Произведения на тему войны список. Произведения о войне

Ненависть никогда не делала людей счастливыми. Война – это не просто слова на страницах, не просто красивые лозунги. Война – это боль, голод, раздирающий душу страх и… смерть. Книги о войне – прививки от зла, отрезвляющие нас, удерживающие от опрометчивых поступков. Давайте же учиться на ошибках прошлого, читая мудрые и правдивые произведения, чтобы избежать повтора жуткой истории, дабы мы и грядущие поколения могли созидать прекрасное общество. Где нет врагов и любые споры можно уладить беседой. Где не хоронишь родных, воя от тоски. Где всякая жизнь – бесценна…

От каждого из нас зависит не только настоящее, но и далекое будущее. Всего лишь надо – наполнить свое сердце добротой и увидеть в окружающих не потенциальных врагов, а таких же, как и мы людей – с дорогими сердцу семьями, с мечтой о счастье. Помня о великих жертвах и подвигах предков, мы должны бережно хранить их щедрый дар – жизнь без войны. Так пусть же небо над нашими головами всегда будет мирным!

Эти книги - о подвигах наших дедов и прадедов, о смерти, любви и надежде, о горе и радости, о желании жить и самопожертвовании ради других - словом, о том, какой была эта война и чем пришлось за нее заплатить.

Валентин Распутин. «Живи и помни»

Действие повести разворачивается в 1945 году, в последние месяцы войны, когда в родную деревню возвращается после ранения и госпиталя Андрей Гуськов – но так уж получилось, что возвращается он дезертиром. Андрей просто очень не хотел умирать, он много воевал и повидал много смертей. О его поступке знает только жена Настена, она теперь вынуждена скрывать мужа-беглеца даже от родных. Она навещает его время от времени в его укрытии, и скоро выясняется, что она беременна. Теперь она обречена на стыд и терзания – в глазах всей деревни она станет гулящей, неверной женой. Тем временем ползут слухи, что Гуськов не погиб и не пропал без вести, а скрывается, и его начинают искать. Повесть Распутина о серьезных духовных метаморфозах, о нравственных и философских проблемах, вставших перед героями, впервые была опубликована в 1974 году.

Борис Васильев. «В списках не значился»


Время действия – самое начало Великой отечественной войны, место – осажденная немецкими захватчиками Брестская крепость. Вместе с другими советскими солдатами там находится и Николай Плужников, 19-летний новенький лейтенант, выпускник военного училища, получивший назначение командовать взводом. Он приехал вечером 21 июня, а утром начинается война. Николай, которого не успели внести в войсковые списки, имеет полное право покинуть крепость и увезти подальше от беды свою невесту, но он остается выполнять свой гражданский долг. Крепость, истекая кровью, теряя жизни, героически держалась до весны 1942 года и Плужников стал ее последним воином-защитником, героизм которого изумлял его врагов. Повесть посвящается памяти всем неизвестным и безымянным солдатам.

Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»


Рукопись эпопеи была завершена Гроссманом в 1959 году, тут же была признана антисоветской из-за резкой кртики сталинизма и тоталитаризма и конфискована в 1961-м КГБ . У нас, на родине книга была напечатана только в 88-м, и то с сокращениями. В центре романа Сталинградская битва и семья Шапошниковых , а также судьбы их родственников и знакомых. В романе множество героев, чьи жизни так ли иначе связаны между собой. Это и бойцы, принимающие непосредственное участие в сражении, и простые люди, совсем не готовые к бедам войны. Все они по-разному проявляют себя в условиях войны. Роман перевернул многое в массовых представлениях о войне и жертвах, на которые народу пришлось пойти в стремлении победить. Это, если хотите, откровение. Он масштабен по охвату событий, масштабен по свободе и смелости мысли, по истинному патриотизму.

Константин Симонов. "Живые и мертвые"


Трилогия («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето») хронологически охватывает период с начала войны по июль 44-го, а в целом – путь народа к Великой победе. В своей эпопее Симонов описывает события войны так, как будто видит их глазам своих главных героев Серпилина и Синцова . Первая часть романа почти полностью соответствует личному дневнику Симонова (он всю войну прослужил военным корреспондентом), опубликованному под названием «100 суток войны». Вторая часть трилогии описывает период подготовки и саму Сталинградскую битву - пере­ломный момент Великой Отечественной. Третья часть посвя­щена нашему наступлению на Белорусском фронте. Война проверяет героев романа на человечность, честность и мужество. Несколько поколений читателей, включая самых пристрастных из них – тех, кто сам прошел войну, признают это произведение великим поистине уникальным, сравнимым с высокими образцами русской классической литературы.

Михаил Шолохов. "Они сражались за Родину"


Писатель работал над романом с 1942-го по 69-й год. Первые главы были написаны в Казахстане , куда Шолохов приезжал с фронта к эвакуированной семье. Тема романа невероятно трагична сама по себе – отступление советских войск на Дону летом 42-го. Ответственность перед партией и народом, как она тогда понималась, могла побудить к сглаживанию острых углов, но Михаил Шолохов, как большой писатель, открыто писал о неразрешимых проблемах, о губительных ошибках, о хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Отступающие войсковые части, проходя через казачьи станицы, ощущали, конечно же, не радушие. Вовсе не понимание и милосердие выпадали на их долю со стороны жителей, а возмущение, презрение и гнев. И Шолохов, протащив обычного человека сквозь ад войны, показал, как кристаллизуется его характер в процессе испытаний. Незадолго до смерти Шолохов сжег рукопись романа, и в печать вышли только отдельные куски. Существует ли связь между этим фактом и странной версией, что это произведение Шолохову в самом начале помогал писать Андрей Платонов , - даже не важно. Важно то, что в отечественной литературе есть еще одна великая книга.

Виктор Астафьев. «Прокляты и убиты»


На этим романом в двух книгах («Чертова яма» и «Плацдарм») Астафьев работал с 1990-го по 1995 год, но так и не закончил его. Название произведению, охватывающему два эпизода из Великой отечественной войны: подготовка новобранцев недалеко от Бердска и переправу через Днепр и бой за удержание плацдарма, дала строчка одного из старообрядческих текстов - «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Виктор Петрович Астафьев, человек отнюдь не придворной натуры, в 1942 году добровольцем ушел на фронт. Увиденное и пережитое переплавилось в глубокие размышления о войне как о «преступлении против разума».Действие романа начинается в карантинном лагере резервного полка недалеко от станции Бердск. Там оказываются новобранцы Лешка Шестаков , Коля Рындин, Ашот Васконян, Петька Мусиков и Леха Булдаков … им предстоит и голод и любовь и расправы и… главное, им предстоит война.

