Тивадар Костка Чонтвари, картина «Старый рыбак»: фото, тайна картины. Ад и рай художника чонтвари Тайна гениальной картины старый рыбак

Цветущий миндаль (Пейзаж в Италии), 1902

Ти́вадар Ко́стка Чо́нтвари (венг. Csontváry Kosztka Tivadar, 5 июля 1853, Кишсебен, Австрийская империя, ныне Сабинов, Словакия - 20 июня 1919, Будапешт, Венгрия) - венгерский художник-самоучка. Его работы можно отнести к постимпрессионизу и экспрессионизму.

В 1865 году семья Чонтвари переехала в село Среднее (ныне Закарпатская область), а Тивадара отправили на обучение в коммерческое училище в Ужгороде. Служил аптекарем, как и его отец. В 1881 году пережил озарение, предвещавшее ему судьбу великого живописца, "более значительного, чем сам Рафаэль". В 1883 году в Париже встретился с Михаем Мункачи, считавшимся крупнейшим венгерским живописцем. Путешествовал по Далмации, Италии, Греции, Северной Африке и Ближнему Востоку. В 1900 году сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.

Чонтвари начал заниматься живописью в середине 1890-х годов. Ему принадлежат свыше ста картин. Большая часть из них, по стилистике близкая к экспрессионизму, была создана в 1903-1909 гг. Также в его картинах присутствовали черты магического реализма, символизма, мифический сюрреализма, постимпрессионизма.

Полотна Чонтвари выставлялись в Париже (1907, 1910) и других городах Европы, но не получили признания на родине. В Венгрии художник имел репутацию сумасшедшего из-за странностей поведения, аскетического образа жизни и склонности при общении впадать в пророческий тон. В последние годы он писал книги - памфлет "Энергия и искусство, ошибки цивилизованного человека" и исследование "Гений. Кто может, и кто не может быть гением". При жизни художник не продал ни одной своей картины. Основные работы художника собраны в музее города Печ.

Автопортрет

Хищная птица


Старая женщина, чистящая яблоки


Женщина, сидящая у окна

Юный художник


Солнце, глядящее сзади на Трау


Закат над Неаполитанским заливом


Цветущий миндаль в Таурмине


Кастелламаре ди Стабия


Свидание влюблённых


Город на берегу моря


Вид города Селмецбаня


Прорыв Зриньи (Зриньи - хорватский полководец)


Электростанция в Яице ночью


Помпеи (Дом Чирургуса с Везувием)

Молящийся Спаситель

Интересный зеркальный эффект можно наблюдать на примере картины "Старый рыбак". Известно, что лицо человека несимметрично, т. е. правая и левая части не совпадают одна с другой.
Трудно сказать, хотел ли художник что-то сказать тем, что правая и левая части лица старика, изображенного на картине, так сильно отличаются, но эффект получился очень интересный.

Старый рыбак

Слева портрет, составленный из правой части лица и её зеркального отражения, справа - из левой части и её зеркального отражения.

Никому не известный при жизни художник Тивадар Костка Чонтвари спустя столетие после смерти внезапно прославился благодаря своей картине «Старый рыбак». Сам мастер был уверен в своём мессианском предназначении, хотя современники называли это шизофренией. Теперь в его картинах отыскивают скрытые символы и завуалированные намёки. А есть ли они там? Одна из таких работ, подвергшихся всестороннему анализу, - картина «Старый рыбак».

Непризнанный художник

В 1853 году в венгерской деревеньке Кишсебен родился будущий живописец. Судьба Тивадара и пяти его братьев была предопределена с детства. Их готовили к тому, чтобы продолжить отцовское дело. А родитель был аптекарем и имел врачебную практику. Но перед тем как заняться фармакологией, молодой человек успел окончить гимназию, поработать торговым служащим, поучиться на юридическом факультете. И уже после всего этого обратился к семейному делу. Придя в аптеку, Тивадар проработал здесь четырнадцать долгих лет.

Как-то раз, когда ему было 28, в обычный рабочий день он схватил бланк рецепта и карандаш и набросал сюжет: телегу, проезжавшую в тот момент мимо окна, с запряжёнными в неё буйволами. До этого он не проявлял склонности к рисованию, но позже в автобиографии написал, что в тот день ему было видение, пророчившее участь великого живописца.

