Умный человек в понимании фамусова. Характеристика Чацкого в «Горе от ума» (с цитатами)

Каждое новое поколение по-своему прочитывает произведения русской классики. Комедия Грибоедова не исключение. Она остро нуждается в современном прочтении. Как сделать так, чтобы комедия вызвала живой отклик у сегодняшних школьников? Как помочь девятиклассникам найти свой путь к пониманию произведения? Один из вариантов - построение разговора о комедии в технологии педагогической мастерской, где сочетаются учение, общение и творчество.

Мастерская проводится в два этапа, которые делятся по времени: первая часть - это второй урок по комедии (в зависимости от того, как изучалась биография писателя), вторая часть - это предпоследнее занятие.

Учащимся заранее предложено вести записи своих и чужих наблюдений. Это одно из необходимых условий работы, так как эти записи являются основой для создания последующих устных и письменных высказываний.

Мастерская по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Персонажи «Горя от ума» на постаменте памятника А.С. Грибоедову в Москве.

Часть I

Ум мнимый и ум подлинный

Первая часть мастерской даёт возможность поразмышлять над понятием “ума” в разные эпохи, ввести в лексикон учащихся разные нравственные понятия, позволяет сделать проблему личностно значимой.

I. Вспомните, какого умного человека вы встречали в жизни.

  1. Допишите, объясняя, что делает человека умным.
    Умный человек - это …
  2. Работая в паре:
    а) сравните свои определения;
    б) предложите общее определение ума;
    в) подберите антонимы к слову “ум”.

Прочитайте вслух, что получилось, и дополните свои записи, слушая одноклассников.

Из записей учащихся

  • Человек, обладающий большим объёмом знаний и способностей.
  • Тот, кто сначала всё взвешивает, а потом решает, что делать.
  • Не только много знающий, но и умеющий правильно использовать свои знания.
  • Человек с хорошо развитым мышлением.
  • Тот, кто знает много интересного и может выйти из сложной ситуации.
  • Сообразительный и нестандартно мыслящий.
  • Расчётливый, знающий, умеющий рассуждать.
  • Человек с большим жизненным опытом, который быстро соображает.
  • Это сильная личность, учащаяся не только на своих, но и чужих ошибках.
  • Кто наделён не только знаниями, но и разумом, высокими духовными качествами.
  • С большим объёмом знаний, эрудированный.

Ум - это: интеллект, разум, высокое развитие интеллекта, способность мыслить неординарно, здравый смысл, рационализм, логика в действиях.

Антонимы к слову “ум”: глупость, недомыслие, тупоумие, малое знание, неразумность, идиотизм, бестолковость, ограниченность, недалёкость.

II. Первоначальное название комедии - «Горе уму». Об уме и сумасшествии в комедии говорят все. Поразмышляем о главных героях комедии - Фамусове, Чацком, Софье, Молчалине.

(Класс делится на четыре группы. Учитель напоминает порядок работы в группе: все должны быть включены в работу, и между членами группы должны быть распределены обязанности: кто-то записывает, кто-то готовится к выступлению, кто-то готовит вопросы другой группе.)

Задания группе

а) Рассмотрев иллюстрации к комедии, выберите ту, на которой ваш герой изображён наиболее выразительно и убедительно.
б) Если ваш герой умный, то попробуйте доказать это или опровергните (работа с текстом и собственные комментарии).
в) Выберите одну сцену, которая доказывает вашу точку зрения, и разыграйте её в лицах.

По ходу выступления групп слушающие записывают главное и пишут вопросы к группе или возражения.

III. Продолжаем работу в группах.

  1. Из положенных на парты определений разных понятий выберите то, которое, на ваш взгляд, связано с вашим героем. (Предлагаются определения таких понятий как “прагматизм”, “конформизм”, “карьеризм”, “расчётливость”, “рационализм”, “угодничество”, “подхалимство”, “приспособленчество”.)
  2. Обсудите в группе и сделайте вывод, с какой точки зрения ваш герой умный. Кто счёл бы его умным и почему?
  3. Выступление от группы.

Из конспектов в тетрадях разных групп

Фамусов

Ум как разум. Фамусов следует “удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать.

Ум Фамусова - ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, приспособленчества, преуспевания, обмана. “Да умный человек не может быть не плутом”.

