В какой стране родился композитор rossini. Итальянский композитор Россини: биография, творчество, история жизни и лучшие произведения

РОССИНИ, ДЖОАККИНО (Rossini, Gioacchino) (1792–1868), итальянский оперный композитор, автор бессмертного Севильского цирюльника . Родился 29 февраля 1792 в Пезаро в семье городского трубача (глашатая) и певицы. Очень рано полюбил музыку, в особенности пение, но заниматься серьезно начал только в 14 лет, поступив в Музыкальный лицей в Болонье. Там он изучал игру на виолончели и контрапункт вплоть до 1810, когда первое заслуживающее упоминания сочинение Россини – одноактная опера-фарс Вексель на брак (La cambiale di matrimonio , 1810) – была поставлена в Венеции. За ней последовал ряд опер того же типа, среди которых две – Пробный камень (La pietra del paragone , 1812) и Шелковая лестница (La scala di seta , 1812) – до сих пор пользуются популярностью.

Наконец в 1813 Россини сочинил две оперы, которые обессмертили его имя: Танкред (Tancredi ) по Тассо и затем двухактную оперу-буффа Итальянка в Алжире (L"italiana in Algeri ), триумфально принятую в Венеции, а затем и во всей Северной Италии.

Молодой композитор попробовал сочинить несколько опер для Милана и Венеции, но ни одна из них (даже сохранившая свое обаяние опера Турок в Италии , Il Turco in Italia , 1814) – своего рода «пара» к опере Итальянка в Алжире ) не имела успеха. В 1815 Россини вновь сопутствовала удача, на этот раз в Неаполе, где он подписал контракт с импресарио театра «Сан-Карло». Речь идет об опере Елизавета, королева Английская (Elisabetta, regina d"Inghilterra ), виртуозном сочинении, написанном специально для Изабеллы Кольбран, испанской примадонны (сопрано), пользовавшейся расположением неаполитанского двора и любовницы импресарио (несколько лет спустя Изабелла стала женой Россини). Затем композитор отправился в Рим, где собирался написать и поставить несколько опер. Второй из них стала опера Севильский цирюльник (Il Barbiere di Siviglia ), впервые поставленная 20 февраля 1816. Провал оперы на премьере оказался столь же громким, как и ее триумф в будущем.

Возвратившись, в соответствии с условиями контракта, в Неаполь, Россини поставил там в декабре 1816 оперу, которая, пожалуй, была наиболее высоко оценена современниками, – Отелло по Шекспиру: в ней есть действительно прекрасные фрагменты, но произведение испорчено либретто, исказившим трагедию Шекспира. Следующую оперу Россини сочинил опять для Рима: его Золушка (La cenerentola , 1817) впоследствии благосклонно принималась публикой; премьера же не давала никаких оснований для предположений о будущем успехе. Однако Россини пережил неудачу гораздо спокойнее. В том же 1817 он ездил в Милан для постановки оперы Сорока-воровка (La gazza ladra ) – изящно оркестрованной мелодрамы, сейчас практически забытой, если не считать великолепной увертюры. По возвращении в Неаполь Россини поставил там в конце года оперу Армида (Armida ), которая была тепло принята и до сих пор оценивается гораздо выше, чем Сорока-воровка : при воскрешении Армиды в наше время все еще ощущается нежность, если не сказать – чувственность, которую излучает эта музыка.

За следующие четыре года Россини ухитрился сочинить еще десяток опер, в основном не особенно интересных. Однако до расторжения контракта с Неаполем он подарил городу два выдающихся произведения. В 1818 написал оперу Моисей в Египте (Mosé in Egitto ), которая вскоре завоевала Европу; по сути дела, это род оратории, здесь примечательны величественные хоры и прославленная «Молитва». В 1819 Россини представил Деву озера (La donna del lago ), которая имела успех несколько более скромный, но содержала очаровательную романтическую музыку. Когда в конце концов композитор уехал из Неаполя (1820), он взял с собой Изабеллу Кольбран и женился на ней, однако в дальнейшем их семейная жизнь протекала не слишком счастливо.

В 1822 Россини в сопровождении жены впервые покинул Италию: он заключил договор со своим старым другом, импресарио театра «Сан-Карло», который теперь стал директором Венской оперы. Композитор привез в Вену свою последнюю работу – оперу Зельмира (Zelmira ), завоевавшую автору беспрецедентный успех. Правда, некоторые музыканты, во главе с К.М.фон Вебером резко критиковали Россини, но другие, и среди них Ф.Шуберт, давали благоприятные оценки. Что касается общества, то оно безоговорочно приняло сторону Россини. Наиболее примечательным событием поездки Россини в Вену стала его встреча с Бетховеном, о которой он позже вспоминал в разговоре с Р.Вагнером.

