Современная научная картина мира. Картины современных художников мира

Искусство постоянно развивается, как и весь мир вокруг нас. Современные художники 21 века и их картины совсем не похожи на те, что существовали в Средние века, Эпоху Возрождения. Появляются новые имена, материалы, жанры, способы выражения талантов. В этом рейтинге познакомимся с десятью художниками-новаторами нашего времени.

10. Педро Кампос. На десятом месте испанец, чья кисть легко может посоперничать с фотоаппаратом, настолько реалистичные полотна он пишет. По большей части, он создает натюрморты, но в удивительное восхищение приводят не столько темы его картин, сколько мастерское воплощение. Текстуры, блики, глубина, перспектива, объем, - все это Педро Кампос подчинил своей кисти, чтобы с холста на зрителя смотрела реальность, а не выдумка. Без прикрас, без романтизма, только реальность, именно в этом заключается смысл жанра фотореализм. Свои внимание к деталям и скрупулезность художник, кстати, приобрел на работе реставратора.

9. Ричард Эстес. Еще один поклонник жанра фотореализма – Ричард Эстес – начинал с обычной живописи, но впоследствии ушел в рисование городских пейзажей. Сегодняшним художникам и их творениям не нужно ни под кого подстраиваться, и это прекрасно, каждый может самовыражаться так, как хочет в том, в чем хочет. Как в случае с Педро Кампосом, работы этого мастера легко можно спутать с фотографиями, настолько похож город с них на реальный. На картинах Эстеса редко встретишь людей, зато почти всегда найдутся отражения, блики, параллельные линии и совершенная, идеальная композиция. Таким образом, он не просто срисовывает городской пейзаж, но находит в нем совершенство и старается его показать.

8. Кевин Слоан. Современных художников 21 века и их картин невероятно много, но далеко не каждый из них стоит внимания. Американец Кевин Слоан – стоит, ведь его работы словно перемещают зрителя в другое измерение, мир, полный иносказаний, скрытых смыслов, метафорических загадок. Художник любит писать животных, так как, по его мнению, получает таким образом больше свободы, чем с людьми, для донесения истории. Свою «реальность с подвохом» Слоан вот уже почти 40 лет создает маслом. Очень часто на полотнах возникают часы: на них смотрят то слон, то осьминог, этот образ можно трактовать как уходящее время или как ограниченность жизни. Каждая картина Слоана поражает воображение, хочется разгадать, что хотел донести ей автор.

7. Лоран Парселье. Этот живописец относится к тем современным художникам 21 века, картины которых получили признание рано, еще во время обучения. Талант Лорана проявился в изданных альбомах под общим названием «Странный мир». Пишет он маслом, его манера легка, тяготеет к реализму. Характерной особенностью работ художника является обилие света, который будто льется с полотен. Как правило, изображает он пейзажи, какие-то узнаваемые места. Все работы необычайно легки и воздушны, наполнены солнцем, свежестью, дыханием.

6. Джереми Манн. Уроженец Сан-Франциско любил свой город, чаще всего изображал на картинах именно его. Современным художникам 21 века можно черпать вдохновение для их картин где угодно: в дожде, влажном тротуаре, неоновых вывесках, городских фонарях. Джереми Манн наполняет простые пейзажи настроением, историей, экспериментирует с техниками и выбором цветов. Основной материал Манна – масло.

5. Ганс Рудольф Гигер. На пятом месте неповторимый, уникальный Ганс Гигер, создатель Чужого из одноименного фильма. Нынешние художники и их произведения разнообразны, но каждый по-своему гениален. Этот мрачный швейцарец не пишет природу и зверюшек, ему больше по душе «биомеханическая» живопись, в которой он преуспел. Некоторые сравнивают художника с Босхом по мрачности, фантастичности его полотен. Хоть от картин Гигера и веет чем-то потусторонним, опасным, в технике, мастерстве ему не откажешь: он внимателен к деталям, грамотно подбирает оттенки, продумывает все до мелочей.

4. Уилл Барнет. Этот художник имеет свой неповторимый авторский стиль, потому его работы охотно принимаются великими музеями мира: Метрополитен-музеем, Национальной галереей искусств, Британским музеем, Эшмоловским музеем, музеем Ватикана. Современные художники 21 века и их произведения, чтобы быть признанными, должны чем-то выделяться на фоне остальной массы. И Уилл Барнетт это умеет. Его произведения графичны и контрастны, он часто изображает кошек, птиц, женщин. На первый взгляд, картины Барнета просты, но при дальнейшем рассмотрении понимаешь, что в этой простоте как раз заключается их гениальность.

