Впечатление о картине грачи прилетели. Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели

Описание живописного произведения с изображением пейзажа традиционно является традиционным заданием и в начальном, и в среднем звене школы. Многие годы русским школьникам предлагается написать сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова. Ее сюжет прост, и именно эта простота вызывает трудности, так как, чтобы увидеть глубину, скрывающуюся за ней, необходим довольно богатый эстетический опыт, которого чаще всего еще нет у школьника.

Смысл задания и общие цели сочинения

Смысл задания и состоит в том, чтобы расширить границы понимания ребенком живописного произведения, развить способность созерцания и осмысления живописи.

Для того чтобы сочинение получилось не простым перечислением деталей, автору текста нужно помочь обратить внимание на значимые детали и на то, как каждая из них участвует в создании настроения произведения и в создании эстетического впечатления. Кроме того, в сочинении будет уместна фактографическая часть, отражающая общеизвестные сведения о создании картины.

Тема сочинения обычно не конкретизируется (например: А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Описание картины), поэтому школьники чаще всего не ограничены ни в композиции, ни в акцентах рассуждений.

История создания

Картину «Грачи прилетели» Саврасов впервые представил зрителям в 1871 году. Известно, что это произведение написано в мастерской, по мотивам эскизов, написанных им на природе недалеко от Костромы. Первоначально бытовало мнение о том, что холст написан «на одном дыхании», под впечатлением от увиденного, однако анализ набросков, в первую очередь манеры и техники письма, говорит об обратном. Картину «Грачи прилетели» Саврасов писал постепенно, в несколько этапов. Художник тщательно прорабатывал в мастерской и композицию, и игру света и цвета.

Произведение вызвало такой резонанс и было настолько востребованным, что А. К. Саврасов не раз создавал его копии или картины по его мотивам.

Для осмысления полотна стоит иметь в виду, что этот пейзаж написан в один из тяжелейших периодов жизни художника: сразу после смерти маленькой дочери и во время тяжелой болезни жены.

Краткое описание

Сочинение по картине «Грачи прилетели» стоит начать с краткого описания того, что на ней изображено.

На картине изображена ранняя дружная весна и начало половодья. На переднем плане - изображение берез с гнездами грачей и с суетящимися вокруг них птицами в разных позах. За ними - типичная для русского пейзажа церковь, обнесенная деревянным забором. На заднем плане - за церковью - бескрайнее поле, где вода перемежается с островками то оттаявшей земли, то снега. Фоном для пейзажа служит мартовское небо: высокое и голубое, с низкими тяжелыми облаками.

Центр картины

Сложно сказать, где именно находится композиционный и смысловой центр картины. В целом полотно написано так, что взгляд блуждает от грачей на вершинах берез к церковной колокольне, затем переходит на задний план, задерживается на голубом небе в верхнем левом углу и снова возвращается на передний план, чтобы остановиться на весенней воде и граче с веточкой в клюве. Такое динамичное восприятие картины далеко не случайно. Эту особенность должно обязательно отражать сочинение. «Грачи прилетели» - один из первых примеров нестатического пейзажа в русской живописи. Динамичны и сам сюжет, и цветовая гамма. Привычный русский пейзаж воспринимается как воплощение движения и жизни.

Динамика цветового восприятия

Сочинение по картине «Грачи прилетели», конечно же, невозможно без рассказа о цветовом восприятии полотна. Описывать цвета и оттенки следует именно на фоне общей динамики произведения.

Отражая типичные и привычные краски ранней весны, художник добивается того, чтобы каждый цвет контрастировал с другими. Оставаясь сдержанным и скромным по колористике, произведение воспринимается как яркое. Голубые, белые и коричнево-зеленые фрагменты так сочетаются и так контрастируют с черными пятнами грачей и теней, что создается ощущение игры цвета. Это также создает особенную динамику восприятия, не позволяя зрителю остановиться в созерцании произведения. Взгляд блуждает между черными пятнами грачей, голубым небом, белым снегом и зеленой водой.

Динамика сюжета

Как уже говорилось выше, удивительная динамика, увиденная и отраженная автором, - причина той популярности и неугасаемого интереса к картине зрителей, и именно тому, за счет чего достигается это впечатление, стоит посвятить сочинение. «Грачи прилетели» А. К. Саврасова методически выгодно анализировать путем исключения деталей композиции. Как бы выглядел пейзаж, если бы на нем не было такой-то детали?

Грачи

Начать, видимо, нужно с птиц, сосредоточив на них внимание и попробовав понять, какое место они занимают в сюжете. Из подобного анализа, который каждый зритель построит по-своему, получится интересный рассказ. «Грачи прилетели» - название, которое дает ключ к прочтению картины. Если птицы недавно появились, значит легко представить себе тот же самый пейзаж без них. Как он выглядел? Если представить это, картина лишается огромной доли своей динамики, так как она сосредоточена именно в птицах. Грачи снуют вокруг гнезд, куда-то улетают от берез, а затем возвращаются, один из них - на земле - спешит строить или ремонтировать гнездо, подобрав веточку и, видимо, собираясь взлететь. Неслучайно с прилетом этих птиц ассоциируется начало весны, так как именно с ними в окружающем пейзаже появляются жизнь и движение.

