Музей в чемодане история появления эпистолярного жанра. Из истории эпистолярного жанра

Сценарий экскурсии в школьный музей. «Чемодан памяти» Цель: Расширение знаний школьников по истории Отечества через поэзию и музейное дело. Задачи: ­ познакомить ребят с предметами солдатского быта; ­ воспитывать патриотизм и уважение к людям старшего поколения; ­ развивать эстетическое воспитание детей через эмоционально­образное восприятие представленных предметов и событий. Оборудование: ­ старый чемодан, солдатская фляжка, котелок, копия фронтового письма­треугольника, солдатский ремень. Учитель Стихотворение «ЧЕМОДАН» Симонов К. М. Как много чемодан потертый может Сказать нам о хозяине своем, Где он бывал и как им век свой прожит, Тяжел он или легок на подъем! Мы в юности отправились в дорогу, Наш чемодан едва набит на треть, Но стоит нам немного постареть, Он начинает пухнуть понемногу. Его мы все нежнее бережем, Мы обрастаем и вторым и третьим, В окно давно уж некогда смотреть нам, Нам только б уследить за багажом. Свистят столбы, летят года и даты. Чужие лица, с бляхой на груди, Кряхтя, за нами тащат позади Наш скарб, так мало весивший когда­то. Стихотворения Татьяны Лавровой «Ода о старом чемодане» Где­то в дальнем углу антресолей Дерматиновый, пылью покрытый, Чемоданчик потертый, забытый. В нем хранятся обрывки историй. Сегодня мы с вами попытаемся представить себе быт простого солдата. А поможет нам в этом старый, потрёпанный, но не простой чемодан, а «чемодан памяти». Учитель задаёт наводящий вопрос, чтобы ребята поняли о каком предмете пойдёт речь: «Этот предмет был у каждого солдата и офицера, без него никак не обойтись, а использовали его иногда всего лишь раз в день и очень редко как положено – три раза в день». Что это? В случае, если ребята не угадали, даём вторую подсказку: «Используя этот предмет, солдат сил набирался, досыта наедался»

Ученики – это котелок. Учитель Котелок армейский ­ удобный, легкий, овальной формы, которая позволяет компактно разместить котелок в вещмешке. Котелок солдатский применяется для приготовления пищи на огне, а также для ее хранения и транспортировки. Представляет собой емкость с овальным профилем дна, вогнутым с одной стороны. Крышка может быть использована как сковорода для разогревания в ней пищи и в качестве тарелки или кружки. Котелок снабжён рукоятью для подвешивания и переноски на поясе или рюкзаке, крышка закрывается на защелку. Изготовлен из пищевого алюминия и окрашен в цвет хаки. При раздаче пищи в полевых условиях (приготовлена на полевой кухне) повар первое блюдо наливает собственно в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку. Ученик – читает стихотворение о солдатском котелке. Надпись на солдатском котелке Ты был на Кубани со мной и в Крыму, В горах и долинах Европы – И ты закоптился в походном дыму, Помялся в атаках, в окопах. Все годы войны неразлучно со мной Прошёл ты сквозь стены пожарищ. Поил ты солдата живою водой, Мой спутник, мой верный товарищ! И я не счищаю нагар фронтовой – Твою биографию боя... Побудь напоследок, товарищ, со мной, Побудь напоследок со мною. 1984 г. В. Кузнецов Учитель Заглянем снова в наш чемодан. Этот предмет спасал от жажды, это обязательный атрибут солдата, бывало немало случаев, когда «она» спасала солдатам жизнь. Что же это? Ученики Это фляжка для воды. Учитель Армейская фляга Армейская фляга (солдатская) образца 1935 года, выполнена из пищевого алюминия и имеет овальную форму. Объем фляги 0,7 литра, покрыта она краской защитного цвета, но также встречаются не окрашенные. Переносица фляжка в брезентовом чехле, раскраска которого бывает довольно разнообразной. При ношении в чехле на поясе, не очень удобна во время бега, ощутимо бьет по телу. Чтобы жидкость не нагревалась чехол можно намочить, фляга должна охлаждаться за счет испарения жидкости из ткани. Армейская фляга пластикатовая Эта фляга была разработана для солдат проходящих службу в местах с жарким климатом. Каждому выдавалось по две фляжки объемом 1,5 литра. Фляжка крепилась к ремню на

