Пояснительная записка. Классификация речевых ошибок Этот памятник русской архитектуры поражает своими габаритами
Вид речевой ошибки |
Пример |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Меня раздражает его отвратительная харизма. |
Неразличение оттенков значения синонимов | |
Употребление слов, не соответствующих по своей окраске основному стилю текста |
Я прочитал текст, и меня ошарашила мысль… |
Нарушение лексической сочетаемости |
Расширяется уровень владения техникой; это играет важное значение в жизни |
Плеоназм (дублирование значения в словосочетании) |
Возложить цветы к памятному мемориалу |
Тавтология (использование слова в сочетании с однокоренным) |
Через какие-то едва уловимые ощущения он ощущает связь с родной землёй. |
Неоправданный повтор слов | |
Некорректное употребление местоимений |
Я читал диссертации с приложениями. Они привлекли моё внимание. |
Смешение паронимов |
Особенности лиричного героя Пушкина |
Нарушение структуры фразеологизма |
Единожды солгавши, кто тебе поверит |
Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях:
Варианты с ошибками |
Тип ошибки |
Исправленный вариант |
1. Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами. | ||
2. У учащихся выросла уверенность в своих силах. | ||
3. У рада испытуемых существует эгоизм | ||
4. Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки. | ||
5. . Неустанная любовь художника к динамике в искусстве хорошо известна. | ||
6. Во многих районах вода оказалась в минимуме. | ||
7. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного. | ||
8. Революционеры-демократы вскрыли фиктивный характер буржуазной демократии. | ||
9. Данная деталь является важнейшим фактором, на котором базируется надежность методики исследования типов акцентуаций личности. | ||
10. Преподаватель оперирует положительными примерами из жизни. | ||
12. Профессор показал мне вариант плана ВКР и сказал, что он уже устарел. | ||
13. Следует отметить следующие ошибки в произношении. | ||
14. Можно согласиться с теми главами реферата, не содержащими внутренних противоречий. | ||
15. Правильно определив цели и задачи исследования, эксперимент показал следующее. | ||
16. Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании. | ||
18. Условия для достижения положительных результатов были созданы, но однако тем не менее испытания прошли неудачно. | ||
19. Статья содержательная и интересна. | ||
20. ВАК издает требования к кандидатским диссертациям |
Задание 9 . Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат.
1 . Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», "случайность", «причинность", "связь", "время" и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее, общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).
2 . Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям).
3 . Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хорошо живут, Коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 . Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Джо Мартин, например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса – и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 . Русская нефть и русский газ сакральны, они не должны принадлежать кучке сомнительных олигархов с кривыми, испуганными физиономиями или извилистым гладкобёдрым чиновникам. Это часть национального бытия – в нефть вложили свою энергию миллиарды древних живых существ, да, они сгнили, но ничто живое не исчезает бесследно – их жизнь питает сегодня прожорливые желудки машин (А. Дугин)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 . Участники круглого стола заслушали и обсудили сообщения
Н. Н. Черешневой и А. Драгуна по вопросам специфики субкультуры болельщиков футбольного клуба «Зенит» (Санкт-Петербург). Участники дискуссии отмечают особый статус феномена ФК «Зенит» как объединяющей «высокой идеи» большой части населения Санкт-Петербурга, уникальный характер болельщицкой среды ФК «Зенит», высказывают общее мнение о необходимости комплексного (общегуманитарного) изучения данной субкультуры мегаполиса.
Наличие многочисленный органов СМИ, пишущих и вещающих о «Зените», к сожалению, не решает вопроса объективного исследования субкультуры болельщицкой среды, ее места в системе субкультур и в целом в культуре Санкт-Петербурга.