3. Нил Саймон. Это один из современных художников 21 века, произведения которого не так просты, как кажутся на первый взгляд. Между сюжетами и произведениями Нила Саймона будто смыты границы, они перетекают из одного в другое, влекут за собой зрителя, затягивают в иллюзорный мир художника. Для творений Саймона характерны яркие, насыщенные цвета, что придает им энергию и силу, вызывает эмоциональный отклик. Мастер любит играть с перспективой, размерами предметов, с необычными сочетаниями и неожиданными формами. В работах художника много геометрии, которая сочетается с природными пейзажами, как бы врывается внутрь, но не разрушая, а гармонично дополняя.

2. Игорь Морски. Сегодняшнего художника 21 века и его картины часто сравнивают с великим гением Сальвадором Дали. Работы польского мастера непредсказуемы, загадочны, волнующи, вызывают яркий эмоциональный отклик, местами безумны. Как и любой другой сюрреалист, он не стремится показать реальность такой, какая она есть, а показывает грани, которые в жизни мы никогда не увидим. Чаще всего, главный герой работ Морски – человек со всеми его страхами, страстями, недостатками. Также метафоры работ этого сюрреалиста часто касаются власти. Безусловно, это не тот художник, чье произведение повесишь над кроватью, но тот, на чью выставку обязательно стоит сходить.

1. Яёи Кусама . Итак, на первом месте нашего рейтинга японская художница, добившаяся невероятного успеха во всем мире, несмотря на то, что у нее есть некоторые психические заболевания. Главная «фишка» художницы – горошек. Она покрывает кружками различных форм и размеров все, что видит, называя все это сетями бесконечности. Интерактивные выставки и инсталляции Кусамы пользуются успехом, ведь каждому порой хочется (даже если он в этом не признается) оказаться внутри психоделического мира галлюцинаций, детской непосредственности, фантазий и разноцветных кружочков. Среди современных художников 21 века и их картин Яёи Кусама – самая продаваемая.

Картина мира

Самое существенное достижение науки каждого исторического периода - это так называемая картина мира , квинтэссенция знаний, созданная лучшими умами данной эпохи, и принятая за основу своего мировосприятия значительным количеством современников. Картина мира существовала уже у древних греков, как уверяют нас историки. В этой картине Земля была центром Вселенной, над ней располагались в различных вариациях небеса со светилами, над небесами же царил нематериальный эфир, обиталище богов. В рамках этой доисторической картины мира учёные работали фактически вплоть до появления таких могучих умов, как Декарт, Галилей, Ньютон. Их трудами была создана и постепенно овладела современниками новая картина мира, в которой бескрайнюю Вселенную заполнял вездесущий газоподобный механический эфир, а в нём плавали сравнительно редкие небесные тела. Земля уже не была центром Мироздания, но лишь рядовым небесным телом. В этой картине главенствовало механистическое восприятие мира, законы механики усматривались во всём и вся, и всё почиталось сводимым к механическим процессам и явлениям. Даже открытие микромира, мира молекул и атомов только укрепило позиции механистической картины мира. Успехи термодинамики прозвучали как победные фанфары гению Ньютона, Галилея, Декарта. Как ни странно, но глубокое знакомство науки с электрическими явлениями мало затронуло в 19 веке механистическую картину мира. Её просто попытались распространить на эти явления. По сути, весь 19 век являет нам драматическую историю могучего умственного усилия, которое придприняло огромное число учёных мужей, дабы сохранить Ньютонову картину мира, вписав в неё при этом всю сумму заний об электричестве, электромагнитных волнах, а затем и о микроскопическом строении вещества, элементарных частицах. Поток новых фактов был столь стремителен, а попытки согласовать их со старой картиной мира столь неудачными, что к началу 20 века Ньютонова картина мира с треском рухнула, почти моментально (в исторических масштабах) уступив место новейшей, Эйнштейнианской картине. В этой картине мира эфир уже не упоминался, но зато царило пространство-время, четырёхмерный континуум, способный сам каким-то непостижимым образом "кривляться" под воздействием массивных тел и своими "кривляниями" изменять движение не только вещественных тел, но и электромагнитных волн, полей, света.

В то же время в нижней части картины, в микромире сложились совершенно иные, но не менее фантастические представления: там царствовал Случай, и правила Неопределённость. Там Бог играл в кости, а объекты могли одновременно находится везде и нигде и притом не иметь размеров. Причём быстро выяснилось, что верхняя, космогоническая часть картины просто несовместима с нижней, микроскопической. Словно бы между ними существовала некая непреодолимая граница, некая стена жёлтого тумана. Этот распад научного мировоззрения оказал огромное влияние на всю науку 20 века и к его концу как из рога изобилия посыпались не просто те или иные частные альтернативные научные теории, а уже целые альтернативные куски картины мира. В начале 21 века не только некоторых учёных, но и многих людей, казалось бы далёких от науки, перестала устраивать та странная, раздвоенная, отвернувшаяся от здравого смысла и нормальной логики научная картина мира, которую мы всё ещё имеем сегодня, или которая имеет нас.

