Второстепенные персонажи в пьесах. Сочинение на тему «Роль второстепенных персонажей в драме Гроза

Д. И. Фонвизин написанием своей комедии “Недоросль” открыл важную веху в истории развития русской литературы, и в частности классицизма. В пьесе описана жизнь не только главных персонажей. Для развития сюжета в произведении также введены второстепенные персонажи. Они представлены в виде слуг. К таким персонажам можно отнести Тришку и Еремеевну, учителей Цыфиркина, Вральмана и Кутейкина, а также, редко фигурирующих в действии – Скотинина и Простакова.

В первые явления комедии перед зрителем открывается манера, в которой госпожа Простакова обращается с собственными слугами.

С ее стороны в адрес Тришки звучат ругательные слова по причине плохого пошива кафтана и это, несмотря на отсутствие у него образования портного. Госпожа ругает Еремеевну, исправно работающую на благо семьи Простаковых в течение сорока лет, и всячески оберегающую Митрофана. Она занимается выполнением собственных обязанностей с огромным старанием, и особой преданностью. Госпоже Простаковой кажется образование роскошью, поэтому Митрофану героиня нанимает учителей исключительно из-за столичной

моды. Она просто желает не хуже выглядеть, чем остальные помещики. Хорошим человеком является учитель математики Цыфиркин, однако ему не удается научить недоросля ничему, так как молодой человек слишком ленив. Учителя грамматики Кутейкина можно охарактеризовать, как жадного и хитрого. Вральман, обучающий истории и географии, был в прошлом кучером Стародума. Теперь он преподает по причине того, что отыскать более подходящей работы не смог. Господин Простаков беспомощен и жалок, так как в нем отсутствует сила к сопротивлению словам и действиям жены. Она властвует над ним, но это для персонажа является нормальным положением дел. Глупость и невежество характеризует Скотинина, брата госпожи Простаковой, так как в круг его интересов входит только разведение свиней. Он планирует ради денег жениться на Софье, по причине чего возникает у него конфликт с Митрофаном. Скотинину и его сестре было дано скверное воспитание, из-за чего оба персонажа деградировали морально и нравственно.

В “Недоросле” Фонвизиным были обличены представители дворянского сословия, моральные устои которых не соответствуют принципам служения гражданскому обществу.


Другие работы по этой теме:

  1. Тарас Скотинин, брат Простаковой,- типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен....
  2. Комедия “Недоросль” - главный труд жизни Дениса Ивановича Фон­визина и первая социально-политическая комедия в русской литературе. Д. И. Фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему...
  3. Русский писатель и драматург Д. И. Фонвизин жил во время царствования Екатерины II. Эпоха ее царствования была довольно мрачной. Это было время, когда эксплуатация крепостных...
  4. Действие комедии “Недоросль” происходит в доме помещиков Простаковых, отличающихся дремучей невежественностью и дикостью нравов. Главенствует в семье госпожа Простакова – женщина властная и своевольная, жестокая...
  5. В комедии Д. Фонвизина “Недоросль” рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и...
  6. Комедия “Недоросль” признана лучшим про­изведением выдающегося русского драматурга Д. И. Фонвизина. В ней писатель правдиво изоб­разил русскую крепостническую действитель­ность, выставил ее, по словам В. Г....
  7. Основная задача бессмертной комедии Фонвизина “Недоросль” – сатирическое изображение российской действительности того времени: невежественных, малограмотных чиновников и дворян, тяжелой участи простого народа, произвола властей. Очень...
  8. В комедии Д. И. Фонвизина ” Недоросль” наряду с отрицательными героями есть и положительные. Яркие образы отрицательных персонажей несомненно оказали большое влияние на читателей, но...

Класс: 9

Презентация к уроку







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • обучение детальному и комплексному анализу драматического произведения;
  • формирование эстетического восприятия драматического текста;
  • развитие культуры речи;
  • развитие образного мышления

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Беседа с учащимися (1-2 слайды)

– В комедии А.С.Грибоедова можно отметить как новаторские, так и традиционные элементы. В чем же нашли воплощение традиционные элементы?
– Какова функция «говорящих фамилий и имен»?
– В чем нашли воплощение новаторские элементы?
– В чем особенность единства действия в пьесе?
– Почему в комедии отсутствует 5-е действие?
– В чем своеобразие характеров комедии?
– Что вы можете сказать о роли психологического портрета?
– Какие функции Чацкого в комедии вы можете отметить?
– Каковы приемы комического в пьесе?

3. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе

3.1. Беседа с учащимися.

– Какие герои появляются в пьесе, а о каких упоминается лишь в репликах и монологах героев комедии?
– В чем особенность второстепенных героев, какова разработка их образов?
– В чем своеобразие внесценических персонажей? Почему они так называются?

3.2. Запись в тетрадях определений.(3-4 слайды)

Второстепенные герои – герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.
Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

3.3. Литературная мозаика. (5-10 слайды)

– Ни в какой другой пьесе – ни до «Горя от ума», ни после ее – нет такого количества второстепенных и внесценических персонажей, представляющих собой определенные явления жизни.
Попробуйте распределить героев пьесы по их репликам или репликам, в которых они упоминаются, исходя из критериев: второстепенный герой – внесценический герой, и определите их имя.

Вот то-то детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!..
Он камер-юнкер? (Княгиня)

От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку –
Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку. (Хлёстова)

Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче.
От рождества и до поста,
И летом праздники на даче. (Татьяна Юрьевна)

А, знаю, помню, слышал.
Как мне не знать? (Загорецкий)

Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб… (Максим Петрович)

3.4. Работа в группах.

Действие 3. Явление 10

Работа в группах:

  • искусствоведческая группа;
  • литературоведческая группа;
  • театральная группа

Задания для 1 группы : проанализируйте иллюстрации художников, изображающих Хлёстову, фотографии актрис, играющих эту роль. Что можно сказать о данной героине, судя по предложенным иллюстрациям и фотографиям?

Итог : составление описания внешности героини.

Задания для 2 группы : проанализируйте монолог Хлёстовой, строй ее речи.
Что можно сказать о данной героине, судя по манере ее речи, нормам поведения в обществе, взаимоотношению с окружающими?

Итог : составление описания характера героини.

Задания для 3 группы : распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Хлёстовой.

Итог : составление визуального образа героини.

3.5. Беседа с учащимися.

– С какой целью вводит в свою комедию Грибоедов данный персонаж? (11 слайд)
– Как в монологе Хлёстовой раскрываются черты характера героини? С помощью чего? (12 слайд)
– Почему Хлёстова посетила дом Фамусова, хотя сама сетует:

Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?… (13 слайд)

– Почему все стараются услужить Хлёстовой, какой смысл вносит в слово «услужить» А.С.Грибоедов? (14 слайд)

Действие 3. Явление 14

3.6. Распределительная работа

«Старинная пословица не мимо молвится». (15-20 слайды)

– Соберите разрозненные пословицы В.Даля в единое целое:

Ласково слово – половина спасенья.
Сделав худо, да не всяк правду бает.
Стрижи летают, таковы им и пирожки
Всяк правду знает,кто любит кого.
Слушать его можно, не жди добра.
Каковы дружки: людей оплетают.
Простота да чистота – что весенний день.
Милее всего, а верить нельзя.

(Ласково слово – что весенний день.
Сделав худо, не жди добра.
Стрижи летают, людей оплетают.
Всяк правду знает, да не всяк правду бает.
Слушать его можно, а верить нельзя.
Каковы дружки, таковы им и пирожки.
Простота да чистота – половина спасенья.
Милее всего, кто любит кого.)

3.7. Беседа с учащимися.

– Соотнесите пословицы В.Даля с такими персонажами, как Г.N. и Г.D. Какие пословицы точно характеризуют героев и почему?
– Как вы думаете, почему у Г.N. и Г.D. отсутствуют имена? (21 слайд)
– Почему именно данные персонажи распространяют сплетню о Чацком?
– Почему все в доме Фамусова поверили в сказанное? (22 слайд)
– Что можно сказать о человеческих качествах данных господ, судя по их репликам?