Участники круглого стола пришли к следующим выводам:
необходимо комплексное изучение субкультуры ФК «Зенит» как уникального культурного феномена современного Санкт-Петербурга;
выйти с предложением организации Проекта по внедрению идеи корпоративной культуры болельщиков футбольного клуба «Зенит»;
поместить на сайте института обращение ко всем студентам вузов Санкт-Петербурга с приглашением участвовать в Проекте для продвижения бренда «Зенита» как футбольного клуба культурной столицы России.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7 . Уважаемые товарищи депутаты! Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура». На самом Съезде слово «культура» было проходным образом произнесено только на третий день.
Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8 . Современное студенчество как особая, традиционная устойчивая социально-возрастная группа имеет свои особенности речевого поведения. Так, студентам во все времена было присуще при общении друг с другом использовать определенные устойчивые формулы (как прецедентные, так и этикетные), экспериментировать над языковыми нормами (как национального языка, так и иностранных). Для них характерна особая манера общения с преподавателями и другими студентами. Они используют различные речевые способы завоевания авторитета в группе и пр. Все эти особенности, являясь в какой-то мере признаками речевого поведения членов данной социально-возрастной группы, в разное время наполняются разным содержанием, их распространенность и периодичность использования в речи изменяется.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9 . Что? Как зовут? Звать-то меня Степаном. А вот если фамилию скажу, так, может, сразу и не поверите. Фамилия у меня редкая, чудная, можно сказать. Сорока я. Хотя, если разобраться, фамилия как фамилия. Это для здешних мест она странной кажется, а у нас на Украине (я сам-то из-подо Львова родом) и не такие встречаются: Кочан, скажем, или Тарас. А то и вовсе Саранча. А я, значит, Сорока. Птичья, выходит, фамилия. Отец мой Сорока. И дед был Сорока. И дети мои с той же фамилией. А что? Не в фамилии дело, в человеке. Главное, чтобы ты сам с добром к людям относился. Тогда будет и тебе почёт и уважение, и фамилия твоя зазвучит. Я вот, к примеру, своей очень даже горжусь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10 . Напишите эссе «Нормы русского литературного языка: их роль в языковом строительстве и жизни общества». Опирайтесь на материалы лекции, предыдущих упражнений и следующую схему.
Берег - беречь, гранит - гранить, душа - душить, лететь - лечить, пила - пить.
9. Какие изменения произошли в семантике, структуре и грамматических категориях следующих слов, заимствованных русским языком из латинского и греческого, а также из английского, французского и немецкого языков?
Ультиматум - лат. ultimatum, сущ. ср. р., ед. ч. (от ultimus - «крайний, самый последний»);
уникум - лат/ unicum, сущ. ср. р., ед. ч. - «единственный»;
симбиоз - гр. symbiosis, сущ. жен. р., ед. ч. - « сожительство »;
форум - лат. forum, сущ. ср. р., ед. ч. - «площадь в Древнем Риме, где происходили ярмарки и народные собрания»;
система - гр, systema, сущ. ср. р., ед. ч.- «основа порядка»;
орган - гр. organon, сущ. ср. р., ед. ч.- «орудие, средство, инструмент»;
бюро - фр. bureau, сущ. муж. р., ед. ч.- «особый стол для письменных занятий и хранения бумаг; конторка; кабинет крупного служащего; президиум».
10. Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов. Чем определяется их выбор? Составьте с ними предложения
Молоко, ... день, ... назначение (целевой, цельный, целый); ... завеса, ... воздух, ... цвет (дымный, дымовой, дымчатый); ... привет, ... улыбка, ... работа (дружеский, дружный); ... браслет, ... бой, ... дерево (гранатный, гранатовый); ... принадлежности, ... бумага, ... работа (писчая, письменная); ... собрание, ... бои, ... произведение (классовый, классический, классный); ... гордость, ... отношение (фамильный, фамильярный); ...район, ... мальчонка (соседский, соседний); ... вид, ... метод (эффективный, эффектный).
11. Подберите антонимы к приведенным словам. Составьте с каждым из них предложения.
Счастье, подъем, безделье, здоровый, стареет, любовь, дружба, доброта, уныние, ложь, черствость, нежность, хороший, тупой, грубый, полезный, умный, сладкий, свет, ясный, светлый, темнеет, расцветает, весна, мрак, брать, заснуть, надеть, побеждать.
