Сколько смотрителей должно быть в музее. Профессия музейный работник

Кто ежедневно трудится в Ельцин-центре? Автор Выпускник.про пообщался с музейным работником Александрой Лопата и выяснил, что самое главное в этой профессии.

У меня много образований. Первое – строительное, в техникуме. Потом я одновременно закончила факультет культурологии и искусствоведения в УрФУ и получила диплом по специальности «Креативные индустрии и менеджмент в сфере культуры» в РУДН. Затем – магистратура по аудиовизуальным коммуникациям.

В детстве я мечтала стать археологом. Потом мне хотелось стать актрисой. Я даже поступала в театральный институт, но меня не взяли.

После этого я решила: если мне не суждено быть актрисой, то буду изучать искусство. Очень много занималась волонтерством в музеях. Как только я окончила институт, один из моих преподавателей позвал меня работать в музее. Судьба сама привела меня в музей. Прошло два года – и меня затянуло. Это очень интересно.

Я думаю, что эта профессия мне подходит. Я люблю получать новые знания, мне интересна история. Мне нравятся старые вещи, все «пожившее». То, что имеет налет старины, имеет свое очарование. Музейная профессия сама меня нашла.

В любом труде есть плюсы и минусы. Я каждый день узнаю много информации, общаюсь с людьми. Музей – это пространство для общения, диалога. Я работаю в интересной творческой команде и учусь у своих коллег. У меня есть пространство для творчество, здесь я могу придумывать и реализовывать. Наверное, если бы я работала на заводе, я умерла бы со скуки. Музейный работник – это проводник в искусстве.

Прямо назвать минусы я не могу, уж слишком сильно люблю свою работу.

Да, устаешь под конец дня, но где не устаешь? У нас очень напряженная работа. Работаем каждый день с самого утра до вечера. Но никто никого не заставляет, все сами остаются, по доброй воле.

У нас очень большая экскурсионная нагрузка: часто бывают группы по 30 человек, среди которых много детей. Иногда приходят негативно настроенные люди. Это отнимает много энергии и под конец дня ты просто без сил.

Каждый день работы приносит удовлетворение, понимаешь, что сделал что-то полезное.

Мне хотелось бы развиваться. Музей – это пространство, которое можно бесконечно разрабатывать. Каждый день узнавать что-то новое, придумывать, актуализировать, продвигать. То есть это что-то неисчерпаемое.

Я не знаю, как повернется моя жизнь, но пока я не планирую уходить из музея. Если судьба посчитает нужным привести меня в другое место, я пойду туда. Так или иначе, это должно быть связано с культурой, наукой и общением с людьми.

Музей – это, на самом деле, очень интересно. У нас мало сотрудников и нам не хватает людей, работа найдется для каждого. Все идут на экономистов, юристов, инженеров. На искусствоведов учатся единицы. И то многие из них приходят туда, чтобы где-то посидеть четыре года. Когда я попала в музей, я поняла, что работы очень много, а людей мало.

Сейчас музеи переживают какую-то вторую жизнь: если сравнить их сейчас и в 2000 году, то это абсолютно разные вещи.

Я видела много разных людей, которые приходили сразу после университета. Скажу так: человеку, которому интересно жить, хочется самореализации и развития, будет интересно везде. В том числе и в музее.

Музей настолько огромный, что мне кажется, и жизни не хватит, чтобы все изучить. Я видела людей, которые приходят, несмотря на скромные условия работы, несмотря на непонимание старших сотрудников на предвзятость… Они брали и гнули свою линию. Изучали, делали интересные проекты.

Работа в музее требует самоотдачи; важен альтруизм. Надо быть готовым к тому, что тебя могут не замечать, идеи могут игнорировать, что нужно много работать. Нужно отстаивать, нужно учиться быть лояльным, гибким и готовым ко всему.

Будь готов, что ты будешь много работать; ты должен всегда будешь поднимать свой интеллектуальный уровень. Нужно все время следить за тем, что происходит в сфере. Имей стержень и не верь тем людям, которые говорят, что музеи сегодня никому не нужны.

