Выборгское римско-католическое кладбище. Польское католическое кладбище в смоленске Надгробие сфера на выборгском католическом кладбище

Самоедские нервы и кости
Стерпят всякую стужу, но вам,
Голосистые южные гости
Хорошо ли у нас по зимам?..

Н. А. Некрасов «О погоде»

В 1773 году было закрыто первое в Петербурге кладбище для иностранцев - Сампсониевское кладбище у церкви Святого Сампсония Странноприимца на Выборгской стороне. С тех пор кости добрых католиков находили себе последний приют на Смоленском, Волковском и других кладбищах Петербурга, преимущественно на участках выделенных для захоронения лютеран. Гнить среди еретиков было как-то неуютно, и начиная с 1828 года католическая община подает несколько прошений об открытии отдельного римско-католического кладбища в Петербурге. По всей видимости, в эпоху «самодержавия, православия и народности» городские власти отнюдь не спешили с решением этого вопроса.

Дело сдвинулось с мертвой точки только в 50-е годы XIX века, когда община нашла поддержку в лице Максимилиана Лейхтенбергского - зятя Николая I и единственного католика в императорской фамилии. При его жизни предполагалось отвести под римско-католическое кладбище часть Смоленского поля, однако в 1852 году, еще до окончательного урегулирования вопроса об отчуждении земель, герцог Лейхтенбергский скончался. Останки добрых католиков по-прежнему грызли еретические черви.


В 1852 году община вновь решила просить власти Петербурга об отведении земли под кладбище, на этот раз - на Куликовом поле. Первоначально был получен отказ, так как участок «предназначен уже частию для обработки, частию для пастьбы обывательского скота». Впрочем, обывательские скоты за 115 000 рублей согласились потесниться, и в 1855 году Комиссия Министерства внутренних дел для составления предложений о распространении существующих кладбищ и устроении новых поддержала ходатайство католического духовенства об отводе полосы земли южнее Холерного кладбища, к тому времени уже закрытого.

В мае 1856 года инфулат Шидловский Антоний Фиалковский освятил новое кладбище. Называли его по-разному: в официальных документах - «Святой Марии», но также и «Благовещения Пресвятой Богородицы», «Вознесения Пресвятой Девы Марии», «Марии Магдалины на Минеральной».

Еще до открытия кладбища Николай Леонтьевич Бенуа составил проект церкви и приюта для престарелых. Впоследствии проект был немного изменен с целью удешевления строительства и в июле 1856 года был заложен новый католический храм; окончательная смета составила 54 088 рублей. Интересно, что в проектной документации храм называется каплицей (т.е. часовней), очевидно - для упрощения согласований. Строительство было окончно через три года; церковь, освященная во имя Успения Пресвятой Девы Марии, стала первой крупной постройкой Н. Бенуа в Петербурге.




Архитектура новой церкви восходит к образцам романского стиля: базилика с трансептом в плане, перспективный портал, розочки, аркатуры... Прообразом храма, по мнению Б. М. Кирикова, стала венская церковь св. Иоанна, зарисовка которой была найдена в одном из альбомов Н. Л. Бенуа. Записи в путевом дневнике самого Бенуа говорят о том, что на него произвели большое впечатление произведения Лео фон Кленце и Фридриха Гертнера в Мюнхене; в романских формах решена, например, католическая Allerheiligenkirche работы фон Кленце. Впрочем, Бенуа, будучи настоящим мастером стилизации, вряд ли ограничивал себя каким-то одним историческим прототипом.

Allerheiligenkirche в Мюнхене (1826-1837):


Храм св. Петра в Тосканелле. Акварель Н. Л. Бенуа, 1843 год:

Часть цокольного этажа были спланирована под места для захоронений. Одновременно с окончанием строительства в 1859 году в юго-западном углу было выделено место для крипты семьи Бенуа.

В 1877 году по настоятельному требованию польской колонии, «пожелавшей, чтобы церковь более выделялась среди окружающей местности», к церкви была пристроена колокольня.

По мнению самого Бенуа пристройка лишила здание целостности, однако поляков было много, а Бенуа - один. Колокольня по проекту Н. Л. Бенуа и техника Е. Бикарюкова была окончена постройкой к 1879 году, после чего церковь была заново освящена во имя Посещения Пресвятой Девы Марии святой Елизаветой.

