Маримба музыкальный. Маримба (marimba) - возможно, самый красивый инструмент в музыке сальсы

Итак, после долго перерыва я продолжаю экскурс в мир перкуссии.
Сегодня речь пойдет об инструменте, с живою душой, нежным голосом и с характером, так похожим на мой.

В прямом значении, слово маримба значит «деревянный ударный инструмент» и распространена она среди туземцев Африки и северной оконечности Южной Америки.

История этого иструмента уходит корнями в глубокую древность.
Маримба - не просто кусок дерева, Маримба - это имя африканской богини.
Собственно, по легенде она и подарила людям этот замечательный инструмент, который раньше выглядел очень просто: деревянная пластина и под ней пустая тыква вместо резонаторов. Согласно преданию в момент удара палочки по пластине кроме красивого звука происходило чудодейственное исцеление..

Официальные упоминания о маримбе, в качестве африканского ксилофона, относятся к началу XVII столетия.
Этим инструментом как своим родным, домашним музыкальным инструментом, пользовались во многих местностях Африки и, прежде всего, племена мандинго в Западной Африке, Южном Камеруне и Французском Конго, а также в южном течении реки Конго и в среднем - Замбэзи.
Этим же инструментом пользовались и племена банту, населявшие Северный Трансвааль. Эта разновидность маримбы состояла из хорошо настроенных деревянных брусочков, укреплённых на соответствующей подстилке на уровне одной плоскости, либо на обращённой концами вверх дуге.
Звук извлекался при помощи палочек -деревянных или костяных,- точно неизвестно. Но самое важное заключалось в том, что африканская маримба в своём наиболее совершенном виде имела подвешенными под каждым брусочком резонаторы в виде трубообразных колбас.
Таким образом, негритянские невольники, когда они попадали в страны Центральной и северной оконечности Южной Америки, могли занести с собой не только сущность этого инструмента, но и что более вероятно - сам инструмент.

Возникновению современной усовершенствованной маримбы мы обязаны Джону-Кэльхоуну Дигэну - сначала кларнетисту, затем ксилофонисту,- который не только перенёс брусочки ксилофона на деревянную основу-раму, заменив солому войлоком, но и подвёл под каждый брусочек отдельный усовершенствованных резонатор. Положив, таким образом, начало возникновению маримбафона или ксилоримбы, он достиг настолько значительных успехов, что "вскоре смог дать оркестру новый и своеобразный инструмент, получивший особенно широкое распространение в ансаблях, играющих латино и джаз.

Признаюсь, мелодичные переливы маримбы оказывают на меня гипнотическое действие. Я часами могу слушать пение этого инструмента, мысленно переносясь на тропические побережья.
А недавно даже довелось поиграть на маримбе (Yamaha - YM-2400, изображенная выше) и восторгу моему не было предела.

Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания. Современная техника игры на маримбе подразумевает игру несколькими палочками одновременно. Обычно используются 2—4 палочки, реже — 5—6. На инструменте можно исполнять мелодии, гармонии, виртуозные пассажи.

Чаще всего пластины инструмента сделаны из натуральной древесины розового гондурасского дерева или палисандра, расположены и настроены по принципу хроматической клавиатуры фортепиано. Пластины расположены над металлическими трубами-резонаторами, делающими звучание густым и объемным.
Стандартный диапазон инструмента — 4 или 4,3 октавы. В последние годы появились инструменты с 5- и даже 6-октавными клавиатурами. Инструменты этого класса встречаются редко, предназначены исключительно для сольной игры и часто изготавливаются индивидуально.

Для игры на маримбе выпускается множество видов палочек (mallets) с наконечниками из резины, дерева или пластика. Как правило, наконечники обмотаны шерстяными или хлопковыми нитями. Подбор палочек позволяет музыканту получить целый спектр различных тембров, от резкого щелкающего, "ксилофонового", до мягкого напоминающего церковный орган.

