Мастер и маргарита трусость самый страшный порок.  Почему в романе М

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина:
первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою
позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остаётся верен
присяге, второй боится за свою жизнь и переходит на сторону врага.
По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова.
«Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в
крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит
притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости,
занятой пугачевцами.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути
оказался трусом: он полностью подчинил свою жизнь мнению
общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей
дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится
мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости,
он убивает своего друга

М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой
обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня
не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из
монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри
провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда
жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли,
мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том,
как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная
сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели -
найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», - так он
объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся
сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает
непреклонным, дух его не сломлен.

Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных
человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего
романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход
истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики)
существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит
трусость - порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих
тяжких грехов. www.ctege.info Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если
человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К.
Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание
в трусости». В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за
совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно
ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до
конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как
он струсил - отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами,
но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского,
когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на
бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой».

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Иешуа - странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим
проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он
- духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких
обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека
можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому
добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит.
Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро
всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия
Пилата, «всемогущего правителя».

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Понтий Пилат - представитель власти императорского Рима в Иудее.
Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри.
Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к
компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу
помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий
Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх
определяет в конечном счете его выбор. Этот страх рожден зависимостью от
государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М.
Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от
Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он
обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только
Иешуа

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного
преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.
Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит
дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех
времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою
любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает
положить именно любовь и милосердие. В романе «Мастер и Маргарита», по
словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и
получил. Самый большой порок - трусость - обязательно повлечет за
собой возмездие: муки души и совести.

М. Горький «Старуха Изергиль».

Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно,
основные черты характера героя - душевная стойкость, сила воли,
бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он
пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради
себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь
людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью
его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех».
Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и
Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань»,
«дам», «дающий». Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что
сделаю я для людей?!»

А.П. Чехов «Человек в футляре»

Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе "Человек в футляре". Этот страх
заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается
«спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за
выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего
и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и
отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический
ужас. "Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть
может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он
всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он
преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от
действительной жизни". Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в
своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил
и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.

М.Е. Салтыков- Щедрин «Премудрый пискарь»

Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед
потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей
смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного
мира, да и человек, в любой момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что
буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые
сутки «дрожал» - лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих
сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить. И в этом смысле его жизнь удалась.
Сбылась и другая его мечта - прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря.
Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род
пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности - завести друзей, создать семью, вырастить детей
и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а
затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше - простор для
читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг
исчез. Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была
достигнута пескарём, но и «сверхзадача» - так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни
своего героя: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Важными для писателя являются размышления об истинной смелости, о мужестве,
героизме и о трусости как чертах личности.
Ярче всего эти качества проявляются в военных эпизодах. Рисуя героев, Толстой
использует прием противопоставления. Какими разными мы видим князя Андрея и
Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об
отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего. Но Жерков
отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников «в более
безопасном месте, где их быть не могло». Таким образом, жизненно важный приказ
этим адъютантом не передан. Но его передает другой офицер - князь Болконский.
Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе
малодушничать.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Один из главных героев романа, Андрей Болконский, обладал такими
качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность. В начале
романа он недоволен пустотой общества и поэтому отправляется на военную
службу, в действующую армию. Идя на войну, он мечтает совершить подвиг и
заслужить народную любовь. На войне он проявляет отвагу и храбрость,
солдаты его характеризуют как сильного, смелого и требовательного офицера.
На первое место он ставит честь, долг и справедливость. Во время
Аустерлицкого сражения Андрей совершает подвиг: подхватывает выпавшее
из рук раненого солдата знамя и увлекает за собой убегающих в панике
солдат.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он
попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить
подвиг, стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливовозбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в
постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь
случая настоящего геройства». У него мало боевого опыта, но много
юношеского пыла. Поэтому он смело бросается в самую гущу боя и
попадает под огонь противника. Несмотря на юный возраст (16 лет),
Петя отчаянно смел и видит свое предназначение в служении отечеству.

Один из самых страшных человеческих пороков… Трусость. Да, все мы испытываем страх, но трусость – качество малодушного человека, не способного брать ответственность за свои поступки.

