Ми бемоль минор параллельная тональность. Что такое тональность? Буквенные обозначения тональностей

Сегодня мы продолжим нашу беседу о музыкальной теории. Начало вы можете прочитать вот в . Итак, пришло время внести ясность в разговоре о таком понятии, как параллельные тональности . Вы уже имеете представление о том, что такое гамма, а также знаете такие знаки, как диез и бемоль. Ещё раз напомню Вам, что гаммы или бывают мажорными или минорными. Так вот мажорные и минорные гаммы с одинаковым набором звуков называются параллельными тональностями. При обозначении гаммы (тональности) на нотном стане вначале пишут скрипичный ключ (или реже басовый ключ), а потом пишут знаки (ключевые знаки). В одной тональности знаки могут быть либо только диезы, либо только бемоли. В некоторых тональностях ключевые знаки отсутствуют.

Рассмотрим параллельные тональности на примере гамм до мажор и ля минор.

Как вы могли заметить на изображении, в данных гаммах нет ключевых знаков, то есть у нас в этих тональностях одинаковый набор звуков. Также Вы можете видеть, что тоника (первая ступень гаммы) параллельного мажора является третьей ступенью параллельного минора, а тоника параллельного минора приходится шестой ступенью параллельного мажора.

Применительно к гитаре несложно догадаться о том, что для мажорного аккорда достаточно передвинуть тонику на три лада «вниз», чтобы обнаружить тонику параллельного минора.

Также на картинке вы можете видеть параллельные тональности, у которых есть ключевые знаки. Это фа мажор с одним бемолем при ключе и соответствующий ему ре минор. А также две тональности с одним диезом – соль мажор и ми минор.

Всего существует 15 мажорных и 15 минорных тональностей. Объясню, как они получаются. Максимальное число бемолей или диезов при ключе может быть 7. Плюс ещё по одной мажорной и минорной тональности без ключевых знаков. Приведу их параллельное соответствие:

До мажор соответствует Ля минору
Соль мажор соответствует Ми минору
Фа-мажор соответствует Ре минору
Ре мажор соответствует Си минору
Ля мажор соответствует Фа-диез минору
Ми мажор соответствует До-диез минору
Си мажор соответствует Соль-диез минору
Соль-бемоль мажор соответствует Ми-бемоль минору
Ре-бемоль мажор соответствует Си-бемоль минору
Ля-бемоль мажор соответствует Фа минору
Ми-бемоль мажор соответствует До минору
Си-бемоль мажор соответствует Соль минору
Фа-диез мажор соответствует Ре-диез минору
До-диез мажор соответствует Ля-диез минору
До-бемоль мажор соответствует Ля-бемоль минору

Надеюсь эта статья помогла Вам разобраться с понятием параллельные тональности в музыке. Также для полного понимания этого термина советую прочитать статью про

Едва музыкант начинает разучивать новое музыкальное произведение, первым делом он определяет тональность. И неважно, на каком инструменте музыкант играет, занимается вокалом или просто учит номер по сольфеджио. Без четкого понимания тональности учить новое произведения очень сложно. А уж если речь заходит о гармонии... Умение строить аккорды целиком основывается на понимании тональности.

Тональность

Что же такое тональность? Определения этого слова бывают различными, это зависит и от этапа обучения, и от автора учебника. Возможны следующие определения слова "тональность":

  • Тональность - имя лада.
  • Тональность - высота лада.
  • Тональность - высотное положение лада ("Элементарная теория музыки", Способин).
  • Тональность (классическая) - это централизованная, функционально-дифференцированная, в основе диатоническая двуладовая мажоро-минорная система аккордового типа, в которой аккорд является главным объектом развития, а общие закономерности определяются принципом тяготение-разрешение ("Гармония в западноевропейской музыке IX - начало XX века", Л. Дьячкова).

Тональности бывают мажорные и минорные, это зависит от лада, который лежит в основе. Также тональности бывают параллельными, одноименными, а также энгармонически равными. Попробуем разобраться, что все это означает.

Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности

Главные критерии, по которым определяется тональность, - лад (мажор или минор), ключевые (диезы или бемоли, их количество) и тоника (самый устойчивый звук тональности, I ступень).

Если говорить о параллельных и одноименных тональностях, то здесь всегда лад различается. То есть если тональности параллельные - это мажор и минор, если одноименные - аналогично.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки и разные тоники. Например, это До мажор (C-dur) и ля минор (a-moll).

Можно увидеть, что в натуральном мажоре и миноре в данных тональностях используются одни и те же ноты, но I ступень и лад различны. Найти параллельные тональности легко, они расположены на расстоянии малой терции. Чтобы найти параллельный минор, необходимо построить от первой ступени малую терцию вниз, а чтобы найти параллельный мажор, нужно построить малую терцию вверх.