Другие детали

Тот же прием можно применить и к другим деталям картины. Вода, видимо, буквально за несколько дней залила землю, без нее совсем недавно была снежная равнина. Совсем недавно и расступились облака, показав небо, а значит, добавив и голубых красок, и игры света и теней на снегу, и уточнив цвета церкви, преобразив серые и неопределенные в зеленые и голубые.

В таком ключе и далее можно продолжать сочинение. «Грачи прилетели» на многих вариантах картины неизменно содержит именно церковь. Возможно, мировоззрение художника XIX века предполагало, что без нее русский пейзаж - только бескрайняя снежная равнина. Именно с появлением церкви на русской земле появляется жизнь.

Следы на снегу, направление ветвей берез, движение облаков - все это тоже может быть включено в описание. «Грачи прилетели» - богатое поле для наблюдений и интерпретаций. Будучи изображением одного мига, эта картина удивительно передает наступление весны, движение жизни и - так как в него включена церковь - ход человеческой истории.

Закончить работу можно общими выводами о впечатлениях от картины. Всегда будет выгодно смотреться сравнение первых ощущений от полотна и мыслей после того, как были проанализированы его детали.

Таким образом, сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова может стать увлекательным занятием и тестом на наблюдательность и умение анализировать свои впечатления.

На картине нарисован обычный день, судя по всему время года, весна. Именно та весна, когда уже чувствуется, что скоро наступит лето. Снег стремительно тает и начинают прилетать птицы из теплых стран. Первыми как правило прилетают грачи, именно они и являются предвестниками потепления. Художнику по моему мнению, удалось точно передать настроение того времени года. Если обратить внимание, то картина нарисована в темных тонах, и на первый взгляд может показаться мрачной, однако посмотрев на нее некоторое время, на душе становится тепло. Она оживает, и кажется, что наступит завтра, и будет лето. Грачи изображены художником на переднем плане, они присели на березки. Березки еще окрашены в серый цвет, а птицы изображены в черном цвете, однако кажется, что через пару часов на березках начнут набухать почки, и мрачное полотно заиграет красками яркими.

Второй план занимает изображение деревни. В серых тонах художник изобразил и избушки. Кажется, что они мокрые от таявшего снега. На картине также изображена часовня, только не понятно работает она или заброшенная. Можно даже разглядеть поля и представить, что на них совсем скоро засеют пшеницу. Мне очень понравилась эта картина, она пропитана жизнью. Кажется, что смотришь на нее, и она оживает. Будто слышишь, как текут ручейки от растаявшего снега, запах наступления весны ударяет в нос. И становится тепло и весело на душе. Спасибо художнику за его произведение, которое произвело на меня неизгладимое впечатление и позволило моему воображению пофантазировать.

Весна - это удивительная пора года, когда природа пробуждается от долгого зимнего сна, осматривается по сторонам и приводит себя в порядок. Каждый художник изображает весну по-своему, но мне понравилась картина Саврасова «Грачи прилетели».

Художник отошел от обычного изображения весны, а основное внимание уделил ее вестникам, которые притаились на деревьях, а некоторые грачи храбро прыгают по весеннему снегу. Птицы обустраиваются всерьез и надолго, о чем говорят их гнезда, которые эти маленькие труженики уже начали сооружать.

Рядом с березами мы видим воду, которая появляется в низинах из-за таяния льда и снега. Эти маленькие озера долго будут питать своей влагой выбивающуюся на поверхность траву и помогут деревьям набраться живительной силы.

На заднем плане художник изобразил деревню, обнесенную высоким забором. Из-за забора ясно виднеется купол церкви, которая в деревнях считалась центральным местом. Вообще, трудно было представить настоящую русскую деревню с ее размахом и широкой душой без церкви, в которую ходили в былые времена не по принуждению, а по зову сердца.

Картина нарисована в темных тонах, так как весна наступает медленно, размеренно. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели.

Полотно Саврасова «Грачи прилетели» - это уникальное творение, которое не похоже ни на одно другое произведения искусства. Художник увидел весну с другой стороны, с которой ее не рассматривал никто до него, поэтому картина меня просто покорила.

Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цели :

Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины , развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины

Задачи :

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине , умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина

Познавательное развитие :

умение подмечать изменения в природе

Социально-коммуникативное развитие :

Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану

1. Оргмомент : Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….(грач )

Какие птицы прилетают весной первыми ? (грачи )

О чем говорит прилет грачей ? (весна наступила)

2. Объявление темы : Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели » , которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов . Пейзаж – это картина , изображающая природу. Про художников говорят «написал картину » (а не «нарисовал» )

Выставляется картина .