Здесь мы предлагаем Вашему вниманию основы, фундамент с одной стороны "сверхновой" физической картины мира, а с другой стороны, картины очень "старой", элементы которой люди развивают веками и никогда не переставали развивать, даже во времена безраздельного господства совершенно чуждых взглядов и концепций. В этой картине мира вся Вселенная и погружена в электрический эфир, и состоит из него же, причём сам по себе этот эфир носит невещественный характер. Вещественность проявляется как возмущения этого эфира, нарушения его природного равновесия. Говоря философским языком, в этой картине мира нет ничего, кроме движущегося различным образом возмущённого эфира. Сам же эфир представляется вездесущей, невесомой, всепроникающей, безгранично подвижной диэлектрической средой. О внутреннем его устройстве установлено лишь то, что он являет собой диалектическое единство двух противоположностей, двух электрических континуумов: положительного и отрицательного. Кстати, если называть их Инь и Ян, то ничего особо не изменится. И вещество и поле современной физики - лишь определённые, точно описываемые состояния этого электрического эфира. В этом смысле он играет у нас даже более широкую роль, чем пресловутое Единое поле, которое столько десятилетий пытаются найти (создать?) современные физики для объяснения только одного, довольно узкого вопроса: природы силовых взаимодействий.

Философское понимание бытия является базой для формирования картин мира. Картина мира – это образ окружающей действительности, специфический способ восприятия, объяснения и осмысления окружающего мира.

Выделяют 4 типа картин мира:

1. обыденная картина мира – простейший взгляд на мир на основе опыта повседневного наблюдения, свободного от достижений науки и религиозной веры.

2. научная картина мира – это образ окружающего мира на основе достижений науки (она подробно будет рассмотрена в лекциях № 13 и 14)

3. религиозная картина мира – это взгляд на окружающий мир с позиции религии, веры в сверхъестественное (её характеристика – в лекциях № 14 и 15)

4.философская картина мира – это целостный мировоззренческий взгляд на мир и на место в нем человека (может быть идеалистической, метафизической, материалистической, диалектической, дуалистической). Развитие философской картины мира подробно рассмотрены в лекциях № 1-5.

Основные этапы развития картин мира:

1 этап: до XVIIвека – натурфилософская картина мира

2 этап: XVII–XVIIIвека – механистическая картина мира

3 этап: XIX– начало ХХ века – электромагнитная картина мира

4 этап: начало ХХ – конец ХХ века – квантово-релятивистская картина

5 этап: с конца ХХ века – синергетическая картина мира (синергетика – это наука о разнородных процессах).

Особый интерес представляет осмысление истории развития и современного анализа научной картины мира. Научная картина мира представляет собой специфический способ видения (образ) окружающей действительности и ее отдельных элементов, основанный на достижениях науки. В своем развитии научная картина мира прошла три основных этапа: классический, неклассический и постнеклассический.

Классическая научная картина мира (до начала XIX века) осмысливает все, что от­носится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельно­сти. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изу­чения.

Классическая научная картина мира сама изменялась с тече­нием времени: с античности до окончания эпохи Возрождения (конец ХУ1 века) она носила натурфилософский характер, в основе которого:

а) опыт обыденного наблюдения, невмешательство в окружающий мир, сознательный отказ от эксперимента;

б) космоцентричность, гармоничность, единство небесной и земной жизни;

в) примитивные знания о мире (Земля - диск или шар, покоящейся на трех слонах т.п.);

г) слитность человека с природой, его включенность в окружающий мир (человек как микрокосмос, а позднее - образ и подобие божье);

д) цикличность и повторяемость событий;

е) господство стихии случайностей и стремление человека выжить в опасном и чуждом ему мире;

ж) наука подчинена религии, так как вся жизнь человека подчинена воле богов;

з) аграрное общество, основанное на обработки земля.

Для эпохи Просвещения и нового времени (ХУП - ХУШ в.в.) характерно механистическое осмысление действительности, основные идеи которого состоят в следующем:

а) решающий фактор изучения мира - изобретение механических часов, разнообразных транспортных машин и механизмов, баромет­ра, микроскопа, магнита, телескопа, воздушного насоса и т.п.;

б) наукоцентризм в познании действительности, безграничная вера в исключительную силу науки (знание - сила);

в) опытно-экспериментальное изучение мира;

г) в центре научного исследования - макромир (физические тела и явления);

д) человек - чрезвычайно сложная живая и мыслящая машина;

е) общество как гигантский механизм (часы), созданный и заведенный великим часовщиком (Богом);

ж) промышленное общество ка следствие промышленного переворота.

