Пять самых высокоразвитых древних цивилизаций земли, о которых следует знать каждому. Древние цивилизации мира Понятие мировая цивилизация

По мнению философа и социолога Адама Фергюсона, цивилизацией можно назвать стадию общественного развития, характеризующуюся наличием социальных классов, письменности, городов, развитием ремесел и земледелия, и – главное – рационализацией мышления.

Отталкиваясь от этого определения, попробуем выяснить, какие самые древние цивилизации нашей планеты известны историкам, а также узнать, как они были образованы, чего достигли и как стали частью истории Древнего мира. Также на сайте сайт представлена статья о самых загадочных цивилизациях в истории.

Самая древняя цивилизация

Шумеры

Период зарождения : между IV и III тысячелетием до н.э.


Данные, которыми располагают историки, свидетельствуют о том, что именно шумерская цивилизация предшествовала остальным. Шумеры пришли на плодородные земли в междуречье Тигра и Евфрата, также известные как Месопотамия, в конце IV тысячелетия до н.э., прогнав с насиженного места племена протошумеров. Цивилизация шумеров имела ярко выраженный сельскохозяйственный характер, поддерживаемый разветвленной системой ирригации, от которой зависела жизнь первых городов-государств Месопотамии (Киш, Урук, Сиппар и т.д.). Обводнительные каналы способствовали своевременной транспортировке воды к засеянным полям, осушительные каналы, дамбы и плотины помогали избежать затопления посевов при бурном разливе Евфрата.


Шумеры считаются основателями клинописи – самой ранней из известных науке форм письменности. Самый древний памятник шумерской письменности – табличка из города Киш, приблизительно датирующаяся 3500 годом до н.э. Система символов, изображенных на ней, является переходным звеном от пиктографической протописьменности к клинописи.


С развитием письменности началось формирование основ цивилизации: происходит урбанистическая революция, шумеры отправляют поселенцев для создания колоний на отдаленных землях Месопотамии, совершенствуется архитектура, возводятся монументальные храмы с прилегающими хозяйствами, усугубляется социальное неравенство. Согласно результатам археологических исследований, шумеры обладали знаниями о добыче и выплавке меди, а также были хорошо знакомы с колесом.


Каждый шумерский город представлял собой независимое государство – «ном» – с вождем и богом-покровителем. В таком городе, прототипе древнегреческих полисов, могло проживать до 50-60 тысяч человек. Однако своеобразный центр все же был – это ном Ниппур, в котором находилось святилище Энлиля, главного божества шумерского пантеона, одной из самых древних религий мира.


Что касается социального строя шумеров, жители каждого нома могли принадлежать к одной из четырех страт: знать (храмовые жрецы, старейшины), ремесленники-торговцы, земледельцы-общинники и воины. Были также рабы – должники, отдавшие себя в полное распоряжение кредитора, и военнопленные, находящиеся в самом низу лестницы иерархии.


На сегодняшний день история загадочной цивилизации шумеров обросла огромным количеством домыслов, однако доподлинно известно, что этот народ обладал знаниями о гелиоцентрической системе мира, знал о круге зодиака, владел шестидесятеричной системой счисления (его отголоски дошли до нас в циферблате часов и разделении года на сезоны и месяцы) и вел историческую хронику.

Тайны первых цивилизаций – шумеры

В XXIV веке до н.э. шумерская цивилизация была завоевана и поглощена Вавилонским царством.

Древние цивилизации: тайны и гипотезы

Атлантида


Об Атлантиде, цивилизации, упомянутой в «диалогах» Платона, мы знаем только то, что она существовала около 9 тысяч лет назад, располагалась на островах рядом с Гибралтарским проливом и ушла на дно океана вследствие мощнейшего землетрясения. Большинство современных ученых сходится во мнении, что Атлантида – не более чем выдумка древнегреческого философа, однако многие исследователи все еще не оставляют надежды обнаружить подтверждение ее существования.

Лемурия (Му)


В эпосе жителей Тибета, Индии и Полинезии можно найти упоминания о древней цивилизации, именуемой Лемурия. Согласно легендам, около 80 тысяч лет назад воды Индийского океана омывали материк, населенный змееголовыми протолюдьми.


В середине XIX века ученые предположили, что остров Мадагаскар может являться частью затонувшего континента. Более поздние исследования показали, что около 60 миллионов лет назад Мадагаскар был частью полуострова Индостан – возможно, никакой загадки нет, и пресловутая Лемурия – часть Индостанской плиты, ранее отделенной от Азиатского континента.

Гиперборея


Еще один загадочный северный материк, жителям которого приписывают создание древнейшей славянской цивилизации. Указание на Гиперборею очень часто встречается в древнегреческой мифологии, но все-таки подавляющее большинство исследователей склоняются к псевдоисторическому характеру этой локации.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

На заре человечества южную часть Месопотамии, которую в классическую эпоху называли Вавилонией, заселяла самая первая цивилизация на Земле. Ныне это территория современного Ирака, простирающаяся от Багдада до Персидского залива, площадью в общей сложности около 26 тыс. кв. км.

Место отличается очень сухим и жарким климатом с выжженными и выветренными, низкоплодородными почвами. Речная равнина, лишенная камней и минералов, болота, затянутые тростником, полное отсутствие древесины - именно такой была эта земля более трех тысяч лет тому назад. Но народ, заселявший эту территорию и известный всему миру как шумеры, был наделен решительным и предприимчивым нравом, незаурядным умом. Он превратил безжизненную равнину в цветущий сад и создал то, что впоследствии назовут не иначе как "первая цивилизация на Земле".

Происхождение шумеров

Достоверных сведений о происхождении шумеров нет. До настоящего времени ученым-историкам и археологам сложно сказать, были ли они коренными жителями Месопотамии или пришли на эти земли извне. Второй вариант рассматривается как наиболее вероятный. Предположительно представители пришли со стороны гор Загроса, или даже Индостана. Сами шумеры о своем происхождении ничего не писали. В 1964 году впервые было высказано предложение о рассмотрении данного вопроса с различных аспектов: лингвистического, расового, этнического. После этого поиски истины окончательно углубились в языковедение, в выяснение генетических связей шумерского языка, считаемого в настоящее время изолированным.

Шумеры, которыми была основана первая цивилизация на Земле, сами себя так никогда не называли. По сути, это слово обозначает территорию, юг Месопотамии, на Шумеры же звали себя «черноголовыми».

Язык шумеров

Лингвисты определяют шумерский язык как агглютинативный. Это обозначает, что образование форм и производных идет путем добавления однозначных аффиксов. Язык шумеров состоял в основном из односложных слов, поэтому сложно даже представить сколько их было, - одинаково звучащих, но отличающихся по смыслу. В древних источниках, по подсчетам ученых, их около трех тысяч. При этом больше 100 слов употребляется всего по 1-2 раза, а наиболее часто используемых всего 23.

Как уже было сказано, одна из главных особенностей языка - обилие омонимов. Скорее всего, существовала богатая система тонов и ларингальных звуков, который в графике глиняных табличек прочесть сложно. Кроме того, первая цивилизация на Земле имела два диалекта. Литературный язык (эме-гир) использовался наиболее широко, а жрецы говорили на тайном наречии (эме-саль), доставшемся от предков и, скорее всего, не тоновом.

Шумерский язык был посредником и использовался на всей территории южной Месопотамии. Поэтому его носитель не обязательно являлся этническим представителем этого древнего народа.

Письменность

Вопрос о создании шумерами письменности остается спорным. Однако факт заключается в том, что они ее совершенствовали и трансформировали в клинопись. Они очень ценили искусство письма и относят его появление к самому началу создания своей цивилизации. Вполне вероятно, что на заре истории письменности использовалась не глина, а другой, более легко разрушающийся материал. Поэтому много информации утеряно.

Самая первая цивилизация на земле до нашей эры, если быть беспристрастным, создала свою собственную систему письма. Процесс был длительным и сложным. Изображенная древним художником газель - это искусство или послание? Если он сделал это на камне, в тех местах, где много животных, то это будет полноправным сообщением для его товарищей. Оно говорит: «Здесь много газелей», а значит, будет хорошая охота. Сообщение вполне могло включать несколько рисунков. Например, стоит добавить льва, и уже звучит предупреждение: «Здесь много газелей, но есть опасность». Данный исторический этап считают первой ступенью на пути к созданию письменности. Постепенно рисунки трансформировались, упрощались и стали носить схематический характер. На картинке вы видите, как происходило это превращение. Люди заметили, что на глине легче делать оттиски тростниковой палочкой, а не рисовать. Исчезли все закругления.