12. Укажите изобразительную функцию антонимов. К антонимам подберите синонимы (там, где это возможно).
1. Я телом в прахе истлеваю, умом - громам повелеваю. Я царь - я раб, я червь - я бог (Г. Державин). 2. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А.С. Пушкин). 3. Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт; ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ и бледен (А.С. Пушкин). 4. И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (М.Ю. Лермонтов). 5. В толпе друг друга мы узнали, сошлись- и разойдёмся вновь, была без радости любовь, разлука будет без печали (М.Ю. Лермонтов). 6. Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н. Некрасов).
13. Укажите в ряду синонимов иноязычные слова:
Просьба, прошение, челобитная, петиция, ходатайство; поединок, дуэль, единоборство; строй, режим, порядок, система, уклад.
14. Объясните цель следующих исправлений, внесенных Горьким в первоначальный текст рассказа «Челкаш» (в скобках стоят слова первоначального текста).
Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь (лавируя) среди судов. Вдруг она вырвалась из их толпы (лабиринта)... Музыка (симфония) трудового дня.
Что-то роковое (фатальное) было в этом медленном движении бездушных масс.
15. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их значения в контексте. При выполнении задания пользуйтесь толковыми словарями.
1. Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами. 2. Этим первым мощным порывом сазан часто вытягивает лесу в одну прямую линию с удилищем и легко рвет ее. 3. Стихи популярного поэта, написанные им в результате путешествия по стране, скоро будут опубликованы в журнале. 4. Лицо господина принимает сонное состояние. 5. И чем быстрее ткачиха свяжет порвавшуюся нить, тем меньше станок будет бездельничать. 6. У учащихся выросла уверенность в своих силах. 7. Я расскажу об одном моменте, который произошел во время войны. 8. Его родные были убиты бомбёжкой. 9. Фамусов живет по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой». 10. У Печорина существует эгоизм. 11. Она должна была дружно взяться за работу.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Методические указания
Контрольная работа выполняется самостоятельно студентами первого курса заочной формы обучения всех специальностей и является допуском к сдаче зачета.
В контрольную работу включены разнообразные задания по всем темам курса «Русский язык и культура речи».
Некоторые задания предусматривают работу со словарем. Список словарей и справочников, к которым необходимо обращаться, приводится в конце документа.
Вариант 1.
Дополните синонимические ряды прилагательных, определив основной цвет каждого ряда.
Травяной, изумрудный, малахитовый.
Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный.
Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющие выразить ваше отношение к предмету или адресату речи.
Нести околесицу; мелко плавать; в подметки не годится; мышиная возня; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; ни в медный грош не ставить; не ахти как; последняя спица в колеснице; ни шатко ни валко; шишка на ровном месте; птица высокого полета; повесить нос; вкривь и вкось; быть вне себя; поставить во главу угла.
Исправьте речевые ошибки в следующих предложениях.
1) Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами. 2) Этим первым мощным порывом сазан часто вытягивает лесу в одну прямую линию с удилищем и легко рвет ее. 3) Лицо господина принимает сонное состояние. 4) У учащихся выросла уверенность в своих силах. 5) У Печорина существует эгоизм. 6) Лица престарелого возраста должны тщательно следить за своим здоровьем. 7) Неустанная любовь художника к динамике в искусстве хорошо известна.
4. Проверьте по орфоэпическому словарю постановку ударения в следующих словах, поставьте ударение:
Валовой сбор, оптовые цены, тигровая шкура, августовский совет, пломбированный зуб, кухонная утварь, избалованный ребенок, языковые средства, госпитальный режим, языковая колбаса, гербовая печать, экспертная комиссия, новорожденный ребенок, договорные цены, агент, алфавит, алкоголь, аналог, арест, безудержный, блага, боязнь, бестселлер, бармен, баллотироваться, вероисповедание, вечеря, вандалы, газопровод, глашатай, гражданство, добыча, договор, документ, дремота, досуг, донельзя, дочиста, еретик, жалюзи, завидно, завсегдатай, задолго, заговор, заиндеветь, закупорить, заржаветь, зубчатый, значимость, иначе, индустрия, иконопись, изобретение, инструмент, искра, избаловать, каталог, квартал, комбайнер, красивее, корысть, кладовая, каучук.
