Служение ермила гирина интересам крестьян. Цитаты

Ермил Гирин образ и характеристика

1. Общая характеристика . Ермил Ильич Гирин - один из второстепенных персонажей поэмы Н. А. Некрасов а "Кому на Руси жить хорошо ".

Это простой крепостной крестьянин, очередной кандидат на звание счастливого человека.

О Ермиле странствующие мужики узнают из рассказов Федосея и старого священника. Его главными достоинствами оба считают справедливость и доброту к простому народу. За это Гирин пользуется "почетом завидным, истинным" среди крестьян.

2. История Ермила . В возрасте двадцати лет Ермил был назначен писарем при главном управляющем имением князя Юрлова. Незначительная должность могла испортить молодого человека, получившего определенную власть над крестьянами. Однако Ермил всеми силами стремился помочь простому народу. Давая бедным людям советы и по мере возможности выручая их из бед, он никогда не брал платы за свои услуги. Благодаря своей бескорыстной деятельности Ермил заслужил любовь всех крестьян в имении.

С другой стороны, его доброта, скорее всего, стала причиной увольнения с должности. Крестьяне сразу же оценили перемену, так как новый писарь потребовал вознаграждения за свои труды. Наследник умершего князя выгнал проворовавшегося управляющего и весь его штат. Он предложил крестьянам самим выбрать старосту (бурмистра). Вся вотчина единогласно заявила о выборе новым управляющим Гирина. На протяжении семи лет Ермил честно и справедливо управлял княжеским имением, пользуясь непререкаемым авторитетом.

3. Грех Гирина . В царской России крестьяне призывались в армию согласно строгой очередности. Контроль за соблюдением порядка осуществлял староста. Гирин воспользовался положением и отправил в рекруты вместо своего брата Митрия сына Ненилы Власьевны. Злоупотребление могло остаться без последствий, но Ермил сам почувствовал горькое раскаяние. Он чуть было не повесился и на коленях просил прощения у матери рекрута. Благодаря вмешательству князя сына Ненилы удалось вернуть, отправив вместо него Митрия. В глазах крестьян Ермил искупил свою вину. Однако сам он продолжал чувствовать себя преступником и добровольно отказался от должности старосты.

4. Народное уважение. Ермил взял в аренду мельницу и еще больше полюбился крестьянам за честность при расчетах. Вскоре мельницу по суду решили продать на торгах. Ермил смог "перекупить" конкурентов, но в суде потребовали немедленно предоставить залог в размере тысячи рублей. Такой суммы у Гирина с собой не было и он решил впервые обратиться за помощью к "миру". Выйдя на базарную площадь, Ермил рассказал людям о своей беде. Никто не смог отказать всенародному заступнику. Менее чем за час Ермил собрал необходимую сумму и смог выкупить мельницу. Через неделю на той же площади Гирин рассчитался со всеми и даже последний рубль, которому не нашлось хозяина, отдал нищим.

5. Несчастье Ермила . Долгая честная жизнь позволяет назвать Ермила счастливцем. Однако в конце истории странники узнают о его печальной судьбе. Ермил сидит в остроге, вероятно за то, что отказался уговорить сдаться восставших крестьян.

Гирин Ермил Ильич (Ермила) - один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Реальный прототип этого персонажа - крестьянин А. Д. Потанин (1797-1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев - князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Некрасовский Гирин своей честностью стал известен односельчанам еще в те пять лет, что служил писарем в конторе («Худую совесть надобно - / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать»). При старом князе Юрлове его уволили, но затем, при молодом, единогласно избрали бурмистром Адовщины. За семь лет своего «царствования» он лишь единожды покривил душой: «...из рекрутчины/ Меньшого брата Митрия / Повыгородил он». Но раскаяние в этом проступке чуть не привело его к самоубийству. Только благодаря вмешательству сильного господина удалось восстановить справедливость, и вместо сына Ненилы Власьевны служить отправился Митрий, причем «сам князь о нем заботится». Гирин уволился, снял в аренду мельницу, «и стал он пуще прежнего / Всему народу люб». Когда же мельницу решили продать, Гирин выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести задаток. И тогда «чудо сотворилося»: Гирина выручили крестьяне, к которым он обратился за помощью, за полчаса ему удалось собрать на базарной площади тысячу рублей.

