Принадлежность картины звездная ночь к художественной эпохе. Описание картины Ван Гога «Звездная ночь

«Звездная ночь» Винсента Ван Гога является одним из самых известных произведений изобразительного искусства. Но в чем же смысл этого шедевра живописи?
Большинство людей могут сказать вам, что Винсент Ван Гог был известным импрессионистом, который нарисовал «Звездную ночь». Многие слышали о том, что Ван Гог был «сумасшедшим» и страдал психическими заболеваниями на протяжении всей своей жизни. История о том, что Ван Гог отрезал себе ухо после драки со своим другом, французским художником Полем Гогеном, является одной из самых популярных в истории искусства. После которой его поместили в психиатрическую больницу города Сен-Реми, где и была написана картина «Звездная ночь». Повлияло ли состояние здоровья Ван Гога на смысл и образность картины?

Религиозная интерпретация

В 1888 году Ван Гог написал личное письмо своему брату Тео: «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды». Как известно, Ван Гог был религиозным, даже служил в качестве священника в молодости. Многие ученые считают, что в картине содержится религиозный смысл. Почему в картине «Звездная ночь» ровно 11 звезд?

«Вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются» [Бытие 37:9]

Возможно, рисуя ровно 11 звезд, Винсент Ван Гог ссылается на Бытие 37:9, где рассказывается о мечтательном Иосифе, изгнанном своими 11 братьями. Не трудно понять, почему Ван Гог мог сравнивать себя с Иосифом. Иосиф был продан рабство и лишен свободы, как и Ван Гог, сделавший Арль своим убежищем в последние годы жизни. Независимо от того, что бы Иосиф ни делал, он не мог заслужить уважение 11 старших братьев. Точно так же, Ван Гогу, как художнику, не удалось получить расположения общества, критиков своего времени.

Ван Гог – кипарис?

Кипарис, как и нарциссы, встречается во многих картинах Ван Гога. Было бы не удивительно, если Ван Гог в тот депрессивный период, когда писалась «Звездная ночь», ассоциировал себя пугающим, почти сверхъестественным кипарисом на переднем плане картины. Этот кипарис неоднозначен, он противопоставляется таким ярким звездам на небе. Возможно это и есть сам Ван Гог – странный и отталкивающий, он тянется к звездам, к признанию общества.

Звёздная ночь (Турбулентность SPF Darina), 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк

"Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?" - писал Ван Гог. "И как поезд нас везет в Тараскон или Руан, так смерть нас доставит на одну из звезд". Свою мечту художник поведал полотну, и теперь уже зритель удивляется и мечтает, глядя на звезды, написанные Ван Гогом.

Звездное небо Винсента Ван Гога

Сколько существует человек, столько его притягивает звездное небо.
Луций Анней Сенека, римский мудрец, говорил, что, "если бы на земле было только одно место, откуда можно наблюдать звезды, к нему непрерывно со всех концов стекались бы люди."
Художники запечатлели звездное небо на своих полотнах, а поэты посвятили ему множество стихов.

Картины Винсента Ван Гога настолько ярки и необычны, что удивляют и запоминаются навсегда. А «звездные» картины Ван Гога просто завораживают. Ему удавалось непревзойденно изобразить ночное небо и необыкновенное сияние звёзд .

Ночная терраса кафе
«Ночная терраса кафе» была написана художником в Арле в сентябре 1888 года . Винсенту ван Гогу претила обыденность, и в этой картине он её мастерски преодолевает.

Как он потом написал своему брату:
«Ночь гораздо живее и богаче красками, чем день».

Т ружусь над новой картиной, изображающий внешнюю часть одного ночного кафе: крошечные фигуры выпивающих на террасе людей, огромный жёлтый фонарь освещает террасу, дом и тротуар, и даже придает некоторую яркость мостовой, которая окрашивается в розоватово-фиолетовые тона. Треугольные фронтоны зданий на убегающей вдаль улице под синим небом, усыпанным звездами, кажутся тёмно-синими или фиолетовыми…»

Ван Гог Звезды над Роной
Звездная ночь над Роной
Удивительная картина Ван Гога! Изображено ночное небо над городом Арль во Франции.
Что может быть лучше для отражения вечности, чем ночь и звездное небо?