Великий русский писатель, Михаил Афанасьевич Булгаков в указанном отрывке своего романа поднимает проблему трусости и раскрывает её через образ Иудейского прокуратора Понтия Пилата.

Он понёс наказание, за смерть ни в чём не повинного человека, в невиновности которого он не сомневался, но всё равно вынес ему смертный приговор. Почему он пошёл на это? Боясь потерять свой непререкаемый авторитет, даже такой человек как Понтий Пилат был сломлен пред давлением народных масс. За отсутствие в нём желание доказать истину и к тому же спасти жизнь человека, который даже помог ему, он и был наказан.

Позиция Булгакова определённо ясна – он считает, что трусость – это самый тяжкий порок. С мнением автора невозможно не согласится. Именно с молчаливого согласия трусов и равнодушных случаются самые страшные преступления, которые несут за собой не поправимые последствия…

Размышляя над этой проблемой, на ум приходит повесть Валентина Распутина «Живи и помни». Главный герой произведения – Андрей Гуськов, тоже трус. Да, он защищал Родину, шёл под пули, но дезертировал. В чем же заключалась его трусость? Далеко не в его дезертирстве, а в его неспособности взять на себя ответственность за совершенное им деяние. Свой поступок он хотел оправдать тоской по семье и по Настеньке, его жене, и с лёгкой душой скинул это бремя на её плечи. Это было подло и малодушно с его стороны. Он попросту струсил и смалодушничал.

Вторым примером мне хочется привести военную повесть Василя Быкова «Сотников». Партизан Рыбак, в военных операциях проявлял себя как надежный товарищ, на которого можно положиться с трудную минуту, но когда он попадает в плен вместе с Сотниковым, трусит и идёт на сделку с немцами и сам становится полицаем. Дабы сохранить свою жизнь, он изменяет принципам товарищества, предаёт Родину.

Лишь душевно слабый человек способен на трусость и предательство. У этих пороков один корень – это малодушие и душевная бедность. Такие люди очень опасны для общества, ведь в трудной ситуации невозможно предсказать, будут ли они верны своим словам…

Обновлено: 2018-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме.

Одним из тех, кого он судил, является Иешуа. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвую-Н(их и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая В1гутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. У Иешуа своя жизненная философия: «... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие - это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон - муки ужасней не придумать, тем более что сон этот - его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.

Трусость и фальшь – отличительный признак слабого характера, который боится и бежит от правды, а в лучшем случае скрывает ее от себя.

Р. Ролан

I. Необычность романа «Мастер и Маргарита».

II. Трусость – основа всех человеческих пороков.

1. Воланд приоткрывает «занавес» времени.

2. Мастер – служитель истины.

3. Сила духа странствующего философа.

4. Понтий Пилат – представитель власти императорского Рима.

5. Сила и слабость Маргариты.

III. «Мастер и Маргарита» – роман о всесилии добра.

Роман «Мастер и Маргарита» – главное произведение М. Булгакова. Вряд ли найдется человек, даже хорошо знающий творчество писателя, который бы стал утверждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. А. Ахматова одна из первых высоко оценила роман «Мастер и Маргарита» и о Булгакове сказала: «Он гений». Нельзя не согласиться с такой характеристикой писателя.

М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» поднимает вопросы о человеке и времени, о равновесии света и тьмы, о взаимопереходе добра и зла. Среди всего – тема человеческих пороков.

Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из основных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость – порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов. Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в восемнадцатом веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости».

В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил – отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя и сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами». Он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой».

Иешуа – странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Иешуа физически слабый человек, но вместе с тем он – личность, он человек мысли. Он выше Мастера. И учение Иешуа, и произведение Мастера – это своеобразные нравственные и художественные центры. Мастера в отличие от Иешуа перенесенные тяжелые испытания все-таки сломили, заставили отказаться от творчества. Он струсил, сжег рукописи и нашел убежище в клинике для душевнобольных. Возможность для творческой жизни Мастер обретает лишь в потустороннем мире. Иешуа же слаб физически, но силен духовно. Он ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя».

Понтий Пилат – представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Каифу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. У Понтия Пилата проявляется к Иешуа и жалость, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа.