Владимир Богомолов. «В августе 44-го»


В основе романа, опубликованного в 1974 году, лежат реальные задокументированные события. Даже если вы не читали эту книгу ни на одном из пятидесяти языков, на которые она переведена, то уж фильм с актерами Мироновым , Балуевым и Галкиным все наверняка смотрели. Но кино, поверьте, не заменит эту полифоничную книгу, дающую острый драйв, ощущение опасности, полного взвода и одновременно море информации о «советской государственной и военной машине" и о буднях сотрудников спецслужб.

Итак, лето 1944. Белоруссия уже освобождена, но где-то на ее территории выходит в эфир группа лазутчиков, передавая врагам стратегическую информацию о советских войсках, готовящих грандиозное наступление. На поиски шпионов и запеленгованной рации послан отряд разведчиков во главе с офицером СМЕРШа.

Богомолов – сам фронтовик, поэтому был страшно дотошен в описании деталей, и в частности, работы контрразведки (многое советский читатель узнал от него впервые). Владимир Осипович просто на корню извел нескольких режиссеров, пытавшихся экранизировать этот захватывающий роман, он «пилил» тогдашнего главреда «Комсомолки» за неточность в статье, доказывая, что это именно он первым рассказал о приеме македонской стрельбы. Он – восхтительный писатель, а его книга без малейшего ущерба для историчности и идейности стала настоящим блокбастером в самом хорошем смысле.

Анатолий Кузнецов. «Бабий яр»


Документальный роман, написанный по воспоминаниям детства. Кузнецов родился в 1929 году в Киеве и с началом Великой отечественной войны его семья не успела эвакуироваться. И в течении двух лет, 1941 – 1943, он видел, как разрушительно отступали советские войска, потом, уже находясь в оккупации, видел зверства, кошмары (например, колбасу делали из человечины) и массовые расстрелы в нацистском концлагере в Бабьем Яре. Ужасно сознавать, но вот это «бывший в оккупации» клеймом легло на всю его жизнь. Рукопись своего правдивого, неудобного, страшного и пронзительного романа он принес в журнал «Юность» во время оттепели, в 65-м. Но там откровенность показалась чрезмерной, и книгу перекроили, выкинув одни куски, так сказать «антисоветские», и вставив идеологически выверенные. Само название романа Кузнецову удалось отстоять чудом. Дело дошло до того, что писатель стал опасаться ареста за антисоветскую пропаганду. Кузнецов тогда просто засунул листы в стеклянные банки и зарыл их в лесу под Тулой


Во всех повестях белорусского писателя (а он в основном писал повести) действие происходит во время войны, участником которой он и сам был, и средоточием смысла является нравственный выбор человека в трагической ситуации. Страх, любовь, предательство, жертва, благородство и низость – все это намешано в разных героях Быкова. Повесть «Сотников» рассказывает о двух партизанах, попавших в плен к полицаям, и о том, как в конце концов, один из них в полной духовной низости вешает второго. По этой повести Лариса Шепитько сняла фильм «Восхождение». В повети «Мертвым не больно» раненого лейтенанта отправляют в тыл, приказав конвоировать при этом трёх пленных немцев. Дальше они натыкаются на немецкую танковую часть, и в перестрелке лейтенант теряет и пленных, и своего спутника и сам вторично ранен в ногу. Его сообщению о немцах в тылу никто не хочет верить. В «Альпийской балладе» из фашистского концлагеря бежали русский военнопленный Иван и итальянка Джулия. Преследуемые немцами, измученные холодом и голодом, Иван и Джулия сближаются. После войны итальянская сеньора напишет письмо односельчанам Ивана, в котором расскажет о подвиге их земляка и о трех днях их любви.


Знаменитую книгу, написанную Граниным в соавторстве с Адамовичем, называют книгой правды. В первый раз она была напечатана в журнале в Москве , книгой вышла в "Лениздате " только в 1984 году, хотя написана была еще в 77-м. Издавать "Блокадную книгу" в Ленинграде было запрещено до тех пор, пока городом руководил первый секретарь обкома Романов. Даниил Гранин назвал 900 дней блокады "эпопеей человеческих страданий". На страницах этой потрясающей книги как будто оживают воспоминания и муки изможденных людей в осажденном городе. Она основана на дневниках сотен блокадников, в числе которых записи погибшего мальчика Юры Рябинкина , ученого-историка Князева и других людей. Книга содержит блокадные фотографии и документы из архивов города и фонда Гранина.

(1 вариант)

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный уклад жизни. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял головы перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Самая жесточайшая, чудовищная из всех войн в истории человечества - Великая Отечественная - затянулась на пять долгих лет и стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а для России особенно. Фашисты преступили законы человеческие, поэтому сами оказались вне всяких законов. Весь русский народ поднялся на защиту Отечества.

Тема войны в русской литературе - это тема подвига русского человека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. Среди книг, написанных на эту тему, мне особенно близки произведения Бориса Васильева. Герои его книг - люди сердечные, отзывчивые, с чистой душой. Одни из них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину, другие - герои в душе, их патриотизм никому не бросается в глаза.

Роман Васильева «В списках не значился» посвящен защитникам Брестской крепости. Главный герой романа - молодой лейтенант Николай Плужников, боец-одиночка, олицетворяющий собой символ отваги и стойкости, символ духа русского человека. В начале романа мы встречаемся с неопытным выпускником военного училища, который не верит страшным слухам о войне с Германией. Неожиданно настигает его война: Николай попадает в самое пекло - в Брестскую крепость, первый рубеж на пути фашистских орд. Защита крепости - жесточайшая схватка с врагом, в которой погибают тысячи людей. В этом кровавом человеческом месиве, среди развалин и трупов, Николай встречает девушку-калеку, и среди страданий, насилия рождается - как огонек надежды на светлое завтра - юношеское чувство любви между младшим лейтенантом Плужниковым и девушкой Миррой. Не будь войны, возможно, они бы и не встретились. Скорее всего, Плужников дослужился бы до высокого звания, а Мирра вела бы скромную жизнь инвалида. Но война свела их, заставила собраться с силами для борьбы с врагом. В этой борьбе каждый из них совершает подвиг. Когда Николай идет в разведку, он хочет показать, что крепость жива, она не покорится врагу, что даже по одному бойцы будут сражаться. Юноша не думает о себе, его беспокоит судьба Мирры и тех бойцов, которые сражаются рядом с ним. Идет жестокая, смертельная схватка с фашистами, но сердце Николая не черствеет, не ожесточается., Он бережно заботится о Мирре, понимая, что без его помощи девушка не выживет. Мирра не хочет быть обузой для смелого солдата, поэтому она решает выйти из укрытия. Девушка знает, что это последние часы в ее жизни, но она вовсе не думает о себе, ею движет только чувство любви.