5. Приведенные ниже глаголы поставьте в форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени, сохраняя вид глагола; поставьте ударение в словах:
вручить, включить, звонить, кружить, прислониться, жалить, клонить.
6. Поставьте в форму прошедшего времени женского рода единственного и множественного числа следующие глаголы, поставьте ударение в словах:
брести, вить, вести, брить, внять, гнать, грызть, долить, жать, замереть, замять, класть, красть, крыть.
Вставьте недостающие буквы.
1) Актер надел небольш… пенсне в золотой оправе. 2) Газеты сообщают о падении цен на колумбийск… кофе. 3) Поздн… барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 4) В качестве вспомогательного языка был… создан… эсперанто. 5) На плечи красавицы накинут… пушист… боа. 6) Дв… колибри привлекли внимание орнитолога. 7) «Юманите» обратил…с… с призывом к французскому народу. 8) Сочи расположен… на берегу Черного моря. 9) «Нью-Йорк таймс» поддерживал… нового президента.
Поставьте заключенные в скобках слова в нужной форме.
1) На днях состоялась премьера новой пьесы (Жан Поль Сартр). 2) В произведениях французской писательницы (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы. 3) Профессору (П.Я. Черных) принадлежит ряд работ по истории русского языка.
Тема: Лексические нормы современного русского языкаУпражнение 1. Отредактируйте текст.
После доклада начались прения. Первым начал говорить слесарь Шутов. Он говорил о графике ремонта. Механик Овсов и диспетчер Тулин говорили о неполном использовании производственных мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключение начальник цеха говорил об итогах прений. В принятом постановлении говорилось о мероприятиях по улучшению дисциплины и повышению производительности труда.
Упражнение 2.
Определите тип ошибок. Исправьте предложения.
На концерте играл ударник из нашей бригады Саша Петров.
Ребята прослушали песню. ____________________________________________________________________
Поэт отобразил героя правдиво и эмоционально.
В связи с изложенным нам предоставляется возможным дать следующее решение.
Писатель завоевал мировую признательность. ____________________________________________________________________
Онегин вёл праздничный образ жизни. ____________________________________________________________________
Мы перешли работать в отсталую бригаду. ____________________________________________________________________
Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами.
Лицо господина принимает сонное состояние. ____________________________________________________________________
У учащихся выросла уверенность в своих силах. ____________________________________________________________________
Я расскажу об одном моменте, который произошёл во время войны.
Его родные были убиты бомбёжкой. ____________________________________________________________________
Нам мало на подготовку полчаса времени. ____________________________________________________________________
В отделении совершенно нет никаких материалов.
Между нами установилось дружное взаимное понимание.
Его идеи были передовыми и прогрессивными.
Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.
Заводская молодёжь будет получать здесь своё образование.
Во многих районах вода оказалась в минимуме. ____________________________________________________________________
Количество читателей нашей библиотеки непрерывно прогрессирует.
Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой.
Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании.
В моей жизни это было самое памятливое событие. ____________________________________________________________________
Изобретательный бухгалтер знал, как уклониться от уплаты налогов.
Игральная кампания в футболе началась жаркими поединками команд.
Упражнение 3. Подчеркните среди приведённых ниже словосочетаний ошибочные, запишите исправленные варианты.
Демонстративный материал, оборонительный рубеж, отрывной календарь, сыскать уважение, оплатить за проезд, выразить признание, снискать ключ, одеть шляпу, ностальгия по родине, свободная вакансия, ноябрь месяц, весёлый инцидент.