Беседовала Александра Квашнин а

The Village продолжает рассказывать о том, как планируют свои доходы и расходы люди разных профессий. В этом выпуске - работник музея. По данным Минкультуры, средняя зарплата сотрудников учреждений культуры, к которым относятся и музеи, за 2016 год составила порядка 59 тысяч рублей в Москве и 50 тысяч в Петербурге. Также в прошлом году ведомство опубликовало отчет о заработках руководителей государственных музеев, согласно которому генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский ежемесячно получал 839 тысячи рублей, а генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова - 437 тысяч рублей. Молодой сотрудник крупного государственного музея, расположенного в Петербурге, рассказал нам, что входит в его обязанности, какую он получает зарплату и на что тратит деньги.

Должность

Сотрудник музея

Доход

30 000 рублей

(c учетом квартальных премий)

Расходы

10 000 рублей

9 000 рублей

возврат долгов

3 000 рублей

транспорт

3 000 рублей

2 000 рублей

алкоголь

2 000 рублей

1 000 рублей

развлечения

Как попасть на работу в музей

Я вырос в семье, связанной с искусством, помню, как ребенком оказывался с родителями в музее. Я еще не думал, какую специальность выберу, но мне казалось какой-то магией, что человек смотрит на картину и видит не просто сюжет, холст и масло, а контекст, связи этой работы с другими, историю создания и попадания в музей, приемы художника. Я пошел учиться на искусствоведа в Санкт-Петербургскую академию художеств имени Репина. Это очень важное место, где в одном здании соседствуют искусствоведы, графики, скульпторы, архитекторы, где ты можешь заходить в мастерские и смотреть, как они работают. Нет такой ситуации, как в некоторых вузах, где тоже преподают искусствоведение, когда студент изучает историю искусств, но художников в глаза не видел.

Значительная часть людей, которые работают в петербургских музеях, - это выпускники Академии художеств. В музеях необходимость в лаборантах существует всегда, потому, если появляется ставка, вспоминают тех, кто стажировался, проходил практику и как-то себя проявил. Так получилось и со мной. Сейчас мне 23 года и я работаю в музее уже четыре года.

Иногда человек, который хочет попасть на работу в музей, думает, что будет заниматься исследованиями, но не все понимают, что музей - это огромная система, в которой, помимо отделов, связанных с наукой и искусством, есть еще очень много всего - даже электрики и механики, служба безопасности. Часто бывает так, что нужную ставку приходится ждать годами. Например, ты изучаешь японское искусство, потому хочешь работать в отделе Востока, но ставка появилась в отделе научной документации или научно-просветительском отделе. Приходится идти туда и ждать, когда, возможно, тебя пригласят в нужный отдел. Сотрудники у нас совершенно разные. Есть те, кто приходит с горящими глазами. Кому-то нужен статус работы в крупном государственном музее, и я даже знаю много судеб, которые могли бы сложиться лучше, если бы люди не останавливались перед переходом в другие музеи или организации из-за боязни лишиться этого статуса. Но понятно, что никто не приходит на работу ни в один музей России из-за материальной выгоды.

Особенности работы

Миссия лаборанта в любом отделе - снимать рутинные обязанности с научных сотрудников, чтобы они занимались научной работой, подготовкой к выставкам и конференциям. Я общался с коллегами из разных научных отделов, и у меня сложилось впечатление, что мы делаем одни и те же вещи, просто иногда они различаются за счет специфики отдела: где-то хранятся картины, где-то - археология. Лаборант - это такая смесь секретаря, курьера, такелажника и разнорабочего. Часто нам звонят по телефону, чтобы получить какую-то информацию о картинах, мероприятиях, и я отвечаю на такие звонки. Если в отдел приходят сотрудники другого отдела, их сопровождаю тоже я. Государственный музей - это всегда бюрократия, здесь мы зависим от огромного количества бумаг, подписей, печатей.