Маргарита – слабая женщина. Но она выше Мастера. Ведь во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного она преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства. Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.

В романе «Мастер и Маргарита», по словам А. 3. Bулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок – трусость – обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности».

5. Трусость - худший из пороков…

И Русское богословие подразумевает концепцию религиозной истории человечества, отличную от той, что изложена в наших работах “Мёртвая вода” в редакции 1998 г., “Троцкизм - это «вчера», но никак не «завтра»”, “Приди на помощь моему неверью” и всех прочих, последние редакции которых были завершены ранее 10 июня 2000 г.

Принципиальная особенность богословия романа “Мастер и Маргарита” состоит в том, что не было в истории ни одного Откровения в том смысле, как этому учат все религиозные культы. Но это не атеизм, не отрицание Божиего участия в судьбах всего человечества, народов и каждого из людей, а иной взгляд на водительство Божие в отношении человечества в целом, составляющих его народов и персонально каждого человека. Бог вёл в прошлом и ведёт ныне всех и каждого по жизни, но ведёт каждого по-своему, соответственно нравственности, мировосприятию, миропониманию, которых достигло общество и каждый из людей.

Возможно, что при разрушении глобальной цивилизации, предшествующей нашей, в которой восторжествовал демонический строй психики , Бог сказал её «не проявленным» (в терминологии ведической, знахарской культуры) хозяевам и наставникам что-то по смыслу близкое к следующему:

«Действуйте вопреки Моему Промыслу по вашей способности, а Я буду действовать по Своей способности. И что бы вы ни делали, - человек, все люди без исключения придут к пониманию Моей Правды-Истины и будут пребывать в ладу со Мной неизбывно».

А возможно, что и ничего не говорил, поскольку это само собой разумелось.

После того, как астрофизическая катастрофа, вызвавшая геофизическую катастрофу, уничтожившую прежнюю цивилизацию утихла, началось восстановление желательного для её «не проявленных» хозяев и наставников образа жизни. Были достигнуты определённые успехи. Снова расцвели магия, «многобожные» (основа социальной магии), Египет стал интеллектуальной столицей древнего мира. Казалось, что можно переходить к распространению в глобальных масштабах этого образа жизни и созданию единой глобальной цивилизации, объединяющей всё человечество под верховенством Египта. И вдруг, 14-летний мальчик, взойдя на египетский престол под именем Аменхотеп IV, заявляет «все ваши “боги” - выдумка, нет Бога, кроме Единого Всевышнего Бога, Милостивого Творца и Вседержителя», принимает новое имя Эхнатон и приступает к строительству в Египте культуры, основываемой под его руководством на иной нравственности и мировоззрении Жизни, а не посмертного бытия, как то было в Египте до и после него. Удар был столь силён, что Эхнатон достиг успеха, на некоторое время.

Потом противники Эхнатона оправились от ошеломления и приступили к противодействию: Эхнатон был отравлен медленно действующими ядами, извратившими физиологический строй его организма (в этом причина возникновения с возрастом женоподобия его тела). После его смерти приступили к уничтожению его наследия, имя его было обречено забвению, с какой целью все упоминания о нём были выскоблены со всех папирусов, находившихся в обращении, изглажены с каменных изваяний и настенных росписей. И он действительно был забыт на тысячи лет до тех пор, пока археологи не установили, что был в истории фараон-единобожник, проповедовавший мир и радость в ладу с Богом на всей Земле, отказавшийся вести войны.

Но после случившегося «не проявленные» хозяева и наставники цивилизации решили, что если они не смогли предотвратить оглашение в обществе идеи , то впредь миссию проповеди “единобожия” им следует взять на себя, что позволит придать ей направленность, отвечающую их интересам. Так возникло “Откровение” Моисею и все последующие “Откровения”, данные через так называемых пророков, посланников и т.п.

Кто из «пророков» сам ошибочно или заведомо ложно заявлял, что исключительно через него Бог вещает другим людям Свою истину, а все остальные люди обделены непосредственным вразумлением Свыше, или кому из «пророков» такое воззрение было приписано самими людьми - сподвижниками и потомками, - значения для культуры человечества не имеет, хотя многим из «пророков» нелегко пережить Постыдный день. То же касается и возведения в ранг богов или Бога тех или иных людей персонально.