_________________________________________________________________________________
Упражнение 4.
Определите разницу в лексическом значении данных слов. Составьте словосочетания.
Самолюбие – себялюбие
__________________________________________________________________________
передний – передовой
__________________________________________________________________________
чужой – чуждый
__________________________________________________________________________
эффектный – эффективный
__________________________________________________________________________
угодный – угодливый
__________________________________________________________________________
здравица – здравница
__________________________________________________________________________
наследие – наследство
__________________________________________________________________________
факт – фактор
__________________________________________________________________________
Упражнение 5. Согласуйте существительные с прилагательными по смыслу (соедините слова стрелочками).
Доверительный – доверчивый
(человек, интонация, просьба, разговор),
лирический – лиричный
(стихотворение, тенор, настроение),
командированный – командировочный
(человек, удостоверение),
нестерпимый – нетерпимый
(поступок, боль, холод).
Домашняя работа № 2
Упражнение 1.
Подберите синоним и антоним к прилагательным
свободный, свежий
в следующих словосочетаниях:
свободный народ - _______________,
свободное дыхание - _____________,
свободное платье - _______________,
свободная квартира - _____________,
свободное время - ________________,
свежий хлеб - _________________,
свежий огурец - _______________,
свежий вид - __________________,
свежий взгляд - ________________,
свежий снег - _________________.
Упражнение 2. Подчеркните ошибки, допущенные в результате смешения слов-паронимов. Рядом запишите исправленные слова.
1. Меня привлекли ранние романтичные произведения А. С. Пушкина. _____________________________________________________________________
2. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. _____________________________________________________________________
3. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами. _____________________________________________________________________
4. В результате халатности в Приморье создалось нестерпимое положение с подачей тепла в жилые районы. _____________________________________________________________________
5. Народ терпел двойственный гнет. _____________________________________________________________________
Упражнение 3. Подчеркните заимствованные слова и замените, где возможно, иностранные слова русскими синонимами. Что лучше - как было или как стало? В каких случаях вы встретились с уже знакомой вам речевой ошибкой, которая называется «стремление к псевдовысокому стилю»?
1. Я не гарантирую, что ты застанешь меня дома (из телефонного разговора ).
__________________________________________________________________________
2. В лесных массивах сосна доминирует над елью (из устного рассказа ).
__________________________________________________________________________
3. На горизонте четко вырисовываются контуры далеких гор (из литературного произведения ). _____________________________________________________________
4. Свое предложение он подтвердил вескими аргументами (из разговора сотрудников ).
__________________________________________________________________________
5. Спортсмены праздновали свой триумф (радиопередача
6. Данную пьесу можно интерпретировать по-разному. __________________________________________________________________________
7. Героиня конфиденциально призналась любимому, что ей больше импонирует быть не узнанной на этом рауте (из школьного сочинения ). __________________________________________________________________________
Упражнение 4. Запишите 10-15 примеров исконно русских и заимствованных терминов из области вашей профессии. При затруднении обращайтесь к толковым словарям и терминологическим словарям.
Упражнение 5. Найдите речевые ошибки и отредактируйте предложения. Укажите тип ошибки.
Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.
Артист завоевал признательность зрителей.
Это свойство свойственно всем писателям.
О моей автобиографии я уже рассказывал.
Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый.
Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.
В этом движении важную скрипку играют христианские демократы.
Получить фиаско может каждый спортсмен.
Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр.
Поэт стоял у источников новой поэзии.
12. Речи Трофимова, как и другим персонажам, свойствен лиризм.
_______________________________________________________________________
Оценка
_____________________
Практическое занятие № 3
Тема:
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения
Упражнение 1.
Соотнесите со значением.
Компания ()
Эстакада ()
Эстокада ()
1 – объединение, группа людей;
2 – совокупность мероприятий;
3 – удар рапирой, шпагой;
4 – сооружение в виде моста.