Встретились бабы, потолковали:

Единственная имеющаяся фотография интерьера дает кое-какое представление об интерьере храма. Известно также, что одну из больших икон написал Ф. А. Бруни, а настенные росписи выполнил А. И. Шарлемань.

Вся территория кладбища была разбита на отдельные участки: на узких участках у кладбищенской ограды были бесплатные захоронения бедняков, на прочих участках цена варьировалась от 5 до 150 рублей; за самые дорогие места на свежем воздухе - вокруг церкви - отдавали по 500 рублей; скромное пожертвование в 2000 рублей предоставляло желающим возможность полежать в уютном полумраке церковного склепа (хотя формально цокольный этаж был предназначен лишь для захоронения духовенства).

Схема кладбища:

К 1894 году было захоронено 22 000 человек, большая часть погребенных принадлежала приходу св. Екатерины. Среди прочих добрых католиков здесь были похоронены Фёдор Антонович Бруни, Николай Бенуа, Иосиф Иванович Шарлемань и оба его сына. Закопали здесь и Анджолину Бозио, оперную певицу, которой было посвящено стихотворение Некрасова «О погоде».




Со стороны Арсенальной улицы на схеме кладбища обозначены контора, школа и богадельня. Школа для детей бедняков действовала с 1874 года. В летний период в 2-х этажном здании школы проживало 150 детей, получавших материальное пособие и овощи с огорода (овощи на кладбище росли большие и сочные). Приют для стариков и инвалидов был открыт в 1885 году. Те, кто мог работать, обязаны были посильно помогать в содержании приюта.

Римско-католическое кладбище на карте Петербурга 1894 года:

К концу XIX века на кладбище стало тесновато. Все больше католиков приходилось закапывать на участках военного ведомства Успенского (ныне Северного) кладбища. Приходской клир просил о присоединении к Римско-католическому кладбищу территории Холерного кладбища, однако им было отказано, так как уже в то время Городская дума склонялась к закрытию вообще всех кладбищ в черте города. С 1912 года захоронения на Арсенальной были ограничены, а в 1918 году кладбище было официально закрыто.

Ворота кладбища и часовни со стороны Арсенальной улицы:

После революции из церкви были изъяты все ценности, а в октябре 1922 года случился сильный пожар, который уничтожил все внутреннее убранство храма.

Еще в 1930 году была одобена идея о передаче территории кладбища заводу «Красный Выборжец», однако вопрос об использовании кладбищ до истечения 30-летнего срока от закрытия необходимо было согласовывать в НКВД, а уничтожение могил иностранных граждан или их родственников - в НКИД; на этот раз бюрократические проволочки сыграли положительную роль и «Красный Выборжец» получил другой участок.


В 1937 году руководители приходских советов ходатайствовали об увеличении количества священников в приходе до 4-х. Вскоре власти арестовали 9 членов «двадцатки»(приходского совета) и расстреляли местного настоятеля, тем самым прозрачно намекнув, что считают католическое духовенство и так избыточным. На следующий год было вынесено решение о закрытии церкви «в связи с распадом приходского совета». Здание было передано под картофелехранилище Ленплодовощторга. Овощекратия становилась реальностью.

Фрагмент немецкого аэрофотоснимка 1939 года :

Во время войны на территории кладбища проходили учения отрядов самообороны Металлического завода имени Сталина (ныне ЛМЗ), а в 1946 году здание церкви занял районный вещевой склад. В одном из документов той поры местность описывается как «пустырь с незначительным количеством памятников»; вероятно, большая часть могильных памятников к этому времени была разбита и растащена на хозяйственные нужды.

В какой-то момент здание церкви даже хотели передать мусульманской общине под устройство мечети, так как из Соборной мечети верующих собирались выгнать, но в 1959 году здание было передано отделу физических испытаний ЦНИЛЭ. В здании были произведены значительные работы по перепланировке: внутренний объем (за исключением трансепта) был разделен перекрытиями, были устроены новые оконные проемы, заменены напольные покрытия, оборудованы вентиляционные камеры.