Действие 4. Явление 4

3.8. Беседа с учащимися

– Для чего в комедию введен Репетилов? (23 слайд)
– Как он сам себя характеризует?
– Как относятся к нему другие персонажи?
– Из монолога Репетилова мы узнаем о лучших умах московского секретного общества («сок умной молодежи»), знакомимся с многочисленными внесценическими персонажами. Что характерно для «умной молодёжи»: князя Григория, Воркулова Евдокима, Удушьева Ипполита Маркелыча? (24 слайд)
– Себе в заслугу Репетилов ставит то, что мил людям, поскольку имеет «сердце доброе», хотя способностями Бог его не наградил. Почему человек «без способностей» принят в «секретном» обществе? (25 слайд)
– Как Репетилов соотносится с образом Чацкого?

3.9. 3.4. Работа в группах.

Действие 2. Явление 1
Действие 2. Явление 2
Действие 3. Явление 3

Работа в группах:

  • литературоведческая группа;
  • театральная группа

Задания для 1 группы : проанализируйте монологи Фамусова, реплики Молчалина, в которых упоминаются Кузьма Петрович, Максим Петрович и Татьяна Юрьевна. Что можно сказать о данных героях, их характере, привычках, роли в обществе?

Итог : составление описания характера героя.

Задания для 2 группы : распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»

Итог : составление визуального образа внесценического героя посредством того человека, который о нем рассказывает.

3.10. Беседа с учащимися.

Действие 2. Явление 1

– Чем оставил по себе память Кузьма Петрович? (26 слайд)
– Как вы понимаете фразу «с ключом, и сыну ключ умел доставить»?
– Почему жизнь данного героя названа «похвальной»? Так ли это на самом деле? (27 слайд)

Действие 2. Явление 2

– Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться? (28 слайд)
– В данном монологе Фамусов называет ключевое слово, определяющее нормы поведения общества, – «подслужиться». Какой лексический оттенок в данном монологе несет это слово?
– Благодаря чему Максим Петрович «пред всеми знал почет»? (29 слайд)
– Почему в конце монолога Фамусова почти все предложения восклицательные?

Действие 3. Явление 3

– Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны? (30 слайд)
– Как вы понимаете фразу:

Чиновные и должностные
Все ей друзья и все родные?

– Какова роль знаков препинания в репликах Молчалина, когда он упоминает Татьяну Юрьевну?

3.11. Итоговые вопросы. (31 слайд)

– Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии?
– Какую функцию они несут?

3.12. Запись в тетрадях функций второстепенных и внесценических персонажей. (32 слайд)

Функции второстепенных и внесценических персонажей:

1) создание определенного эмоционального фона;
2) создание собирательного образа временного контекста;
3) создание символического расширения пространства пьесы;
4) создание дополнительной характеристики героев;
5) создание параллели с теми персонажами, которые действуют в пьесе.

4. Обобщение. Итоги урока

5. Домашнее задание

Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; анализ статьи; сообщения «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике».

Список литературы:

1. Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. – Л.: «Дет.лит.», 1975.
2. Конспекты уроков для учителя литературы: 9-11 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. Х1Х в./ Сост. Н.Н.Старыгина, И.П.Карпов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
3. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литературы: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2002.
4. Большая энциклопедия школьника. Литература /Красовский В.Е. и др. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2006.
5. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т.: М.: «4 КРАСКИ», 2006.

Роль второстепенных персонажей в романе И. И. Гончарова «Обломов»

Романом «Обломов» И. А. Гончаров показал, как условия помещичьего быта порождают в главном ге-рое безволие, апатию, бездейственность. Идейную на-правленность своего произведения сам автор опреде-лил так: «Я старался показать в «Обломове», как и от-чего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого об-стоятельства».

