Сохранение культурного наследия в условиях глобализации. Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия

Опубликовано: Электронный век и музеи: Материалы международ. науч. конф. и заседания Сибирского филиала научного совета ист. и краевед. музеев при МК РФ «Роль научных исследований в модернизации фондовой и экспозиционной деятельности историко-краеведческих музеев», посвящ. 125летию Омского гос. ист.-краеведч. музея. Ч. 1. - Омск: Изд. ОГИКМ, 2003. – С. 196 – 203.

Культурное наследие и музей в эпоху глобализации .

Последнее десятилетие XX века принято считать переломным в развитии мировой и отечественной культуры. Его отличает процессы конвергенции различных способов записи и передачи информации на основе новейших цифровых технологий, сделавших принципиально возможным слияние «китов» культурной индустрии (печати, кино, телевидения и компьютера) и коммуникации (телефона, телевизора и электронных сетей). Активное внедрение новых технологий придало ускорение как глобализации культуры, так и диверсификации культур, задающим основные параметры развития человека и человечества в XXI веке.

Современная ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания к культуре как фактору развития. Данный тезис - это не просто мнение исследователей и принципиальная позиция экспертов в рассматриваемой сфере, это фактически социальный императив, основанный на беспристрастном научном анализе общей ситуации в стране и вариантов ее развития. Об этом также свидетельствует и целый ряд документов, принятых на международном уровне, программы ООН и ЮНЕСКО, включающие культуру в более широкие стратегии развития.


В данном контексте обращение к проблемам сохранения, интерпретации и презентации культурного наследия в музее представляется чрезвычайно актуальным и обоснованным. Сохранение культурного наследия на протяжении XX века являлось и по-прежнему является одним из приоритетов государственной культурной политики России. В нашей стране памятники многочисленные памятники истории, археологии , градостроительства и архитектуры, искусства сформировали богатейшие пласты культурного наследия России, которые тесно связаны с возникновением и деятельностью отечественных музеев.

Традиционно проблема культурного наследия рассматривается главным образом в аспекте сохранения памятников прошлого, преимущественно посредством музеефикации или музейного хранения. Но в сферу культурного наследия попадают обычно отдельные элементы, а не весь культурный комплекс прошлого, характеризующий факты, события или явления реальности. Зачастую даже архитектурный памятник, «вырванный» из историко-культурного контекста своей эпохи, не может быть изучен и воспринят адекватно.

В связи с происходящими глобальными трансформациями в обществе и культуре меняется и трактовка культурного наследия, приобретая более расширенное толкование. Все больше признания получает мысль о том, что способы взаимодействия общества и природы – важнейшая часть культурного наследия, также составляющая несомненный вклад каждого народа в сокровищницу мировой культуры. Использование музеем экологических знаний и руководство ими как на локальном, так и глобальном уровне должно стать важнейшим направлением в музейной сфере, одним из способов противостояния экологическим рискам, вызываемым урбанизацией и техногенными факторами.

Представляется плодотворным для музейной деятельности осмысление и активное внедрение главных положения концепции культурного наследия, разработанной Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия. Современное представление о культурном наследии позволяет понимать его как отражение исторического опыта взаимодействия человека и природы, а не только как совокупность отдельных памятников. Это связано с новыми подходами к переосмыслению истории, с новыми принципами выявления памятников культуры народов России, с включением в рамки наследия таких явлений как исторические технологии, традиционные формы природопользования , ландшафты и пр.

В эпоху глобализации на первый план выдвигается идея сохранения культурного многообразия. Культурная многоукладность общества, страны и мира в целом – это объективная тенденция, вызванная нынешним обостренным пониманием каждым народом своей истории и культуры как абсолютной ценности, своего образа жизни как неотъемлемого права. Во многом это объясняется закономерной реакцией на процессы унификации, в первую очередь вестернизации культуры, при которых одна система ценностей оказывается основой универсальных норм. Современные музеи, раскрывая новые пласты культурного наследия, должны делать акцент на толерантность, уважение и гордость по поводу многообразия культур. Поддержка культурного разнообразия – важнейшее средство противостояния глобализации культуры, а также предотвращения конфликтов этнокультурного характера. В силу этого необходима серьезная переориентация деятельности традиционных музеев как институциональных форм сохранения культурного наследия, или существенная трансформация этих форм, позволяющих сохранять, интерпретировать и демонстрировать не только разнообразные памятники материальной, но и явления духовной культуры. Не случайно все более широкое признание и распространение получают экомузеи, музеи под открытым небом, музеи традиций, музеи фольклора, например, музей-заповедник крестьянской песни в с. Катарач Свердловской области , а также создание таких специальных учреждений музейного типа, как центры культурного наследия. Исследователи отмечают, что актуализация изучения и сохранения нематериальных форм культуры привела к возникновению на рубеже веков «музеев действия», «средовых музеев». Инновационный характер этих так называемых “живых” музеев обуславливает необходимость пристального внимания к проблемам их дальнейшего развития. Так, предпринимаются попытки разработать общие методы актуализации наследия в средовом музее: фиксация, воссоздание, моделировании и конструирование.


Есть немало свидетельств того, что именно в современных условиях памятники культуры приобрели особое значение, все полнее осуществляя функции культурных ценностей прошлого, активно участвующих в социокультурных процессах настоящего. Таким образом, музеи, расширяя границы своего смысла и предназначения, выступают не только в традиционной роли хранителей и трансляторов культурного наследия, но и становятся органической частью современных социальных и экономических процессов. Возрождение исторических мест предусматривает не только в реставрацию памятников, создание музеев-усадеб, музеев-заповедников, уникальных исторических территорий, но и в живое их развитие, восстановление исторически обусловленных форм хозяйствования, местных традиций и школ, ремесел и торговли. Реализация этого принципа предполагает, что совместная направленность культурной и экономической политики позволит видеть в актуализации наследия залог будущего социального развития .

Стоит обратить внимание на ускорение темпов процесса модернизации в музеях на рубеже веков, в качестве основных составляющих которой мы выделяем:

Изменение социокультурной ситуации, проявляющееся, в частности, в появлении новых субъектов культурной деятельности в музейной сфере (частных галерей, досуговых центров, негосударственных образовательных структур), вследствие чего становится развитие конкуренции;

Неосвоенность большинством музеев новых технологий, прежде всего социального взаимодействия, что создает ресурсный дефицит, тормозит адекватное сегодняшним преобразованиям развитие музеев и снижает их конкурентоспособность;

Внедрение современных информационных технологий в российских музеях происходит интенсивно, но не равномерно, поэтому в целом овладение ими еще находится на начальной стадии. Более продвинутыми являются крупные музеи столичных городов и региональных центров. Все они представлены как собственными сайтами, так и на зарубежных серверах.