Осенью того же года композитора вызвал в Верону сам князь Меттерних: Россини должен был почтить кантатами заключение Священного союза. В феврале 1823 он сочинил для Венеции новую оперу – Семирамиду (Semiramida ), от которой ныне осталась в концертном репертуаре только увертюра. Как бы то ни было, Семирамида может быть признана кульминацией итальянского периода в творчества Россини, хотя бы потому, что это была последняя опера, сочиненная им для Италии. Более того, Семирамида с таким блеском прошла и в других странах, что после нее репутация Россини как крупнейшего оперного композитора эпохи уже не подвергалась никаким сомнениям. Недаром Стендаль сравнивал триумф Россини на поприще музыки с победой Наполеона в битве при Аустерлице.

В конце 1823 Россини оказался в Лондоне (где пробыл полгода), а перед этим провел месяц в Париже. Композитора гостеприимно встретил король Георг VI, с которым он пел дуэты; Россини был нарасхват в светском обществе как певец и аккомпаниатор. Самым важным событием того времени стало получение приглашения в Париж в качестве художественного руководителя оперного театра «Театр Итальен». Значение этого контракта, во-первых, в том, что он определил место жительства композитора до конца его дней, а во-вторых, в том, что он подтверждал абсолютное превосходство Россини как оперного композитора. Надо помнить, что Париж был тогда центром музыкальной вселенной; приглашение в Париж являлось для музыканта самой высокой честью, какую только можно было себе представить.

Россини приступил к своим новым обязанностям 1 декабря 1824. По-видимому, ему удалось улучшить управление Итальянской оперой, в особенности в части ведения спектаклей. С большим успехом прошли представления двух ранее написанных опер, которые Россини радикально переработал для Парижа, а самое главное, он сочинил очаровательную комическую оперу Граф Ори (Le comte Ory ). (Она имела, как и следовало предполагать, огромный успех при возобновлении в 1959.) Следующим произведением Россини, появившимся в августе 1829, стала опера Вильгельм Телль (Guillaume Tell ), сочинение, которое обычно считают крупнейшим достижением композитора. Признаваемая исполнителями и критиками абсолютным шедевром, эта опера тем не менее никогда не возбуждала такого энтузиазма у публики, как Севильский цирюльник , Семирамида или даже Моисей : рядовые слушатели считали Телля оперой чересчур длинной и холодной. Однако нельзя отрицать, что второй акт содержат прекраснейшую музыку, и к счастью, эта опера не исчезла полностью из современного мирового репертуара и слушатель наших дней имеет возможность вынести о ней собственное суждение. Заметим только, что все созданные во Франции оперы Россини написаны на французские либретто.

После Вильгельма Телля Россини не написал больше ни одной оперы, и в последующие четыре десятилетия создал только две значительные композиции в других жанрах. Излишне говорить, что подобное прекращение композиторской деятельности в самом зените мастерства и славы – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры. Предлагалось множество разнообразных объяснений этому феномену, но, конечно, никто не знает полной истины. Одни говорили, что уход Россини был вызван его неприятием нового парижского оперного кумира – Дж.Мейербера; другие указывали на обиду, которую нанесли Россини действия французского правительства, пытавшегося после революции в 1830 расторгнуть контракт с композитором. Упоминалось и ухудшение самочувствия музыканта и даже его якобы невероятная лень. Возможно, сыграли роль все упомянутые факторы, кроме последнего. Следует учесть, что, покидая Париж после Вильгельма Телля , Россини имел твердое намерение приняться за новую оперу (Фауст ). Известно также, что он продолжал и выиграл шестилетний судебный процесс против французского правительства по поводу своей пенсии. Что касается состояния здоровья, то, пережив потрясение в связи с кончиной любимой матери в 1827, Россини действительно ощущал недомогание, сначала не очень сильное, но позже прогрессировавшее с угрожающей быстротой. Все остальное – это более или менее правдоподобные домыслы.

В течение следующего за Теллем десятилетия Россини, хотя и оставивший за собой квартиру в Париже, жил в основном в Болонье, где надеялся найти покой, необходимый после нервного напряжения предшествующих лет. Правда, в 1831 он съездил в Мадрид, где появилась ныне широко известная Stabat Mater (в первой редакции), а в 1836 – во Франкфурт, где встретился с Ф.Мендельсоном и благодаря ему открыл для себя творчество И.С.Баха. Но все же именно Болонья (не считая регулярных поездок в Париж в связи с тяжбой) оставалась постоянным местопребыванием композитора. Можно полагать, что в Париж его призывали не только судебные дела. В 1832 Россини познакомился с Олимпией Пелиссье. Отношения Россини с женой уже давно оставляли желать лучшего; в конце концов супруги решили расстаться, и Россини женился на Олимпии, котораяя стала хорошей женой для больного Россини. Наконец, в 1855, после скандала в Болонье и разочарования от Флоренции, Олимпия убедила мужа нанять экипаж (он не признавал поездов) и отправиться в Париж. Очень медленно его физическое и душевное состояние начало улучшаться; к нему вернулась доля если не веселости, то остроумия; музыка, которая была запретной темой в течение многих лет, опять стала приходить ему на ум. 15 апреля 1857 – именины Олимпии – стало своего рода поворотным пунктом: в этот день Россини посвятил жене цикл романсов, которые сочинял втайне от всех. За ним последовал ряд небольших пьес – Россини называл их Грехи моей старости ; качество этой музыки не требует комментариев для поклонников Волшебного магазинчика (La boutique fantasque ) – балета, для которого пьесы послужили основой. Наконец, в 1863 появилось последнее – и по-настоящему значительное – произведение Россини: Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle ). Эта месса – не очень торжественная и совсем не маленькая, но прекрасная по музыке и проникнутая глубокой искренностью, что и привлекло к сочинению внимание музыкантов.