Особенно много бумажной работы появляется во время подготовки к выставке, если экспонаты не из российских собраний, а из-за рубежа. Составлять служебные записки, проверять акты, собирать подписи и печати - это тоже работа лаборанта. Когда к нам приезжают коллеги, например из Лувра или Британского музея, нужно встретить их в аэропорту, сопроводить в Петергоф и Гатчину - этим, опять же, занимается лаборант. В качестве курьера, бывает, нужно сходить в канцелярию, получить посылки и письма. Иногда приходишь ни свет ни заря и проверяешь, все ли готово к конференции, работает ли проектор. У каждого научного отдела в музее есть библиотека, и по большей части работают там девушки. Книг много, они тяжелые и пыльные, и лаборанты всегда готовы помочь отнести эти книги куда нужно.

Вообще, за все перемещения пыльных и тяжелых предметов - стопок книг, коробок, свертков - отвечают лаборанты. Не будут же этим заниматься старшие научные сотрудники, почтенные мэтры и дамы в шалях. Лаборанты - это в основном молодые люди, только что окончившие высшее учебное заведение или еще получающие образование заочно, им от 20 до 30 лет. Это как раз тот самый возраст, когда ты можешь выполнять такую работу наилучшим образом. Если нужно очень быстро получить подпись в другой части здания, ты можешь буквально сбегать туда, параллельно вспоминая все известные тебе фильмы, где герои бегали по музеям.

Следующая ступень после лаборанта - должность младшего научного сотрудника, потом идет научный сотрудник, ведущий, старший научный сотрудник и хранитель. Научные сотрудники - это уже люди, которым 30–35 лет, ведущие и старшие, соответственно, еще старше. Но эти повышения идут не только за счет стажа, но и за счет публикаций и других достижений. При этом нужно постоянно развиваться, следить за тем, что происходит с областью твоего исследования во всем мире. А для этого необходимо постоянно ходить в библиотеку, посещать другие музеи, сравнивать вещи, общаться на международных конференциях со своими коллегами.

Есть сотрудники, которые где-то после 30 лет решают, что их вполне устраивает должность лаборанта или младшего научного сотрудника, и перестают развиваться. Это достаточно консервативные люди, с которыми мне бывает тяжело обсуждать темы науки и искусства. Они иногда позволяют себе высказываться таким образом, который непозволителен даже для обывателя, например, могут сказать: «Малевич - это вообще не художник, мой ребенок и то лучше нарисует».

Я работаю пять дней в неделю с 09:00 до 18:00, но для сотрудника музея работа не заканчивается с завершением трудового дня, а продолжается еще и в свободное время. После работы я часто хожу на выставки, читаю книги по искусству. У работников музеев есть важная привилегия: они имеют право бесплатного входа в музеи России и некоторых других стран по специальной карте ИКОМ. Среди моих знакомых очень популярен такой вид досуга в выходные: ты приобретаешь самый дешевый билет в плацкарт на поезд, который приходит в Москву с утра. С вокзала бежишь в Третьяковку, Пушкинский, Музей архитектуры, смотришь выставки, и так до шести часов. Вечером идешь в галерею, которая может работать до восьми, потом встречаешься со своими московскими знакомыми, тоже работниками музеев или других культурных институций, а затем ночным поездом уезжаешь назад.

Люди из Петербурга гораздо чаще ездят в Москву на выставки, чем наоборот. Все же Москва - очень крутой город в плане выставочной политики. У нас тоже много музеев, но далеко не у всех есть свои программы, интересные проекты. Музейные практики, которые используются в Москве, приходят к нам только через несколько лет и то не всегда в правильном виде. Зачастую это происходит за счет петербургского снобизма и стереотипа о культурной столице.

Доходы

Моя заработная плата - 22 тысячи рублей в месяц. Кому-то покажется, что это мало, но есть петербургские музеи, где сотрудники получают гораздо меньше. Еще раз в несколько месяцев бывает квартальная премия - примерно 30–40 тысяч. Премия зависит от сезона, посещаемости музея, но точно просчитать ее могут, наверное, только люди в бухгалтерии. Когда получаешь 22 тысячи, расходы часто превышают эту сумму, и получается так, что накапливаются долги, а после получения премии возвращаю деньги всем, у кого занимал.

