Тычок жесткой полусухой кистью. Конспект занятия в средней группе

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Использование губки или ваты вместо кисти исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для её высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «почувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание техники тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.


«Щенок» «Цыпленок» «Елочка нарядная»

Младший возраст

Преимущества данной техники:

Позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

Дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;

Формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);

Способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Техника тычка позволяет высвободить время, которое можно эффективно использовать для познавательного и увлекательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для подвижных и дидактических игр.

Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом тычка, важно понять технику рисования тычком. При рисовании этим способом, как было сказано выше, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой (предпочтительнее из натуральной щетины) и, самое главное – сухой, то есть её не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендую подрезать кисть на 2 – 3 мм. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая, «пушистая» точка.

Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета, называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

«Подсолнух» «Астры в вазе»

Средний возраст

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. Если вы решили обучать рисовать способом тычка детей старшей или подготовительной группы, то для усвоения техники рисования предложите детям закрасить тычками несколько работ по контуру, нарисованному вами.

Кисточку возьмем вот так (Рука опирается на локоть, кисточку держать

Это трудно? Нет, пустяк. тремя пальцами выше металлической части.)

Вверх – вниз, вправо - влево(Выполнять движения кистью руки.)

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

Нетрадиционная техника рисования елей тычком жёсткой полусухой кисти.

Мастер-класс по рисованию елей для детей 5-7 лет.

Кириллова Ирина Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4 «Ромашка».
Описание: данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.

Назначение: украшение интерьера, подарок, работа на выставку.
Цель: создание учебной и творческой работы.
Задачи:
Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета (ели), используя технику рисования тычок жесткой полусухой кистью.
Совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.
Воспитывать интерес к изобразительным техникам рисования.
Материал: гуашь, жёсткие кисти, вода, простой карандаш, салфетки.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, упражнения для подготовки руки к рисованию в технике тычок жёсткой кистью.
Преимущества данной техники:
- позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
- формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);
- способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом тычка, важно понять технику рисования тычком. При рисовании этим способом гуашь должна быть густой, кисточка жесткой (предпочтительнее из натуральной щетины) и, самое главное – сухой, то есть её не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендуют подрезать кисть на 2 – 3 мм. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая, «пушистая» точка.
Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета, называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти. Дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенные к реальным.

Ход работы.

1. Подготовить рабочее место и материалы для рисования.


2. Простым карандашом нарисовать конусообразные фигуры.


3. Жёсткую плоскую кисть срезать наискосок, сделать скошенный край. Такой кистью хорошо рисовать лапки ели.


4. Рисуем лапки ели методом тычка, начиная с нижнего ряда слева направо, или наоборот, до макушки.



5. Белой гуашью рисуем снег на ветках ели, точно так же в технике «тычок».



6. Рисуем сугробы снега вокруг ёлочек и снег, падающий в виде хлопьев, немного оттеняем синем или фиолетовым цветом.



Вот такие ёлочки, колкие иголочки.



Уважаемые коллеги, буду рада, если представленная техника вам понравиться, и вы разделите со мной свои впечатления о результате.
Спасибо за внимание!

Конспект занятия кружка по рисованию в технике тычок жесткой полусухой кистью для детей старшей группы на тему «Ёжик - без головы и ножек».

Задачи:

Образовательные: формировать предметные представления у детей по теме «Животные»

1.Обучающие: а) изобразительные-позволить наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость); б) технические- помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью.

2. Развивающие: развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;развивать интерес к окружающему миру.

3.Воспитательные: вызвать интерес к нетрадиционной форме рисования (тычок жесткой полусухой кистью). Вызвать интерес к обитателям леса.

Материал для занятия: альбомный лист, с нарисованным контуром ёжика, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций Ёжика из серии «Дикие животные», загадки и стихи о еже.

Ход работы:

1.Вводная часть (мотивационная).

Воспитательсобирает возле себя и предлагает детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток – ни одной.

Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идёт речь о ежике.(Ответы детей ).

Воспитатель: -Верно. А как вы думаете, зачем ёжику иголки? (Ответы детей).

А помимо грибов, яблок и других лакомств, ёжик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку. Для зимней спячки.