Неклассическая научная картина мира (2-я половина XIX - 1-я половина ХХв.в.) связанная с разработкой электромагнитной и квантово-релятивистской теории, отвергает объективизм класси­ческой науки и отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств познания, от субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности. Неклассическая картина мира во 2-ой половине XIX и начале XX в.в. была электромагнитной, которая характеризовалась следующими основными идеями:

а) включение в сферу научного исследования микромира;

б) рассмотрение поля (электрического, магнитного) как вида дейст­вительности;

в) введение принципа близкодействия для анализа взаимодействия электрических взглядов и элементарных частиц;

г) понимание человека как социального (общественного) существа, представителя определенной социальной группы;

д) анализ индустриального общества как результата научно-технического прогресса и усиления взаимозависимости различных государств и народов.

Для середины XX века характерно квантово-релятивистское понимание мира, основу которой составляют:

а)квантовая механика, астрофизика, теория относительности, исследование внутриядерной энергии и внутриядерных взаимодействий;

б) объект исследования - мегамир и минимикромир;

в) линейность и равномерность изменений действительности;

г) человек как биосоциальное существо;

д)постиндустриальное общество как следствие научно-технической революции;

е) противоборство различных государств и социальных систем.

Постнеклассическая научная картина мира конца XX - начала XXI века характеризуется включенностью субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с его ценностно-целевыми структурами. Современная Постнеклассическая картина мира носит синергетический характер и базируется на следующих идеях:

а) нелинейность, разнообразие, разупорядоченность, неравномерность мира как сложной системы и процессов его изменения и развития;

б) эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых и самоорганизующихся систем, а также возможность их распада из-за нарушения равновесия и недостатка информации;

в) человек как биопсихосоциокультурное существо со своим индивидуальным, непохожим на других людей внутренним миром;

г) информационное (технотронное) общество;

д) конвергентное развитие общества;

е) необходимость выживания человечества в ядерный век и в условиях экологических проблем.

Философия и современная наука позволяют с определенной долей достоверности заглянуть в будущее. Оно может быть класси­фицировано:

а) на непосредственное будущее, которое является наиболее предсказуемым,ибо базируется на достижениях современной нам науки (приблизительно 1-я четверть ХХI века);

б) на обозримое будущее, степень вероятности прогноза которого уже ниже, чем в первом случае, что диктует большую осторожность в размышлениях: государство не отомрет, социальная разобщен­ность останется, хотя возможно будет несколько сокращена эконо­мическая отсталость отдельных государств, сократится в опреде- ленной степени разрыв между городом и деревней, физическим и умственным трудом (большая часть XXI века);

в) на отдаленное будущее, для которого характерна минимальная вероятность и требуется максимальная осторожность: здесь больше незнания, чем знания, так как изменения в этот период будут осуще­ствляться на научной базе сложившейся в XXI столетии.

Человечество всегда стремилось заглянуть в свое будущее, предвидеть его, чтобы подготовиться к возможным негативным событиям. Вспомним "Атлантиду" Платона, "Утопию" Т.Мора, "Город Солнца" Т. Компанелло, "Новую Атлантиду" Ф.Бэкона, предсказания Нострадамуса, марксистские идеи светлого будущего, технократические и антитехнократические прогнозы современной западной философии. Однако сегодняшние проблемы, связанные с опасностью войн и военных конфликтов способны перечеркнуть оптимистические надежды человеческой цивилизации. Изучением войны и вооруженной борьбы для их предотвращения и в идеале -исключения из жизни человечества занимается военная наука.

На рубеже 20 и 21 столетий мир претерпел значительные изменения. На мировой баланс сил стали влиять новые действующие лица и новые факторы, в связи с чем сложилась новая геополитическая картина мира, пребывающая в состоянии перманентной трансформации. При всем разнообразии геополитических процессов, разворачивающихся в мире, и многообразии акторов мировой геополитики, целесообразно остановить внимание на основных субъектах современной геополитики и ведущих геополитических процессах.

США занимает ведущие позиции, которые имеют решающее значение для мирового геополитического могущества:

  • 1. Финансовые;
  • 2. Глобальные возможности развертывания вооруженных сил;
  • 3. Коммуникационные сети и информационные технологии;
  • 4. Лидерство в области массовой культуры.

В США существует разница в подходах глобализации и понимании границ американской экспансии. Республиканцы были изоляционистами, демократы распространяли миссионерскую роль США на весь мир.