Все лаборанты, которых я знаю, так или иначе принимают помощь от родителей. Кому-то дают деньги, кому-то оплачивают жилье, кому-то покупают одежду или приносят продукты. Родители понимают, что их дети не справятся без такой поддержки. Мои родители взяли на себя часть моих расходов - на жилье и мобильную связь.

Расходы

В среднем в месяц не менее 3 тысяч я трачу на книги по истории искусства и музейным практикам. Я хожу в книжный магазин «Все свободны», где работают классные ребята. Когда у меня нет денег и я вижу, что книга осталась в одном экземпляре, я прошу ее отложить для меня на неделю или две. Иногда бывает так, что мне звонят из этого книжного и говорят, что в наличии есть книга, которая может быть мне интересна. Тогда я влезаю в очередной долг, приобретаю ее и перехожу на питание овощной смесью за 60 рублей.

Бесплатно я хожу не только в музеи, но и на национальные кинонедели в «Родину» или «Великан Парк». Я стараюсь поддерживать уровень знания иностранных языков, чтобы коммуницировать с коллегами из других стран, и для этого смотрю фильмы без перевода. В Петербурге есть несколько кинотеатров, которые показывают кино на языке оригинала с субтитрами, но на дневные сеансы я не попадаю из-за работы, а билет на вечерний сеанс стоит сопоставимо с ценой не самой дорогой книги по истории искусств или кураторству. Иногда приглашаю друзей в гости составить мне компанию в просмотре фильма, который они заранее как-то загрузили, потому что у меня дома нет интернета. Я не боюсь, что с интернетом я погружусь в пучину прокрастинации, я в этом абсолютно уверен. Закончится тем, что книги, которые я покупаю, будут вырастать в огромную стопку и пылиться. А так я сам себя оградил от соблазна зайти в интернет, почитать статью на Colta, потом еще одну, потом зайти на «Артгид» и вдобавок посмотреть пару документалок за вечер.

На транспорт я трачу около 3 тысяч в месяц. На одежду тоже выходит в среднем около пары тысяч. Я не покупаю ее каждый месяц, а обычно жду, пока начнется распродажа в Uniqlo, и я там возьму себе несколько базовых вещей. Так на три-четыре месяца буду спокоен, потому что у меня есть простая одежда, выдерживающая пыль и грязь, с которыми сопряжена часть музейной работы. Ведь есть такой закон: когда ты приобретаешь себе новую белую рубашку и приходишь в ней на работу, именно в этот день нужно будет перетаскивать пыльные архивные папки.

На питание в месяц у меня уходит около 8–10 тысяч. Обед - это очень интересная часть моего рабочего дня. У нас с друзьями есть такая теория: именно когда ты начнешь брать с собой из дома еду в контейнере, ты перестанешь быть молодым. К тому же музей - место достаточно пыльное, потому неплохо хотя бы на час в течение рабочего дня выходить из него подышать свежим воздухом и размяться. Поскольку значительная часть музеев находится в центре, в обед можно успеть на какую-то выставку, а потом просто на ходу взять шаверму или фалафель. Иногда посещаем новые места, которые открываются недалеко от музея, оцениваем развитие гастрономии - это тоже интересно и заслуживает внимания. У нас в музее есть столовая, но там готовят из ингредиентов, которые не все едят по тем или иным причинам, потому мы там не питаемся.

Поскольку я живу в Петербурге, у меня есть постоянные расходы на алкоголь. Я не выпиваю по бутылке вина каждый вечер, но в среднем на это тратится пара тысяч в месяц. Вот недавно бар «Хроники» праздновал свой день рождения, и там точно было оставлено не меньше тысячи.

Когда выдают премию и появляются какие-то дополнительные деньги, то я, как правило, раздаю долги. Еще могу поехать на выставку в Москву или другой город, где у меня есть знакомые, готовые предоставить ночлег.

32.9

Для друзей!

