Словесные игры для детей 8 лет. Картотека по развитию речи (старшая группа) на тему: Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Как часто вы играли в детстве в устные игры в слова? А часто ли играете в них сейчас со своими детьми, внуками или племянниками? Эти развлечения совсем не требуют каких-либо атрибутов – альбомов, книг, игрушек, карандашей. Главное, чтобы работала мысль!

В разных ситуациях, например, в долгой дороге или во время ожидания своей очереди такие словесные игры очень выручают. Кроме того, они развивают логику, мышление, тренируют память и расширяют кругозор. Польза от них двойная или даже тройная... Поэтому можно смело использовать их, например, при подготовке ребенка .

Устные игры в слова для детей

Игра в горо да и не только

Она хорошо знакома многим. Вкратце напомню ее суть. В начале игры один участник называет название любого города, а второй – называет город на последнюю букву. И так по очереди называются города по последней букве предыдущего города (Москва – Астрахань – Новгород – Душанбе и так далее). Если слово заканчивается на «ь» или «ы», то берется предпоследняя буква.

Но в эту игру в ее классическом варианте не смогут играть маленькие дети, так как городов они знают очень мало. А смысл игры все-таки очень хороший. Поэтому с малышами можно не ограничивать тему. То есть можно называть абсолютно любые слова, главное, чтобы они отвечали на вопрос «что? » или «кто? » (стул – ложка – абрикос – слон и так далее).

Тему для игры можно выбирать любую – животные, растения, одежда. Но, конечно, чем шире тема, тем больше выбор слов. В результате у ребенка развивается способность связывать между собой звук и букву, а также приобретается навык грамотности. По ходу игры обязательно нужно поправлять ребенка и объяснять, почему, например, на конце слова «друг » стоит «Г», а не «К» и как подобрать проверочное слово в случае сомнения. Получается ненавязчивая подготовка к школе.

Игра «Отгадай слово» — I вариант

Смысл заключается в том, что один игрок загадывает про себя определенное слово (имя существительное), которое означает какой-то предмет или явление. Второй человек с помощью наводящих вопросов должен отгадать его. Первый должен отвечать на вопросы только односложно: «да» или «нет». Но иногда допускается уточнять ответ. Например, если загадан автомобиль, то на вопрос: «Это сделано из металла? », можно ответить: «Да, но не только из него ».

Вопросы могут быть самые разные: «Это живое? », «Оно больше кошки? », «Съедобное? », «Я его могу сейчас увидеть? » и так далее. Иногда слово отгадывается буквально через 3-4 вопроса, а иногда так и не отгадывается – игроку приходится сдаваться (((.

Игра «Отгадай слово» — II вариант

Первый играющий называет любое слово, например, СТОЛ . Второй должен придумать свое, начинающееся на две последние буквы: ОЛ ЕНЬ, но вслух его не произносит, а дает наводящую информацию: «Он живет в лесу и него есть рога». Когда второй игрок отгадает слово, то загадывает новое: ЕН ОТ и дает ему объяснение. Можно заранее условиться, что такая игра в слова не будет учитывать некоторые буквы (ь, ы, й) при составлении слова.

«Спой песню»

Чтобы играть в эту игру необходимо иметь некоторый песенный запас или хотя бы помнить пару строчек из песен. Выбирается любая тема. По опыту могу сказать, что удобной является тема с растениями – про цветы и деревья песен много, есть что вспомнить.

Правила заключаются в том, что игроки по очереди напевают несколько строчек из песни, в которой звучит выбранная тема (например: «То березка, то рябина…», «В лесу родилась елочка…», «Миллион, миллион алых роз…» и так далее). Тот, кто не может вспомнить и напеть очередную песню – проигрывает. Эта игра – хороший повод, чтобы познакомить ребенка с новыми, еще не известными ему песнями.

«Слова-двойники»

Устные игры в слова в дороге могут быть самыми разными, например, придумывание слов-метаморфоз. Для начала необходимо выбрать несложное слово и в качестве первого хода поменять в нем одну (любую) букву: Р ОЗА — К ОЗА. Количество букв в слове должно оставаться всегда постоянным. Затем ход переходит к другому участнику и он в свою очередь меняет букву, например, КОЗ А – КОР А и так далее.

«Шпионские шифровки»

Эта словесная игра заключается в том, что один игрок называет слово (желательно имя существительное в единственном числе), а второй расшифровывает его. Для этого на каждую букву должно приходиться свое слово и при этом все слова должны быть связаны по смыслу в целое предложение. Например:

Н – нарисовала

У — утром

Р – ровный

О — округлый

К — каравай

Маленьким детям можно предложить более короткие слова: МЕЛ (Маша ела лапшу), КОТ (кит осьминога тянул). Ну и, конечно, расшифровкой нужно заниматься по очереди – по-честному!