Стратегической целью США является закрепление роли сверхдержавы на более длительный срок. Важной особенностью американского доминирования является новая схема мирового господства, в выстраивании схемы которого США принадлежит главная роль.

Американское глобальное превосходство основано на следующих элементах:

  • 1. военный элемент (НАТО, американо- японский договор);
  • 2. экономический элемент (ВТО,МВФ, Всемирный банк);
  • 3. правовой элемент (международный суд).

Другая модель доминирования США в мире - это политическое и экономическое объединение Нового Света под эгидой США.

□ □ □ □ □ □ □ □

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Научная картина мира

А.В. Маслихин

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Научная картина мира имеет свои этапы развития: классическая, неклассическая и постнеклас-сическая картины мира. Классическая картина мира относится к Новому времени (XVII в.) -это была система мышления, основанная на идеях Р. Декарта и И. Ньютона. На рубеже XIX-XX веков происходит революция в естествознании (физике), которая положила начало неклассической картине мира. Во второй половине ХХ века возникают синергетика, «антропный принцип», «концепция устойчивого развития», нанотехнологии. Именно они явились основой для создания образа постнеклассической картины мира.

Scientific mapping of the world has its stages in development: classical, nonclassical and post-nonclassical. The classical one referring to the New time (XVII century) is the system of thinking based on the ideas of R. Descartes and I. Newton. A revolution in natural sciences (physics) lead to the appearance of a nonclassical picture of the world (XIX-XX centuries). Synergetic «anthropic principle», «the concept of steady development», nanotechnologies appeared in the second half of the XX century. They were precisely the base to create the image of the postnonclassical mapping of the world.

Научная картина мира занимает исключительное место во взглядах человека на мир. Это связано с возрастанием роли науки в XXI веке как одной из важнейших форм общественного сознания и движущей силы развития общества. Авторитет науки в значительной степени определяется тем, что она претендует на объективное отражение мира, таким, каков он есть в действительности. Наука стремится выразить мир в строгих теоретических законах и понятиях, в точных математических расчетах. Поэтому научная картина мира выступает противоположной, например, религиозной версии мироздания.

Научная картина мира имеет свои этапы развития (как революционные, так и эволюционные): классическая, неклассическая и постнеклассическая картины мира.

Классическая картина мира относится к Новому времени (XVII в.) - это была система мышления, основанная на идеях Р. Декарта и И. Ньютона. Ее суть сводится к следующему. Декарт (1596-1650) считал, что реальность двойственна; материя и ум - различные субстанции, существующие вечно и развиваю-

щиеся параллельно. Отсюда следовало, что материальный мир можно описать объективно, не включая человека-наблюдателя с его субъективностью. Можно сказать, что идея «строго объективной науки» базируется на декартовских онтологических построениях. Немалую роль в развитии естествознания XVII века сыграл Исаак Ньютон (1643-1727). В работе «Математические начала натуральной философии» был сформулирован главнейший принцип научных исследований: наблюдая конкретные виды движения, важно отыскивать в них силы, причины этих движений, и только на этой основе формулировать законы естественного мира. В «Началах» сформулированы три основных закона классической механики. Эпохальную роль сыграл открытый Ньютоном закон всемирного тяготения, доказавший абсолютное значение силы тяжести при изучении взаимодействия земных и небесных тел. В области математики Ньютон занимался дифференциальными и интегральными исчислениями.

Научная картина мира XVII века, возникшая из учений Декарта и Ньютона, объективно отбросила

фигуру Бога. Эта картина рационально-механистическая, она демонстрирует нам мир, как единый и единственный, как мир твердой материи, подчиненный законам механики. Такой мир безмолвен, лишен духа и свободы; в нем действуют слепые, стихийные силы. Человек в этом мире - чистая случайность, он побочный продукт звездной эволюции. Лишенный Бога и сознания, мир не живет, а существует без смысла и цели.

По учению Ньютона, механическая Вселенная состоит из атомов - неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой. Пространство - абсолютно, постоянно и всегда находится в покое; оно не связано с материей и представляет собой большое вместилище тел. Другое свойство мира - время - являет собой чистейшую длительность, оно, как и пространство, абсолютно и существует независимо от материального мира. Однородным и неизменным потоком (линейно) оно течет из прошлого через настоящее в будущее. Причем настоящее определяется прошлым, а будущее - настоящим и прошлым. Образно говоря, Вселенная - это огромный часовой механизм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий, Вселенная развивается без участия сознания. Жизнь зарождается, по мнению И. Ньютона, случайно. С точки зрения физики, появление жизни и сознания - явления странные, абсурдные, так как они противоречат второму закону термодинамики, утверждающему, что всякая сложная система неуклонно стремится стать простой. Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями.

