Новейшие информационные технологии в музейном деле. Высокие технологии в современных музеях Информационные технологии в музейно образовательном процессе

(выступление на 2-ой открытой научно-практической конференции «Поисково-исследовательская работа в музее образовательного учреждения»)

Кириллова Наталья Александровна, методист ГЦИ «Эгида»

Всё, что изучается в школе - это культурный опыт прошлого. Снижение интереса школьников к изучению истории страны, родного края, равнодушное отношение к прошлому города, района, окружающих людей обусловлены объективными изменениями политической жизни страны, сменой ценностных ориентиров общества, структуры и содержания информационного пространства и культурной среды.

Музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем.

Основной методической задачей школы является формирование ключевых компетенций выпускника, то есть способности решать проблемы в различных сферах общественной и интеллектуальной деятельности. Современная школа должна:

§ формировать навыки деятельности в гражданско-общественной сфере;

§ формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

§ формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом на основе использования ИКТ;

§ формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности;

§ формировать навыки коммуникации;

§ развивать умение формулироватьзадачу и кооперативно ее решать.

Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, зачастую лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит теле-видеоряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий

1.Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

2.Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.

3.Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новыевозможности в работе с посетителями.

4. Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. Включение школьного музея в единую локальную сеть образовательного учреждения предполагает перенос накопленной информации и материалов в интранет и Интернет на веб-сайте школы или представление в сети собственного музейного сайта.

Сайты, на которых представлены базы данных музейных предметов с возможностью построения к ним различных запросов очень динамичны, максимально задействуют такое мощное средство, как интерактивность, стимулируют рост информационных ресурсов музея.

1.Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров школы – библиотек, музеев, фондов, дистанционных обучающих центров; электронная переписка с экспертами и различными учреждениями для консультаций; проведение совместных проектов со школьниками других городов, с музеями аналогичного профиля, в том числе и зарубежными).Интернет - мощный источник информационных ресурсов, который, в том числе, открывает нам доступ к электронным библиотекам и электронным версиям периодических изданий. Умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать информацию Интернет поможет ученику в дальнейшем уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках. Взаимодействие в Интернет-проектах, работа над созданием коллективных Интернет-приложений помогают социализации личности, развивают у учеников способность к планированию и организации совместной деятельности.

Следует отметить, что немногие образовательные учреждения на сегодняшний день имеют регулярно обновляемый и содержательно прогрессирующий сайт. Возможны различные формы представления музея школы в сети:

1.Упоминание о наличии музея в школе на сайте образовательного учреждения. Такая ссылка поможет найти партнеров, привлечь внимание учеников к работе музея.

2.Представление тематики, форм работы, организационная информация на отдельной страничке сайта образовательного учреждения. Методические материалы помогут коллегам-руководителям школьных музеев, а красочный отчет о прошедших мероприятиях создаст привлекательный имидж для музея и образовательного учреждения в целом.

3.Представление фондов музея в таком объеме, чтобы электронные материалы музея можно было использовать в учебной или воспитательной работе. Публикация на сайте воспоминаний очевидцев событий, уникальных текстовых, фотодокументов, аудио- и видеозаписей позволит с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие хранимых в экспозиции и в запасниках музея материалов, предоставить доступ к ресурсам музея удаленным пользователям. Возможные разделы сайта школьного музея:

§ Общие сведения, информация о возможности посещения

§ История музея

§ Описание фондов

§ Музейные экспонаты

§ Экспозиция

§ Афиша

§ Музейные проекты

§ Издания музея

§ Гостевая

§ Спонсоры, друзья и партнеры

1. Участие в телекоммуникационных проектах. Например, на сайте электронного журнала «Вопросы Интернет-образования» реализуется проект «Школьные музеи в Интернете ». Проект организован как своеобразный виртуальный музей, экспонатами которого должны стать школьные музеи.

Создание единого электронного фонда материалов школьных музеев Новосибирска и области может стать решением проблемы наполнения ресурсной базы информационного образовательного пространства города.

В Новосибирске формируются условия для создания единой информационно-образовательной среды. В рамках реализации программы «Информатизация муниципальной системы образования на 2004 – 2007 гг.»:

§ была продолжена поставка компьютерной техники в образовательные учреждения города. В течение 2004 года приобретено 620 - единиц компьютерной техники. В 2005 году в Новосибирскена 1 компьютер приходилось 33 учеников (для сравнения: в 2003 г.- 49; по России - 80);

§ расширяется сеть школьных медиатек, продолжается оснащение образовательных учреждений электронными средствами обучения;

§ в рамках реализации проекта «Подключение школ города Новосибирска к сети Интернет» через оптоволоконные каналы связи сегодня объединены 42 образовательных учреждений (в перспективе планируется подключение всех образовательных учреждений);

§ создана городская экспериментальная площадка, объединяющая 15 образовательных учреждений и ГЦИ «Эгида», для эффективного применения информационных и коммуникационных технологий в учебной и внеурочной работе с учащимися, оказания консультационной, методической и технической поддержки образовательных учреждений всех видов и типов.

Основной целью создания Городского центра информатизации «Эгида» является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Одним из направлений работы для реализации поставленной цели можетбыть помощь образовательным учреждениям в изменении форм работы школьного музея в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

1.Обучение педагогов-руководителей музеев основам работы на ПК, основам издательской, проектной деятельности и сайтостроения.