Для региональных музеев возможность презентации в Интернете существенно расширилась в результате организации в 1996 году в рамках проекта «Музеи России в Интернет» сервера «Музеи России», где собирается и является доступной разнообразная музейная информация. Сегодня в Интернете имеются данные практически обо всех реально существующих музеях, более того существует много интегративных сайтов с несметным количеством документов из музеев всего мира.

При всей актуальности вовлечения музеев в процесс использования сетевых технологий, по нашему мнению, в эпоху глобализации принципиальное значение будет иметь социальный аспект модернизации, то есть овладение новыми методами управления , организации как внутримузейных, так и внешних – партнерских отношений, прежде всего с музейной аудиторией, выстраивания связей с общественностью. Безусловно, информационные технологии в реализации данного направления играют и будут играть важную роль.

Музеи постепенно отходят от модели, ограниченной рамками музейных коллекций . Ориентация музеев на весь спектр культурного наследия города, региона и трансляция коллективного опыта через систему стационарных экспозиций и дополняющих ее временных выставок, раскрывающих региональную специфику, позволяет усилить социальную активность населения, его включенность в решение социально значимых проблем. Компьютерные технологии и мультимедийная продукция, создаваемая музеем, позволят приобщить к этим проблемам значительно большее количество людей, расширяя тем самым круг реальной и потенциальной музейной аудитории.

Объекты культурного наследия всегда являлись потенциалом для развития сферы туризма. Сегодня культурное наследие, включающее следующие группы объектов: историко-культурные территории, исторические города и поселки, музеи-заповедники, национальные парки, исторические парки, составляет каркас туристских и экскурсионных маршрутов, во многом способствуя интенсивному развитию индустрии туризма. Рост туристской активности в конце 1990-х годов придал несомненный импульс развитию отечественных музеев. Многие музеи и музеи – заповедники стали создавать собственные бюро путешествий и экскурсий, что фактически стало началом нового этапа в музейной деятельности, когда учреждения культуры не только используются различными туристскими фирмами, а начинают обращать получаемый в этой сфере доход для реализации своих интересов. Данная тенденция является еще одним свидетельством того, что культурное наследие может играть значительную роль не только в социальном, но и экономическом развитии, а сохранение и использование, а его сохранение и использование должно стать органической частью программ социокультурного развития.

Технологии мультимедиа все более активно используются музеями для сохранения и популяризации материального и нематериального культурного наследия, а также для межкультурных обменов и межмузейных контактов. Доступ к разнообразным видам культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечивает и специалистам, и просто пользователям неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии. Сегодня можно посетить многие музеи мира в виртуальном режиме без переездов и очередей. Более того, трехмерное изображение и интерактивные интерфейсы открывают широкие просторы для музеев экспериментального искусства. В целом эти технологии обладают огромным потенциалом для содействия межкультурному диалогу, однако виртуальный мир не заменяет, а лишь дополняет реальный. Специфика музея, прежде всего как института хранения, обработки и трансляции предметных форм культуры не должна быть утрачена. Экспансия виртуальности не обеспечивает эмоциональной полноты человеческого бытия . Многогранные свойства и функции музейного предмета составляют вещную модальность культуры. Именно вещь, предмет в его уникальности или типичности, неоспоримой данности и достоверности, множественности смыслов и значений, составляет основу адаптивных и инкультурирующих возможностей музея.

Сегодня нельзя игнорировать то обстоятельство, что развитие информационных технологий и возникновение виртуальных музеев стимулирует переосмысление самого феномена музея. Специалистами он трактуется как функциональный орган общественного сознания, который возникает в точках пересечения информационно-коммуникативных процессов, как содержательное поле, состоящее из «уже построенных» моделей сознания. Это определение возникло в процессе создания виртуальных музеев как особой формы представления разноплановой информации. Виртуальный музей, в отличие от обычного, работающего с вещами и формами, - «это возможность репрезентации всего музейного содержания, где в единой среде могут сосуществовать как объекты из музейной коллекции, так и реконструкции об утраченных вещах. И все это может быть организовано в ассоциативно связанную структуру, которую можно определить как культурную память – не в метафорическом, а буквальном смысле». Виртуальный музей, таким образом, становится фактом реальности электронного века, с которым нельзя не считаться.

Музеи, участвуя в процессе формирования информационного общества, уже столкнулись, и вероятно, еще столкнутся с целым рядом сложных и многоаспектных проблем. Одна из важнейших – поддержание в информационном обществе культурного многообразия, ибо глобализация воспринимается многими как угроза для национальных традиций, местных обычаев, верований, ценностей. В этом смысле музей является одним из немногих общественных институтов, предоставляющих возможности и создающих оптимальные условия для культурной идентификации.

Очевидно, что проблемы культурного наследия и музея еще недостаточно изучены, и потребуется более глубокий научный анализ, прежде чем они смогут быть адекватным образом использованы в культурной политике и музейной практике XXI века.

См.: Каулен. на рубеже веков: пространство взаимодействия культур //Культурные миры: Материалы науч. конф. «Типология и типы культур: разнообразие подходов». – М., 2001. – С.216-221.

Каулен. объектов наследия: от предмета до традиции // Культура российской провинции: век XX - XXI веку. Материалы Всеросс. науч.-практич. конф. – Калуга, 2000. – С. 199-208.

Каулен. актуализации объектов наследия и проблема классификации музеев //Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. – М., 2001. – С. 86-98.

См. Никишин в глобальных сетях электронных коммуникаций // Музей и новые технологии/ На пути к музею XXI века. – М., 1999. – С. 127-140.

Селиванов в открытом информационном пространстве. // Музей и новые технологии / На пути к музею XXI века. – М., 1999. – С. 85-89.

Шер музей в Интернете // Интернет. Общество. Личность: Культура и искусство в интернет: Материалы конференции ИОЛ-99ю Пермь, 2000. – С. 30-34.

Дриккер художественный музей в информационном пространстве //Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие: Материалы Второй ежегодной конф. АДИТ-98(Иваново). – М., 1999. – С. 21-24.