К весне 1881 года Тивадар Костка открыл свою аптеку в северной части Венгрии и скопил достаточно денег для путешествия в Италию. Как и все молодые художники, он мечтал увидеть шедевры старых мастеров. Особенно его привлекали картины Рафаэля. Надо сказать, что позже он в кумире он разочаровался, не найдя в природе на его полотнах должной живости и искренности. После Рима Костка отправляется в Париж, а затем - на родину.

Серьёзно заниматься живописью Чонтвари (такой псевдоним в 1900 году взял себе художник) начал в середине 1890 годов. Он оставляет братьям свою аптеку и приезжает в Мюнхен учиться живописи. Во многих источниках Костку называют самоучкой, а между тем он обучался в художественной школе своего знаменитого соотечественника, более удачливого на поприще искусства - Шимона Холлоши. Учитель был почти на десять лет младше своего ученика.

В Мюнхене Чонтвари создаёт несколько портретов. Печать грусти на лицах моделей ставит их особняком по отношению к более жизнерадостному остальному его творчеству. Натурные портреты он пишет лишь в период учёбы, позже утратив к этому интерес. Покинув Мюнхен, художник отправляется в Карлсруэ, где продолжает брать уроки, теперь уже у Каллморгена. Биографы художника говорят, что жил он в это время безбедно, покупая для работы лучшие холсты бельгийского производства.

Последние годы

Учёба не принесла удовлетворения Чонтвари. Казалось, он постигает законы живописи только для того, чтобы их нарушить. В 1895 году он вновь отправляется в Италию, чтобы работать на природе в любимом пейзажном жанре. Художник посещает не только Италию, но и Францию, Грецию, Ближний Восток и Ливан.

В 1907-1910 годах проходит несколько его персональных выставок в Париже, Будапеште и на родине. Особенной славы они ему не приносят, хотя некоторые критики высказываются весьма одобрительно. В Венгрии и вовсе о художнике говорят как о сумасшедшем. Не секрет, что он страдал приступами шизофрении, но всё же надеялся на признание соотечественников.

К 1910 году болезнь начала прогрессировать. Приступы становились всё тяжелее, работа давалась с трудом. Чонтвари больше почти не пишет, делает лишь небольшие эскизы. Ни одной работы он уже не довёл до конца, хотя и предпринимал попытки. В возрасте шестидесяти лет художник скончался в Будапеште, где и был похоронен.

Творческое наследие

Больше ста пятидесяти картин и рисунков оставил после себя Тивадар Костка Чонтвари. Картина «Старый рыбак», написанная в 1902 году, пожалуй, самая известная из всех, «знаковая». Большинство работ были созданы в короткий период между 1903 и 1909 годами. Это был творческий расцвет художника, вспышка гения. По своей стилистике они сродни экспрессионизму. Его работам также приписывают черты символизма, постимпрессионизма и даже сюрреализма.

Посмертное признание

После кончины Чонтвари работы его уцелели не иначе как чудом. Сестра обратилась к оценщикам, чтобы узнать, сколько можно выручить за картины. Те заверили её, что художественная их ценность равна нулю. Тогда женщина рассудила, что если картины плохи, то холсты-то, по крайней мере, кому-нибудь пригодятся. И выставила их оптом на продажу. Все работы забрал архитектор Гедеон Герлоци, перебив цену старьёвщика. Позже он разместил полотна в Будапештской Школе изящных искусств, а в 1949 году выставлял их в Бельгии и Франции.

Перед смертью архитектор передал свою коллекцию Золтану Фюлепу, будущему директору музея имени Чонтвари. Это уже был успех. Но так бы и остался художник известен лишь узкому кружку поклонников на родине, если б спустя почти столетие после его смерти один из работников музея не обнаружил некую тайну, которую до сих пор хранила картина «Старый рыбак». С тех пор имя Чонтвари, при жизни не продавшего ни одной картины, стало известным всему миру.