Россини скончался 13 ноября 1868 и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Через 19 лет по просьбе итальянского правительства гроб с телом композитора перевезли во Флоренцию и захоронили в церкви Санта Кроче рядом с прахом Галилея, Микеланджело, Макиавелли и других великих итальянцев.

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Джоаккино Россини. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2019 г. с музыкой Джоаккино Россини и купить билет на удобную вам дату.

Россини Джоаккино (1792 - 1868) - итальянский композитор, прозванный "пезарским лебедем". Сын трубача и оперной певицы. В детстве Россини переселился в Болонью, где начались его занятия на клавесине; он также занимался пением. 15 лет Россини поступил в Болонский музыкальный лицей, где проучился до 1810 года; его педагогом по композиции был аббат Маттеи. Одновременно Россини начал дирижировать оперными спектаклями. К этому же времени относятся первые творческие опыты Россини - вокальные номера для странствующей труппы и одноактная комическая опера "Вексель на брак" (1810). Молодой композитор попробовал сочинить несколько опер для Милана и Венеции, но ни одна из них не имела успеха.
Затем композитор отправился в Рим, где собирался написать и поставить несколько опер. Второй из них стала опера Севильский цирюльник впервые поставленная 20 февраля 1816. Провал оперы на премьере оказался столь же громким, как и ее триумф в будущем. Следующие комические оперы Россини, как и Доницетти, ничего принципиально нового не внесли, при всех их индивидуальных художественных достоинствах.
Не успев написать увертюру, он использовал в этой опере увертюру из "Елизаветы". Музыка "Севильского цирюльника", темпераментная, сверкающая остроумием и весельем, коренится в излюбленных жанрах итальянской народной танцевальности и песенности. Характеристики действующих лиц (преимущественно в ариях) отличаются меткостью и образной рельефностью.
Позже потеряв интерес к комической опере, Россини в дальнейшие годы посвящает свое творчество преимущественно опере героико-патриотической. В этом следует видеть отражение роста патриотических чувств и национального самосознания в период освободительной борьбы итальянского народа.
Джоакино Россини обладал редким мелодическим дарованием. Нескончаемый поток пленительных мелодий, то задушевно-лирических, то искрометных, заполняет музыку его опер, которую Пушкин сравнил с молодыми поцелуями, струей и брызгами зашипевшего аи. Оркестр в операх Россини не ограничивается аккомпанирующей ролью - он отличается драматургической выразительностью, участвует в характеристиках героев и сценических ситуаций.
Если композиция опер Россини традиционная (музыкальные номера, чередующиеся с речитативами), то по существу его творчество привело к обновлению основных направлений итальянского оперного искусства и определило дальнейшие его пути.

Джоаккино Россини

Родился Россини в Пезаро, в Марке, в 1792-м году, в музыкальной семье. Отец будущего композитора был валторнистом, а мать – певицей.

Вскоре музыкальный талант был обнаружен и у ребенка, после чего тот был отослан для развития своего голоса. Послали его в Болонью, к Анжело Тезеи. Там он начал также учиться игре на .

Кроме того, несколько уроков ему дал знаменитый тенор Матео Баббини. Несколько позже он стал учеником аббата Матеи. Тот обучил его лишь знаниям простого контрапункта. По мнению аббата, знания контрапункта было вполне достаточно, чтобы самому писать оперы.

Так и случилось. Первым дебютом Россини стала одноактная опера La cambiale di matrimonio, «Брачный вексель», которая, как и следующая его опера, поставленная в венецианском театре, обратила на себя внимание широкой публики. Ей они понравились, причем понравились настолько, что Россини был буквально завален работой.

К 1812-му году композитор написал уже пять опер. После того, как они были поставлены в Венеции, итальянцы пришли к выводу, что Россини – это величайший из ныне живущих оперных композиторов в Италии.

Больше же всего понравился публике его «Севильский цирюльник». Есть мнение, что эта опера – наиболее гениальное творение не только Россини, но и лучшее произведение в жанре опер-буфф. Россини же создал ее за двадцать дней по пьесе Бомарше.