Результат моего знакомства с маримбой
(не судите строго, я первый раз…)
Посвящается

– это ударный музыкальный инструмент. Это родственник ксилофона, с которым маримбу роднит устройство. Маримба состоит из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками. Деревянные бруски называются клавишами, которые обычно делаются из дерева hormiguillo (Platymiscium dimorphandrum). На маримбе, так же как и на ксилофоне, могут играть одновременно два исполнителя. Отличает маримбу от ксилофона качество звука. Дело в том, что звук, издаваемый каждым бруском маримбы, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой. Есть даже мнения, что маримба является улучшенным ксилофоном – с резонаторами и более широким звуковым диапазоном. Однако не стоит забывать, что ксилофон и маримба – разные инструменты со своей историей и манерой звучания.
До сих пор вызывает споры происхождение маримбы. По этому поводу существует три версии. Согласно первой версии, маримба возникла на африканском континенте, в Анголе. По второй версии, маримба родилась в Индонезии, а по третьей версии, маримба – выходец из древней культуры майя. В подтверждение третьей версии свидетельствует археологическая находка. На церемониальной вазе из Ратинлиншуль, в настоящее время находящейся в музее Университета Пенсильвании, США, нанесено изображение музыканта с инструментом, похожим на маримбу. Но все-таки, какая из версий оригинальна и правдива, остается загадкой.
С маримбой связано множество легенд. По одной из них, бытующей в мифе жителей Южной Африки, жила некогда богиня по имени Маримба. Однажды они создала инструмент, вешая тыквы ниже деревянных брусков. Этот факт сейчас упоминается как источник названия инструмента.
Маримба стала родным инструментом не только для жителей Африки, но и для жителей Гватемалы, Мексики и некоторых других стран Латинской Америки. Со временем тыквенные резонаторы сменили деревянные, диатонический строй уступил место хроматическому.
Именно латиноамериканская маримба была взята за основу Джоном К. Диганом для дальнейшей реконструкции. Джон К. Диган – известный акустик и строитель ударных инструментов – принципиально изменил древнюю маримбу. Он заменил деревянные резонаторы на металлические и установил эталон её настройки. Он также доказал, что розовое дерево является лучшим акустическим проводником для тоновых пластин маримбы. Диган не ограничился теоретическим изучением инструмента, он желал его массового распространения, поэтому его компания «J.C. Deagan, Inc.» наладила промышленный массовый выпуск маримб.
Маримба Дигана является эталоном качества и является музейной ценностью. Инструмент не переставал совершенствоваться. Он улучшился как внешне, так и внутренне. Расширились его выразительные возможности. Маримба поднялась из сферы массовой музыкальной культуры в область академического классического искусства и завоевала весь мир. В пятидесятых годах двадцатого века маримба распространилась в Японии и сразу же покорила публику. Японские композиторы писали произведения для маримбы, была также основана японская школа маримбы. Кейко Абэ - известная маримбистка - завоевала всемирную популярность, благодаря своему исполнительскому искусству.
Тембр маримбы неповторим – он многогранен и сочетает в себе мягкие и богатые звуки, позволяющие добиваться выразительного звучания.
Техника игры на маримбе – это использование нескольких палочек одновременно. Можно использовать от двух до шести палочек. На инструменте можно исполнять различные типы композиций - мелодии, гармонии, виртуозные пассажи. Для игры на маримбе выпускается множество видов палочек с наконечниками из резины, дерева или пластика. Наконечники обмотаны шерстяными или хлопковыми нитями. Подбор палочек позволяет музыканту получить целый спектр различных тембров, от резкого и щелкающего до мягкого и нежного.
Диапазон инструмента - четыре октавы. В последние годы появились инструменты с большим диапазоном – до шести октав. Инструменты этого класса довольно редкие и предназначены для сольной игры. Часто они изготавливаются индивидуально.
В конце двадцатого века маримба прочно укрепилась в музыкальной жизни стран Западной Европы. В Америке маримба используется в популярной музыке.
Сейчас маримба известна как сольный инструмент. Она с успехом используется в разных музыкальных жанрах, от классической музыки до авангардной. Некоторые композиторы используют маримбу в произведениях для симфонического оркестра, что придает музыкальной картине особый колорит.