«Старый рыбак»: описание картины

Почти все пространство полотна занимает фигура пожилого мужчины. Штормовой ветер треплет его волосы и старую поношенную одежду. На рыбаке - чёрная блуза, серый берет и плащ. Он опирается на посох и в упор смотрит на зрителя. Лицо его с грубой кожей, оно покрыто частой сетью морщин. На заднем плане художник расположил морской залив. Волны разбиваются о берег, из труб домишек на берегу идёт густой дым. На линии горизонта - горы или, скорее, их силуэты, скрытые молочным туманом. По отношению к фигуре рыбака пейзаж вторичен и играет роль фона.

Картина «Старый рыбак» Чонтвари решена в сдержанной колористической гамме, преобладают приглушённые неяркие цвета: сизый, серый, песочный, оттенки коричневого.

Тайна картины «Старый рыбак»

Какое же открытие сделал служащий музея? Раскроем интригу: он обнаружил, что если закрыть половину холста и оставшуюся часть симметрично отразить, получится вполне законченное художественное произведение. Причём это работает в обоих случаях: и с правой, и с левой частью картины. Вот такой секрет почти сто лет хранила картина «Старый рыбак». Фото смонтированных половин сейчас легко можно найти в интернете. Отражение правой половины - благообразный старец, убелённый сединами, на фоне морской глади. Если отразить левую часть, увидим мужчину в остроконечной шляпе с раскосыми глазами и бушующие волны позади него.

Интерпретация

Картина «Старый рыбак» положила начало поискам мистических намёков в работах Чонтвари. Добавляло масла в огонь и то, что при жизни художник часто переходил на пророческий тон. Это полотно принято трактовать как символ двойственной человеческой природы: в одном мужчине уживаются и светлая, и тёмная половины, добро и зло. Иногда её также называют «Бог и Дьявол», что вновь отражает её дуализм.

Поистине, история успеха Тивадара Костки Чонтвари - пример череды счастливых случайностей (или великой судьбы, явившейся ему в видениях, кто знает?). Картина «Старый рыбак» - гений и безумие - по иронии судьбы стала его ключом к мировой славе. К сожалению, признание не пришло к нему при жизни. Но на сегодняшний день Чонтвари считается одним из лучших и самых оригинальных художников Венгрии.

Пост навеян передачкой "Что, где, когда?". Начну, пожалуй, с загадки.
Это картина Тивадара Костка Чонтвари, называется она "Старый рыбак". На первый взгляд в ней нет ничего особо примечательного, так впрочем считали и искусствоведы, но однажды было выдвинуто предположение, что на ней изображены Бог и дьявол. Загадка в том, из-за чего родилась такая мысль. Под катом будет картинка побольше, биография и разгадка:)

Отгадали? Нет? Может быть детали Вам подскажут ответ?

Еще немного помучаю рассказом о самом художнике. Кому не терпится, летите вниз за ответом.

Автопортрет

Тивадар Костка родился 5 июля 1853 года, в горном селении Кишсебен, принадлежавшем Австрии (ныне Сабинов, Словакия)— венгерский художник-самоучка.

Его отец Ласли Костка был врачом и аптекарем. Тивадар и пятеро его братьев росли в атмосфере, пропитанной духом фармакологии. Будущий художник с детства знал, что станет аптекарем. Но прежде чем стать им сменил много профессий—работал торговым служащим, какое-то время посещал лекции на факультете права, и только потом изучил фармакологию.

Однажды, ему было уже 28 лет, находясь в аптеке, он схватился за карандаш и нарисовал на рецептурном бланке увиденную им из окна простую сцену — проезжающую телегу, запряженную буйволами. Было ли это начало шизофрении, которой он страдал впоследствии, но с тех пор мечта стать художником, охватила его.

Он отправляется в Рим, затем в Париж, где встречается с известным венгерским художником Михаем Мункачи (кстати, тоже кончивший жизнь в психиатрической больнице). А потом возвращается на родину, и в течение четырнадцати лет работает в аптеке, стремясь добиться материальной независимости. Скопив небольшой капитал, едет учиться сначала в Мюнхен, а затем в Париж.

Учёба не принесла ему удовлетворения. А потому в 1895 году отправляется в путешествие по Италии, чтобы рисовать пейзажи. Путешествовал также по Греции, Северной Африке и Ближнему Востоку.
В 1900 сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.
Уже в 1907 и в 1910 состоялись персональные выставки в Париже, но они не принесли ему признания. Не получили его картины признания и в Венгрии, да и автор имел репутацию сумасшедшего.