В условиях глобализации радикально меняются факторы, определяющие развитие сферы культуры. Происходит доминирование прагматически полезной стороны в социокультурной деятельности, общественном бытии, что ведет к эрозии ценностей, деформации принципа полезности и остро ставит проблему самого существования культуры и общества. Наряду с размыванием прежних пространств существования этнокультурных целостностей глобализация приводит к очередному смешению народов. При этом каждый народ стремится сохранить свою культурную целостность и духовный облик, запечатлеть и сохранить уникальность и неповторимость своей культуры. В двуедином этнокультурном процессе «глобализации» и «национализации» происходит формирование общечеловеческой культуры при одновременном расцвете национальных культур и национальной этнической самобытности народов. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической группы, которая не испытала бы на себе воздействие со стороны культур других народов.
Северный Кавказ всегда являлся регионом высокоразвитой материальной и духовной культуры и местом взаимодействия многих культур и народов. Этническая психология и самосознание народов Северного Кавказа непрерывно связана с их историей и культурой.
Свойственное народам Кавказа уважение к предкам, глубина исторической памяти, зафиксированная не только в хронике, но и в исторических преданиях, генеалогиях, эпосе, особенности социально-экономического и культурного развития - все это обусловило формирование менталитета народов Северного Кавказа.
Изучение истории и национальной культуры кабардинцев и балкарцев, является на сегодняшний день одним из активно развивающихся направлений в антропологии, этнографии, истории культуры. Повышенное внимание народов к своей традиционной культуре в настоящее время обусловлено возросшим интересом общества к историческому и этнокультурному наследию. Рост престижа народной культуры и потребность членов общества к познанию исторического прошлого, социальному и культурному опыту предшествующих поколений - не просто дань политической конъюнктуре, а насущная задача, возникающая в условиях универсализации и глобализации. Она объясняется повсеместным желанием народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность обычаев и психологического уклада, вписать новые главы в этническую историю и историю человечества. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение, заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры. Этот процесс имеет как позитивные, так и негативные стороны.
В условиях глобализации сохранение традиционных ценностных ориентаций кабардинцев и балкарцев способствует возрождению национальной культуры региона. Уверенность этнической группы в позитивности и ценности своей культуры позволяет ей проявить толерантность к другим культурам. В результате происходит обогащение национальных ценностей достижениями локально развивающихся культурных систем, определенная их трансформация, интеграция с общечеловеческими культурными ценностями.
Северокавказский этикет представляет собой составную часть свода неписаных законов, обычаев, регулировавших поведение народов во всех областях традиционного образа жизни. Каждый вид отношений регулируется соответствующими нормами, которые передаются из поколения в поколение. Благодаря этикету, кабардинская и балкарская культура, изменяясь, в основе своей все же сохранилась как устойчивая система в условиях глобализации. При этом она всегда демонстрировала и демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию. Поэтому трем основным этническим группам республики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ… 3

1.Деятельность международных организаций в сохранении культурного наследия… 5

1.1.Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия… 5

1.2. Международные организации в системе Всемирного культурного наследия… 11

Глава 2. Сохранение культурного наследия в деятельности международных организаций (на примере Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия)… 15

2.1.Миссия и цели Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия… 15

2.2.Программы пропаганды защиты культурного наследия… 16

2.3.Обзор выставки «МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»… 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 21

Лишь недавно учреждения культуры по всему миру осознали необходимость донести до самой широкой аудитории, включая политиков, идею о том, насколько важна защита культурного наследия для качества повседневной жизни людей. Зачастую наше восприятие культуры столь непосредственно, что мы принимаем культурное наследие как должное, не отдавая себе отчета в том, насколько оно хрупко и подвержено разного рода угрозам, исходящим от природы и людей. К их числу относятся: бесконтрольная коммерческая деятельность, вечный недостаток средств, необходимых для сохранения и поддержания памятников культуры, а также - безразличие, когда сохранение культурного наследия рассматривается как второстепенная задача.

Хотя сохранение культурного наследия стало рассматриваться правительствами многих стран как задача большой общественной значимости, в общественном сознании понимание важности защиты памятников культуры пока что сильно отстает от понимания необходимости защиты окружающей среды и дикой природы.

Несмотря на определенный интерес, проявляемый в последнее время отечественными учеными к рассматриваемой теме, проблемы охраны культурных ценностей в деятельности международных организаций на современном этапе до сих пор не получили должного освещения в литературе.

Эти факторы в совокупности обусловили цель курсовой работы , которая стоит в анализе основных направлений деятельности международных организаций по сохранению культурных ценностей.

1.Деятельность международных организаций в сохранении
культурного наследия

1.1.Понятие, виды и международно-правовой статус
культурного наследия

Круг предметов, относящихся к культурным ценностям, широк и разнообразен. Они различаются по природе происхождения, по форме воплощения, по значению, представляемому для общественного развития, и многим другим критериям. Естественно, все эти отличия отражаются и на правовом регулировании культурных ценностей.

С социально-правовой точки зрения представляет интерес деление указанных предметов на: духовные и материальные; движимые и недвижимые; по значению - на ценности общечеловеческого, федерального и местного значения; по форме собственности - на ценности, находящиеся в федеральной, муниципальной и частной собственности; по назначению - на ценности, которые в связи со своими качественными характеристиками должны быть использованы в основном в научно-исследовательских, а также в культурно-просветительных и воспитательных целях, ценности культуры, главной целью организации использования которых является обеспечение их оптимальной сохранности с одной стороны, и доступности для экскурсионных осмотров и туристов с другой и ценности, достаточно хорошо сохранившие свое функциональное назначение, которые на этом основании могут использоваться в тех же или близких к ним общественных, хозяйственных или иных целях в современных условиях.

Рассмотрение культурных ценностей с позиции философии позволяет говорить о том, что ценности культуры являются величиной, производной от соотношения мира и человека, и включают и то, что есть в мире, и то, что создает человек в процессе истории.

Политика государства по отношению к культурным ценностям носит, как правило, охранительный характер. Исключение составляют лишь короткие периоды революций и реформ . В советский период российской истории приоритеты культурной политики определяло исключительно государство, с началом реформ все большую значимость в деле сохранения культурного наследия приобретает деятельность общественных социальных систем и, прежде всего, международных организаций, но государство при этом не утратило своей охранительной функции.

Законодательство РФ и ее субъектов, а также местное законодательство о сохранении и использовании культурных ценностей необходимо рассматривать в контексте международной нормативной системы, в контексте концепции всемирного культурного наследия (достояния), нормативно закрепленной в современном международном праве. Ее суть можно изложить следующим образом:

1. Государства в соответствии со своим внутренним законодательством имеют право объявлять некоторые культурные ценности неотчуждаемыми (п. d ст. 13 Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.).

2. Культурные ценности, являющиеся национальным культурным наследием (достоянием) признаются всемирным наследием(достоянием) человечества. Право собственности на эти ценности не может быть передано или присвоено другим народом (государством) (п.1 ст.6 Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.).

3. Государства обязаны содействовать возвращению заинтересованным государствам ценностей незаконно вывезенных с их территории.