Гирин движет не меркантильный интерес, а бунтарский дух: «Не дорога мне мельница, / Обида велика». И хотя «имел он все, что надобно / Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет», на тот момент, когда крестьяне заводят о нем речь (глава «Счастливые»), Гирин, в связи с крестьянским восстанием, находится в остроге. Речь рассказчика, седоволосого попа, от которого становится известно об аресте героя, неожиданно прерывается посторонним вмешательством, а позже он и сам отказывается продолжать повествование. Но за этой недомолвкой легко угадывается как причина бунта, так и отказ Гирина помогать в его усмирении.

Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).

Савелий - богатырь святорусский, «с большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал». Когда-то в схватке с медведицей он повредил спину, и в старости она согнулась. Родная деревня Савелия, Корежина, находится в лесной глуши, и оттого крестьяне живут относительно свободно («К нам земская полиция / Не попадала по году»), хотя и терпят зверства помещика. В терпении и состоит богатырство русского крестьянина, но любому терпению есть предел. Савелий попадает в Сибирь за то, что живьем закопал в землю ненавистного немца-управляющего. Двадцать лет каторги, неудачная попытка побега, двадцать лет поселения не поколебали в богатыре бунтарский дух. Возвратившись после амнистии домой, он живет в семье сына, свекра Матрены. Несмотря на почтенный возраст (согласно ревизским сказкам, деду сто лет), он ведет независимую жизнь: «Семейки недолюбливал, / В свой угол не пускал». Когда же его попрекают каторжным прошлым, весело отвечает: «Клейменый, да не раб!» Закаленное суровыми промыслами и людской жестокостью, окаменевшее сердце Савелия смог растопить лишь правнук Дема. Несчастный случай делает деда виновником Демушкиной смерти. Горе его безутешно, он уходит на покаяние в Песочный монастырь, пытается вымолить прощение «гневной матери». Прожив сто семь лет, перед смертью он произносит страшный приговор русскому крестьянству: «Мужчинам три дороженьки: / Кабак, острог да каторга, / А бабам на Руси / Три петли... В любую полезай». Образ Савелия, помимо фольклорных, имеет общественно-полемические корни. Спасший Александра II от покушения 4 апреля 1866 г. О. И. Комиссаров был костромичом, земляком И. Сусанина. Монархисты в этой параллели видели доказательство тезиса о царелюбии русского народа. Для опровержения этой точки зрения Некрасов поселил в Костромскую губернию, исконную вотчину Романовых, бунтаря Савелия, причем Матрена улавливает сходство между ним и памятником Сусанину.

Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна, Савелий - чувствуется, что Некрасов ищет положительного героя среди крестьян. Особое внимание заслуживает, безусловно, Савелий, который способен выразить свой протест и бороться с крепостническими порядками . Некрасову важно показать, что народное самосознание растет, что гибель «рабской» системы неизбежна. Не случайно наряду с образом Савелия в поэме представлены другие герои-бунтари: каждый по-своему восстают против своих «хозяев» Агап Петров, атаман Кудеяр, целая вотчина, которую должен был усмирить Ермил Гирин - из-за этого он оказался в остроге.

Вместе с тем Некрасов не упрощает и не схематизирует происходящее в реальной жизни. Никакая реформа не могла за не сколько лет изменить сознание людей. Автор правдиво показывает, насколько сильна привычка к крепостной зависимости у определенной части крестьян, которых можно назвать людьми «холопского звания» . Эти образы даются Некрасовым сатирически. Автору и досадно, и смешно, что раб князя Переметьева облизывает тарелки за барином, что у него «благородная» болезнь подагра. Трагикомично, что крестьянин Сидор , сидя в остроге, шлет барину оброк с милостыни. Средствами сатиры Некрасов выражает свое отношение к людям «холопского звания» , как и к главному «врагу» крестьян - помещикам.