Древние шумеры - первая цивилизация на земле, которая обрела свою состояла из нескольких сотен знаков, причем наиболее употребляемыми были 300. Большинство из них имело несколько схожих значений. Клинопись использовалась в Месопотамии почти 3000 лет.

Религия народа

Работу пантеона шумерских богов можно сравнить с ассамблеей, во главе которой находился верховный «царь». Такое собрание делилось далее на группы. Основная из них известна под именем «Великие Боги» и состояла из 50 божеств. Именно она, по представлениям шумеров, вершила судьбы людей.

Согласно мифологии был создан из глины, замешанной на крови богов. Вселенная состояла из двух миров (верхнего и нижнего), разделенных землей. Интересно, что уже в те времена у шумеров существовал миф о всемирном потопе. Кроме того, до нас дошла поэма, повествующая о сотворении мира, отдельные эпизоды которой очень тесно пересекаются с главной христианской святыней - Библией. К примеру, последовательность событий, в частности, сотворение на шестой день человека. Ведутся горячие споры о подобной связи языческой религии и христианства.

Культура

Шумерская культура является одной из самых интересных и ярких среди остальных народов, населявших Двуречье. К третьему тысячелетию она достигла своего расцвета. Люди жили в период активно занимались скотоводством и земледелием, рыболовством. Постепенно исключительно сельское хозяйство сменяло ремесленничество: развивалось гончарное, литейное, ткацкое и камнерезное производство.

Характерными особенностями архитектуры являются: возведение построек на искусственных насыпях, распределение вокруг внутреннего двора помещений, разделение стен вертикальными нишами и введение цвета. Два самых ярких памятника монументального строительства 4 тыс. до н. э. - храмы в Уруке.

Археологами найдено довольно много предметов искусства: скульптуры, остатки изображений на каменных стенах, сосуды, металлические изделия. Все они выполнены с большим мастерством. Чего стоит великолепный шлем из чистого золота (на фото)! Одно из интереснейших изобретений шумеров - печати. На них изображали людей, животных, сцены из быта.

Раннединастический период: 1 этап

Это время, когда подлинная клинопись уже была создана, - 2750-2600 годы до н. э. Для этого периода характерно существование большого количества городов-государств, центром которых было большое храмовое хозяйство. За их пределами существовали большесемейные общины. Основной производительный труд лежал на так называемых храмовых клиентах, которые были лишены права собственности. Уже существовала духовно-политическая верхушка общества - военный вождь и жрец и, соответственно, их ближайшее окружение.

Древний народ обладал незаурядным умом и определенным изобретательским талантом. В те далекие времена люди уже пришли к идее орошения, изучив возможность собирать и направлять в нужное русло илистые воды Евфрата и Тигра. Обогащая почву на полях и в садах органикой, они повысили ее урожайность. Но масштабные работы, как известно, требуют большой рабочей силы. Первая цивилизация на земле была знакома с рабством, более того, оно было узаконено.

Достоверно известно о существовании 14 шумерских городов в указанный период. Причем наиболее развитым, процветающим и культовым был Ниппур, где располагался храм главного бога - Энлиля.

Раннединастический период: 2 этап

Данный период (2600-2500 гг. до н. э.) характеризуется военными конфликтами. Столетие началось поражением правителя города Киш, что предположительно вызвало нашествие эламитов - жителей древнего государства на территории современного Ирана. На юге в военный союз объединился ряд городов-номов. Намечалась тенденция к централизации власти.

Раннединастический период: 3 этап

На третьем этапе раннединастического периода, спустя 500 лет после того момента, когда появилась первая цивилизация на Земле (по предположениям археологов), происходит рост и развитие городов-государств, а в обществе наблюдается расслоение, нарастание социальных противоречий. На этой почве обостряется борьба правителей номов за власть. Один военный конфликт сменялся другим в погоне за гегемонией одного города над всеми. В одном из древнешумерских эпосов, датируемым 2600 г. до н. э., говорится об объединении Шумера под властью Гильгамеша - царя Урука. Спустя еще двести лет большая часть государства была завоевана царем Аккада.

Набиравшая силу Вавилонская империя поглотила Шумер к середине второго тысячелетия до н. э., а шумерский язык утратил статус разговорного еще раньше. Однако еще в течение нескольких тысячелетий он сохранялся в качестве литературного. Это приблизительное время, когда цивилизация шумеров перестала существовать в качестве политической целостной формации.

Очень часто можно встретить информацию о том, что мифическая Атлантида - это первая цивилизация на земле. Атланты, населявшие ее, являются предками современных людей. Однако большая часть научного мира называет этот факт не более чем выдумкой, красивой историей. Действительно, с каждым годом информация о загадочном материке обрастает новыми подробностями, но при этом не имеет какого-либо исторического подкрепления фактами или археологическими раскопками.

В связи с этим все чаще звучит мнение о том, что первая цивилизация на земле возникла в четвертом тысячелетии до нашей эры, и это были шумеры.

Историю человечества можно сравнить с биографией одной семьи - с течением времени одни домочадцы уходят, другие появляются на свет, и каждый проживает жизнь по-своему, оставляя те или иные воспоминания о себе. В случае с глобальной «семьёй» homo sapiens в роли её членов выступают целые цивилизации - некоторым из них удаётся просуществовать тысячи лет, а кое-кому не дано протянуть и нескольких веков, однако так или иначе, место погибшей цивилизации тут же занимает следующая - в этом великая справедливость и великий смысл Истории.

1. Цивилизация ольмеков


Ольмеки - одна из древнейших цивилизаций Центральной Америки, с выдающейся культурой и необычайно высоким для своего времени уровнем развития науки и технологий.

«Визитной карточкой» ольмеков считаются гигантские скульптуры в виде голов, расположенные в современной Мексике. Расцвет ольмекского государства пришёлся на период между 1500-м и 400-м годами до нашей эры, по словам историков, этот народ достиг впечатляющих успехов в архитектуре, сельском хозяйстве, медицине, письменности и других отраслях знания. У ольмеков имелся довольно точный календарь и математическая система, в которой использовалась цифра «0», что можно считать настоящим прорывом.

Просуществовав более тысячи лет, цивилизация ольмеков по невыясненным до сих пор причинам пришла в упадок, однако на её руинах возникли другие государства, такие как…

2. Империя ацтеков


© www.hdwallpapercorner.com

«Золотым веком» ацтекской цивилизации считается период между 1428-м и 1521-м годами - в это время империя охватывала огромные территории, где проживало, по некоторым оценкам, около 5 млн человек, при этом население её столицы, Теночтитлана, располагавшейся на месте современного Мехико, составляло примерно 200 тыс.

Ацтеки многое позаимствовали у цивилизации ольмеков, в том числе - религиозные верования, ритуальные игры, традиции человеческих жертвоприношений, язык, календарь и некоторые достижения науки и культуры. Империя ацтеков была одним из самых богатых и высокоразвитых государств доколумбовой Америки - достаточно упомянуть хотя бы о построенных ими сложнейших акведуках, предназначенных для орошения знаменитых плавучих садов.

С изолированностью ацтекского государства от всего остального мира, а заодно и с самим государством, было покончено, когда отряду испанского конкистадора Эрнана Кортеса был разрешён въезд в Теночтитлан. Можно представить себе удивление испанцев, ожидавших встречи с «примитивными варварами» - их глазам предстал огромный богатый город с широкими улицами и потрясающе красивой архитектурой.

Вероятно, жадность, зависть испанцев к богатству горожан, а также европейские заболевания и современное оружие конкистадоров и привели к уничтожению

ацтекского государства и геноциду великого народа, а всего через несколько лет жертвой европейских захватчиков пала другая индейская цивилизация…

3. Империя Инков


Государство инков, занимавшее территорию современных Перу, Аргентины, Боливии, Чили, Колумбии и Эквадора, просуществовало более трёх веков - с начала XIII-го до конца XVI-го, когда в страну пришли конкистадоры под началом испанца Франсиско Писарро.

Столица империи инков располагалась в горах, на месте современного города Куско. Благодаря необычайно высокому по тем временам уровню развития технологий инки сумели выстроить эффективную систему сельского хозяйства, превратив горные склоны в плодородные поля и разработав технологии их орошения. О высочайшем мастерстве инкских архитекторов свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени строения города Мачу-Пикчу и другие сооружения. На основе астрономических наблюдений и своей математической системы инки создали точный календарь, они разработали собственную письменность, достигли заметных успехов в медицине и других науках. Учёные до сих пор ломают голову, как народу, не обладавшему современными инструментами и приспособлениями, удавалось возводить архитектурные и инженерные шедевры.

