Снегурочки разных художников. Снегурочка

11.01.2015

Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»

Из-под пера великого живописца Михаила Врубеля вышло множество шедевров. Он работал во многих направлениях, одним из которых был постимпрессионизм. Применяемая им техника восхищает многих ценителей прекрасного и по сей день. Необычные сюжеты восхищают. Полнота образов, выполненных с точной деловитостью, дополнена напряженностью цвета и необъятностью фатума. Вдохновительницей образов художника является актриса Надежда Ивановна Забела. Довольно большое число картин с ее образом было сохранено: это и Муза, и Морская Царевна, и Весна. Но наиболее удачным полотном с применением данного образа считается «Снегурочка».

Довольно ярко и красочно мастер сумел передать черты лица девушки, изобразил ее распущенные локоны. Считается, что образ получился настолько точным, только благодаря тому, что он ему нравился. Актриса изображена в образе Снегурочки, на ее лице видна слегка томная улыбка. Позади ее белоснежный бор. Ветки пушистых елей припорошены легким снежком. Снегурочке не страшен мороз, поскольку она является хозяйкой этого сказочного леса. Необычайно красивые глаза кудесницы добавляют волшебства образу. Врубель занимался постоянным совершенством образа актрисы не только в своих работах, но и в жизни. Он стал ее дизайнером, который придумывал для нее новые наряды разнообразных форм и расцветок. С каждым разом гардероб Музы увеличивался. В дизайне одежды применялись только яркие тона, в которых бы его супруга заблистала с новой силой. Для Надежды был чужд такой образ, она чувствовала некоторое неудобство и стеснение. Но, несмотря на это, она их надевала и с гордостью носила творения своего супруга.
На протяжении всей супружеской жизни жена художника таила в образе какую-то манящую загадку, которую Врубель сравнивал с природой.

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... »

Живописец божьей милости

В истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... »

Педагогическая деятельность Врубеля

О педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина...

©Елена Горбунова
Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа
В. М. Васнецов «Снегурочка» (1899)

Говорят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

М.Малкус Иллюстрация к сказке "Снегурочка"

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.
Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.

По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.
Николай Рерих Снегурочка и Лель, 1921

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих.
Михаил Врубель "Снегурочка" 1890

Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда – кокошник.

Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.
В. М. Васнецов Заречная слободка Берендеевка
Эскиз декорации к первому действию оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (на сюжет одноименной сказки А. Н. Островского)

В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.
И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.
На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места.

В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной

История о Снегурочке родилась относительно недавно в сравнении с другими известными мифами, но при этом зимняя красавица вошла в сказочный пантеон наравне с другими героинями мировой мифологии.
Принято считать, что в народных преданиях история Снегурочки связана с образом богини Костромы, чье чучело когда-то сжигали на костре во имя грядущего обильного урожая.
В 1873 году А. Н. Островский опубликовал свою пьесу “Снегурочка”, в которой объединил старинные русские сказания о снежной девушке, которая растаяла по весне, и другие образы зимы из народного фольклора.

С тех самых пор история Снегурочки обрела настоящую известность.
Родилась настоящая Сказка, которую со временем узнали и полюбили все.


В 1882 году в Мариинском театре по пьесе Островского была поставлена опера “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова.
Началось триумфальное шествие снежной красавицы, чей до той поры туманный образ постепенно обретал черты, придаваемые ей лучшими художниками того времени.

Снегурочка Васнецова

Снегурочка Врубеля

Эскиз Перова “Тающая Снегурочка”

Снегурочка Билибина

Впервые в сарафане и с обручем на голове Снегурочку изобразил Васнецов, создававший эскизы костюмов для оперы.

Рерих разрабатывал костюмы как для пьесы, так и для оперы о Снегурочке, причем они имели такой успех у публики, что элементы костюмов вошли в моду.

В разное время партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова исполняли ведущие актрисы и красавицы своего времени.

Н.И.Забела-Врубель в роли Снегурочки. Фотография 1900-х годов

Антонина Нежданова

Ирина Масленникова

Образ внучки старика Мороза окончательно вошел в современную мифологию и стал напрямую связываться с празднованием Нового года.