На этот сюжет уже была написана опера, а потому новая опера была воспринята как дерзость. Поэтому первый раз ее восприняли довольно холодно. Расстроенный Джоаккино во второй раз отказался дирижировать в своей опере, а ведь именно во второй раз она и получила наиболее пышный отклик. Было даже устроено факельное шествие.

Новые оперы и жизнь во Франции

Во время написания своей оперы «Отелло» Россини совсем обошелся без recitativo secco. И благополучно продолжал писать оперы дальше. Вскоре он заключил контракт с Доменико Барбайа, которому обязался каждый год поставлять по две новые оперы. У того на руках в тот момент были не только неаполитанские оперы, но и Ла Скала в Милане.

Примерно в это же время Россини женился на певице Изабелле Кольбран. В 1823-м году он отправляется в Лондон. Туда его пригласил директор Театра Его Величества. Там он примерно за пять месяцев вместе с уроками и концертами зарабатывает примерно 10 000 фунтов стерлингов.

Gioachino Antonio Rossini

Вскоре он поселился в Париже, причем надолго. Там он стал директором Итальянского театра в Париже.

При этом Россини совсем не обладал организаторскими способностями. В результате театр попал в совсем уж бедственное положение.

В целом после французской революции Россини потерял не только эту, но и остальные свои должности и вышел на пенсию.

За время жизни в Париже он стал истым французом и в 1829-м году написал «Вильгельма Телля», свое последнее сценическое произведение.

Завершение творческой карьеры и последние годы жизни

Вскоре, в 1836-м году, ему пришлось вернуться в Италию. Сперва он жил в Милане, затем переехал и жил на своей вилле близ Болоньи.

В 1847-м году умерла его первая жена, а затем, спустя два года, он женился на Олимпии Пелиссье.

На какое-то время он вновь оживился из-за огромного успеха его последнего произведения, но в 1848-м году произошедшие волнения очень плохо повлияли на его самочувствие, и он полностью отошел от дел.

Ему пришлось бежать во Флоренцию, а затем он поправился и вернулся в Париж. Свой дом он сделал одним из самых модных на то время салонов.

Скончался Россини в 1868-м году, от пневмонии.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖОАККИНО РОССИНИ

1. «Деметрио и Полибио», 1806. 2. «Вексель на брак», 1810. 3. «Странный случай», 1811. 4. «Счастливый обман», 1812. 5. «Кир в Вавилоне», 1812. 6. «Шёлковая лестница», 1812. 7. «Пробный камень», 1812. 8. «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы», 1812. 9. «Синьор Брускино, или Случайный сын», 1813. 10. «Танкред», 1813. И. «Итальянка в Алжире», 1813. 12. «Аврелиано в Пальмире», 1813. 13. «Турок в Италии», 1814. 14. «Сигизмондо», 1814. 15. «Елизавета, королева Англии», 1815. 16. «Торвальдо и Дорлиска», 1815. 17. «Альмавива, или Тщетная предосторожность» (известна под названием «Севильский цирюльник»), 1816. 18. «Газета, или Брак по конкурсу», 1816. 19. «Отелло, или Венецианский мавр», 1816. 20. «Золушка, или Торжество добродетели», 1817. 21. «Сорока-воровка», 1817. 22. «Армида», 1817. 23. «Аделаида Бургундская», 1817. 24. «Моисей в Египте», 1818. 25. Французская редакция - «Моисей и фараон, или Переход через Красное море», 1827. 26. «Адина, или Калиф Багдадский», 1818. 27. «Риччардо и Зораида», 1818. 28. «Эрмиона», 1819. 29. «Эдуардо и Кристина», 1819. 30. «Дева озера», 1819. 31. «Бьянка и Фальеро, или Совет трёх», 1819. 32. «Магомет II», 1820. 33. Французская редакция под названием «Осада Коринфа», 1826. 34. «Матильда ди Шабран, или Красота и железное сердце», 1821. 35. «Зельмира», 1822. 36. «Семирамида», 1823. 37. «Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии», 1825-38. «Граф Ори», 1828. 39. «Вильгельм Телль», 1829.

Оперы, составленные из отрывков разных опер Россини

«Айвенго», 1826. «Завещание», 1827. «Чиндерелла», 1830. «Роберт Брюс», 1846. «Едем в Париж», 1848. «Забавное происшествие», 1859.

Для солистов, хора и оркестра

Гимн независимости, 1815, кантаты - «Аврора», 1815, «Свадьба Фетиды и Пелея», 1816, «Искренняя дань уважения», 1822, «Счастливое предзнаменование», 1822, «Бард», 1822, «Священный союз», 1822, «Жалоба муз на смерть лорда Байрона», 1824, Хор Муниципальной гвардии Болоньи, 1848, Гимн Наполеону III и его доблестному народу, 1867, Английский Национальный гимн, 1867.

Для оркестра

Симфонии D-dur, 1808 и Es-dur, 1809, Серенада, 1829, Военный марш, 1853.