Справка

Музей или «мусеон» - слово греческого происхождения, переводится как «храм муз». В этот храм древние греки собирали все, что считали ценным: картины, статуи, астрономическое оборудование, книги, чучела животных, медицинские инструменты, анатомические бюсты и прочие предметы просвещения. Среди этого многообразия можно было легко потеряться. Чтобы помочь посетителям отыскать тот или иной экспонат, в музее появился специальный человек - хранитель.

Одно столетие сменяло другое, число ценных предметов возрастало. Для удобства музейные экспонаты распределяли по эпохам, принадлежности к географическим местам и назначению. Профессия хранителя тоже менялась, появились новые обязанности. Теперь музейный хранитель не просто знал, для чего нужен тот или иной экспонат, но и мог рассказать посетителям о том, что он значил для своего времени, какие научные открытия помог совершить. Иначе говоря, музейный работник стал проводником не только по музею, но и в историю культурного наследия человечества.

Описание деятельности

Неважно куда вы отправитесь, - в краеведческий музей, музей военный или музей изобразительных искусств, - везде вас первым встретит музейный работник. От внешнего вида сотрудника, его умения поддерживать дружелюбную атмосферу и сглаживать конфликтные ситуации зависит имидж музея. Поэтому студенты, изучающие , обязательно посещают мастер-классы по созданию имиджа, участвуют в тренингах по конфликтологии.

Музейному работнику скучать не приходится. Список обязанностей, как правило, зависит от того, в музее какого уровня он служит. Существуют совсем маленькие музеи, занимающие буквально одну комнату, а есть целые галереи, музейные комплексы. В крупных хранилищах работает целая армия сотрудников: , организаторы выставок, . В музеях всех этих специалистов заменяет один человек - музейный работник.

Сотрудники крупных музеев, особенно государственных, владеют несколькими иностранными языками. Если вы когда-нибудь посещали музеи Москвы и Санкт-Петербурга, то наверняка видели, что экскурсии предлагаются на различных языках - от английского до китайского.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Особенности карьерного роста

Музейный сотрудник должен идти в ногу со временем: изучать возможности информационных технологий, компьютерные программы и приложения, которые активно применяются в музейном деле. Важно постоянно работать над своей памятью, эрудицией, путешествовать и посещать музеи других городов, стран, набираться опыта. Учреждения дополнительного образования регулярно проводят курсы повышения квалификации для музейных работников.

Мое детство неразрывно связано с краеведческим музеем, в котором много лет работает моя мама. Я хорошо помню, как в новом здании музея целая стена с помощью мозаики «превратилась» в эксклюзивную картину с изображением нашего города. А сколько было впечатлений от зала археологии, постепенно наполнявшегося интересными редкими экспонатами. И хотя делом моей жизни стала журналистика, считаю, что и к музейным профессиям имею маленькое отношение.

Кадры решают всё

Работа в государственных (центральных, краевых, областных, муниципальных) и частных музеях и галереях очень ответственна. Она требует от людей, выбравших профессию работник музея, общей культуры, эрудиции, обязательности, внимательности... Этим специалистам необходимо знать культуру разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. В профессию музейный работник, как правило, приходят после окончания исторических факультетов госуниверситетов и педагогических институтов, а также искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов. Но это необязательное условие. На некоторых должностях успешно трудятся люди и со средним специальным образованием.

Понятие «музейный работник» объединяет сразу несколько профессий:

  • хранители,
  • научные сотрудники,
  • методисты,
  • экскурсоводы,
  • экспозиционеры,
  • смотрители.

Кроме того, в музеях всегда есть работа для художников, реставраторов, таксидермистов...

Чем занимаются сотрудники музеев

Основное предназначение музея – сбор и хранение культурного наследия прошлого. Эту важную задачу выполняют хранители, работающие в фондовых отделах. Именно они обеспечивают учёт, хранение и научное описание экспонатов; подготовку их к вводу в научный оборот, комплектование музейной коллекции. Они также занимаются составлением электронной базы данных, оказывают консультативную помощь. Кстати, на хранителей не учат в университетах. В эту профессию по традиции берут из других музейных отделов после того, как присмотрятся, понаблюдают, насколько человек ответствен и порядочен.

