Проблема отношения к совести по тексту М. Салтыкова-Щедрина (Пропала совесть
Совесть – это то, что очищает человека и облагораживает его, побуждает задумываться о поступках, которые он совершает.
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина пропадает совесть. Однажды её находит пьяница ("пропоец"), и к нему тут же приходит осознание действительности: он вспоминает всё, что когда-либо с ним происходило, и винит себя, что не прожил свою жизнь иначе ("жалкому пропойцу всё его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением", "процесс самоосуждения, которому он подвергает себя, бьёт его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд").
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Пропоец спешит избавиться от своей находки и отдаёт её Прохорычу, владельцу питейного дома ("кабака"). Проснувшаяся совесть шепчет ему: "А ведь куда скверно спаивать бедный народ". Прохорыч сквозь слёзы начинает доказывать людям, что "в вине заключается источник несчастья для каждого человека". Поняв, что он своими руками "спаивает бедный народ", решает, что ему ничего не остаётся, кроме как самому помереть или разорить предприятие.
Арина Ивановна, жена кабатчика, сунула совесть в карман пальто Ловца, "порядочного лихоимца" (ростовщика, берущего большие проценты). Под её влиянием Ловец не смог ничего взять с мужиков, хотя обычно он делает это свободно и без стеснения. Сняв дома пальто, Ловец становится прежним, однако когда он надевает его снова, в нём вновь играет совесть. Тогда раздаёт на базаре все деньги, что у него были, и даже решает накормить мужиков. Поняв, что он натворил, гонит всех со двора, а сам укладывается женою в постель.
Ловчиха отправляет совесть по почте Самуилу Давыдычу Бржоцскому.
Самуил Давыдыч, поражённый силой совести, жертвует на благотворительность сотенную ассигнацию, запрятав в тот конверт и свою мученицу. Конечно, вернуть долги совесть его так и не заставила: этот с виду тщедушный выдерживает "самые лютые истязания".
Так бедная, изгнанная совесть пребывала у многих тысяч людей, шатаясь по белому свету, но никто не хотел "приютить", а желал "отделаться от неё, сбыть".
Вскоре случается так, что совесть попадает к "мещанишке" и просит его схоронить её в сердце "маленького чистого русского дитя". Мещанишка так и поступает, поэтому совесть в том мальчике начинает расти, как и он сам. Станет человек большой – станет и в нём совесть большая. "Исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама".
Обновлено: 2018-05-09
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
Тип урока: комбинированный, групповая работа.
Вид урока: исследование, урок-практикум.
Методические приёмы: ИКТ, технологии критического мышления и дифференцированного обучения
Первый урок – подготовка к данному уроку: чтение сказки, запись вопросов, которые возникли при чтении, нахождение выразительных средств языка и определение их роли в тексте. На дом было дано задание: перечитать сказку и проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Даю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай. Гуляй, где угодно, Ходи с ним повсюду, Рисуй что захочешь, Сердиться не буду. Но лучше на нем Рисовать не учись ты, Пускай мое сердце Останется чистым. (Перевод А.Барто от имени Мартинко Фельдека, 4 года)
Поговорим о совести. (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть») 1) Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 2) Нужна ли человеку совесть или нет? 3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека? 4) Д ля чего она нужна в современном мире? Цель: осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе анализа художественного текста. Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?
Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка). 2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой) 3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)
Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Вывод: С овесть стала людям в тягость, она мучила их. « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.
«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
Домашнее задание На «5»: Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть? На «4»: Выписать (по выбору) 5 пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос: Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?
Предварительный просмотр:
Тема: Поговорим о совести. (Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)
Тип урока: комбинированный, групповая работа.
Вид урока: исследование, урок-практикум.
Цели:
Образовательные.
- Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
- Совершенствовать навыки анализа текста.
- Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX
Развивающие.
- Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать.
- Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
- Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
- Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.
Воспитательные.
- Воспитывать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию.
- Заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.
Оборудование:
материалы для групповой работы (карточки с заданиями, бумага, фломастеры), материалы для
индивидуальной
работы (с учетом
уровня подготовки)
мультимедийный проектор для демонстрации презентации, тексты художественных произведений, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент. Введение в урок. (Стадия вызова)
На первом уроке литературы в 9 классе мы говорили с вами, что
Литература – это исповедь.
Под видом исповеди – проповедь…
Так вот, сегодня у нас как раз урок – исповедь, урок – проповедь, а исповедоваться нам будет М.Е.Салтыков-Щедрин.