Для инструментов с оркестром

Вариации для облигатных инструментов F-dur, 1809, Вариации C-dur, 1810.

Для духового оркестра

Фанфаре для четырёх труб, 1827, три марша, 1837, Корона Италии, 1868.

Камерно-инструментальные ансамбли

Дуэты для валторн, 1805, 12 вальсов для двух флейт, 1827, шесть сонат для двух скрипок, виолончели и контрабаса, 1804, пять струнных квартетов, 1806-1808, шесть квартетов для флейты, кларнета, валторны и фагота, 1803-1809, тема с вариациями для флейты, трубы, валторны и фагота, 1812.

Для фортепиано

Вальс, 182-3, Веронский конгресс, 1823, Дворец Нептуна, 1823, Душа чистилища, 1832.

Для солистов и хора

Кантата «Жалоба Гармонии на смерть Орфея», 1808, «Смерть Дидоны», 1811, кантата для трёх солистов, 1819, «Партенопа и Игея», 1819, «Благодарность», 1821.

Кантата «Пастушеское приношение» (к торжественному открытию бюста Антонио Кановы), 1823, «Песнь Титанов», 1859.

Кантаты «Элье и Ирена», 1814, «Жанна д’Арк», 1832, «Музыкальные вечера», 1835, три вокальных квартета, 1826-1827, «Упражнения для сопрано», 1827, 14 альбомов вокальных и инструментальных пьес и ансамблей, объединённых под названием «Грехи старости», 1855-1868.

Духовная музыка

Graduale, 1808, месса, 1808, Laudamus, 1808, Qui tollis, 1808, Торжественная месса, 1819, Cantemus Domino, 1832, Ave Maria, 1832, Quoniam, 1832, Stabat mater, 1831-1832, вторая редакция - 1841-1842, три хора «Вера, Надежда, Милосердие», 1844, Tantnm ergo, 1847, О Salutaris Hoslia, 1857, Маленькая торжественная месса, 1863, то же для солистов, хора и оркестра, 1864, Мелодия Реквиема, 1864.

Музыка к спектаклям драматического театра

«Эдип в Колоне» (к трагедии Софокла, 14 номеров для солистов, хора и оркестра) 1815-1816.

Из книги Тукай автора Нуруллин Ибрагим Зиннятович

I. Произведения Тукая На татарском языке Габдулла Тукай. Сочинения в 2-х т. Академическое издание. Т. 1, 1943; т. 2, 1948. Таткнигоиздат.Габдулла Тукай. Сочинения в 4-х т. Таткнигоиздат, 1955-1956.Габдулла Тукай. Сочинения в 4-х т. Казань, Таткнигоиздат. Т. I, 1975; т. II, 1976; т. III,

Из книги Писемский автора Плеханов Сергей Николаевич

I. Произведения А.Ф.Писемского Повести и рассказы, ч. I-III. М., 1853. Изд. М.П.Погодина.Сочинения, тт. I-III. Спб., 1861. Изд. Ф.Стелловского.Сочинения, тт. I-XX. Полное издание М.О.Вольф. Спб. – М., 1883-1886.Полное собрание сочинений, тт. I-XXIV. Спб.-М., М.О.Вольф, 1895-1896.Полное собрание сочинений, тт.

Из книги Достоевский автора Селезнев Юрий Иванович

I. Произведения Достоевского Полное собрание сочинений в 13-ти т. Спб., 1895.Полное собрание сочинений в 23-х т. Пб., «Просвещение», 1911-1918.Полное собрание художественных произведений в 13-ти т. М.-Л., ГИЗ, 1926-1930.Собрание сочинений в 10-ти т. М., Гослитиздат, 1956-1958.Полное собрание

Из книги Маленькая повесть о большом композиторе, или Джоаккино Россини автора Клюйкова Ольга Васильевна

Из книги Денис Давыдов автора Серебряков Геннадий Викторович

Произведения Д. В. Давыдова Стихотворения Дениса Давыдова. М., 1832.Давыдов Д. Замечания на некрологию H. H. Раевского с прибавлением его собственных записок на некоторые события войны 1812 года, в коих он участвовал. М., 1832.Сочинения в стихах и прозе Дениса Васильевича Давыдова.