2.Оказание консультативной помощи в использовании информационных технологий.

3.Публикация страниц школьных музеев на Новосибирском информационно-образовательном сервере www.NIOS.ru . Представление фондов музеев поможет сформировать каталог ресурсов школьных музеев Новосибирска.

4.Проведение конкурсов краеведческой тематики. В 2005-2006 учебном году в рамках конкурса «Мой Новосибирск» создана номинация «Сайт школьного музея».

Приоритет личностного развития ребенка является объективной причиной перехода к новому качеству образования и воспитания, к новым механизмам воздействия на человека. Информационные технологии позволят привлечь учеников в музей, вызвать интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогут воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ в реализации музейно – педагогической программы

«Здравствуй, музей!»

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Цель данной программы сориентировать дошкольников старшего дошкольного возраста в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры. Изобразительное искусство рассматривается в программе как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры, воплощающей в себе все разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур.

Программа ориентирована не только на традиционные задачи формирования художественной культуры и эстетического опыта ребенка, освоение им навыков материально – художественной деятельности, но и на формирование у детей старшей и подготовительной групп навыков визуальной культуры, приобретение опыта «насмотренности». Позвольте напомнить вам, что «Музейная педагогика» – это область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Использование произведений живописи, скульптуры, графики, народного искусства, а также архитектурных памятников предоставляет ребенку возможность приобрести полноценный художественно – эстетический опыт, который может способствовать решению задач воспитания толерантности и патриотизма у дошкольников. Работа осуществляется на материале коллекций Русского и других отечественных музеев, достопримечательностях города, природных объектах. Например, в музеях Санкт – Петербурга созданы специальные отделы для работы с дошкольниками, где ознакомление с музейными экспонатами происходит во время игры, ведь никакой ребенок, даже самый интеллектуально – развитый, не будет подолгу «созерцать» великий шедевр, как это делают взрослые. Наш город не «музейный», а в единственном Художественном музее нет специального отдела для детей. Если нет соответствующих условий, разработчики программы рекомендуют использовать информационно – коммуникационные технологии.

Мы видим, что ИКТ в дошкольной музейной педагогике позволяет преуспеть в реализации задач по данным направлениям: во-первых, совершенствовать исследовательскую деятельность детей внедрением новых информационных технологий; во-вторых, создать музейный фонд силами воспитателей посредством создания электронного музея; в-третьих, развивать коммуникативные умения детей на основе проектной деятельности; и, в-четвертых, формировать у детей навыки информационной культуры.

Опыт интеграции ИКТ в музейную педагогику можно считать инновационным. Наши дети растут в цифровом мире и, безусловно, разрыв между реальными интересами современных детей и традициями художественного образования в современном мире все более глубокие. Именно художественное образование поддерживает в ребенке творческие импульсы, и кроме этого тесно связано с тактильными ощущениями. В художественном образовании гармонично объединяются как традиционные средства визуализации, так и новейшие технологии. Как эффективно включить эти средства в творческое развитие и обучение?

Задача актуализации художественного развития не может быть решена без привлечения информационно – коммуникационных технологий.

Например, мы можем с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии в картинной галерее Русского музея, посмотреть виртуальную выставку и поиграть в игры, которые рекомендованы программой к использованию в детском саду и в музее.

Я хочу познакомить вас с некоторыми из таких игр:

- «Спрятанная вещь» - найти в картине изображение определенного предмета, цветка или животного и рассказать о нем.

- «Войди в картину» - детям предлагается закрыть глаза и представить, что они в пространстве выбранной картины, а затем ответить на вопросы: Что вы почувствовали, увидели, услышали, кого встретили?

- «Экскурсовод» - ребенок рассказывает сам о выбранном произведении, и отвечает на вопросы других детей.

- «Подбери палитру» - детям предлагается выбрать понравившуюся репродукцию произведения и из квадратов разного цвета выбрать те цвета, которые использованы в картине.

- «Что видим – разыграем» - при рассматривании произведения детям предлагается распределить роли, придумать короткий диалог и разыграть изображенный эпизод.

Благодаря этим играм у детей обогащается опыт «насмотренности», развивается художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать изображенное, происходит приобщение детей к миру изобразительного искусства

Сейчас я хочу познакомить вас со специальными сайтами, разработанными для работы с детьми в рамках музейной педагогики, где есть игра, произведение искусства и … компьютер. К сожалению, сайт Русского музея, на базе которого разработана программа, выдает информацию только об экскурсиях.

Из отечественных музейных сайтов наиболее интересен по содержанию, принципу подачи материала и по образовательной компоненте сайт Государственного Эрмитажа. Фирма IBM совместно с сотрудниками музея, являясь разработчиками этого электронного ресурса, перенесли на российскую почву мировые стандарты подобных Интернет-проектов.

На сайте размещен раздел, позволяющий с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии, посмотреть виртуальную выставку, посетить галерею трехмерных изображений.

Галерея трехмерных изображений включает в себя коллекции предметов, которые вряд ли можно так рассмотреть в музее, как это предлагается на сайте. Это мелкие предметы декоративно-прикладного искусства, детали одежды, ювелирного искусства.