В 1910 г. период созидания закончился. Приступы болезни становились все более тяжкими. Рисовал он теперь крайне редко, лишь эскизы своих сюрреалистических видений.
В последние годы он писал книги: памфлет «Энергия и искусство, ошибки цивилизованного человека» и исследование «Гений. Кто может, и кто не может быть гением».
При жизни художник не продал ни одной своей картины.
Последняя главная картина «Поездка по берегу» была написана в Неаполе в 1909.

20 июня 1919 г. художник Чонтвари умер, как пишут, от артрита.
Родственники, проконсультировались со специалистами,те заверили их в полной художественной несостоятельности Тивадара как художника, и вскоре картины были выставлены на аукцион не как произведения искусства, а как куски холстов. Случайный коллекционер (случайный ли?)скупил все картины оптом за мизерную сумму, удовлетворившую недальновидных (или всё же обманутых) племянников.

Ну, а теперь разгадка:) Возьмите зеркало и приложите по центру картины и увидите вот такие ответы:)
Бог, со спокойным морем за спиной.

И дьявол с бушующими страстями.

Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.

После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.


До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.

Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения!


Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.


Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.

«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.

В нашем интернет-магазине Вы можете приобрести репродукцию таинственной картины и создать этот шедевр сами.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.

Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения! Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.

Непризнанный художник

Родился Тивадар Костка Чонтвари в 1853 г. в небольшом венгерском селении Кишсебен. Отец его был врачом и аптекарем, интересовался наукой, был убежденным противником алкоголя и табака, причем яро выступал за их запрет. Начальное образование Тивадар получил здесь же, но после пожара в 1866 г. переехал к родственникам матери в Ужгород. Окончив среднюю школу, работал помощником трейдера в Прешове.

От своего отца, Ласло, молодой Тивадар Чонтвари унаследовал интерес к фармакологии. В результате, он получил фармацевтическое образование в университете Будапешта, а позже изучал право и работал клерком у заместителя столичного мера. Во время учебы пользовался уважением других студентов, избирался главой студенческой организации, участвовал в забастовках 1879 г.

Путь художника Тивадар начал в 1880 г. В один осенний день, работая в аптеке, он посмотрел в окно, машинально взял в руки карандаш, бланк рецепта и стал рисовать. Это было не что-то абстрактное – на бумаге оказалась запечатленной проезжавшая мимо телега. Хозяин аптеки, увидев картину, похвалил Чонтвари, сказав, что не иначе, как сегодня, родился художник. Позже, уже на закате жизни, сам Тивадар в автобиографии, написанной в свойственной ему мистическо-пророческой манере, описывая случившееся, говорил о том, что ему было видение. Именно оно и подсказало Тивадару его предназначение – стать великим живописцем.

С этого времени Тивадар Костка начал путешествовать, с целью ознакомиться с творчеством великих . Он ездил в Ватикан и Париж. Потом вернулся в Венгрию, открыл собственную аптеку и полностью отдался работе, чтобы обрести финансовую независимость и заниматься тем, для чего был, по его мнению, рожден. Первую картину Тивадар нарисовал в 1893 г. Годом позже он отправился в Германию (Мюнхен, Карлсруэ, Дюссельдорф) и Францию (Париж), чтобы . Однако новоиспеченному художнику это быстро надоело, и в 1895 г. он отправился в путешествие по Италии, Греции, на Ближнему Востоку и Африку, чтобы рисовать местные пейзажи. Со временем он начал подписывать свои картины не фамилией Костка, а псевдонимом Чонтвари.

Живописью Тивадар Чонтвари занимался до 1909 г. В это время начала прогрессировать его болезнь (предполагаемо, шизофрения, которая сопровождалась манией величия), а редкие картины стали отражением сюрреалистических видений. Написал художник также несколько аллегорических по смыслу философских трактатов. За жизнь ни одну из своих картин Тивадар так и не продал – выставки в Париже особой популярностью не пользовались, а на родине их почти не было. Умер живописец в 1919 г., та к и не получив признания своего таланта.

Бог и дьявол в картине «Старый рыбак»

Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.

После открытия данного факта, к признанию автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.

Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.

«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.