Мир матрены окружающая обстановка. Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
  4. Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ТЕМА УРОКА : «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Тип урока : урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

    помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.

    выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

    рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;

    портрет писателя;

    аудиозапись рассказа «Матрёнин двор»;

    мультимедийная презентация по теме урока.

    печатная таблица «Способы создания образа героя».

ХОД УРОКА.

Эпиграф:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

1 .Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

- Я ищу человека…

Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

(Помните, что при ответе на вопросы вы берете се6е жетоны, по количеству которых будет выставлена оценка в конце урока).

Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

2. Сообщение темы и целей урока (слайд №1)

Работа с эпиграфом (записать в тетрадь – проверка в конце урока). - А что такое эпиграф? Для чего он нужен?

В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №2 - №4) Посмотрите (слайд №5), какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?

Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

4. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (слайд №6 )

Сл. раб. нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой. (Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока).

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица)

Отвечать будете по группам.

5 . Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

( карточки прилагаются)

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы (слайд №7) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбинных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.

Что же представляет собой изба (слайд №8), в которой поселился Игнатич?

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

- Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется вторая колонка тетради)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

- По каким христианским заповедям живет героиня?

Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

- родные,

- соседи,

- правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

Инсценирование эпизода .

Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

7. Работа с учебником.

И еще один прием, с которым мы встречаемся впервые, использует автор в описании героини. Откройте стр. 323 учебника, прочитав со слов «Обратив внимание…», сделайте вывод: что лежит в основе этого литературного приема? (част. НЕ, какая она? А отрицает ли автор? Нет утверждает.)

«Утверждением через отрицание» называется этот прием (тетрадь)

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей».

Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

8. Анализ финала рассказа. Звучит аудиозапись финала рассказа в прочтении самого автора.

Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9)

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» (слайд № 10) Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)

Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

Дом. зад. (слайд №11)

9. Дом. задание вы получили; посчитав жетоны, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

10. Итог урока.

Релаксация. Возьмите за руку соседа по парте и послушайте песню в исполнении ваших одноклассниц, которая, по-моему, созвучна теме урока (или аудиозвучание композиции Б.Окуджавы «Молитва»)

Урок разработан Провозиной Викторией Викторовной, учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровской Краснодарского края

Личные координаты: 353020 Краснодарский край, ст.Новопокровская,ул.Железнодорожная,32

e-mail : [email protected]

Действия рассказа Александра Солженицына разворачиваются в 50-ые годы 20 столетия в далекой от цивилизации российской деревушке. Это были времена тоталитарного режима, когда на долю простого народа выпало немало трудностей.

Главная героиня произведения – Матрёна, простая добрая женщина, которая является примером праведного человека, не изменяющего своим принципам.

Судьба Матрёны – это художественное отображение трагической судьбы многих русских женщин 20 века. Героиня пережила войну, потеряла любовь и всех своих детей. К тому же, в старости ее мучила какая-то болезнь. Но, тем ни менее, женщина не озлобилась, а наоборот еще больше стремилась сделать людям больше добра. Это яркий пример праведного поведения: когда человек отдает многое, не получая ничего взамен.

Матрёна живет по принципу: ни добра, ни труда своего не жалеть для других. Она всегда помогает односельчанам, когда ее просят. Но взамен она получает лишь насмешки. Почему же окружающие не понимают героиню? Причина кроется в разности мировоззрения.

– добрая душа, скромная работящая женщина. Она не считала свои поступки значительными и не ждала за них благодарности. Когда надо было, к примеру, помочь соседке вскопать огород, то она бежала к ней, забыв даже о болезни. О деньгах не шло даже и речи, Матрёна не требовала их ни от кого, хотя в них имела нужду. Вот это и есть настоящее бескорыстие!

Однако окружение главной героини – это в основном люди выродившиеся, расчетливые и лишенные сострадания. И поэтому они не могут понять, что бескорыстие Матрёны – это проявление высокой духовности. Для них бескорыстие – это всего лишь проявление глупости, наивности.

Взаимоотношения окружающих с Матрёной носят практичный негуманный характер. Они просто используют доброту героини, при этом насмехаясь над ее бескорыстием.

Особенно ужасно поступает с Матрёной ее бывший возлюбленный Фаддей. Когда-то они хотели пожениться, но их разлучила война. В деревне думали, что пропал без вести – и поэтому через время Матрёну сосватали за его младшего брата Ефима. Однако оказалось, что мужчина жив и вернулся в родную деревню. Узнав о свадьбе брата и любимой, он озлобился - и женился на другой женщине с таким же именем - Матрёна. Свою жену он не любил и часто избивал.

К первой Матрёне у него остается интерес, но тоже корыстный. Он требует отделить ему от ее избы горницу, чтобы отдать дочери Кире, которую Матрёна воспитывала когда-то как родную. Старику наплевать на то, что изба может разрушиться, ведь он жаждет получить для себя выгоду.

Взаимоотношения Матрёны и окружающих носит практичный характер со стороны окружающих и бескорыстный со стороны Матрёны.