Художнику нужна натура, настоящие звезды и небо. И тогда он прикрепляет к своей соломенной шляпе свечу, собирает кисти, краски и выходит на берега Роны писать ночные пейзажи...
Перспектива ночного Арля. Над ним — семь звезд Большой Медведицы, семь маленьких солнышек, оттеняющих своим сиянием глубину небесного свода. Звезды такие далекие, но такие доступные; они часть Вечности, поскольку были здесь всегда, в отличие от городских фонарей, льющих свой искусственный свет в темные воды Роны. Течение реки медленно, но верно растворяет в себе земные огни и уносит их прочь. Две лодки у причала приглашают отправиться следом, но люди не замечают земных знаков, их лица обращены вверх, к звездному небу.

Картины Ван Гога вдохновляют поэтов:

Из белой щепотки подкрыльного пуха
Залётного ангела кисти изладив,
Он после заплатит отрезанным ухом
И чёрным безумием после заплатит,
А нынче он выйдет, нагружен мольбертом,
На берег чернеющей медленной Роны,
Почти посторонний промозглому ветру
И миру людскому почти посторонний.
Он тронет особой, нездешнею кистью
Цветастое масло на плоской палитре
И, не признавая заученных истин,
Свой мир нарисует, огнями залитый.
Небесный дуршлаг, отягчённый сияньем,
Прольёт второпях золотые дорожки
В холодную Рону, текущую в яме
Своих берегов и запретов сторожких.
Мазок на холсте - так остаться и мне бы,
Но он не напишет подкрыльной щепоткой
Меня - только ночь и промокшее небо,
И звёзды, и Рону, и пристань, и лодки,
И светлых дорожек в воде отраженье,
Ночных городских фонарей сопричастность
К возникшему в небе головокруженью,
Которое будет приравнено к счастью...
...Но Он и Она - первый план, вкупе с ложью,
Вернутся в тепло и за рюмкой абсента
Незло усмехнутся, познав невозможность
Безумных и звёздных прозрений Винсента.
Солянова-Левенталь
………..
Звёздная ночь
Винсент Ван Гог сделал своим правилом и высшим мерилом «правду», изображение жизни такой, какой она является на самом деле.
Но собственное видение у Ван-Гога настолько необычно, что окружающий мир перестает быть обыденным, волнует и потрясает.
Ночное небо у Ван Гога не просто усеяно искрами звезд, оно закручено вихрями, движением звезд и галактик, полно таинственной жизни, экспрессии.
Никогда, глядя в ночное небо невооруженным глазом, не увидишь то движение (галактик ли? звездного ветра?), которое усмотрел художник.


Ван Гог хотел изобразить звёздную ночь как пример силы воображения, которое может создать более удивительную природу, чем та, которую мы можем воспринять при взгляде на реальный мир. Винсент писал к брату Тео: "Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды".
Эта картина целиком возникло в его воображении. Две гигантские туманности сплетены между собой; одиннадцать гипертрофированного размера звезд, окруженных ореолом света, прорывают ночное небо; справа ирреальная луна оранжевого цвета, словно совмещенная с солнцем.
В картине устремленности человека к непостижимому - звездам - противостоят космические силы. Порывистость и экспрессивная мощь изображения усиливаются благодаря изобилию динамических мазков.
Вращалось, скрипело арбы колесо.
И дружно вертелись ему в унисон
Галактики, звезды, Земля и Луна.
И бабочка возле немого окна,

Создавая эту картину, художник пытается дать выход переполняющему его борению чувств.
“Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка”. Винсент Ван Гог.
«Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?» - писал Ван Гог.
Свою мечту художник поведал полотну, и теперь уже зритель удивляется и мечтает, глядя на звезды, написанные Ван Гогом. Оригинал «Звездной ночи» Ван Гога украшает зал Музея современного искусства в Нью-Йорке.
…………..
Тот кто захочет по-современному интерпретировать эту картину Ван Гога, может найти там комету, спиральную галактику, остаток сверхновой- Крабовидную туманность…

Стихотворения навеянные картиной Ван Гога "Звёздная ночь"

Давай, Ван Гог,

Накручивай созвездья.

Дай этим краскам кистью

Прикурить.

Гни спину, раб,

Кладя поклоны бездне

сладчайших из терзаний,

до зари…
Яков Рабинер
……………

Как угадал ты, мой Ван Гог,
Как разгадал ты эти краски?
Мазков магические пляски -
Как будто вечности поток.