Исходным пунктом становления этой концепции стало выдвижение во второй половине 60-х годов ХХ века в международном публичном праве понятия «общее наследие человечества» применительно к морскому дну и его ресурсам за пределами национальной юрисдикции и несколько позже - в начале 70-х годов - в отношении Луны и других небесных тел и их ресурсов.

В 1972 г. под эгидой ЮНЕСКО принята Конвенция о всемирном культурном и природном наследии, а также Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане, в которых вышеназванные термины впервые применены в свете стройной концепции.

Российская Федерация участвует в вышеназванной конвенции и несет вытекающие из нее обязательства в порядке общего правопреемства по договорам СССР.

Данная концепция нашла соответствующее преломление на региональном общеевропейском уровне. Согласно конвенциям 1969 и 1985 гг., принятых в рамках Совета Европы, архитектурное и археологическое наследие Европы признано «общим наследием всех европейцев» . Российская Федерация с февраля 1996 г. является полноправным членом этой авторитетной международной организации и участвует в вышеуказанных конвенциях.

Культурная программа Совета Европы направлена на:

→ содействие осознанию и развитию этой самобытности, которая составляет культурную мозаику нашего континента;

→ поиски совместных решений проблем таких, например, как глобализация экономики и ее последствия, с которыми сталкиваются государства-члены при проведении их культурной политики.

На основе анализа законодательства ряда государств (США, Англии, ФРГ, Франции), а также принципов и норм международного права, можно прийти к выводу, что в вышеуказанных странах, а также в практике деятельности международных организаций, в частности, ЮНЕСКО и Совета Европы для обозначения культурных ценностей используются два наиболее распространенных понятия: cultural heritage - das Kulturerbe (культурное наследие) и cultural property - das Kulturgut - patrimoine culturel (дословно: культурная собственность). При этом термин «cultural property» по своему содержанию в одном из значений является эквивалентом понятия «национальное богатство» и поэтому полностью обоснованно переводится на русский язык как «культурное достояние» .

Свидетельством заботы мировой общественности о культурном наследии являются важнейшие международно-правовые акты в данной сфере - конвенции об охране культурных ценностей: Конвенция об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 1970 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и др.

Например, в соответствии со Статьей 4 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14.11.1970 г. по закрепленному в этом международно-правовом документе критерию - по источнику происхождения и создания - выделяются пять групп движимых культурных ценностей, относимых к культурному наследию. К первой группе относятся «культурные ценности, созданные отдельными лицами или коллективами лиц, являющихся гражданами данного государства, и культурные ценности, имеющие важное значение для данного государства и созданные на территории данного государства иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории данного государства». Ко второй группе отнесены ценности, обнаруженные на национальной территории. К третей - культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности. В четвертую группу входят ценности, приобретенные в результате добровольных обменов. И, наконец, в пятую - культурные ценности, полученные в качестве дара или законно купленные с согласия компетентных властей страны, откуда они происходят.

В целом, анализ литературы и правовых актов, в том числе и международно-правовых, касающихся сохранения культурного наследия, позволяет классифицировать культурные ценности по ряду критериев, а именно:

1.Культурные ценности в философском аспекте представляют собой конкретно выраженный, наилучший творческий результат общественного труда определенной исторической эпохи, признаваемый национальным или всеобщим ориентиром человеческой деятельности на протяжении многих поколений.

2.Культурные ценности в правовом аспекте - это уникальные предметы материального мира, являющиеся результатом человеческой деятельности прошлых поколений или тесно связанные с ней, имеющие общенациональное или общечеловеческое культурное значение. Они обладают следующими признаками: а) обусловленность человеческой деятельностью или тесная связь с ней; б) уникальность; в) всеобщность; г) особая значимость для общества; д) возраст.

3.Культурные ценности по внутреннему ценностному содержанию классифицируются: 1) по родовому признаку - на научные ценности и ценности искусства; 2) по видовому признаку - на исторические, археологические, палеонтологические, филателистические, нумизматические и т.д. (научные ценности); художественные, музыкальные, кинематографические, ценности архитектуры и скульптуры и т.п. (ценности искусства).

1.2. Международные организации
в системе Всемирного культурного наследия

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.).

Сегодня одной из основных функций любой международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация публикует серию документов, непосредственно касающихся ее структуры, целей и основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации по руководству международным сотрудничеством государств в конкретных областях.

Система Всемирного наследия состоит из нескольких структур:

⌂ Фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО

⌂ Комитет Всемирного наследия

⌂ Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО

⌂ Бюро Всемирного наследия

Фонд Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО имеет выдающуюся ценность. Этот Фонд, согласно соответствующим статьям Положения о финансах Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, является целевым фондом.


При этом Отдел внешних связей взаимодействует с:

ЮНЕСКО;

Международными организациями системы Всемирного наследия;

Государственными организациями;

Православными организациями;

Партнерами.

Комитет может внести объект Всемирного наследия, соответствующий определению, данному в Статьях 1 и 2 Конвенции об охране Всемирного наследия, в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, если выясняется, что состояние данного объекта соответствует, по крайней мере, одному из критериев, приведенных для любого из перечисленных ниже случаев.

Для объектов культурного наследия:

Установленная опасность - Объекту угрожает конкретная серьезная опасность, существование которой доказано, к примеру:

· серьезное разрушение материалов;

· серьезное повреждение конструкции и/или декоративных элементов;

· серьезное нарушение архитектурной и/или градостроительной связности;

· серьезное ухудшение состояния городского, сельского или природного окружения;

· значительная утрата характеристик исторической подлинности;

· значительная утрата культурной значимости.

Потенциальная опасность - На объект воздействуют факторы, угрожающие лишить объект присущих ему характеристик. Такими факторами могут быть, к примеру:

· изменение юридического статуса объекта и связанное с этим снижение категории охраны;

· отсутствие охранной политики;

· пагубные последствия хозяйственного развития региона;

· пагубные последствия развития городской застройки;

· возникновение или угроза вооруженного конфликта;

· постепенные изменения в результате воздействия геологических, климатических и пр. экологических факторов.

В Систему международных организаций по сохранению культурного наследия входят:

ИККРОМ (ICCROM). Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей - межправительственный орган, осуществляющий экспертную поддержку по сохранению объектов, включенных в Список Всемирного наследия, а также проводящий тренинги по реставрационным технологиям. Центр создан в 1956 году, находится в Риме. Является активным членом информационной сети Всемирного наследия.

ИКОМ (ICOM). Международный совет музеев основан в 1946 году с целью развития и поддержки музеев и их сотрудников на международном уровне. Совет был инициатором создания информационной сети Всемирного наследия.

