Произведения написанные в форме вариаций. Вариационная форма и ее разновидности

Фигурационные вариации — это самый распространенный тип вариаций в инструментальной музыке классико-романтического периода. В целом это сложившийся цикл строгих вариаций с преобладающим методом варьирования в виде гармонической или мелодической фигурации. Фигурационные вариации чисто технически могут быть и свободными, но логичнее и целесообразнее именно строгие фигурационные вариации.

Тема

Тема может быть как оригинальной (авторской), так и заимствованной. В любом случае темой становится многоголосное целое (а не просто мелодия); в большинстве случаев тема изложена намеренно просто, чтобы оставить простор для изменений. Чаще всего тема написана в простой двухчастной форме.

Метод фигурационного варьирования

Варьируется тема следующим образом: от мелодии остаются главнейшие опорные точки (они могут немного сдвигаться, не нарушая гармонический план, а также менять октаву), и они соединяются новой гармонической (арпеджирование) и мелодической (неаккордовые звуки) фигурацией. Возможны и просто фактурные изменения (например, альбертиевы басы вместо сухих аккордов в сопровождении). Как правило, на протяжении одной вариации выдерживается какой-то один приём.

Особенности цикла

В классических вариациях часто встречаются в качестве оттеняющего средства к массе строгих фигурационных вариаций одна-две более свободные или жанрово-характерные. Дело в том, что фигурационный способ варьирования по сути своей однообразен и почти не влияет на художественную образность темы. В частности, распространены медленная вариация незадолго до конца, вариация в одноименном мажоре или миноре, увеличенная в размерах финальная вариация. Вообще последняя вариация может быть весьма своеобразной, даже фугой.

ВАРИАЦИОННАЯ ФОРМА (вариации, тема с вариациями, вариационный цикл), музыкальная форма, основанная на многократном повторении темы с различными изменениями. Одна из старейших форм, отдельные виды которой известны с 13 века (смотри Полифонические вариации). Фольклорный прообраз вариационной формы - инструментальные наигрыши, где варьируются краткие мелодико-гармонические обороты. Развитие вариационной формы связано с прогрессом инструментализма: музыка многих танцев эпохи Возрождения (пассамеццо, фолия, романеска, бергамаска и др.) базировалась на стабильной гармонической формуле и её фактурном варьировании; с 16 века распространились, особенно в Испании, вариации для лютни, виуэлы (диференсиас, глосы) на популярную песню или танец; множество вариаций на духовные или светские темы создавалось для органа. В эпоху барокко переживали расцвет вариации на бассо остинато, где тема, неизменно повторяемая в басу (смотри Остинато), косвенно варьируется посредством обновления свободных голосов (например, органная Пассакалия И. С. Баха).

В 18 веке сложился классической тип вариационной формы, включающий изложение гомофонной темы и не менее двух её повторений - вариаций. Тема оригинальная или заимствованная (например, 33 вариации для фортепиано на тему Диабелли ор. 120 Л. ван Бетховена), для неё типичны: песенно-танцевальный характер; форма периода, большого предложения, простая двух- или трёхчастная; экономность в гармонии и фактуре (которые обогащаются по мере варьирования). Вариации делятся: по глубине изменений - на строгие (сохраняются форма, гармонический план, тональность, при возможной смене ладового наклонения) и свободные (изменения не регламентированы); по методам варьирования - на орнаментальные (фигурационные), жанрово-характерные и др. Для фигурационного варьирования типично единство мелодико-фактурного рисунка внутри вариации; среди приёмов: арпеджирование звуков аккорда (смотри Арпеджио), гаммообразное движение, смена регистров, диминуция (дробление долгих тонов темы фигурациями из мелких длительностей), смещение мелодических опор на иные метрические доли. Цельность классической вариационной формы достигается интонационным и тонально-гармоническим единством темы с вариациями, единой линией развития, группировкой вариаций по сходству (в 32 фортепианных вариациях с-moll Бетховена выделяются группы: 1-3, 6-7, 10-11 и так далее) или контрасту, благодаря чему образуется «форма второго плана» (по В. В. Протопопову), например, 3-частная (II часть фортепианной сонаты а-moll ор. 42 Ф. Шуберта). Заключительный характер последней вариации достигается различными способами: возвращением к первоначальному изложению (12 вариаций В-dur для фортепиано KV 500 В. А. Моцарта) или, наоборот, сменой метра («Je suis Lindor» для фортепиано KV 354 Моцарта), ускорением темпа (IV часть 10-й сонаты G-dur для скрипки с фортепиано Бетховена), увеличением масштаба и радикальным изменением формы - вплоть до фуги; возможна и собственно кода. Помимо преобладающих однотемных вариаций бывают двухтемные (двойные: II часть 103-й симфонии Es-dur Й. Гайдна) и, редко, трёхтемные (тройные: «Увертюра на русские темы» Н. А. Римского-Корсакова).