Воспитатель: -А кто из вас хоть раз видел ёжика? Как он выглядит? (Ответы детей ). А что вы ещё знаете про ежей? Где он живёт, чем питается? Даёт ли на зиму запасы? (Ответы детей ).

Воспитатель: -Живёт ёж в лесу, днём спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Ёж не делает запасов на зиму, т.к. забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи – родители заботятся о своём потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

Воспитатель: -Сегодня мы с вами нарисуем ежа, который гуляет по колючему лесу. А чтобы ёж смог себя защитить от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спине ёжика много- много иголок. Чтобы нам помочь ежику вырастить хорошие иголочки, нужно немного взбодриться.

Физкультминутка :

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

(взмахи поочерёдно правой и левой рукой)

Покажите мне,ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит.

2. Основная часть ( показ и объяснение способа действия).

Воспитатель: -Ребята,каким образом мы свами можем изобразить ежика, показать его колючесть? (ответы детей). Сегодня мы с вами изобразим ежика с помощью тычка жесткой полусухой кистью, потрогайте ваши кисти. Какие они? (ответы детей) . Я покажу, как мы нарисуем шубку на своем ежике. Я обмакиваю сухую кисточку в краску, наношу на рисунок ряд тычков, потом пририсовываю глаза и носик.

3.Самостоятельная работа детей.

Ребята выполняют работы, воспитатель по мере необходимости оказывает помощь в создании образа « Ежика».

4. Итог занятия.

Воспитатель: -Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ёжики. Когда ежик видит врага, он сворачивается в клубок, поэтому у него не видно ни головы, ни ножек. Люди так и говорят: «Ежик - без головы и ножек».И нашим ежикам не страшны ни враги, ни холод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Тычок жесткой полусухой кистью Возраст: любой. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Слайд 13 из презентации «Нетрадиционное рисование» к урокам изо на тему «Нетрадиционное рисование»

Размеры: 720 х 960 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке изо, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Нетрадиционное рисование.pptx» можно в zip-архиве размером 2878 КБ.

Скачать презентацию

Нетрадиционное рисование

«Нетрадиционное рисование» - Для печатания руками краску нужно развести. Тычок жесткой полусухой кистью. Оттиск смятой бумагой. Альбомный лист или цветная бумага. Цветок. Нехитрые творческие упражнения особенно важны для детей. Что делают дети. Аппликации из очерченных и вырезанных ладошек. Нам необходимо привить детям интерес к рисованию.

«Нетрадиционные техники рисования» - Разрежьте картофелину пополам. Мыльными пузырями. Должно получиться что-то очень интересное. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Затем аккуратно сминаем рисунок, начиная с краев. Лист белой бумаги согните и разогните пополам. Старое золото. РЫБКИ. У нас получились вот такие рисунки.

«Нетрадиционные способы рисования» - Рельефное рисование. Диотипия. Нетрадиционные способы и приемы рисования на занятиях с детьми. Рисование штрихом. Раздувание. Рисование через копировальную бумагу. Рисование мыльными пузырями. Граттаж. Рисование пластилином. Рисование по мятой бумаге. Воскография. Печать. Рисование витражей. Ниткография.

«Нетрадиционные методы рисования» - Работа по-сырому. Нетрадиционное рисование. Краска. Рисование восковыми мелками. Душа человека. Техники. Творчество. Акварель. Рисование жесткой полусухой кистью. Средства выразительности. Старая форма. Рисование пальчиками. Новый образ. Монотипия. Развитие творчества у детей. Спичка, очищенная от серы.

«Использование нетрадиционных техник рисования» - Штампики из ниток. Монотипия предметная. Дети очень любят рисовать. Раскрашивать картинки-раскраски. Штампики из пластилина. Штампики из деталей конструктора Лего. Картина из отпечатков от стаканчиков. Рисование ластиком. Можно рисовать веселые рожицы. Сделайте прямоугольную рамку. Варианты работ. Пример рисунка в технике «монотипия пейзажная».

Конспект непрерывной образовательной деятельности Художественно – эстетическое развитие средняя группа Рисование (тычок жесткой полусухой кистью) «Ёжик»

Задачи:

Тренировать рисовать животных методом тычка.