В сфере профессиональных интересов научных сотрудников - проведение различных исследований, организация конференций и других мероприятий, издание научных сборников, публикация статей в СМИ. В зависимости от того к какому отделу относятся, они занимаются организацией тематических выставок и проведением экскурсий, ведут учет и контроль посещаемости музея, помогают краеведам в изучении истории родного края.

Еще одна востребованная музейная профессия - экскурсовод. Это интересная, творческая и в то же время ответственная работа. Кроме текста экскурсии, необходимо знать еще много разнообразной информации, владеть методикой ее подачи, обладать техникой публичных выступлений. В активе опытных экскурсоводов - хорошие организаторские способности, отличная память и, не удивляйтесь, артистичность. Ведь экскурсия пишется как научный доклад, а для посетителей «играется» как спектакль. Такой подход помогает удержать внимание экскурсантов, особенно школьников.

А вот без кого в музей не пустят, так это без смотрителей. Они работают в одних и тех же залах, где внимательно и ненавязчиво приглядывают за посетителями. Смотрители обеспечивают сохранность экспонатов, следят за чистотой и наблюдают за тем, чтобы правила поведения в музее соблюдались. Обычно эти должности занимают дамы пенсионного возраста, для которых скромная зарплата смотрителя является неплохой возможностью подработать.

Музейный работник - это, прежде всего, любовь и преданность своей профессии. Моя мама возглавляет фондовый отдел более двадцати лет. И все эти годы работа для нее – образ жизни. Я вижу, как она переживает за свое дело, с каким трепетом относится к хранению экспонатов, как тщательно готовит к открытию выставки…

В ногу со временем

Стоит отметить, что музейщики успешно осваивают современные информационные технологии, с появлением которых в музеях стали востребованы :

  • программисты принимают участие в создании каталогов, поддерживают рабочее состояние программного обеспечения, участвуют в восстановлении работоспособности системы при выходе из строя оборудования;
  • работают в музеях, которые организовали свои сайты и страницы в социальных сетях; и просто необходимы для виртуальных музеев, ставших популярными в интернете;
  • специалисты по связям с общественностью готовят информационные материалы музейных сайтов, печатных и электронных СМИ, социальных сетей. Музеи идут в ногу со временем и организуют выставки современных художников - авторов ярких и необычных трехмерных полотен, а также интерактивных анимационных картин.

Музейные «секреты»

Если вы решили работать в музее, то должны знать:

· здесь будет сложно человеку, склонному к аллергии, поскольку есть вероятность соприкосновения с аллергенами (книжная пыль);

· для посещений музеи открыты шесть дней в неделю, отдыхать придется в будни, потому что в субботу и воскресенье посетителей больше всего. Это были основные музейные профессии.

Кстати, всем будущим музейщикам, которые пока только планируют поступать в вуз, опытные специалисты советуют заниматься историей, изучать историю религии, литературу и иностранные языки, естественными науками.

***************************

Если вы хотите найти работу, которая будет нравиться и приносить желаемый доход, тогда . Чтобы получить бесплатный доступ к курсу введите свое имя и е-майл в форму ниже.

Сохранение культурного и исторического наследия – одна из основных обязанностей государства. И лучшей формой их сохранения, особенно в период глобальных политических кризисов, экономической нестабильности и прочих масштабных перемен в государстве, бесспорно, являются музеи.

Данную функцию им приходилось выполнять на протяжении всего периода становления России, как современного государства – в период революций, войн и смен политических режимов, музейные работники единственные, кто понимал действительную ценность исторического наследия. В разное время им приходилось сталкиваться с множеством проблем не только финансового, но и идеологического характера. И что самое прискорбное, многие из них сохранились и до сегодня.

Несмотря на то, что время наибольших государственных потрясений уже прошло, музейному сообществу постоянно приходится бороться со все новыми вызовами, такими как отсутствие государственного финансирования, пропажи экспонатов, необходимость ремонта хранилищ, низкие зарплаты – обо всем этом нам постоянно приходится слышать из СМИ.