Софья

Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу.

Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет.

Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики).

В Софье есть “живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность.

Ум для Софьи - залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.

Молчалин

“Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник).

Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде.

Молчалин - глупец для Чацкого, но и Чацкий - глупец для Молчалина.

Чацкий

“Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, “ум, алчущий познаний”.

“Вольнодумный”; слишком умён - “набрался новых правил, новых идей”.

В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов.

Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч.

Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума».

IV. Сформулируйте вопросы, которые ещё остаются без ответа или появились теперь. (Вопросы записываются на доске .)

Кто умнее - Чацкий или Софья?
Зачем Молчалин обманывал Софью?
Если Софья умна, то как Молчалин мог ввести её в заблуждение?
Любит ли Софья Молчалина по-настоящему?
Понимала ли Софья Чацкого, верила ли в его чувства?
Каков истинный характер Софьи?
Кого можно считать более умным - Чацкого или Молчалина?
Кто на самом деле умный?
Нужно ли доказывать глупым людям что-либо? Как это сделать?
Хор Почему Чацкий не смог изменить хотя бы одного человека из фамусовского общества?
Почему общество не принимает ярких людей?
Может быть горе от любви?
Почему Чацкий, если он умный, пытался внушить свои мысли фамусовскому обществу?
Если бы Чацкий относился к людям мягче, его мнение приняли бы?
“Горе от ума” кому: Чацкому или обществу?
Почему умный человек отвергнут и обществом, и любимой девушкой?
Почему Грибоедов ставит умных людей в глупое положение?

Пояснение для учителя. Вопросы очень разные. Они показывают, что у кого-то из учеников идёт внешнее понимание сюжета, кто-то выходит на понимание конфликта пьесы, на особенности жанра, на глубинное объяснение героя с точки зрения автора, а не со своей собственной. Вопросы позволяют выйти на следующих уроках к проблемам комедии, к особенностям жанра.

Домашнее задание. Письменная работа: выберите для названия работы один из вопросов.

Часть II

Разве уму горе?

Перед мастерской дано индивидуальное домашнее задание : “Душа здесь у меня каким-то горем сжата…” Найдите, в каких сценах видно, что душа Чацкого “горем сжата”, и какое это горе. Это задание лучше дать сильному ученику, который сможет соединить эмоциональный уровень (горе от непонимания, отсутствия родной души, от одиночества) и философский уровень поставленного вопроса.

I. Сам о себе Чацкий говорит: “Ум с сердцем не в ладу”. Подумайте, бывало ли так у вас.

II. “Всё, что говорит он, - очень умно…” - писал А.С. Пушкин о Чацком. Учтём его мысль. Посмотрите на название комедии и задайте к нему вопросы. (Индивидуально или в парах.) Примеры вопросов: Какому уму горе? Уму ли горе? Где видно горе? Чьё горе? Из-за чего уму горе?..

III. а) Выберите вопросы, на которые помогает ответить материал таблицы об идеалах Чацкого и фамусовского общества. (Воспользуйтесь таблицей, составленной в домашнем задании к предыдущим урокам.)

б) Идеалы Чацкого характеризуют его как человека… (продолжите предложение).

в) В группах по четыре-шесть человек прочитайте свои ответы. Приготовьте общий ответ от группы.

  • Идеалы Чацкого характеризуют его как человека “возвышенных” мыслей о чести, долге, совести, благородстве, человека подлинного, высокого ума, ищущего истину и служащего преобразованию жизни.
  • Он странен для них, фамусовское общество не устраивают его взгляды на вещи.
  • Он отвергает сами основания их жизни. Для Чацкого они безнравственны.
  • С одной стороны, Чацкий страшен для них, они боятся его, с другой стороны, желают потешиться над ним, утвердить своё превосходство и создают страшную сплетню.

г) Дополним свои наблюдения прямым высказыванием на этот счёт автора. В письме к П.А. Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.

IV. Сравнение двух точек зрения. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров об уме Чацкого. (Цитаты проецируются на экран или раздаются на парты.)