Также можно запомнить, что тоника параллельного минора находится на VI ступени натурального мажора, а тоника параллельного мажора - на III ступени минора.

Ниже дана таблица параллельных тональностей.

До мажор - ля минор

Диезные тональности

Бемольные тональности

Одноименными называются мажорная и минорная тональности, у которых разные ключевые знаки и одинаковые тоники. Например, это До-мажор (C-dur) и до-минор (c-moll).

Понять суть одноименных тональностей можно даже из названия, у них одно имя, одна тоника. Одноименные тональности (в натуральном виде) отличаются III, VI и VII ступенями.

Энгармонически равными тональностями называются тональности, звуки которых, все ступени и созвучия которых энгармонически равны т. е. звучат одинаково, имеют одинаковую высоту, а записываются по-разному.

Например, если сыграть до-диез и ре-бемоль, они прозвучат одинаково, эти звуки являются энгармонически равными.

Примеры энгармонически равных тональностей

Теоретически для любой тональности можно найти энгармоническую замену, правда, в большинстве случаев получатся неупотребимые тональности. Главная же цель энгармонически равных тональностей - упростить жизнь исполнителю.

Основных причин для замены тональности две:

  • Тональности заменяются для уменьшения количества знаков. Например, в До-диез мажоре 7 диезов, а в Ре-бемоль мажоре 5 бемолей. Тональности с меньшим количеством знаков являются более простыми, удобными, поэтому чаще применяется Ре-бемоль мажор.
  • Для различных видов инструментов лучше подходят те или иные тональности. Например, для группы струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель) лучше подходят диезные тональности, а для духовых инструментов более удобны бемольные тональности.

Существует 6 пар тональностей, которые заменяются энгармонически, 3 мажорных и 3 минорных.

Примеры мажорных тональностей

Примеры минорных тональностей

Если говорить о неупотребимых энгармонических заменах, то можно привести в пример такую тональность, как До мажор (нет знаков) и Си-диез мажор (12 диезов). Будет энгармонически равен До мажору и Ре-дубль-бемоль мажор (12 бемолей).

Тональности играют важную роль в творчестве композиторов, за некоторыми закрепляются определенные образы, например, со времен И. С. Баха си минор считается "черной" тональностью, а в творчестве Н. А. Римского-Корсакова Ре-бемоль мажор считается тональностью любви. Удивительно, что создаются циклы произведений, написанных во всех тональностях: 2 тома хорошо темперированного клавира И. С. Баха, 24 прелюдии Ф. Шопена, 24 прелюдии А. Скрябина, 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. А один из залогов грамотного, успешного исполнения таких произведений - знание тональностей.

19 июля 2014

Данная статья посвящена чрезвычайно важной теме в музыке - тональности. Вы узнаете, что представляет собой тональность, что такое параллельные и одноименные тональности, а также будут рассмотрены их буквенные обозначения.

Что такое тональность?

Само слово подсказывает его значение. Она как будто задает тон целому музыкальному произведению. По сути, тональность и является основой произведения. От нее отталкиваются, создавая ту или иную музыкальную композицию. Это своеобразное начало.

Так, например, есть тональность до мажор. Это означает, что тоника, она же первая ступень лада, - это звук "до". Основной аккорд в данной тональности состоит из звуков до-ми-соль. Такой аккорд носит название "тоническое трезвучие".

В связи с этим, перед тем как разбирать и играть музыкальное произведение, исполнитель определяет основную тональность, ладовое наклонение, смотрит на количество ключевых знаков, мысленно определяет, какова ее параллельная тональность.

Одну и ту же музыкальную композицию можно спеть или сыграть в совершенно разных тональностях соответствующего лада. Это применяется, в первую очередь, для удобства вокального исполнения.

Используемая в произведении параллельная тональность может придать иную окраску композиции. Так, например, если музыкальное сочинение написано в светлой тональности ре мажор, то ее параллельная тональность - грустный и трагический си минор.

Буквенные обозначения тональностей

Мажор обозначается dur, минор имеет обозначение moll. Диез - is, бемоль - es. Ниже приводится список некоторых параллельных тональностей и их буквенные обозначения.

  • До мажор (нет знаков). Обозначается C-dur. Параллельная тональность - ля минор (a-moll).

  • Фа мажор - один бемоль (си). Имеет обозначение F-dur. Ее параллель - ре минор (d-moll).
  • Соль мажор - один диез (фа). Обозначается G-dur. Параллельная ей тональность - ми минор (e-moll).
  • Си-бемоль мажор - два бемоля (си, ми). Имеет обозначение B-dur. Ее параллель - соль минор (g-moll).
  • Ре мажор - два диеза (фа, до). Обозначается D-dur. Ее параллель - си минор (h-moll).