Знакомство с европейской цивилизацией стало для инков (как и для других коренных народов Американского континента) настоящей трагедией - большая часть населения была уничтожена европейскими болезнями, оружием конкистадоров и начавшимися междоусобицами различных племён, а их города были разграблены.

Такова печальная участь некогда могущественной страны, размеры которой были сопоставимы с крупнейшими евроазиатскими государствами, например, тем, что мы называем…

4. Персидская империя


Персидская империя на протяжении нескольких веков входила в число основных игроков на мировой политической арене. Обладая выдающимися технологиями и знаниями, персы построили уникальную по своей разветвлённости и качеству сеть дорог, связывавшую самые развитые города империи, разработали не имевшую аналогов систему канализации, создали алфавит и цифры. Они первыми начали использовать ассимиляцию завоёванных народов вместо их истребления, стараясь сделать религиозные и культурные традиции иноземцев частью своей культуры, благодаря чему им удалось создать одно из самых больших и влиятельных государств на планете, такие примеры в истории человечества довольно редки и один из них…

5. Македонская империя


Своим существованием это государство, по большому счёту, обязано одному человеку - Александру Великому. Его империя охватывала часть современных Греции и Египта, территорию бывшей державы Ахеменидов и часть Индии. Александр сумел подчинить себе множество стран благодаря своему таланту полководца и высокому уровню подготовки войск. Не последнюю роль в создании империи сыграла также ассимиляция народов захваченных территорий - браки между солдатами македонского войска и представительницами местного населения.

После смерти Александра Македонского империя просуществовала около трёх веков. В результате многочисленных конфликтов между наследниками легендарного завоевателя страна распалась и большая её часть вошла в состав другого великого государства, под названием…

6. Римская империя


Римская цивилизация зародилась в городах-государствах на территории современной Италии, главным из которых был, конечно, Рим. Империя формировалась под сильным влиянием греческой цивилизации - римляне позаимствовали у греков многие идеи государственного и общественного устройства, которые они сумели с успехом воплотить в жи

знь, в результате чего на карте мира появилась одна из величайших в истории человечества империй. Под властью кесарей разрозненные области Италии объединились, а за счёт успехов римских военачальников молодое государство постепенно превратились в самую влиятельную империю мира, включавшую в себя современные Италию, Испанию, Грецию, Францию, значительные части Германии и Великобритании, области в Северной Африке (в том числе - Египет) и обширные территории на Ближнем Востоке.

Победному шествию римлян по миру помешал развал империи на западную и восточную части. История Западной Римской империи закончилась в 476-м году, Восточная Римская империя, которую ещё называют Византийской, просуществовала почти на тысячу лет дольше - до 1453-го года.

Единая Римская империя была одним из крупнейших государств за всю историю человечества, по величине её превосходили лишь некоторые гиганты, к примеру…

7. Монгольская империя


Государство, охватывавшее самую обширную в истории смежную территорию, появилось на свет по воле великого монгольского полководца, имя которого стало практически синонимом успешной завоевательной политики. История империи Чингисхана длилась чуть более полутора веков, с 1206-го года по 1368-й - за это время под властью первого великого хана и его преемников оказались территории современной России, Индии, Китая и некоторые страны Восточной Европы, в общей сложности площадь захваченных земель составляла около 33 млн км2. Военные успехи монголов объясняются, прежде всего, широким применением кавалерии - у их противников просто не было шанса справиться с бесчисленными ордами искусных всадников, появлявшихся будто ниоткуда и разбивавших пехоту в пух и прах.


От продолжения завоевательной политики монголов удержала смерть великого хана Угэдэя, третьего сына Чингисхана. Кто знает - если бы не стечение обстоятельств, возможно, Западная Европа познакомилась бы со всеми «прелестями» монгольского нашествия. В ходе борьбы за власть нескольких монгольских политических лидеров, империя распалась на четыре государства - Золотую Орду, Ильханат на Ближнем Востоке, империю Юань в Китае и Чагатайский улус в Средней Азии.

Стоит отметить, что монголы не были безмозглыми варварами, какими их часто пытаются представить в своих работах западные историки. На захваченных территориях они вводили довольно гуманные по отношению к коренному населению законы - например, строго запрещалось преследовать местных жителей за их религиозные убеждения. Столь прогрессивной внутренней политике стоило бы поучиться например, элите такого государства, как…

8. Древний Египет


Расположенное в долине реки Нил государство в разных формах существовало более 4 тыс лет. Истории египетской цивилизации посвящены бесчисленные исследования, тысячи книг, художественных и документальных кинофильмов, однако учёные продолжают спорить о технологиях и знаниях древних египтян, которые позволили им создать, например, знаменитые пирамиды Гизы и другие чудеса архитектурной мысли.

Период расцвета Древнего Египта характеризуется высочайшим уровнем развития традиционной религии, египетского языка, медицины, архитектуры, сельскохозяйственных технологий, математики и различных видов искусств. Египет входит в тройку древнейших государств на планете, в их числе - Шумерская и

Индская цивилизации, последняя также носит название…

9. Хараппская цивилизация


Индская цивилизация далеко не так известна, как Древний Египет, хотя оба государства сформировались примерное в одно время - в середине четвёртого тысячелетия до нашей эры. Период существования цивилизации, располагавшейся на территории современного Пакистана, охватывает более полутора тысяч лет.

Одной из отличительных особенностей хараппской цивилизации можно считать мирную, созидательную политику властей, причём как внутреннюю, так и внешнюю.

Пока правители других стран вели войны и запугивали собственных граждан, считая главным инструментом укрепления власти насилие, первые лица Хараппского государства все силы направляли на развитие общества, укрепление экономики и совершенствование технологий.


Археологи утверждают, что в ходе изучения поселений Индской цивилизации они обнаружили лишь небольшое количество оружия, при этом полностью отсутствовали человеческие останки с признаками насильственной смерти, что позволяет сделать вывод о миролюбивости Индского государства.

Хараппцы жили в чистых, хорошо спланированных городах с системами канализации и водоснабжения, практически в каждом доме была ванная и туалет. К сожалению, нам мало известно об Индской цивилизации, однако имеющаяся информация, свидетельствует, что она была одной из самых прогрессивных стран той эпохи.

Доброжелательность и миролюбие были свойственны и народу, создавшему государство на островах Карибского бассейна - мы знаем его под именем…

10. Араваки


Араваки - собирательное название целой группы народов, населявших острова Карибского моря и северную часть Южной Америки. Именно араваки первыми из индейских племён познакомились с Христофором Колумбом по его прибытии в Новый Свет. По разным оценкам, во времена первой экспедиции

Колумба численность островных араваков составляла от 300 до 400 тыс человек, хотя в некоторых источниках приводятся другие цифры - до нескольких миллионов.

Обладая развитой культурой, араваки были очень дружелюбны друг к другу и к чужеземцам - по свидетельствам участников экспедиции, аборигены кричали приближающимся к их островам европейским судам: «Таинос!», что в переводе с местного наречия означает «мир». Отсюда пошло второе общее название островных аравакских племён - таино.

Таино занимались торговлей, земледелием, рыболовством и охотой, в отличие от многих других индейских племён, они практически не участвовали в военных конфликтах. Единственным народом, с которым араваки враждовали, были каннибалы, проживавшие на территории современного государства Пуэрто-Рико.

Аравакская цивилизация характеризуется высокоорганизованной структурой общества, его иерархичностью, а также приверженностью населения общечеловеческим ценностям - например, аравакские женщины имели право отказать мужчине в заключении брака, что для индейцев было неслыханным, впрочем, как и для многих европейцев того времени.

С приходом завоевателей государство араваков быстро пришло в упадок - численность населения в разы сократилась из-за отсутствия иммунитета к болезням Старого Света и вооружённых конфликтов с испанцами. В настоящее время таино считаются вымершими, хотя на некоторых островах Карибского моря сохранились остатки культуры этой некогда высокоразвитой цивилизации.

7 полезных уроков, которые мы получили от компании Apple

10 самых смертоносных событий в истории

Советская «Сетунь» - единственная в мире ЭВМ на основе троичного кода

12 ранее не издававшихся снимков лучших фотографов мира

10 величайших перемен последнего тысячелетия

Возможна ли единая европейская или мировая цивилизация?