Значение имеет то, что культы единобожия, восходящие к “Откровению” Моисею, основанные на Библии и Коране, едины в запугивании нескончаемым адом всех, кто не признаёт их Божественного происхождения или проявляет свою волю, переступая бессознательно, а тем более осознанно целеустремлённо через их заповеди - предписанные ими нормы жизни индивидов и общества.

Кроме того, все они замалчивают крайне неприятный для их «не проявленных» хозяев факт: 14-летний мальчик Аменхотеп, за плечами которого не было жизненного опыта, свойственного зрелости, окрылённый истиной Свыше, вырвался из их плена, не побоявшись ни суда Осириса, ни иерархии культодержцев Египта, традиционно именуемых «жречеством» вопреки сути того, что они делали.

И все культовые вероучения “единобожия” без исключения, так или иначе, прямо или косвенно ограничивают и подавляют познавательное и творческое начало в человеке как догматами, так и культивируемыми страхами.

И все они отрицают истинность того:

· что все люди, при всём различии в их физическом, интеллектуальном, психическом развитии, в их образовании, знаниях, навыках, всегда и везде по их предназначению в Предопределении Свыше на нынешнем этапе истории, когда происходит становление культуры будущей человечности, - Посланники Всевышнего Бога один к другому и наместники Божии на Земле;

· что люди уклоняются от миссий наместничества и посланничества только под воздействием разнородных страхов, включая и ничем не оправданный страх перед Богом; но не эти наваждения страхов, а собственная трусость глушит в людях совесть и стыд, вследствие чего они и не приемлют Правды-Истины, которую Бог даёт каждому непосредственно в его внутренний мир через совесть, через обращения к ним других людей, через произведения и памятники общей всем культуры;

· что Бог ни от кого не отступился и не отступится, и никого и никогда не обделяет Своим вниманием, заботой и милостью, но из трусости, подчинившись наваждениям страхов, люди предпочитают отказываться от Его внимания и заботы в отношении них.

И тезис о трусости как о худшем пороке многократно провозглашается в романе М.А.Булгакова:

«…и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

Вот, например, не трусил теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.

Разумеется, погубит. Утром бы ещё не погубил, а теперь, ночью, взвесив всё, согласен погубить. Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого мечтателя и врача!

Мы теперь будем всегда вместе, - говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом ставший на дороге всадника с золотым копьём».

Пилат во сне прошёл сквозь стыд, переосмыслил всё. И если в дальнейшем он жил в соответствии с истиной, пришедшей к нему во сне, и смог освободиться ото всего того, что помешало ему утром 14 числа весеннего месяца нисана поддержать Промысел, то сбылось и сказанное ему Иешуа во сне: «Мы теперь всегда будем вместе».

Это - освобождение: Пилат пришёл в царство истины, в приход которого не верил утром 14 числа весеннего месяца нисана, а придя в царство истины, он стал неподсудным .

Все дальнейшие россказни в истории «про Пилата» про сидящую в кресле на скале под луной две тысячи лет фигуру, про освобождение Пилата мастером, про видeние Пилата и Иешуа, идущих к Луне, во сне профессором Поныревым - наваждения от Воланда.

В связи с темой наваждений полезно отметить, что прежде, чем стать профессором Иван Николаевич Понырев успел омасониться: «Прощай ученик, сказал мастер и стал таять в воздухе» (гл. 30, сцена в сумасшедшем доме перед смертью мастера). «Ученик» - низший ранг в масонской ложе. Так глава ложи, учреждённой Маргаритой и легитимность которой Воланд признал лично, совершил посвящение следующего поколения прямо с «того света». Как показывала практика советского периода истории, приобщение к “элитарному” масонскому “братанству” упрощало продвижение к высшим степеням и в науке, и в политике. И как можно понять, Иван Николаевич избрал самый простой путь делания формальной карьеры при поддержке международного “братанства” . Но это не путь Правды-Истины: в противном случае Иван Николаевич не бредил бы во снах каждое полнолуние не разрешимыми в масонстве проблемами: что есть истина в отношениях людей с Богом? что произошло в Иерусалиме в начале эры?