Состоящий из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник . Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой.


Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания.

Возникла маримба в Малайзии и затем стала распространенным инструментом в Африке, Мексике, Центральной и Северной Америке.

В настоящее время маримба известна как сольный инструмент. Используется в разных музыкальных жанрах, от классической музыки до авангардной; эстрадной и джазовой. Некоторые композиторы использовали маримбу в произведениях для симфонического оркестра.

Родственные ударные инструменты - , . Оригинальный вариант маримбы встречается в музыке народов Африки, Южной Америки, Индонезии, Дальнего Востока.

Устройство



Чаще всего пластины инструмента сделаны из натуральной древесины розового гондурасского дерева или палисандра, расположены и настроены по принципу хроматической клавиатуры фортепиано. Пластины расположены над металлическими трубами-резонаторами, делающими звучание густым и объемным.

Стандартный диапазон инструмента - 4 или 4,3 октавы. В последние годы появились инструменты с 5- и даже 6-октавными клавиатурами. Инструменты этого класса встречаются редко, предназначены исключительно для сольной игры и часто изготавливаются индивидуально.

Техника игры

Современная техника игры на маримбе подразумевает игру несколькими палочками одновременно. Обычно используются 2-4 палочки, реже - 5-6. На инструменте можно исполнять мелодии, гармонии, виртуозные пассажи.

Для игры на маримбе выпускается множество видов палочек (mallets) с наконечниками из резины, дерева или пластика. Как правило, наконечники обмотаны шерстяными или хлопковыми нитями. Подбор палочек позволяет музыканту получить целый спектр различных тембров, от резкого щелкающего, «ксилофонового», до мягкого напоминающего церковный орган.

Иногда на маримбе играют несколько (два и более) исполнителей одновременно.

Маримба в современной академической музыке

Маримбу использовали в своих сочинениях:

Оливье Мессиан (Преображение Господа нашего Иисуса Христа, Франциск Ассизский)
Тору Такемицу (Rain Tree)
Франко Донатони
Карен Танака (Tales of Trees)
Дженнифер Хигдон (Splendid Woods)
Небойша Живкович (два концерта для маримбы с оркестром)
И Чен (Sound of the Five)
Марьян Мозетич (Концерт для фагота, маримбы и струнного оркестра)
Андрей Дойников (Frolic-romance)
и другие современные композиторы.

Среди исполнителей на маримбе известна Митико Такахаси (Премия Гаудеамус, 1973).

Видео: Маримба на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Маримба

3) четыре с половиной, от «фа» большой октавы до «до» третьей .

4) пятиоктавная концертная, от «до» большой октавы до «до» третьей .

Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания. Современная техника игры на маримбе подразумевает игру несколькими палочками одновременно. Обычно используются 2-4 палочки, реже - 5-6. На инструменте можно исполнять мелодии, гармонии, виртуозные пассажи.

Чаще всего пластины инструмента сделаны из натуральной древесины розового гондурасского дерева или палисандра , расположены и настроены по принципу клавиатуры фортепиано .

Как правило, наконечники палочек для маримбы обмотаны шерстяными или хлопковыми нитями. Подбор палочек позволяет музыканту получить целый спектр различных тембров, от резкого щелкающего, «ксилофонового », до мягкого, напоминающего церковный орган .

Родственные ударные инструменты - ксилофон , вибрафон , колокольчики . Оригинальный вариант маримбы встречается в музыке народов Африки , Южной Америки , Индонезии , Дальнего Востока.

Маримба в современной академической музыке

Маримбу использовали в своих сочинениях Дариюс Мийо (Концерт для маримбы и вибрафона с оркестром ), Оливье Мессиан (Преображение Господа нашего Иисуса Христа , Франциск Ассизский ), Тору Такэмицу (Rain Tree ), Франко Донатони , Карен Танака (Tales of Trees ), Дженнифер Хигдон (Splendid Woods ), Небойша Живкович (два концерта для маримбы с оркестром), И Чен (Sound of the Five ), Марьян Мозетич (Концерт для фагота, маримбы и струнного оркестра ), Андрей Дойников (Frolic-romance ), Стив Райх (Six Marimbas) и многие другие современные композиторы. Большой вклад в развитие исполнительства на маримбе и популяризацию инструмента в мире внесли Ней Розауро и Кейко Абэ - они являются создателями большого количества произведений для маримбы и ведут активную концертную деятельность.