А.С. Пушкин в письме А.Бестужеву , написанном в январе 1825 года, после того как приехавший к ссыльному поэту Иван Пущин прочёл ему «Горе от ума», писал: “В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и доб­рый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, - очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными…”

В статье «Мильон терзаний» , посвящённой «Горю от ума», И.А. Гончаров давал герою такую характеристику: “…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством…”

Задание группам. Подумайте, с чем вы согласны и что вызывает у вас возражения. Попробуйте обосновать свою точку зрения. Сформулируйте её и запишите.

Из записей в тетрадях

  • Чацкий зря тратит силы, фамусовское общество не способно его понять, они не хотят и не будут меняться…
  • “Метать бисер” стоит, а иначе лучшие идеи навсегда останутся без приложения. Молчать безнравственно…

V. Прочитайте высказывания литературоведов, отыскивая возможные ответы на неясные вопросы.

“Прямолинейность, известная наивность, способность попадать в смешные, со светской точки зрения, положения так же совместимы с поведением декабриста, как и резкость, гордость и даже высокомерие” (Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. Бытовое поведение как историко-психологическая категория).

“«Ум» для Пушкина был не просто синонимической заменой того, что можно было бы назвать «интеллектуализмом» - «ум» был для него и категорией нравственной. Речь при этом шла о духовном мире, духовном облике человека в целом, так характеризовалась личность…” (Лебедев А.А. Грибоедов. Факты и гипотезы).

“Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но и способность свободно и непредвзято оценить сами условия с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют…

…Ум, который лишь приспосабливается к уже известному, мыслящий стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно…” (Крупчанов А.Л. А.С. Грибоедов).

“В грибоедовское время…«ум понимался широко» - как вообще интеллигентность, просвещённость, культурность. С понятием «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей - и ещё определённее - о члене тайного политического общества, будущем декабристе” (Орлов В., А.С. Грибоедов и его комедия).

VI. Выступление ученика c индивидуальным домашним заданием на тему «Каким горем сжата душа Чацкого?». (Тезисы выступления записываются слушателями.)

VII. Выберите и запишите название своей письменной работы.

  1. Я согласен с…(Чья точка зрения мне ближе: А.С. Пушкина или И.А. Гончарова?)
  2. “Да, мочи нет: мильон терзаний…”
  3. Напишите несколько тезисов в подарок человеку, пишущему сочинение на тему «Ум подлинный и ум мнимый в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”».

Некоторые фрагменты ответов

  • …Чацкий бессмысленно тратил своё время, не понимая, что он просто “рассыпал бисер” перед фамусовским обществом, люди в котором интересуются лишь чинами, богатством и развлечениями. Его никто не слушает, не понимает…
  • Чацкий - белая ворона…
  • Таким, как Чацкий, никогда не будет оказано достаточно внимания, они всегда будут одиноки…
  • Чацкий один осознаёт всю пошлость и глупость общества, он оказывается выше этих людей по уму, но горе в том, что он один…
  • Чацкий - искренний, порядочный, честный человек, однако не слишком умён, потому что пошёл на фамусовское общество с “открытым забралом”, а надо было действовать иначе…
  • Он бесхитростный, “открытая душа”, что думал, то и говорил, чем очень отличался от фамусовского общества, где каждый изворачивался, хитрил и врал, доказывая свою правоту, Чацкий очень раздражал окружающих. Он оказался лишним в этом обществе…
  • Он был влюблён, и поэтому его чувства преобладали над разумом, его захлёстывали эмоции, у него “ум с сердцем не в ладу”...
  • Чацкий никогда не заявляет, что он - умный, и это лишь подтверждает, что он по-настоящему умён…
  • Чацкий вспыльчив, резок, выступает один против общества, что заведомо проигрышно…
  • Горе в том, что умный человек пытается ограниченным, не интересующимся ничем новым людям объяснить совершенно непонятные им вещи…
    Горе в русской действительности: побеждает всегда не тот, кто умён, а тот, кто хитёр или богат. Это похоже на ситуацию в нашей стране…
  • Горе - большому уму, так как его никогда не признают и выбрасывают из общества…
  • Горе уму Чацкого, так как он растрачивает свои силы и способности зря…
  • Для фамусовского общества иное понятие ума и здравомыслия, в их глазах любовь, богатство, образование, служба, идеалы видятся иначе. С их уровнем развития они просто не могут и не хотят понять нового человека, поэтому в фамусовском обществе Чацкий - лишний…
  • Чацкий - побеждённый, так как он разочаровался в Москве, не обрёл любовь, не смог изменить общество…
  • Чацкий не победитель и не проигравший, хоть он и не смог убедить всех в своей правоте, он не перешёл на их сторону, а остался при своём мнении…
  • Я считаю, что Чацкий - победитель, так как он всех “испугал” своим умом и соображением, хотя фамусовское общество это до конца не осознало…
  • По-моему, Чацкий прекрасно знал, с кем имеет дело и с кем ведёт спор; он понимал исход и последствия своих речей… Я считаю, что это поступок победителя. Он ушёл, а они остались со своими сплетнями, заговорами. Это пример того, что общество никогда не принимает умного человека, а всегда остаётся в своей пустой и приземлённой жизни, в основе которой лежит материальное благополучие…