Тебе планеты, мой Ван Гог,
Вертясь как блюдца для гаданий,
Раскрыли тайны мирозданий,
Дав одержимости глоток.

Свой мир ты создавал как бог.
Твой мир - подсолнух, небо, краски,
Боль раны под глухой повязкой...
Мой фантастический Ван Гог.
Лора Трин
………………

Дорога с кипарисами и звездой
«Ночное небо с тонким полумесяцем, еле выглядывающим из густой, отбрасываемой землей тени, и преувеличенно яркая, нежно-розово-зеленая звезда в ультрамариновом небе, где плывут облака. Внизу - дорога, окаймленная высокими желтыми камышами, позади которых виднеются низкие голубые Малые Альпы, старый постоялый двор с оранжевыми освещенными окнами и очень высокий, прямой, мрачный кипарис. На дороге двое запоздалых прохожих и желтая повозка, в которую впряжена белая лошадь. Картина, в целом, очень романтична, и в ней чувствуется Прованс”. Винсент Ван Гог.

Каждая живописная зона выполнена при помощи особого характера мазков: густые - на небе, извилистые, наложенные параллельно друг другу - на земле и извивающиеся наподобие языков пламени - в изображении кипарисов. Все элементы картины сливаются в единое пространство, пульсирующее напряжением форм.


Уходящая в небо дорога,
И щемящею нитью по ней
Одиночество всех его дней.
Фиолетовой ночи молчанье
Как ста тысяч оркестров звучанье,
Как молитвенное откровенье,
Словно вечности дуновенье...
На картине Винсента Ван Гога
Только звездная ночь и дорога...
…………………….
Ведь сотни солнц ночных и лун дневных
Дорог наобещали непрямых…
…Висит сама (и ей не нужен скотч)
Из крупных звёзд вангоговская ночь

Винсент Ван Гог - личность довольно загадочная, его творческий путь прошел через зависимость от алкоголя и пребывание в лечебнице для душевнобольных.

История создания

Картина «Звездная ночь» была создана автором в 1889 г. в лечебнице Сен-Реми-де-Прованс. Эта картина признана шедевром. Находится она в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Находясь в клинике, художник написал около 150 работ. О разрешении рисовать в больнице позаботился брат Ван Гога Тео. Чтобы отвлечь себя от приступов, которые мучили автора, он мог писать несколько картин за день. Данная работа создана Ван Гогом по памяти, а не из натуры. Это выделяет ее среди остальных картин.

Композиция картины

На картине «Звездная ночь» особое место занимают полумесяц и звезды. Они сразу же приковывают внимание зрителя из-за особой техники исполнения. Свет, исходящий от луны и звезд, создает вид спирали, что лишь подчеркивает непревзойденную красоту небесных светил в картине. В своем творении художник пытается объединить недостижимое величие (звезды, месяц) и земную жизнь (кипарис, поселок). Кипарисы будто хотят прикоснуться к небу, присоединиться к нежному танцу светил. Благодаря особенности мазков кажется, что небесные светила двигаются в небе.

С правой стороны художник изобразил поселок. Синий цвет крыш отражает лунный свет еще больше. Картина переполнена загадочностью и великолепием, хоть в ней и фигурируют темные краски. Но на фоне синевы желтый свет звезд и луны выглядит потрясающе.

Техника, исполнение, приемы

Техника исполнения ночного неба, передача всех необходимых оттенков при этом, была еще не освоена в данный период. Винсент Ван Гог практически был первооткрывателем в данной сфере художества. Голландский художник использует сочетание темно-голубого цвета, разных оттенков желтого, добавляет при этом темно зеленые, небесные, коричневые оттенки. Цветовая гамма впечатляет своей необычайностью. Все цвета объединяют и дополняют друг друга, при этом подчеркивают тонкость и глубину картины.

На холсте изображено 11 звезд и месяц, идущий на убывание. Так художник хотел провести параллель с Иисусом Христом и 12 апостолами.

Автор «Звездной ночи» попал в больницу с диагнозом эпилепсия височных долей. До этого он вел аморальный образ жизни, злоупотреблял абсентом, тяжело работал. Эти факторы привели к психическим расстройствам. В 1888 г., находясь в алкогольном опьянении и поссорившись с другом Полем Гогеном, художник отрезал себе мочку уха. Соседи художника пожаловались на него в мэрию из-за постоянного шума. Таким образом, он оказался в клинике.