Формировать умение создавать выразительный образ.

Продолжать развивать изобразительные умения и навыки.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: расширять представления о животных.

Социально – коммуникативное развитие: воспитывать усидчивость, трудолюбие, любовь к природе.

Оборудование и материалы : - игрушка - ёжик, одетый в шарф, картинка ёж.

Лист белой бумаги с контурным рисунком ежа; гуашь коричневого, зеленого цветов; кисти ; фломастеры

Два образца: на одном только контур ежа, на другом - ёжик , нарисованный методом тычка.

Ход:

1 часть

Воспитатель: Вы послушайте, ребятки,

Загадаю вам загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек.

Это наш приятель.

Дети : Ёжик .

Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила ёжика. Ему было очень холодно. Я взяла его с собой. (достаёт ёжика) .

Ёжик - Здравствуйте, ребята! Вы ребята-котята?

Дети : - Нет.

Ёжик - Вы ребята-зайчата?

Дети : Нет.

Ёжик - А кто же вы?

Дети : - Мы мальчики и девочки.

Ёжик - А я ёжик. Вот мы и познакомились.

Воспитатель : Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети : Зима.

Воспитатель : А что ёжик зимой делает?

Дети : Спит.

Воспитатель : А наш еж не спит. Давайте у него спросим: «Почему не спишь ты, ёжик?»

Ёжик : - Ох, ребята! Я живу один в большой лесной деревне, скучно мне, вот и не могу уснуть. Может быть вы подскажете, что мне делать?

Воспитатель : ребята, как же нам ёжику помочь? Что же нам сделать, чтобы у него друзей много стало?

Дети : Нарисовать.

Воспитатель : Точно, молодцы! Мы ему друзей нарисуем.

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, как выглядит ёжик.

(Воспитатель показывает картинку с изображением ежа) . Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у него короткие с маленькими коготками. Что-то мы ещё забыли?

Дети : Колючки.

Воспитатель : Ну, конечно, колючки! На спине носит ёж колючие иголки. А как же ежу без иголок? Они спасают его от врагов.

Давайте немного разомнемся..

Физминутка « Ёжик »

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик .

Ищет ягодки, грибочки кончики пальцев соединяются , «срывают ягоды»

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадётся волк –

Превратиться ёж в клубок. Сворачиваются на полу клубком.

(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки).

Ощетинет ёж иголки –

Не достанется он волку.

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его!

(Встают и продолжают топать по дорожке)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Садитесь на места.

Воспитатель : Ребята, мы сегодня с вами будем рисовать ежика тычком. Но сначала, посмотрите, пожалуйста, на листочки, которые лежат перед вами. На них изображён контур ежа. Левой рукой придерживаем листочек, а указательным пальцем правой руки мы обведём этот контур на листочке. Ещё раз вспомним, что колючки у ежа растут только на спинке, а мордочка без колючек. Теперь посмотрите, я покажу вам как рисовать иголочки у ёжика (кисточку держу в правой руке, тремя пальцами, опускаю её в гуашь и прикладываю к туловищу ежа, в воду мы ее не опускаем). Теперь возьмите в руку кисти, держите их правильно, тремя пальцами правой руки, и приступайте к работе. И у вас получится вот такой замечательный ёжик (воспитатель показывает образец)

2 часть

Дети приступают к рисованию. Воспитатель помогает каждому при затруднениях.

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, что ещё мы не

нарисовали?

Дети : Глаза, уши, нос.

Воспитатель : Правильно. У вас у каждого на столе есть фломастер. Возьмите и дорисуйте ёжику глазки, нос и ушки.

3 часть.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А как вы думаете, понравились ёжику друзья , которых мы нарисовали?

Дети : Да.

Воспитатель: Ёжик, тебе друзья нравятся? Ежик кивает головой. Ребята, ёжик доволен. И может смело отправляться обратно, в свою лесную деревню, со своими новыми друзьями. И пока ещё на улице зима ёжик успеет заснуть. И, может быть, присниться ему, как бродил он летом по лесу, ловил червей, жуков, мышей. А, может быть, приснитесь ему вы, ребята.