«Про холопа примерного - Якова верного» рассказывает в главе «Пир на весь мир»«Люди холопского звания - / Сущие псы иногда: / Чем тяжелей наказания, / Тем им милей господа». Таким был и Яков до тех пор, пока господин Поливанов, позарившись на невесту его племянника, не сбыл того в рекруты. Примерный холоп запил, но через две недели вернулся, сжалившись над беспомощным барином. Однако уже «мутил его враг». Яков везет Поливанова в гости к его сестре, на полпути сворачивает в Чертов овраг, распрягает лошадей и, вопреки опасениям барина, не убивает его, а вешается сам, на целую ночь оставляя хозяина наедине с его совестью. Такой способ мести («тащить сухую беду» - повеситься во владениях обидчика, чтобы заставить его мучиться всю жизнь) действительно был известен, особенно у восточных народностей. Некрасов, создавая образ Якова, обращается к истории, которую поведал ему А.Ф. Кони (в свою очередь услышавший ее от сторожа волостного правления), и лишь незначительно видоизменяет ее. Эта трагедия - очередная иллюстрация пагубности крепостного права. Устами Гриши Добросклонова Некрасов резюмирует: «Нет крепи - нет помещика, / До петли доводящего / Усердного раба, / Нет крепи - нет дворового, / Самоубийством мстящего/ Злодею своему».

Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе «Крестьянка» уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагова показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермила Гирина, во внутренней свободе и несломленности - обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться.

Ермил Гирин в поэме Н.А.Некрасова спрятан среди второстепенных персонажей. Автор специально создал сложность читателю. Ему необходимо самому постичь весь замысел гениального поэта.

Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» объединяет в себе черты, которые считал самыми важными Некрасов, в нем он увидел одного из претендентов на звание счастливого человека.

Особенности счастья

Ермил (Ермило) Ильич Гирин – молод и не по годам умен. По социальному положению герой простой мужик. В нем нет ни княжеских, ни графских корней. Решительность характера позволили ему стать уважаемым человеком. Вотчина в 6 тысяч душ единогласно выбрала его бурмистром. Добиться доверия у крестьян сложно, а Ермил смог. Чем же заслужил Гирин такое отношение:

«…строгой правдою»;

«умом и добротой»;

отзывчивостью и бескорыстием.

Ермил умел посоветовать, узнавал для простых людей нужные сведения. Он не требовал благодарности и не брал денег за помощь. Для счастья у мужика было, по мнению народа, все: спокойствие, почет, деньги.

Характер героя

Чтобы разобраться в счастье персонажа, нужно рассмотреть его черты характера. Что такого особенного в мужике, чем отличается он от других. Какой характер может претендовать на роль счастливцев по-настоящему?

Сообразительность. Русский мужик видел скрытую хитрость, умел быстро раскусить нечестные намерения. Он по взглядам, поведению оценивал человека. Молча выводил на честность, не разводил скандалов, а уходил в сторону, оставляя хитрецов ни с чем.

Не умение льстить и преклоняться. Ермил не поддавался на ухищрения подьячих и других богатых купцов. Он не принимал на свой счет слащавые, лживые речи, не платил за лесть и приятное вранье.

Честность. Семь лет служит крестьянин бурмистром, не прибирает к своим рукам ни одной «мирской копеечки».

Справедливость. Ермил не давал в обиду слабых, защищал бедных. С другой стороны, если человек был виновен, «не попустил» ему грех и черные дела.

Уважение. Гирин относится ко всем сословиям одинаково. Он уважает крестьян, помещиков, купцов. Главное для него не статус, чин, а сам человек.

Работая на мельнице, Ермил принимал строго по очереди и за одну цену. Беднейшие люди, управляющие, приказчики не спорили с мельником, видя справедливый подход к каждому.

Искренность. Совершив плохой поступок, Ермил раскаивается перед всем народом. Он просит по отношению к себе справедливого суда, даже прощение земляков не позволяет ему остаться на службе. Он сам находит себе наказание.