Игра в слова-антонимы

Малышам можно даже не говорить термин «антоним», а объяснить правила проще. К каждому слову необходимо подобрать противоположное по смыслу: горячий – холодный, веселый – скучный, сладкий – кислый, сухой — мокрый. Один называет слово, второй подбирает антоним. Затем второй называет свой вариант, а первый – ищет антоним и так далее.

«Вот так зверь»

Развлечение основано на принципе образования сложных слов (самолет, молоковоз, универмаг, домохозяйка). Это правило русского языка как раз и можно упомянуть в игре, ведь слов очень много и у каждого своя история образования и происхождения.

Суть заключается в том, что по очереди из двух предложенных слов нужно составить новое. Слова при этом рождаются необычные и детей, особенно маленьких, такое занятие очень смешит. Подобным образом получается не только известный всем чебургена, но и елкозуб, головоног, ведрокит, ручколет и многие другие непонятные инопланетные существа.

«Найди лишнее»

Один игрок предлагает второму несколько слов, которые объединены общим смыслом. При этом среди них должно быть одно, которое не укладывается в этот смысл. Например: теплоход, лодка, карета, плот.

Второй игрок должен вычислить лишнее звено. Для детей постарше эту игру уже можно усложнять.

Например: трава, крокодил, заяц, авокадо.

Или: ящерица, утконос, черепаха, питон.

«Чей это звук?»

Эта словесная игра (даже скорее звуковая) предназначена для самых маленьких. Ее условием является отгадать кому или чему принадлежит издаваемый звук. Лучше не ограничиваться только «речью» животных (мяу, иа, рррр..., ку-ка-ре-ку), а использовать также звуки природы и техники (шшш… — шелест листьев, кап-кап – дождь). Тут уж как фантазия заработает Главное – не стоит отрицать ответ ребенка, если он не совпадает с вашим, ведь, например, звук «тртртр» может издавать и трактор, и мотоцикл, и швейная машинка.

«Снежный ком»

Первый человек предлагает любое слово, например, ежик . Второй добавляет к нему свое подходящее слово: ежик проснулся . Далее при каждом переходе хода необходимо добавлять по одному слову так, чтобы получалось осмысленное продолжение:

ежик проснулся и

ежик проснулся и разбудил

ежик проснулся и разбудил всех

ежик проснулся и разбудил всех зверей

Такое развлечение иногда бывает длинным, но зато в результате может получиться смешная сказка или забавный рассказ.

Игры «Муха» и «Нофелет»

Эти две устные игры уже описаны в одной из предыдущих в Rich Копилке. Если есть интерес, то загляните туда по ссылке. Обе они помимо занимательного времяпрепровождения помогут потренировать мозг и улучшить его работу, а это полезно не только детям, но и нам, взрослым.

Вот такие занятия с детьми помогают скоротать время, когда под рукой нет игрушек или телевизора. Можно придумывать и свои словесные игры для детей в дороге, а не ограничиваться только игрой «отгадай слово», «расшифровкой» или «придумай антоним».

Интересного общения с детьми вам! Надежда Горюнова

Добренькая Галина Васильевна, воспитатель МАДОУ д/с №17 г. Алексеевка Белгородская область

«Что круглое, а что овальное?»

Ход игры: Педагог предлагает ребенку назвать как можно больше предметов круглой и овальной формы. Ребенок начинает игру.

Если он не может назвать, педагог начинает: «Я вспомнил, яблоко - круглое, а яичко - овальное. Теперь ты продолжай. Вспомни, какая по форме слива, а какой крыжов­ник? Верно, слива - овальная, а крыжовник - круглый». (По­могает ребенку называть предметы и сравнивать их по форме: колечко-рыбка, ежик-мячик, вишня-листок вишни, арбуз-дыня, желудь-малина, помидор-баклажан, подсолнух-семечко, каба­чок-яблоко) .

В случае затруднения педагог показывает ребенку набор картинок и они вместе раскладывают их на две группы.

«Летает - не летает»

Ход игры: Педагог предлагает детям быстро назы­вать предметы, когда он скажет слово «летает», а затем назы­вать другие предметы, когда он скажет слово «не летает».

Педагог говорит: «Летает».

Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т. д. Затем педагог про­износит: «Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т. д. Игра продолжается: слова «летает», «не летает» называет один из детей, а педагог называет предметы вместе с детьми. Игру можно проводить на прогулке.

«Съедобное - несъедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей.

«Живое-неживое»

Ход игры: Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

«Что бывает внизу, а что бывает наверху?»

Ход игры: Педагог предлагает детям подумать и на­звать то, что бывает только наверху.

Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давайте посмотрим вверх, над нами - небо. Оно бывает внизу? Нет, оно бывает всегда только вверху. А что еще бывает только вверху? Облака где бывают? (звезды, луна) . А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. Трава где растет? Она где бывает?» (растения, водоемы, земля, песок, камни и т. д.) .

После этого дети самостоятельно перечисляют объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.

«Что бывает сладким?»

Ход игры:

Педагог предлагает детям: Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!»

Педа­гог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон».

Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким.

«Отвечай быстро»

Ход игры: Педагог, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет такого же цвета. Потом он сам называет любой другой цвет и бросает мяч следу­ющему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.».

Например «Зеленый», - говорит педагог (делает ма­ленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вите.

«Трава», - отвечает Витя и, сказав: «Желтый», бросает мяч следующему.

Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов оди­накового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета.

Начинающий говорит, например: «Деревянный», и бросает мяч.

«Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Камен­ный».

«Дом» - отвечает следующий играющий и говорит: «Же­лезный» и т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Педагог говорит слово «круглый» и бросает мяч любо­му играющему.

«Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему иг­року.

Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок, книга) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно услож­нить, предложив называть не один, а два или несколько пред­метов.

«Чем похожи?»

Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то по­хожи.

Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думае­те, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи между собой? А теперь каждый из вас на­зовет свои два похожие между собой предмета».

Игры на исключение четвертого «лишнего» слова

«Будь внимательным!»

Ход игры: Педагог говорит детям: Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слу­шать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец.

После каждого вы­деленного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т. е. объяс­нить принцип группировки.

«Слушай внимательно!»

Ход игры: Педагог говорит ребенку: «Я буду назы­вать слова, а ты скажешь какое слово не подходит: кошка, лиса, лошадь, корова; трактор, автомобиль, ракета, автобус; груша, репа, свекла, морковь; книга, пенал, мяч, тетрадь; вода, градусник, лекарство, вата».

В случае затруднения он медленно повторяет оп­ределенный набор слов и помогает ребенку выделить неподходящее по какому либо признаку.

«Узнай!»

Ход игры: Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши.

Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза".

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т. д.

Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

Лимон и груша

Малина и земляника

Яблоко и слива

Смородина и крыжовник

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?

«Раздели на группы»

Ход игры: "Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак".

«Подбери слова»

Ход игры:

  1. Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т. д.) .
  2. Другой вариант этого же задания.

Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч | мебель

тополь | цветок

шкаф | насекомые

тарелка | дерево

пальто | одежда

муравей | посуда

щука | игрушка

роза | рыба

«Сходства и различие»

Ход игры: Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга - тетрадь | День - ночь

Лошадь - корова | Дерево - куст

Телефон - радио | Помидор - огурец

Самолет - ракета | Стол - стул

«Найди противоположный объект»

Ход игры: Называя какой-либо предмет (например, сахар) , надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное"и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

«Поиск аналогии»

Ход игры: Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т. е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т. д.)

«Назови одним словом»

Ход игры: Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

Стол, стул, шкаф - это...

Собака, кошка, корова - это...

Чашка, блюдце, тарелка - это...

Василек, ромашка, тюльпан - это.

«Найди общее слово»

Ход игры: В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом.

Каким общим словом можно назвать следующие слова:

  1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
  2. а, б, с, в, н
  3. стол, диван, кресло, стул
  4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
  5. январь, март, июль, сентябрь".

Обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т. д.

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

Найди, что общего у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)

«Слова-близнецы»

Ход игры: Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т. е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию.

Какое слово обозначает то же самое, что и слова:

1) родник и то, чем открывают дверь;

2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;

3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению.

Дополнительные задания к упражнению:

4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие) ;

5) часть ружья и часть дерева;

6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;

7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.

«Что чему нужно»

Ход игры: Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе "транспорт".

Увидев незнакомую машину (например, автокран) , спрашивают: что это? Почему?

Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т. д.

«Почему?»

Ход игры: Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

Кот или кит? Какое больше? Почему?

Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

Педагог может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

«Выбери главное»

Ход игры: Взрослый говорит детям: Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может быть.

Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова.

Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т. е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?... Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

«Данетка»

Ход игры: Ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".

Темы для "данеток"и возможные продолжения игры.

Какой овощ я задумал?

Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)

Это листовой овощ? (Капуста, салат)

Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

Какое имя я загадал?

Это мужское имя?

Имя начинается с гласной?

В нашей группе есть такое имя?

Какую часть одежды я задумал?

Это верхняя одежда?

Это мужская одежда?

Какую сказку я задумал?

Это русская сказка?

Какую историческую личность я задумал?

Это мужчина?

Какое дело я делаю утром обязательно?

Какой цвет я задумал?

Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал?

Какую страну я задумал?

Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?

Какую известную битву я задумал?

«Черный ящик»

Ход игры: Детям показывают "черный ящик"или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.

Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

«Перечисли предметы»

Ход игры: Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию "Я иду гулять", тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.

Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит "Правильно!", после неправильного - "Неправильно!". Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.

«Противоположность»

Ход игры: Ведущий называет группе детей слово. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет.

Например, ведущий говорит слово "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска"(чашка выпуклая, а доска прямая) , "солнце"(чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы) , "вода"(вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Придумай загадку»

Ход игры: Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

«Кто кем (чем) будет?»

Ход игры: Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш отвечал на вопрос грамотно.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

Цыпленок - петухом;

Мальчик - мужчиной;

Теленок - коровой или быком - бумага - книгой;

Снег - водой;

Вода - льдом;

Семечко - цветком;

Мука - блинчиками;

Игра-наоборот: "Кто кем был?".

Лошадь - жеребенком

Цветок - семенем

«Третий лишний»

Ход игры: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:

Молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают;

Машина, лошадь, трамвай;

Шапка, платок, сапоги;

Роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

Дождь, снег, река;

Врач, турист, шофер;

Тень, солнце, планета;

Мороз, вьюга, январь;

Камень, глина, стекло;

Дверь, ковер, окно;

Море, река, бассейн.

«Какое что бывает?»

Ход игры: Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:

Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) . Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.

Что бывает длинным? (коротким)

Что бывает широким (узким) ?

Что бывает круглым (квадратным) ?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.

«Что снаружи, что внутри?»

Ход игры: Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

«Кто это?»

Ход игры:

1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант: "Кому что нужно?"Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

«Отгадай предмет по его частям»

Ход игры: Детям называем части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, получает одно очко. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

«Отгадай предмет по описанию»

Ход игры: Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т. п.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

«Подумай и подбери!»

Ход игры: Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не винить ножницы

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Правильный выбор здесь - "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец - лишь частности и не отражают основного смысла".

Примерные задания:

1. Лучше меньше, да лучше.

а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.

б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

в) Важно не количество, а качество.

2. Поспешишь - людей насмешишь.

а) Клоун смешит людей.

б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

в) Торопливость может привести к нелепым результатам.

3. Куй железо, пока горячо.

а) Кузнец кует горячее железо.

б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать.

в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

а) Не стоит причину неудач сваливать на обстоятельства, если дело в тебе самом.

б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.

в) Зеркало висит криво.

5. Не красна изба углами, а красна пирогами.

а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.

6) О деле судят по результатам.

в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

6. Сделал дело - гуляй смело.

а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.

б) Мальчик вышел на прогулку.

7. Умелые руки не знают скуки.

а) Петр Иванович никогда не скучает.

б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться.

8. Не в свои сани не садись.

а) Если не знаешь дела, не берись за него.

б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге.

в) Езди только на своих санях.

9. Не все золото, что блестит.

а) Медный браслет блестел, как золотой.

б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.

в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

Да — нет

Дидактическая задача . Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Игровое правило. На вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности.

Ход игры.

Вариант 1 . Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название:

— Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет».— «На стене?» — «Нет».— «На потолке?»— «Да».— «Стеклянный? Похож на грушу?»— «Да».— «Лампочка?»—- «Да».

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет:

— Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать.

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» — «На полу».— «Нужно было их называть?» — «Нет».— «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали»,— предлагает воспитатель. «Он квадратный?»— «Да»,— «В рамочке?»— «Да».— «На нем нарисованы цветы?» — «Да».— «Картина?» — «Да».

Вариант 2. Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты:

— Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение.

Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, он задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Игровые правила . Для сравнения предметов по представлению брать только два предмета; отмечать как признаки сходства, так и различия.

Игровые действия . Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.

Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож — не похож».

Обращаясь к детям, он говорит:

— Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так: каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. (Пауза.) У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать.

Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Примеры загадок, придуманных детьми.

Галя. Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит. (Божья коровка и майский жук.)

Ира. Животные, оба проворные. Одно серого цвета, другое — рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо. (Лисица и волк.)

Сережа. Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идет тихо. (Трактор и грузовик.)

Отвечай быстро

Дидактическая задача . Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

Игровые правила . Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.

Игровые действия . Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый»— говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист»,— отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,— отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Например, начинающий говорит: «Деревянный»,— и бросает мяч. «Стол»,— отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный».— «Дом»,— отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной».— «Ложка». И т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», — отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

Придумай предложение

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Игровое действие . Передача камешка.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему.

Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

Охотник

Народная игра

Дидактическая задача . Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Игровые правила. Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.

Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.

Ход игры. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома — чем дальше, тем лучше — положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за. . .» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «. . .зайцем»; делает второй шаг: «. . .медведем»; делает третий шаг: «. . .волком»; четвертый шаг: «. . .лисицей»; пятый: «. . .барсуком. . .». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю. . . щуку, карася, окуня». И т. д.