Такая возможность практически «потрогать руками» музейный экспонат делает этот раздел актуальным особенно для нас, кто географически далек от Эрмитажа.

Мы обратились и к опыту зарубежных образовательных порталов, посвященных теме интеграции искусства и ИКТ для образования. Обращают на себя внимание проекты Pixel Face и Collage Machine на сайте детского образовательного центра Национальной Галереи Вашингтона. По своему содержанию это готовые программные продукты для творчества дома или на занятии. Так, Pixel Face – это программа, позволяющая с помощью разнообразных пикселей (разных по ритмической структуре, по цвету, по модулю) создать некое декоративное полотно, основу которого составляет портрет известного художника. Возможен выбор из 4-х портретов разных художественных стилей. В качестве своеобразной палитры инструментов предложена библиотека разнообразных пикселей, возможности рисования кисточкой-штампом, функция выбора тона, ластик. Кроме того, полученную работу можно распечатать. Для детей дошкольного возраста такая программа интересна и полезна, так как дает опыт работы со сложным цветовым пятном, имеющим ритмическую структуру,

с модулем, с большим диапазоном цветовых оттенков.

Следующий проект – проект Collage Machine обладает значительно большим потенциалом для творческой деятельности. Это буквально «коллажная машина». Работа в этой технике помогает приобрести первые навыки проектирования, организации композиции на плоскости, позволяет концентрировать внимание на символике цвета и цветовом ритме, особенностях взаимодействия цветов. Коллаж также дает возможность мобильного и продуктивного освоения различных композиционных задач. Также в этом проекте заложены инструменты (лупа), позволяющие двигать, изменять уровень прозрачности, приближать изображение. Все эти музейные интернет – проекты, предназначенные для всестороннего развития детей, еще раз подтверждают древнекитайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Хочу подчеркнуть, что новые технологии позволяют создавать инновационные художественные продукты, участвовать детям в новых формах коммуникации, учиться включать современные средства коммуникации в повседневную жизнь.

Также, сейчас выпускается много DVD, носящих культурологический образовательный характер. Например, программа «Здравствуй, музей!» выпустила цикл занятий Всемирной картинной галереи «Уроки тетушки Совы», которые очень нравятся детям.

После знакомства с произведениями искусства, обогащения опыта восприятия живописных произведений, умением наблюдать, всматриваться в природные явления, мы переходим к самостоятельной творческой деятельности детей, где используем традиционные и нетрадиционные материалы для работы над рисунками, коллажами, лепкой. Например, использование техники коллажа в продуктивной деятельности дошкольников. На первом этапе мы рассматриваем коллаж, отмечаем все детали. Второй этап – анализируем, выделяем и обговариваем средства, пространственное расположение. Третий этап – самостоятельная деятельность детей.

Одним из вариантов творческой деятельности детей является проведение интегрированных занятий. Например, занятие «Золотая осень»: рассматриваем, рассуждаем, создаем свое произведение искусства.

Обратите внимание на преимущества применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности педагога. Особо хочется выделить интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, что очень востребовано именно сегодня.

Анализируя инновационные образовательные продукты, созданные на основе ИКТ, можно выявить ряд преимуществ компьютерных технологий, как средств обучения. В первую очередь, это возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, и последнее, ребенок становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с воспитателем, что является важным моментом в педагогике сотрудничества.

Таким образом, опыт использования интерактивных технологий очень интересен для нас, взрослых и, конечно, для детей.

О результатах говорить пока рано, но мы видим, что детям это очень нравится и родители, посещая сайт «Музеи мира», повышают свой культурный уровень и становятся волонтерами в освоении и реализации новой программы.


Новейшие информационные технологии в музейном деле

А.И. Смирнов, сотрудник исторического отдела

В наше время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации посетителям. Новейшие технические средства позволяют значительно расширить возможности экспозиционера в показе экспоната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки. Мы планируем опубликовать серию статей по применению современных технологий в музейном деле и решили начать с сенсорных киосков, наиболее распространенных информационных систем в музеях мира.

Сенсорные информационные киоски в музеях мира

М.Ю. Малеева

Чаще всего в музеях России (Эрмитаж, ГТГ, Музей Мирового океана и т.д.) сенсорные киоски выполняют роль электронного консультанта или справочно-информационной системы. Как компания-изготовитель, мы были уверены в том, что возможности киосков этим не ограничиваются. За подтверждением наших предположений мы обратились к мировому опыту внедрения киосков в музеи. И надо сказать, мы не разочаровались.

Легко объяснимо, что лидером по количеству установок и наиболее оригинальному использованию киосков являются США. Другая страна нас удивила, это, как ни странно, оказался Таиланд. Надо сказать, что практически во всех музеях Таиланда установлены сенсорные киоски для обслуживания постетителей. Это и Музей сельского хозяйства, и Музей кораблестроения, Музей истории развития прессы, Музей подводного мира и многие другие. Киоски предлагают посетителям просмотреть мультимедиа - презентацию, сопровождаемую звуковым оформлением.

В большинстве музеев США сенсорные киоски, так же как и в России, используются в качестве электронного консультанта. Среди наиболее известных, хотелось бы назвать: Музей истории и науки (Техас), Американский музей Естествознания, Музей науки и высоких технологий и многие другие.