Каково же действительно состояние музейного фонда сегодня? С какими проблемами приходится сталкиваться музейным работникам, и какие профессии сегодня актуальны в данной сфере? В Преддверии Международного дня музеев, отмечаемого 18 мая, Карьерист.ру даст ответы на эти вопросы.

Музейное дело в России

Музеи существуют в России более 300 лет – их появлению предшествовал многовековой период, в рамках которого происходило накопление исторических реликвий, военных предметов, сакральных трофеев, старинных книг и рукописей, сохранение церквей и резиденций знатных особ. Постепенно в процессе их сбора появлялись элементы целенаправленного коллекционирования.

Первым в России музеем по праву считается Петровская Кунсткамера, созданная в 1714 года , после которой произошел существенный музейный скачек, и предметы древности уже стали планомерно разыскиваться. Долгое время Кунсткамера оставалась единственным музеем в России, и так продолжалось до середины и даже второй половины 18-го века, когда свою бурную деятельность развили научные сообщества. В дальнейшем музеи начинали развиваться более бурно – появилась масса культурных, научных и художественных заведений, в том числе и известный всем Эрмитаж.

Дальнейшее осознание и развитие просветительских возможностей музеев привели к тому, что в 19 веке они стали уже не отдельными коллекциями, а группами естественно-научных и исторических музеев при университетах и ученых сообществах – произошел качественно новый виток. В этот же период произошло формирование публичных музеев, а большинство собранных частных коллекций признавались национальным наследием . Это определило основные тенденции, в рамках которых музеи и развивались до конца 19-го века.

Дальнейший период характеризуется тотальным, но тем не менее стихийным открытием музеев. Набирали обороты также и местные, провинциальные музеи – вместе с ними в дореволюционный период подобного рода заведений насчитывалось по России более 200.

С приходом советской власти, музейная отрасль преобразилась. Произошел очередной и качественно новый виток сбора и сохранения культурного наследия, однако, в период революции много экспонатов было утеряно и разворовано. В то же время советская власть смогла систематизировать музеи как явление, популяризируя их роль для становления общества и используя в качестве инструмента просветительства.

Именно при советской власти впервые ввели платный вход, была развита широкая сеть местных краеведческих музеев, проводилось множество восстановительных и реставрационных работ, и произошло становление музейного дела, как важнейшего культурно-просветительского института общества.

На сегодня в России насчитывается более 2,7 тыс. музеев всех ведомств – это и местные, и архитектурные, и заводские музеи, музеи ВУЗов и многие другие. Общий фонд музеев насчитывает более 83 млн экспонатов. Ежегодно российские музеи посещает свыше 102 млн человек , и больше 2/3 из них – наши сограждане. Это наглядно показывает, что интерес к отечественному культурному наследию все же высок. В то же время 80% зданий, в которых размещены отечественные музеи, не приспособлены для хранения экспонатов, и это далеко не все их проблемы.

Проблемы музейного сообщества

Сегодня, более 40% российских музеев размещены в старинных зданиях, которые даже теоретически невозможно оборудовать для правильного хранения экспонатов . При этом они все чаще стали попадать в фокус отечественных СМИ вовсе не как герои рубрик культуры, а как пострадавшие от происшествий – постоянно приходится слышать про пожары, аварийное состояние хранилищ, кражи ценностей и т.д.

Касательно последних, проведенная недавно всероссийская ревизия показала, что за постсоветский период музейный фонд лишился около 50 тыс. экспонатов. И по словам многих музейных работников, всему виной отсутствие должного внимания со стороны государства.

Несмотря на существование Союза музеев России, реальное решение насущных проблем получают только именитые галереи и музеи-заповедники, которые способны привлекать посетителей своей исторической ценностью.

Про проблемы самых масштабных российских музеев, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Оружейная Палата или Гранд Макет, говорить вообще не приходится – за счет находящихся в них экспонатов, они давно перешли в ранг прибыльных коммерческих предприятий и вовсе не нуждаются в дополнительной заботе. Для местных же и краеведческих музеев, основополагающей проблемой является привлечение посетителей – чем меньше популярности у учреждения среди населения, тем меньше внимания к нему со стороны государства .