Кто больше назовет действий?

Дидактическая задача . Учить детей соотносить действия людей с их профессией; активизировать словарь; воспитывать умение быстро думать.

Игровые правила. Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, он ударяет мячом о пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.

Игровые действия . Бросание и ловля мяча.

Ход игры . Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов профессия, действия. Затем говорит:

— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.») Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясорубкой мясо, чистит овощи и др.».) Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.

Воспитатель говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции». «Портной». — «Наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет». И т. д.

Воспитатель называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

Скажи по-другому

Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению.

Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущей игре.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой», — предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый». — «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый». — «Сырой, влажный». И т. д.

Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову море дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Все игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия).

Подбери слово

Дидактическая задача . Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущих играх.

Ход игры . Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?» — «Носки, чулки, варежки, шарф».— «Завязывать?»— «Шнурки, веревочку, шарф, завязки»,— «Надвигать?»— «Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку».— «Надеть?»— «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

Не ошибись!

Дидактическая задача . Развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Игровые правила . Получив в руки кубик, надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток, затем, назвав любое время суток, передать кубик другому игроку.

Игровое действие. Передача кубика.

Ход игры . Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру:

— Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?

Дети вспоминают:

— Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся.

— Правильно, — говорит воспитатель.— Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад», или «делаю гимнастику», или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!

Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

Эта же игра может проводиться по-другому. Воспитатель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, воспитатель говорит: «Завтракаю», — и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспитатель: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «Вечером».

Кузовок

Дидактическая задача . Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Игровые правила . В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

Игровые действия . Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет; кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

Ход игры. Играющие усаживаются за стол. Воспитатель ставит на стол корзинку (коробку, ящик), затем спрашивает:

— Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок?

— Не знаем.

— В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. (В начале игры педагог объясняет, что класть предмет не надо, достаточно назвать его и сделать при этом соответствующее движение.) Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, воротничок, комок, колобок, крючок. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаст своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаст кузовок дальше. Запомнили условие? Начнем играть!

Первый взял кузовок и сказал:

— Кладу в кузовок цветок.

Второй сказал:

— А я — грибок.

Третий сказал:

— А я — молоток.

Четвертый сказал:

— А я — спичек коробок.

— Шел, шел кузовок, и вдруг положили в него яблоко,— продолжает игру воспитатель.

Услышав это, дети говорят:

— Не клади яблоко в наш кузовок.

— Почему?

— Да потому, что яблоко не оканчивается на -ок,— отвечают дети.

Кто обмолвился, отдает фант. Кузовок вновь передают из рук в руки. Игра заканчивается разыгрыванием фантов.

Продолжая игру, можно называть слова и с другим окончанием (например, на -ка, -ек), но условие остается то же: не ошибаться и не «класть» в кузовок предметов, в названиях которых другие окончания.

Только на эту букву

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Игровые правила. Называть слова только на ту букву, которую выбрал ребенок. Кто ошибется и скажет слово не на задуманную букву, платит фант, затем отыгрывает его в конце игры.

Игровые действия. При правильном ответе делать один хлопок в ладоши, при неправильном — поднять фант.

Ход игры . Воспитатель объясняет детям правила игры, обращая их внимание на то, что в игре надо быть очень внимательным. Каждый должен выбрать себе какую-нибудь букву, на вопрос ведущего находить и называть слово, которое начинается на выбранную букву. Например, Вася выбрал букву А. Водящий спрашивает его:

— Как тебя зовут? Что должен ответить Вася? Он должен назвать любое имя, которое начинается. . . На какую букву?

— А! — отвечают хором дети: Алеша, Андрей!

Убедившись, что правила игры детьми усвоены и каждый

выбрал себе букву, воспитатель продолжает игру, спрашивает ребенка:

— Какая твоя буква?

На все следующие вопросы этот ребенок должен отвечать словами с буквой А, быстро, не раздумывая.

Воспитатель спрашивает:

— Как тебя зовут?

— Андрей.

— Как твоя фамилия?

— Азбукин.

— Откуда ты приехал?

— Из Астрахани.

— Куда ты едешь?

— В Астрахань.

— На чем ты поедешь?

— На автобусе.

— Что там растет?

— Арбузы.

— А еще что?

— Абрикосы.

— Какие птицы водятся?

— А какие звери?

— Архары.

— Кто тебя встретит дома?

— Какой подарок ты ему привезешь?

— Альбом.

Затем воспитатель обращается к другому ребенку (букве) и задает ему подобные вопросы.