ИКОМОС (ICOMOS). Международный совет по охране памятников и исторических мест основан в 1956 г., после принятия Венецианской хартии, с целью поддержки идеи и методики охраны памятников и достопримечательных мест. Совет осуществляет оценку объектов, предлагаемых к включению в Список Всемирного наследия, а также сравнительный анализ, техническую поддержку и составление периодической отчетности о состоянии включенных в Список объектов. Совет является одним из ведущих членов информационной сети Всемирного наследия.

МСОП (IUCN). Международный союз охраны природы и естественных богатств - международная неправительственная организация, осуществляющая подготовку рекомендаций Комитету Всемирного наследия по включению в Список объектов природного наследия, а также готовящая отчеты о состоянии сохранности включенных в Список объектов через международную сеть специалистов. МСОП был создан в 1948 году, расположен в Швейцарии. В МСОП насчитывается более 850 членов.

ОГВН (OWHC). Организация городов Всемирного наследия (OWHC).

Города Всемирного наследия - организация, основанная в 1993 году для развития сотрудничества между городами Всемирного наследия, в особенности в рамках выполнения Конвенции. Она способствует обмену знаниями и опытом управления, а также взаимной материальной поддержке в деле охраны памятников и исторических мест. Особый подход заключается в необходимости более динамичного управления расположенными в городах объектами из-за повышенной антропогенной нагрузки. К настоящему времени в мире насчитывается более 100 городов Всемирного наследия.

Глава 2. Сохранение культурного наследия в деятельности международных организаций (на примере Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия)

2.1.Миссия и цели Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия

Санкт-Петербургский Международный центр сохранения культурного наследия был создан в 1994 году Институтом Консервации им. Гетти, Администрацией Санкт-Петербурга и Российской Академией наук. Центр был открыт в июне 1995 года госпожой Типпер Гор, женой вице-президента США Альберта Гора. В 1996 году правительство Нидерландов учредило Фонд Петра Великого, чтобы поддерживать программы Центра.

Основными программами Центра являются:

√ Информационные программы;

√ Образовательные программы для специалистов, занятых в сфере сохранения культурного наследия;

√ Проекты по консервации;

√ Научные проекты;

√ Пропаганда защиты культурного наследия;

√ Дополнительное обучение для студентов-консерваторов.

Один из приоритетов Центра состоит в том, чтобы укрепить и поддержать открытость новой России, путем наведения информационных мостов. Большинство хранителей, архитекторов и консерваторов в ведущих Российских культурных учреждениях стоит наравне со своими западными коллегами в том, что касается образования и профессиональной компетентности. Однако, российские консерваторы зачастую были лишены возможности получать информацию о важных достижениях в своей области, поскольку они редко имели возможность ездить на Запад в годы холодной войны. В равной мере, специалисты из-за границы имели лишь редкую возможность приезжать в Россию. Печатные работы, доходившие до России, были доступны лишь небольшой части российского сообщества консерваторов (практически лишь тем учреждениям, которые могли приобретать иностранные книги и подписываться на иностранную периодику). В сложившихся сегодня экономических условиях лишь немногие из этих учреждений могут позволить себе закупку иностранной литературы и подписку на иностранную периодику. Таким образом, нехватка информации из-за границы ощущается столь же остро, как и в прошлом.

Программы и услуги Центра сконцентрированы в основном, хотя и не исключительно, вокруг превентивной консервации - подхода который разрабатывался на Западе в течение последних 20 лет. Превентивная консервация основана на идее, что применяя макро-методы, направленные на сохранение фондов в целом и на улучшение условий их хранения, можно спасти больше памятников культуры, чем обрабатывая их по очереди один за другим. Сконцентрировав свои программы на превентивной консервации, Центр ставит своей целью пропагандировать и стимулировать новые подходы в консервации, не дублируя при этом уже ведущихся работ. Это поможет приблизить международные достижения ближе к российской практике.

2.2.Программы пропаганды защиты культурного наследия

Чтобы успешно пропагандировать идеи сохранения культурного наследия правительствам, корпоративным и частным благотворителям и общественности в целом, его защитники должны обладать широким пониманием его истинной ценности и почему его необходимо сохранять. Это единственный способ гарантировать успех пропаганды. Администраторы, работающие в области сохранения памятников культуры, должны обладать твердым пониманием основных принципов управления и финансовой ответственности. Однако, чтобы обеспечить средства, необходимые для эффективной борьбы за сохранение культурного наследия, на руководящих должностях нужны специалисты в области культуры, обладающие глубоким пониманием соответствующей области и талантом пропагандиста. Это, возможно, самый большой вызов, с которым сталкивается международное сообщество консерваторов в наши дни, и поэтому Центр считает одной из своих приоритетных задач обучение специалистов культуры навыкам пропаганды сохранения культурного наследия.

Как часть своей программы по пропаганде, с помощью организаций-партнеров, Центр организовывает выставки. Эти выставки призваны привлечь внимание мировой общественности к культурным богатствам, хранящимся в учреждениях культуры Петербурга, а также к тому факту, что многие из них находятся под угрозой. Первая передвижная выставка «Акварели с берегов Невы: Подлинные рисунки Нового Эрмитажа» была организована совместно с Российским Государственным Историческим Архивом. Она была проведена как отдельное мероприятие в Генеральном Консульстве Российской Федерации в Нью-Йорке в январе 1997 года и позднее в том же году в музее Октагон Американской Федерации Архитекторов в Вашингтоне.

Центр, действуя как независимо, так и совместно с партнерами, посредством публикаций, видеофильмов, лекций и других мероприятий стремится укреплять понимание консервационных потребностей Санкт-Петербурга по всему миру. С целью воспрепятствовать разрушению элементов культурной среды, особенно городских ландшафтов и культурных памятников, безудержной и бесконтрольной коммерческой деятельностью Центр тесно сотрудничает с ведущими специалистами и политиками, пропагандируя ответственную политику в отношении культурной среды на местном, Российском и международном уровне.

2.3.Обзор выставки «МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»

Доброй традицией в особняке Трубецких-Нарышкиных стала организация детских благотворительных выставок. Ежегодно в этих выставках участвуют дети-сироты из детских домов Санкт-Петербурга. 1 марта 2004 года Санкт-Петербургский Международный центр сохранения культурного наследия организовал очередную выставку в розовой гостиной особняка Трубецких-Нарышкиных (улица Чайковского, 29) под названием «Мир глазами ребенка», где были представлены работы детей-сирот из детских домов. Работы юных художников были привезены из Берлина, нескольких городов Голландии, а так же из Вашингтона. Картины немецких детей представлены отдельной выставочной серией «Сохраняя шедевры мира». Работы выполнены детьми из больницы Св. Ядвиги города Берлина.