Для того, чтобы выяснить возможна ли единая мировая или европейская цивилизация нужно, для начала, сравнить три важнейших понятия в жизни человека: цивилизация, формация и культура.

Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане, т.е. противопоставляется культуре, как материальное, техническое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникальному и гуманному. О. Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культуры... логическое следствие, завершение и исход культуры" . (1) Но такое противопоставление не является адекватным отражением противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультурное образование, и этим она отличается от формации, окружающей систему социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда вытекает сама возможность использования понятия цивилизации для характеристики конкретных пространственно-ограниченных обществ с их своеобразной культурой. Иначе говоря, в мире существует не одна, а множество локальных цивилизаций, способных сохранять свои типичные особенности в различных общественных формациях.

Противопоставление цивилизации и культуры коренится в глубинных противоречиях развития цивилизации, порождающее в ходе своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур, отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретически неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации немыслимо, поскольку она теряет тогда своего субъекта - человека, способного воспроизводить условия цивилизации и развивать ее.

Многообразие культур в рамках цивилизации не исключает наличия у них общих моментов, общих проблем, общих принципов, например, принципов гуманизма, - во-первых, и взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур - во-вторых. То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменяет их значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные общественные формации - каждая по своему - вносят свой вклад в развитие цивилизации. (1) Формация и цивилизация разные среды в развитии общества как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления общественным развитием, ориентируясь либо только на формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация - социоэкономическая категория, цивилизация - социокультурная.

Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего социально-экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил, открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности, для формирования общественных отношений.

В понятии "цивилизация" объединяются социальные и культурные аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественного т.е. Первобытного, состояния и развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные цивилизации, так сказать "формационные": капиталистическая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т.п. В итоге цивилизационный подход терял свою относительную самостоятельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. (1) Если теория формаций ориентирована на выявление закономерностей, присущих обществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совершенно иные познавательные задачи. Две из них являются главными. Первая - это анализ социальных механизмов деятельности людей, обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т.е. цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совершенствуется или устраняются. Если тот или иной механизм устраняется, то начинается деградация связанных с ним социальных структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Гибель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исторического движения, потому что это были локальные катастрофы. Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общества развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.

Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ культуры, как меры развития человека, его способности к деятельности.

Понятие "цивилизации" шире понятия формации, однако эту ее объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя, скажем, утверждать, что цивилизация - это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между явлениями и процессами.

Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны между собой.

Углублением в конкретное познается сущностное в истории, в основе которой заложен вселенский разум, божественный закон - Логос. Истина появляется в диалоге человечества с ним, а точнее - Ответе на его Вызов.

Историческая самобытность Ответов на Вызовы с наибольшей полнотой раскрывается в феномене цивилизаций - замкнутых обществ, характеризующиеся набором определяющих признаков, позволяющих их классифицировать. Движение истории определяется полнотой и интенсивностью Ответа на Вызов, мощью Порыва, направленного навстречу божественному Призыву. Шкала критериев у Тойнби весьма подвижна, хотя два из них остаются стабильными - это религия и формы ее организации, а также "степень удаленности от этого места, где данное общество первоначально возникло" . Попытка классификации по критерию религии выстроила следующий ряд: "во-первых, общества, которые никак не связаны ни с последующими, ни с предыдущими обществами; во-вторых, общества, никак не связанные с предшествующими, но связанные с последующими обществами; в-третьих, общества, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее интимной связью, чем сыновнее родство, через вселенскую церковь, связью, обусловленной движением племен; в-четвертых, общества, связанные через вселенскую церковь с предшествующим обществом сыновними узами; в-пятых, общества, связанные с предшествующими связью более глубокой, чем отеческо-сыновняя, а именно через передаваемую с незначительными изменениями или вообще без них организованную религию правящего меньшинства. Внутри группы родственно связанных обществ можно различить две подгруппы в зависимости от того, принадлежит ли источник творческой силы внутреннему пролетариату родительского общества, создавшего универсальную церковь, или же этот источник чужеродного происхождения". (1) Тойнби строит свою классификацию обществ по генетическому признаку. Православная цивилизация входит у него в категорию "сыновне родственных" (по отношению к эллинской), для которых "церковь чужеродного происхождения" сыграла роль куколки новой бабочки. При этом православная цивилизация распадается на две самостоятельные - собственно православную (Византийскую империю и ее лимитрофы) и российско-православную, пределы расположения которой не совпадают с границами "материнского" общества. (1) Обособленность (и само бытие) любой системы обуславливается тем, что связи между ее элементами более значимы и выражены, чем все прочие связи. Отсюда вытекает понятие "внешней среды" , той области, на которую влияние системы хотя и распространяется, но менее существенно, нежели связи между ее элементами.

Предощутив время как пространство исторической жизни, Тойнби как бы испытывает робость перед этой мыслью. Историю-путь, историю-жизнь, а следовательно, и истину истории он дробит на локальные (в самом непосредственном значении этого термина) цивилизации, общества, тем самым впадая в разобщение с объектом познания, делая невозможным то, что он сам провозгласил в качестве главной цели - постижение тайны мировой истории, становясь пленником осуждаемой им рационалистической отвлеченности и онтологизируя собственные гносеологические модели. Локальные цивилизации - вехи времени, а не острова замкнутой в самой себе истории. Разомкнутая История есть аналог разомкнутой Вселенной. Она открыта постоянно расширяющемуся и углубляющемуся постижению. В этой связи Тойнби развивает концепцию "интеллигентного поля" исторического познания. Каждое общество проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения, возникновения и падения универсальных государств, вселенских церквей, героических эпох; контактов между цивилизациями во времени и пространстве. Жизнеспособность цивилизации определяется возможностью последовательного освоения жизненной среды и развитием духовного начала во всех видах человеческой деятельности, переносом Вызовов и Ответов из внешней среды внутрь общества. И поскольку Вызовы и Ответы на них носят различный характер, поскольку цивилизации оказываются непохожими одна на другую, но главный Ответ на Вызов Логоса определяет сущность единой человеческой цивилизации.

Генезис цивилизаций есть результат поиска адекватных Ответов на Вопросы, предъявляемые людьми либо природой - стимулы "бесплодной земли" и "новой земли" , либо человеческим же окружением - стимулы "удара" и "давления" . Во-первых, новая цивилизация может появиться непосредственно из примитивного общества путем качественного изменения его структуры, выделения из общей массы некоторого творческого меньшинства (элиты) , берущего на себя формирование Ответа и разработку новых методов и направлений социальной активности при помощи механизмов мимесиса. Мимесис - социальное подражание, "приобщение через имитацию к социальным ценностям" . Я. Г. Шемякин толкует это понятие расширительно, считая мимесисом, в частности, происходящее сегодня в России интенсивное заимствование элемента западной культуры (сам Тойнби использовал этот термин лишь в отношении внутри-, а не межцивилизационных отношений. (1) Второй возможный вариант - возникновение цивилизации, использующей достижения (например, стандартные наборы социальных действий или особо эффективные методы реализации мимесиса) цивилизации предшествующей. Как подмечено Тойнби, в качестве хранителя и передатчика информации такого рода особенно часто выступают конфессиональные институты: церковь могла "в период опасного междуцарствия, когда на смену гибнущему социальному телу приходило в муках другое, стать жизнетворным центром, ядром нового общества" . По всей видимости, в России осуществлялся именно второй путь складывания цивилизации, а значит, многие ее аспекты должны объясняться через характерные особенности материнских цивилизаций (христианской в целом и византийско-православной в частности) .