Бывает так, что кто-то из участников игры на вопрос «Как тебя зовут?» назовет свое имя или ошибется в названии города, куда должен поехать, дерева, цветка, птицы, все играющие поднимают фанты. Если один и тот же участник игры ошибется и во второй раз, его просят что-нибудь сделать: поскакать на одной ножке вокруг стола, залезть под стол и три раза прокричать «кукареку» и т. п.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопросы ведущего.

Кто больше заметит небылиц?

Дидактическая задача. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл.)

Ход игры. Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

ПУТАНИЦА

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

«Мяу, мяу!»

Кошечки захрюкали:

«Хрю, хрю, хрю!»

Уточки заквакали:

«Ква, ква, ква!»

Курочки закрякали:

«Кря, кря, кря!»

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Прибежал медведь

И давай реветь:

«Ку-ка-ре-ку!»

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал —

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал:

«Кому велено чирикать —

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать —

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»

К. Чуковский.

После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Примечание. В игре можно использовать и другие небылицы, например:

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошел из

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Лысые — кудрявыми.

Даже мельница — и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою облака

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вска-ра-б- каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

К. Чуковский.

У нас в переулке есть дом с чудесами, —

Сходите, взгляните — увидите сами:

Под белою шторкой на первом окошке

Лежат и на солнышке греются кошки.

В соседнем окошке, на радость ребятам,

Пять рыбок серебряных плавают рядом.

А в этом окошке — поют канарейки.

А в этом — вьюнки зеленеют на рейке.

А в этом окошке собака большая

Спокойно лежит, никому не мешая.

Вот девочка с куклой сидит на окошке,

А рядом играет старик на гармошке.

Здесь мальчик читает веселые книжки.

Здесь бабушка вяжет носки для мальчишки.

Но знает Володя какое-то слово,

Он шепотом скажет его — и готово!

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихоньку их у мальчишки.

Теперь во дворе мы не знаем покоя.

Какое же слово? Какое? Какое?. .

3. Александрова.

Пан и сказочник

Белорусская народная сказка

(Отрывок)

Присел Янка на корточки перед тарелкой и начал рассказывать:

— И чего, панок, на свете не бывает! Вот такой случай со мной вышел однажды.

Было это в то время, когда мой отец еще и на свет не родился. Жил я с дедом. Делать дома нечего, вот дед и отдал меня к одному хозяину пчел пасти. А было у того хозяина целых пятьдесят колод (ульев) пчел. Надо каждый день поутру пересчитать их и на пастбище гнать. А вечером пригнать, опять пересчитать, подоить да в ульи загнать. И хозяин мне твердо сказал: «Ежели ты хоть одну пчелу потеряешь, то не заплачу тебе за целый год».

… Однажды пригнал я пчел с пастбища, пересчитал: нету одной пчелы. . . Я бегом назад — пчелу искать. А уже вечереть начало. Я туда, я сюда — нету пчелы. Вдруг слышу — где-то пчела ревет. Смотрю — за рекой семь волков напали на мою пчелу. А она, бедняжка, от них изо всех сил отбивается, не сдается. Бросился я на помощь пчеле. Прибежал к реке — нет переправы. Что делать? А тут вот-вот волки пчелу разорвут. Я, долго не раздумывая, схватил себя за чуб, раскачал —- и гопля через реку! Но до другого берега не долетел — упал посреди реки и, как камень, пошел ко дну. Опамятовался кое-как и начал искать дорогу, чтобы наверх выбраться. А тут, как назло, на дне реки кто-то костер развел да такого дыму напустил, что прямо глаза ест, даже рыба носом сопит и дороги из-за дыма не видать. Иду это я ощупью, глядь — медведь стоит. ... Добрался я до хвоста и за него ухватился.

Испугался медведь, да как рванется наверх — ну и вытащил меня. Сам бросился с перепугу в лес, а я на берегу остался, да не на том, что надо.

Тут схватил я себя за чуб, раскачал еще посильней, чем первый раз, — прыг на другой берег!

… Перескочил я на другой берег, да с разбегу так грохнулся оземь, что по самый пояс увяз. Я и туда и сюда — не выбраться. Без лопаты, думаю, ничего не поделаешь. Побежал домой, схватил лопату — и назад. Откопал себя и бегу на помощь пчеле.

Лилия Стар
Картотека словесных игр для детей 5–6 лет

Картотека словесных игр для детей 5 – 6 лет (старшая группа)

Отгадай-ка!

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Правила: Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нём, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате. Назови три предмета

Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

Правила: Называть три предмета одним общим словом. Кто ошибётся, платит фант. (Мебель- стол, стул, кровать и т. д.)

Магазин игрушек

Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Правила: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель (не глядя на неё).

Где был Петя?

Цель: Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.

Правила: Рассказывать нужно только о том, что есть в здании, на участке детского сада или за его пределами, т. е. что предусматривается правилом игры.