поясе в брезентовом чехле. Фляга комплектовалась пластиковым стаканчиком, который при транспортировке накрывал горлышко. В основном применялась в Афганистане и Таджикистане. Стихотворение о фронтовой фляге Жизнь катится неумолимо! Рубцы от шрамов оставляя в чьих­то душах. И тех, кто раньше жил, и всех живущих ныне Секунд шуршанье заставляет слушать. И лишь альбом семейный переполнен, От времени там фото пожелтели Глаза родные нам позволит вспомнить, И руки, те, что в детстве всех нас грели. А фото, там где Дед в военной форме, Стоит с медалями и флягой на ремне, Не даст забыть, который раз напомнит, Что воевал он и был ранен на войне. А флягу ту, мой Дед оставил сыну, А мне Отец её когда­то подарил. И пусть века, года, мгновения застынут В военных письмах, в строчках выцветших чернил! И флягу эту, русского солдата Мне так хотелось сыну передать... Но жизнь сложилась по­другому, значить надо Мне жить за всех и Деда поминать... Учитель Кто такая? Каши зачерпнёт И отправит в рот Стихотворение о солдатской ложке На привале, на лужайке Потихоньку травят байки Чтоб немножко отдохнуть, Щей горяченьких хлебнуть. К голенищу сапога Тихо тянется рука. Она ложку достаёт, И обедает весь взвод. Этот мирный агрегат Накормить солдата рад. Пусть едят богатыри, Силы им всегда нужны, Мать­Россию защищать, Нужно силой обладать. Родина у нас одна Нам дана на все века! Чтоб оружие держать, Надо силой обладать!

Ложка силой наполняет. С автоматом наравне Служит ложечка стране! Стихотворение Климовой Н. В. На фронте у каждого солдата или офицера имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье. Солдат на фронте без ложки ­ голодный солдат, а голодный солдат ­ не боец. Потому они всегда держали ложку при себе за голенищем сапога, за поясом. Чтобы не путать с чужой, красноармейцы помечали свои ложки инициалами, могли даже фамилию нацарапать. Бытовало поверье – если заполнишь вкладыш смертного медальона, то в ближайшем бою погибнешь. Солдаты охотнее подписывали личные вещи ­ котелки, кружки, саперные лопатки, ремни, пилотки, портсигары. Может быть, верили, что потом по этим инициалам их смогут опознать. Мы часто слышим, что сейчас поисковые отряды молодежи находят на местах захоронений немало таких ложек, и благодаря этому безымянные останки обретают имя. Алюминиевая ложка как прекрасна, как проста, Но солдату эта ложка очень ­ очень дорога! С ней солдат не расстаётся На привале и в бою. Алюминиевая ложка помогает жить ему. Ведь без ложки и без щей Будет наш солдат слабей! А ему слабеть нельзя За плечами вся страна, За солдатом вся Россия И ему нужна так сила! С автоматом наравне Ложка служит всей стране! Стихотворение Климовой Н. В. Учитель Ребята в этом стихотворении упоминается солдатский ремень, есть такой атрибут и у нас – достаём из чемодана и показываем старый фронтовой ремень. Монолог солдатского ремня Я сверкаю бляхой на параде, мной гордятся те, на ком я есть. В доблестном строю, да и в засаде все меня носить сочтут за честь. Да, уход за мною очень тяжкий. Чтобы я всегда на вас сверкал ­ нужно пастой ГОИ* чистить пряжку. И не надо будет вам зеркал. Я устроен так для подпояски, чтобы не топорщился мундир, но поверьте, мной без всякой смазки можно урезонивать задир. Я порой бываю толстокожим,

