Семья курагиных краткое описание. Семья курагиных в романе “война и мир”: характеристика и образ, описание в цитатах (княгиня-мать курагина и др.)

В своем творчестве Лев Толстой часто обращается к теме семейных ценностей. Взаимоотношения родителей становятся моделью поведения для детей в будущем.

Образ и характеристика семьи Курагиных в романе «Война и мир» отражает неприемлемые нормы морали аристократического общества России начала XIX века.

Князь Василий

Старший Курагин занимал важное место при дворе Александра I. Отцу семейства было за 50 лет уже в начале повествования, он был дальним родственником Пьера Безухова, которого потом благополучно женил на своей дочери. Князь имел некоторое влияние при дворе, но тщательно экономил свои связи, старался подавать прошения в личных целях, часто отказывая просящим родственникам.

Чувствуя себя значительным человеком в высшем обществе, он всегда выражался изысканно покровительственным тоном. Василий Сергеевич был отличным чтецом, ему приходилось читать самой царице, поэтому везде князь держался уверенно, посещал вечера исключительно знатных особ, где мог встретить нужных ему людей.

Вельможа носил мундир со звездами и был всегда вымыт до блеска облысевшего лба. Походка была грациозной, движения свободные, даже фамильярные. Василий Сергеевич говорил басом, способным разрешить все проблемы, которые возникали у него на жизненном пути. Монотонная ленивая речь давала собеседнику понять, что князь говорит о том, о чем прекрасно осведомлен.

Опыт придворной жизни сделал Курагина самоуверенным, равнодушным к чужому горю, насмешливым ко всем, кто ниже его был по чину. Отеческие чувства мало волновали князя, он считал детей обузой жизни, обоих сыновей называл откровенно глупыми.

Князь Василий тщательно выбирает круг общения, стараясь проводить время в кругах, где много людей, выше его рангом. Как только выгодное знакомство появлялось на горизонте, Васили без промедления вступал в контакт, без подготовки и раздумий, стараясь не упустить представившейся случай. Каждую ситуацию, возникшую случайным образом, где можно было повернуть дела на свою пользу, герой использовал в полную силу.

Целью его жизни были новые более выгодные места по службе и нагрудные звезды, подчеркивающие статус и государственную важность.

Младший сын Анатоль

Парень обладал высоким ростом и красивой внешностью. Большие лучезарные глаза придавали лицу победоносное выражение, добродушное и веселое. Румянцы на щеках подчеркивали отменное здоровье кавалергарда. Черные брови указывали на молодецкую удаль. Копна русых волос соблазнительно спадала на белый, правильный лоб.

Сын учился за пределами России. Армейская карьера развивалась удачно при поддержке отца. Имея успех у женщин, Анатоль гордиться своей репутацией ловеласа. В женском обществе щеголь ведет себя свободно, может поддержать разговор на любую тему.

Петербург вскружил голову начинающему офицеру, он не пропускал ни одного кутежа у Долохова, был заводилой всех скандалов и приключений. Алкоголь будоражил кровь молодому человеку, в пьяном виде он был способный на любой поступок.

Младший Курагин мог позволить себе многое, не экономил на развлечениях, отец гневался на него за расточительство. Когда денег не хватало, Анатоль тот час одалживал большую сумму, полагаясь, что отец отдаст долги. Этого человека не волновало, что чувствуют люди вокруг него.

Сватаясь к Марье Болконской Курагин, не задумываясь о последствиях, флиртует с мадамузель Бурьен. Высокомерное отношение к женщинам не уменьшает их интерес к нему, как к знатному жениху. Он свел всех девиц с ума, сам был не против жениться с целью обогащения, высматривал партию с приданным.

В поле зрения попадает юная Наташа Ростова, которая, будучи помолвлена, ждала Андрея Болконского из Турции. Анатоль употребил все свое умение соблазнения девиц, чтобы завоевать расположение девушки. Влюбившись в подлого обманщика, Наташа решается с ним бежать. Побег сорвала Соня, Ростова узнала возмутительные подробности личной жизни несостоявшегося жениха. В результате алчного замысла помолвку с князем Болконским пришлось расторгнуть.

Оказалось, что два года назад Курагин женился в Польше под натиском родителей обесчещенной девушки. Сбежав от жены, Анатоль заплатил отцу за то, чтобы в России мало кто знал об этой оплошности.

Дочь Элен

Черноглазая красавица обладала античными формами и могла покорить любого мужчину. Девушка была модницей, знала толк в драгоценностях, пользовалась шикарным парфюмом. Княжна без труда обворожила молодого Пьера, наследника огромного состояния. Она разожгла в сердце юноши такую страсть, что он болезненно хотел обладать ею. С помощью отца княжна быстро стала графиней Безуховой, чтобы не упустить добычу.