Если единство западной цивилизации почти всегда обеспечивалось деятельностью католической церкви и самим ее существованием (причем даже после Реформации роль цементирующего цивилизацию фактора играли европейская культура и менталитет, католической же церковью и сформированные), то монолитность российской цивилизации обеспечивалась гораздо более прочными государственными структурами. Католическая церковь, несмотря на все политические амбиции папства, оставалась тем не менее принципиально над государственным и наднациональным институтом. Русская же история, по словам Н. Бердяева, "явила совершенно исключительное зрелище - полнейшую национализацию церкви Христовой, которая определяет себя как вселенскую" . Превращение государства в универсальное Тойнби использует часто, хотя и определяет весьма расплывчато. Как правило, имеется в виду государство, стремящееся к включению в свой состав всей породившей его цивилизации(если не всего обозримого круга земель) , пытающееся таким образом предотвратить себя от распада. Глобальность подобной цели порождает претензии государства на то, чтобы быть чем-то большим, нежели просто социально-политическая единица, и приобрести некое духовное значение. На базе этого духовного значения, сформулированного господствующим меньшинством, государство мобилизует на хранение цивилизации все различные ресурсы общества и нередко достигает таким образом успеха: "И после того, как подошел естественный срок кончины, универсальное государство имеет шанс продолжать свое существование" . Тойнби считает синонимичными понятия "универсальное государство" и "империя" . Действительно, при всей непроясненности в современной науке проблемы империи как типа государства и общества трудно оспорить тезис, выдвинутый Ш. Н. Айзенштадтом: "... Хотя империи обычно основывались на традиционной легитимации, они часто использовали некоторые более широкие, потенциально универсальные политические и культурные ориентации, выходившие за пределы свойственного любой из составляющих империю частей" . (1) И в этом смысле империя тоже оказывается универсальным государством. По мнению Тойнби, византийское православие, столкнувшись с целым спектром проблем, сделало попытку возродить римскую империю (яркий пример универсального государства) , использовав таким образом опыт материнской цивилизации.

Подобно тому, как Византия использовала опыт Рима, так и Россия обратилась к моделям материнской цивилизации (самой Византии) , также оказавшись универсальным государством. Так или иначе налицо достаточно необычное совпадение в одном явлении феноменов цивилизаций, универсального и национального государств.

Тойнби подчеркивает: "Во-первых, универсальное государство возникает после, а не до надлома цивилизаций. Это не лето общества, а бабье лето его - последний всплеск тепла перед сыростью осени и холодом зимы. Во-вторых, универсальное государство - продукт доминирующих меньшинств, то есть тех социальных групп, которые когда-то обладали творческой силой, но затем утратили ее" . Надлом цивилизации - это момент, когда творческая элита перестает находить адекватные Ответы, соответственно падает доверие к ней со стороны массы, и ранее добровольный мимесис приходится поддерживать уже достаточно жесткими методами.

Универсальное государство как раз и есть предельный вариант насильственной реализации социального мимесиса: "Универсальные государства - симптомы социального распада; однако это одновременно попытка взять под контроль, предотвратить падение в пропасть" . Однако однажды появившееся в России универсальное государство выдерживало самые опасные зигзаги истории и неизбежно реанимировалось даже после таких периодов всеобщего хаоса, как Смутное время или Гражданская война, таких сильных ударов извне, как нашествие Наполеона и две мировые войны. Более того, даже сейчас еще нельзя с полной уверенностью говорить о его кончине - дальнейшие судьбы страны могут сложиться весьма по-разному.

Высокая инерционность России сглаживала и многие потрясения, которые для другой цивилизации оказались бы роковыми. Обычно силовое поддержание социального мимесиса все равно не спасает ни господствующее меньшинство, ни руководимую им цивилизацию поскольку каждый неправильный Ответ влечет за собой лавину новых вызовов, реагировать на которые элита не успевает, и не умеет. Другую цивилизацию, другое государство такие тотальные "ротации" правящей элиты подвергли бы в жесточайший кризис. Россия же и как бы и не заметила - не успела отреагировать.

Способна ли концепция Тойнби претендовать на роль целостной модели, позволяющей дать адекватное описание всех аспектов российского феномена? Даже ее апологету очевидно, что многие особенности российского опыта в ней не учтены - в частности, одновременная принадлежность России к классам и цивилизаций, и универсальных государств (а это должно весьма серьезно модифицировать ее цивилизационные характеристики) .

Весьма продуктивным кажется и дальнейший конкретный анализ российской истории с точки зрения цивилизационного подхода, таких его категорий, как социальный мимесис, "способы" разрешения предшествующих ("материнских") цивилизаций; как роль имперского и универсального компонентов в российской государственности.

Вопросы о содержании самого понятия "Россия" , о ее месте в мире и, в частности, о соотношении понятия "Россия" с полярным противопоставлением "Запад" и "Восток" , вновь остро встали перед общественной мыслью. Полемика на этот счет имеет давнюю историю и осложнена отсутствием ясности даже ключевых терминов - так, еще в 1922 году П. М. Бицилли отмечал: "К числу понятий особенно часто употребляемых, и притом с наименьшей степенью критики, принадлежат понятия Востока и Запада. Противоположность Востока и Запада - ходячая формула со времен еще Геродота" . Если и выявилось с достаточной определенностью в ходе полемики, так это невозможность отождествления России с каким-то из поясов, "между которыми раскачивается мир" (по выражению Г. Гессе) . Уникальность российского опыта, неповторимость духовного и исторического пути России часто декларировалась и декларируется по мотивам субъективным, сугубо идеологическим. Достаточно очевидно, что "евразийское положение" России, не сводящееся к чисто географической трактовке, "не позволяет оценить ее историю под углом зрения либо европейского социального прогресса, либо частичной и медленной модернизации Азии. В самой России западная и восточная ее части (как, впрочем, северная и южная) всегда представляли разные миры, включавшие в себя ареалы, находившееся на различных уровнях развития. Отсюда понятно, что Россию никогда нельзя было полностью ассоциировать с Востоком, либо с Западом" .

Таким образом, проблемы возникают не просто вокруг особенностей России как страны и государства - Россию необходимо рассматривать как отдельную цивилизацию, самостоятельную и самобытную, анализ которой требует особого методологического и понятийного аппарата.

Ключевым в осмыслении современного процесса объединения Европы стало понятие "европейская идея" ; в широком смысле слова - это идея европейской общности, заключающей в себе многообразие народов и культур.

Европейская цивилизация рассматривается как культурно-историческое целое, основанное на общности истоков, исторической судьбы и наследия. Европа - это прежде всего целостность, сформированная уникальным наследием греческой философии, римского права и христианских традиций. Среди факторов определивших европейское сознание, назовем также противодействие внешней угрозе, прежде всего мусульманской.

Христианство впитало в себя ценности античных Греции и Рима и передало их формировавшимся европейским народам. Через концепцию человеческой личности, свободной и ответственной, оно заложило основу учения о правах человека; последовательно проводя различие между светской и духовными властями, создало предпосылки формирования гражданского общества и индивидуальной свободы. В зоне средневекового христианства сложились важнейшие формы европейской цивилизации. Самые ранние проекты объединения Европы относятся еще к XV веку: так, во второй половине XV в. Король Богемии Иржи Подебрад предложил свой проект федерации парламента, и 1960-е годы переизданный в Праге. Наряду с факторами единения в Европе действовали и факторы "полярности" : противоречия между церковью и государством, нацией и империей, католицизмом и протестантизмом, теорией и философией, наукой и верой. Кстати, многие ученые считают, что средневековье европейской цивилизации будет правильнее считать периодом варварства, жестокости и насилия, а не рассвета европейской цивилизации. Да и сам современный раскол Европы многие исследователи склонны рассматривать как проявление европейской "полярности", поскольку идеологические основы советской империи (марксизм, социализм) , имеют европейское происхождение.

Феномен "поляризации" интеллектуальной и социально- политической жизни европейского общества, в особенности характерный для Нового времени, вместе с тем обнаруживает тенденцию не к непримиримому противостоянию, а к диалогу. Неоднократно отмечалось, что европейский склад мышления дуалистичен, дихотомичен, исходит из наличия гетерогенных элементов. Во всех противостояниях - религиозных, светских, межнациональных - между государством и гражданским обществом нащупывалась некая грань, переступать которую не следовало, подвижная точка равновесия, гарантировавшая сохранение разных точек зрения, не допускавшая истребления инакомыслящего. Продуктом европейской культуры приходиться признать и тоталитаризм, известный в Европе в двух вариантах - нацистском и сталинистском. Обе эти разновидности можно рассматривать не только в социополитическом плане, но и как результат болезненной деформации, однобокого развития обоих ветвей европейской культуры, раздвоившейся между консервативной традицией т безоглядной верой в прогресс, в революционное обновление.

"Тоталитарной болезни" Европа смогла противопоставить либеральную демократию, вместе с возможностью ее преобразования в демократию социальную, причем на путях реформирования, а не радикального насильственного переворота. Сквозь исторические противостояния и катаклизмы последних столетий "европейская идея" пробивала себе дорогу.

В политическом плане европейская идея на протяжении истории колебалась между двумя моделями решения. Первая, "гегемонистская" , заключалась в том, что в течение двух тысячелетий та или иная нация - Греция, Рим, Турция, Испания, Германия, Россия, Австрия, Франция - стремились добиться ведущего положения в Европе. Однако независимо от вклада каждой из них в общеевропейское наследие данная модель продемонстрировала, что гегемония отдельной национальной культуры противоположна европейской идее.