но на помощь к вам всегда приду и врагам легко начищу рожи, там же отпечатаю звезду. Я ­ предмет для всех необходимый, как для танка толстая броня. Ведь стране не быть непобедимой без меня ­ солдатского ремня! Виктор Бойков Учитель А сейчас мы поработаем с треугольником, как вы думаете с каким? Ученики – предполагают, что это письмо. Учитель В период войны существовала полевая почта по передаче «солдатских треугольников» их родным и была она для всех бесплатной. Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой. Написанные письма складывали по несложной схеме в «солдатский треугольник», указывали адрес назначения, вместо обратного адреса ­ номер воинской части, либо номер полевой почты. Далее все письма в холщовых мешках отправлялись на попутном транспорте в тыл. Все полевые письма читались военными цензорами, поэтому заклеивать их было запрещено. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому писали их очень часто. По статистике только одно из десяти, написанных солдатами за день писем, доходило до их родных. Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто­то пропал без вести. Желающих работать почтальонами было мало, потому что необходимо было приносить людям как хорошие, так и плохие вести в конвертах. Полевые письма во время Великой Отечественной войны вселяли надежду на победу, на долгожданную встречу с близкими. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз. Стихотворение о солдатском письме Нет, не ракета, А письмо солдата, Всё, чем дышала раненая грудь, Написано, отправлено когда­то, Оно летит, и бесконечен путь. Ты прости меня, мама, что я не вернулся с войны, Я пишу тебе, мама, глазами на облаке Последнее в жизни письмо. Над моей головой расцвёл красный мак, Как хотелось бы мне подарить тебе этот цветок. Но ведь сил нет таких – до него дотянуться. ­ Как его имя? Фамилия? У него сотни имён, тысячи фамилий. У него светлые или чёрные волосы, Белая или смуглая кожа. Широко распахнутые серые или карие глаза.

Ему 17, 20, а может 30… Может он шагнул прямо из­за школьной парты. Он в разном звании, этот солдат. Он разный, у него много лиц, фамилий и званий И в то же время он один во всех лицах, Наш неизвестный доблестный солдат. Вещевой мешок армейский с которым когда­то солдаты прошли не одну боевую схватку ­ очень простая, но при этом весьма функциональная деталь амуниции. На вид, вещмешок напоминает бесформенный рюкзак, изготовленный из плотной ткани расцветки хаки. Конструкция вещмешка была разработана еще для императорской армии России, и по сей день его модель не изменилась, она та же, что и была в 1800­ 1917 годах. Позднее ее использовали солдаты и офицеры Красной армии во времена Великой Отечественной Войны. Простота и скорость изготовления этого вещмешка позволяла оснащать армию в полной мере. Горловина мешка закрывается с помощью лямок. Учитель Ребята, в моём чемодане остался один предмет. Он всем хорошо известен, сегодня мы используем это при необходимости, это есть в каждом доме, эта вещь – символ памяти, жертвенности. Что же это? Ученики Это свеча? Учитель Действительно, это обыкновенная свеча. Раздаём свечи всем участникам мероприятия, зажигаем их… Война закончилась. И заживают раны, И в День Победы по восторженной земле, Блестя наградами, шагают ветераны, Фронтовики, герои, совесть наших дней Война закончилась. Но с каждым годом Редеет славная гвардейская родня, И все цветы свои весна в венок вплетает И с ним склоняется у Вечного огня!

Мухина Ирина
Отчет о конкурсе «Музей в чемодане»

Идея «Музей в чемодане » для меня оказалась очень интересной, в ней я нашла для себя много полезного.

Наш «музей в чемодане » по размеру небольшой, но у него много достоинств :

Его можно перемещать

Доступность для обыгрывания детьми

Возможность менять тематику

Накопление материала по различным темам и использование как картотеки в различных видах деятельности

Не требует материальных затрат при изготовлении (можно сделать своими руками из старых открыток, карточек, иллюстраций)

Возможность привлечения родителей для оказания помощи в сборе материала

Возможность для детей в дальнейшем выбирать любую тему для игры

Экспонаты-карточки удобно хранить, они не занимают много места.