Отдельный зал выставки был посвящен рисункам детей города Вашингтона, созданным при поддержке «Washington Arts Group» г-жой Рослин Кембридж в музее Хирхшорн. Семь работ написаны как вариации на темы произведений современной американской живописи, представленных в собрании музея Хиршхорн. Каждая детская работа сопровождалась небольшим стихотворением известных поэтов США.

«Рыба» Лакита Форестер, Washington Arts Group

« Композиция » Девид Роджер , Washington Art group

Серия работ, посвященных любимому городу, предстает перед зрителями на ярких и красоч-ных работах, созданных детьми-сиротами на ИЗО студиях детского дома № 46 Приморского района, который курирует Дом ученых и Ротари клуб «Нева». Интересные и талантливые детские коллективы уже неоднократно представляли свои работы на художественных выставках Санкт-Петербурга.

Свои работы ребята посвятили своему городу - Санкт-Петербургу, причем все они использовали разные техники живописи. Тут можно было увидеть и интересное сочетание туши и акварели, а так же гуашь и холодный батик. В этом сказочном разнообразии материала, техники, цветовых гамм и сочетаний, а самое главное - в восприятии каждого ребенка выразилась яркая творческая индивидуальность каждого из них.

«Прогулка по городу» Ашравзан Никита, 8 лет, Детский дом №46

«Петропавловская крепость» Полухин Владимир, 11 лет

По традиции, торжественное открытие выставки прошло весело и интересно - с сюрпризами, призами и подарками. А организаторы подготовили для детей музыкальную и игровую программу, чтобы каждый ребенок смог почувствовать настоящий праздник, присутствуя на выставке своих картин.

В 2004 году под эгидой Санкт-Петербургского международного центра сохранения культурного наследия совместно с другими учреждениями и организациями состоялись также:

25-28 апреля 2004 г. международная конференция «Искусство в церкви. XIX-XX вв. Проблемы истории, консервации и возрождения церковного искусства».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что концепция культурного наследия (достояния) народов представляет собой логическое отображение на национальном уровне концепции всемирного культурного наследия (достояния), закрепленной в современном международном праве, а термины «культурное наследие» и «культурное достояние» по своему происхождению в их современном употреблении реципированы во внутреннее право государств из соответствующих международно-правовых источников.

Важнейшим документом в области охраны всемирного культурного наследия является Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 г.). Она касается памятников, культурных и природных объектов, имеющих исключительную ценность для всего человечества.

К проблемам сохранения культурного наследия человечества следует отнести:

1) недостаточную разработанность правовых аспектов охраны культурных ценностей на национальном уровне;

2) отсутствие должного внимания к данной проблематике со стороны академической правовой науки;

3) высокий уровень незаконного оборота культурных ценностей как в пределах отдельных государств (в том числе России), так и на международном уровне (один из ярких примеров разграбление культурных ценностей в Ираке во время вторжения США в эту страну);

4) недостаточное понимание со стороны мировой общественности значимости защиты культурного достояния.

Наиболее значительный вклад по сохранению культурного наследия осуществляют международные организации, действующие под эгидой Организации Объединенных Наций, особенно ЮНЕСКО и организации Системы Всемирного наследия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Барчукова Н.К. Конвенция ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям //Московский журнал международного права.-1996.- №2.

2) Галенская Л.Н. Музы и право (прав.вопросы межд.сотрудничества в области культуры), Л., Изд-во Ленингр.ун-та, 1987.

3) Дуков Е.В. и др. Введение в социологию искусства: Учеб. пос. для гуманитарных вузов.- СПб.: Алетейя, 2001

4) Клименко Б.М. Общее наследие человечества. М., МО., 1989.

5) Кудрина Т.Культурное наследие в контексте диалога государства и русской православной церкви /Кудрина Т. //Безопасность Евразии, 2001.-№ 2. - С. 649-658.

6) Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну проблему /Ред. И.А.Бутенко; М-во культуры Рос.Федерации.-М.: Либерея, 1998.

7) Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Науч. - попул. справочное изд./Максаковский В.П.-М.: Логос, 2002.

8) Международное право и охрана культурного наследия: Документы, библиогр./Сост. М.А.Полякова; Ред. С.И.Сотникова- Афины: Б.и., 1997.

9) Международное право. Общая часть. /Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов.-М., 1999.

10) Международные организации системы ООН: Справочник/Сост. А.А.Титаренко; Ред. В.Ф.Петровский - М.: Междунар.отношения, 1990.

11) Молчанов С.Н. К вопросу об использовании в законодательстве понятий «культурное наследие и «культурное достояние».- Екатеринбург, 1998.

12) Организация Объединенных Наций: основные факты. Издательство «Весь Мир», М., 2000.

13) ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность: Хроника, факты и цифры/Сост. Ройтер В., Хюфнер К.; Ред. Дроздов А.В.-М.: Рудомино, 2002.

14) Шибаева Е., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988.

15) European Cultural Convention (ETS No.18) (1982), ISBN 92-871-0074-8;

16) Convention for the Protection of the Architectural Heritage of Europe (ETS No. 121) (1985), ISBN 92-871-0799-8.


См. Галенская Л.Н. Музы и право (прав.вопросы межд.сотрудничества в области культуры), Л., Изд-во ленингр.ун-та, 1987 г.; Клименко Б.М. Общее наследие человечества. М., МО., 1989 г.; Барчукова Н.К. Конвенция ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям //Московский журнал международного права, №2, 1996.

Дуков Е.В. и др. Введение в социологию искусства: Учеб. пос. для гуманитарных вузов.- СПб.: Алетейя, 2001, с.185-189.

Международное право и охрана культурного наследия: Документы, библиогр./Сост. М.А.Полякова; Ред. С.И.Сотникова- Афины: Б.и., 1997; Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну проблему/Ред. И.А.Бутенко; М-во культуры Рос.Федерации.-М.: Либерея, 1998; Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Науч. - попул. справочное изд./Максаковский В.П.-М.: Логос, 2002.

ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность: Хроника, факты и цифры/Сост. Ройтер В., Хюфнер К.; Ред. Дроздов А.В.-М.: Рудомино, 2002.

European Cultural Convention (ETS No.18) (1982), ISBN 92-871-0074-8; Convention for the Protection of the Architectural Heritage of Europe (ETS No. 121) (1985), ISBN 92-871-0799-8.

Молчанов С.Н. К вопросу об использовании в законодательстве понятий «культурное наследие и «культурное достояние».-Екатеринбург, 1998.

Международное право. Общая часть. /Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов.-М., 1999.

Организация Объединенных Наций: основные факты. Издательство «Весь Мир», М., 2000.

Шибаева Е., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988. С. 76.

