Ушел из жизни дэвид боуи. Ушел из жизни Дэвид Боуи (15 фото) Музыканты и эксперты о Боуи

Затрещиной для всех поклонников рок-музыки, кино и в целом искусства стала новость, которой с миром поделился режиссер Дункан Джонс . На семидесятом году жизни, буквально три дня назад отметив свое 69-летие, скончался его отец, человек-легенда, музыкант, актер и продюсер - Дэвид Боуи .

Дэвид Роберт Джонс (именно такое имя дали будущей звезде при рождении) проявил незаурядные способности к музыке и лицедейству, еще даже не взяв себе емкий и хулиганский псевдоним Боуи - в честь луизианского авантюриста и революционера Джеймса Боуи . И хотя ранние эксперименты молодого певца по смешению нескольких жанров не возымели успеха, взгляды критиков и общественности уже тогда были прикованы к юноше, не боявшемуся появиться на сцене в образе тощего инопланетянина Зигги Стардаста или изможденного Белого Герцога . Арт-фрик всем своим видом доказывал, что плевать он хотел на границы и запреты, что для него не существовало компромиссов и условностей, а на сцене его силы становились практически безграничны.

Неудивительно, что склонный к театрализации своих выступлений, которые артист начинял заковыристыми хореографическими вставками и визуальными эффектами, Боуи не обошел стороной и индустрию кино. Конечно, Дэвид войдет в историю прежде всего благодаря своим революционным музыкальным шедеврам, которые в некоторые года плодотворный автор выпускал десятками. Однако те, кто хоть раз видел Боуи на экране, не посмеет сказать, что эта сфера его деятельности была побочной.

Очень символично, что первой полноценной работой в кино для Дэвида стала роль в фильме «Человек, который упал на Землю ». К слову, за нее в 1977 году актер получил премию «Сатурн ». Но, пожалуй, самыми известными для широкой аудитории его образами являются вампир Джон из «Голода », Понтий Пилат из «Последнего искушения Христа », агент ФБР Филипп Джеффрис из «Твин Пикс: Огонь, иди за мной », поп-артист Энди Уорхол из «Баскии », физик Никола Тесла из «Престижа » и, конечно, король гоблинов Джарет из «Лабиринта ». Неизвестно, куда смотрели заведующие различными наградами профессионалы - от Дэвида в последней из перечисленных лент просто не отвести глаз. Своими магнетическим взглядом, кошачьей грацией и проникающим в самое сердце голосом (специально для ленты музыкант сочинил и исполнил несколько композиций) он пугает и очаровывает одновременно. Впрочем, как и в большинстве своих перформансов.

Синефилы запомнят и Боуи -композитора саундтреков - его песни звучали в 452 лентах, а в 1983 году он был номинирован на «Золотой глобус » за музыкальное сопровождение к фэнтези-драме «Люди-кошки ». Кроме того, хиты вроде “Space Oddity ”, “Heroes ”, “Life on Mars? ”, “Fame ”, “Ashes to Ashes ” и “Young Americans ” до сих пор не дают покоя фильммейкерам и без раздумий избираются ими в качестве беспроигрышного звукового украшения их проектов.

Уход музыканта из жизни заставил вспомнить о его путешествиях в Россию

Его смерть явно застала всех врасплох. Болезнь музыканта была для публики тайной, а сам Боуи давно жил с репутацией человека, у которого, подобно кошке, будет как минимум девять жизней. Одиннадцать лет назад он пережил сердечный приступ и сложную операцию, но даже после этого выглядел, по его же словам, как «простой смертный, но с задатками супермена».

Новый альбом Боуи давал его поклонникам надежды по поводу гастролей, которых не было долгие годы, но вместо этого Blackstar, вышедший в день 69-летия музыканта и за два дня до его смерти, стал прощальным жестом. И он получился тоже в духе Боуи. Всего семь песен, но большой простор для воображения. Индастриал и воздушный фолк, джаз и хип-хоп, сюрреализм и ясность мелодий. Только Боуи мог соединить все это, и очень грустно, что музыкант сделал такое в последний раз.

Музыканты и эксперты о Боуи

Александр Кушнир, музыкальный продюсер и писатель : «Боуи был артистом до мозга костей, думая не только о музыке, тексте, но и о визуальном ряде, имидже. Его часто называли «хамелеоном новой волны», потому что он предугадывал стили: был одним из пионеров глэм-рока, потом перешел на «полу-панк», экспериментировал с трипхопом, электроникой.

Дэвид начал тогда, когда фактически распалась группа Beatles. Мне видится в этом сакральный, метафизический смысл, передача эстафеты. В этот момент, на стыке 1969–1970-го, на сцене появилось два новых артиста - Элтон Джон и Дэвид Боуи. Закончилась одна эпоха и началась другая.