В краеведческом музее города Наппа долго были озабочены привлечением широких слоев населения. Работники музея опасались, что кроме школьников и студентов в музей не придет никто из жителей города. Проблему удалось решить с помощью сенсорных киосков, установленных в залах экспозиций. Киоски предоставили возможность увидеть экспонаты, по различным причинам не выставленные на основной экспозиции. Посетитель, воспользовавшийся услугами киоска, получал более подробную информацию об истории родного края. Информация организована в виде мультимедиа презентаций и сопровождается голосовыми пояснениями. Узнав о такой услуге, музей стали посещать люди различного возраста, имеющие навыки в общении с компьютером.

Сенсорный киоск установлен в зале «Доблести и славы» на морской военной базе в Вирджинии. Интегрированный с 42-дюймовой плазменной панелью, он представляет собой мемориал погибшим офицерам. Изображение, появляющееся на киоске, дублируется на плазменной панели. Мемориал содержит основные вехи биографии погибших офицеров.

Очень оригинальное применение получил киоск, установленный рядом со скульптурой Давида во Флоренции. Всем знаком шедевр Микеланджело. Его размеры поистине впечатляющи: высота скульптуры 5,5 метров плюс высота постамента. Рассмотреть Давида человеку среднего роста не так-то просто. Установка сенсорного киоска позволила каждому посетителю «обойти» скульптуру со всех сторон, а также рассмотреть ее детально. Следует отметить, что установка киоска совпала по времени с реставрацией шедевра и поэтому, была особенно востребована.

В Историческом музее Сиднея посетитель с помощью киоска может подробно познакомиться с историей материка, начиная от аборигенов и заканчивая Австралией наших дней. Отыскав любой объект на карте современной Австралии (свой дом или офис), можно спроецировать его на карту древнего материка и узнать, что же было на этом месте многие века назад.

Музей Ченектади (штат Пенсильвания) знаменит тем, что хранит истории всех жителей этого города. Киоски оснащены видеокамерой, и каждый посетитель может снять двухминутный Ролик о себе. Ролик записывается на различные информационные носители и сдается на хранение в архив. Помимо этого посетитель может просмотреть ролики трех своих предшественников или выбрать из списка жителей тех, которые больше всего его заинтересовали. К сожалению, не удалось узнать, сколько лет этому музею и сколько роликов в нем хранится.

В Музее истории в Атланте киоски установлены в экспозиции «Гиганты мезозойской эры». Помимо помощи в составлении индивидуальной программы посещения, киоски рассказывают о рептилиях, существовавших миллионы лет назад на нашей планете. Посетителю предоставляется информация по каждому из видов: от строения скелета и предполагаемого внешнего вида до рациона питания. Киоски также рекламируют остальные экспозиции музея и предоставляют информацию о расписании и работы и месторасположении.

В Британском музее в Лондоне установлены сенсорные терминалы в залах экспозиции, посвященной истории Древнего Египта. Киоски позиционируются как обучающие для детей от 10-15 лет. Дети, а, скорее всего, и не только они, получают информацию о каждом из представленных экспонатов.

В музее Лувра в экспозиции Истории Востока установлены три киоска. С их помощью публика может неторопливо погрузиться в более чем 1000-летнюю историю, начиная от зарождения человеческих общин до появления первых городов к «золотому веку» исламской культуры. Более 6 000 фотографий с пояснениями, более 400 текстов, а также карты и диаграммы - вот что положено в основу мультимедийной презентации.

Музей радио в штате Мичиган также оснащен сенсорными киосками, которые рассказывают биографии наиболее популярных радио-диджеев.

Практикуется использование киосков для организации доступа к ресурсам сети Интернет. Очень удобно, придя в один музей, виртуально «посетить» все его филиалы или ознакомиться с экспозицией музеев, находящихся в другой части света. Такие киоски снабжены удобными сидениями, так как рассчитаны на длительное время работы за ними.

Из приведенных примеров следует, что использование киосков и предоставление с их помощью различных услуг посетителям ограничено только одним - человеческой фантазией.

Публикуется с разрешения «Сенсорные Системы»

рисунком в ярком цветовом спектре колорита. По особенностям изображения выделяем несколько авторских почерков, по всей вероятности представляющих разные иконописные школы. Композиционные основы, иконометрия, символика линий, цвета и атрибутов претворялись в процессе создания произведения, имеющем значение обряда. Как и в иконописи, авторы не подписывали работ, поэтому памятники старокалмыцкого искусства в основном безымянны. Художник-иконописец «зурачи» или бурхан-ный мастер, имея духовный сан священнослужителя, рассматривался в первую очередь исполнителем иконографического канона.

Искусство буддизма,адаптируясь в процессе многостороннего культурного

Примечания

взаимодействия, претерпевает трансформацию, а затем деформацию под влиянием этнической культуры ойратов-калмы-ков. Исторический процесс можно обозначить адаптацией канона в инокультур-ной среде, выражавшейся в этнических особенностях его воспроизведения. Стадиальный статус соотносимых систем определяет сложное многоуровневое взаимодействие традиции и инновации в формировании и развитии старокалмыцкого искусства. Последнее нужно рассматривать как «исторически детерминированный способ видения и упорядочения мира» (5, с. 105), во многом обусловливающий процесс стилеобразования художественной формы искусства буддизма.