Рефлексия

Допишите одно-два предложения, осмыслите своё состояние на прошедшей мастерской: “Что было важно…”, “Когда было трудно…”, “Что понравилось…”

Из записей на рефлексии
Что было важно…

  • Я чувствовала, что в воздухе витает напряжение, когда мы задавали друг другу вопросы. Возможно, это был самый важный момент работы, потому что мы учимся и слушать, и слышать, и отстаивать своё мнение.
  • Мне кажется, что самый важный момент в мастерской был, когда мы долго пытались доказать, что Чацкий самый умный, а на экране появился слайд с текстами Гончарова и Пушкина, и наш спор повернулся в другую сторону.
  • Мне важно было понять, каков наш герой, найти ответы на вопросы.

Когда было трудно…

  • Отстаивать свою точку зрения не так уж и просто, подчас мы не можем найти общий язык.
  • На мастерской было много интересных идей… мне было сложно понять Чацкого.
  • Я так и не поняла, каков истинный характер Софьи.
  • Мне было трудно, когда во время выступления мне пытались внушить другую точку зрения, а у меня была своя, я растерялся.
  • Дискомфортным был момент, когда все перебивали друг друга, пытались высказать своё мнение вне очереди, потому что тяжело было сосредоточиться.

Что понравилось…

  • В группе можно узнать мнение других и внести свой вклад в общее дело.
  • На мастерской понимаешь, чего хотят другие, их ощущения, эмоции, впечатления.
  • Здорово, когда каждый может привнести что-то новое, запоминающееся, свежий взгляд.
  • Мне понравилось, что можно обсудить чужое мнение и выслушать комментарий по поводу своей работы. В группе нужно прислушиваться к мнениям других, учитывать пожелания и советы и ни в коем случае не перебивать друг друга. Этого нашей группе не хватало.
  • Больше всего мне понравилось, что комедия ставит такие вопросы, на которые каждый может ответить по-своему.
  • Мастерская позволяет свободно выражать мысли.
  • Мне понравилось, что можно критиковать высказывания других, даже Пушкина.

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века. В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы. В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».

Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать».

Его возлюбленная теперь питает нежные чувства к Молчалину, живущему в их доме. Но Чацкий об этом не догадывается. Любовный конфликт перерастает в социальный, заставляя выступить Чацкого против фамусовского общества по самым острым вопросам. Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.

Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться. Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать». Фамусов даже называет его «карбонари» – революционером – и полагает, что таких людей, как Чацкий, опасно даже близко подпускать к столице.

Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем».

Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».

Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».

Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам».

А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и «на золоте едал». На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал. Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.

Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду». Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами». Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.

Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина. Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие.
Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.

Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина. Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом. Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.

Свет нашел выход из сложившейся ситуации. На балу Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том, что Чацкий «не в своем уме». Софью нельзя отнести к представителям «века минувшего», но бывший возлюбленный Чацкий угрожает ее личному счастью. Эта сплетня мгновенно разносится среди гостей Фамусова, ведь только сумасшедший Чацкий не представляет для них опасности.
К концу дня, в который разворачивается действие комедии «Горе от ума», развеиваются все надежды Чацкого. Он «отрезвился… сполна». Только ощутив на себе всю жестокость фамусовского общества, он понимает, что его пути с ним разошлись окончательно. Ему не место среди людей, которые проживают свой век «в пирах и в мотовстве».

Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека.