Мы назвали свой «Музей в чемодане » - «Беседы о Карелии» .

А назвали так потому, что понятие это очень объемное, широкое, вмещает в себя много различных тем. Можно поговорить и рассказать детям и о достопримечательностях Карелии, и о городе Петрозаводске, о животных, птицах, насекомых, растительном мире Карелии, Красной Книге Карелии, памятниках войны и т. д.

Экспозиция, которую представили мы, называется «Животные карельского леса» . На примере этой экспозиции мы хотим показать, как «работает» наш музей в чемодане .

Мы изготовили карточки-экспонаты с изображением животных-обитателей карельского леса. Свой чемодан превратили в лес , туда поместили животных.

Также мы изготовили карточки с достопримечательностями города Петрозаводска и карточки с основными достопримечательностями республики Карелия (водопад Кивач, Кижи, Валаам и др.) . У нас получились мини-макеты города Петрозаводска и Карелии.

Дети с удовольствием помогали мне при изготовлении карточек. Им было интересно рассматривать их, держать в руках и размещать в музее .

Детям было интересно, а это самое главное. Поэтому мы с удовольствием в дальнейшем будем использовать эту идею в своей деятельности.

Наталья Купаева

Вот уже не первый год мы сотрудничаем с Борским краеведческим музеем . Договариваемся о проведении тематических экскурсий, посещаем выставки. Но есть у нашего районного музея одна замечательная особенность, называется она "Музей в чемодане ". Работники музея не только встречают гостей в своих выставочных залах, но и делают выездные экскурсии, перевозя небольшие экспонаты в обыкновенном чемодане . Иногда чемодан (в зависимости от темы) заменяется на сундук. Так, например, когда темой недели была "Путешествие в прошлое", музей предложил стать нам археологами. Мы узнали, что такое "культурный слой" и как он образуется, какими инструментами производятся раскопки и многое другое. Ребятишки, как настоящие профессионалы, надев перчатки, кисточкой в коробке с песком "раскапывали" свои находки.



В следующий раз к нам приехал "Музей в сундуке ". И мы узнали историю старых вещей, узнали, как жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, какую носили одежду и обувь, как устраивали свой быт.






Надеемся, что наше сотрудничество с музеем продолжится .

Управление образования Кобринского райисполкома ГУО «Повитьевский детский сад – средняя школа» Районный этап республиканского конкурса юных экскурсоводов музеев учреждений образования Номинация «Музей в чемодане» Тема: «Короб важен – прям раздут: шестеро седьмого ждут!»

Руководитель музея:

Гусева Е.М.,учитель истории


Цель: прививать учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать чувство гордости за свой народ

Что спрятано в коробе?

Короб – ёмкость для хранения продуктов,

изготавливался из соломы, лозы,

Экскурсионное занятие «Короб важен прям раздут: шестеро – седьмого ждут»


Старинные вещи заблудились и спрятались в коробе. Помогите вернуть предметы на свои места...

Этот короб непростой, он волшебный. И сегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в короб попали,и теперь не ведают, кто они, и для чего нужны людям.

Из далекой старины Эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмешь, И рассмотришь, то поймешь, Для чего они нужны. Чем полезны и важны Человеку раньше были, Что за службу сослужили.


Если открыть короб – вещи, предметы сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится д. Повитье в 2013 году.

467(2013- 1546)


« Чтобы узнать, кого я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...»

«Сядьте рядышком на лавку.

Вместе с вами я сижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу».


«В полотняной стране; По реке простыне...»

«В полотняной стране; По реке простыне Плывет пароход, То назад, то вперед, А за ним такая гладь, Ни морщинки не ви - и -дать...»


Вот неумёхи! Утюг это...

А загадка про –о –стенька – а -я...


«Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить сундучок со сказками и платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу...»