У венских классиков преобладают строгие фигурационные вариации (1 часть 12-й сонаты As-dur Бетховена), у романтиков - свободные жанрово-характерные (12 «симфонических этюдов» для фортепиано Р. Шумана); в русской музыке распространён тип «глинкинских» вариаций с удержанной мелодией (так называемое сопрано остинато), как в «Персидском хоре» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». В вариационной форме пишут самостоятельные произведения (Рапсодия на тему Паганини С. В. Рахманинова), части циклов (II часть 3-го концерта для фортепиано с оркестром С. С. Прокофьева), арии, хоры, песни, а также разделы крупной формы (например, в I части 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича).

В музыке 20-21 века вариационная форма получает особенно широкую трактовку, в том числе благодаря нетрадиционным темам (отдельный аккорд, интервал, звук) и новым техникам композиции (додекафонные Вариации для фортепиано ор. 27 А. Веберна).

Лит.: Мüller-Blattau J. Gestaltung-Umgestaltung: Studien zur Geschichte der musikalischen Variation. Stuttg., 1950; Протопопов Вл. Вариации в русской классической опере. М., 1957; он же. Вариационные процессы в музыкальной форме. М., 1967; он же. Очерки по истории инструментальных форм XVI - начала XIX в. М., 1979; Nelson R. U. The technique of variation... from А. de Cabezôn to М. Reger. 2nd ed. Berk.; Los Ang., 1962; Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. 2-е изд. М., 1987. Смотри также литературу при статье Музыкальная форма.

Технологическая карта урока

Предмет

Музыка

Класс

3в класс

Тип урока

Усвоения новых знаний

Технология построения урока

Изучение и первичное закрепление нового материала

Тема

«Вариации»

Цель

Сформировать представление о вариации, как о музыкальной форме, уметь отличать на слух особенности построения вариаций

Основные термины и понятия

Музыкальная форма, вариации, простые вариации, свободные вариации

Планируемый(ожидаемый) результат

Знать значение понятия вариации, простые и свободные вариации, уметь определять в музыкальных произведениях вариационную форму, отличать на слух простые и свободные вариации, создать модель вариаций

Предметные умения

Личностные УУД: развивать музыкально – эстетический вкус, музыкальный слух, умение реализовывать свой творческий потенциал в процессе индивидуального и коллективного действия, формировать умение отличать форму вариаций па слух, взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач

Регулятивные УУД: формировать умение контролировать и корректировать собственные учебные действия, понимать усепхи и неудачи в вокально – хоровой деятельности, творческих заданиях на слух

Познавательные УУД: уметь распознавать виды вариаций, опираясь на средства музыкальной выразительности, знать музыкальные области применения вариационной формы

Организация пространства

Инструмент, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Восприятие и анализ музыкального произведения

Вокально – хоровая работа

Создание модели свободных вариаций

Запись определений в рабочих тетрадях

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости

Актуализация опорных знаний и умений

Стимулирование познавательной деятельности учащихся посредством демонстрации презентации, знакомство с терминами музыкальная форма, вариации

