Семья орксэ мировые религии. Конспект урока по орксэ

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема урока : «Семья».

Класс: 4

г.Нижневартовск

Цель : дать представление об отношении к семье традиционных религий России.

Задачи : познакомить учащихся с ролью семьи в мировых религиях, формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи», продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Основные понятия: семья, семейные ценности

Ресурсы: мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку, видеоролик «Притча Счастье», электронное приложение к учебному пособию А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», учебник А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», толковый словарь С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, аудиозапись «Гимн Семье» Инь-Янь, приложение к уроку, раздаточный материал для работы в группах.

Приглашенные: родители, бабушки, дедушки.

Ход урока

Наумова Анастасия Сергеевна

учитель начальных классов
ГБОУ школа№ 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Основы мировых религиозных культур.
Семья.

[Скачать]

Методическая разработка урока в начальной школе

Предмет: основы религиозных культур и светской этики

Предметный модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема: «Семья»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: сформировать представление о семье как о базовой ценности общества в традиционных религиях России.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со значением слова «семья», его происхождением;

Сформировать представления об отношении к семье в традиционных религиях;

Развивающие:

Развивать речь, логическое мышление, внимание, память;

Развивать навыки работы с информацией и фотоматериалами;

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к своей семье;

Воспитывать в ребенке чувство ответственности за семью.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать значение слова «семья»;

Объяснять смысл пословиц о семье.

Личностные:

Уважительно относиться к членам семьи;

Понимать свою причастность к семейному коллективу;

Чувствовать ответственность за каждого члена семьи.

Метапредметные:

Развивать умение работать с графической и текстовой информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

Формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

Формировать умение взаимодействия в группах.

Оборудование и материалы к уроку:

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» - учебник для 4-5 классов, Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др.

Дополнительный материал: справочники, словари, пословицы, поговорки и высказывания о семье;

Иллюстративный материал: листы с изображением солнышка и незаконченными предложениями;

Наглядный материал: дерево и ленточки.

Формируемые на уроке УУД:

Личностные:

Формирование способности к самооценке;

Регулятивные:

Формирование умения самопроверки и взаимопроверки.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и понимать других;

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

Формирование умения согласованно работать в группе и коллективе.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

Выбор оснований и критериев для сравнения;

Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

Использование материала для нахождения ответов на вопросы;

Формулирование способа выполнения задания;

Умение действовать по аналогии;

Установление причинно-следственных связей.

Техническое оснащение: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, доступ к интернет ресурсам.

Структура учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация класса (1 минута)

Психологический настрой учащихся на урок.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на занятие.

2. Осмысление учебной задачи

(5 минуты)

Подводит к теме урока через обобщение ответов на загадки

Делают вывод о теме урока через обобщение ответов на загадки и вывод о целях урока

3. Изучение нового материала

(31 минута)

Обсуждает с учащимися значение слова «семья».

Предлагает подобрать ассоциативный ряд к этому слову.

Обращает детей к ребусу.

Предлагает поразмышлять о взаимоотношениях в семье на основе легенд и притч, пословиц и поговорок.

Дети высказывают предположения о значении слова «семья», читают определение в словаре. Выстраивают ассоциативный ряд к этому слову.

Читают легенды и притчи, делают выводы об их смысле.

Физминутка

(1 минута)

Настраивает учащихся на небольшой отдых.

Ученик проводит физкультминутку

Учитель обращает внимание учащихся на отношение традиционных религий России к семье.

Предлагает обсудить отношения детей и родителей в православной семье, сравнить с отношениями в семьях в других религиях.

Организует работу в группах -поиск ответов на вопросы по материалам учебника.

Организует учебную дискуссию по нахождению отличительных признаков священных сооружений.

Предлагает на листочках дописать предложения и обсудить получившиеся ответы.

Ученики обсуждают отношение традиционных религий России к семье.

Обсуждают отношения в семьях в традиционных религиях.

Работают в группах. Делают вывод о значимости семьи во всех религиях.

Определяют, какое священное сооружение они видят на иллюстрациях.

Дописывают предложения, обсуждают получившиеся предложения.

5. Рефлексия. Анализ и самоанализ урока.

Рефлексия урока, самооценка деятельности учащихся на уроке.

Обобщают сведения, полученные на уроке, самооценка.

6. Организованный конец (1 минута)

Разъясняет домашнее задание.

Благодарит за урок.

Записывают домашнее задание.

Благодарят учителя.

2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Методы и приемы:

Словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;

Наглядные методы – метод иллюстраций, демонстраций, ассоциаций;

Метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – анализ графической и текстовой информации, конспектирование;

Метод закрепления изученного материала – обобщающая беседа.

Формы организации работы на уроке:

Коллективная работа,

Самостоятельная работа,

Работа в группах и парах.