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни автора Конради Карл Отто

Незавершенные произведения Когда Гёте, оглядываясь назад, высказывал недовольство своими творческими достижениями за первое веймарское десятилетие, он, вероятно, имел в виду то, что многие из начатых тогда вещей были либо не доведены до конца, либо же не отшлифованы до

Из книги Джоаккино Россини. Принц музыки автора Вейнсток Герберт

Из книги Всеволод Вишневский автора Хелемендик Виктор Сергеевич

I. Произведения В. В. Вишневского Всеволод Вишневский. Собрание сочинений, т. I–V. М., Государственное издательство художественной литературы, 1954–1960.Всеволод Вишневский. Собрание сочинений, т. VI (дополнительный). М., Государственное издательство художественной

Из книги Даль автора Порудоминский Владимир Ильич

«ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ» 1В 1838 году Академия наук «в изъявление уважения своего к заслугам» Даля избрала его членом-корреспондентом. Подразумевались заслуги Даля в естествознании: он был избран по отделению наук естественных.(«Подарки любят отдарки» - вскоре Даль

Из книги Марк Твен автора Чертанов Максим

Из книги Мольер [с таблицами] автора Бордонов Жорж

ПЕРВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Но судьба на несколько дней приостанавливает свой бег. Сделаем это и мы, если вам угодно. Пора поговорить о писательских дебютах Мольера. Известно, что он многим обязан комедии дель арте. Не зря же он брал уроки у Скарамуша. Но что такое комедия дель

Из книги Агата Кристи автора Цимбаева Екатерина Николаевна

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Романы Агаты Кристи Оригинальное название Варианты переводов на русский язык The Mysterious Affair at Styles Таинственное происшествие в Стайлс Загадочное происшествие в Стайлзе The Secret Adversary Тайный враг Таинственный противник Murder on the Links Убийство на поле для

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

ДЖОАККИНО РОССИНИ 29 ФЕВРАЛЯ 1792 - 13 НОЯБРЯ 1868АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: РЫБЫНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИТАЛЬЯНЕЦМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ» (1829)ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В КАЧЕСТВЕ ЛЕЙТМОТИВА «ОДИНОКОГО РЕЙНДЖЕРА», РАЗУМЕЕТСЯ.МУДРЫЕ

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

«Массне, Россини, Верди и Гуно…» Массне, Россини, Верди и Гуно, Пуччини, Вагнер, Глинка и Чайковский В его репертуаре и давно Он угождает публике московской. Он не хватает с неба звезд, но ведь Не всем же быть Карузо иль Мазини, Во всяком случае он не медведь, Рожденный в

Из книги Россини автора Фраккароли Арнальдо

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ДЖОАККИНО РОССИНИ 1792, 39 февраля - Рождение Джоаккино Россини в Безаро. 1800 - Переезд с родителями в Болонью, обучение игре на спинете и скрипке. 1801 - Работа в театральном оркестре. 1802 - Переезд с родителями в Луго, занятия у Дж.

Из книги Без знаков препинания Дневник 1974-1994 автора Борисов Олег Иванович

Литературные произведения 1975 «Двадцать дней без войны» К Симонова.1976 «Сирень» Ю. Нагибина. «Никита», «Свет жизни» А. Платонова.1977 «Педагогическая поэма» А. Макаренко (6 частей).1978 «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»,«Сказка о мертвой царевне и о семи

Джоаккино Россини по праву считается одним из величайших композиторов в истории. Его знаменитую оперу "Севильский цирюльник" помнит, наверное, каждый знакомый с музыкой человек. В этой статье будет подробно рассказано о жизни Джоаккино Россини, а также о его самых известных музыкальных произведениях.

Детство Россини

О Россини было написано множество самых различных книг и публикаций. Самой распространенной среди них является биографическое произведение Елены Бронфин 1973 года. В этой книге подробно описываются все те события, что, так или иначе, были связаны с жизнью и деятельностью композитора Россини. Елена Бронфин подробно описывает детские годы маленького Джоаккино, прослеживая его путь к творческой вершине.

Джоаккино Антонио Россини был рожден 29 февраля 1792 года в небольшом итальянском городке Пезаро. Родители Джоаккино были музыкантами. Отец играл на духовых инструментах, а мать обладала прекрасным голосом с выразительным сопрано. Естественно, родители пытались влюбить маленького Джоаккино в музыку.

Беспечное детство Джоаккино омрачила Французская революция. К тому же сам будущий композитор, как утверждают многие источники, был очень ленивым и даже непослушным мальчуганом. Родители вовремя спасли положение, отдав Джоаккино на обучение к местному пастору. Именно священник преподал Россини все необходимые уроки композиции.

Первые творческие начинания юного Джоаккино

В начале 19 века семья Россини переехала в Луго. Именно в этом городе юный Джоаккино дал свой первый оперный концерт. Обладая весьма высоким дискантом, будущий великий композитор вызвал нехилый интерес у публики.

Некоторые источники указывают, что свои первые работы в качестве композитора Россини начал выпускать уже к 12 годам. В тех небольших сонатках, написанных совсем юным Джоаккино, можно проследить очень грамотные вкрапления оперных тенденций.

Большое значение для будущих творческих проявлений Джоаккино имела дружба со знаменитым итальянским тенором Момбелли. Они вместе писали музыкальные номера, сочиняли либретто и разрабатывали театральные постановки. В 1808 году композитор Россини и вовсе написал целую мессу. Это был мужской хор, сопровождаемый ярким аккомпанементом органа и оркестра.