Радио

Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Правила: Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который выкупается в конце игры.

Птицы (Звери. рыбы)

Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Правила: Называть птицу (рыбу, зверя) можно только после того, как получишь мячик, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Дети передают мяч друг другу со словами: «Вот птица. Что за птица?», а принимающий – отвечает.

Кому что нужно?

Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определённой профессии.

Правила: Называть профессию и предметы необходимые людям данной профессии, передавать мячик. Не повторять уже сказанный предмет.

Фанты

Народная игра

Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопрос, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов. Правила: Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:

Бабушка прислала сто рублей:

Что хотите, то купите,

Черного и белого не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

Испорченный телефон

Цель: Развивать у детей слуховое внимание.

Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Летает – не летает

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Правила: Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Где мы были, не скажем

Народная игра

Цель: Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Правила: Имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию. Одна группа детей показывает со словами: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Дополни предложение

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Наоборот

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Правило: Называть слова, только противоположные по смыслу.

Найди рифму

Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Правила: Подбирать рифмующиеся слова, отвечать по желанию.

Скажи слово с нужным звуком

Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Правила: Тот, кто не может назвать быстро и правильно слово на заданный звук и бросить мяч, платит фант.

Цель: Закрепить у детей умение правильно называть числа натурального ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Кто это? Что это?

Цель: Учить подробно объяснять значение слов.

Правила: Предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.

(Например: это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).

Найди себе пару

Цель: Развивать фонематический слух, учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.

Правила: Каждый должен найти себе пару по правилу: один ребенок говорить слово, а кто-то должен отозваться похожим словом (шутка – утка – мишутка).

Вспомним разные слова

Цель: Закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.

Правила: Дети встают в круг и подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).

Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.

Кому достанется мяч

Цель: Закреплять умение находить длинные и короткие слова.

Правила: Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.

Какой звук потерялся

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать

слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Правила: Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он пропускает звук. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.

Палочка остановись

Цель: Развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.

Правила: Дети называют слова – характеристики предмета и передают одновременно палочку. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Если называется уже сказанное слово – ребёнок выходит из круга.

Что нужно кукле

Цель: Закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.

Материал: картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник, чашка, ложка, вилка).

Ход игры: 1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.

2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.

Сначала со звуком Л, потом со звуком Т.

Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.

Подскажи звук

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

Ход игры: Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук.

Например:

На солнышке грелся черноухий котено…

На него смотрел белолапый щено…

Охотники развели в лесу косте…

Ученик держал в руке каранда…

Малыш попросил маму купить ша…

На лесную полянку выбежал зая…

В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…

По стволу стучал пестрый дяте…

Белочка спрятала орешки в дупл…

По двору бродили пету, куриц, утят…

Вспомни волшебные слова

1. Вспомни песенку колобка.

2. Какими словами вызывали Сивку-Бурку.

3. Как повернуть избушку Бабы Яги.

4. Вспомнить, где спрятана смерть Кощея.

5. Похвастаться как Заяц-Хваста.

6. С какими словами прибегали звери к Теремку.

Назови, из какой сказки

1. девочка, братец, гуси-лебеди,

баба-яга, мышка.

2. старуха, старик, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

3. мужик, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, зайчик, лиса, волк, медведь, рукавичка.

4. коза, козлята, волк.

Сказочная разминка

1. Сивка…Бурка

2. Заюшкина…избушка

3. Гадкий…утёнок

4. Гуси…лебеди

5. Аленький…цветочек

6. Царевна…лягушка

8. Дед…Айболит

9. Кощей…бессмертный

10. Братец…Иванушка

11. Сестрица…Алёнушка

12. Курочка…Ряба

Сказочная разминка

1. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)

2. Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

3. Как звали девочку, которая пошла гулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

4. У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

5. Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

Какой герой лишний

1. «Гуси-Лебеди» - девочка, Баба-яга, медведь.

2. «Теремок» - заяц, кабан, волк.

3. «Волк и семеро козлят» - коза, козлята, волк, медведь.

4. «Заюшкина избушка» - собака, заяц, волк, петух, мышка.

В возрасте 4-6 лет дети уже умеют играть самостоятельно.

Но это не значит, что родители не должны принимать участие в .

Просто игры становятся уже другими. И сегодня мне бы хотелось рассказать о словесных играх для детей .

Словесные игры – огромная находка для родителей. В них можно играть всегда и везде: во время уборки, когда мама моет посуду или готовит кушать. Словесными играми можно занять ребенка в дороге, или в длинной очереди в поликлинику.

Это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки. При этом игры со словами несут в себе огромный потенциал – они помогают развивать связную речь у ребенка и пополнят словарный запас, тренируют память, внимание, быстроту реакции.