Средства обучения:

Материальные – учебная литература, учебное оборудование, технические средства обучения;

Идеальные – средства наглядности, учебные компьютерные программы по теме урока.

Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.

Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.

Ход урока

1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: «Доброе утро»

– Доброе утро и солнцу и птицам.

– Доброе утро улыбчивым лица,

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Осмысление учебной задачи

С хорошим настроением мы начинаем наш урок. Говорить будем о важной и близкой для каждого человека теме. А о чем именно, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1. Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? -

Лишь заботливая... (мама)

2. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый... (папа)

3. Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка -

Моя старшая... (сестренка)

Молодцы, ребята с загадками мы справились. А что общего между отгадками? Назовите одним словом.

Сегодня мы поговорим о семье. (На интерактивной доске появляется слайд «семья»).

На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем уроке? (слайд 2)

3. Открытие нового знания

Ребята, а что же такое семья? Пока мы с вами обсуждаем ответ на этот вопрос, один ученик посмотрит значение слова «семья» в толковом словаре, а другой будет искать значение этого же слова в интернет-словаре.

Как вы думаете, кто еще является членами семьи? А как еще по-другому можно назвать всех членов семьи?

На партах у вас лежат листы с изображением солнышка. Напишите в центре солнышка «семья», а на его лучиках слова, с которыми оно ассоциируется.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы своё задание - легенда, притча, пословицы, поговорки и высказывания о семье. После того, как вы познакомитесь с содержанием вашего текста, мы обсудим его.

Итак, ребята 1 группы читали «Легенду о мудреце». (Приложение 1)

Расскажите о чём это легенда? Какой совет мудрец дал членам семьи, которые к нему обратились? Как вы его понимаете?

Ребята 2 группы читали притчу «Дружные братья». (Приложение 2). Расскажите о чём эта притча? Почему у нее такое название? В чём её смысл?

Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА (слайд 4).

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Ребята 3 группы читали библейскую притчу о Ное и его сыновьях. (Приложение 3). О чём эта притча? Чему она учит? Как вы думаете, в каком случае родители могут говорить про своих детей «наша опора и защита»?

4. Физминутка. Давайте немного отдохнем.

А теперь мы поговорим об отношении традиционных религий России к семье.

Семья - мама, папа, братья и сестры - играет большую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется церковью. Какие значения этого слова мы знаем? Так семья в православии называется малой церковью. Семья в православии - это школа любви. Учиться любить здесь могут все - и папа, и мама, и дети, ведь христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, - человека и тем более члена своей семьи. Любви к ближним и своим родным учили все святые, даже если они порой и ругают тебя. Сейчас ребята расскажут нам о преподобном Сергии Радонежском, который всю жизнь проповедовал любить ближних и почитать своих близких. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся) (Приложение 4) (слайд 5,6).

Как вы думаете, стоит ли обижаться на родителей, когда они вас ругают? Почему?

1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?

2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?

3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?

4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из самых важных ценностей? На страницах учебника мы увидели фотографии священных сооружений христиан, иудаистов, мусульман и буддистов. Как определить, какое сооружение в какой религии является священным?

Что же такое семья? Переверните листок с солнышком и закончите предложения:

1. Мама и папа для меня самые …

2. Я люблю бабушку и дедушку за то …

3. Я люблю вместе с братом (сестрой) вместе …

4. Свою семью я считаю …

5. Родным я хочу пожелать …

5. Рефлексия. Анализ и самоанализ урока.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что запомнилось? (На доске появляется дерево).

Я предлагаю вам украсить наше дерево ленточками. Если вам на уроке было все понятно, работали с интересом, то украсьте дерево зеленой ленточкой, а если не все удалось, были трудности в понимании материала, то повесьте красную ленточку (слайд 8).

Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми (слайд 9).

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

6. Организованный конец.

Спасибо за урок.

Приложения к методической разработке

Предлагаемая информация для учащихся

Приложение 1

Легенда о мудреце

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…

Приложение 2

Притча «Дружные братья»

В одном селе жили два дружных брата. Хотя их дома находились по разным сторонам села, они жили в полном согласии, помогая друг другу.

Однажды осенью братья собрали урожай и поделили всё поровну. В ту ночь старший брат подумал: «Мы поделили урожай пополам, но это неправильно, брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше, чем мне. Встал старший брат и ночью отнёс младшему мешок своего зерна. А в это время младший брат тоже лежит и думает: «Нет, мы неправильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня, ему нужно больше, чем мне». Под утро младший также украдкой отнёс мешок зерна старшему. Утром братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это так случилось? Помню, вчера мешок зерна отнёс брату, а зерна не убавилось». Они по несколько раз пересчитывали мешки и удивлялись: «Ну и чудеса…»

А, это ты, куда так поздно?