Описанное своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом поможет ученикам 9 классов воссоздать противостояние двух миров в своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество»

Тест по произведению

), принадлежит к лучшей части тогдашнего русского молодого поколения. Многие литературные критики утверждали, что Чацкий – резонер. Это совершенно неверно! Резонером можно назвать его только постольку, поскольку автор его устами выражает свои мысли и переживания; но Чацкий – лицо живое, реальное; у него, как и у всякого человека, есть свои качества и недостатки. (См. также Образ Чацкого .)

Мы знаем, что Чацкий в молодости часто бывал в доме Фамусова , вместе с Софьей учился у учителей-иностранцев. Но такое образование не могло удовлетворить его, и он уехал за границу странствовать. Путешествие его длилось 3 года, и вот мы видим Чацкого снова на родине, в Москве, где протекало его детство. Как всякому человеку, вернувшемуся домой после долгой отлучки, ему здесь все мило, все возбуждает приятные воспоминания, связанные с детством; он с удовольствием перебирает в памяти знакомых, в которых он, по свойству своего острого ума, непременно видит смешные, карикатурные черты, но делает это вначале безо всякой злобы и желчи, а так, для смеха, для прикрасы воспоминаний: «француз, подбитый ветерком…», а «этот... чepномазенький, на ножках журавлиных...»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Перебирая типичные, иногда карикатурные стороны московской жизни, Чацкий горячо говорит, что когда

«...постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!»

Этим Чацкий совершенно отличается от тех молодых людей, которые, возвращаясь из-за границы в Россию, относились ко всему русскому с презрением и восхваляли только все то, что они видели в чужих странах. Именно благодаря этому внешнему сравнению родного русского с иностранным развилась в ту эпоху в очень сильной степени галломания , которая так возмущает Чацкого. У него разлука с родиной, сравнение русской жизни с европейской, вызвали только еще более сильную, более глубокую любовь к России, к русскому народу. Вот почему, попав вновь после трехлетнего отсутствия в среду московского общества, он под свежим впечатлением видит всю утрировку, все смешные стороны этой галломании.

Но горячий от природы Чацкий уже не смеется, он глубоко возмущается при виде того, как «французик из Бордо» царствует среди московского общества только потому, что он – иностранец; возмущается тем, что все русское, национальное вызывает насмешку в обществе:

«Как европейское поставить в параллель
С национальным – странно что-то!» –

говорит кто-то, возбуждая общий смех одобрения. Доходя в свою очередь до преувеличения, Чацкий в противовес общему мнению говорит с негодованием:

«Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев».
………………………
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный, добрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев?» –

подразумевая под «немцами» иностранцев и намекая на то, что в обществе в ту эпоху все говорили между собой на иностранных языках; Чацкий страдает, понимая, какая бездна отделяет миллионы русского народа от правящего класса дворян.

С ранних лет детям давалось иностранное воспитание, которое понемногу отдаляло светскую молодежь от всего родного, национального. Чацкий вскользь иронизирует над этими «полками» иностранных учителей, «числом поболее, ценою подешевле», которым доверялось воспитание дворянской молодежи. Отсюда – незнание своего народа, отсюда непонимание тяжелого положения, в котором находился русской народ, благодаря крепостному праву . Устами Чацкого Грибоедов высказывает мысли и чувства лучшей части тогдашнего дворянства, возмущавшегося несправедливостями, которые влекло за собой крепостное право, боровшегося с произволом заядлых крепостников. Чацкий (монолог «А судьи кто?..») яркими красками изображает картины такого произвола, вспоминая одного барина, «Нестора негодяев знатных», обменявшего нескольких из своих верных слуг на трех борзых собак; другого, – любителя театра, – который

«На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей»; –

он заставил «всю Москву дивиться их красе». Но потом, для того, чтобы расплатиться с кредиторами, распродал поодиночке этих детей, изображавших на сцене «амуров и зефиров», разлучив их навсегда с родителями...

Чацкий не может спокойно об этом говорить, душа его возмущается, сердце болит за русский народ, за Россию, которую он горячо любит, которой он хотел бы послужить. Но как служить?

«Служить бы рад – прислуживаться тошно», –

говорит он, намекая на то, что среди множества государственных чиновников он видит лишь Молчалиных или таких вельмож, как дядя Фамусова Максим Петрович.

Сюда, я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!»

В этом бурном порыве отчаяния видна вся пылкая, неуравновешенная, благородная душа Чацкого.