И все-таки есть в рассказе человек, который понимает Матрёну – это . Он такой же одинокий и неприкаянный, как и она. Придя однажды в ее двор, Игнатьич осознает, что нашел то укромное место, где душе будет спокойно. А в лице Матрёны он увидел понимающего собеседника.

рисует его? Как относятся к Матрене ее сестры, соседи?

- Главной героине противопоставлен брат ее покойного мужа, Фаддей. «Черный», автор

семь раз употребляет этот эпитет, рисуя портрет этого героя, противопоставляя его облик

светоносности Матрены с ее лучезарной улыбкой. Жизнь Фаддея тоже была по- своему

изломана бесчеловечными обстоятельствами, но, в отличие от Матрены. Он затаил злобу на

судьбу, вымещая ее на жене, сыне. Корысть, жажда захватить участок для дочери

заставляют его разрушить дом, который он сам когда- то строил. Его скаредность

становится причиной трагедии, случившейся с Матреной. (Дети объясняют значение слова

«скаредность»).

Открытый конфликт в рассказе отсутствует ибо характер Матрены исключает конфликтные

отношения с людьми, но противостояние двух нравственных систем очевидно:

традиционной народной нравственности с ее соборностью, незлобивостью

противопоставленаразъедающая людей потребительская мораль, человеческая алчность и

зависть. Они- то и губят героиню рассказа. Для Матрены добро –неспособность к злу,

любовь и сострадание, а для мужниной родни, соседей, сестер –желание урвать то, что

плохо лежит, отнять у ближнего. В этом видит Солженицын сущность того духовного

кризиса, который поразил Россию.

В чем философский смысл названия рассказа? Как сначала автор назвал свое

произведение? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, как

первоначально было названо произведение, почему изменено название, в чем их

идейный смысл).

Погибает хозяйка –разрушается дом, гибнут нравственные устои, которые всю жизнь

крепила Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала жизнь

трудом, честностью, добротой и терпением. По народному мудрая, рассудительная, она

умела ценит добро и красоту (отношение к Игнатичу, природе, музыке –найти и зачитать

из текста). Улыбчивая и общительная по нраву, Матрена умела противостоять злу и

насилию, сохранив свой двор, свой особый мир праведника, некий остров среди океана

лжи, который хранит сокровища народно духа. Живя в атмосфере всеобщей фальши, она

сумела жить не по лжи.

В чем же видит писатель истинное величие простого человека? В чем

жизнеутверждающее начало рассказа?

- В основе истинного величия, как писал когда -то Л.Н. Толстой, - «простота, добро и

правда». В поисках «нутряной» России герой не находит «идеального народа», но находит

личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей, увы, утрачивает,

но без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша –личность праведника.

ТЕМА УРОКА : «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Тип урока : урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.
  2. «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
  3. выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

  1. рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;
  2. портрет писателя;
  3. аудиозапись рассказа «Матрёнин двор»;
  4. мультимедийная презентация по теме урока.
  5. печатная таблица «Способы создания образа героя».

ХОД УРОКА.

Эпиграф:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

1 .Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

Человека, - снова ответил Демосфен.

Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

Я ищу человека…

Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

(Помните, что при ответе на вопросы вы берете се6е жетоны, по количеству которых будет выставлена оценка в конце урока).

Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

2. Сообщение темы и целей урока (слайд №1)

Работа с эпиграфом (записать в тетрадь - проверка в конце урока ). - А что такое эпиграф? Для чего он нужен?

В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №2 - №4) Посмотрите (слайд №5), какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?

Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

4. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (слайд №6 )

Сл. раб. - нутряной - внутренний; кондовый - исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой. (Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую - способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока).

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена - никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены.

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица)

Отвечать будете по группам.

5 . Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

(карточки прилагаются)

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы (слайд №7) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбинных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.

Что же представляет собой изба (слайд №8), в которой поселился Игнатич?

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется вторая колонка тетради)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

По каким христианским заповедям живет героиня?

Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

Родные,

Соседи,

Правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь - болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

Инсценирование эпизода .

Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

7. Работа с учебником.

И еще один прием, с которым мы встречаемся впервые, использует автор в описании героини. Откройте стр. 323 учебника, прочитав со слов «Обратив внимание…», сделайте вывод: что лежит в основе этого литературного приема? (част. НЕ, какая она? А отрицает ли автор? Нет утверждает.)

«Утверждением через отрицание» называется этот прием (тетрадь)

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это - конец её жизни всей».

Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

8. Анализ финала рассказа. Звучит аудиозапись финала рассказа в прочтении самого автора.

Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9)

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» (слайд № 10) Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)

Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

Дом. зад . (слайд №11)

9. Дом. задание вы получили; посчитав жетоны, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

10. Итог урока.

Релаксация. Возьмите за руку соседа по парте и послушайте песню в исполнении ваших одноклассниц, которая, по-моему, созвучна теме урока (или аудиозвучание композиции Б.Окуджавы «Молитва»)

Урок разработан Провозиной Викторией Викторовной, учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровской Краснодарского края

Личные координаты: 353020 Краснодарский край, ст.Новопокровская,ул.Железнодорожная,32

e-mail: [email protected]