Мария Ревякина, искусствовед:

Картина делится на две горизонтальные плоскости: неба (верхняя часть) и земли (городской пейзаж внизу), которые пронизывает вертикаль кипарисов. Взмывающие в небо, подобно языкам пламени, кипарисы своими очертаниями напоминают собор, выполненный в стиле «пламенеющей готики».

Во многих странах кипарисы считаются культовыми деревьями, символизируют жизнь души после смерти, вечность, бренность бытия и помогают усопшим найти кратчайший путь на небо. Здесь эти деревья выступают на первый план, именно они – главные герои картины. Такое построение отражает основной смысл произведения: страждущая человеческая душа (возможно, душа самого художника) принадлежит как небу, так и земле.

Интересно, что жизнь на небе выглядит более привлекательной, чем жизнь на земле. Это ощущение создается благодаря яркому колориту и уникальной для Ван Гога технике письма: посредством длинных, густых мазков и ритмичного чередования цветовых пятен он создает ощущение динамики, вращения, спонтанности, чем подчеркивает непостижимость и всеобъемлющую силу Космоса.

Небу отдана большая часть холста, чтобы показать его превосходство и власть над миром людей

Небесные светила изображены сильно увеличенными, а спиралевидные вихри в небе стилизованы под образы галактики и Млечного Пути.

Эффект мерцания небесных светил создается за счет сочетания холодного белого цвета и различных оттенков желтого. Желтый цвет в христианской традиции ассоциировался с божественным светом, с просветлением, в то время как белый был символом перехода в иной мир.

Картина также изобилует небесными оттенками, от бледно-голубого до темно-синего. Синий цвет в христианстве связан с Богом, символизирует вечность, кротость и смирение перед Его волей. Небу отдана большая часть холста, чтобы показать его превосходство и власть над миром людей. Все это контрастирует с приглушенными тонами городского пейзажа, который выглядит скучным в своем покое и безмятежности.

«НЕ ПОЗВОЛИТЬ БЕЗУМИЮ СЕБЯ ПОГЛОТИТЬ»

Андрей Россохин, психоаналитик:

При первом взгляде на картину я замечаю космическую гармонию, величественный парад звезд. Но чем больше я всматриваюсь в эту бездну, тем отчетливее испытываю состояние ужаса и тревоги. Вихрь в центре картины как воронка утаскивает, затягивает меня вглубь космоса.

Ван Гог писал «Звездную ночь» в больнице для душевнобольных, в моменты прояснения сознания. Творчество помогало ему приходить в себя, было для него спасением. Вот это очарование безумием и страх перед ним я вижу на картине: в любой момент оно может поглотить художника, завлечь в себя, как воронка. Или это водоворот? Если смотреть только на верхнюю часть картины, трудно понять, смотрим ли мы на небо или на волнующееся море, в котором это небо со звездами отражается.

Ассоциация с водоворотом не случайна: это одновременно и глубины космоса, и морские глубины, в которых художник тонет – теряет свою идентичность. Что, по сути, и означает безумие. Небо и вода превращаются в единое целое. Линия горизонта исчезает, сливается внутреннее и внешнее. И этот момент ожидания потери себя очень сильно передан Ван Гогом.

Центр картины занимает даже не один вихрь, а два: один больше, другой меньше. Лобовое столкновение неравных соперников, старшего и младшего. А может быть, братьев? За этим поединком можно увидеть дружеские, но конкурентные отношения с Полем Гогеном, которые закончились смертоносным столкновением (Ван Гог в какой-то момент бросился на него с бритвой, но в результате не убил его, а позже поранил себя, отрезав себе мочку уха).

А косвенно – отношения Винсента с братом Тео, слишком тесные на бумаге (они вели интенсивную переписку), в которых, очевидно, было что-то запретное. Ключом к этим отношениям могут служить 11 звезд, изображенных на картине. Они отсылают к истории из Ветхого завета, в которой Иосиф говорит брату: «Я видел сон, в котором меня встречали солнце, луна, 11 звезд, и все мне поклонялись».

На картине есть все, кроме солнца. Кто был для Ван Гога солнцем? Брат, отец? Мы не знаем, но, возможно, Ван Гог, который сильно зависел от младшего брата, хотел от него обратного – подчинения и поклонения.