Снегурочка 1917 года

После революции впервые дуэт, состоящий из Деда Мороза и Снегурочки, появился в 1937 году на праздновании Нового года в Доме Союзов, и с тех пор пара стала неразлучной.
Новая советская Снегурочка очень сильно отличалась от прежней, павшей жертвой своей любви. Эта Снегурочка была жизнерадостна, полнокровна и дышала оптимизмом, как Дед Мороз из фирмы “Заря” - похмельными парами.

Снегурочка-лыжница на картине Дейнеки 1954 года

Но легенда не была забыта.
В 1952 году появился удивительно поэтичный мультфильм по старой пьесе Островского на музыку Римского-Корсакова.
Снегурочка снова обрела свою хрупкую красоту.

1968 году по пьесе Островского актером и режиссером Павлом Кадочниковым был поставлен полнометражный фильм о Снегурочке, ради которого в Костроме был выстроен в натуральную величину настоящий Берендеев посад - городок, в котором развивались события истории.
Это было первое появление Снегурочки в кинематографе.
Роль главной героини исполнила актриса Евгения Филонова.

Уже в 1971 году история повторилась в фильме “Весенняя сказка”, где Снегурочку сыграла актриса Наталья Богунова.

Известность Снегурочки была к тому времени безмерной.
Её образ стал одним из самых популярных в народном творчестве.

Жостовский поднос

Палехская шкатулка


Разумеется, Снегурочка была любимой героиней новогодних открыток.

Открытка художника Зарубина

Снегурочку изображали как в образе молодой девушки, так и маленькой девочки.

Одним из классических образов Снегурочки стало изображение красавицы в наряде с элементами народного костюма в цветах зимы – белом, голубом, серебряном и синем.

Но со временем воображение художников придавало ей все новые черты.

Снегурочка Казимира Стабровского

Зимняя красавица в западном видении

Снежная дева с чертами сюрреализма

Один из самых распространенных костюмов Снегурочки – пальто с меховой опушкой, высокие сапожки и отороченная мехом шапочка.

Художники и фотографы, запечатляющие Снегурочку, так или иначе пытаются передать образ полупрозрачной, акварельной красоты в холодных тонах.

Во время празднования Рождества и Нового года образ Снегурочки не теряет своей актуальности.

Его можно создать, используя для макияжа “замороженные”, блестящие, холодные оттенки, сверкающие, как лед и снег.

Снегурочка, Метелица, Снежинка, Леди Зима, помощница Деда Мороза, веселый рождественский эльф горделиво шагают по модным подиумам, всегда принося с собой дух праздника.

Показ коллекции Victoria Secrets

Показ коллекции D&G

Со времени своего появления на свет Снегурочка эволюционировала от безымянной девочки из снега до трагической героини и затем – в воплощение веселого праздника.
История растаявшей Снегурочки грустна, но все же и в ней была своя надежда.
Ведь растаяв, она улетала на небо, как ангел.

Джозеф Корнелл, рисунок 1933 года

Картина "Снегурочка", написанная Васнецовым в 1899 году для декораций при постановке одноименной пьесы Островского. Обращение Н.К. Рериха к оформлению "Снегурочки" для оперной и драматической сцены. Образ Снегурочки у легенды русской живописи М. Врубеля.


Размещено на https://сайт

по истории искусств на тему:

"Постановка "Снегурочка" (В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха)"

Студентки ХО-42

Верещинской Екатерины

Список литературы

1. Образ Снегурочки у В. Васнецова

Васнецов Василий Михайлович (1848-1926)- великий русский художник, один из основателей русского модерна. Он основоположник особого « русского стиля » внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен.

Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. Автор писал эту картину для декораций при постановке одноименной пьесы Островского, которая была написана по народным мотивам. Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. По мотивам русской народной сказки, прекрасная юная девушка Снегурочка является холодным дитём Мороза и Весны. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть.

Чистейшее создание, соединившее в себе и земное и неземное, настолько очаровало душу художника, что стало реальным, воплотившись на полотне мастера. Глубоко проникшись образом Снегурочки, автор картины очень проникновенно изложил всю полноту своего понимания этого образа.