1. Музей традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук был создан как научное подразделение института по рекомендации Исторического отделения РАН Музейному Совету РАН в 2001 году и финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

2. Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство. - Элиста, 1991; Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII - начала XX вв.: Опыт историко-культурной реконструкции. М.: Наука, 2005.

3. СГОКМ - Ставропольский государственный объединенный музей имени Г.К. Праве; НМИДК - Новочеркасский музей истории донского казачества.

4. Батырева С. Г. К вопросу региональной специфики иконографии Белого Старца. Монго-ло-ойратские и бурятские параллели в живописи буддизма // Abstrakts ofthe 8th International Congress of Mongolists, 5-11 August 2002. - Ulaanbaatar, 2002.

5. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

Ю.Э. Комлев

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Способности организовать эффективную деятельность музея XXI века с применением современных компьютерных технологий относятся к числу базовых умений музейного работника и актуальному направлению в музейной работе.

Развитие компьютерной техники, ее внедрение в социальную практику, происходящие в результате этого изменения деятельности и психологии человека, общества - все это составляет суть процесса компьютеризации, играющего ключевую роль в становлении общества информационного типа. Благодаря изобретению и быстрому совершенствованию электронно-вычислительной техники стали воплощаться многие планы, связанные с развитием художественной, информационной, научной, коммуникационной деятельности музея.

По мнению специалистов в области компьютеризации культуры, компьютер осознается как средство моделирования и демонстрации в миниатюре законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества, как средство создания нового произведения искусства и даже новых видов искусства, а также как еще один перспективный инструмент для всех областей профессиональной деятельности (1).

Некоторые представители точных наук считают информацию всеобщим свойством материального мира, и тогда под ней понимается сумма всех сведений, получаемых человеком об окружающем мире. Таким образом, субъектом информационных технологий является человек, который использует эту информацию. Естественно, что качество информации зависит и от механизмов

передачи, и от технологий, в которых она используется человеком, когда он ее воспринимает и обрабатывает.

Непременная установка на прогресс и инновацию заложена в самой логике развития технологий, она позитивно и стимулирующе воздействует на культуру и на всех, кто активно обращается к их услугам.

Появление в жизни музеев компьютеров, способных в короткое время производить огромное количество операций, актуализировало проблему использования исторических знаний, тем более, что информационные технологии дают возможность более обширно осуществлять сбор, хранение, распространение и обработку музейной информации. Свойство интерактивности в музее присуще и мультимедийному ресурсу, что также является проявлением сложного взаимодействия медиа в пределах формируемого виртуального трехмерного пространства, которое становится непрерывным, бесконечным музейным процессом. Появление новых технических приемов дает возможность передавать содержание музея при помощи различных средств информации, доступных для восприятия разными органами человеческих чувств, да еще и путем интерактивного взаимодействия с аудиторией.

Сформировавшийся в последние годы в науке и различных областях практической деятельности музеев информационный подход учитывает не только количественные показатели (объем) музейной информации, но и качественную ее сторону, для определения которой используется понятие «ценность информации», являющееся основным критерием ее отбора в музей.

По мнению Б.А. Столярова, который является автором первого отечественного учебника «Музейная педагогика: история, теория, практика», в качественном аспекте информация подразделяется следующим образом:

Статистическая - характеризуется только количеством информации;

Семантическая - отображает смысл сообщений с учетом контекстов содержания;

Прагматическая - характеризуется ценностью, содержание которой обогащается вероятностью достижения целей рассматриваемой системы;

Эстетическая - связана с эмоциональной реакцией на сообщение, то есть учитывает субъективное восприятие гармонии и красоты объекта, являющегося источником информации.

В рамках рассматриваемого подхода целевая функция музея и культуры определяется как передача информации об истории и искусстве, процесс которой имеет две формы:

Динамическую - информация передает-сяспомощью сигналов (речь, звуки, музыка);

Структурную - музейные предметы, экспозиция, CD и др. При этом структурная информация может преобразовываться в динамическую (воспроизведение музыки или видеофильма, чтение текста) (2).

Увеличение информации в деятельности музеев происходит с увеличением используемых художником, экспозиционером разнообразных языковых средств, а также благодаря оснащению музеев цифровой техникой, влияющей на все стороны музейной деятельности.

Культура и искусство как информационные, социальные и личностные феномены неотделимы от музея и воспринимающего зрителя. Любые взаимодействия, личные и опосредованные контакты, восприятие музейных памятников, обсуждение экспозиции - все это различные формы передачи информации, равно как и создание новой выставки или экспозиции - это тоже информационный процесс, в результате которого генерируется информация.

Коммуникационные потоки музея представлены на рис. 1.

Внешние коммуникации

Музей < >

< !> внутренние коммуникации

Рис. 1. Внешние коммуникации

Сегодня трудно представить современный музей, который не использует интернет и мультимедийные технологии (3). Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий в музее является их способность не только производить некий предназначенный для употребления культурный продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представление о самом себе. Эту антропологическую

функцию информационные технологии в сфере культуры способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности. Подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным, наметить иные аспекты его культурного осмысления.