Дэвид был едва ли не единственным из западных артистов, не поддерживающих коммунизм, который в XX веке пытался и умом, и сердцем полюбить Россию. Это не просто красивые слова. Всем известна история, когда он за три недели пересек всю нашу страну от Дальнего Востока до на транссибирском экспрессе, наблюдая в окно либо тундру, либо тайгу.

В этом весь Боуи: целью такого поступка были исключительно эмоции, впечатления. Когда поезд остановился в (тогда - в Свердловске), Дэвид решил сфотографироваться с местной милицией, чуть не попав в отделение. Парадоксально то, что спасли артиста полупроводницы-полугэбэшницы, пустившие его в уходящий поезд. Первое свидание с закончилось тогда посещением Красной площади. История поездки никак не афишировалась, потому что в то время на Западе не было особой любви к СССР. Дэвид путешествовал исключительно для себя, для личного опыта. Фото, сохранившиеся с поездки, стали всплывать только спустя десятилетия.

В 1996 году на концерте Дэвида Боуи в Кремле первые ряды заняла «партийная элита». Зал был мертвым, холодным. Говорят, когда артист потом зашел в гримерку, он чуть не плакал и сказал, что больше не вернется в Россию. Он изо всех сил старался полюбить и понять нашу страну, но ему это не удалось.

Тем не менее он оказал огромное влияние на некоторых российских музыкантов. Например, ранние тексты Гребенщикова были написаны с оглядкой на произведения Боба Дилана и Дэвида Боуи».

Филипп Соловьев («НонАдаптанты») : «В рамках жанра, в котором мы работаем, влияние Дэвида Боуи на наше творчество невозможно не признать. У меня всегда было к нему неоднозначное отношение, хотя он занимал в моей жизни особое место. Образ андрогина на эстраде 1970-х, стирающий половую иерархию, был по-настоящему революционным для того времени.

Самыми значимыми его работами для меня стали составные «Берлинской трилогии» (серия альбомов Дэвида Боуи, записанных в сотрудничестве с Брайаном Ино в конце 1970-х), особенно пластинка «Heroes», в работе над которой также принимал участие гитарист King Crimson Роберт Фрипп. Это своеобразная вершина творчества Дэвида Боуи как художника.

Главное его влияние на эпоху в том, что он, соединив в своем творчестве музыкально-поэтические приемы Сида Барретта и группы Velvet Underground, был проводником и популяризатором андеграундных веяний конца 60-х в массовой культуре. Тем самым он совершил переворот, сделав современное искусство того времени доступным для широкого зрителя, а не только для взыскательной публики!»

Руслана Султанова (A la Ru) : «С творчеством Дэвида Боуи связано для меня очень многое. Его музыка, стиль жизни, безграничный талант учили не бояться экспериментов, вдохновляли на поступки, запускали какие-то электрические заряды, помогавшие не опускать руки в своем деле.

Каждый концерт, каждое изменение его стиля было невероятным впечатлением, от которого у меня даже могла подняться температура. Он сам по себе шоу, настоящий музыкант и артист, тот, кто имеет право стоять на сцене и делать с нами все что угодно.

Он ушел из жизни настолько красиво, что слов нет, через два дня после того, как выпустил потрясающий альбом в день своего рождения, ставший последним в его дискографии и первым за много лет. В этом весь Дэвид, «простой смертный с задатками супермена», который все еще жив и жить будет долго, потому что музыка, потому что Боуи».

Гая Арутюнян («Дети Picasso») : «Вы замечали, что великие уходят стаями? Я поздно открыла для себя Боуи. Только пару лет назад я стала слышать и понимать его. Он попросту шел путем Пабло Пикассо. Все время обнулялся и обновлялся, искал и не затухал, надевал новые маски и подбирал новые роли.

Его андрогинный тембр голоса и сценический образ и отталкивали меня, и притягивали. Думаю, признак большого артиста - это сфера влияния. Несколько десятилетий, почти полвека, он поливал свое любимое дерево под названием Глэм Рок и повлиял на несколько поколений музыкантов.

Даже Nirvana написала великолепный кавер на его песню The Man Who Sold The World, а его коллоборации с Игги Попом и Фредди Меркьюри до сих пор очень актуальны. Мне кажется, уход Боуи так же красив и эксцентричен, как и его жизнь.

Зная, что у него остается мало времени, он совершает 3 действия подряд: отмечает свой день рождения, выпускает новый альбом и... умирает. И я уверена, что его новый альбом Black Star, к которому он привлек именно джазовых музыкантов из , повлечет за собой целый эшелон подобных фри-джаз-экспериментов в мире».