Судьба Гирина

Ермилу выбирают бурмистром. Он семь лет честно и преданно служит народу. Когда наступило время младшему брату идти в рекруты, бурмистр из народа не выдерживает проверки владения властью. Он решает ею воспользоваться. Вместо родственника служить уходит сын деревенской крестьянки. Совесть начинает мучить Гирина, доводит его до решения повеситься, но исправляет положение барин. Он возвращает сына обиженной матери. Ермил оставляет службу и уходит на мельницу. Крестьяне не перестают уважать мужика. Доказательством служит эпизод со сбором денег на выкуп мельницы, которую решили продать. Тысячу рублей, огромную по тем временам сумму, собирает Гирин за полчаса. Никто не пожалел для него последнего гроша. Помощь крестьян удивляет. Гирин выигрывает тяжбу с купцами, возвращает все до копейки тем, кто дал ему денег. Остается у него лишний рубль. Весь день Гирин ходит по площади в надежде найти того, чей это рубль, но не находит. В этой сцене видно, насколько велико доверие к герою. Некрасов показывает, как умеет русский народ принимать решение всем миром. Насколько силен дух простого народа. Открыл свою беду Ермил, и каждый добрый человек ему ответил. Силен русский человек своим бескорыстием, умением поддержать, объединиться. Но не суждено даже ему быть счастливым на Руси. В деревне поднялся бунт, Ермил отказался усмирять крестьян. Его арестовывают и отправляют на каторгу. Рассказ о судьбе завершается печальной новостью:

«…в остроге он сидит…».

Не смог стать по-настоящему счастливым человек с таким ярким характером.

Реальность образа

Литературоведы нашли доказательства, что у Гирина есть реальный прототип. Это управляющий графскими поместьями Орловых – А.Д.Потанин. Он вышел из крестьянских низов. Потанин известен в истории бескорыстием по отношению к жителям имений, честностью поведения и справедливостью правления. Поэт вводит в речь персонажа мысли, близкие к фактам из биографии Потанина:

«Худую совесть надобно …иметь, чтобы…крестьянину с крестьянина копейки вымогать»;

«…Стал он пуще прежнего всему народу люб…».

Ермил и Григорий Добросклонов – два близких персонажа. Можно предположить, что Ермил Ильич мог бы стать в будущем революционером, борцом, человеком, которого ждет Россия. Но каторги, тюрьмы и остроги многих похожих мужиков сломают, лишат здоровья и веры в будущее. Странники ищут счастливого, но проходят мимо Ермила, хотя он ближе всех к их пониманию счастья.

«Кому на Руси жить хорошо». В поэме речь идет о том, как семь крестьянских мужиков отправились бродить по Руси, чтобы найти хоть одного счастливого человека. Ермил Гирин - один из второстепенных героев, крестьянин, чья история рассказывается в главе под названием «Счастливые».

История создания

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов писал в течение десяти лет, с 1866 по 1876 год, а возможно и дольше. Автор потратил много времени на сбор материала, и первые наброски могли быть сделаны еще в 1863 году. Впервые отрывок поэмы появился в печати в 1866 году, в январском номере литературного журнала «Современник». К этому моменту Некрасов как раз закончил работу над первой частью. Публикация готовых материалов растянулась на долгие четыре года, и все это время Некрасов подвергался гонениям и нападкам цензоров.

В 70-х годах XIX века Некрасов возобновил работу над поэмой и стал писать продолжение. С 1872 по 1876 год появились части, озаглавленные автором «Последыш», «Крестьянка» и «Пир - на весь мир». Автор собирался работать и дальше и растянуть поэму еще на три или четыре части, однако состояние здоровья не позволило Некрасову эти планы осуществить. В итоге автор ограничился тем, что постарался придать законченный вид последней из написанных частей поэмы и на этом остановился.

«Кому на Руси жить хорошо»

Ермил Ильич Гирин - простой крестьянский мужик, однако человек гордый и решительный. Герой содержит мельницу, где честно работает, никого не обманывая. Крестьяне доверяют Гирину, а помещик относится к герою с уважением. Фамилия «Гирин», вероятно, отсылает читателя к физической и душевной силе героя.


Гирин молод, однако умен и обучен грамоте, благодаря чему пять лет служит в конторе писарем. Когда приходится выбирать бурмистра, крестьяне единодушно выбирают Гирина на эту должность. На этом посту герой оставался семь лет и проявил себя справедливым и честным человеком, заслужив уважение народа.