В первой части произведения практически нет дви-жения сюжета: читатель видит главного героя лежа-щим на диване в продолжение всего дня. Некоторое разнообразие в сонную атмосферу квартиры Обломо-ва привносят гости Ильи Ильича, в строгом порядке сменяющие друг друга. Автор не случайно ввел в ро-ман таких персонажей, как Волков, Судьбинский и Пенкин. Их деятельность знакома Обломову, и его рассуждения по поводу судьбы каждого из них еще полнее характеризуют главного героя. Мы знаем, что Илья Ильич начинал служить коллежским секрета-рем, выезжал в свет, увлекался поэзией, но государст-венная его деятельность закончилась отставкой, «еще холоднее простился с толпой друзей», чтение книг тоже постепенно надоело. В результате «лениво мах-нул он рукой на все юношеские обманувшие или обма-нутые им надежды...» и погрузился в мысленное со-ставление плана устройства имения, которое он не мог закончить вот уже несколько лет. Появление гос-тей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Петербург светский представлен Волковым. Это «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здо-ровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами... Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестию лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков». Он востребован в светском обществе, поль-зуется успехом у женщин — и в этом находит радость жизни. Обломов же не видит в таком образе жизни ни-чего привлекательного для себя. «"В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Ко-нечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в ка-кую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!" — заключил он, перевер-тываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пус-тых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

Следующий герой, Судьбинский — бывший сослу-живец Ильи Ильича. Он символизирует собой бюро-кратический Петербург — канцелярский и департа-ментский. «Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темны-ми, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но спокойно сознательным выражени-ем в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Судьбинский уже добился должности на-чальника отделения, собирается выгодно жениться. И все это на фоне Обломова, который малодушно уво-лился из страха, что начальник объявит ему замеча-ние за неправильно отосланные документы. Обломов даже прислал медицинское свидетельство, которое гласило, что «коллежский секретарь Илья Обломов одержим отолщением сердца с расширением левого желудочка оного,... а равно хронической болью в пе-чени..., угрожающею опасным развитием здоровью и жизни больному, каковые припадки происходят, как надо полагать, от ежедневного хождения в долж-ность...» По поводу Судьбинского у Обломова также есть свое мнение. «Увяз, любезный друг, по уши увяз... И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется карьерой! А как мало тут человека нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!», — думал он и испытывал «чувство мирной радости, что он с де-вяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, вообра-жению».

Петербург литературный представлен образом Пенкина. Это «очень худощавый, черненький госпо-дин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньол-кой», пишущий «о торговле, об эмансипации жен-щин, о прекрасных апрельских днях,... о вновь изо-бретенном составе против пожаров», сумел при своем посещении затронуть какие-то струны в душе Обло-мова. Илья Ильич так воспламеняется в споре с гос-тем о предмете изображения в литературе, что даже встает с дивана. И читатель видит, что еще жива душа в нем. «Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же забудь. Где же человеч-ность-то? Вы одной головой хотите писать!.. Вы ду-маете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодо-творяется любовью. Протяните руку падшему челове-ку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню пред вами голову... Изображают они вора, падшую женщину,... а челове-ка-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию... Человека давайте мне!.. люби-те его...» Но порыв этот быстро проходит, Обломов «вдруг смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лег на диван». Илья Ильич искренне сочувствует ли-тератору. «Ночью писать, — думал Обломов, — когда же спать-то? А поди, пять тысяч в год зарабатывает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и вооб-ражением, насиловать свою натуру, волноваться, ки-петь, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра, праздник придет, лето на-станет — а он все пиши? Когда же остановиться и от-дохнуть? Несчастный!»

Конечно, можно согласиться с Обломовым в том, что работа по ночам, ежедневная суета, продвижение по карьерной лестнице — занятия утомительные. Но все же каждый из героев: и Судьбинский, и Волков, и Пенкин — нашли дело по душе, имеют цель в жизни. Пусть эти цели подчас и сугубо личные и герои не стремятся «пострадать» во благо Отечеству, но они действуют, огорчаются, радуются — словом, живут. А Обломов, «как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду-мывает, не щадя своих сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага». И самое страшное, что Обломов считает нормальной такую жизнь и несчастными тех, кто не может позво-лить себе жить так, как он. Но иногда все же наступают «ясные сознательные минуты», когда ему стано-вится «грустно и больно... за свою неразвитость, оста-новку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему». Ему становилось страшно, когда в душе возникало «живое и ясное представление о че-ловеческой судьбе и назначении,... когда в голове про-сыпались... разные жизненные вопросы». Но несмот-ря на мучащие иногда вопросы, Обломов не может и не хочет ничего менять.