В XVIII веке наука утверждается в сфере экспериментального изучения природы. Механицизм, сводившийся к изучению сил притяжения и отталкивания, механическим моделям природы уступает место расчетам и уравнениям, опиравшимся на точные измерения. В это время научное знание рождает диалектические идеи, ломает метафизические препятствия в осознании всей сложности бытия, происходит первая научная революция.

Выдающуюся роль в формировании рационального образа науки сыграли философы эпохи Просвещения. Французские материалисты стали издавать «Энциклопедию наук, искусств и ремесел», которая выходила с 1751 по 1776 год. Всего было издано 33 тома, где освещались разнообразные проблемы, волновавшие людей. Вдохновителями этого издания были Д. Дидро и Д"Аламбер. Так, Дени Дидро (17131784) в философских трудах отстаивал принцип материальности мира. Причина материи заложена в ней самой. Вся природа находится в развитии. Человек, подобно другим живым существам, имеет свою исто-

рию, является биологическим видом. Наука должна опираться на наблюдения, а ученый, размышляя, постоянно должен добывать факты при помощи опытов. Как философ-гуманист, Дидро высоко ценил человека, справедливо полагая, что в процессе формирования своих качеств, решающая роль принадлежит внешней среде. Д"Аламбер (1717-1783) написал вступительную статью к «Энциклопедии...» - «Очерк происхождения и развития наук». В ней он рассматривал развитие научного знания как проявление прогресса идей, обусловленных прогрессом человеческих потребностей. Он связывал появление медицинских и земледельческих знаний с заботой человека о близких, как проявление чувства самосохранения. Подчеркивая важную роль в обществе ремесленников и изобретателей, Д"Аламбер утверждал, что в них концентрируется народная наука. В создании энциклопедии приняло участие 150 ученых, философов, специалистов.

Итак, ньютоновско-декартовская парадигма, научные идеи Просветителей господствовали с XVII века до конца XIX - начала XX века, отражали естественно-научные знания о действительности.

На рубеже XIX-XX веков происходит революция в естествознании (физике), которая положила начало неклассической картине мира. Во второй четверти XIX века голландский физик Г.А. Лоренц разрабатывает электронную теорию вещества. Он создает не только теоретическую модель электрона, но и придает ему математическую форму. Вслед за теоретическими поисками, в этом направлении начинают вестись целенаправленные эксперименты. В 1895 году немецкий физик В.К. Рентген открывает икс-лучи - рентгеновские лучи, он же описал основные свойства нового вида излучения, природа которого тогда была еще неизвестна. В 1896 году французский физик А.А. Бекке-рель, изучая действие люминисцирующих веществ на фотографическую пластинку, обнаружил, что урановая соль действует на фотопластинку в темноте, даже без предварительного облучения. Последующие опыты Беккереля показали, что это действие вызвано новым видом излучения. Далее исследования были продолжены Пьером Кюри и Марией Складовской-Кюри. Они установили, что излучение является неизвестным до тех пор свойством вещества, названного ими радиоактивностью. В результате опытов Кюри в 1898 году были открыты два новых элемента: полоний и радий. Э. Резерфорд и Ф. Содди предположили, что радиоактивность представляет собой самопроизвольное превращение одних химических элементов в другие. При этом были открыты новые виды излучения: альфа-, бета- и гамма-лучи. В 1903 году Ф. Содди в содружестве с У. Рамсэем обнаружили гелий среди

продуктов радиоактивного распада радона. Факт образования гелия при распаде радиоактивных элементов послужил важным аргументам в пользу теории радиоактивных превращений.

Дополнительный импульс развитию физики в начале ХХ века придало создание А. Эйнштейном теории относительности. Он объединяет теорию света (электромагнетизм) и теорию строения мира (механику). В результате была признана равноценность понятий массы и энергии. С учетом коэффициента, связанного со скоростью света, зависимость между массой и энергией стала выражаться в знаменитом равенстве: Е = шс2. Открытия А. Эйнштейна позволили научно обосновать философский тезис о единстве материи, движения, пространства и времени.

Совокупность этих и последующих открытий в физике получила название «революция в естествознании» рубежа XIX-XX веков.

Новые открытия в науке: теория относительности А. Эйнштейна, работы Э. Резерфорда, Н. Бора, В. Гей-зенберга и других создателей квантовой механики, в корне изменили видение мира. Причем вторая научная революция распространила данные естествознания на микро- и макромиры. Согласно картине мира, созданной теорией относительности, пространство не трехмерно, а время не линейно. И то, и другое не являются отдельными самостоятельными сущностями -они связаны между собой и с материей, без которой их существование невозможно.