Герой неплохо обеспечен для крестьянина, однако окружающие ценят Гирина не за богатство, а за доброту к людям, ум и правдивость. Когда крестьяне обращаются к Гирину за помощью, тот неизменно помогает советом или делом, выступая своего рода народным заступником. При этом герой не требует от людей благодарности и отказывается принимать плату за собственные благодеяния.

Гирин не присваивает чужого. Однажды у героя остается «лишний рубль», с которым Гирин обходит всех, чтобы вернуть деньги хозяину, но так и не находит владельца. При этом сам герой не наивен и видит, когда другой человек пытается юлить и обманывать, не покупается на лесть.


Гирин совестлив и правдив, с негодованием относится к крестьянам, которые «вымогают копейку» у других таких же мужиков, и судит по совести окружающих. Обостренное чувство справедливости не позволяет Гирину попустить виновному или обидеть правого. Герой также весьма самокритичен и готов назвать злодеем самого себя, когда поступает против совести.

Случай, когда герой покривил душой, в жизни Гирина был всего один. Гирин «выгородил» собственного младшего брата из «рекрутчины» (помог откосить от армии). Сам герой считает этот поступок нечестным и мучается от того, что совершил его, едва в результате не наложив на себя руки. В конечном счете, герой отдает-таки собственного брата в солдаты, а другой крестьянский сын возвращается домой из армии.

Не чувствуя, что вина искуплена, Гирин уходит с должности «бурмистра», берет в аренду мельницу и принимается там работать. Герой трудится честно, по совести берет за помол. Гирин считает, что люди равны, и поэтому отпускает муку в порядке очереди, не глядя, кто перед ним - бедный мужик или управляющий. Героя уважают в округе, поэтому обращающиеся к нему честно, вне зависимости от статуса, придерживаются установленной Гириным очереди.


Позже к мельнице начинает «присватываться» некий купец Алтынников. Мельницу решают продать, и бойкий Гирин участвует в торгах, которые выигрывает. Однако у героя на руках не оказывается денег, которые нужны, чтобы внести залог. Тут проявилась любовь простого народа к Гирину, потому что крестьяне, присутствовавшие на базаре, всего за полчаса собрали для Гирина тысячу рублей - громадную по тем временам сумму.

У героя есть все, что нужно для счастья, однако Гирин затаил обиду на тех, кто пытался отнять у него мельницу. Обида толкает героя на то, чтобы отказаться от счастливой судьбы и спокойной жизни и поддержать народное восстание, которое вспыхнуло в вотчине. Герой отказывается усмирять крестьян и в конце концов попадает в острог. Дальнейшая биография Гирина неизвестна.


Есть в поэме и другие примечательные персонажи, например, Яким Нагой - антипод Гирина. Это до полусмерти пьющий мужик с впалой грудью и бурой шеей, кожа героя похожа на древесную кору, а лицо - на кирпич. Некрасов изображает изможденного человека, которого пьянство и изматывающая работа лишили здоровья и сил.

Яким пьет, потому что не находит ничего хорошего в жизни. Некогда герой жил в Петербурге, но разорился, оказался в тюрьме и вынужден был вернуться в деревню, где у Якима не было альтернатив, кроме изматывающей работы пахаря. В образе Якима воплощена трагическая сторона крестьянского уклада.


Интересен также образ - «губернаторши» и «доброумной» бабы, о которой окружающие думают, что живется ей весело и вольготно. Сама же героиня придерживается иного мнения и считает, что «ключи от счастья женского» на Руси потеряны.

Ярок и образ - поповского сына и поэта, который мечтает поднять простой народ с колен. Гриша вырос в крайней бедности и едва не умер с голоду, поэтому смысл собственной жизни видит в служении крестьянам и в облегчении участи простого народа, чья жизнь полна бед и невзгод.

Цитаты

«Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!»
«Он до смерти работает,
До полусмерти пьет».
«Толпа без красных девушек,
Что рожь без васильков».
«Как молод был, ждал лучшего,
Да вечно так случалося,
Что лучшее кончалось
Ничем или бедой».