Более того, масштаб распространения информационных технологий в музейной деятельности углубляет процесс глобализации и самым серьезным образом влияет на характер культурной жизни общества, открывая широкие возможности для постижения традиционной культуры и создания новых ее форм. При этом следует помнить, что виртуальные реальности музея являются лишь средством моделирования возможных решений, но не заменяют подлинной жизни, равно как и подлинныхпроизведений искусства. Таким образом, речь идет о характере взаимодействия между носителями традиционной и информационной культур.

Формирование этого взаимодействия отражается в педагогической коммуникации музея, так как музей на протяжении своего исторического развития аккумулирует различные формы работы с людьми - такие, как общение, беседа, диалог, лекция и др. С помощью информационных технологий музей в состоянии предоставить потенциальным посетителям информацию по:

О коллекциях и наиболее значительных памятниках музея, наделенных сопроводительной текстовой информацией общего характера;

О формах и содержаниях социально-культурной деятельности музея (новые выставки, образовательные программы, циклы экскурсий и лекций, работа клубов, студий и др.).

Информацию, которую получаетпотре-битель и которая включает его в среду музея, можно назвать внешней. Она имеет расширительный характер за пределами музея и обогащается сведениями по истории создания музейных предметов. В качестве изначального визуального источника главным является сам памятник, а его воспроизведение может быть помещено на специальных электронных носителях. Но в данном случае возникает проблема естественной материальности подлинника, т.е. материал, форма, цвет и другое. И при помощи компьютера и грамотного специалиста возможно размыть эту материальность, трансформировав устойчивое восприятие подлинного музейного проекта, например археологического или этнографического памятника.

Таким образом, на основе электронной презентации музейных коллекций и музейных образовательных проектов у потребителя формируется:

Представление о мировом музейном фонде, что дает возможность представить коллекцию конкретного музея в более широком контексте;

Представления и взгляды о мировой истории и истории конкретного региона;

Отношение к художественному и народному творчеству;

Компьютерная и визуальная грамотность;

Пространственное и логическое мышление и т.д.

Положительные Отрицательные

1. При помощи компьютера посетитель больше информации может получить и обработать. 1. Нарушается активное взаимодействие посетителей музея с музейными сотрудниками и предметами.

2. Используя информационные технологии возможно более детальное рассмотрение и изучение памятников. 2. Отсутствует предварительный настрой и подготовка посетителя в общении с музейной средой.

3. Предоставляется возможность анализа и сравнения в визуальном и компьютерном восприятии предметов. 3. Затрудняется эмоциональная передача музейной информации.

Таблица 1. Влияние компьютерных технологий в музее

При внедрении новейших технологий в деятельность музея необходимо учитывать, что «выбор технологий решающим образом формирует культурные стили будущего», тем самым использование и создание электронных носителей актуально использовать в работе музея (4, с. 475).

Например, музей В. Ван-Гога в Амстердаме, очень эффективно использует в своем экспозиционном пространстве компьютерные технологии, что не только позволяет расширить информационный потенциал музея, но и помогает посетителям музея более ярко и полно коммуницировать с музейным пространством, в результате чего общение посетителя с музеем становится более активным, запоминающимся и более длительным.

Однако можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты использования компьютерных технологий в музее (см. табл. 1).

Сегодня музеи особенно активно стали внедрять в свою повседневную работу современные информационно-коммуникационные центры. Такая форма работы с посетителями позволяет, например:

Организовать детский компьютерный сектор, который обеспечит доступ к лучшим сайтам музеев России и мира, а также другим Интернет-ресурсам;

Начать работу над созданием музейной медиатеки, куда войдут издания музеев на бумажных и электронных носителях;

Организовать интерактивный кинотеатр, где будут демонстрироваться мультимедийные образовательные программы, которые дополнят школьную общеобразовательную программу по биологии, истории, литературе, искусству и др. (данные материалы разработаны Федеральным агентством по образованию ФГНУ «Республиканский мультимедиа центр», сотрудниками издательства «Большая Российская энциклопедия», «Центр ПИК»).

По нашему мнению, такие детские информационно-образовательные центры вызовут большой интерес у жителей России, что позволит привлечь новых посетителей в музей. Таким образом, данный центр будет служить более эффективному взаимодействию музея и школы, а также расширит представления пользователей о музейном пространстве и музейных коллекциях.

В целом использование современных технологий ставит своей целью не заменить общение с музеем, а организовать более качественную и эффективную коммуникацию посетителей с культурными ценностями. По мнению английского исследователя

С. Кина, «музей будущего будет по преимуществу динамической структурой, или опытом, идущим навстречу сообществам и призванным служить во множестве пространств». Действительно, мысль о том, что коллекции играют главенствующую роль в музее, отходит на второй план по мере того, как значение предмета и его историческое прошлое получают все большую значимость, необходимость более глобального подхода к собранию культур, включая как нематериальный, так и материальный. Цифровые технологии отвечают этой задаче, так как концептуально музеи будут представлять собой скорее коллекции знаний, нежели произведений (5, с. 19).