Угольный металлический утюг для глажки белья


«Я когда был моложе, был у меня другой утюг. Сплошное мучение... Бывало, постираешь одёжу, слегка её просушишь, а потом намотаешь на эту палку и вот гладишь рубелем...»

Рубель и валек - приспособления для

глажки белья


«Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг...»

В прежние времена утюг стоил недешево и зачастую являлся не просто бытовым прибором, но и признаком достатка, благополучия семьи, элементом роскоши. Утюг в доме ставился на видное место, на вышитую или кружевную салфетку рядом с самоваром и с гордостью демонстрировался всем гостям. Учитывая это, мастера старались делать утюги нарядными и красивыми, украшая их фигурами животных, птиц, растительным орнаментом. Утюги передавались по наследству от матери к дочери, а иногда служили веским аргументом при сватовстве. «Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг», наставляла мать свою дочь...


«Из липы свито дырявое корыто, Днем заперто, а ночью открыто. В лес идет – клетки кладет, Из леса идет – перекладывает»

Лапти -это повседневная обувь крестьян из лыка


. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей", - свидетельствовал известный писатель и этнограф С.Максимов.

  • «Правильно, это лапти. А как точно подмечено, что похожи – то они на корыто! В смекалке да наблюдательности не откажешь нашим предкам! Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головой, ушками называли веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такую удивительную обувь носили наши прабабушки и прадедушки в старину. Можно было купить её на ярмарке, но в каждой семье мужчины должны были уметь плести лапти, и мальчиков учили этому ремеслу с 6 лет. А плели лапти из лыка. Лыко – это полоски липовой или березовой коры. вот эти петельки, в которые продевались...»

Огня не страшится и воды не боится”

«Был я копан, был топтан, Был на пожаре, был на базаре. Сколько было сил, всю семью кормил. Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар, пеленаться стал. А как пал, так и пропал. Выбросили за окно, и собакам не надобен...»

Горшок(ёмкость для приготовления каши, картошки, мяса в печи)


  • «Верно, из глины. Сначала глину надо было накопать, потом замесить. Глину мяли или топтали ногами, а потом на гончарном круге – кружале – изготавливали горшок, обжигали его в печи, затем на базаре продавали. Для семьи горшок был предметом первой необходимости. В нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол... Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям. Правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то черепки выбрасывали в окно . »

«У горшка есть брат – близнец, который никогда не бился...»

«Книзу узок, верх широк,

не кастрюля …

Был на базаре,

очутился на пожаре.

Огня не боится,

в нём каша томится»



У горшка и чугунка есть друг...

«В хлеву у быка копна на рогах,

Хвост у хозяйки в руках.

Не бык, а бодает, не ест, а хватает.

Что схватит, отдает, а сам в угол идет»


«Это ухват. Им хозяйка ставила в печь и горшок, и чугунок, вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была в руках у хозяйки, вот и хвост. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут»».

Ухват


«То, с помощью чего ухватывают, берут...».

«Ухват - устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься»


«Вот так вещи жили –были...»

«Вот так вещи жили – были И хозяевам служили. А теперь они в музее, Чтобы мы на них смотрели И гордились стариной Так, как я и мы с тобой...»



  • 1. В каком году впервые упоминается наша деревня Повитье?
  • (1546г.)
  • 2.Для чего в быту использовали короба?
  • (ёмкость для хранения продуктов)
  • 3.Почему утюги назвали угольными?
  • (закладывались угольки для нагрева)
  • 4.Какие предметы служили для глажки белья до появления утюгов?
  • (валек и рубель)
  • 5.При помощи чего лапти не слетали с ног?
  • (тесёмка)
  • 6. Со скольких лет мальчиков учили плести лапти?
  • (с 6 лет)
  • 7.Чем отличаются горшки от чугунов?
  • (материалом изготовления)
  • 8.Для чего нужен ухват?
  • (для передвигания в печи горшков и чугунов)

«Но вот пришло время расставанья. До свиданья, до свиданья! Приходите в гости к нам. Рады мы всегда гостям»

Переход на новые образовательные стандарты кардинальным образом изменили подходы к системе, как обучения, так и воспитания. Перед образовательными учреждениями встала необходимость обеспечить развитие учащихся не только в урочной, но и внеурочной деятельности по основным направлениям.

Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является гражданско-патриотическое воспитание, которое наилучшим образом получается реализовать в рамках экскурсионной работы школьного музея.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык оно проникло в 19 веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем «вылазка, поездка». Определение школьной экскурсии заключается в следующем: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка)».

В настоящее время в школьную музейную практику всё шире внедряются инновационные формы проведения экскурсий. Одной из них является «Музей в чемодане» – мини-экскурсия (история одного экспоната, события, предмета), включённая чаще всего в урочную экскурсию или внеурочную деятельность.

Экскурсия в учебное время входит в систему уроков по темам учебных предметов, а внеурочная проводится на кружке, факультативе, классном часе, выступает дополнением к школьному курсу или несет в себе отвлечённую развивающую информацию. Подобные экскурсии способствуют расширению культурного кругозора детей, воспитанию их в духе патриотизма, любви и уважения к труду, дают всестороннее гражданское воспитание личности.

Идея экскурсии «Музей в чемодане» даёт возможность, во-первых, быстро, мобильно развернуть выставку, представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей. Во-вторых, экскурсию можно проводить в любом помещении и даже на открытых площадках. В-третьих, необходимая тематическая экспозиция и экспонат размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки.

Благодаря «Музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; усиливается их любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.

Длительность подобной экскурсии, так же, как и тематика может быть различной, например, «История измерительных приборов» проходит интегрировано на уроках математики, физики, химии, географии. Школьники знакомятся с историей появления треугольника, транспортира, штангенциркуля и других предметов. Ребята открывают мир, который был им неизвестен, учатся строить высказывание, формулировать проблему и анализировать её с целью выявления общего признака, проводят самооценку.

Звучит негромко старая пластинка, и экскурсия «От граммофона к патефону» (интеграция предметов музыка и физика) уносит нас в далекие 40–60 гг. прошлого столетия…

Взрослые, наверняка, хорошо помнят слова знаменитого танго «Утомленное солнце нежно с морем прощалось…» из фильма Никиты Михалкова, но для детей вопрос, чем отличается патефон от граммофона, звучит скорее, как разные названия одной музейной редкости.

«Музей в чемодане», благодаря своей мобильности, может быть использован для организации выставок непосредственно в учебных кабинетах. Такая форма музейной работы позволяет решить целый ряд поисково-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед школьными музеями, повышает интерес учащихся к изучаемым предметам.

Занятия проводятся в интерактивной форме с использованием элементов театрализации, ролевых игр. Они базируются на школьном или местном краеведческом и историческом материале. Используются электронные средства обучения. В ходе проведения экскурсии в данном формате обучающиеся могут приобщиться к культурным и историческим традициям своей малой родины. Соприкоснуться с прошлым через живое восприятие музейного экспоната. Могут стать непосредственными участниками действий.

Общими усилиями собираем предметы для очередной экспозиции, связанной с часами (экскурсия «В мире часов»), игрушками прошлого столетия (экскурсия «История ёлочных игрушек»), и, конечно, в память о Великой Отечественной войне кто-то принес армейский котелок, солдатский вещмешок, а вот пилотка и письмо с фронта (экскурсия «Вехи Победы»). Особой популярностью среди школьников пользуются экскурсии «Предметы быта XX века», «Учебники наших родителей», «О чём рассказала пуговица», «Школьные принадлежности».

Я надеюсь, что благодаря «Музею в чемодане», у ребят нашего Лицея сформируется устойчивый интерес к истории страны, а главное – к работе школьного музея.

Литература

1. Драгни О.В. Школьный музей: методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений СЗОУО. М., 2011.

2. Сластенин В.А. Учебное пособие «Педагогика».