Международные организации системы ООН: Справочник/Сост. А.А.Титаренко; Ред. В.Ф.Петровский-М.: Междунар.отношения, 1990.

Если мысленно представить развитие человечества, то наблюдается следующая картина: происходит постепенное сближение народов, государств, культур. Раньше отдельные страны и народы мира были изолированы друг от друга. Теперь же они вступили в тесные глубинные связи - все они оказались в условиях взаимных контактов, отношений взаимозависимости. Существуют различного рода международные и региональные организации и учреждения, регулирующие политические, культурные, экономические и иные отношения государств и народов.

Возникшая глобальная система очень сложна и многообразна. В нее вовлечены народы и государства, стоящие на разных уровнях развития, имеющие свои национальные культуры и традиции, свои религиозные представления и убеждения. Все это ставит много новых проблем, которые человечество еще не осознало и не научилось решать в соответствии с новыми реалиями.

Исследователи глобализации, как отечественные, так и зарубежные, слишком много увлекаются изучением вопросов интеграции. Они забывают о том, что интегративные процессы носят сложный и противоречивый характер. Так, например, Европейский союз, кроме координации общих действий по тем или иным вопросам, пока не свидетельствует о подлинной интеграции европейских народов. Достаточно сказать, что до сих пор не принята Европейская конституция, которую отвергли французы, голландцы и некоторые другие члены Евросоюза. Будет ли это конфедерация или нечто другое? Не решена проблема политического гражданства европейского союза. Исчезнут ли немцы, французы, итальянцы, и появятся ли на их месте новые европейцы? Каковы будут идеалы, ценности, нормы этого нового сообщества? Отбросят ли они все общее? Вообще Европейский союз представляет собой не союз народов, а союз государств.

Если вместо французов, немцев и других народов Европы появятся некие европейцы, то должны исчезнуть французская, немецкая, испанская и другие культуры европейских народов. Но не обеднеет ли Европа? Думаю, что вопрос ставится правильно. Этот вопрос касается и России, переживающей сложный период своей истории. В России, например, теперь не принято говорить об исторической памяти, без которой нет преемственности поколений. А без преемственности поколений нет истории народа. Нельзя отрицать все, что было создано предшествующими поколениями. Уместно вспомнить в этой связи Пушкина: «Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим» . Прошлое и настоящее представляют собой некое единое целое. Нет прошлого без настоящего и настоящего без прошлого. Память о прошлом помогает народам лучше знать свои традиции, свою культуру, свои национальные ценности и, отталкиваясь от них, идти дальше по пути социального прогресса. Память о прошлом помогает сохранению своей национальной идентичности.

С исторической памятью связан патриотизм. Если в эпоху глобализации исчезают национальные границы, национальные государства, то нужен ли патриотизм, то есть любовь к Родине, к своим традициям, обычаям, к своей культуре? Одни исследователи отвергают патриотизм, другие, напротив, защищают его. На мой взгляд, сторонники патриотизма правы. Чтобы сохранить свою этническую идентичность, надо защищать и приумножать свою культуру. Патриотизм немыслим без национальной идентичности. Современный американский исследователь С. Хантингтон в книге «Кто мы?» пишет, что идентичность, то есть самосознание, присуща не только индивиду, но и социальным группам и народам. Без идентичности нет ни индивида, ни группы, ни народа.

Патриотизм не исключает интернационализм, уважение к другим народам, к их культурным ценностям. Но патриотизм отвергает космополитизм. Кстати говоря, самые ярые сторонники глобализации – США – вовсе не отказались от патриотизма. Они огульно не критикуют свое историческое прошлое. Более того, они стараются не освещать многие факты своей истории, которые могли бы помешать патриотическому воспитанию граждан. В современном мире американцы хотят занять господствующее положение. Неслучайно З. Бжезинский открыто заявляет, что цель политики США должна без каких-либо оправданий состоять из двух частей: необходимо закрепить полностью собственное господствующее положение хотя бы на период существования одного поколения, но предпочтительно на еще больший период времени; и необходимо также создать геополитическую структуру, которая будет способна смягчить неизбежные потрясения, неизбежное выживание . Таким образом, обозначается цель, с которой не могут согласиться другие страны и народы. Такое неприкрытое, наглое навязывание своих идеалов и целей вызвало ответную реакцию. Эта реакция, направленная на защиту уникальности своей культуры, своей национальной идентичности, на создание наиболее благоприятного климата для собственного развития, для обеспечения прогресса своего общества, нашла свое отражение в патриотизме.

Надо сказать, что хотя предпринимались в последние годы самые активные меры по дискредитации патриотизма, обвинения в шовинизме и национализме, патриотизм сохранился благодаря сильному консерватизму нашего общества. И в этом плане мы должны говорить о здоровом консерватизме, который был направлен на выживание нации, на сохранение лучших идеалов, на решение наиболее актуальных вопросов не только для нашей страны, но и для международного сообщества. Существует разного рода консерватизм. Есть консерватизм, который носит реакционный характер. В России всегда был и есть консерватизм, который сохранял и охранял лучшие российские традиции. В каждом обществе существуют проблемы традиции. Можно выбирать традиции, которые будут давать только негативные результаты, а можно выбирать традиции, которые отбирали лучшие, наиболее приспособленные, наиболее социально ориентированные способы выживания народа.

Можно, конечно, обвинять патриотизм во всякого рода грехах. Однако российский патриотизм не дал окончательной возможности распродать нашу страну, не дал возможности торжества сепаратизма на ее просторах. Он не дал возможности верхушечным слоям населения превратиться в спрут для всего российского народа. Он дал толчок к истинному осмыслению реальных интересов нашей страны. Он не дал возможность компрадорской буржуазии высосать все соки из нашего государства.

Нельзя не отметить, что не только обыватель, но и люди, имеющие ученые степени и ученые звания, не всегда понимают и представляют реально происходящие процессы в современном мире. Так, в последние годы на Западе появились так называемые «экономические убийцы», которые сознательно предлагают другим странам и народам заведомо ложный путь развития, приводящий их в тупик, не обеспечивающий их стабильность. В конечном итоге они оказываются под контролем развитых стран. Нельзя не отметить и тот факт, что так называемый либеральный путь развития не привел ни одно отсталое государство к экономическому успеху. Только те страны добились высокого уровня развития, которые не отказались от своих культурных ценностей, от своей национальной идентичности и от своего образа жизни. Речь идет в первую очередь об Индии, Китае, Южной Корее и др. Поэтому сохранение своеобразного станового хребта у каждого государства является залогом его успеха. В этом становом хребте центральное место занимает патриотизм.