Гиена ()
эскалатор ()
экскаватор ()
1 – конвейер в виде лестницы;
2 – ад, преисподняя;
3 – хищное животное;
4 – землеройная машина.
Комплимент ()
Эмпирия ()
Империя ()
1 – человеческий опыт,
2 – похвала;
3 – монархическое государство;
4 – фермент.
Мессия
1 – ответственное задание;
2 – спаситель, избиратель,
3 – сорт крепкого вина;
4 – места в зрительном зале.
Упражнение 2. Запишите слово, которому соответствует словосочетание.
Количественное подражание - п…
Составление и истолкование гербов - г…
Диск на кухонной плите - к …
Фирменный товарный знак - л…
Наиболее существенное, важное - к…
Краткое изложение содержания книги - а…
Карликовое дерево в горшке - б…
Литературное воровство - п…
Внутреннее расположение к кому-либо - с…
Сожжение по приговору инквизиции - а…
Кровоизлияние в какой-либо орган - а…
Благовоспитанный человек - к…
Вдыхание с лечебной целью - и…
Полусон, называемый внушением - г…
Торговец старинными книгами - б…
Совокупность языковых особенностей человека - и…
Изъятие имущества в пользу государства - к…
Предписание врача о составе лекарств - р…
Мелкие параллельные складки - п…
Упражнение 3. Определите слово по значению, подчеркните его.
Образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы (интеллект, менталитет, темперамент, идиолект).
Отшельник; тот, кто живёт в уединении, избегает других людей (анархист, анахронизм, анахорет, аноним).
Сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества в виде вязи (инициалы, вензель, экслибрис, логотип).
Вызывающий отрицательное отношение к себе, крайне неприятный (легитимный, портативный, одиозный, претенциозный).
Орган управления административно-территориальными единицами (магистратура, аспирантура, префектура, номенклатура).
Равенство, равноправие сторон (паритет, раритет, иммунитет, суверенитет).
Составная часть какого-либо сложного соединения или смеси (элемент, компонент, ассортимент, ингредиент).
Известность в обществе, популярность, слава (бомонд, паблисити, конъюнктура, ажиотаж).
Возвращение на родину военнопленных, беженцев(репатриация, реституция, контрибуция, иммиграция).
Упражнение 4. Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго (соедините стрелками).
Ипохондрик калека изумруд монограмма
Лицедей юдофоб аромат талисман
Антисемит меланхолик бриллиант сапфир
Антропофаг фармазон амулет канапе
Инвалид метеоролог яхонт смарагд
Масон пилигрим мираж диамант
Синоптик каннибал этикетка фимиам
Парикмахер колосс диван марево
Исполин куафёр кошелёк ярлык
Паломник комедиант вензель портмоне
Упражнение 5.
Что означают данные слова? Обведите правильный номер.
Досуг 1) любимое занятие
2) свободное от работы время
3) безделье
4) развлечения
Апологет 1) защитник какой-либо идеи
2) местный житель
3) непримиримый враг противник
Эскалация 1) постепенное неуклонное наращивание, увеличение,
расширение чего-либо
2) стремление к этническому или племенному обособлению
в политике и экономике
3) противоборство, противостояние
Раритет 1) вспомогательная деталь чего-либо
2) предмет, который якобы защищает от несчастья; его
носят суеверные люди
3) редкость, ценная редкая вещь
Референдум 1) руководство, совет, как действовать в том или ином
вопросу государственной жизни
3) консультация по определенным вопросам
Рейтинг 1) публичное оглашение мнений, сведений о чем-либо;
2) общее согласие по спорным вопросам, достигаемое в
результате опроса мнений, обсуждения;
3) индивидуальный числовой показатель оценки какого-
либо человека, определяющий его общественно-
политический портрет, спортивное мастерство и т. п.
Упражнение 6.
Подчеркните слова,
лексическое значение которых указано неверно? Дайте их верное толкование (устно).
Маркетинг - система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос.
Менталитет - словарный запас нации.
Аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами.
Адаптация - состояние полного безразличия, равнодушия.
