательным, озорным и общительным 4-хлетним ребенком, постоянно выдумывающим различные истории. Он действительно боялся стареть и периодически страдал от кошмаров, в которых присутствовал страшный моряк (капитан Крюк) и злые пираты. Барри настолько любил шалунишку, что наделил своего Питера Пена мельчайшими чертами характера и особенностями поведения Майкла.

Создают мифическую реальность фольклора: эти герои - важная часть жизни наших предков. Описание волшебной силы, которой владел каждый из героев и в которую верили в древности, дошло до нашего времени практически без изменений, хотя теперь она нам не совсем понятна. Детские сказочные персонажи знакомы нам с самого раннего возраста, но постепенно их образы выветриваются из памяти. Давайте вспомним некоторых из них.

Мужские сказочные персонажи

Иван-царевич, он же - Иван-дурак, он же - Иван - крестьянский сын. Основные качества этого персонажа - благородство и доброта. В любой из сказок Иван помогает и спасает, что в итоге приводит к благополучному разрешению ситуации, а его самого - к счастью. учит читателя прислушиваться к своему сердцу, к интуиции, сохранять честь в любой ситуации и не терять присутствия духа. Ивана часто сопровождает верный конь или Серый Волк. Конь - символ преданности и верности, а вот Волк - символ хитрости: они помогают Ивану во всех его начинаниях. Антиподом Ивана часто выступает Кощей Бессмертный - отрицательный персонаж русских народных сказок, злой чародей. Его смерть спрятана в нескольких вложенных друг в друга предметах и животных. В сказках Кощей похищает героиню и прячет ее на краю света в своем замке, а Иван обычно спасает ее. Реже Кощей выступает символом мудрости и хранителем знаний.

Женские сказочные персонажи

Василиса Прекрасная, она же - Василиса Премудрая. Основные качества персонажа - мудрость, красота, верность. Она не просто героиня, она - верный помощник Ивану, который должен освободить ее из заточения у Кощея, или сурового отца, или Змея Горыныча, или любого другого злодея. Василиса не беспомощно ждет, когда ее спасут, а всячески помогает герою, дает ему советы, обращается к своим друзьям среди людей и зверей. Василиса - символ мудрости и добродетели, у нее читатель учится быть отзывчивым и терпеливым. Другой женский персонаж, встречающийся в русских сказках, - Баба-Яга, она же - Яга-Ягинишна. Это, пожалуй, самый древний персонаж и самый многогранный. Яга обычно живет в и славится дурным характером - ее избушку на курьих ножках лучше обходить стороной. Она ворожит и колдует, но тем не менее чаще помогает, чем вредит, героям. Баба-Яга иногда выступает символом мудрости и хранителем древнего знания.

Животные - сказочные персонажи

Змей Горыныч - символ злого начала, представляющий собой дракона с тремя, шестью, девятью или двенадцатью головами. Нередко Змей похищает героиню и держит ее в заточении, откуда Иван должен ее освободить. Также Горыныч нередко выступает в роли охранника врат в подземное царство или дом Кощея. Кот-Баюн - коварный персонаж, убаюкивающий своим голосом. Он знает множество песен и сказаний, но часто выступает на стороне зла. Нередко бывает питомцем Яги или Кощея. Из наиболее нейтральных героев животного мира русских сказок можно назвать Жар-Птицу. Она обладает великой силой исцеления. Часто становится объектом желания царей, королей и самого Кощея, поэтому герой нередко отправляется на ее поиски. Изловить Жар-Птицу не так просто, потому что она слепит своим светом и обжигает.

Персонажи русских сказок многообразны, а сами сказки таят в себе великую мудрость...

Сказки — кладезь народной мудрости! Из, казалось бы, незамысловатых историй, можно почерпнуть массу полезной информации: как выйти замуж за принца, как обмануть Кощея или как из лягушки превратиться в царевну.