3. Рассматривание картины , ответы на вопросы :

Какое время года изображено на картине ? (весна)

Это начало весны, середина или конец? (начало)

Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)

Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)

Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)

Какие птицы облюбовали березы? (грачи )

Что делают грачи ? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)

О чем говорит прилет грачей ? (наступила весна)

Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)

Что за забором? (поле)

Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)

Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)

Какие краски преобладают в картине , яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей )

Скажите кратко, о чем эта картина ? (о наступлении весны, о прилете грачей , о пробуждении природы).

4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?

(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).

Нравится ли тебе эта картина ? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей ; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда ; чувствую как радуются грачи тому , что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).

5. Физминутка : Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)

От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)

На деревьях гнезда (сложить ладошки)

В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов) .

6. Лексико-грамматические упражнения :

1. Скажи про несколько :

Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)

2. Подбор определений :

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Грачи какие ? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

3. Скажи иначе :

Снег стал темным – потемнел,

Строят гнезда – вьют гнезда

Пробуждается – просыпается

Строения - постройки

4. Объясни значение слов :

Облюбовали-понравилось,

Обустраивают – наводят порядок

Преобладают – больше всего

7. Примерный образец рассказа

Эта картина называется «Грачи прилетели » . Ее написал художник Саврасов .

На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи . Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том . что весна уже наступила.

На среднем плане мы видим строения : церковь, крыши стареньких домов, забор.

За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.

На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.

8. План рассказа

Как называется картина ?

Кто написал картину ?

Описать снег, деревья, грачей

Перечислить строения, описать поле

Описать небо

Какие чувства вызывает эта картина ? Почему?

Почему понравилась эта картина ?

9. Рассказы детей

Материал можно разделить на 2 занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами) Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание - продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада «Составление сюжетного рассказа» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

На данной картине изображена весенняя пора. Это именно то время, когда все вокруг пробуждается ото сна: прилетают птицы, распускаются деревья, оживает природа. Снег еще не растаял, а солнце уже опускается все ниже. Воздух переполняет дух. Он стал теплее и свежее. Все благоухает и порхает.

Не зря художник изобразил картину в солнечно-голубых тонах. Это то время, когда зима еще не прошла, а весна вот-вот на подходе. И главными ее вестниками можно назвать прилет грачей, которые усердно трудятся на деревьях. Прыгание грачей по талому снегу указывает на некую радость, что-то веселое.

Птицы уже успели свить гнезда, готовясь к весне. Только птицы умеют слушать природу, так как слиты с ней воедино и являются ее неотъемлемой частью. Поэтому, грачи изображены на первом плане картины Саврасова. Спереди нам видны свежие следы, напоминающие следы от маленьких лапок. Это и есть следы грачей, которые прилетели совсем недавно. Большую часть грачей мы видим с распахнутыми крыльями. Сразу понятно, что они вот только что присоединились к своим собратьям.

Талая вода так же символизирует наступление весны. Она изображена в небольшой низине, что указывает на то, что снег постепенно тает. В то же время, большую часть картины занимает снег, нежели растаявшая вода. Это нам говорит о том, что снег тает очень медленно и зима не торопится нас покидать. Мы не видим солнца напрямую, а лишь догадываемся что оно светит. Солнечный свет на картине можно определить по тени, которая располагается под деревьями. Художник изобразил солнце блеклым, тем самым показывая нам то, что весна еще не наступила, а лишь на подходе.

На заднем плане небольшая старая часовенка, которая напоминает нам что-то древнее и средневековое. То же самое можно определить по постройкам вокруг. Сама часовня окружена сооружениями из дерева. По темно-серому цвету дерева можно сказать, что оно уже настолько старое, что прогнило. Небольшой купол, завершающий часовню, тоже сооружен по старым традициям. Нам видны три арки спереди. Скорее всего их шесть. Белая побелка часовню посерела и начинает слазить.

Справа от часовенки располагается домик. Нам видна только его верхняя часть - это крыша белого цвета и чердак. Неподалеку от дома расположились большое количество кустарников. Посередине, между часовенкой и домом, стоит трех-купольный храм. Он желтовато-белого цвета. Три купола темного цвета. Такой вида купола характерен для древнейших церквей 17 века.

Художник с наибольшей точностью смог изобразить русский пейзаж. В то же время он дал нам место подумать. Мы не можем с точностью сказать, что это деревня, потому что на самом дальнем плане мы видим простирающуюся реку, окруженную лесом. Так же, рядом с домом мы не видим других домов, а видим только кустарники. Все сооружения указывают нам на свою изношенность. Но в то же время нам виден дом со светлой крышей, что может значить присутствие в нем жителей.

Саврасов передал нам то, что видел и чувствовал сам. Вот так, с помощью красок, можно изобразить весенний приход, передать запах, настроение и жизнь.