Постановка учебной проблемы

Выдвижение проблемно – поискового задания, организация путей решения с помощью наводящих вопросов

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Теоретическое разграничение видов вариаций, раскрытие их особенностей

Открытие нового знания

Открытие нового знания через теорию

Первичная проверка понимания

Создание проблемной ситуации через слушание, организация путей решения

Применение новых знаний

Организация коллективно – исполнительской деятельности, связь ее с проблемой урока, логическое построение драматургии урока, выполнение творческого задания

Проверка эмоциональной, деятельностной сферы, уровня овладения учебным материалом

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД): познавательная деятельность учащихся

Регулятивные:корректировать собственное исполнение

Коммукативные:эмоционально – образный настрой

Музыкальное приветствие: - Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передавая частичку хорошего настроения.

Какая песня звучала, когда вы заходили в класс? Эта песня звучала не случайно, сегодня, опираясь на нее, мы будем говорить о музыкальной форме вариации. (1 слайд)

Учащиеся под музыку р.н.п. «Во поле береза стояла…» входят в класс, приветствие: - Здравствуйте, учитель!

Актуализация знаний

Предметные: знакомство с новой музыкальной формой

Метапредметные (УУД): выделение главной цели урока

Познавательные: выбор критериев для сравнения

Коммукативные:сотрудничество с учителем

Исполним прозвучавшую песню. (2 слайд)

Вариации – старейшая музыкальная форма,зародилась она в народном творчестве. Народные исполнители обычно повторяли свои напевы по несколько раз, при этом, каждое новое исполнение звучало в измененном варианте. В современном искусстве вариации широко применяются композиторами в популярной музыке, так как она в основном состоит из песен, где повторяются куплеты.

Что же обозначают термины – музыкальная форма и вариации? (3 слайд)

Учащиеся принимают участие в коллективном пении, воспринимают рассказ учителя

Работают с презентацией,

записывают термины в тетрадь

Постановка учебной проблемы

Предметные: определить на слух отличительные особенности вариационной формы

Метапредметные (УУД):готовность к логическим действиям

Познавательные: мысленное расчленение произведения на части

Регулятивные: умение действовать по плану

Коммукативные: умение участвовать в совместной деятельности

Послушайте песню, звучавшую в начале урока, посмотрите видеоклип. (4 слайд)

Дайте ответы на вопросы.

(5 слайд)

Учащиеся слушают, анализируют, отвечают на вопросы.

Формулирование проблемы планирование

Личностные: слушать, находить нужную информацию в презентации

Метапрдметные (УУД): разделение общих и частных понятий

Регулятивные: оценка собственных умозаключений

Тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной. Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского смысла.

Такие вариации делятся на простые и свободные.

Слушают, отмечают различие видов вариаций

Открытие нового знания

Предметные: более полное знакомство со средствами музыкальной выразительности

Метапредметные (УУД): знакомить с терминами «свободные и простые» на примере вариаций

Познавательные: искать пути решения в ответе на вопрос о сложности вариаций

Регулятивные: формировать наводящие и проблемные вопросы

Коммукативные: участие в совместной деятельности, поиск компромиссов

Создавая вариации, композиторы применяют средства музыкальной выразительности. Повторим некоторые из них.

(6 слайд)

Сейчас мы еще раз услышим песню «Во поле береза стояла» в новом исполнении. П. И. Чайковский включил её в финал Симфонии №4. В этом произведении русская песня рисует картину праздничного народного веселья. Как только вы услышите звучание знакомой темы - поднимите руку иопределите, какие это вариации: простые или свободные.

(7 слайд)

Работают с презентацией, зачитывают термины, дают характеристику.

Активно слушают музыку, делают выводы.

Физкультминутка

Соблюдение здоровье сберегающих технологий

Физкультминутка «Елочка» (8 слайд)

Встают, выполняют упражнения

Применение нового знания

Предметные: применение полученных знаний в создании модели вариаций

Метапредметные (УУД): умение анализировать проблемы войны и мира

Познавательные: формированиемотивации к культуре другой страны

Регулятивные: контролировать свои эмоции

Коммукативные: участие в вокально-хоровой работе, воспринимать окружающий мир

А сейчас вы познакомитесь с японской народной песней «Сакура». (9 слайд)

Что такое сакура?