Сейчас сказки читают только детям, но поучиться женской мудрости никогда не поздно! Итак, чему же могут научить взрослых девушек и женщин героини сказок?

Царевна-Лягушка

Чему учит: умение держать себя в любой ситуации и способность сделать из обычного мужчины короля.

Царевна-Лягушка не стеснялась своего вида, так как воспринимала себя именно такой, какой она была. Она понимала, что красота — не главное, а главное — умение правильно себя преподнести. Именно это умение она и показала на приеме у короля, когда при взмахе руки из ее рукавов появлялось озеро и лебеди. А благодаря своей сообразительности и мудрости она смогла сделать из неудачника Ивана-Царевича успешного мужчину.

Принцесса на горошине

Чему учит : здоровый сон — важен для женщины, и этому не должны препятствовать никакие горошины!

В сказке Принц находит свою Принцессу. Казалось бы, все закончится хорошо, но не тут-то было! Девушку решили проверить на подлинность ее голубой крови и подложили ей под множество матрасов и перин горошину. В жизни современной женщине много «горошин», мешающих спать — работа, дети, проблемы, бытовые дела, поездки и пр. Но всегда нужно помнить, что здоровый сон не только дает возможность отдохнуть, но и способствует сохранению красоты.

Василиса Прекрасная

Чему учит: следовать своей интуиции.

Одна из сильных способностей женщины — ее интуиция. Но порой женщины ей просто не доверяют, и хотят делать все логически, уподобляясь мужчинам. Василиса получила от своей матери куклу. Именно она помогает ей в дальнейшем преодолеть трудности. Кукла давала советы и во всем помогала. Эту куклу можно как раз сравнить с интуицией.

Настенька из «Морозко»

Чему учит: быть женщиной до мозга костей! Ставить себя так, чтобы мужчина чувствовал свою необходимость, чтобы ему хотелось оберегать и заботиться о вас.

Смиренная, терпеливая, скромная девушка Настенька находит свое счастье благодаря своему доброму, отзывчивому характеру. Мужчина рядом с ней понимает, что о такой хрупкой девушке нужно заботиться и делает это без лишних вопросов.

Золушка

Чему учит: встречают по одежке, провожают по уму.

Не даром Мэрилин Монро говорила: «Дайте женщине пару хороших туфель и она покорит весь мир!». Героиня Золушка учит опрятности, красоте и гармоничному внешнему виду. Что уж говорить — мужчинам нравятся красивые, ухоженные и стильно одетые девушки. Конечно, Принц полюбил Золушку не за ее внешность, а за доброту, талант и искренность, но вначале она произвела эффект именно своим платьем, туфельками и прической!

Баба-Яга

Чему учит: гостеприимности и хозяйственности.

Несмотря на то, что Баба-Яга — персонаж отрицательный, у нее тоже можно многому поучиться. Вспомните, как встречала эта бабушка добрых молодцев? И баньку топила, и чаем угощала, и спать укладывала. И только после этого расспрашивала о делах.

Аленушка из сказки «Гуси-Лебеди»

Чему учит: делайте добро и оно обязательно к вам вернется.

Когда у Аленушки украли братика, Аленушка отправилась на его поиски. На пути ей встречались разные персонажи, которые просили о помощи, но девочка не помогала. Когда ей самой понадобилась помощь, те, кто встречался на ее пути также отказывали ей в помощи. И только когда Аленушка сама начинала помогать окружающим, ей также пришли на помощь.

Снежная Королева

Чему учит: никогда не держите обиду в себе, иначе ваше сердце станет холодным, как льдина.

Видимо нелегко в жизни пришлось Снежной Королеве, раз она заточила себя в ледяной замок и украла ни в чем не повинного мальчика Кая. Черствое, злое и холодное сердце Снежной Королевы не принимает ни радости окружающих, ни любви, ни милосердия. А все от обиды на весь мир, которая в итоге ее и погубила.