Итак, подведем некоторые итоги, информационная политика музея должна охватывать вопросы интеллектуальной собственности, соблюдения Закона о защите данных (для соответствующей страны) или других аналогичных актов и позицию администрации музея относительно участия в совместных базах данных или других способах распространения музейной информации, особенно изобразительной. Переход к цифровому представлению информации, в том числе и изобразительной, кореннымобразомменяетнаше представление о возможностях репродуцирования. Практические вопросы, связанные с открытием доступа, по крайней мере, к некоторым областям музейных баз данных и сконтролем этогодоступа (если такой контроль возможен или желателен), обсуждаются в настоящее время очень широко. Расширение доступа публики к собраниям музеев, конечно, следует приветствовать, но в связи с ним возникает и риск недобросовестного использования изображений, нарушения авторского права или потери возможного дохода, сейчас или в будущем. Особенно серьезные трудности возникают у музеев современного искусства, поскольку живые и здравствующие художники могут потребовать у них своей доли прибыли от распространения информации или изображений.

Информационная политика должна ясно выражать обязательства музея по ведению точной и всеобъемлющей документации по его собранию, по бессрочному хранению всей необходимой информации и обеспечению доступа к ней, а также по обеспечению приемлемого для данного музея доступа публики к музейной информации. Какая-то информация (например, о стоимости различных объектов хранения и страховых суммах) должна, как и прежде, оставаться конфиденциальной, однако значительные объемы информации другого рода

теперь можно открыть не только исследователям, но и широкой публике, причем не обязательно при личном посещении музея, но и при распространении этой информации с помощью видеокассет, видеодисков, CD-ROM или через Интернет. Стремительно меняются и характер знаний о собраниях (они перестают быть прерогативой хранителей и работников отдела учета и оказываются в принципе доступны каждому), и способы обнародования и распространения этих знаний, так что информационную политику, вероятно, придется постоянно пересматривать по мере возникновения новых технологий, законодательства и развития международного обмена информацией.

Доступ публики к музейной документации и информации - расширяющаяся область применения компьютеров в музее. Все более привлекательным для музеев становится открытое хранение: заинтересованный посетитель может получить доступ к информации каталога о данном объекте с помощью упрощенной клавиатуры или монитора с сенсорным экраном. Объем информации, которая такимобразом становится доступной посетителю, значительно больше того, что можно сообщить посредством подписей, текстов и схем, обычно используемых на тематических или художественных выставках. Мультимедийные программы особенно оживляют данные каталога, привлекая к нему внимание посетителей самого разногоуровня осведомленности в предмете. Приобретя видеодиски или CD-ROM с этой информацией можно работать, не выходя из дома, а Интернет открывает еще более широкие возможности.

Будущее музейной документации и музейных информационных систем представляется весьма многообещающим, хотя и несколько неопределенным. За последние годы в этой области уже произошли существенные и быстрые изменения, темп которых, как ожидается, будет и дальше нарастать. Информационные системыпозволяют создавать музейной базе данных захватывающе интересный для пользователей интерфейс. Разрабатываются и осуществляются «виртуальные

выставки», быстро растут возможности дос-тупак данными изображениямсперсональ-ных компьютеров. Меняется сама природа музея как общественного института. Но желание увидеть «подлинную вещь» тоже не ослабевает. Руководителям музеев придется постоянно следить за новыми возможностями - и опасностями - разворачивающейся на наших глазах эпохи цифровой информации.

Несомненными плюсами компьютеризации процесса в коммуникационной сфере музея можно считать:

Создание моделей поиска и оценки музейной информации, позволяющих собрать достаточно большое количество данных об аудиториях, артефактах и средствах массовой коммуникации;

Возможность сведения полученных данных в вариантные построения по использованию тех или иных сочетаний средств массовой коммуникации;

Возможность оценки эффективности и стоимости различных каналов и музейной коммуникации;

Возможность систематического отбора и преобразования данных, а также их тестирования без использования реальных ресурсов;

Учет различных непредвиденных обстоятельств.

Также необходимо отметить, что интернет-технологии позволяют менеджеру, работающему в коммуникационной сфере, существенно сократить временные затраты на подготовку бизнес-плана, а также совершенствуют процесс обработки и архивирования музейной информации. Компьютеризация в му-зеене только расширила технологические возможности, но и перевела сущность музейных коммуникаций в новое, более высокое качество общения. Все известные до этого факторы ограничения - проблемы скорости передачи музейной информации, доступности, массовости, интерактивности, достоверности и другие - либо существенно снизили порог ограничения, либо, напротив, приобрели характеристики информационного преимущества перед другими учреждениями культуры.

Примечания

1. Канстельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ., под ред. О.И. Шкаратака. М.: ГУВШЭ, 2000. 630 с.

2. Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: Учеб. пособие. СПб., 2007. 340 с.

3. Скибб Л. Дж., Хэйфмейстер С., Чеснат А. М. Оптимизация мультимедиа ПК / Пер. с англ. Киев: НИПФ «ДиаСофт Лтд», 1997. 352 с.

4. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001.

5. Кин С. Будущее музея в эру цифровых технологий // Информационный бюллетень ИКОМ России. М., 2004.

Аннотация. Данные рекомендации определяют понятия «педагогические инновации», «педагогические технологии» и содержат систематизированную информацию о наиболее эффективных педагогических инновационных технологиях, применимых в деятельности школьных музеев, структуре планирования музейно-педагогической деятельности.

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учётом основных направлений работы руководителей школьных музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов) на основе Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года . Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных технологий взаимодействия с обучающимися.