Япония – это страна земледельцев. Поэтому японцы уделяют много внимания растениям, причем воспеваемые растения часто не имеют практической значимости. Сакура – это несъедобная разновидность вишни, тем не менее, перед храмами высаживаются аллеи из деревьев сакуры, за ее цветением в конце марта – начале апреля следят все средства массовой информации, поклонение носит религиозный и эстетический характер (наслаждаются красотой).

Исполним эту песню на русском и японском языке. (10, 11 слайды)

Какой язык более благозвучен с нежным характером песни?

А нет ли у вас ощущения, что эту песню хочется продолжить?

Незаконченность – это особенность японской музыки.

Сейчас прозвучат вариации на тему «Сакура», но прежде послушайте о страшной трагедии, произошедшей в Японии в 1945 году.

6 августа 1945 года в 8 часов утра, когда японцы спешили на работу, над городом Хиросима показались три самолета. У ведущего самолета открылись люки, и от него отделилась и начала падать бомба. Когда она взорвалась, то превратилась в гигантский огненный шар, который вобрал в себя весь город, а затем поднялся над ним невиданным грибообразным облаком. В аду оказались ни в чем неповинные жители Хиросимы. А 9 августа та же участь постигла другой японский город - Нагасаки. Погибли сотни и сотни тысяч людей, а те, кто выжил, были обречены. Как вы понимаете, последствия взрывов потрясли и ужаснули всех, в том числе и российского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Все свои переживания, сочувствие японскому народу композитор выразил в вариациях на тему японской народной песни "Вишня". Чуть позже в Японии вышла книга, которая называлась "Девочка Садако хочет жить". Семья девочки попала в эту трагедию. Девочка заболела неизлечимой болезнью. Садако очень хотела поправиться и однажды, она спросила у доктора: "Буду ли я жить?". Доктор ответил: "Да. Ты поправишься, когда сделаешь тысячу бумажных журавликов." Девочка так любила жизнь, тех, кто был рядом с ней, но, несмотря на это Садако не успела сделать тысячу журавликов. В память о ней дети Японии сделали тысячу журавликов и запустили их в небо.

Слушание музыки.

(12-32 слайды)

Какой философский смысл заложен в произведение?

Люди должны помнить о страшных уроках истории. А музыка предостережет их от необратимых действий.

На партах перед вами «Модель вариаций Д. Б. Кабалевского».(Пр. 1)

Посоветуйтесь друг с другом и решите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор.

Сделайте вывод – эти вариации простые или свободные? Почему?

После это задание проверяется на экране.

(33 слайд)

Вспоминают, отвечают

Участвуют в вокально–хоровой работе.

Аргументируют ответ

Аргументируют свой ответ

Учащиеся слушают,

Участвуют в рассказе о историческом событии, эмоционально сопереживают

Слушание с просмотром презентации

Дают

аргументиро - ванный ответ

Работа в парах с «Моделью вариаций»

Свободные, потому, что использованы почти все средства музыкальной выразительности, первоначальная тема узнается с трудом.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные: осознание развитости музыкально – эстетического чувства

Метапредметные (УУД): умение самоопределиться в оценивании усваемого содержания, обеспечивающего личный моральный выбор

Регулятивные: понимание успешности и причин неудач

Коммукативные:уменииеучаствовать в совместной деятельности

В конце урока мне хочется узнать, как вы оцениваете свою деятельность на уроке. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны хлопните в ладоши один раз, если нет, стукните один раз ногой.

На сегодняшний день существует множество определений понятия вариационной формы. Различные авторы предлагают свои варианты:

Вариациомнная фомрма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, _ музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века) .

Вариационной называется форма, основанная на видоизмененных повторениях темы (также двух и более тем) .

Вариационной формой или вариационным циклом называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений (называемых вариациями) .