О раннем творческом периоде

В 1810 году судьба Джоаккино кардинально изменилась: его заметили два знаменитых по тем временам итальянских музыканта: Моранли и Моролли. Эта пара написала Россини письмо, в котором изъявила желание видеть юного Джоаккино в Венеции. Начинающий композитор незамедлительно согласился. Задачей Джоаккино было написание музыкальной теме к театральному либретто. Постановка носила название "Брак по векселю". Именно это произведение стало ярчайшим дебютом Россини как композитора.

Основным качеством, которым обладал композитор Россини, была невероятная быстрота и легкость написания музыки. Это отмечали многие современники музыканта: Джоаккино как будто уже давно знал и понимал, как именно должна выстраиваться та или иная композиция. При этом сам музыкант, как утверждают многие источники, вел весьма беспорядочный и праздный образ жизни. В Венеции он много гулял и веселился, но при этом всегда успевал написать нужный заказ к сроку.

"Севильский цирюльник"

В 1813 году композитор Россини написал поистине грандиозное сочинение, перевернувшее всю его жизнь, - это "Итальянка в Алжире". Превосходная музыка, глубокое содержание либретто, яркие патриотические настроения, которые задавало произведение - все это наилучшим образом сказалось на будущей карьере композитора.

Однако музыкант затеял нечто более грандиозное. Монументальная двухактная опера, которая стала бы жемчужиной итальянской музыки, - вот чего добивался Джоаккино Россини. "Севильский цирюльник" стал такой оперой. Произведение было поставлено по знаменитой в 19 веке комедии Бомарше.

Основной особенностью работы Джоаккино над произведением была, опять-таки, невероятная легкость. Написанный меньше чем за месяц "Севильский цирюльник" стал первым произведением Россини, знаменитым за пределами Италии. Так, удивительный случай произошел с Джоаккино в Австрийской Империи: именно там композитор повстречал самого Бетховена, положительно отозвавшегося о "цирюльнике".

Новые идеи Россини

Основной специализацией Джоаккино была комедия. Композитор Россини сочинял музыкальные темы именно для легких, комедийных либретто. Однако в 1817 году музыкант вышел за рамки комического жанра, который столь часто ассоциировался с именем Джоаккино Россини. Опера "Сорока-воровка" была одним из первых произведений композитора, что носило, скорее, несколько драматический характер. Написанная в 1816 году опера "Отелло" и вовсе была шекспировской трагедией.

Джоаккино все больше обрастал идеями и новыми замыслами. Важнейшей вехой на творческом пути Джоаккино была монументальная опера-сериа, носящая название "Моисей в Египте". Россини работал над этим произведением полтора месяца. Премьера "Моисея" состоялась в Неаполе, где сопровождалась громадным успехом.

Композитор Россини все дальше отходил от "легких" жанров, сочиняя более тяжелые и монументальные произведения. Такие знаменитые исторические сериа, как "Магомет II", "Зельмира", "Семирамида", обладали крупным успехом как в самой Италии, так и за ее пределами.

Вена, Лондон и Париж

Австрийский, английский и парижский периоды сыграли большую роль в жизни Россини. Причиной отправки композитора в Вену послужил оглушительный успех оперы "Зельмира". В Австрии композитор впервые столкнулся с массовой неблагоприятной критикой: многие немецкие композиторы считали, что любая опера Россини не заслуживает такого успеха, который сопровождал Джоаккино почти во всей Европе. Однако среди ненавистников не было Бетховена. Уже полностью оглохший Людвиг внимательно следил за творчеством Россини, читая его музыку, в прямом смысле, по нотной бумаге. Бетховен проявлял большой интерес к Джоаккино; он крайне лестно отзывался почти обо всех его произведениях.

В 1823 году композитор получил приглашение в королевский лондонский театр. Здесь была отыграна опера Россини "Итальянка в Алжире" и некоторые другие его произведения. Именно в Англии Джоаккино обзавелся как преданными почитателями, так и яростными врагами. Еще больше ненависти Россини получил в Париже: завистливые музыканты старались всячески опорочить композитора. Для Россини наступили времена острой полемики с критиками.

Почти все музыкальные деятели 19, 20 или 21 веков говорят об одном: Россини "поднял с колен" необычайно низкий уровень музыкального творчества в Англии и Франции. Вдохновленные произведениями Джоаккино музыканты, наконец, начали проявлять себя, предоставляя миру все больше прекрасного.

Все ближе к творческой вершине

В конце двадцатых годов 19 века Россини согласился работать руководителем Итальянского оперного театра в Париже. Однако задержался он на этой должности ненадолго: уже через пару лет творчество Россини стало широко известно всей Европе, а потому композитор решил принять звание "генерального инспектора пения и композитора его величество во Франции". Джоаккино получил почетную должность при короле.

В Париже Россини написал еще один музыкальный шедевр, носящий название "Путешествие в Реймс, или Гостиница золотой линии". Эта опера была отыграна на коронации Карла X. Однако успеха у широкой публики произведение не имело.