Вторая модель - Европа средневековая, политически раздробленная, но открытая торговле, культурным влияниям, передвижению людей. В то время универсальными объединяющими началами для нее являлось христианство и его институты - папство, монастыри, университеты с общим для религии языком - латынью. Эта модель сохраняет свою привлекательность, служа историческим залогом нынешнего европейского единства. Однако сегодня она нереальна из-за ослабления влияния церкви и жестокости национально-политических структур. Национальная идея, идея собственной культурной идентичности заслонила религиозную. Среди множества идентичностей - групповой, региональной, этнической, национальная идентичность является преобладающей. Ее сила - в общей исторической памяти, мифах и символах, к которым каждое новое поколение приобщается благодаря их воспроизведению в системе образования. Тем не менее, именно вторая, условно говоря, средневековая модель оказалась в центре внимания федералистов - наиболее влиятельных поборников европейской идеи в нашем столетии.

В эволюции европейской идеи после Второй мировой войны можно выделить два этапа. Интеграционные процессы 50-60-х годов привели к возникновению первых общеевропейских институтов. Отличительными чертами этого этапа было ограничение Сообщества строго европейскими рамками, в пределах которых шла борьба между сторонниками "национальной Европы" , которых называли также "атлантистами" (Ж. Монне, Р. Шуман, Ж. Бидо) и последователи де Голля, которые выступали за "Европу отечеств и наций" , простирающуюся "от Атлантики до Урала" (или дальше) . Последние стремились воспрепятствовать вовлечению Франции, как и Западной Европы в целом, в "атлантическую систему" под эгидой США и НАТО в качестве структуры безопасности. Под "европейской Европой" генерал де Голль подразумевал проведение ею самостоятельной политики, направленной на согласие и сотрудничество с восточноевропейскими странами, отвечавшие "подлинным интересам людей той и другой половины случайно расколотой Европы" .

Сегодня крах коммунистических режимов в Восточной Европе и на территории бывшего СССР вновь поднимает вопрос о том, что Европа не может быть разделена надвое: напротив, призвание европейской цивилизации - вовлечь в круг общечеловеческих ценностей восточноевропейские страны. Вопрос о границах Европы, который никогда не был чисто географическим, а скорее ценностным, цивилизационным, сегодня требует нового осмысления.

Если для эпохи подъема либерализма был характерен евроцентризм, то современная неоконсервативная мысль выдвинула на первое место понятие европейской цивилизации, понимая ее как общность, основанную в первую очередь на историко-культурных, а затем уже на экономико-политических реалиях.

Противоречивость происходящих в Европе процессов выражается и во взаимодействии региональных и общеевропейских традиций. Известный западногерманский философ Х. Люббе видит в самой динамике процесса модернизации побудительный мотив, толкающий европейцев к сохранению национальных особенностей и региональных культур. Ассимилирующее воздействие процессов модернизации пробуждает отношение к культуре как к "компенсации темпа перемен" . Угроза культурной идентичности способствует активизации консервативных тенденций, причем не только в Европе. Региональные движения в Европе ставят во главу угла сохранение культурного многообразия при минимально необходимом уровне европейского единства. "Там, где стремление сохранить местный диалект обращается против литературного языка, где экстремистские неокельты или неогерманцы бравируют своим антиримским стилем, там культурная программа превращается в лозунг изоляции" , - утверждает Люббе (1) . В условиях наступления глобальной технической цивилизации важно показывать общность европейской культуры. Осознание этого происходит отнюдь не автоматически: все большее число исследователей согласно с необходимостью "культурной европейской политики, которая должна быть направлена на осознание "европейской идентичности" . "Идентичность, - пишет Люббе, - это ответ на вопрос, кто мы такие, и этот ответ в конце всегда облачен в форму истории. Европейская идентичность представляет собой, таким образом, не что иное, как единство происхождения Европы из общего прошлого" . (2) Понятие Европы как культурной ценности присутствует в речах практически всех политических деятелей и в дискуссиях об отношениях внутри ЕС, так и с государствами Восточной Европы. При этом государственные и политические лидеры определяли ЕС как "сообщество ценностей и культуры" , а культуру как "самую прочную связь, объединяющую Европу" .

Поэтому неудивительно, что по ряду параметров соприкосновение с либеральной в ее основе мыслью федералистов все же произошло - прежде всего, в плане европейской цивилизации и этнокультурного регионализма. Так консервативная корректировка либеральных построений, не раз случавшаяся на протяжении истории, их взаимодействия, вновь сыграла свою конструктивную роль, на этот раз - в общеевропейском масштабе.

Итак, единая европейская цивилизация уже существует, во-первых, благодаря культурному единому наследию, во-вторых, из-за единства европейской идеи. Также созданию единой европейской цивилизации способствовало образование ЕС, ЕЭС и ООН, старающиеся решать всевозможные проблемы и конфликты. ООН имеет также свои собственные миротворческие войска, для разрешения всевозможных военных конфликтов.

Мировая цивилизация возможна, но, мне кажется, в далеком будущем, хотя начала для ее образования уже положены. Вот несколько причин почему мировая цивилизация невозможна в ближайшем будущем: во-первых, существует слишком много разных, по взглядам, политических течений (партий) конфликтующих между собой. во-вторых, политическая обстановка и отношения между соседними странами нестабильны, и государства стремятся самостоятельно создать себе лидирующее положение. В начале лидирующее положение достигали за счет увеличения военного потенциала своей страны, но в последнее время заключаются договора между странами о всеобщем разоружении и ликвидации ядерного оружия. Все больше ценится экономический потенциал страны. Надо учитывать, что схожих цивилизаций в мире очень мало, многие страны просто не понимают политики проводимой своими соседями. По прежнему, к сожалению, существуют страны - агрессоры, которые хотят захватить себе превосходство над другими. Каждая страна пытается навязать свои правила всем остальным, тем более отсталым. Слишком много в мире отсталых стран, которые нуждаются в помощи более развитых соседей. Существует также проблема религии: многие страны не принимают другие, отличные от их веры и религии. Особым рвением, на мой взгляд, отличаются мусульмане. ООН, в какой-то мере, является основой для будущей мировой цивилизации. Конечно, ООН способно решить некоторые из выше перечисленных проблем, и успешно их решает, но все пока не по силам, ведь были перечислены не все причины. В общем, предстоит еще много понять и достигнуть всем нам, чтобы достигнуть совершенства и равенства.

европейская мировая цивилизация тойнби

Отношение Европы к данным событиям.

Откуда же это равнодушие к гуманной, либеральной Дании и эта симпатия к варварской, деспотической Турции, эта снисходительность даже к несправедливым притязаниям Австрии с Пруссией и это совершенное неуважение к самым законным требованиям России?

Откуда же это меряние разными мерами и вешание разными весами, когда дело идёт о России и о других европейских государствах?

Характерно, что свою книгу Данилевский начинает почти с "тютчевского" вопроса: почему Европа нас не любит? Данилевский указывает на предвзятость европейского общественного мнения в оценке внутренней и внешней политики России Дело стоит, чтобы в него вникнуть, ибо на этот вопрос, как показывает автор далее, невозможно найти вразумительный ответ из числа тех, кои обыкновенно приводятся.

Обвинения Европы против России

  • 1. Россия, - не устают кричать на все лады, - колоссальное завоевательное государство, беспрестанно расширяющее свои пределы, и следовательно угрожает спокойствию и независимости Европы.
  • 2. Россия представляет собою какую-то мрачную силу, враждебную прогрессу и свободе.

Возможно, конечно, что данные обвинения, полные гордости, ненависти и презрения, являются результатом незнания Европы, её невежества относительно России. Но, может, Европа не знает, потому что не хочет знать, или лучше сказать, знает так, как хочет знать?

Критика Данилевским обвинений против России

  • 1. Состав Русского государства, войны, которые оно вело, цели, которые преследовало, а ещё более благоприятные обстоятельства, столько раз повторявшиеся, которыми оно и не думало воспользоваться, всё показывает, что Россия не честолюбивая, не завоевательная держава, что в новейший период своей истории она большей частью жертвовала своими очевиднейшими выгодами, самыми справедливыми и законными, европейским интересам.
  • 2. Какова бы ни была форма правления в России, каковы бы ни были недостатки русской администрации, русского судопроизводства, русской фискальной системы и т.д., до всего этого, я полагаю, никому дела нет, пока она не стремится навязать всего этого другим…если уж гневаться на взаимные советы и влияние, то, конечно, Россия имела бы столько же (если не более) права негодовать на Австрию, да и на другие немецкие дворы, как Германия на Россию.