Вариационная форма, кроме того, носит названия «вариации», «вариационный цикл», «тема с вариациями», «ария с вариациями», партита (другое значение партиты _ сюита танцев) и др. Сами вариации имели множество исторических наименований: Variatio, Veranderungen («изменения»), дубль, versus («стих»), глоса, floretti (буквально «цветочки»), lesargements («украшения»), evolutio, parte («часть») и др. Вариации сочиняли и величайшие композиторы, и концертирующие исполнители-виртуозы, их музыкальное содержание простирается от непритязательного варьирования простейшей темы (типа вариаций D-dur для мандолины Бетховена) до вершин интеллектуальной сложности в музыке (ариетта из 32 сонаты Бетховена) .

Следует различать вариационную форму и вариационность как принцип. Последний имеет неограниченный спектр применения (варьироваться могут мотив, фраза, предложение в периоде и т. д., вплоть до варьированной репризы в сонатной форме). Однако однократное применение принципа варьирования не создаёт на его основе форму. Вариационная форма возникает только при систематическом применении этого принципа, поэтому для её создания необходимо не менее двух вариаций.

Тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной. Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского. В отношении жанров темами вариаций выступали хоралы, традиционные басы пассакалии и чаконы, сарабанда, менуэт, гавот, сицилиана, ария в двух значениях этого слова (певучая мелодия, как бы для духовых, от фр. «air» _ «воздух», и ария из оперы), народные песни разных стран, темы для вариаций других авторов и мн. др. .

Вариации принято классифицировать по четырём параметрам:

по тому, затрагивает ли процесс варьирования тему или только сопровождающие голоса выделяют: прямые вариации, косвенные вариации;

по степени изменения: строгие (в вариациях сохраняются тональность, гармонический план и форма темы), свободные (широкий диапазон изменений, в том числе гармонии, формы, жанрового облика и т. д.; связи с темой порой условны: каждая вариация может достигать самостоятельности как пьеса с индивидуальным содержанием);

по тому, какой метод варьирования преобладает: полифонические, гармонические, фактурные, тембровые, фигурационные, жанрово-характерные;

по количеству тем в вариациях: однотемные, двойные (двухтемные), тройные (трехтемные) .

В.Н. Холопова в своей книге «Формы музыкальных произведений» представила следующий вариант классификации:

Вариации на basso ostinato (или на выдержанный бас, «полифонические вариации»).

Вариации фигурационные (орнаментальные, «классические»).

Вариации на выдержанную мелодию (или на soprano ostinato, так называемые «глинкинские вариации»).

Вариации характерные и свободные.

Вариантная форма.

Кроме того, обособляются вариации двойные и многотемные, в которых встречаются все названные виды варьирования, и вариации с темой в конце. При этом не упускается из виду, что могут быть смешанные виды вариаций .

Тем не менее, в процессе исторического развития закрепились преобладающие типы вариаций с боле или менее стабильными комбинациями названных признаков. В качестве основных типов вариаций укрепились: вариации на выдержанную мелодию, вариации на basso ostinato, фигурационные вариации и жанрово-характерные вариации .

Эти типы существовали параллельно (по крайней мере, с XVII века), но в разные эпохи какие-то из них были более востребованы. Так, композиторы эпохи барокко чаще обращались к вариациям на basso ostinato , венские классики _ к фигурационным, композиторы-романтики _ к жанрово-характерным. В музыке XX века все эти типы сочетаются, появляются новые, когда в качестве темы может выступать отдельный аккорд, интервал и даже отдельный звук.

Кроме того, существуют несколько специфических типов вариаций, которые встречаются реже: это вариационная кантата эпохи барокко и вариации с темой в конце (появившиеся на исходе XIX века). Определенным родством с вариационной формой обладают куплетно-вариационная и куплетно-вариантная формы. Близка вариациям также хоральная обработка XVIII века.

Важно отметить, что во многих произведениях применяются разные типы варьирования. Например, начальная группа вариаций может быть вариациями на выдержанную мелодию, далее _ цепь фигурационных вариаций.