Что такое параллельные тональности

Это тональности мажорного и минорного наклонения, которые содержат одни и те же ключевые знаки, но при этом у них имеются разные тоники.

В списке выше приведены некоторые тональности и параллельные к ним.

Чтобы найти параллельную тональность к данной мажорной, нужно от заданной опуститься на м.3 (малую терцию) вниз.

Если требуется определить параллельную тональность к данной минорной, то надо от указанной подняться на б.3 (большую терцию) вверх.

Приведенный выше список наглядно демонстрирует параллельные тональности мажорного и минорного наклонений до двух знаков при ключе.

Одноименные тональности

Это такие, которые имеют одну и ту же тонику, но разное ладовое наклонение и, соответственно, абсолютно различные знаки при ключе.

Так, например:

  • C-dur (нет знаков) - c-moll (три бемоля).
  • F-dur (один бемоль) - f-moll (четыре бемоля).
  • G-dur (один диез) - g-moll (два бемоля).

Таким образом, тональность - это своеобразное начало любого музыкального сочинения как для композитора, так и для исполнителя. Транспонирование мелодии, то есть переход из одной тональности в другую, позволяет вокалистам беспрепятственно исполнять абсолютно все композиции. Такое перенесение иногда придает произведению совершенно новую окраску. Можно провести интересный эксперимент, и попробовать музыкальное сочинение, написанное в мажорной тональности, исполнить в минорной (может быть избрана и параллельная тональность). Светлое и радостное настроение при этом превратится в грустное и печальное. В ХХ веке появился термин "атональная музыка", то есть музыка, которая не имеет установленной тональности. Но это уже совсем другая история...

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

МИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "МИ" (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит МИ минор:

  • МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ.

Ключевой знак в тональности МИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма МИ минор и ее ступени вверх:

  • МИ - I, ФА-диез - II, СОЛЬ - III, ЛЯ - IV, СИ - V, ДО - VI, РЕ -VII , МИ - I.

Гамма МИ минор и ее ступени вниз:

  • МИ -I, РЕ -VII, ДО - VI, СИ - V, ЛЯ - IV, СОЛЬ - III, ФА-диез - II, МИ - I.

Тоническое трезвучие в МИ миноре:

  • МИ -I, СОЛЬ - III, СИ - V.

25. Тональность РЕ минор

РЕ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "РЕ" (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ минор:

  • РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ.

Ключевой знак в тональности РЕ минор:

  • СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:

  • РЕ - I, МИ - II, ФА - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ-бемоль - VI, ДО -VII, РЕ - I.

Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:

  • РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль - VI, ЛЯ - V, СОЛЬ - IV, ФА - III, МИ - II, РЕ - I.

Тоническое трезвучие в РЕ миноре:

  • РЕ -I, ФА - III, ЛЯ - V.

26. Размер 3/4

Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4: вниз - в сторону - вверх.

27. Размер 3/8

Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8: вниз - в сторону - вверх.

28. Затакт

Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты - четверть, восьмая, две восьмые.

29. Тональность РЕ мажор

РЕ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.

Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:

  • ФА-диез, ДО-диез.

Гамма РЕ мажор и ее ступени:

  • РЕ -I, МИ - II, ФА-диез - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ- VI, ДО-диез - VII, (РЕ) - I.

Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

  • РЕ-I, ФА-диез - III, ЛЯ - V.

Вводные звуки в РЕ мажоре:

  • ДО-диез - VII, МИ - II.

30. Лига

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

31. Четверть с точкой в двухдольном размере

Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.

32. Фермата

Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

33. Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков.

Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов:

Прима - первая, обозначается цифрой 1
Секунда - вторая, обозначается цифрой 2
Терция - третья, обозначается цифрой 3
Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4
Квинта - пятая, обозначается цифрой 5
Секста - шестая, обозначается цифрой 6
Септима - седьмая, обозначается цифрой 7
Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8

Мелодические интервалы от звука ДО вверх:

  • ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава).

Мелодические интервалы от звука до вниз:

  • ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава).

Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.

34. Главные ступени лада и их названия

Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).

Главные ступени в тональности ДО мажор:

  • тоника - ДО(I), доминанта - СОЛЬ(V), субдоминанта - ФА(IV).

Главные ступени в тональности ЛЯ минор:

  • тоника - ЛЯ(I), доминанта - МИ(V), субдоминанта - РЕ(IV).

35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада

Устойчивые (опорные) звуки - I, III и V ступени.

Неустойчивые звуки - VII, II, IV и VI ступени.