«Военный ураган невиданной силы» завершает героическую борьбу лейтенанта Смело встречает Николай свою смерть, даже враги уважают мужество этого русского солдата, который «в списках не значился». Война жестока и страшна, она не обошла стороной и русских женщин. Фашисты заставили воевать матерей, будущих и настоящих, в которых самой природой заложена ненависть к убийству. Стойко работали женщины в тылу, обеспечивая фронт одеждой и продовольствием, ухаживали за больными солдатами. Да и в бою женщины не уступали опытным бойцам по силе и отваге.

В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» показана героическая борьба женщин с захватчиками, борьба за свободу страны, за счастье детей. Пять совершенно различных женских характеров, пять разных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» смог сохранить лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но все равно не может успокоиться. Он сознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может оправдать ее в своих глазах В скорби этого простого человека заключен высокий гуманизм. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, все время старается увести их от грозящей опасности.

Поведение каждой из пяти девушек - подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. Героична смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина погибает страшной смертью, стремясь поскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осяниной и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита «строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о своем сыне надежному и умному Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не может обвинить ее в трусости. Ее подруга умирает с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, любуется ею: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские - зеленые, круглые, как блюдца». И эта чудесная, красивая, трижды спасавшая от гибели свою группу девушка погибает, совершая подвиг ради жизни других.

Многие, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов. Во многих произведениях русской литературы война показана как противоестественное человеческой природе действие. «…И началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», - писал Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир».

Тема войны еще долго не будет сходить со страниц книг, пока человечество не осознает свою миссию на земле. Ведь человек приходит в этот мир, чтобы сделать его прекраснее.

(2 вариант)

Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений.

Немало испытаний войной выпало на долю нашей страны. В начале XIX века Россию потрясла Отечественная война 1812 года. Патриотический дух русского народа показал Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир». Партизанская война, Бородинское сражение - все это и многое другое предстает перед нами воочию. Мы становимся свидетелями страшных будней войны. Толстой повествует о том, что для многих война стала самым обыкновенным делом. Они (например, Тушин) совершают героические подвиги на полях сражений, но сами этого не замечают. Для них война - это работа, которую они должны добросовестно выполнить.

Но война может стать обычным делом не только на полях сражений. Целый город может свыкнуться с мыслью о войне и продолжать жить, смирясь с ней. Таким городом в 1855 году являлся Севастополь. О тяжелых месяцах обороны Севастополя повествует Л. Н. Толстой в своих «Севастопольских рассказах». Здесь особенно достоверно описываются происходящие события, так как Толстой является их очевидцем. И после того, что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил перед собой определенную цель - рассказать своему читателю только правду - и ничего, кроме правды.

Бомбардировка города не прекращалась. Требовались новые и новые укрепления. Матросы, солдаты трудились под снегом, дождем, полуголодные, полураздетые, но они все равно работали. И здесь всех просто поражает мужество их духа, сила воли, огромный патриотизм. Вместе с ними в этом городе жили их жены, матери, дети. Они настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не обращали внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Очень часто они приносили обеды своим мужьям прямо в бастионы, и один снаряд нередко мог уничтожить всю семью. Толстой нам показывает, что самое страшное на войне происходит в госпитале: «Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками… занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа». Война для Толстого - это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала: «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти…»

Геройская оборона Севастополя в 1854-1855 годах еще раз показывает всем, как сильно русский народ любит свою Родину и как смело становится на ее защиту. Не жалея сил, применяя любые средства, он (русский народ) на дает врагу захватить родную землю.

В 1941 - 1942 годах оборона Севастополя повторится. Но это будет уже другая Великая Отечественная война - 1941-1945 годов. В этой войне с фашизмом советский народ совершит необыкновенный подвиг, о котором мы будем помнить всегда. М. Шолохов, К. Симонов, В. Васильев и многие другие писатели посвятили свои произведения событиям Великой Отечественной войны. Это тяжелое время характерно также тем, что в рядах Красной Армии наравне с мужчинами сражались женщины. И даже то, что они являются представителями слабого пола, не остановило их. Они боролись со страхом внутри себя и совершали такие героические поступки, какие, казалось, женщинам совсем несвойственны. Именно о таких женщинах мы узнаем со страниц повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Пять девчат и их боевой командир Ф. Васков оказываются на Синюхиной гряде с шестнадцатью фашистами, которые направляются на железную дорогу, абсолютно уверенные в том, что о ходе их операции никто не знает. В трудном положении оказались наши бойцы: отступать нельзя, а остаться, так немцы их как семечки слузгают. Но выхода нет! За спиной Родина! И вот эти девушки совершают бесстрашный подвиг. Ценой своей жизни они останавливают противника и не дают ему осуществить его ужасные планы. А какой беззаботной была жизнь этих девчонок до войны?!

Они учились, работали, радовались жизни. И вдруг! Самолеты, танки, пушки, выстрелы, крики, стоны… Но они не сломались и отдали для победы самое дорогое, что у них было, - жизнь. Они отдали жизнь за Родину.

Но на земле существует гражданская война, на которой человек может отдать жизнь, так и не узнав за что. 1918 год. Россия. Брат убивает брата, отец - сына, сын - отца. Все перемешивается в огне злобы, все обесценивается: любовь, родство, человеческая жизнь. М. Цветаева пишет:

Братья, вот она

Ставка крайняя!

Третий год уже

Авель с Каином

Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два лагеря, друзья становятся врагами, родные - навсегда чужими. Об этом тяжелом времени повествуют И. Бабель, А. Фадеев и многие другие.

И. Бабель служил в рядах Первой Конной армии Буденного. Там он вел свой дневник, который впоследствии превратился в знаменитое сейчас произведение «Конармия». В рассказах «Конармии» говорится о человеке, который оказался в огне Гражданской войны. Главный герой Лютов повествует нам об отдельных эпизодах похода Первой Конной армии Буденного, которая славилась своими победами. Но на страницах рассказов мы не ощущаем победного духа. Мы видим жестокость красноармейцев, их хладнокровность и равнодушие. Они без малейшего колебания могут убить старого еврея, но, что более ужасно, они могут добить своего раненого товарища, ни секунды не раздумывая. Но ради чего все это? Ответ на этот вопрос у И. Бабеля не дан. Он оставляет за своим читателем право размышлять.

Тема войны в русской литературе была и остается актуальной. Писатели пытаются донести до читателей всю правду, какая бы она ни была.

Со страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, а война - это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. Память об этих днях будет жить в нашей памяти вечно. Может быть, настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и выстрелы, когда наша земля встретит день без войны!

(3 вариант)

«О светло светлая и прекрасно украшенная земля русская», - писалось в летописи еще в XIII веке. Прекрасна наша Россия, прекрасны и сыны ее, которые защищали и защищают красоту ее от захватчиков уже много веков.