Любой вариационный цикл _ разомкнутая форма (то есть новые вариации можно в принципе прибавлять бесконечно) . Поэтому перед композитором встает задача создать форму второго порядка. Это может быть «волна» с нарастанием и кульминацией, либо любая типовая форма: наиболее часто это трёхчастная форма или рондо. Трёхчастность возникает в результате введения контрастной вариации (или группы вариаций) в середине формы. Рондообразность возникает вследствие неоднократного возвращения контрастного материала.

Часто вариации объединяются в группы, создавая локальные нарастания и локальные кульминации. Это достигается за счёт единой фактуры или за счёт ритмического нарастания (диминуирование). Ради придания форме рельефности и чтобы как-то разбить непрерывный поток сходных вариаций, уже в классическую эпоху в развёрнутых циклах одна или несколько вариаций проводились в другом ладу. В вариациях XIX века это явление усилилось. Теперь уже отдельные вариации могут проводиться в других тональностях (например, «Симфонические этюды» Р. Шумана _ при исходном cis-moll, есть вариации в E-dur и gis-moll, финальная вариация _ Des-dur) .

Возможны различные окончания вариационного цикла. Завершение может быть сходным с началом либо, наоборот, максимально контрастным. В первом случае в конце произведения проводится тема в близком к первоначальному варианте (например, С. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3, 2-я часть). Во втором _ окончание представляет собой максимум продвижения в данном направлении (например, самые мелкие во всем цикле длительности). Ради контраста финальной вариации может меняться метр и жанр (частое явление у Моцарта). Как наибольший контраст гомофонной теме в конце цикла может звучать фуга (в классическую и послеклассическую эпоху) .

Вариационный способ развития находит широкое и высокохудожественное применение у русских классиков и связан у них с вариационностью, как одной из характерных черт русского народного творчества. В композиционной структуре тема с вариациями _ это способ развития, обогащения и всё более глубокого раскрытия первоначального образа .

По своему смыслу и выразительным возможностям, форма вариаций призвана разносторонне и разнообразно показать основную тему. Тема эта обычно проста и вместе с тем содержит в себе возможности для обогащения и раскрытия её полного содержания. Также трансформация основной темы от вариации к вариации должна идти по линии постепенного нарастания, приводящего к конечному результату.

В XIX столетии наряду со многими образцами вариационной формы, в которых отчетливо отражена преемственность основных методов варьирования, проявляется новый тип этой формы, так называемые свободные вариации.

Свободными называются вариации, отступающие от темы в отношении формы (структуры), обычно _ и от тональности. Название «свободные» применяется главным образом к вариациям XIX, затем XX вв., когда структурные изменения становятся принципом организации вариационных форм. Отдельные свободные вариации обнаруживаются у венских классиков в ряду строгих вариаций .

В дальнейшем направление, намеченное в этих вариациях, получило значительное развитие. Его основные черты:

  • 1) Тема или ее элементы изменяются таким образом, что каждой вариации придается индивидуальный, очень самостоятельный характер. Такой подход к обработке темы можно определить, как более субъективный, по сравнению с тем, который проявлялся у классиков. Вариациям начинает придаваться программный смысл.
  • 2) Благодаря самостоятельности характера вариаций весь цикл превращается в нечто подобное сюите. Иногда появляются связки между вариациями.
  • 3) Возможность смены тональностей внутри цикла, намеченная Бетховеном, оказалась очень уместной для подчеркивания самостоятельности вариаций посредством разницы в тональном колорите.
  • 4) Вариации цикла, в ряде отношений, строятся довольно независимо от структуры темы:
    • а) меняются тональные отношения внутри вариации;
    • б) вводятся новые гармонии, часто совершенно изменяющие колорит темы;
    • в) теме придается иная форма;
    • г) вариации настолько удаляются от мелодико-ритмического рисунка темы, что представляют собой пьесы, лишь построенные на отдельных ее мотивах, развитых совсем иначе.