Паритет - равенство, одинаковое положение, равноправие сторон.
Инцидент - случай, происшествие (обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение.
Альтернатива - необходимость выбора из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей, а также каждая из этих возможностей.
Дайджест - первое публичное представление, официальное знакомство с какой-либо новинкой (товаром, книгой, журналом и т.п.).
Эйфория - чувство приподнятого, повышенно-радостного настроения или благодушия, не оправданное объективными условиями.
Конфронтация - сплочение сил, объединение и укрепление усилий для достижения каких-либо целей.
Упражнение 7. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления заимствованных слов; замените иноязычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотребительными словами, исправьте предложения.
1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. __________________________________________________________________________
2. Принятое решение следует квалифицировать, по крайней мере, как несвоевременное. __________________________________________________________
В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. ___________________________________________________________________
5. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. __________________________________________________________________________
6. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год.
__________________________________________________________________________
Упражнение 8.
Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли оно уместно и почему?
Д л я с п р а в о к: 1) Неуместно, возможно: преувеличивать роль; 2) нужно: инновации; 3) неуместно, лучше: область; 4) неуместно, лучше: образ; 5) неуместно, лучше: среды/обстановки; 6) неуместно, лучше: по-новому соединились; 7) неуместно, лучше: которые возложены на них; 8) неуместно, лучше: тоска.
1. Не будем экстраполировать вопрос инфляции. ()
2. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.()
3. Сравнение разных регионов с этой стороны может привести бизнес к решению не вступать в данный ареал. ()
4. Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков. ()
5. Переселять стариков в Митино, в Бутово?... Ну зачем же переселять человека из этой микрофлоры , в которой он жил? ()
6. В новом альянсе соединились и средства и возможности. ()
7. Отраслевые органы управления становятся ориентированными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном. ()
8. Все сильнее
ностальгия
по прекрасному. ()
Упражнение 9.
Произведите редактирование и укажите тип ошибки.
Один поступок Чацкого привёл меня в неясность.
Ученики пристально слушали выступление артиста.
Перед началом учёбы я обратно прочёл рассказы А. П. Чехова.
Учёный стоял у источников ракетостроения.
Искусство влияет на рост культурности человека.
Она пришла в цветистом платье.
Все дети страшно обрадовались.
Этот актёр уже давно заслужил славу зрителей.
Подавляющее количество зданий было выполнено.
После тяжёлого приступа больной начал отходить.
Питательная маска подпитывает кожу.
В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.
Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные стороны.
У неё были очень огромные глаза.
Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы.
Дважды в день производят осмотр больных.
Домашняя работа № 3
Упражнение 1. Объясните значение иноязычных слов.
Регресс -__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тривиальный - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фатальный - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Альтруизм - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конверсия - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утилитарный - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Апелляция - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бомонд - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стагнация - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Электорат - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Импичмент -__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лизинг - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Декатлон - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Могул - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Андеграунд - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хоспис - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Превалировать - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инспирировать - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экслибрис - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 2.
Подберите синонимы к словам.
Аномалия - _____________________,
спонтанный - ___________________,
тенденциозность - _______________,
беспрецедентный - ______________,
толерантный - __________________,
эксклюзивный -__________________,
девальвация - ___________________,
лигитимный - ___________________,
презентация - ___________________,
реанимация - ___________________,
деградация - ___________________,
дилетант - ______________________,
раритет - ______________________,
цитадель - ______________________,
электорат - ____________________,
киллер - ______________________,
Упражнение 3. Отредактируйте предложения и укажите тип ошибки.
На уроках ребята хорошо ведут.
Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
Один за одним друзья вышли из школы.
Отец не решился появиться на горизонте жизни дочери.
Вышеупомянутые ученики не пришли в школу.
Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить.
К такой мебели подходит только такой натюрморт одежды.
Женившись на крепостной крестьянке, граф низко пал в свете.
Оценка _________________
Практическое занятие № 4