Устойчивые звуки в ДО мажоре:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:

Неустойчивые звуки в ДО мажоре:

  • СИ-РЕ-ФА-ЛЯ.

Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:

  • СИ-ДО-РЕ, РЕ-МИ-ФА, ФА-СОЛЬ-ЛЯ.

Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:

  • СИ-ДО.

Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:

  • ФА-МИ, ЛЯ-СОЛЬ.

Двойное тяготение II ступени:

  • РЕ-ДО, РЕ-МИ.

36. Размер 4/4

Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

Обозначение размера 4/4:

  • 4/4 или С.

Сильные и слабые доли в такте на 4/4:

  • первая - сильная;
  • вторая - слабая;
  • третья - относительно сильная;
  • четвертая - слабая.

Схема дирижирования на 4/4:

  • вниз - к себе - в сторону - вверх.

37. Три вида минорного лада

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

Гамма ЛЯ минор натуральная:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор гармоническая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор мелодическая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

38. Тональность СИ минор

СИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "СИ" (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ключевые знаки в тональности СИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана;
  • ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.

Гамма СИ минор натуральная:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор гармоническая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ-диез -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор мелодическая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ-диез - VI, ЛЯ-диез -VII, СИ - I.

Тоническое трезвучие в СИ миноре:

  • СИ -I, РЕ - III, ФА-диез - V.

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:

  • ЛЯ-диез - в СИ, ДО-диез - в СИ, ДО-диез - в РЕ, МИ - в РЕ, СОЛЬ - в ФА-диез.

39. Большая и малая секунды

Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой , если она составляет целый тон. Секунда называется малой , если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

Например:

  • Большая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ-бемоль.
  • Большая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ.

Сегодня я расскажу как ставить аккорд Em (Ми-минор) в пяти позициях на гитаре. Каждая позиция аккорда Em (Ми-минор) отличается удобством , а так же звучанием самого аккорда. Например : в первой и четвёртой позициях брать аккорд Em (Ми-минор) намного удобней, чем в третей и пятой.

В любом случае, если вы хотите знать и уметь играть не только аккорд Em (Ми-минор), но и все мажорные и минорные аккорды, а так же играть этих аккордов на гитаре, то советую познакомиться с .

Строение аккорда Em (Ми-минор) на гитаре

Если посмотреть с точки зрения теории музыки , то аккорд Em (Ми-минор) состоит из минорного Ми, Соль, Си.

  • Тоника или прима - E (Ми)
  • Малая терция - G (Соль)
  • Чистая квинта - B (H) (Си)

Пояснения к аппликатурам

  1. Указательный палец.
  2. Средний палец.
  3. Безымянный палец.
  4. Мизинец.

Аппликатуры аккорда Em (Ми-минор) в пяти позициях на гитаре

первой позиции:

Аккорд: Em:1

  • 6, 3, 2 и 1 струны открытые.
  • Зажимаем 5 струну средним пальцем на 2 ладу.
  • Зажимаем 4 струну безымянным пальцем на 2 ладу.

Аппликатура аккорда Em (Ми-минор) во второй позиции:

Аккорд: Em:2

  • 6 струна не звучит.
  • Зажимаем 5 и 4 струны указательным пальцем на 2 ладу приёмом баррэ.
  • Зажимаем 3 струну безымянным пальцем на 4 ладу.
  • Зажимаем 2 струну мизинцем на 5 ладу.
  • Зажимаем 1 струну средним пальцем на 3 ладу.

Аппликатура аккорда Em (Ми-минор) в третей позиции:

Аккорд: Em:3

  • 6 струна не звучит.
  • Зажимаем 5 струну мизинцем на 7 ладу.
  • Зажимаем 4 струну средним пальцем на 5 ладу.
  • Зажимаем 3 струну указательным пальцем 4 ладу.
  • Зажимаем 2 струну безымянным пальцем на 5 ладу.

Аппликатура аккорда Em (Ми-минор) в четвёртой позиции:

Аккорд: Em:4

  • 6 струна не звучит.
  • Зажимаем 5, 4, 3, 2 и 1 указательным пальцем на 7 ладу приёмом баррэ.
  • Зажимаем 4 струну безымянным пальцем на 9 ладу.
  • Зажимаем 3 струну мизинцем на 9 ладу.
  • Зажимаем 2 струну средним пальцем на 8 ладу.

Аппликатура аккорда Em (Ми-минор)в пятой позиции:

Аккорд: Em:5

  • Зажимаем 6 струну безымянным пальцем на 12 ладу.
  • Зажимаем 5 струну средним пальцем на 10 ладу.
  • Зажимаем 4 и 3 струны указательным пальцем на 9 ладу.
  • Зажимаем 2 и 1 струны мизинцем на 12 ладу.