Все перечисленные черты, разумеется, в различных произведениях XIX-XX столетий проявляются в неодинаковой мере .

Свободные вариации _ это тип вариаций, связанный методом варьирования. Такие вариации характерны для послеклассической эпохи. Облик темы тогда был предельно изменчив, и если заглянуть из середины произведения в его начало, то можно было и не узнать основную тему. Такие вариации представляют целую серию контрастных по жанру и смыслу вариаций близких основной теме. Здесь различие преобладает над сходством.

Формула вариации хоть и остаётся A, Al, A2, A3 и т.д., но основная тема уже не несёт первоначальный образ. Может варьироваться и тональность и форма темы, может доходить до приёмов полифонического изложения. Композитор может даже вычленить какой-то фрагмент темы и варьировать только его.

Принципы варьирования могут быть: ритмические, гармонические, динамические, тембральные, фактурные, штриховые, мелодические и т.д. Исходя из этого многие вариации могут находиться обособленно и напоминать больше сюиту, чем вариации. Количество вариаций в этой форме не ограниченно (как, например, в классических вариациях, где 3-4 вариации _ это как бы экспозиция, две средние _ разработка, последние 3-4 _ это мощное утверждение основной темы, т.е. тематическое обрамление) .

Варьирование народных мелодий _ это обычно свободные вариации. Примером свободных вариаций, из которых часть сохраняет значительную близость к теме, а часть, наоборот, от нее удаляется, может служить и произведение «Вещий сон», обработку которого написал Вячеслав Анатольевич Семёнов.

Таким образом, многовековая музыкальная практика народов разной национальности послужила источником возникновения вариационной формы. Здесь мы находим образцы как гармонических, так и полифонических стилей перечислить исторические типы вариаций и типы варьирования. Вариационный принцип развития берет свое начало в народном музыкальном творчестве, в первую очередь песенном. Вариационные формы получили в музыке очень широкое и разнообразное применение. Они встречаются и как форма отдельного произведения, и как часть цикла (сюиты, сонаты, симфонии), и как форма раздела какой-либо сложной формы (например, средняя часть сложной трехчастной формы). В вокальной музыке - как форма песен, арий, хоров. Очень распространена форма вариаций в инструментальных жанрах - сольных и оркестровых (разновидность - оркестровые вариации).

А А1 А2 А3 А4 …

Вариации

Тема может быть сочинена самим композитором, заимствована из народной музыки или из произведения другого композитора. Она пишется в любой простой форме: в форме периода, двухчастной, трехчастной. Тема повторяется с различными изменениями в ладе, тональности, ритме, тембре и т. п. В каждой вариации может меняться от одного до нескольких элементов музыкальной речи.

В разные эпохи существовали свои разновидности вариационной формы.

Еще в старинных народных песнях основная мелодия изменялась (варьировалась) при повторении с разными словами. Варьировались и инструментальные наигрыши.

Тип вариаций зависит от того, каким способом и насколько сильно изменяется тема.

Вариации на неизменный бас (basso ostinato) илистаринные вариации были известны еще в XVI веке в Европе. Модные тогда танцы пассакалья и чакона писались в форме, основанной на постоянном повторении темы в басу, при этом варьировались только верхние голоса.

Вариации на неизменную мелодию (soprano ostinato) наиболее близки народной музыке. Они строятся так: мелодия (народная или сочиненная композитором в характере песни или танца) повторяется без изменений, а сопровождение варьируется. Такой тип вариаций ввел в русскую классическую музыку М. И. Глинка, поэтому они иногда называются «глинкинские» .

В западноевропейской классической музыке XVIII и первой половины XIX сложились строгие (орнаментальные) вариации . Замечательные художественные образцы использования этой формы можно найти в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Ван Бетховена - «венских классиков» (в Вене созданы их основные сочинения).