Но изложенная концепция религиозной истории нынешней глобальной цивилизации приводит к вопросу:

Как относиться к информации, содержащейся в имитациях “Откровений Свыше”, зафиксированных в исторически реальных «священных писаниях», если она хотя бы отчасти проистекает от противников Промысла Божиего?

Ответ на него - самый простой из всех, связанных с романом:

Относиться ко всему без трусости по совести, поскольку всё, к чему человека приводит Бог, а равно и всё, что Бог приводит к человеку милостью или попущением, - даётся человеку в поучение, и этим не дoлжно пренебрегать.

И это действительно так, поскольку трусость - худший из пороков. Трусость вызывает к жизни безволие; безволие - одержимость; одержимость - отчаяние, которое, в свою очередь усугубляет трусость, всё более и более уводя человека от Бога.

Кроме того, «2x2=4» - вне зависимости от того: дошёл ли человек до этого своим умом; сообщил ли это ему Всевышний в Откровении; научил ли его этому знанию дьявол, преследуя свои интересы; либо поведал ангел Божий, исполняя Промысел. Иными словами, информация в русле Предопределения милостью Божией объективна, т.е. обладает самодостаточной свойственной ей сутью, и не несёт на себе «печати» ретранслятора. Хотя ретранслятор способен добавить к ней что-то или скрыть из неё что-то, но в результате такого действия возникнет уже иной информационный модуль. Поэтому, что истинно - то истинно, а что ложно - то ложно, вне зависимости от ретранслятора.

Есть только одно исключение: Бог не лжёт ни при каких обстоятельствах, а всегда говорит человеку Правду-Истину на всех языках всеобъемлющего Языка Жизни.

Человек же сам должен искренне отвечать во всех жизненных обстоятельствах на вопрос конкретно «что есть истина?», исправляя на ошибках свои нравственно-этические стандарты, в чём ему Бог и помогает.

Руси, Русской культуре свойственно и специфическое отношение к нечистой силе, которое так же отличает нас от Запада. В культуре Запада по тематике «отношения человека с нечистой силой» большей частью преобладают произведения о сделках с дьяволом, основанных на продаже или закладе нечистой силе собственной или чужой души.

В Русской культуре просто нет выдающихся художественных произведений, где такие эпизоды были бы основой сюжета. У нас нет ничего, сюжетно подобного “Фаусту” И.В.Гёте, которого русскому скучно читать и в школе, и будучи взрослым. У нас на протяжении всей истории совершенно иные отношения и с Богом, и с нечистой силой.

Что касается нечистой силы, то, конечно, и у нас были те, кто пытались вступить в сделку с дьяволом подобно Фаусту или безо всякой сделки сдуру сдавали себя или других нечистой силе, подобно тому как Маргарита сдаёт Воланду мастера по извлечении того из психиатрической лечебницы. Были и есть и те, кто живёт по принципу «и Богу молись, и чёрта не гневи: хоть нечистая, а всё же сила». Но не эти подходы к нечистой силе определяют русскость в этом вопросе.

В народном творчестве Руси живут умельцы иного рода: новгородские летописи повествуют, как на чёрте на моление в Иерусалим летал один из новгородских богомольцев; кузнец Вакула у Гоголя на чёрте летает в Петербург по хозяйственным надобностям при подготовке к свадьбе; сказка Пушкина “Поп и работник его Балда” - о том же.

Это всё иносказательное утверждение мнения свойственного Русской цивилизации: коли нечистая сила есть, и она навязывает человеку общение с собою, то человек, - пребывая в ладу с Богом или стремясь к таковому, - в праве употреблять по своему усмотрению и нечистую силу, не подчинясь ей и не вступая с нею в сделки.

В Русском миропонимании всякая нечистая сила - от мелкого беса до Сатаны - в определённых обстоятельствах сама может стать объектом Божьего попущения в отношении неё праведнику . И такое отношение к нечистой силе в Русской культуре основано на том, что:

· Бог - Творец и Вседержитель,

· информация милостью Божией объективна, неизменна по своей сути,

· человек - наместник Божий на Земле по Божьему Предопределению.

Но отношения с Воландом мастера и Маргариты лежат вне русла Русской традиции по безверию Богу и безволию каждого из них.