Трудно переоценить роль второстепенных персона-жей в романе, ведь они являются одним из средств ха-рактеристики главного героя. Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные «двойники» Обломова: каждый из них представляет тот или иной вариант воз-можной судьбы Ильи Ильича.

В конце первой части романа автор ставит вопрос: что же победит в главном герое — жизненные начала или сонная «обломовщина»? Прочитав роман, мы ви-дим, что «обломовщина» в итоге побеждает и Обломов тихо умирает на диване, так и не совершив ничего по-лезного и нужного.

В сегодняшней статье я собираюсь поговорить об одной чрезвычайно тонкой проблеме, о которой, к большому сожалению, задумываются далеко не все начинающие авторы. Речь сегодня пойдет о роли второстепенных персонажей в литературном произведении. Дело в том, что начинающие авторы порой либо вовсе забывают о так называемых ролях второго плана, либо уделяют особенно удачному второстепенному образу слишком много внимания в ущерб общему замыслу истории. Поэтому для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, мы и обсудим место второстепенных персонажей в общей структуре художественного текста.

Для вас, думаю, не секрет, что в рамках блога «Литературная мастерская » я уделяю самое серьезное внимание вопросам работы над персонажами, так как полностью уверен в том, что именно в качественной прорисовке характеров заключается немалая доля успеха всего произведения. Конечно, дело каждого – разделять эти суждения или отказываться от них, но если вас интересуют вопросы грамотной проработки персонажей вашего произведения, данная статья наверняка окажется вам полезной.

Второстепенные персонажи.

Итак, в самом начале с целью лучшего понимания и структурирования материала мне придется озвучить парочку прописных истин. Понятно, что это всем известные аксиомы, но без них просто невозможно последующее разбирательство в вопросе. Первая банальность звучит примерно так: не все персонажи в литературном произведении созданы равнозначными . Действительно, условно их можно разделить на главных и второстепенных. И если главным героям авторы почти всегда уделяют повышенное внимание (пытаются раскрыть характер, показать глубину внутренних переживаний), то на второстепенных его зачастую попросту не хватает. А зря. Иногда роли второго плана оказываются не менее важны, чем главные... Но обо всем по порядку.

В общем-то, главные герои – это те персонажи, о которых и повествует история. Второстепенные – это все остальные.

Вторая банальность на сегодня: сам автор и читатели по ходу произведения должны четко понимать, какие персонажи являются главными, а какие несущественными . Если же у публики возникает путаница или сомнения, вина в этом целиком и полностью ложится на автора. Он должен четко отделить одних от других, а также всецело осознавать, какую роль в его опусе играют главные герои, а для чего он использует второстепенных. И если с первыми все в общем и целом понятно (главные герои являются проводниками основной идеи произведения, объектом зрительского интереса и сопереживания), то вот место и задачи вторых не всегда предельно ясны и прозрачны. Именно об этих сложностях мы и поговорим в дальнейшем.

Живой фон.

Итак, если действие нашей истории не происходит на необитаемом острове, главные герои обычно окружены множеством людей, которые не имеют особенного влияния на ход истории. Фактически они являются лишь частью фона нашего произведения. Они могут выполнять какие-то незначительные функции (сообщить герою новость, подвести его до места действия, наступить на ногу в трамвае, стащить в давке кошелек и т.д.), но после этого неизменно исчезают из поля зрения. Главный герой не может находиться в абсолютном вакууме, вокруг него всегда присутствуют люди, создающие подвижный фон, динамичную обстановку произведения, иначе происходящее просто не будет реалистичным. Очень важно, что эти второстепенные персонажи не привлекают к себе излишнего внимания, не мешают восприятию событий и самого героя.