После "Путешествия" Россини занялся разработкой монументальной оперы "Магомет II". Это героико-трагическое произведение отличалось многими новаторскими элементами, что не могли не заметить многие критики. Далее были написаны "Моисей в Египте" и "Осада Коринфа". Все эти произведения оказали сильнейшее влияние на молодых французских композиторов: Обера, Буальдье, Герольда и других.

"Вильгельм Телль"

Россини, работая сразу в двух направлениях французской оперы - комическом и трагическом, задумал постановку большого произведения, совершенно самобытного и новаторского. Нечто новое, не похожее ни на одно прежнее сочинение - вот чего добивался Джоаккино Россини. Произведения прошлых лет хоть и считались новаторскими, но лишь местами. Именно поэтому композитор приступил к сочинению оперы об отважном стрелке Вильгельме - герое одной старой швейцарской легенды.

Основной особенностью произведения стало заимствование элементов местного швейцарского колорита: народные напевы, объединенные с итальянскими классическими песнями, составляли необычайно оригинальную оперу. Неудивительно, что "Вильгельма" все ждали с нетерпением. Произведение находилось в разработке около полугода. Премьера этой четырехтактной оперы состоялась в 1828 году.

Реакция как публики, так и критики была очень холодной. Произведение показалось многим утомительным, сложным и попросту скучным. К тому же длилось сочинение порядка 4 часов. Оперу почти никто не посещал. Руководство театра, пытаясь хоть как-то спасти положение, сильно сократило произведение и стало подавать его в искаженном виде. Конечно же, Россини это не устраивало. Он покинул театр, пообещав себе никогда не продолжать деятельность композитора.

Однако оперой были возмущены далеко не все. Многие начинающие композиторы увидели в "Вильгельме" нечто удивительное и прекрасное. Со временем произведение все же приобрело статус шедевра, одной из культовых опер Джоаккино Россини.

Биография бывшего композитора

Джоаккино "замолк" в возрасте 37 лет. За его спиной осталось порядка 40 опер, громадная слава и оглушительный успех. Стремительное развитие романтизма в Европе также повлияло на уход Россини из искусства.

Пробыв в забвении несколько лет, Джоаккино все же приступил к редкому написанию небольших увертюр. Однако от прежней интенсивности уже почти ничего не оставалось. Переехав в Италию, композитор увлекся педагогической деятельностью. Россини руководил болонским лицеем, воспитанником которого он сам был в детстве. Именно благодаря Джоаккино музыкальное образование получило свое быстрое и качественное развитие.

В 1855 году Россини вновь решает возвратиться в Париж. Именно здесь он проводит последние 13 лет своей жизни.

Россини-кулинар

Что могло увлечь Джоаккино Россини? Увертюры, сюиты и оперы уже остались позади. Некогда великий композитор решил твердо отойти от написания музыки. Свое обещание он, правда, нарушил лишь несколько раз. Так, в 1863 году была написана "Маленькая торжественная месса" - довольно знаменитое и по сей день сочинение.

Джоаккино был изысканным кулинаром. Остроумный Россини придумывал невероятное количество самых разнообразных блюд. Композитор был также большим любителем виноделия. Его погреб просто ломился от самых разнообразных вин, всех типов и сортов. Однако кулинария погубила Россини. Бывший композитор стал страдать ожирением и болезнями желудка.

Смерть композитора

Никто более в Париже не славился такой знаменитостью, как Джоаккино Россини. "Севильский цирюльник", "Вильгельм Телль" - автор всех этих произведений, хоть и отошедший от дел, пользовался во Франции большим успехом.

Россини устраивал грандиозные приемы. Самые прославленные личности и политические деятели добивались возможности побывать на них. Иногда Россини дирижировал, пока еще привлекая этим внимание европейской музыкальной общественности. Личность Джоаккино была поистине великой: с ним общались Вагнер, Франц Лист, Сен-Санс и многие другие величайшие композиторы мира.

Композитор скончался 13 ноября 1868 года. Все свое имущество композитор завещал итальянскому городку Пезаро, месту, где музыкант был рожден.

Наследие

Джоаккино оставил после себя порядка 40 крупных опер и еще больше увертюр с небольшими сочинениями. Свою первую настоящую оперу, "Вексель на брак", Россини написал в возрасте 18 лет. Нельзя не отметить и еще одно грандиозное произведение, созданное в 1817 году,- опера "Золушка". Джоаккино Россини написал веселую и легкую комедию, основанную на знаменитой сказке. Опера пользовалась большим успехом как у критиков, так и у широкой публики.

Помимо опер, Джоаккино занимался написанием разнообразных псалмов, месс, кантов и гимнов. Наследие Россини поистине велико. Его изобретательный и новаторский стиль изучается многими композиторами уже много лет. Остается актуальной музыка Россини и сегодня.