Фактически мы видим в картине три «Я» Ван Гога. Первое – всемогущее «Я», которое желает раствориться во Вселенной, быть, подобно Иосифу, объектом всеобщего поклонения. Второе «Я» – маленького обычного человека, избавленного от страстей и безумия. Он не видит буйства, которое творится на небе, а мирно спит в маленькой деревне, под защитой церкви.

Кипарис, возможно, – бессознательный символ того, к чему хотел бы стремиться Ван Гог

Но, увы, мир простых смертных ему недоступен. Когда Ван Гог отрезал мочку уха, горожане написали заявление мэру Арля с просьбой изолировать художника от остальных жителей. И Ван Гога отправили в больницу для душевнобольных. Вероятно, художник воспринимал это изгнание как наказание за вину, которую чувствовал, – за безумие, за свои разрушительные намерения, запретные чувства к брату и к Гогену.

И потому его третье, основное «Я» – это изгой-кипарис, который отдален от деревни, вынесен за пределы человеческого мира. Ветви кипариса, как языки пламени, устремлены вверх. Он – единственный свидетель зрелища, которое разворачивается в небе.

Это образ художника, который не спит, который открыт бездне страстей и творческой фантазии. Он не защищен от них церковью и домом. Но он укоренен в реальности, в земле, благодаря мощным корням.

Вот этот кипарис, возможно, – бессознательный символ того, к чему хотел бы стремиться Ван Гог. Ощущать связь с космосом, с бездной, которая питает его творчество, но при этом не терять связи и с землей, со своей идентичностью.

В реальности таких корней у Ван Гога не было. Зачарованный своим безумием, он теряет опору под ногами и оказывается поглощен этим водоворотом.

Звездная ночь - Винсент Ван Гог. 1889. Холст, масло. 73,7х92,1



Нет на свете художника, которого не притягивало бы звездное небо. Автор не раз обращался к этому романтичному и загадочному объекту.

Мастеру было тесно в рамках реального мира. Он посчитал, что именно его фантазия, игра воображения необходимы для более полного изображения. Известно, что к моменту создания картины, автор проходил очередной курс лечения, ему разрешали работать только в случае улучшения состояния. Художник был лишен возможности творить на натуре. Многие работы в этот период (в том числе и "Звездную ночь") он создал по памяти.

Мощные, экспрессивные мазки, густые цвета, непростая композиция - все в этой картине рассчитано на восприятие с большого расстояния.

Удивительным образом автору удалось отделить небо от Земли. Складывается впечатление, что активное движение в небе никак не влияет на то, что происходит на земле. Внизу сонный городок, готовый уснуть мирным сном. Наверху - мощные потоки, огромные звезды и непрекращающееся движение.

Свет в работе исходит именно от звезд и луны, но его направленность непрямая. Блики, освещающие ночной город, выглядят случайными, отколовшимися от общего могучего вихря, царящего над миром.

Между небом и землей, соединяя их, растет кипарис, вечный, неумирающий. Дерево важно для автора, оно единственное способно передать всю небесную энергию живущим на земле. Кипарисы стремятся в небо, их устремленность так сильна, что кажется - еще секунда и деревья расстанутся с землей ради неба. Словно языки зеленого пламени смотрятся вековые ветви устремленные ввысь.

Сочетание насыщенного синего и желтого цветов, известного геральдического сочетания, создает особую атмосферу, завораживает и приковывает внимание к работе.

Художник неоднократно обращался к ночному небу. В известной работе "Небо над Роной" мастер еще не столь кардинально и экспрессивно подходит к изображению небосвода.

Символический смысл картины многие трактуют по-разному. Некоторые склонны видеть в картине прямую цитату Ветхого завета или Откровения. Кто-то считает излишнюю экспрессивность картины результатом болезни мастера. Все сходятся в одном - мастер к концу жизни лишь наращивает внутреннее напряжение своих работ. Мир искажается в восприятии художника, он перестает быть прежним, в нем обнаруживаются новые формы, линии и новые эмоции, более сильные и точные. Мастер обращает внимание зрителя на те фантазии, которые делают окружающий мир более ярким и нестандартным.

Сегодня именно эта работа стала одной из самых узнаваемых работ Ван Гога. Картина находится в американском музее, но в Европу картина попадает регулярно, выставляется в крупнейших музеях Старого света.