Картина написана в холодных тонах красок. Чистейший нетронутый снег, который занимает половину картины и представлен на ее первом плане, как бы отражает чистоту души девушки и холод ее сердца. Ее образ написан в движении, она вышла на поляну зимнего леса и оглядывается вокруг, как бы желая что-то распознать в открывшемся пейзаже. Она прекрасна! Ее чудесное личико излучает чистоту и нежность. Этот прекрасный образ юной девушки автор дополнил чудесной шубкой из дорого материала - парчи. А миленькая шапочка придает образу Снегурочки чистоту и женственность и нежность. Она словно чувствуя, что суждено не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками; и сама она, как елочка в пышной шубке, украшенной тончайшими узорами. И столько в ней естественного, застенчивого, что… поистине -- это образ России, жемчужины на земном пространстве

Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения. Картина подсвечена снизу снегом, будто все вокруг еще больше хочет подчеркнуть необыкновенную красоту юной девушки. Таинственность леса на втором плане, говорит о глубине русской души, которую невозможно постичь разумом. Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. В образе Снегурочки, В. М. Васнецов воплотил свое понимание женской красоты, которое неразрывно с глубиной русской души и чистотой ее образа. Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств.

2. Образ Снегурочки у М. Врубеля

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) - это легенда русской живописи. Не просто яркое имя, великий гений, одиозная личность, но феномен, окружённый огромным количеством мифов и мистических явлений. снегурочка васнецов врубель рерих

Было сохранено большое количество изображений актрисы, а так же по совместительству жены Михаила Александровича Надежды Ивановны Забелы. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно « Снегурочка », написанное в 1895г (рис.2). Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Девушка на фоне белоснежного бора, с глазами в некоторой дремоте и с немного томной улыбкой. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Снегурочка не боится холода и мороза, потому что она и есть хозяйка в этом сказочном лесу, маленькая волшебница с удивительными глазами. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Она находится в статичной позе, что заставляет обращать внимание на её внешний облик и рассматривать детали. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами.

3. Образ Снегурочки у Н. Рериха

Николамй Константимнович Ремрих (1874-1947) русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Он неоднократно создавал эскизы оформления к знаменитой пьесе Н. А. Острвского "Снегурочка". Три раза Н. К. Рерих обращался к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Спектакли получили свое осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Далее мы рассмотрим несколько примеров этих оформлений

Картина «Снегурочка и Лель» создана Н.К.Рерихом в 1921 году (рис.3). Рассматривая эту картину, мы сразу замечаем, что зима и лютая стужа уступают место цветущей весне. Это то время, когда сердца людей раскрываются навстречу солнцу - дарителю жизни, когда сердца освещаются любовью и осознанием красоты бытия. И это чудесное преображение звучит гимном и наполняет все жизненное пространство Земли ритмом творческого созидания.

На картине Н.К.Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня. Песнь эта звучит рожком Леля, вдохновленного неиссякаемым источником любви - сердцем Снегурочки. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки - все выразительно изображено художником. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н.К.Рериха. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Можно так же обратить внимание, что одежда, в которой герои картины, украшена орнаментами и линиями свойственные для одеяний Руси.

В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 г. отличались совершенно новым, неожиданным подходом и иной характеристикой персонажей. Он сам пишет о том, что "великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов." Н.К.Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов - и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. Именно на этом решил он сделать акцент (рис.4, рис.5).

В театральных работах 1921 года уже не было Руси дохристианской. Здесь смешались все элементы влияний на Россию: влияние Византии выражено образом царя Берендея и его придворным бытом, влияние Востока - в образе торгового гостя Мизгиря и Весны, прилетающей из южных стран, влияние Азии выражает образ легендарного пастуха Леля, который так близок с обликом индусского Кришны, влияние Севера - образ Мороза, Снегурочки, леших (рис.6, рис.7, рис.8).

Сравнивая 3 образа 3 великих художников можно сказать, что образ Снегурочки останется вечной темой, над которой можно рассуждать смотреть с разных сторон. Васнецов большое значение придал как и образу Снегурочки так и окружению. Она у него будто маленькая прекрасная девочка, которая прощается со своим домом и зная на перед, что случиться, наслаждается зимней красотой в последний раз. Глубокий и зимний пейзаж добавляет некого драматизма произведению. Васнецов написал можно так сказать эпизод с продолжением.