В возрасте 10 лет юного Варфоломея (такого имя, которое родители дали Сергию Радонежскому при рождении) отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей заметно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и совестили его, сам же мальчик со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Низко поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания, о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание - отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:

При солнышке тепло, при матери добро.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н. Толстой

Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. В.А. Сухомлинский

В семейной жизни главное - терпение... А.П. Чехов

Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О.Бальзак

Приложение 6

Цели :показать значение семьи в жизни каждого гражданина,

выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

Задачи :формировать уважительное отношение к родителям, окружающим,

способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности,

способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

Оборудование :мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронное приложение к учебному пособию А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», видеоролик «Гимн семье», ватман для изображения эмблемы семьи, фломастеры.

Оформление :рисунки детей по теме «Семья»,

сочинения «Моя семья»,

пословицы и поговорки о семье,

высказывания великих людей о семье,

выставка семейных фотографий на тему «Моя семья»,

видеоролик «Гимн семье»,

медаль «За любовь и верность»,

Стенд: “Заповеди семейной жизни”

Ход урока

I. Организация деятельности учащихся

II. Подготовка к изучению нового материала

1.Беседа с учащимися по вопросам

- У каждого человека есть свои ценности.

А что вы понимаете под этим словом?

(запись ответов детей)

Какая их этих ценностей на ваш взгляд самая важная? (семья)

2.Чтение стихотворения подготовленным учеником

Как появилось слово “семья”?Когда-то о нем не слыхала Земля…Но Еве сказал перед свадьбой Адам:Сейчас я тебе семь вопросов задам;“Кто деток родит мне, богиня моя”?И Ева тихонько ответила “я”,“Кто их воспитает, царица моя”?И Ева коротко ответила “я”“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?И Ева все так же ответила “я”“Кто платье сошьет?Постирает белье?Меня приласкает?Украсит жилье?Ответь на вопросы, подруга моя!”“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…Сказала она знаменитых семь “я”Вот так на земле появилась семья.

Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья - это маленькое государство, и держится оно на любви”.

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей ), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

3. Словарная работа

Этимология слова - Согласно Ляпунову сѣ мья представляет собой собир. сѣ мь, подобно братия.

Лексическое значение слова – группа живущих вместе близких родственников

Семья - самое главное в жизни для каждого человека

Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья!

Её основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,

б) совместное проживание в одном помещении,

в) общий совместный бюджет.

4. Презентация «Памятники семье

Памятник семье – это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества.

Венценосная семья



Рядом со Свято-Феодоровским Кафедральным собором, стоит

Двое взрослых - мама и папа, а рядом дети - старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш в утробе матери.

При взгляде на этот памятник почему-то вспоминается фраза из "Анны Карениной":



Построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.

Варварское отношение к памятникам

В Ташкенте был снесен установленный возле дворца Дружбы народов , усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.

Скульптурная композиция, запечатлевшая семью кузнеца Шамахмудова и называющаяся «Монумент Дружбы народов», была открыта 26 мая 1982 года (скульптор Д.Рябичев, архитекторы Л.Адамов, С.Адылов). Она простояла на этом месте почти 26 лет.



Так памятник выглядел в советское время


Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.

Они являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Их память православная церковь празднует 8 июля. Но, к сожалению, еще далеко не все наши соотечественники знают об этом.


Икона изображает святых муромских чудотворцев Петра и Февронию (в иночестве - Давида и Евфросинию).

2008 год. Указом Президента России объявлен . Владимир Путин подчеркнул, что проведение Года Семьи «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей»

В этот же год в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и верности. В российских городах началась кампания по установке памятников Петру и Февронии. И, что логично,



Гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии находится в

Ныне к мощам святых Петра и Февронии съезжается множество паломников со всех концов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Неисчислимы случаи благодатной помощи по молитвам святых. Православная Церковь почитает их как покровителей семьи. В монастырской летописи есть свидетельства о благополучных разрешениях семейных конфликтов и даровании бездетным супругам долгожданного ребенка.








Иудаизм

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

Христианство

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благославляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

Как вы понимаете это выражение?

Физкультминутка

IV .Закрепление (компьютер)

Тренажёр - Выберите верный вариант

1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью»

2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым

3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать»

4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь

V .Контроль (компьютер)

Укажите правильный ответ

1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств

2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой

3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом

4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.

VI.Работа в группах

- Представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи.

Изобразите её. Обоснуйте. (Показ подготовленного эскиза эмблемы)

Хорошая семья-это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.

VII.Итог урока.

Почему в православии семью называют малой Церковью?

Как должны жить люди в христианском браке?

Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?

В чём состоит значение брака в буддизме?

VIII Релаксация.

- Что самое интересное было в уроке?

О чём вам захотелось рассказать друзьям?