Целью данных методических рекомендаций является систематизация знаний руководителей школьных музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов), классных руководителей о наиболее эффективных педагогических инновационных технологиях для внедрения в практику музейной деятельности.

Актуальность связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций руководителей музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы) и классных руководителей, с современным пониманием процесса воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют теоретические знания об инновационных технологиях, возможных в практическом применении при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе современных педагогических технологий.

Школьный музей является своеобразной платформой, объединяющей культурную и познавательную составляющие образовательного процесса. Сегодня в школьном музее можно изучать учебные дисциплины, реализовывать программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, организовывать исследовательскую деятельность.

Применение педагогических инноваций в работе школьных музеев позволяет создать эффективную мотивирующую образовательную среду для обучающихся, благодаря которой каждый школьник сможет стать полноправным участником и инициатором развития музея.

Под педагогической инновацией понимается совокупность целенаправленных действий, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Понятие «педагогическая инновация» тесным образом связано с педагогическими технологиями, под которыми мы понимаем описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Наиболее эффективными для практического применения в музейной деятельности являются личностно ориентированные и информационные технологии, интегрированные и исследовательские занятия, интерактивное обучение и музейная педагогика.

Личностно ориентированные педагогические технологии опираются на создание форм обучения, альтернативных традиционным (работа в малых группах, сотрудничество «учитель-ученик»), выявляют индивидуальные особенности школьников как субъектов познания и предметной деятельности, тем самым обеспечивая саморазвитие личности обучающихся.

Информационные технологии обеспечивают сбор, хранение, обработку и распространение информации через создание интернет-пространства для музея школы (сайт, виртуальные экскурсии, блоги и т. д.).

Интегрированные занятия обеспечивают междисциплинарную связь понятий разностороннего изучения объекта, способствуют осмыслению восприятия окружающего мира, систематизируют знания обучающихся, побуждают их к фантазии и творчеству, формируют позитивный эмоциональный настрой. Реализующим механизмом данной технологии являются игры, виртуальные экскурсии, викторины, дискуссии, дебаты, театрализации, конференции.

Исследовательские занятия развивают умение обучающихся работать с информацией, формируя определённый стиль мышления. Результатом этой деятельности является формирование исследовательских умений, позволяющих работать с информацией, анализируя и обобщая её. Практическая работа в контексте исследовательской связана с организацией деятельности обучающихся, основанной на практическом применении полученных знаний. Инновационными формами практической работы являются проекты, презентации, конкурсы, викторины.

Интерактивное обучение в деятельности школьного музея предполагает диалогические методы общения с обучающимися, развитие школьников через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Формами интерактивного обучения являются: «мозговой штурм», дискуссия, дебаты, театрализация, конференция, музейное занятие.

Музейная педагогика основана на организации процесса совместного поиска на основе экспозиции музея образовательной организации, результатом которого являются самостоятельно полученные школьниками знания. Благодаря особому подходу к посетителю как к участнику диалога, музейная педагогика создаёт условия для развития личности обучающихся посредством их включения в многообразную деятельность школьного музея.

К формам музейной педагогики относятся игра, коллективно-творческое дело, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Практическое применение вышеназванных инновационных технологий способствует расширению образовательного пространства музея, а также обобщению обучающимися знаний о культурно-историческом прошлом России, совершенствованию метапредметных компетенций школьников, привитию базовых национальных ценностей.

В связи с высокой эффективностью инновационных технологий в деятельности музеев образовательным организациям рекомендуется :

  • Руководителям школьных музеев (музейным педагогам, педагогам-организаторам) :

1. При организации музейной деятельности использовать личностно ориентированные технологии, характерными чертами которых являются: дискуссионность, педагогическая поддержка, рефлексивность, создание ситуации выбора и успеха, диагностика (опрос, анкетирование), проектная и творческая деятельность.

2. При создании сценария музейного занятия ориентироваться на следующие критерии: вариативность форм, средств обучения и воспитания; учёт возрастных особенностей обучающихся; особое место экспоната, инсталляции, создание пространства музея как мотивирующей среды; использование приемов интерактивного обучения в соответствии с темой, целью и задачами музейного занятия; отказ от традиционного экскурсионного подхода и минимизация монолога в предоставлении информации.

3. Создавать условия для систематического пополнения музейной экспозиции посредством организации исследовательской и поисковой работы с обучающимися.

4. Использовать информационные технологии для обработки, хранения и поиска информации, а также для презентации материалов в формате онлайн-экскурсии, видеоролика, презентации.

5. Ориентироваться на то, что результатом занятия в музее должен стать продукт деятельности обучающихся с обязательным учётом их личностных особенностей.

  • Классным руководителям:

1. При реализации целей и задач воспитательного процесса использовать ресурс музея образовательной организации.

2. Учесть возможность организации и проведения интегрированных занятий в пространстве школьного музея.

3. Использовать тематические экспозиции музея образовательной организации при проведении игр, виртуальных экскурсий, викторин, дискуссий, дебатов, театрализаций, конференций.

4. Использовать средства музейной педагогики при организации исследовательской деятельности обучающихся.

5. Опираться на инициативу обучающихся при планировании и организации мероприятий воспитательного значения в пространстве школьного музея.