Одни защищают, другие воспевают защитников. Давным-давно один очень талантливый сын Руси рассказал в «Слове о полку Игореве» о Яр-Туре Всеволоде и всех доблестных сынах «земли Русской». Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают русских воинов.

«Опытные воины под трубами пеленены, под знаменами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю - славы». Эти славные сыны «земли Русской» воюют с половцами за «землю Русскую». «Слово о полку Игореве» задало тон на века, а другие писатели «земли Русской» подхватили эстафету.

Наша слава - Александр Сергеевич Пушкин - в своей поэме «Полтава» продолжает тему героического прошлого русского народа. «Сыны любимые победы» защищают русскую землю. Пушкин показывает красоту боя, красоту русских солдат, смелых, мужественных, верных долгу и Родине.

Но близок, близок миг победы,

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Вослед Пушкину Лермонтов рассказывает о войне 1812 года и славит сынов русских, которые так отважно, так героически защищали нашу красавицу Москву.

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Защита Москвы, Отечества - великое прошлое, полное славы и великих дел.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Михаил Юрьевич Лермонтов подтверждает, что за землю русскую, за свою Родину солдаты не жалеют жизни. В войне 1812 года все были героями.

Об Отечественной войне 1812 года, о подвиге народа в этой войне писал и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он нам показал русских солдат, которые всегда были самыми храбрыми. Их легче было расстрелять, чем заставить бежать от врага. Кто гениальней сказал о мужественном, храбром русском народе?! «Дубина народной войны поднялась со всею своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих внуков и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

И опять черные крылья над Россией. Война 1941-1945 годов, которая вошла в историю как Великая Отечественная война…

Пламя ударило в небо! –

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала:

Вставайте на помощь,

Сколько талантливых, удивительных произведений об этой войне! Эти годы мы, нынешнее поколение, к счастью, не знаем, но нам

так талантливо рассказали об этом русские писатели, что эти годы, озаренные пламенем великой битвы, никогда не изгладятся из нашей памяти, из памяти нашего народа. Вспомним изречение: «Когда говорят пушки, умолкают музы». Но в годы суровых испытаний, в годы священной войны музы не могли молчать, они вели в бой, они становились оружием, разящим врагов.

Меня потрясло одно из стихотворений Ольги Берггольц:

Мы предчувствовали колыханье этого трагического дня,

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье. Родина! Возьми их у меня!

Я люблю Тебя любовью новой, горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом, с темной радугой над головой.

Он настал, наш час, и что он значит - только нам с тобою знать дано.

Я люблю Тебя - я не могу иначе, Я и Ты по-прежнему - одно.

Наш народ продолжает традиции своих предков и в годы Великой Отечественной войны. Страна огромная встала на смертный бой, а поэты воспевали защитников Родины.

Одной из лирических книг о войне на века останется поэма «Василий Теркин» Твардовского.

Грянул год, пришел черед.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

Поэма была написана в годы войны. Она печаталась по одной главе, бойцы с нетерпением ждали их издания, поэма читалась на привалах, бойцы всегда помнили ее, она вдохновляла на бой, звала на разгром фашистов. Героем поэмы был простой русский солдат Василий Теркин, обычный, такой, как все. Он в бою был первым, ну а после боя готов был без устали плясать и петь под гармонь.

В поэме отражены и бой, и отдых, и привалы, показана вся жизнь простого русского солдата на войне, там вся правда, потому-то солдаты полюбили поэму. А в солдатских письмах переписанные миллионы раз главы из «Василия Теркина»…

Теркин был ранен в ногу, попал в госпиталь, «належался лежнем. и снова намерен «вскоре без подмоги той ногой траву топтать». Так готов был поступить каждый. «Василий Теркин» - книга про бойца, товарища, друга, с которым встречался на войне каждый, и солдаты старались быть похожими на него. Эта книга - набат, призыв к борьбе. Александр Твардовский старался, чтобы про каждого можно было сказать:

Эй ты, Теркин!

Наряду с солдатами-мужчинами сражались и женщины. Борис Васильев в книге «А зори здесь тихие…» рассказал о пяти девушках, молодых, недавно окончивших школу, рассказал о каждой, о ее судьбе и о том, какая страшная неженская доля выпала им. Предназначение женщины - быть матерью, продолжать род человеческий, а жизнь распорядилась по-другому. Оказавшись один на один с матерым врагом, они не растерялись. По-своему они защищают этот тихий край с его зорями. Фашисты даже не поняли, что сражались они с девочками, а не с опытными воинами.

Печален конец книги, но девушки отстояли тихие зори ценой своей жизни. Так, как сражались они, сражались везде. Так боролись вчера, сегодня, будут бороться завтра. Это и есть массовый героизм, приведший к победе.

Память погибших в войнах увековечена в произведениях искусства. К литературе присоединяются и архитектура, и музыка. Но лучше бы никогда не было войн, а доблестные сыны и дочери трудились во славу России.

через века,

через года, -

кто уже не придет

никогда, -

(4 вариант)

В истории России было множество различных войн, и всегда они неизбежно приносили беды, разруху, страдания, человеческие трагедии, независимо от того, были они объявлены или начаты подло исподтишка. Две непременные составляющие любой войны – это трагедия и слава.

Одной из наиболее ярких в этом отношении войн была война с Наполеоном 1812 г. Ее наиболее колоритно и широко изобразил в своем романе "Война и мир" Л.Н. Толстой. Думается, в его произведении война была рассмотрена и расценена со всех сторон – ее участники, ее причины и завершение. Толстой создал целую теорию войны и мира, и его талантом не устают восхищаться все новые и новые поколения читателей. Толстой подчеркнул и доказал противоестественность войны, а фигура Наполеона подверглась на страницах романа жестокому развенчанию. Он изображен самодовольным честолюбцем, по прихоти которого совершались самые кровавые походы. Для него война – средство для достижения славы, тысячи бессмысленных смертей не волнуют его эгоистичную душу. Толстой нарочно так подробно описывает Кутузова – полководца, стоявшего во главе армии, победившей самодовольного тирана, – он хотел еще больше принизить значение личности Наполеона. Кутузов показан великодушным, гуманным патриотом, а главное – носителем идеи Толстого о роли массы солдат в ходе войны.

В "Войне и мире" мы видим и мирное население в период военной опасности. Их поведение различно. Кто-то ведет в салонах модные разговоры о великолепии Наполеона, кто-то наживается на чужих трагедиях… Особое внимание Толстой уделяет тем, кто не дрогнул перед опасностью и всеми силами помогал армии. Ростовы ухаживают за пленными, отдельные смельчаки убегают добровольцами. Все это разнообразие натур проявляется особенно остро именно в войну, поскольку она является критическим моментом в жизни каждого, требует незамедлительной реакции без раздумий, и поэтому поступки людей здесь наиболее естественны.