Светскую львицу Элен знает весь Петербург, у нее огромное количество друзей. Графиню Безухову посещают послы других государств. Поклонники высшей аристократических кругов России прикладываются к ее руке. Но Толстой считает героиню глупой, может быть, потому что она не сумела прилично распорядиться своим положением, принести пользу обществу с высоты своего статуса.

Чувственная натура, она любит свое тело, ценит в жизни плотские удовольствия, шампанское и балы. Звезда приемов, украшение праздничного вечера, женщина смогла влюбить в себя даже принца. Это повод считать героиню умной, сам Румянцев посетил ее дом.

Любовникам Элен нет числа, через постель она устраивает карьеру мужа. Страсть заставляет женщину требовать у Пьера развод. Чтобы добиться своей цели, Курагина принимает католическую веру и ждет от Папы Римского разрешение расторгнуть брачные узы с графом Безуховым.

Внезапная болезнь приводит к скоропостижной кончине несчастной. Официально женщина ушла из жизни по причине воспаления легких, но ходили упорные слухи, что истинный диагноз относился к венерической теме и скрывался родственниками по причине стыда.

Сын Ипполит

Во времена Льва Толстого внешний вид старшего из сыновей князя выделялся из аристократической толпы. Парень тщательно следил за собой, придерживался модных тенденций, но носил вычурные вещи. Герой свои панталоны называл цвета испуганной нимфы.

Ипполит не знал, куда пристроить тонкие длинные конечности, которые, казалось, двигались самостоятельно. Стараясь придать умное выражение лицу, князь выглядел весьма глупо и смешно. Отец говорит о нем, как о спокойном дураке, по сравнению с буйным Анатолем.

Одно время Андрей Болконский ревновал героя к своей жене Лизе, хотя считал, что тот ведет себя в высшем обществе, как шут. Его речь выделяется французским акцентом, что часто встречалось в те времена в аристократических семьях. Представители знати говорили лучше на французском языке, чем на родном.

Ипполит хорошо владеет английским языком. Под протекцией отца князь строит карьеру посла.

Автор не распространяется о княгине матери, упоминая о ней только как о старой толстой женщине. Курагины лишены моральных ценностей, их жизненным приоритетом является личная выгода, обогащение и праздность.

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности, и как они влияют на формирование личности.

Болконские и Курагины – дворяне, имеют один и тот же наследственный титул, занимают высокое положение в обществе, богаты и благополучны. Главы семейств – Николай Андреевич Болконский и князь Василий – заботятся о своих детях. Вот только в понятие счастья они вкладывают разный смысл. У каждой семьи своя шкала жизненных приоритетов.

Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова, - государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Князь Василий Курагин – приспособленец и карьерист. Этот человек не приносит пользы Отечеству: он просто приближенный царя, «значительный», «важный» слуга при дворе. Князь Василий и его дети вращаются в «высшем свете». Главная задача старшего Курагина – пристроить детей, т.е., используя свои связи, обеспечить сыновьям «теплые» места на службе, а дочери найти богатого мужа.

Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Он ценил знания, всестороннюю образованность. Поэтому Марья и Андрей получили блестящее образование. Марья много читает, любит музыку. У князя Андрея необыкновенная память, начитанность, он обо всем имеет понятие. Жизнь старого князя Болконского – непрерывная деятельность. Это работа над мемуарами о славной эпохе Екатерины II, физический труд, управление имением. Князь Андрей, как и отец, стремится приносить пользу обществу, сначала избирает военную карьеру, вникает во все тонкости военного искусства. Участвуя в кампании 1805 года, становится «доверенным» адъютантом командующего. Кутузов в письме старому князю так оценил качества князя Андрея: «Ваш сын надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим знаниям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».

Василий Курагин занят только своими личными, корыстными интересами. Сыновьям он готовит облегченный вариант деятельности: Ипполита пристраивает в дипломаты, застраховывает его от опасности военной службы; Анатоль, благодаря связям отца, «числится» при полку. Младший сын доставляет особенно много хлопот отцу, так как Анатоль ведет беспутный образ жизни, пьянствует, проигрывает в карты огромные суммы денег. У князя Василия возникает мысль женить его на одной из самых богатых невест – княжне Болконской. Так в романе впервые сталкиваются порядочность Болконских и низкий расчет Курагиных. С одной стороны, - красивый, но, как говорит сам князь Василий, «беспокойный дурак» Анатоль, а с другой, - внешне не привлекательная, но благородная Марья Болконская. Сватовство Анатоля чуть не погубило жизнь княжны, но на этот раз нравственная опасность миновала Болконских. Старшему Курагину зато блестяще удалась интрига с женитьбой Пьера Безухова на Элен. Много усилий было затрачено князем Василием, но он все-таки добился своего: выдал свою порочную дочь за самого богатого жениха, у которого было сорок тысяч только крепостных.