Не менее важной стала концептуальная проблема – сегодня, все больше пытаются актуализировать вторичные функции музеев, позиционируя их как среду для культурного досуга и прибыльного туризма, выводя эти функции на первый план.

Однако музейные работники акцентируют внимание государства на том, что первостепенной задачей музеев является, прежде всего, функция сохранения культурного ДНК нации и возможность его передачи будущим поколениям . По мнению представителей музейного сообщества, музеи нельзя относить к разряду культурно-просветительских и тем более развлекательных заведений. Они изначально рассчитаны не на рентабельность, а на выполнение хранительских задач, переквалификация которых грозит музеям тотальным исчезновением.

Одной из самых масштабных проблем принято также считать вопрос материального обеспечения. В этой части особенно актуальными остаются вопросы строительства современных фондохранилищ и экспозиционных помещений, вложений в науку, отсутствия государственной поддержки проведения исследовательской и собирательской деятельности, и, конечно же, финансирования оплаты труда. Последний вопрос особенно заботит работников провинциальных музеев – их средняя зарплата не превышает 12-13 тыс. рублей, что слишком мало даже по среднероссийским меркам.

Музейный персонал

И несмотря на такую массу проблем, за последнее десятилетие, численность музейных работников выросла почти в два раза – до 65 тыс. человек . Более 70% из них — это женщины предпенсионных лет, средний возраст которых составляет 59 лет. В связи с этим, вопрос смены поколений и подготовки молодых сотрудников для музейной отрасли становится как никогда актуальным.

Так, за последние пару десятков лет в России было открыто более 30 музееведческих кафедр в институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Поволжья и даже Дальнего Востока. При этом принципиально меняется понимание профессии музейного работника. С егодня музейный специалист — это профессионал, обладающий новым мировоззрением, основанным на достоверной информации о культурном и историческом прошлом своей родины и понимающий глобальную необходимость всестороннего изменения и интеграции разнообразных культур.

В связи с этим увеличилось количество вакансий и стало впечатлять разнообразие востребованных музейных профессий, среди которых:

  • Хранители – специалисты, работающие в фондовых отделах, осуществляющие учет и описание экспонатов, обеспечивающие их научный оборот и составляющие музейные коллекции.
  • Научные сотрудники – специалисты, проводящие исторические исследования, организующие конференции и иные научные мероприятия, занимающиеся организацией тематических выставок, готовят публикации для СМИ и издательств.
  • Экскурсоводы – творческие и в то же время ответственные специалисты, проводящие экскурсии для посетителей музеев, отвечающие на интересующие вопросы и знающие историю представленных выставок «от и до».
  • Смотрители – работники, обеспечивающие сохранность экспонатов, следящие за чистотой залов и соблюдением правил посещения музеев.
  • Методисты музейной работы – более опытные сотрудники, в функции которых входит универсальное совмещение элементов труда научных сотрудников, экскурсоводов, организаторов экскурсий и других. Их деятельность имеет идеологический и одновременно педагогический характер, поэтому принимаются на такую работу только специалисты со стажем.
  • Экспозиционеры – специалисты, отвечающие за организацию тех или иных выставок, отвечающие за их прохождение и обеспечивающие их максимально продуктивное проведение.

Конечно, вполне очевидно, что востребованность специалистов на рынке музейного труда обусловлена довольно скромным уровнем заработной платы, который в условиях современных российских реалий довольно сложно восполнить романтизмом, принципиально новым подходом к профессии музейного работника и открытием множества новых кафедр.

Интерес молодого поколения можно вызвать только популяризацией важности исторического наследия, как культурной составляющей общества и одновременным предоставлением достаточных социальных гарантий. Однако наблюдаемое нами сегодня игнорирование проблем музейного сообщества не позволяет говорить о светлом будущем данной отрасли. Вероятно, даже несмотря на огромную важность труда музейных работников, им и дальше придется выполнять свою работу в оставшихся с советского времени условиях, осуществляя функции хранителя культурного и исторического наследия на голом энтузиазме.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — сайт .