Знаменитые исполнители на маримбе

Ряд современных исполнителей на ударных инструментах прославились в первую очередь как маримба-исполнители - Людвиг Альберт, Кэйко Абэ , Кунико Като , Богдан Бакану, Ней Розауро, Гордон Стаут, Жан Жеффруа, Роберт Ван Сайз, Петер Садло и многие другие. Ли Говард Стивенс составил первое и пока единственное полноценное пособие по игре на маримбе, но касается оно исключительно постановки, им изобретённой (существует три варианта расположения палочек в руке и, как следствие, три основных исполнительских техники - «традиционная», постановка Гари Бёртона и постановка Стивенса)

Маримба в рок-музыке

Маримба использована группой Rolling Stones в песне Under My Thumb (играет Брайан Джонс). Очень часто партии маримбы и вибрафона добавлял в свои композиции Фрэнк Заппа

Песня Mamma Mia (ABBA) своим необычным звучанием обязана маримбе. В студии, где они записывались, было много инструментов. Бенни Андерссон обнаружил маримбу и подумал: «Ой, что это?»

Напишите отзыв о статье "Маримба"

Литература

  • Helmut Brenner: Marimbas in Lateinamerika. Historische Fakten und Status quo der Marimbatraditionen in Mexiko, Guatemala, Belize, Honduras, El Salvador, Nicaragua, Costa Rica, Kolumbien, Ecuador und Brasilien (=Studien und Materialien zur Musikwissenschaft 43), Hildesheim-Zürich-New York: Georg Olms Verlag, 2007.

Примечания

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова маримба

маримба в словаре кроссвордиста

маримба

Энциклопедический словарь, 1998 г.

маримба

африканский ударный музыкальный инструмент типа ксилофона.

Маримба

    ударный музыкальный инструмент. Распространён у многих народов Африки. Разновидность ксилофона. М. называют также современный ксилофон с металлическими резонаторными трубками.

    Язычковый щипковый музыкальный инструмент. Бытует в Конго и некоторых местностях восточной части Африки. В других районах Африки известен под названием цанца.

Википедия

Маримба

Мари́мба - ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона. На маримбе играют специальными палочками с обмотанными нитками головками (mallets), реже с просто резиновыми головками. Маримба отличается от ксилофона, в первую очередь, диапазоном и тембром - и, соответственно, размером клавиш и резонаторов. Так же, как у ксилофона, резонатором является металлическая или деревянная трубка, подвешенная вертикально под клавишей. У традиционной формы инструмента эту функцию выполняет высушенная тыква.

Возникла маримба в Южной Мексике, это инструмент, созданный по типу африканского балафона, затем маримба стала распространённым инструментом в Африке, Центральной и Северной Америке. Используется в основном в академической музыке, чаще всего как сольный инструмент либо для игры в ансамбле. Также встречается в американской популярной музыке. В оркестровой музыке встречается редко по причине относительно негромкого звучания и несколько специфичного тембра.

На сегодняшний день существуют маримбы различного диапазона:

1) четыре октавы, от «до» малой октавы до «до» третьей.

3) четыре с половиной, от «фа» большой октавы до «до» третьей.

4) пятиоктавная концертная, от «до» большой октавы до «до» третьей.

Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания. Современная техника игры на маримбе подразумевает игру несколькими палочками одновременно. Обычно используются 2-4 палочки, реже - 5-6. На инструменте можно исполнять мелодии, гармонии, виртуозные пассажи.

Чаще всего пластины инструмента сделаны из натуральной древесины розового гондурасского дерева или палисандра, расположены и настроены по принципу клавиатуры