Однако не всегда удается выдержать правильный баланс между главными и второстепенными персонажами. Иногда образ какого-то незначительного лица получается настолько ярким, что он начинает «стягивать одеяло на себя», отвлекать читателя от основного направления истории. В таком случае писателю следует хорошенько подумать, почему так получается? Быть может, влияние этого персонажа следует сократить, вплоть до того, чтобы вообще исключить его из текста, а может, разумнее было бы несколько изменить сюжет, выделив удачному яркому образу больше свободного пространства, сделать его одним из главных действующих лиц? Этот вопрос автор должен решить самостоятельно, исходя из общего замысла, идеи произведения.

Но в целом, конечно, основная роль второстепенных персонажей – создавать живой фон произведения.

Стереотипность.

Чем, по большому счету, главный герой литературного произведения отличается от обычного человека? В подавляющем большинстве случаев тем, что герой способен на те поступки, на которые никогда не отважился бы обыватель. Именно поэтому он и герой. Но с другой стороны герой может быть героем только на фоне простых людей, только в сравнении с их стереотипностью он может продемонстрировать свой героизм (способность отойти от привычных правил и норм, нарушить запреты, проявить отвагу и т.д.). Соответственно, роль второстепенных персонажей в истории – это еще и демонстрация стереотипов общества . То есть второстепенные персонажи в любом произведении – это типичные представители социума, носители его стереотипов. И как только какой-то из героев нарушает эти самые стереотипы, он невольно привлекает к себе внимание читателя. Этим тонким моментом автор должен пользоваться как при работе над главными действующими лицами.

Однако данные суждения ни в коем случае не означают, что второстепенные персонажи должны быть безликими и похожими друг на друга. Вовсе нет. Им тоже вполне позволительно нарушать стереотипы, только делать это они должны поодиночке, а не все сразу.

Эксцентричность и юмор.

В персонажах, не претендующих на главные роли, тоже должна присутствовать индивидуальность – мелкие, но яркие детали сделают повествование более интересным и полным, зададут настроение, а иногда и добавят юмора. Думаю, не секрет, что зачастую главными приколистами в художественных произведениях выступают не главные герои, а именно второстепенные персонажи. От главных действующих лиц традиционно ожидают серьезных героических поступков, спасения мира и прекрасных дев, а вот от второстепенных ничего особенного не требуется, поэтому и юморить им можно вволю. Поэтому эксцентричное поведение эпизодических ролей – это именно тот ресурс, при помощи которого писатель может сделать собственный текст более ярким и интересным. Об этом не следует забывать.

Здесь же можно упомянуть и об «одержимости» – крайнем варианте эксцентричности, при котором второстепенный персонаж ведет себя слишком навязчиво или слишком эмоционально реагирует на какие-либо события.

Отсюда вытекает и третья функция второстепенных персонажей – это работа по кратковременному развлечению аудитории . Автор имеет возможность сделать второстепенный персонаж сколь угодно эксцентричным, ведь тот, по сути, не влияет на развитие сюжета, но вместе с тем, подобные яркие образы делают текст более интересным и запоминающимся.

Преувеличение.

Момент преувеличения при работе над эпизодическими ролями имеет своей целью все то же развлечение читателя по ходу повествования, создание у него ярких эмоций, не связанных напрямую с основной идеей произведения. В общем, всего того спектра ощущений, что уже обсуждался чуть выше, в предыдущем пункте о юморе и эксцентричности.

Основной метод здесь – это намеренное преувеличение отдельных черт характера второстепенного персонажа: жестокости или доброты, непосредственности или расчетливости.

Но почему, спрашивается, для этих целей используется именно преувеличение? Почему бы просто не нарисовать обычного персонажа, наделенного этой самой расчетливостью? Все дело в том, что гипертрофированность дает возможность заострить внимание именно на нужной черте, легко выделить ее на общем фоне посредственности.

Как это может работать? Например, в виде простого трюка, когда второстепенный персонаж сначала излучает гипертрофированную невинность и мягкость, а затем в нужный для себя момент выделяется уже преувеличенной расчетливостью. Как вы понимаете, игра на контрастах понятна всегда и везде. И чем больше величина контраста, тем обычно сильнее производимый им эффект.

На этом все на сегодня. Мы разобрали три основные функции второстепенных персонажей: создание фона, обрисовка стереотипов, развлечение читателя через эксцентричность и юмор . Надеюсь, это поможет вам более вдумчиво подходить к вопросу прорисовки своих персонажей. Жду ваших комментариев и мнений! До скорой встречи!

Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Второстепенные и внесценические персонажи, которых не так и много в пьесе, играют очень значимую роль в раскрытии идейного содержания комедии. Эти персонажи зачастую связаны с основными, и с их помощью мы узнаем некоторые важные подробности: они раскрывают суть той или иной сцены, смысл событий, как происходящих на сцене, так и за сценой, уточняют характеры героев, показывают их взаимоотношения. С помощью этих второстепенных и внесценических персонажей Грибоедов создает в комедии особую атмосферу богатого дома московского барина Павла Афанасьевича Фамусова начала прошлого века.

Запоминается такой персонаж, как служанка в доме Фамусова, Лиза. На первый взгляд, - простая и бойкая девушка. Но после того как мы слышим ее реплики, замечания, можно сказать, что она описана Грибоедовым как очень реальная крепостная девушка, полная лукавства и проницательности. Ее слова, обращенные к Фамусову, нас поражают и остаются в памяти на всю жизнь:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев и барская любовь…

Она в комедии является выражением здравого смысла, критиком почти всех персонажей пьесы. Она умно рассуждает, именно Лиза как бы представляет нам главного героя Чацкого:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий.

Грибоедов, описывая Лизу, вложил в ее уста некоторые свои мысли и чувства по отношению к героям и событиям пьесы.

Для более полного представления о фамусовском обществе автор вводит в пьесу Сергея Сергеевича Скалозуба. По четкому определению Лизы, он “и золотой мешок, и метит в генералы”. А по мнению Софьи, “он слова умного не выговорил сроду”.

Фамусовское общество в просвещении не видит ничего светлого, они считают, что от книг сходят с ума. Скалозуб говорит о просвещении со свойственной ему тупостью и ограниченностью:

А книги сохранят так: для больших оказий…

Чацкий, выясняя, почему так холодно встретила его Софья, пытается откровенно и задушевно поговорить со Скалозубом, но сразу понимает, что будущий генерал откровенно глуп. Ведь слова, произнесенные им после монолога Чацкого “А судьи кто?”, свидетельствуют о том, что скалозуб ничего не понял из его обличений. И Чацкий успокаивается, когда слышит, как со свойственной Скалозубу откровенностью он прямо говорит о причинах своего успеха:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты,

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Эти циничные слова, свидетельствующие о неудержимом стремлении к богатству, карьере характеризуют не только Скалозуба, но и все общество, собравшиеся на балу в доме Фамусова.

Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми тоже добавляют свою характерную черту в наше представление о фамусовском обществе. Их присутствие на балу объясняется только одной единственной целью – найти своим дочерям достойную и богатую партию.

Бал у Фамусова – это ”живой” музей восковых фигур, представляющих высший свет московской дворянской знати. Здесь много анекдотических фигур, таких как, например, Загорецкий – известный авантюрист, плут и угодник дам. Представив себе этого человека, можно оценить все фамусовское общество, где нет ничего, кроме напыщенного лицемерия, эгоистической глупости, “благородного” хамства и бездуховности.

Против Чацкого объединяются высмеянные им Максим Петрович, фрейлина Екатерины Первой, княгиня Пульхерия Андреевна, “Нестор негодяев знатных” и многие другие из светского общества. С их помощью Грибоедов создает представление об этой силе, против которой безуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий. Эти персонажи выполняют две основные содержательные функции: служат объектом насмешек Чацкого, помогая нам ясно увидеть изъяны светского общества, а во-вторых, составляют и объединяют лагерь, враждебный главному герою. Среди них три фигуры, сходные по выполняемым функциям с остальными персонажами, но наиболее важные для раскрытия сути основного конфликта пьесы. Это те, кого ставят в пример в фамусовском обществе: Кузьма Кузьмич, Максим Петрович и Фома Фомич. Для Чацкого смешна история выдвижения по службе Максима Петровича, а словесные произведения Фомы Фомича – пример абсолютной глупости. А для Фамусова и ему подобных именно эти люди служат образцом служебного благополучия.