Капитальные обвинения против России выказаны надуманными и бездоказательными.

Из них основной - что Россия своими прежними делами, вероломствами и насилиями возбудила справедливые негодования и опасения Европы - подвергается Данилевским доскональному разбору и мощной аргументированной критике с выводом того, что:

  • 1. Россия не есть завоевательное государство
  • 2. Россия не есть гасительница света и свободы

Объяснение политической несправедливости и общественной неприязни

Дело в том, что Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для неё простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки... Европа видит поэтому в Руси и в Славянстве не чуждое только, но и враждебное начало.

Славянский мир имеет силу жить самостоятельной, независимой жизнью и, несмотря на внешнюю податливость и подверженность влияниям, крепнет и разрастается. Этим обусловлено недоверчивое, предосудительное отношение Европы к России. В результате России приписывается агрессивный, завоевательный характер, она оценивается по меркам европейской цивилизации как отсталая, неразвитая страна, которая должна стремиться достичь уровня экономического, социального и культурного развития Европы.

Что такое Европа?

Европа есть одна из пяти частей света, скажет всякий ученик приходского училища. Что же такое часть света, спросим мы далее?.. Части света составляют самое общее географическое деление всей суши на нашей планете и противополагаются делению жидкого элемента на океаны.

Искусственность деления частей света

Искусственно или естественно это деление? Под естественным делением или естественной системой разумеется такая группировка предметов или явлений, при которой принимаются во внимание все их признаки, взвешивается относительное достоинство этих признаков, и предметы располагаются так, чтобы входящие в состав какой-либо естественной группы имели между собой более сродства, более сильную степень сходства, чем с предметами других групп. Искусственная же система довольствуется одним каким-либо или немногими признаками, по чему-нибудь резко заметными, хотя бы и вовсе несущественными. В этой системе может разделяться самое сходное в сущности и соединяться самое разнородное. Рассматривая с этой точки зрения части света, мы сейчас же придём к заключению, что это группы искусственные.

Итак, деление на части света признаются Данилевским искусственным, при установлении которого принимается в расчет только граничные очертания воды и суши.

Культурно-исторический смысл Европы.

Европа есть германо-романская цивилизация. Но германо-романская ли только цивилизация совпадает со значением слова Европа? Не переводится ли оно точнее, общечеловеческой цивилизацией” ?

…Несправедливо думать, что Европа составляет поприще человеческой цивилизации вообще, она есть только поприще великой германо-романской цивилизации, её синоним, и только со временем развития этой цивилизации слово, Европа” получило тот смысл и значение, в котором теперь употребляется.

Европа есть понятие со смыслом культурно-историческим, а именно, Европа есть германо-романская цивилизация.

Россия не принадлежит Европе.

Она не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного древнего мира… Она не причастна ни европейскому добру, ни европейскому злу.

Россия, и эту идею Данилевский делает основополагающей в своих историософских построениях, ни по корням своим, ни по истории и традициям, ни по духовно-культурным связям не принадлежит Европе. Действительно, Россия почти не знала феодализма и католичества; не входила в состав империи Карла Великого; не ведала схоластики и рыцарства; не пережила протестантства и гуманизма.

Смерть народов.

Всему живущему, как отдельному неделимому, так и целым видам, родам, отрядам животных или растений, дается известная только сумма жизни, с истощением которой они должны умереть. История говорит тоже самое о народах: и они нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают, но умирают не от внешних только причин. Внешние причины…по большей части только ускоряют смерть больного и расслабленного тела… но иногда организм умирает тем, что называется естественною или старческою немочью.

Таким образом, Данилевский замечает, что народу одряхлевшему, сделавшему своё дело, и которому пришла пора долой со сцены, ничто не поможет, совершенно независимо от того, где он живёт - на Востоке или на Западе.

Запад и Восток.

Прогресс не составляет исключительной привилегии Запада или Европы, а застой - исключительного клейма Востока или Азии; тот и другой суть только характеристические признаки того возраста, в котором находится народ... важнейшая причина, по которой отвергается мысль о какой-либо самостоятельной цивилизации вне германо-романских форм культуры, заключается в неправильном понимании самых общих начал исторического процесса и в неясном, туманном представлении об историческом явлении, называемом прогрессом..

Является ли Европа и общечеловеческой цивилизацией? - вот вопрос, на который большинство даёт положительный ответ, противопоставляя Запад как полюс прогресса и Восток как полюс застоя и коснения. Но Данилевский справедливо указывает, например, на множественные достижения Китая, как то земледелие, садоводство, рыбоводство, не говоря уже о порохе, компасе, бумаге.

Понятие системы науки.

Степень совершенства, достигнутого какою-либо наукой, степень понимания входящих в круг ее предметов или явлений в точности отражается в том, что называется системою науки… Я говорю о внутренней системе наук, т.е. о расположении, группировке предметов или явлений, принадлежащих к кругу известной науки, сообразно их взаимному сродству и действительным отношениям друг к другу.

Система науки есть таким образом сокращение самой науки, в котором выражается существенное её содержание и отражается степень её совершенства.

Понятие и требования естественной системы.

Понятие о естественной системе... не составляет какой-либо особенной принадлежности ботаники и зоологии, а есть общее достояние всех наук, необходимое условие их совершенствования.

  • 1. Принцип деления должен обнимать собою всю сферу делимого, входя в нее как наисущественнейший признак… Это нуждается, может быть, в некотором разъяснении. Если принять за принцип деления любой первый попавшийся на глаза признак и, охарактеризовав им одну группу, характеризовать всё остальное отсутствием этого признака, то при такой методе каждый признак может быть, конечно, назван принципом, обнимающим всю сферу деления. Но такой отрицательной характеристики ни естественная система, ни даже здравый смысл не допускают.
  • 1. Все предметы или явления одной группы должны иметь между собой бульшую степень сходства или сродства, чем с явлениями или предметами, отнесенными к другой группе.
  • 2. Группы должны быть однородны, то есть степень сродства, соединяющая их членов, должна быть одинакова в одноименных группах.

Данные требования сами по себе ясны и являются требованиями здравой логики.

Оценка общеприня-той системы в науке всемирной истории.

Новая естественная группировка исторических явлений.

Понятие культурно-исторических типов.

Самая общая группировка всех исторических явлений и фактов состоит в распределении их на периоды древней, средней и новой истории…но формы исторической жизни человечества не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но ещё и разнообразятся по культурно-историческим типам. Поэтому, собственно говоря, только внутри одного и того же типа, или, как говориться, цивилизации - и можно отличать те формы исторического движения, которые обозначаются словами, древняя” , средняя” и, новая” история. Это деление есть только подчиненное.

Главное же должно состоять в отличении культурно-исторических типов; так сказать самостоятельных своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития. Рассматривая историю отдельного культурного типа, мы точно и безошибочно можем определить возраст этого развития, - можем сказать: здесь оканчивается его детство, его юность, его зрелый возраст, здесь начинается его старость, здесь его дряхлость, - или, что тоже самое, разделить его историю на древнейшую, древнюю, среднюю, новую, новейшую и т. п…Но что можно сказать о ходе развития человечества вообще и как определить возраст всемирной истории? На каком основании отнести жизнь таких-то народов, такую-то группу исторических явлений - к древней, средней или новой истории, то есть к детству, юношеству, возмужалости или старости человечества?..

Итак, естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития как главного основания её делений от степеней их развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явлений) могут подразделяться.

Данилевский считает, что подобная историческая периодизация связана с нарушением основных принципов систематики, поскольку в основу её положена идея временнуго синхронизма, или одновременного сравнения государств и регионов, с целью выявления общих, характерных для данного периода, тенденций и особенностей развития. Сопоставляются не одинаковые, а различные ступени развития народов, ибо зарождаются, расцветают и дряхлеют они не одновременно, и и делается не имеющий ничего общего с реальностью вывод о превосходстве одних народов и неразвитости других. Традиционное деление истории на периоды содержит в себе ошибочное смешение ступеней и типов развития. Вместо того, чтобы проводить параллели между народами, для которых одна и та же эпоха имеет совершенно разное значение - ибо одни только начинают формироваться, другие же, увенчанные плодами тысячелетнего развития, уже завершают свой жизненный цикл, - гораздо целесообразнее было бы выделять реальности культурно-исторических типов.