Толстой неоднократно подчеркивал справедливый, освободительный характер войны – это было отражение Россией нападения Франции, Россия была вынуждена проливать кровь, чтобы отстоять свою независимость.

Но нет ничего страшнее гражданской войны, когда брат идет на брата, сын на отца… Эту человеческую трагедию показывали и Булгаков, и Фадеев, и Бабель, и Шолохов. Булгаковские герои "Белой гвардии" теряют жизненные ориентиры, мечутся от одного стана к другому или просто погибают, не понимая смысла своей жертвы. У Бабеля в "Конармии" отец-казак убивает сына, сторонника красных, а позже второй сын убивает своего отца… У Шолохова в "Родинке" отец-атаман убивает сына-комиссара… Жестокость, равнодушие к семейным узам, дружбе, умерщвление всего человеческого – вот неотъемлемые атрибуты гражданской войны.

Белый был – красный стал:

Кровь окропила.

Красный был – белый стал:

Смерть побелила.

Так писала М. Цветаева, утверждая, что смерть одна на всех, независимо от политических убеждений. И проявляться она может не только физически, но и морально: люди, сломавшись, идут на предательство. Так, интеллигент Павел Мечик из "Конармии" не может принять грубости красноармейцев, не уживается с ними и между честью и жизнью выбирает последнее.

Эта тема – нравственного выбора между честью и долгом – неоднократно становилась центральной в произведениях о войне, ведь в реальности почти всем приходилось делать этот выбор. Так, оба варианта ответа на этот сложный вопрос представлены в повести Василя Быкова "Сотников", действие которой происходит уже в Великую Отечественную войну. Партизан Рыбак сгибается под жестокостью пыток и постепенно выдает все больше информации, называет имена, таким образом, по капле увеличивая свое предательство. Сотников же в такой же ситуации стойко выносит все страдания, остается верным себе и своему делу и погибает патриотом, успев дать молчаливый наказ мальчику в буденовке.

В "Обелиске" Быков показывает и другой вариант того же выбора. Учитель Мороз добровольно разделил участь расстрелянных учеников; зная, что детей все равно не отпустят, не поддавшись на отговоры, он сделал свой нравственный выбор – последовал своему долгу.

Тема войны – неиссякаемый трагический источник сюжетов для произведений. Пока существуют честолюбивые и негуманные люди, не желающие остановить кровопролитие, земля будет раздираться снарядами, принимать все новые невинные жертвы, орошаться слезами. Цель всех писателей и поэтов, сделавших своей темой войну – заставить одуматься будущие поколения, показав во всей неприглядности и мерзости это бесчеловечное явление жизни.

(5 вариант)

Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше - цену победы. Вспоминается первое сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет в оборот другая цифра: двадцать миллионов погибших. Совсем недавно уже названо уже двадцать семь миллионов. А сколько искалеченных, изломанных жизней? Сколько несостоявшихся счастий, сколько нарожденных детей, сколько слез материнских, отцовских, вдовьих, детских было пролито?

Особо следует сказать о жизни на войне. Жизни, которая, естественно, включает в себя бои, но только к боям не сводится. Главную неимоверную трудовую часть составляет быт войны. Об этом рассказывает Вячеслав Кондратьев в повести "Сашка", которую "можно было назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны. 1943 год. Бои надо Ржевом. С хлебом плохо. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь. Через всю повесть проходит основной мотив: битая-перебитая рота.

Почти совсем не досталось однополчан дальневосточников. Из ста пятидесяти человек в роте осталось шестнадцать. "Все поля в наших " - скажет Сашка. Вокруг ржавая, набухшая красной кровью земля. Но бесчеловечность войны не смогла обесчеловечить Сашку. Вот он полез, чтобы снять с убитого немца валенки. "Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но Рожкова жалко. Его пимы насквозь водой пропитались - и за лето не просушишь".

Хочется выделить самый главный эпизод повести - историю с племенными немцами, которого не может Сашка, выполняя приказ, пустить в расход. Ведь написано было в листовке: "Обеспеченна жизнь и возвращение после войны". И Сашка обещал немцу жизнь: "Тех, кто спалил деревню, поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно. Если б попались".

А как в бебружиого? Очень много видел Сашка смертей за это время. Но цена человеческой жизни не уменьшилась от этого в его сознании. Лейтенант Володько скажет, когда услышит историю про пленного немца: "Ну, Сашок ты человек" А Сашка ответит просто: "Люди же мы, а не фашисты". В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди - людьми. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.

Десятилетия, это минимум со дня ВОВ, не ослабели интересы общества к этому историческому событию. Время демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы. Не принимая лжи, малейшей неточности, в показе исторической наукой минувшей войны, её участник, писатель В. Астафьев сурово оценивает сделанное: "Ек тому что написано войне, я, как солдат никакого отношения не имею, я был совершенно на другой войне Полуправда нас измучила" Эти и подобные, возможно, и жесткие слова приглашают обратиться наряду с традиционными произведениями Юрия Бондарева, Василия Быкова, Виктора Богомола к романам Астафьев "Пастух и пастушка", "Жизнь и судьба" В. Гроссмана, повестям и рассказам Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда", К.Воробьева "Крик", "Убиты под Москвой", "Это мы, господи!", В.Кондратьева "Сашка" и другие.

Это мы, господи!" произведение такой художественной значимости, что, по словам В. Астафьева "Даже в незавершенном виде...может и должно стоять на одной полке с русской классикой." Мы ещё очень много не знаем о войне, об истинной цене победы. Произведение К. Воробьева рисуют такие события ВОВ, которые не до конца известны взрослому читателю и почти не знакомы школьнику. Герои повести Константина Воробьева "Этом ты, господи!" и повести "Сашка" Кондратьева очень близки по мировоззрению, возрасту, характеру, события обеих повестей происходят в одних и тех же местах, возвращают нас, говоря словами Кондратьева "в самое крошево войны", в самые кошмарные и бесчеловечные её страницы". Однако у Константина Воробьева другой, по сравнению с Кондратьевской повестью лик войны - плен. Об этом написано не так уж и много: "Судьба человека" М. Шолохова, "Альпийская баллада" В. Быкова, "Жизнь и судьба" Гроссмана. И во всех произведениях отношение к пленным неодинаково. Сыромухов, герой Воробьева 70-х годов, говорит, что за мучение плена надо выдавать бред, а его оппонент Хлыкин с яростью отвечает: "Да, бред. "Блудный сын" - получай и носи без права снятия. И до сих пор многие воспринимают пленных как бледных сыновей и дочерей. В заглавии повести "Это мы, Господи!" как-бы слышится голос - стон измученных: мы готовы к смерти, к тому, чтобы быть принятыми тобой, Господи. Мы прошли все круги ада, но свой крест несли до конца, не потеряли в себе человеческое." В заглавии и мысль о безмерном страдании, о том, что в этом страшном обличие полуживых существ, трудно узнать самих себя. О системе уничтожении людей-свидетелей нацистских преступлений, о злодеяниях с болью и ненавистью пишет К. Воробьев. Что давало силы бороться измученным, больным, голодным людям? Ненависть к врагам, безусловно, сильна, но она не основной фактор. Всё-таки главное - это вера в правду, добро и справедливость. А ещё - любовь к жизни.