Курагины постоянно используют других людей для удовлетворения собственных желаний. Из-за Элен дрался на дуэли Пьер. Она не щадила самолюбия мужа и почти открыто изменяла ему. Курагины разрушают счастье Наташи и князя Андрея. Элен знала, что Наташа – невеста Болконского, а Анатоль женат, но, не терзаясь угрызениями совести, устраивала свидания для них, а затем помогала брату организовать похищение девушки. В словах Пьера дана точная оценка Элен: «Где вы – там разврат, зло». Анатолю Безухов тоже пытается объяснить: «… кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, … вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться».

Болконские, в отличие от Курагиных, - аристократы в лучшем смысле этого слова. Они горды, но уважают чужие чувства, готовы жертвовать собой, но не причинять боли окружающим. В высшей степени благородно ведет себя князь Андрей со своей женой, которую не любит. Он по-своему жалеет Лизу, не допускает осуждений в ее адрес, щадит ее чувства. Например, показательна эта сцена: простившись с женой, «осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло».

У Болконских и Курагиных между членами семьи существуют совершенно разные отношения. У Курагиных родственные связи формальные, поддерживаются только ради приличия. Князь Василий цинично высказывается: «Мои дети – обуза моего существования. Это мой крест». Старшего сына называет «покойным дураком», а Анатоля – «беспокойным». Курагин жалуется: «… этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год…» Княгиня откровенно завидует богатству дочери. Дети Курагиных, лишенные родительской любви, нравственного воспитания, обнаруживают духовное ничтожество и примитивность жизненных интересов. Болконские по-настоящему привязаны друг к другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Старый князь, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь, чувствует себя виноватым в ссорах с детьми. Только перед смертью он дает волю чувству жалости и любви к дочери, которое раньше тщательно скрывал. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. У них существует настоящее взаимопонимание. Уехав на войну, князь Андрей писал письма отцу каждый день. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. Поэтому князь Андрей по требованию отца вынужден отложить свадьбу с Наташей на целый год. Однако внутренне Болконские очень близки друг другу. Их любовь проявляется в трудные минуты. Когда пришло известие о гибели князя Андрея, то Марья, обнимая отца, говорит: «Давайте плакать вместе».

Не случайно Толстой подробно описывает домашний быт Болконских. У них есть настоящий, родной Дом, семейный очаг, определенные традиции. Описания дома Курагиных в романе нет, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый у них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.

Все низменные качества Курагиных проявились во время войны 1812 года. Они вели все ту же праздную жизнь в салонах. Князь Василий спекулировал на патриотизме, а Элен занималась устройством своей личной жизни. Однако в этой «ложной» семье произошло несчастье – Анатолю ампутировали ногу, впоследствии он умер. Автор упоминает о том, что и Элен умерла от какой-то нелепой болезни.

Болконские – патриоты. Своим поведением во время Отечественной войны они выражают народный дух. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало сдачи Смоленска. Марья отвергает предложение французского генерала о покровительстве. Андрей защищает Отечество на поле боя. Он живет интересами нации и, выполняя свой долг офицера, получает смертельное ранение.

Болконские – образец подлинной семьи. Высокая духовность, истинная красота старого князя и его детей резко противопоставлены бездуховности, «мнимой» красоте Курагиных. О «ложной» семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»


Толстой в своем произведении "Война и мир" изобразил невероятное количество людей, семей, общество в целом, в разных его проявлениях, стремясь найти что то общее: общие привычки и ценности, характер и поведение людей разных времен.

Яркий представитель семьи того времени - семья Курагиных. Толстой высмеивает ее и дает читателю самому посмеяться или взгрустнуть из за безнравственности этих людей. Писатель показывает самые низшие качества Курагиных - лицемерие, ложь, преступные наклонности, бесчестие, алчность. Эта семья готова на все ради своей выгоды.

Не удивительно изображение в произведении именно Курагиных, ведь свой роман-эпопею Толстой писал на пике развития буржуазии, а Курагины к ним как раз таки и относились. Буржуазное отношение к жизни четко показывают через Наполеона - одного из представителей буржуазии, желавшего богатств, достигавшихся любым путем. Этими персонажами Толстой показывает культ личности - поклонение самому себе и собственным желаниям, осуществление которых оправдывается любыми мерами.

Курагины создали свои законы, противоречащие общественным правилам и нормам, и живут именно по ним.

Благодаря этой меркантильной семье разрушились жизни Пьера, Наташи, Андрея Болконского, всей семьи Ростовых. Князь Василий, Элен и Анатоль не жалели никого, разрушая любые препятствия, стоящие перед их прихотями.

Семейный очаг - неестественное понятие для Курагиных. В их семье нет места любви, ласке, заботе. Единственное, что поддерживает их "на плаву", это взаимоподдержка эгоизма друг друга, потакание низким желаниям. Такой "союз" нельзя назвать семьей, в отличие от любящих друг друга и уважающих семей Ростовых и Болконских.

Семья Курагиных индивидуальна, но эта индивидуальность ничтожна, ведь она заключается в противоречии всем общественным и моральным нормам, в которой основа всего - нажива любым способом.