Живите реалиями, но не забывайте о добрых сказках — берите из них все самое светлое и хорошее, чего не хватает в современном мире. И помните, что все сказки заканчиваются хеппи-эндом! Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

У сказок есть своя особая структура – в ее композиции постоянно используются устойчивые сюжеты и мотивы, встречаются герои сказок со своими неизменными функциями и способностями. Все мы помним популярные народные сказки с их троекратными повторами, с повторяющимися формулами «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Сказка – ложь, да в ней намёк…». Пространство в сказке условно и отдалено от реальности.

Герои сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Богатыри – изначально герои русских былин, но со временем они проникли и в народные сказки. Наиболее известен герой сказок Илья Муромец. Он воплощает в себе идеал героя-воина, который славится не только своей недюжинной физической силой, но также и особенными нравственными качествами, присущими настоящему богатырю: спокойствием, стойкостью, добродушием. В былинах и сказках этот богатырь является народным заступником. Вспомним, например, такое произведение как «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Также заслуживает упоминания благородный, но малоизвестный старинный герой русских сказок Руслан Лазаревич. Сюжеты и приключения, в которых он появляется, близки известным сюжетам с Ильей Муромцем.

Добрыня Никитич, как герой сказок, выступает надежным помощником князя, которому он, верно, служит долгие годы. Он выполняет личные поручения князя, например, спасти его дочь или племянницу. Добрыня отличается особенной храбростью – он сам решается выполнять задания, от которых отказываются остальные богатыри. Часто это герой сказки о змееборстве, равно как и Алёша Попович. Их приключения и те сюжеты сказок, в которых они появляются, крайне схожи друг с другом. Вспомним, например, такие сюжеты, как «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Все эти три былинных богатыря находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и в разных сказках по-разному проявляют свои сильные и благородные качества. Всем знакомы эти имена героев народных сказок. Алёша Попович является собирательным образом богатыря в русском фольклоре. В характере этого героя сказки мы видим смешение самых различных черт. В первую очередь Алеша отличается смелостью, но также он очень задорен и хитер. В его образе отразилась вся широта души русского человека, вся ее многогранность.

Любимый герой народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трех сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своем царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за свое героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Иванушка-дурачок – также очень важный герой сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Важно отметить, что Иван-дурак обладает особым творческим умением – он играет на музыкальных инструментах (гуслях или дудочке), и в сказках часто придается большое значение его чудесному пению. В этом состоит его особенность, ведь не всегда положительные герои сказок способны сотворить нечто прекрасное самостоятельно, не прибегая к помощи волшебных животных или предметов.

Среди женских сказочных образов особенно выдающимся является тип Чудесной невесты. Этот необыкновенный герой сказок отличается умом и особой женской хитростью. Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок.

Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в, то, же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью врагу главного героя сказки. Добрый герой народных сказок проходит, суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

Как мы видим, положительные герои народных сказок весьма разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и самоотверженность, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, прямодушие, и женская мудрость. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам. Ведь в русском фольклоре сказочные герои стремятся к свету, а добрые силы всегда одерживают верх.

Сказка – это не только развлечение для малышей. В ней собраны поучительные истории, в которых отражены верования целого народа. Герои наделены достаточно условными гиперболизированными характерами, их мотивы и действия являются отражением древних славянских ритуалов.

Баба-яга – самый известный персонаж русского фольклора. Между тем это не просто собирательный образ уродливой старухи со склочным характером и свирепыми деяниями. Баба-яга по своей сути – проводник. Лес, в котором она обитает – условная граница между мирами. Костяная нога ей нужна, чтобы духи считали её своей. Обязательное условие «истопить баньку» – ритуальное омовение, совместная трапеза в том или ином виде – тризна, помин у славян. А непременное жилище – избушка на курьих ножках – как раз место перехода в загробный мир. Кстати, куриные ножки никакого отношения к избе не имеют. «Курь» означает «окуривать» – обдавать дымом новое пристанище человека «без окон, без дверей». И детей на самом деле Баба-яга в печку не сажала – это опять же образ инициации малышей у славян, во время которого ребёнка помещали в печь, чтобы защитить его от злых духов.