Дополняют наше представление об этих вельможах и их отношении к своим крепостным слугам, например, старуха Хлестова, которая просит накормить свою “арапку – девку” наравне с собачкой. Таким барыням с явными крепостническими замашками, как и любому из общества Фамусова, ничего не стоит унизить достоинство слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что на поселенье. Все они, отстаивая крепостнические порядки, считают главным достоинством человека его богатство, безграничную власть над себе подобными, беспредельную жестокость в обращении со своими слугами.

Грибоедов показывает нам, что в фамусовском обществе, если человек хочет иметь совсем другие интересы, жить по-своему, а не по-фамусовски, то он уже “не в своем уме”, “разбойник”, “карбонарий”, например, княгиня рассказывает с осуждением о своем племяннике:

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник.

Князь Федор, мой племянник.

Грибоедов в князе Федоре пытается нам показать еще один чистый ум, похожий на ум Чацкого, показать, что главный герой не один будущий декабрист в фамусовском обществе, который может 14 декабря 1825 года выйти на Сенатскую площадь.

Из монолога Чацкого мы узнаем о французике из бордо, о котором все восторженно говорят, который чувствует себя здесь маленьким царьком, потому что фамусовское общество преклоняется перед Францией и всеми французами, забыв, национальную гордость и достоинство. И этому “французику”, когда он приехал в Москву, показалось, что он дома:

Ни звука русского, ни русского лица…

Один из второстепенных персонажей – Платон Михайлович Горич, бывший друг и единомышленник Чацкого. Платон Михайлович появляется у Грибоедова всего в одной сцене встречи с Чацким на балу у Фамусова. Общество Фамусова сделало его примерным мужем своей жены Натальи Дмитриевны, которая опекает его, как ребенка. Такая жизнь заставила его отказаться от юношеских увлечений. Чацкий с насмешкой спрашивает его:

Забыт шум лагерный, товарищи и братья?

Спокоен и ленив?

На что Горич отвечает:

Нет, есть–таки занятье

На флейте я твержу дуэт

А – мольный…

Очень важен, на мой взгляд, в комедии такой персонаж, как Репетилов, которого можно считать в комедии двойником Чацкого. Только он, в отличие от Чацкого, просто играет в свобомыслие, и его рассуждения – пустое фразерство. Неслучайно, его реплика: “Шумим, братец, шумим!” стала крылатой и обозначает пустословие, видимость дела. В сцене, когда Репетилов рассказывает Чацкому о бароне фон Клоце, который “в министры метит”, а он “к нему в зятья”, проявляет его стремление к дешевому карьеризму, его несомненное двуличие. И этот барон со своими “друзьями” помогает нам увидеть истинное лицо мнимого приятеля Чацкого.

В разговоре с Чацким Молчалин с преклонением упоминает некую Татьяну Юрьевну:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь…

И мы понимаем, что она сплетница, как, в общем, почти все дамы высшего общества. Для них нет ничего более интересного, как посплетничать, они не находят ничего интересного ни в книгах, ни в искусстве.

Г.N и Г.D – эти загадочные персонажи появляются в комедии для того, чтобы распустить слух о сумасшествие Чацкого. Сначала об этом шутя говорить Софья, но через некоторое время это становится общественным мнением. Фамусовское общество не может простить Чацкому его ума и образованности, поэтому они с удовольствием верят этой клевете.

В конце пьесы Фамусов восклицает:

Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексеевна!

И сразу можно понять, что мнение этой неизвестной нам Марии Алексеевны для Фамусова важнее, чем счастье собственной дочери.

Благодаря второстепенным и внесценическим персонажам комедия “Горе от ума” не замкнута во времени и пространственном круге, где происходит действие. Мы начинаем понимать, каковы моральные ценности в том мире, который возмущает Чацкого. Противоречия между героем и обществом становятся закономерными. С помощью этих персонажей Грибоедов знакомит нас с прошлым и будущим разных людей, и прежде всего мы узнаем предысторию жизни главного героя. Мы понимаем, что будущие Чацкого, скорее всего с декабристами, потому что он высказал в комедии много такого, что можно было услышать от декабристов.