Чтобы понять суть патриотизма или национальной идентичности, можно провести сравнительный анализ российского и американского патриотизма. Американский патриотизм основывается на идее так называемого большого пространства, находящегося под контролем США. Известный немецкий политолог К. Шмидт писал, что все намерения США во внешней политике основаны на поступательных инициативах. Первоначально выдвинутая доктрина Монро звучала как американская доктрина для американцев, а затем она превратилась в формулу «весь мир для США».

Американцы закрепили принципы неограниченной гегемонии в системе международного права. Еще президент Рузвельт выдвинул положение о существовании особенного международного права, основным субъектом которого являются США. Они стали исходить из того, что их воля – закон для всего мира. Причем они для реализации своей воли используют все средства, в том числе военные. Американский исследователь Г. Видал пишет, что США ведут вечную войну во имя вечного мира. «...Каждый месяц нам преподносят нового омерзительного врага, по которому мы должны нанести удар, прежде чем он уничтожит нас» . США весь мир объявили зоной своих жизненных интересов. Они навязывают американскую модель глобализации. Американские транснациональные корпорации во всем мире имеют свои филиалы и работают на экономику США. Американская эстрадная музыка, американские ценности навязываются всему остальному миру.

Американские власти провозгласили «право» и даже «долг» США насаждать свою политическую систему во всем мире. Историк Дж. Фиске писал, что в скором будущем американская система правления распространится от полюса до полюса, и на обоих полушариях установится господство США со своими политическими институтами и учреждениями. Американские идеологи это стремление США к мировому господству назвали «космической тенденцией».

Еще в конце XIX века многие американские исследователи и военные выдвинули теорию подвижных границ, воплотившуюся впоследствии в политику открытых дверей в глобальном масштабе. Было заявлено, что США не имеют установленных границ и что их границы подвижны. В настоящее время можно проследить яркое воплощение этой доктрины в жизнь. Конечно, США понимают, что ситуация значительным образом изменилась и что прямая военная оккупация, захват других стран связаны с большими издержками. Поскольку вполне естественно, что население оккупированных стран будет оказывать жесткое сопротивление, США не стремятся к открытому захвату территорий. Они захватывают контроль над стратегией поведения государства. Устанавливают контроль над его экономическими, политическими и культурными институтами. Внутри страны они находят пятую колонну, которая работает под их диктовку.

США ставят своей целью ослабление российского влияния в Восточной Европе, в странах СНГ и превращение этого региона в сферу своего влияния. США намерены создать перманентные каналы влияния, чтобы не допустить возрождения бывшего Советского Союза. Очевидно, все это предполагает и властно требует определенных защитных мер, и такой естественной мерой является развитие российского патриотизма.

Американская культура основывается на принципах богоугодничества, расизма, индивидуализма, культа силы, потребительства, конкуренции, эгоизма и т. д.

Российский патриотизм имеет принципиально иные корни. Он никогда не был направлен на уничтожение другой цивилизации, другой культуры, другого государства, других идеалов. Россия в отличие от США никогда не уничтожала другие народы, даже российская колонизация, на которую любят ссылаться, носила другой характер. С одной стороны, это была история, когда многие народы входили в состав Украины, Казахстана, Калмыкии и др., а с другой стороны, в России широкое распространение получила так называемая народная колонизация, когда шло расселение народа, когда народ вступал и передавал совместный опыт. Благодаря патриотическому воспитанию всех советских людей была одержана победа над немецким фашизмом.

Внедрять высокие гуманитарные ценности и жизненные идеалы, а не идеалы разрушения, уничтожения и принуждения других народов – вот что необходимо современному миру.

Российская культура в значительной степени отличается от американской культуры. Американской культуре, как уже отмечалось, присущ культ силы, культ личного успеха и стяжательства. В отличие от американской культуры российская культура строится на принципиально иных основаниях. В России доминируют соборность и коллективизм. В России всегда сопереживали друг другу, оказывали безвозмездную помощь друг другу. В России никогда не ставились на первое место прибыль, богатство, стяжательство, сплошное потребительство и другие либеральные ценности. Российская культура – это культура высоких идеалов и устремлений, культура высоких ценностей. Такая культура дает возможность ставить себя в положение другого и поступать в соответствии с этим положением. Только такая культура могла спасти весь мир от фашистской чумы, принеся многочисленные жертвы. Американцы до сих пор помнят о событиях в Перл-Харборе, где погибло около трех тысяч человек. В то же время на Западе многие забывают о тех чудовищных потерях, которые во имя торжества справедливости и свободы во всем мире понес Советский союз. Ежедневные потери СССР в первые месяцы войны составили 50–60 тысяч человек, то есть они были в 20 раз больше одноразовых потерь американских войск в Перл-Харборе.

Культурное пространство России в конце 80-х годов XX столетия оказалось сильно разрушенным и ущербным. До сих пор оно не восстановлено и не заполнено ценностями, в которых нуждается российский народ. В эти годы теория и практика воспитания оказались лишенными конкретных ценностных и значимых ориентиров и долговременной обоснованной стратегии. В России господствовал духовный колониализм, полное преобладание ценностей так называемой демократии и считалось, что только восприятие западных ценностей, ценностей либеральной демократии может решить все проблемы реформирования и развития России. Страна пошла по подражательному пути развития, который никому не давал больших успехов. Например, опыт Китая, Индии, стран ЮАР и других показывает, что только самостоятельно, рационально выбранный путь развития может принести реальные успехи.

Однако ясно, что слепое копирование западного опыта не может дать существенных результатов. Естественно, что никто не ставит вопрос об отрицании западных ценностей. Конечно, можно и нужно заимствовать позитивный зарубежный опыт. Но опираться надо в первую очередь на собственные традиции и культурные ценности. Только в этом случае можно сохранить свою национальную идентичность.

Таким образом, происходящая в современном мире глобализация, охватившая все сферы общественной жизни – экономическую, политическую, культурную и другие, – носит сложный и противоречивый характер. С одной стороны, она объективна, так как по мере развития человечества углубляются интеграционные процессы культур, цивилизаций, народов и государств. Но, с другой стороны, глобализация приводит к потере национального менталитета, национальной идентичности, национальных ценностей и культур. Мир становится космополитическим и однообразным. Но есть все основания для корректировки негативных последствий глобализации. Ведь люди сами делают свою историю. Поэтому они могут и должны устранять отрицательные стороны глобализации. Можно и нужно сохранить национальную идентичность и национальную культуру.

Пушкин, А. С. Соч.: в 3 т. – М., 1986. – Т. 3. – С. 484.

Бжезинский, З. Великая шахматная доска. – М., 1998. – С. 254.

Видал, Г. Почему нас ненавидят? Вечная война во имя вечного мира. – М., 2003. – С. 24.