Что же у Врубеля? У Врубеля мы видим не менее красивую, уверенную, юную девушку, у которой широко раскрыты глаза и распущены волосы, а так же богатое зимнее убранство. Мы видим её в привычной среде- снежном лесе, но мы не знаем что случиться дальше. Врубель написал образ Снегурочки со своей жены, которая всегда вдохновляла его. Такое же темное холодное окружение способно передать образ дитя Мороза и Весны.

У Рериха можно так сказать совсем иная подача. Если в 2 предыдущих произведениях мы наблюдали в первую очередь морозную ночь, то у Николая Константиновича восход. Причем весенний восход. Когда всё только- только просыпается. Это самое начало весны. Что касательно внешнего вида- тут тоже сразу видны отличия. Мы привыкли видеть Снегурочку в теплой светлой одежде. Тут же совсем другая история. Она легкая, а так же с орнаментами Древней Руси. В последующих спектаклях Рерих Так же уделял внимание одеянию нашей главной героини. Они лишь поддавались влиянию мотивам разных времен. Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности.

Мы увидели 3 разных образа. Каждый уникален, интересен и неповторим

Список литературы

Краснова Д. Образ Снегурочки в творчестве Н.К.Рериха. Часть первая/вторая/третья

Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов: Жизнь и творчество. -- М.: Искусство, 1961 (1962). -- 460 с. -- (Русские художники).

Кириченко, Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII -- начала ХХ века. -- М.: Галарт, 1997. -- 431 с

Королёва, С. Михаил Александрович Врубель. -- М.: Комс. правда, 2010. -- 48 с. -- (Великие художники. Т. 33).

Бира Ш. Н. К. Рерих как великий монголист-художник // Дельфис. 2002. № 1(29)


Подобные документы

    Индия в жизни Н.К. Рериха. Проблема вытеснения культуры в современном обществе. Родство культуры России и Индии. Легенды о пещерах, хранящих сокровища, о целых подземных городах. Обращение художника к изобразительным приемам тибетской живописи.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Освещение северного периода жизни и творчества Рериха, во многом определившего судьбу художника и благодаря которому появились многие живописные и литературные шедевры. Изобразительные средства Н.К. Рериха, использовании им форм древней живописи.

    реферат , добавлен 25.11.2012

    Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности Михаила Александровича Врубеля – одного из выдающихся художников рубежа XIX-XX вв. Творческое наследие М.А.Врубеля в области художественной керамики. Краткий обзор основных работ М.А. Врубеля.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2015

    Жизнь и творческая деятельность Рериха. История, деятельность Русского музея. Выставки, посвящённые юбилеям Рериха с участием его работ. Исследование серии работ художника, обзор колористического строя его произведений. Отношения Рериха и мирискусстников.

    отчет по практике , добавлен 23.11.2011

    Биография и труды Н.К. Рериха. Идея творческого синтеза разных культур и культурных форм, взаимодополняющих друг друга. Противопоставление культуры и цивилизации. Знание внутренних источников совершенствования духа. Мир через культуру, пакт Рериха.

    реферат , добавлен 16.02.2013

    Зарождение стиля "Модерн". Отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Представители модернизма в европейской живописи. Творчество Михаила Александровича Врубеля. Анализ картины Михаила Врубеля "Демон сидящий" 1890 года.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    Вехи биографии М. Врубеля, его жизнь и творчество. Демон - idea fix творчества художника. «Демон сидящий». «Демониана» Врубеля. Последние годы великого художника. Творчество М. Врубеля как уподобие взволнованной исповеди. Характеристика и критика.

    реферат , добавлен 08.12.2008

    Изучение творческой деятельности М.А. Врубеля - выдающегося русского художника рубежа XIX-XX вв., который прославил своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве.

    презентация , добавлен 14.10.2010

    История появления масляной живописи. Общие сведения о маслах, применяемых в живописи. Основные аспекты отражения былинного эпоса в изобразительном искусстве на примере творчества художников прошлых столетий: Васнецова, Билибина, Врубеля и Васильева.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Биография и творчество М. Врубеля и М. Лермонтова в контексте темы "Демона". Определение особенностей творческого метода. Сравнительный анализ произведений художников. Мир Врубеля. Врубель – последний автор иллюстраций к лермонтовскому "Демону".