Пространство и время находятся в органической связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время - замедляться. Сам А. Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути своей теории, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время».

Принципиально новые представления о микромире создает квантовая механика. Она утверждает, что элементарные частицы, из которых состоят атомы - невещественны. Тот или иной феномен микромира может выступать и как частица, и как волна. Частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в энергетическое состояние. Элементарные частицы не имеют фиксированного места в пространстве и массы покоя - они являют собой как бы сгустки поля. В области квантовых взаимодействий отсутствует причинность, которая в классической физике является фундаментальным понятием. Таким образом, теория относительности, квантовая физика и другие научные открытия показали, что мир гораздо сложнее, разнообразнее, чем это

представлялось классической физике ХVII-XVIII веков.

Основатель науки синергетики Илья Пригожин (бельгийский ученый русского происхождения) во второй половине ХХ века выдвинул ряд новых идей в понимании эволюции. Синергетика - это теория самоорганизации открытых неравновесных систем -природных, социальных, когнитивных. В узком смысле - это учение о нестабильных, неустойчивых состояниях бытия, переходах от хаоса к порядку и обратно. Синергетика претендует на универсальную методологию научной практики, как ее видят естествоиспытатели, обращаясь к познанию сложностей окружающего мира.

Фундаментальные идеи третьей научной революции явились основой для создания образа постнеклас-сической картины мира.

Синергетика, как теория самоорганизации систем, поражает необычайными идеями и представлениями. Если второй закон термодинамики (который здесь упоминается) предполагает, что всякая сложная система стремится стать простой, то синергетика утверждает, что он не всесилен, ибо все существующие системы имеют прирожденную способность развиваться в направлении большей сложности. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, живой, развивающейся, восходящей на новые ступени своего бытия. Для сложноорганизованных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития, а значит, существует возможность выбора наиболее оптимальных из них. Раньше, как известно, развитие понималось как поступательно-линейное, без альтернатив. Более сложным понимается соотношение между прошлым-настоящим-будущим. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется по принципам, заложенным в ней, в том числе и соответствующим целевым порядком. Иначе говоря, будущее организует настоящее, оно наличествует в определенных участках структур сегодня.

И. Пригожин придает большое значение таким явлениям, как случайность и хаос. Конечно, и раньше знали о случайности. Но она изгонялась из научных теорий. Случайность считалась второстепенным, побочным, не имеющим принципиального значения фактором. Существовало убеждение, что она не оставляет следа в общем течении событий природы и общества. Поэтому главное внимание уделялось необходимости, которая, как считалось, всецело определяла развитие системы.

Синергетика полагает, что, наряду с необходимостью, случайность в эволюции реальных систем играет большую роль, вследствие этого мир становится

загадочным, непредсказуемым, неконтролируемым и что случайности могут сбить, отбросить с избранного пути, приводить к сложным блужданиям.

Новая теория демонстрирует нам, почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как из хаоса собственными силами может развиться новая организация. В процессе самоорганизации открытых нелинейных систем обнаруживается двойственная природа хаоса. Хаос разрушителен (эта сторона человеку давно была известна), и в то же время он конструктивен, созидателен через свою разрушительность.

Большое значение для развития самоорганизующихся систем имеет положение синергетики об условиях (средах) их развития. Одна система может функционировать и развиваться при условии наличия другой системы, последняя прилагается к первой в каждой точке и служит для нее питающей, поддерживающей основой. Например, такой системой является кора головного мозга, пронизанная кровеносными сосудами, питающими ее кислородом. Общество тоже может функционировать и развиваться при условии наличия другой системы - природы. Последняя дает обществу вещество, энергию, воду, воздух и т.д.

Синергетика формирует знания о том, как надлежащим образом оперировать сложными системами и как эффективно управлять ими. Главное здесь не силы, а правильная архитектура воздействия на сложную систему (среду). Малые, но правильно организованные воздействия на сложную систему чрезвычайно эффективны. Это свойство было угадано еще в далеком прошлом и выражено в следующей форме: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое и т.д. Таковы в самом общем виде идеи синергетики, которые существенно дополнили классическую и неклассическую картины мира, а следовательно, и научную картину мира в целом.

По мнению ряда выдающихся зарубежных ученых, грядет новая научная революция. Гигантский потенциал открытий содержит ныне биология. Речь идет о генной инженерии и клонировании (от древнегреческого klon - побег, черенок). Объектами генной инженерии стали многие объекты хозяйственной деятельности человека: растениеводство, животноводство, рыбное хозяйство. Ученые предлагают создавать новые ценные породы животных, рыб, растений; сохранять исчезающие виды флоры и фауны; даже восстанавливать ископаемые виды по останкам ДНК. Клонирование находится на стадии создания сложных экспериментальных технологий. Научная общественность России обращает внимание на этические, меди-

цинские, философские последствия подобной деятельности.