В строгих вариациях изменяется и мелодия, и сопровождение. Но строго сохраняется общие контуры темы, ее форма и гармония. Каждая последующая вариация, сохраняя основу темы, словно облекает ее в другую оболочку, расцвечивает ее новым орнаментом, именно поэтому строгие вариации называются также орнаментальными. Первые вариации более сходны с темой, последующие более удалены от нее и сильнее отличаются друг от друга. Примерно в центре произведения находится одна или несколько вариаций, написанных в ладу, противоположном основному.



Приемы, которыми композиторы пользовались в вариациях, связаны с популярным в XVII - XVIII веках искусством импровизации. Каждый исполнитель-виртуоз, выступая на концерте, обязан был фантазировать на предложенную публикой тему (мелодию популярной песни или оперной арии). Традиции бесконечно разнообразного варьирования исходной темы существуют и поныне в джазовой музыке.

Свободные или романтические вариации появились во второй половине XIX века. Здесь каждая вариация является практически самостоятельной пьесой и связь ее с темой очень слабая.

В музыке встречаются вариации на две, а иногда и на три темы, которые варьируются поочередно. Вариации на две темы называют двойными:

А В А1 В1 А2 В2 А3 В3 … илиА А1 А2 А3 … В В1 В2 В3 …

Я 2-я Вариации 1-я Вариации 2-я Вариации

Тема тема тема тема

Вариации на три темы называются тройными .

Вариации могут быть самостоятельным произведением (тема с вариациями) или частью любой другой крупной формы.

Задания:

1. Придумайте образные сравнения с вариационной формой.

Например:

Актер в различных ролях, используя грим, костюмы,

перевоплощаясь,

он каждый раз предстает перед зрителями другим человеком;

Пейзаж за окном изменяется со сменой времен года;

В домашних альбомах хранятся фотографии, на которых один и тот

же человек снят в течение всей жизни от младенчества до старости,

его порой трудно даже узнать на снимках и т.п.

Нарисуйте то, что вы придумали.

2. Найдите в своем репертуаре произведение, написанное в

вариационной форме. Определите тип вариаций.

3. Пользуясь диаграммой, найдите даты жизни и смерти В. А. Моцарта.

Куранта – французский танец (в переводе с французского означает «текущая», «бегущая»). Темп танца умеренно-быстрый в трехдольном метре.

Сарабанда – старинный испанский танец. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе, метр трехдольный.

Жига – старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением в размерах 6 , 12 . Танец исполнялся под

аккомпанемент старинной скрипки, которая за необычайно выпуклую форму прозвали «жига», что означает «окорок». Это слово и стало названием танца.

К началу XVIII века, когда писали музыку великие немецкие композиторы И. С. Бах и Г. Ф. Гендель эти танцы уже устарели, их не танцевали, а только слушали. Как правило, между сарабандой и жигой вставляли добавочные танцы, реально бытовавшие в то время: менуэт, гавот, бурре, полонез, паспье, ригодон и другие. Со временем в сюиту включаются и нетанцевальные части: увертюры, прелюдии, токкаты, фантазии, арии и даже пьесы с собственными названиями (например «Сельское рондо»).

Классическая танцевальная сюита на протяжении XVIII века имела ведущее значение среди крупных инструментальных произведений. Сюитные циклы писали для клавесина, инструментального ансамбля или небольшого оркестра. К концу XVIII века классическая танцевальная сюита уступает место сонате и симфонии, но вновь возрождается в XIX веке.

Это уже иной цикл. В сюиту объединяются разнохарактерные пьесы любого содержания, жанров и форм. Часто сюита бывает программной: композиторы дают название всей сюите или отдельным ее частям. От старой сюиты сохраняется принцип контрастного чередования частей, но они не пишутся больше в одной тональности.

Во второй половине XIX века возник особый вид сюит из музыки оперы, балета или музыки к спектаклю, а в ХХ веке – из музыки к кинофильмам.

Задания:

1. Найдите в тетради по музыкальной литературе сюиты, которые вы

слушали на уроках. Выпишите их названия и авторов.

3. Вспомните, как различался характер следующих друг за другом

частей, их темп, лад?

4. При помощи диаграммы найдите даты жизни И. С. Баха.