IX. Видеоролик «Гимн семье».

X. Дом. Задание

(в рабочей тетради)

Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и д.р. «Основы религиозных культур и светской этики». (модуль «Основы мировых религиозных культур»). Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и д.р. «Основы религиозных культур и светской этики». (модуль «Основы мировых религиозных культур»). См. сноску №1.

Урок 28. Семья. Как традиционные религии относятся к семье. Семья занимает большое место в религиозных традициях. В православии семья именуется малой или маленькой Церковью. Брак считается одним из таинств христианских. Жить в браке - жить в любви. Иудаизм. Брак и рождение детей считается одной из важнейших заповедей. Ислам. Брак это обязанность, дети - знак божьего благоволения. Ведущая роль матери в воспитании, после совершеннолетия – отца. Воспитание любви и уважения к старшим, к родителям. Буддизм. Верующие в буддизме: монахи из общины и миряне (вне ее). Для мирян семья – важная часть жизни. Брак заключается ради счастья двоих и ради интересов общины. Главное назначение семьи - ответственность и забота и детях, о родителях, о монахах. Материнская любовь в буддизме есть идеал человеческих взаимоотношений.

Слайд 22 из презентации «Модуль «Основы мировых религиозных культур»» к урокам религии и этики на тему «Модули ОРКСЭ»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке религии и этики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Модуль «Основы мировых религиозных культур».pps» можно в zip-архиве размером 1965 КБ.

Скачать презентацию

Модули ОРКСЭ

«Модули ОРКСЭ» - Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. Основы исламской культуры. Основы светской этики. Основы иудейской культуры. Учебники по курсу. Нормативно-правовая и методическая документация. Основы мировых религиозных культур. Цели и характер нового учебного курса. Основы православной культуры.

«Модули» - Воспитание детей. Синагога и ее устройство. Учебный модуль «Основы светской этики». Выбор нравственных образцов. Молельная комната. На занятиях курса ОРКСЭ. Мусульманская семья. Дети в буддизме. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Нормативно-правовая основа. Семья в буддийской культуре и ее ценности.

«Модуль «Основы мировых религиозных культур»» - Учебные модули. Россия – наша Родина. Семья. Религии мира и их основатели. Любовь и уважение к Отечеству. Паломничества и святыни. Добро и зло. Священные сооружения. Священные книги религий мира. Возникновение религий. Структура изложения темы уроков в учебных пособиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

«Содержание курса ОРКСЭ» - Основы буддийской культуры. Цель и задачи комплексного учебного курса. Основы иудейской культуры. Основы исламской культуры. Программа курса ОРКСЭ. Проблемы преподавания модуля «Мировые религиозные культуры». Выбор модулей в школе. В помощь учителю. Учебно-методический комплекс к курсу. Модуль: «Основы мировых религиозных культур».

«Модули курса ОРКСЭ» - Основы исламской культуры. Основы православной культуры. Основы мировых религиозных культур. Как будет организовано преподавание нового курса. Учебный курс включает в себя модули. Цель учебного курса. Содержание всех модулей. Россия – наша Родина. Основы буддийской культуры. Задачи учебного курса. Основы иудейской культуры.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»Урок по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Подготовила: Цикулаева Наталья Александровна,
учитель начальных классов

Боголюбово, 2012

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,
- воспитывать уважение к членам своей семьи.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».Используемые учебники и учебные пособия:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

План изучения материала:1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?

Этапы урокаI. Вызов
II. Осмысление учебной задачи
III. Открытие нового знания
IV. Рефлексия

I. ВызовЦель: выявить эмоциональный настрой детей, настроить на работу.
Задание: выберите то «солнышко», которое больше нравится.

Слайд №10

II. Осмысление
учебной задачиЦель: актуализация имеющихся у детей знаний по теме «Семья».
Задание:
Сформулировать вопросы по теме урока, на которые нужно найти ответ.

Учитель ставит перед детьми проблемные вопросы.

Слайд №11

III. Открытие нового знанияЦель: изучение нового материала.
Задания:
1. Выстроить ассоциативный ряд со словом «семья».
2. Узнать происхождение слова «семья».
3. Рассказать о своей семье.
4. Назвать признаки дружной семьи.

Слайд №12

III. Открытие нового знанияЛегенда
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек,
но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров.
И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил
их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и
сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами
понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите
видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный
совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться
друг к другу, придерживаясь этих качеств: понимание, любовь,
доверие, доброта, забота, помощь, дружба.»

Слайд №13


5. Групповая работа. (Работа с учебником): Найти в учебнике ответ на вопрос:
1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Слайд №14

III. Открытие нового знанияЗадания:
6. Прочитать библейскую историю и ответить на вопрос: Как дети должны относиться к своим родителям?

Слайд №15

III. Открытие нового знанияУ Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам.

Слайд №16

III. Открытие нового знанияЗадания:
7. Вспомнить пословицы, поговорки, стихи о семье.
На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм
построить.