Актуальное значение в начале XXI века обрели проблемы нанотехнологий и виртуалистики (от лат. уйиаИБ - возможный). Нанотехнологией называется междисциплинарная область науки, в которой изучаются закономерности физико-химических, биологическими процессов в пространственных областях на-нометровых размеров (10-9 м) при создании новых молекул, материалов, наноустройств . Мировые инвестиции в сферу разработки нанотехнологий ежегодно почти удваиваются и достигли суммы примерно в 12 млрд долларов. По данным аналитиков, сейчас Россия опережает по уровню, значимости разработок и охвату тем в наноиндустрии большинство стран Европы и Америки, уступая только США и Японии.

Разнообразные аспекты виртуальной реальности исследуют философы, психологи, представители естественных и технических наук. Атрибутами виртуальной реальности являются не только актуальная реальность (пространство, время, движение, развитие, отражение), но и идеальная инореальность. Здесь присутствуют субъективные качества и действия человека (иллюзорность, мир грез и мечтаний, претензии на обретение особого статуса в настоящем, психосоматические потребности организма и т.д.). «Виртуальная реальность, фиксируя множество несводимых друг к другу, онтологически самостоятельных реальностей, является их моделирующей имитацией. В качестве основных функций виртуальности называются: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность» . Устойчивое развитие человечества сопряжено с необходимостью исследования новых реалий своего психо-космо-социо-информационного бытия, включения теоретических и практических результатов в современную научную картину мира.

В начале XXI века научное и философское осмысление мира способствовало утверждению ряда новых положений, получивших статус общетеоретических значимостей. К ним относятся: методологический плюрализм, «парадигма целостности», «антроп-ный принцип», принцип коэволюции (природы и общества). Ныне на передовые позиции выдвинуты понятия - «нелинейность», «бифуркация», «альтернативность». По-прежнему большую роль играют принципы диалектического метода (принципы всеобщей связи и принцип историзма, развития и др.). Здесь нет возможности раскрыть каждый принцип. Выделим только «антропный принцип». Он требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является

человек. Его сознание изначально включено в само наше восприятие действительности. Этот принцип означает: мир таков, каков он есть, потому что мы смотрим на него, и всякое изменение в нас, в нашем взгляде меняет и картину мира. Чисто объективное ее описание без человека невозможно. Этот принцип включает в науку человеческий фактор - он преодолевает разрыв между объектом и субъектом, сближает мир природы и мир человека, разрушает глубочайшую разделенность естественных и социальных наук.

Важной особенностью деятельности ученых в современной России является осуществление масштабных комплексных исследований. Объективным основанием развертывания таких работ является состояние природной среды, гигантские масштабы жизнедеятельности людей на планете. Исследование сложившейся ситуации предполагает концентрацию усилий специалистов естественных, гуманитарных, технических наук. По мнению видных отечественных и зарубежных исследователей, качественный характер взаимодействия природы и общества меняется в связи с научно-техническим прогрессом, возникновением глобальных проблем человечества. Наступает «... этап истории человечества, когда его коллективный разум и коллективная воля окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества. Человечество - часть биосферы, и реализация принципа коэволюции - необходимое условие для обеспечения его будущего» . Исследования в

области глобальной экологии - «парниковый эффект», «глобальное потепление», «озонные дыры» и т.п. имеют жизненное значение не только для россиян, но и для всего человечества. Реальной основой реализации принципа коэволюции является всесторонний учет нагрузки на биосферу со стороны техногенной деятельности людей.

Таким образом, этапы научной картины мира фиксируют идею, в соответствии с которой новейшая картина мира не равна прежней. Мир один, но с развитием науки он как бы приближается к человеку и человечеству своими гранями, переливами содержания . Предельно объективное и глубокое представление о законах и закономерностях бытия предлагает нам именно научная картина мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ратнер, М. Нанотехнология / М. Ратнер, Д. Ратнер. - М.: Вильямс, 2004. - 240 с.

2. Кохановский, В.П. Философия для аспирантов / В.П. Коха-новский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - С. 235-236.

3. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. - 1998. - № 8. - С. 26.

4. Разделы, посвященные истории науки до XVII века и общественно-гуманитарной картине мира, содержат книги: Маслихин А.В. Философское введение в науку / А.В. Маслихин. - Йошкар-Ола: МПИК, 1994. - 216 с.; Маслихин А.В. История и философия науки / Мар. гос. ун-т; А.В. Маслихин.. - Йошкар-Ола, 2007. - 184 с.