Самые популярные книги о войне написаны очевидцами страшных военных лет:

Трое самых популярных писателей, осветивших события военных лет:

  1. Известный советский писатель Борис Васильев ушел на фронт в 41-году, будучи еще школьником. Самым известным его произведением можно считать повесть "А зори здесь тихие", по данной книге был снят фильм, который занимает в нашем рейтинге ТОП 70 лучших фильмов о войне почетное 1-е место. Борис Васильев написал не мало интересных книг о войне, которые в последствие легли в основу фильмов.
  2. Не менее популярный белорусский писатель Василь Быков. Он так же, как и Борис Васильев был еще совсем юным, когда началась Великая Отечественная война. В июне 41-го года В. быков оканчивает 10 класс, в 42-м году призван на фронт. Он участвовал в боевых сражениях. Известность ему принесли произведения: "Сотников", "Дожить до рассвета", "Пойти и не вернуться" и другие.
  3. Константин Симонов - еще один известный советский писатель военной тематики. С началом войны призван в армию. Был военным корреспондентом и побывал на всех фронтах. В 43-м году ему присвоено звание подполковника, после войны полковника. Константин Симонов написал не одну из самых лучших книг о войне. Не даром в нашем списке его имя встречается часто.

В нашем списке лучших книг о войне вы увидите произведения известных писателей, таких как Ю.Бондарев, М.Шолохов, Б.Полевой, В.Пикуль и другие.

Великие сражения описаны в многих произведениях о войне. По этим художественным книгам можно узнать много исторических фактов. По этому они очень полезны для прочтения подросткам и школьникам. Патриотиз и мужество описан и в стихах о войне, такие стихи заставляют задуматься каждого .

Лучшие книги о битвах и сражениях

  • «В окопах Сталинграда" - Виктор Некрасов
  • «Живые и мертвые» - Константин Симонов
  • «Солдатами не рождаются» - Константин Симонов
  • «Последнее лето» - Константин Симанов
  • «Горячий снег» - Юрий Бондарев
  • «Батальоны просят огня" - Юрий Бондарев
  • «Блокадная книга» - Алесь Адамович, Даниил Гранин
  • «Они сражались за Родину» - Михаил Шолохов
  • «Дорога жизни» - Н. Ходза
  • «В списках не значился» - Борис Васильев
  • «Брестская крепость» - Сергей Смирнов
  • «Балтийское небо» - Николай Чуковский
  • «Сталинград» - Виктор Некрасов

Героизм простого человека, во время войны - не так грандиозно, не не менее важно, ведь именно благодаря русскому народу мы одержали великую победу над фашизмом.

Лучшие книги о героизме и судьбах людей

  • «Сотников» - Василь Быков
  • «Василий Теркин» - Александр Твардовский
  • «Обелиск» - Василь Быков
  • «Дожить до рассвета» - Василя Быкова
  • «Прокляты и убиты» - Виктор Астафьев
  • «Жизнь и судьба» - Василий Гроссман
  • «Живи и помни» - Валентин Распутин
  • «Штрафбат» - Эдуард Володарский
  • «На войне как на войне» - Виктор Курочкин
  • «Офицеры» - Борис Васильев
  • «Аты-баты шли солдаты» - Борис Васильев
  • «Знак беды» - Василь Быков
  • «Болото» - Василь Быков
  • «Повесть о настоящем человеке» - Борис Полевой

Советские разведчики, внесли не малый вклад во время Великой Отечественной войны, по этому столько книг написано про подвиги советских разведчиков. Мы подобрали для вас самые лучшие книги этой тематики.

Лучшие книги о разведчиках

  • "Момент истины" - Владимир Богомолов.
  • "Семнадцать мгновений весны" - Ю. Семёнов
  • «Сильные духом» - Дмитрий Николаевич Медведев
  • «Щит и меч» - Вадим Кожевников
  • «Взять живым» - Владимир Карпов
  • «На краю пропасти»- Ю.Иванов
  • «Океанский патруль» - Валентин Пикуль

Роль руской женщины во время войны. Они сражались наравне с мужчинами, недаром их героизм описан в лучших книгах о войне.

Лучшие книги о подвигах женщин

  • "А зори здесь тихие" - Борис Васильев
  • «У войны не женское лицо» - Светлана Алексеевич
  • «Мадонна с пайковым хлебом» - Мария Глушко
  • «Четвертая высота» - Елена Ильина
  • "Пойти и не вернуться" - Василя Быкова
  • «Повесть о Зое и Шуре» - Любовь Космодемьянская
  • «Матерь человеческая» - Виталий Закрутин
  • «Партизанка Лара» - Надежда Надеждина
  • «Девичья команда» - П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Война глазами детей и подростков. Как рано им пришлось повзраслеть.

Лучшие книги о подвигах детей и молодежи

  • «Молодая гвардия» - Александр Фадеев
  • «Последние свидетели. Соло для детского голоса» - Светлана Алексеевич
  • «Улица младшего сына» - Лев Кассиль, Макс Поляновский
  • «Сын полка» - Валентин Катаев
  • «Мальчики с бантиками» - Валентин Пикуль

Мирная жизнь до военных лет. Романтика, любовь и надежды - все это оборвала война.

Лучшие книги о жизни до войны

  • «Завтра была война» - Борис Васильев
  • «До свиданья мальчики» - Борис Балтер

Возможно вы захотите дополнить наш список лучших книг о войне. Оставляйте свои комментарии

Больше 70 лет назад закончилась самая страшная в истории России война. Постепенно забывается ужас и боль, уходят последние свидетели, которые могли бы рассказать молодому поколению, как жили, страдали, сражались их предки.

Остаются только фильмы и книги про войну 1941-1945 года, задача которых показать правду и донести, что такое не должно повториться. Сейчас снова заговорили о войне, способной стать решением политических или экономических проблем.

Война ничего не решает! Она приносит разрушения, мучения и смерть. Книги о войне 1941-1945 года — это книги памяти мирному населению, солдатам и офицерам, погибшим или получившим ранения, их стойкости, мужеству и патриотизму.