Дети очень любят играть словами. Просто обратите внимание на то, что ваш ребенок любит больше всего, и вовлекайте его в игру. А мы с дочкой (4г. 9мес.) поможем вам своим примером.

Игра в слова

Это наша любимая игра на сегодняшний день.

Первый игрок называет любое слово (существительное), например – ИГРА. Следующий игрок придумывает слово на букву, которой окончилось первое слово, т.е. на букву А – Ананас. Далее цепочка продолжается: Салат – Трава – Апельсин – Нога и т.д.

Польза игры:

1. Пополняется словарный запас.

2. Расширяется кругозор (по ходу игры я коротко объясняю дочке незнакомые слова).

3. Ребенок учится отличать существительные от прилагательных и глаголов (например, слово «красивый» использовать нельзя, потому что оно описывает предметы и т.д.)

4. Тренируется память.

5. Развивается логическое мышление (если дочка затрудняется придумать слово – то я даю ей подсказку, например: на букву К есть животное, которое живет в Австралии).

Когда игра надоест, ее можно усложнить, сузив круг. Т.е. подпирать слова на какую-то определенную тематику. Например, можно по такому принципу поиграть в города и страны, а потом только в города.

Словесные игры: Рифмы/Стихи

1. Берем слово и подбираем к нему рифмы . Как можно больше рифм: Мишка-Книжка-Мартышка-Иришка и т.д. Такие игры очень помогут ребенку развить интеллект и возможно даже научат .

Аня очень любит рифмовать и придумывает рифмы везде и всюду. Этот ее интерес я попыталась перенести на игру в стихи :

2. Ведущий придумывает простую рифму, например: Мишка-Шишка.

Игроки должны придумать с этими словами стихотворение (у нас в стихе всего 2 строчки). Каждый придумывает свое, и когда у всех стихи готовы зачитываем по очереди. Я всегда обращаю внимание дочки на то, что из одинаковых слов получаются совершенно разные стихи:

Шел по лесу бурый мишка

На него упала шишка.

Стукнулся о дверцу Мишка

И на лбу вскочила шишка

Белка уронила шишку

И попала прямо в Мишку

Словесные игры: превращение слов

Берем известное ребенку стихотворение/песню и заменяем одну букву на другую.

Эта игра хорошо тренирует фонетический слух, учит «слышать слова», развивает внимание и просто веселит ребенка.

Например, в стихе «Уронили мишку на пол» заменяем М на П. Получаем:

Уронили Пишку на пол

Оторвали Пишке лапу

Все равно его не брошу

ПотоПу что он хороший.

Аня нравится заменять буквы в любимых песнях, и хохотать распевая их на новый лад.

Угадай мелодию

Это не совсем игра со словами, но очень веселая, зажигательная и очень нами любимая. Количество игроков от 2 и более.

Один игрок придумывает песню и напевает её без слов, используя звуки животных или просто ла-ла-ла. Например: промяукивает песню в лесу родилась елочка.

Второй игрок должен угадать песню. Затем второй игрок напевает песню третьему и т.д.

Эта игра хорошо развивает память и музыкальный слух.

И открою небольшой секрет. Если вам сложно угадать, что вам пролаял ваш ребенок, покажите и объясните ему, что нужно не просто лаять песню по слогам, а еще и тянуть гласные там, где нужно. Гав- гаав, гав-гав-гав- гааааааав.

В эту игру мы часто и азартно играем по вечерам всей семьей на кухне.

Словесные игры «Подбираем пару»

Быстроту реакции и словарный запас хорошо развивают игры на подбор пары по заданным правилам.

Например:

— уменьшительно-ласкательное слово: стол – столик;

— множественное число: ребенок – дети, кот – коты, пальто — пальто;

— мама-дитя: слон – слоненок, аист – аистенок;

— антонимы: жара – холод, высоко – низко;

— синонимов: красивый – чудесный; машина – автомобиль.

Играем мы так: сначала в игру веду я, потом меняемся ролями.

Игра «Я знаю пять…»

В эту игру мы обычно играли на улице. Кидали мяч о землю и говорили: «Я знаю пять имен девочек: Ира – раз, Наташа – два, Света – три, Таня – четыре, Анюта — пять». Помните?

Называть можно все что угодно: имена, города, игрушки, продукты, книжки, песни, страны, животных, птиц, рыб, насекомых, цвета и так далее.

Если у ребенка еще не очень хорошо получается стучать мячом о землю, можно катать мяч сидя друг напротив друга.

«Съедобное-несъедобное»

Ведущий бросает (или катит) игроку мяч и называет съедобный/несъедобный предмет. Игрок должен поймать мяч, если предмет съедобный или отбить, если не съедобный.

Вот такие словесные игры играем мы с дочкой.

А какие игры в слова любите вы?