Водяной – неприятный на вид водный дух, который живёт в водоворотах и водяных мельницах. В жёнах у него девушки-утопленницы, а в прислугах – рыбы. Водяной не упустит шанса затянуть к себе на илистое дно незадачливого ныряльщика. Чтобы он не бесчинствовал, ему несли подарки, особенно дух воды радовался аппетитному гусю. Водяной всегда готов защитить свой родной дом, стоит только рыбаку опрометчиво посягнуть на его владения.

Жар-птица – аналог возрождающегося из огня и пепла Феникса. Как правило, она (либо её перо) и есть цель поисков и скитаний главных героев. Считается, что она олицетворяет свет и тепло, поэтому каждой осенью умирает, а весной появляется снова. Ещё в сказках встречается Сирин – полуженщина-полуптица. Она обладает райской красотой и ангельским голосом, но каждый, кто услышит его, обречён на беды и страдания.

Змей-горыныч – огнедышащий дракон, умеющий летать. В славянском фольклоре он охраняет Калинов мост – доступ в загробное царство, куда простому человеку путь заказан. Число его голов всегда кратно трём (сакральное число славян), что свидетельствует о живучести, за раз его не одолеешь.

Леший – лесной дух. Он то огромен и могуч, то мелок и нелеп, то неуклюж, то ловок. Его стараются избегать, поскольку Леший обладает вредным характером и может завести в чащу лесную – потом выбирайся оттуда. Спастись можно, если надеть одежду наизнанку – так он не узнает свою жертву. В то же время его задабривают, оставляя дары на опушке, потому что это Хозяин леса, без которого невозможна жизнь человека.

– добрый хранитель дома. Он рождается стариком, а умирает младенцем. Он с удовольствием помогает в хозяйстве, если его не обижать и подкармливать молоком, а может хулиганить и прятать нужные вещи. Полной противоположностью ему является Кикимора – злой дух умершего, мучающий семью. Впрочем, делает пакости она тем, кто не держит своё жилище в порядке, так что довольно справедлива. Ещё один домашний проказник – Банник . Он способен напугать зашедшего попариться человека, бросив в него горячие камни или ошпарив кипятком.

Кащей Бессмертный – злой чародей, похищающий невест. Это прообраз могущественного жреца Кощея Чернобоговича, сына Чернобога. Он владел царством Нави (подземное царство, загробный мир у славян).

Ну и какая же сказка без Ивана-дурака ? Это собирательный положительный образ, которому уготован длинный путь, но он с доблестью его проходит и получает в конце царевну в жёны. Так что Дурак – это не ругательство, а своеобразный оберег от сглаза. Поставленные жизнью задачи Иван решает благодаря собственной смекалке и нестандартному подходу.

Слушая истории с героями русских народных сказок , дети сызмальства учились быть стойкими духом, справедливыми, смелыми, почитающими и признающими силу добра (ведь оно всегда побеждает). Славяне верили, что любая сказка – ложь только для нашего, видимого мира, но истина для мира духов. И никто не будет спорить, что в ней содержится урок, который каждому только предстоит познать в течение своей жизни.
_

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

_
ЭТНОМИР – самый большой этнографический парк-музей России, красочная интерактивная модель реального мира. Здесь на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Каждой стране отведён своеобразный «культурный заповедник» – этнодвор.

– комплексная экспозиция. Она образована зданием самой большой в мире русской печи и девятью избами разных регионов Европейской части России.

В своей планировке архитектурный ансамбль воссоздаёт структуру древнеславянских поселений, когда жилые строения окружали центральную площадь.

Основные экспозиции Музея находятся в избах – это и печи разного строения, формы, конструкции, и предметы быта XIX-XX веков, и выставка утюгов, и коллекция традиционных русских лоскутных кукол, и различные деревянные игрушки...