Героизм людей, охранявших Брестскую крепость от фашистов в далёком 1941-м году, долгое время не предавался огласке. И лишь кропотливая работа Сергея Смирнова смогла воссоздать все события страшной обороны. Защитники Родины сражались в бесконечных боях за право жить.

Пронзительная повесть Б. Васильева о военном лихолетье наполнена бесконечной отвагой молодых девчонок, не давших немецким солдатам взорвать стратегически важный участок железной дороги. Юные героини даже умирая сражались за голубое небо над своей головой!

Фронтовая поэма «Василий Теркин» посвящена нелёгкой жизни и героической защите советских солдат родной земли от фашистских оккупантов. Василий – «душа компании», отважный воин и находчивый человек. Он воплощает в своём образе лучшее, что есть в русских людях!

В драматической повести М. Шолохова описаны реальные трудности, с которыми столкнулись советские солдаты во время отступления с Дона в 1942-м. Отсутствие опытного командира и стратегические ошибки при наступлении на неприятеля усугублялись ненавистью казаков.

В документальном романе Ю. Семёнов раскрывает нелицеприятную правду о попытках создания военного союза Германия-США. Автор разоблачает в книге совместную деятельность немецких фашистов и «продажных» американских силовиков во время войны в лице Исаева-Штирлица.

Ю. Бондарев участвовал во многих кровопролитных боях против фашистских захватчиков. В повести рассказывается о предателе-полковнике, который в ходе военной операции неожиданно решил бросить свои батальоны на произвол судьбы, оставив их без огневого тыла за спиной…

В основу повести легли беспредельный героизм и самоотверженность Алексея Маресьева – русского лётчика, провернувшего в воздухе множество блестящих военных операций. После тяжелейшего боя полевые врачи ему ампутировали обе ноги, но он всё равно продолжал воевать!

В основу военного романа легла история реально существовавшей тайной организации «Молодая гвардия», участники которой боролись против гитлеровских приспешников. Имена погибших краснодонских ребят навсегда вписаны кровавыми буквами в русскую историю…

У весёлых и молодых ребят из 9 «Б» только что начались каникулы. Они хотели купаться и загорать жарким летом, а после, осенью, гордо пойти в десятый класс. Они мечтали, влюблялись, страдали и жили полной жизнью. Но внезапно начавшаяся война разрушила все надежды…


Жаркое южное солнце, пенистые морские волны, созревающее фруктово-ягодное раздолье. Беззаботные мальчишки впервые влюблялись в красивых девчонок: трогательные поцелуи и прогулки под луной за руку. Но в окна домов неожиданно заглянула «несправедливая» война…

Виктор Некрасов являлся участником Великой Отечественной Войны: он без прикрас смог описать тяжёлые будни передового фронта. В середине 42-го года наши бойцы потерпели поражение под Харьковом и волею судьбы оказались в Сталинграде, где произошла жесточайшая битва…

Синцовы – обычная семья, беззаботно отдыхающая на симферопольском побережье. Счастливые, они стояли возле вокзала и ожидали попутчиков до санатория. Но как гром среди ясного неба по радио прозвучала весть о начале войны. А ведь «там» осталась их годовалая малышка…

«Солдатами не рождаются» — это вторая книга из трилогии «Живые и мертвые». 1942 год. Война уже «заползла» во все дома необъятной страны, на передовых фронтах идут ожесточённые бои. И когда враги слишком близко подошли к Сталинграду, произошла переломная битва…

Наступило лето 1944 года, ставшее, как оказалось после, последним для кровопролитной войны. Вся мощная армия СССР сначала неуверенными шажочками, а потом размашистыми шагами весело и под бравурную музыку шагает к великой победе, сметая на своём пути всех врагов!

Долго длилось жесточайшее Сталинградское сражение, в котором полегло много русских солдат. Они пытались отстоять Родину и в конце концов им это удалось! Немецкая оккупантская группировка «Дон» потерпела сокрушительное поражение, что повлияло на исход войны…

В «Блокадной книге» задокументированы воспоминания сотен людей, переживших нескончаемые 900 дней, наполненные страданиями и борьбой за жизнь в городе, окружённом фашистскими оккупантами. «Живые» подробности запертых в клетке людей не могут оставить равнодушным…


Савка Огурцов ведёт совершенно удивительную жизнь! Он учится в Школе юнг, расположенной на печально известных Соловецких островах. Каждый день герой автобиографической книги проживает с приключениями. Но когда пришла война – пришлось неожиданно повзрослеть…

Случайная встреча с бывшим однополчанином, давно числившимся в списках без вести пропавших, заставила В. Быкова переосмыслить взгляд на некоторые вещи. Знакомый боец был долгие годы в плену у фашистов, активно сотрудничая с ними и надеясь когда-нибудь сбежать…

Немецких оккупантов смогли победить сильные духом русские люди. Советский писатель Д. Н. Медведев был командиром крупнейшего партизанского отряда, отчаянно борющегося с фашизмов. В книге описаны простые жизненные истории людей, находящихся во вражеском тылу.

Аты-баты шли солдаты – Борис Васильев
В 1944 году произошёл кровавый бой, унёсший жизни восемнадцати молодых мужчин. Они отчаянно сражались за Родину и пали геройской смертью. Через три десятка лет их повзрослевшие дети проходят по дороге отцовской славы, ни на миг не забывая страшную жертву родителей…

Наступила осень 1941 года. Семья Богатько проживает на тихом хуторке недалеко от крупного селения. Однажды к ним в дом заявляются фашисты по приводу полицаев. Петрок надеется уладить с ними дело миром, но Степанида настроена резко отрицательно против чужаков…

Великая Отечественная Война унесла жизни свыше двух миллионов белорусов. Об этом и пишет Василь Быков, восхваляя бессмертные подвиги обычных граждан, борющихся за право проживать в свободной стране. Их героическую смерть всегда будут помнить ныне живущие люди…

На северо-западном фронте наши бойцы участвовали в сражениях за освобождение Прибалтики и части Белоруссии. Однажды в 1944 году русские контрразведчики обнаружили тайную группировку фашистов под кодовым именем «Неман». Теперь её нужно быстро уничтожить…

Нисон Ходза сумел доступным для детей языком написать удивительные, радостные и трагичные события блокадного Ленинграда. Маленькие жители захваченного города вместе со взрослыми наравне шли по «дороге жизни», питаясь крохами хлеба и работая на промышленность…

Русские солдаты ожесточённо боролись за Брестскую крепость, навсегда павши смертью храбрых. Эти каменные стены видели слишком много горя: теперь их окружает блаженная тишина. Николай Плужников − последний защитник, сумевший продержаться почти год против немцев…