Перечисление культурно-исторических типов в хронологическом порядке.

1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический или аравийский и 10) романо-германский или европейский… к ним можно причислить ещё: мексиканский и перуанский, погибшие насильственною смертью и не успевшие совершить своего развития. Только народы, составлявшие эти культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человечества; каждый развивал самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые он был поставлен, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу.

Как отмечено выше, Данилевский выступил с идеей обоснования, естественной системы истории” , предложив считать главным основанием её периодизации деление на обособленные замкнутые национально-государственные образования, или культурно-исторические типы, с присущими им специфическими чертами в художественно-эстетической, нравственной, религиозной, экономической, социально-политической сферах. Историю он интерпретировал как циклический процесс возникновения, расцвета и упадка поочерёдно сменяющих друг друга разнообразных национальных культур. Таким образом, история становилась чередованием локальных, мало связанных друг с другом культурно-исторических типов.

Пять законов развития типов.

Закон 1. Всякое племя или семейство народов характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою - для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политические систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Итак, самобытный тип составляют племя или семейство народов, ощущающих внутреннее родство и способных по своим задаткам к историческому развитию. Для возможности зарождения и развития самобытной цивилизации народ и входящие в его состав дробные национальные единицы должны обладать политической независимостью, ибо нет ни одной цивилизации, которая бы зародилась и развилась без политической самостоятельности, хотя, достигнув уже известной силы, цивилизация может ещё некоторое время продолжаться и после потери независимости, что можно наблюдать на примере Греков. Каждый культурно-исторический тип вырабатывает самостоятельные и не передаваемые другим начала цивилизации. Идея изолированности и непередаваемости начал одних типов другим оказывается относительной в связи с признанием, что большинство цивилизаций, за исключением Индии и Китая, были преемственными. Культурно-исторические типы в своём развитии проходят стадии, аналогичные жизненному циклу организма, - рост, цветение и увядание:, Народы… рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают” .

Возможность передачи цивилизации

Передать цивилизацию какому-либо народу, очевидно, значит заставить этот народ до того усвоить себе все культурные элементы (религиозные, бытовые, социальные, политические, научные и художественные) , чтобы он совершенно проникнулся ими и мог продолжать действовать в духе передавшего их, с некоторым, по крайней мере, успехом, так чтобы хотя отчасти стать в уровень с передавшим, быть его соперником и вместе пролжателем его направления.

Данилевский выдвигает исключительно высокие требования народу, вознамерившемуся влиять на развитие других народов. Если взаимодействие не взаимовыгодно, если преимуществами его пользуется лишь одна сторона, если не созданы предпосылки для того, чтобы слабый народ мог в дальнейшем превзойти своего, покровителя” , то оно не имеет права на существование и должно быть прекращено.

Пересадка цивилизации

Самый простейший способ распространения есть пересадка с одного места на другое посредством колонизации… точно так, как, например, в интересах земледелия весьма было бы желательно, чтобы никаких сорных трав на свете не было; и пожалуй, как позволительно земледельцу всеми мерами их уничтожать, так было бы позволительно распространителям единой общечеловеческой цивилизации - уничтожать прочие народы, служащие более или менее тому препятствием.

Этот способ состоит в изгнании культуры с занимаемой ею территории. Например, индейские племена Северной Америки были вытеснены европейцами с их родных земель и загнаны в резервации, где индейская культура увяла и разложилась.

Данная форма влияния является политической или религиозной экспансией развитых государств. Она предполагает повсеместное распространение единственной формы цивилизации любыми средствами и методами, вплоть до признания целесообразности уничтожения мешающих данному процессу народов, или превращения их в служащий чужим целям, не способный к сопротивлению этнографический материал.

Прививка цивилизации Реформы Петра Первого.

Значение реформ Петра.

Другая форма распространения цивилизации есть прививка и это и разумеют под передачею цивилизации…Надо быть глубоко убежденным в негодности самого дерева, чтобы решиться на подобную операцию…Как бы то ни было, прививка не приносит пользы тому, к чему прививается, ни в физиологическом, ни в культурно-историческом смысле.

Он... захотел во что бы то ни стало сделать Россию Европой. Видя плоды, которые приносило европейское дерево, он заключил о превосходстве самого растения, их приносившего, над русским, ещё бесплодным, дичком,..., не подумав, что для дичка ещё не пришло время плодоносить… После Петра наступили царствования, в которых правящие государством лица относились к России уже не с двойственным характером ненависти и любви, а с одною лишь ненавистью, с одним презрением, которым так богато одарены немцы ко всему славянскому, в особенности ко всему русскому.

Второй тип взаимодействия означает таким образом, что зрелые плоды культуры - учреждения, формы быта и искусства переносятся на почву другой, менее зрелой культуры. Если такая прививка и приносит плоды, то за счет прекращения роста самобытных начал той культуры, которая становится средством для усиленного развития насаждаемой цивилизации.

Пётр, ясно сознавая необходимость укрепления России для отражения неизбежного давления со стороны предприимчивой и честолюбивой Европы, захотел привить европейские начала, русскому дичку” . Но операция не удалась. Дичок не захотел стать питательной основой для чуждой культуры и продолжает давать свои собственные цветы и плоды. Но его организм испытал глубокое потрясение. Болезнь подражательности, заискивания перед Европой до сих пор обессиливает Россию.

Изменение обычаев, без которого можно было бы обойтись, зашло слишком далеко и проявилось в насаждении иностранных форм управления, действующих вразлад с характером русского человека.

Почвенное удобрение

Наконец, есть ещё способ воздействия цивилизации на цивилизацию…Это действие, которое мы уподобим влиянию почвенного удобрения на растительный организм, или, что тоже самое, влиянию улучшенного питания на организм животный. За организмом оставляется его специфическая образовательная деятельность; только материал, из которого он должен возводить своё органическое здание, доставляется в большем количестве и в улучшенном качестве, и результаты выходят великолепные, всякий раз - вносящие разнообразие в область всечеловеческого развития…Народы иного культурного типа могут и должны знакомится с результатами чужого опыта, принимая и прикладывая к себе выводы и методы положительной науки, технические приёмы и усовершенствования искусств и промышленности…всё остальное, в особенности относящееся до познания человека и общества вовсе не может быть предметом заимствования, а может быть только принимаемо к сведению - как один из элементов сравнения.

Данный способ не составляет бесполезного повторения старого, как это должно неминуемо произойти там, где один культурно-исторический тип приносится в жертву другому посредством прививки. Эта форма влияния связана с признанием права народа, рождающегося для культурно-исторической деятельности, на самобытное творчество и предполагает использование и самостоятельную переработку им результатов предшествовавших цивилизаций, особенно в плане усовершенствования промышленности и заимствования достижений науки. При таком свободном отношении народов одного типа к результатам деятельности другого, когда первый сохраняет свое политическое и общественное устройство, быт, нравы, религиозные воззрения, одним словом, свою самобытность, возможно наиболее плодотворное воздействие завершенной или более развитой цивилизации на вновь возникающую.

Современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающаяунификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:
1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;
2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;
4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.

Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации.

Доиндустриальная («традиционная») цивилизация (охватывала все страны приблизительно до XVII-XVIII вв.) развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного.

Форма социальной организации – община, внутри которой имели место отношения ренты – налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или государства). Культура основывалась на устойчивых традициях социальной иерархии. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию.

Промышленная деятельность становится ведущей сферой жизни общества. В основе Индустриальной («техногенной») цивилизации лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами.

Происходят специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации свойственна культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам.

Предвосхищения такой («информационной») цивилизации содержатся в марксизме, у русских космистов (Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского) гуманистов XX в. (этика ненасилия Л. И. Толстого, М. Ганди). Такая цивилизация отличалась особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины. При условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа, – глобальной, планетарной, с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания, информационная технология способна дать эффект. Стадиями экотехнологического развития являются:

1) общество с технологиями добычи;

2) господство аграрно-ремесленных технологий;

3) приоритет индустриальных технологий;

4) общество с сервисными технологиями.

Интеллектуализация технологий дает возможность планировать технологическое развитие. Профессиональная дифференциация выступает вместо классовой. Знание становится феноменом постиндустриализма. Вместо материальных стимулов к труду (как главных) на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального, благополучия и социальной защищенности человека.