А начну я свой урок со стихотворения четырехлетнего мальчика Мартинко Фельдека из Словакии, который нарисовал сердце на листке бумаги и подарил своей маме с такими словами: Слайд - 1
Даю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй, где угодно,
Ходи с ним повсюду,
Рисуй что захочешь,
Сердиться не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.
(Перевод А.Барто от имени Мартинко Фельдека, 4 года)
Понимал ли он, какая большая мысль в его строчках? Найдите эти строчки.
Какие ассоциации у вас вызывает фраза "чистое сердце"?
На доске: Чистое сердце – это …
II. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.
1. Тема урока.
Чистое сердце – чистая совесть. Устами младенца глаголет истина. Сегодня на уроке я приглашаю вас поговорить о совести. Слайд - 2
2. Цели урока.
Примерные вопросы: Слайд - 2
2) Нужна ли человеку совесть или нет?
3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека?
4) Нужна ли она обществу в целом и отдельному человеку в частности?
По данным вопросам сформулируйте цель нашего урока.
Все правильно, а мне как учителю остается только ее сформулировать. Слайд - 2
Какие два из данных вопросов будут ключевыми?
Проблемный вопрос: Слайд - 2
Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?
III. Анализ сказки. (Стадия осмысления)
- Итак, совесть и человек. Поразмышляем над проблематикой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». (Чтение 1, 2 абзаца).
Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (Многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)
Какой приём при этом используется? (Ирония. Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)
А какой стала совесть без человека? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, вопиющее безобразие).
Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают, подбрасывают друг другу. Итак, начинается путешествие совести. Хотя я назову другое слово - мыта ′ рства. Почему мытарство, а не путешествие? Мытарства, т.к. это не просто путешествие, это бедствия, страдания, скитания.
Первая половина проблемно вопроса звучит так: Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните индивидуальные и групповые задания. (Раздать задания)
Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»?
Для начала давайте узнаем, что же такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? (Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас). Слайд - 3
3) Совесть - (Толковый словарь Даля)
1. Презентация задания 1.
Вернемся к нашей сказке. Грустное начало. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.
2. Презентации групп (задание 2):
Совесть появилась у ….
1 группа – горького пьяницы
2 группа – хозяина кабака, торгующего спиртным
3 группа – квартального надзирателя
4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.
М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести. Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).
Почему герои сказки избавляются от совести?
- Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина «Пропала совесть»? Слайд - 4
Вывод: совесть стала людям в тягость, она мучила их. « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.
Актуальна ли эта проблема? (У человека есть право выбора).
Значит, это проблема вечная. А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Обратимся к финалу произведения (чтение)
«И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.
Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.
За что вы меня тираните! - жаловалась бедная совесть, - за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?
Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанинишка».
Какие слова здесь будут ключевыми?
Почему совесть просит отыскать для нее «маленькое русское дитя» и поселить её в его сердце? (Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания? Почему?)
«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
В чём смысл финала? (Салтыков – Щедрин надеется, что молодое поколение не бросит совесть как негодную ветошь, не попытается от совести избавиться, а с его помощью выйдет она в люди).
Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую. А какой видят совесть ребята?
3. Презентация группы художников (Задание 3).
Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы.
Чему учит сказка? (Письменный ответ).
VI . Подведение итогов
Для чего нужна совесть в современном мире?
1. После ответов детей презентация задания 4 (Балаклеец Д.)
Вывод: Совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу. С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло, ведь не надо тогда стыдиться перед самим собой, хорошим, который живет внутри каждого из нас. Совесть нужна каждому человеку для развития его души, и если она на время куда-то пропадёт, выпадет из души, надо срочно вешать объявление:
2. Презентация задания 5 (Ушаков).
- Вы помните, какие цели поставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их?
V. Домашнее задание.
На «5»: Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть?
На «4»: Выписать по выбору 5
пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос:
Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?
Дифференцированное задание:
Задание 1. Прочитайте определения слова «совести» и ответьте на вопрос: Какое определение вам кажется более полным? Почему?
1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)
3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)
Задание 2 . Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект.
Задание 3 (по группам)
Совесть появилась у
1 группа - горького пьяницы
2 группа – хозяина кабака
3 группа – квартального надзирателя
4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.
Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Совесть появилась у ….
с совестью | без совести |
Задание 4 . Напишите объявление о пропаже совести:
Объявление
Пропала совесть!!!
Особые приметы:________________________________________________________________. Нашедшего просим _____________________________________________ .
Предварительный просмотр:
Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.
Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Совесть появилась у горького пьяницы
Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.
Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.
Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Совесть появилась у очень скупого и богатого финансиста, банкира