Принято считать, что «у войны не женское лицо», но разве это так? С. Алексеевич собрала множество историй о жизни в военном лагере от фронтовичек, не забывая и про содействие тыла в победе. За четыре страшных года Красная Армия приняла более 800.000 красавиц и комсомолок…

М. Глушко повествует о страшной молодости, выпавшей на её долю в лихие военные годы. От имени 19-летней Ниночки раскрывается весь ужас фашисткой оккупации, не «показывающийся» девчонке некоторое время. Беременная, она желает только одного: родить здорового ребёнка…

Трагичную судьбу артистки Гули Королевой знали все дети Советского Союза. Активистка, комсомолка и спортсменка ушла на фронт почти через год после начала войны, навсегда простившись с Ёжиком и родными. Её четвёртой, посмертной, высотой стал холм в селе Паньшино…


Писатель Василь Быков ежедневно видел тяготы войны с фашистами. Слишком многие отважные люди кинулись в омут с головой и не вернулись никогда. Неизвестность будущего заставляет героев произведения страдать от безнадёжности и бессилия, но всё-таки они выстояли!

Зоенька и Шурочка – две дочери Любови Космодемьянской, погибшие за веру в победу Красной Армии над гитлеровским режимом. В удивительно светлой книжке каждый читатель проследит всю жизнь девочек с самого рождения и до их мучительной смерти от рук немецких фашистов…

Матерь человеческая
Матерь человеческая – это олицетворение Женщины, склонившейся над своим Дитя. Писатель все четыре года фашисткой оккупации прошагал военным корреспондентом. Его настолько сильно взволновала история одной женщины, что он её навсегда запечатлел в своей книге…

Отважная девочка Лара Михиенко стала символом бесстрашности и мужества партизанских отрядов в Великой Отечественной Войне! Она хотела мирной жизни и совсем не хотела воевать, но проклятые фашисты пробрались в её родную деревню, «отрезав» от близких людей…

Многих девушек призывали в Советскую Армию для борьбы с фашизмом. Это случилось и с Ритой: придя домой после тяжёлого дня на заводе, она обнаружила страшную повестку. Теперь совсем молодая девчонка стала минёром и «воспитательницей» подрывной служебной собаки…

Сын всесоюзного детского писателя Николай Чуковский написал памятную повесть о блокаде Ленинграда и лётчиках 16 эскадрильи, стремившихся уничтожить как можно больше гитлеровцев. Товарищи на земле и в небе – они жили обычной жизнью и совсем не хотели умирать!

Как часто мы восхваляем подвиги одних людей, забывая про великие свершения скромных и малозаметных при жизни личностей. Хороня в одном селе П. Миклашевича как народного учителя, люди совсем позабыли о Морозе – другом учителе, который хотел в войну спасти детей от немцев…

Ивановский видел, как к нему медленно приближалась тяжёлая повозка, нагружённая фашистскими оккупантами. Тихой и ясной ночью он хотел лишь одного: дожить до рассвета, и поэтому как можно крепче прижимал к себе спасительную округлость – смертоносную гранату…

В. Астафьев участвовал во многих сражениях Красной Армии против немецких приспешников фашизма. Но только одну вещь он пытался всегда понять: почему царствует жестокость и миллионы людей умирают за тиранию? Он вместе с другими солдатами сопротивлялся смерти…

В последней части трилогии, вышедшей уже после смерти Сталина, В. Гроссман резко критикует его годы власти. Писателю ненавистен советский режим и нацизм Германии. Он обличает классовую жестокость, повлекшую за собой самую страшную войну в истории человечества…


Писатель Валентин Распутин пытался понять, почему некоторые солдаты из многомиллионной Советской Армии предпочитали дезертировать с поля боя, чем умереть храброй смертью. Андрей вернулся в родные края сбежавшим воином: он мог доверить свою жизнь только жене…

В основу известной повести Э. Володарского легло военное положение реально существовавших штрафбатов в рядах Красной Армии. Там служили не герои народа, а дезертиры, политические заключённые, уголовники и прочие элементы, которые советская власть хотела убрать…

Фронтовик В. Курочкин в своей самой известной книге вспоминает страшные военные годы, когда батальонные ряды шли в неизвестность, чтобы достойно сражаться с фашистами. Все страницы произведения пронизывает идея гуманизма: люди на Земле должны жить мирно…

В 1917 Алёшка радовался пушистым снежинкам и белому снегу. Его отец – офицер, без вести пропавший в 1914 году. Мальчишка видит колонны раненных фронтовиков и завидует героической смерти солдат. Он ещё не знает, что и сам станет великим офицером совсем в другой войне…


В. Некрасов – советский писатель и фронтовик, прошедший всю Великую Отечественную войну. В своей повести про Сталинград он снова и снова возвращается к самым страшным мгновениям жизни советских солдат, ведших ожесточённые кровопролитные битвы за великий город…

Вторую часть цикла о войне С. Алексеевич посвятила воспоминаниям тех, кто в 1941-1945 году был ещё совсем маленьким ребёнком. Несправедливо, что эти невинные глаза видели так много горя и наравне со взрослыми боролись за свою жизнь. Их детство было захвачено фашизмом…

Володя Дубинин – обычный мальчишка из крымского города Керчь. Когда пришла страшная война, он решил создать свой партизанский отряд и вместе со взрослыми истреблять немецких оккупантов. Его короткая жизнь и героическая смерть легли в основу грустной повести…

Беспощадная война многих детей сделала сиротами: их родители безвестно отсутствовали или пали в сражениях. Ванечка тоже лишился своего отца, стрелявшего что есть сил в ненавистных фашистов. Когда он вырос, то пошёл учиться в военное училище, чтобы почтить память папы…

Александр – опытник разведчик Красной Армии. По приказу командира герой пересёк границу и втёрся в доверие гитлеровцев, назвав себя Иоганном Вайсом. Прошёл множество иерархичных ступенек и наконец добрался до «верхушек» фашисткой власти. Но остался ли он прежним?

Автобиографичное произведение «Взять живым» раскрывает работу советской разведки, «выпытывающей» страшные планы немецких фашистов. Читатель также узнает про тайные спецоперации и засекреченные сведения, которые разведчики хорошо охраняли от народного врага…

Летом 1944 года двум разведывательным частям Советской армии была дана задача: отыскать военные укрепления фашистов, их провиант и оружейные склады. И герои книги смело устремились навстречу опасности, честно выполняя свой долг перед разрушенной Родиной…

В. Пикуль в своей «морской» военной книге пишет про героические действия Северного флота, оборонявшего ледяную степь от фашистских захватчиков территории. Смелые разведчики рисковали жизнью для того, чтобы проникнуть во вражеский стан, оставляя на берегу любимых…