→ История Выборгского римско-католического кладбища

История Выборгского римско-католического кладбища

Если от набережной Невы направиться по Арсенальной улице в глубину обширного промышленного района Выборгской стороны, то на углу Минеральной улицы за высоким бетонным забором можно увидеть необычное здание. Это величественный, немного грузный костел с полукруглой апсидой, мощными трансептами и стройной колокольней, которую некогда венчал шпиль. До революции этот костел стоял в центре обширного и ухоженного Выборгского римско-католического кладбища, от которого сегодня уцелели лишь несколько надгробий на территориях предприятий.

Выборгское римско-католическое кладбище на карте Петрограда
1916 г.

До середины XIX в. столичные католики не имели своего кладбища и пользовались протестантскими-сначала Сампсониевским, позднее Смоленским и Волковским. В 1852 г. духовенство польского костела святой Екатерины обратилось в Министерство внутренних дел Российской Империи с ходатайством об отводе земли для католического кладбища на Выборгской стороне, в местности, которую называли Куликовым полем. Это было обширное незастроенное пространство, по плану 1841 г. «предназначенное под урегулирование улиц». Поэтому Городская дума вначале отказала католической общине, предложив на выбор два других места: у Богословского кладбища на Муринской дороге и вблизи Смоленского лютеранского кладбища на острове Голодай. Католический митрополит Игнатий Головинский осмотрел эти участки и признал их неудобными. После повторного обращения 2 января 1856 г. император Александр II утвердил разрешение «римско-католическому духовенству в Санкт-Петербурге на владение землею, отведенной из городского выгона в Выборгской части, известной под названием Куликова поля, для устройства кладбища и часовни».

Всего четыре месяца потребовалось на утверждение составленного Н.Л. Бенуа проект каменной часовни, домов смотрителя и священника, других служебных построек. К кладбищу проложили дорогу, территорию в двадцать четыре с половиной тысячи квадратных сажень благоустроили и разделили на прямоугольные участки, названные по именам католических святых: святого Павла, святого Петра, святой Екатерины, святого Станислава, святого Франциска, святого Доминика и других. 2 июля 1859 г. митрополит Вацлав Жилинский освятил часовню, стоящую в центре кладбища.


Костёл Посещения Св. Девой Марией Св. Елизаветы.
Фото 1913 г.

Через двадцать лет часовню решено было превратить в костел. В 1877-1879 гг. Н.Л. Бенуа (происходивший из семьи французов-католиков) пристроил к ней высокую башню-колокольню, и новый костел, роспись которого исполнил академик А.И. Шарлемань, освятили во имя Посещения Пресвятой Девой Марией Святой Елизаветы. Под алтарем был погребен митрополит Игнатий Головинский, в подвале находились фамильные усыпальницы графов Потоцких, семьи Бенуа, другие захоронения. 14 декабря 1898 г. здесь был погребен и строитель костела архитектор Н.Л. Бенуа, родоначальник замечательной художественной династии.

Сын архитектора А.Н. Бенуа писал в своих воспоминаниях: «Католическое кладбище, к церкви которого папочка в этом году начал пристройку колокольни, лежало верстах в двух или трех от Кушелевки - ближе к Финляндскому вокзалу. Сама церковь, очень простая, но изящная, была построена отцом в 50-х гг. в романском стиле. Нижний этаж был на сводах, и там, в западном углу, был наш фамильный склеп, где под плитами уже лежали умершая в младенчестве сестра Луиза и брат Иша. Уже поэтому семья наша была особенно связана с этой церковью, но, кроме того, она теперь сделалась приходской церковью поселившихся на Выборгской стороне Эдвардсов, и мой зять, ревностный католик Матью, не пропускал ни одного воскресенья, чтобы не побывать, иногда со всей семьей, на мессе. Прежний фасад без колокольни, надо сознаться, был цельнее и гармоничнее; такою, кажется, церковь и была задумана папой. Но теперь, благодаря нашедшимся средствам и в удовлетворение гонора польской колонии, пожелавшей, чтобы церковь более выделялась среди окружающей местности, решено было пристроить колокольню, и, по проекту папочки, главный вход в церковь должен был помещаться в ней. Кажется, в 1877 г. работы по возведению колокольни еще не начались, и фундамент был положен лишь весной 1878 г., но, во всяком случае, папа был занят проектом и часто ездил на кладбище, чтобы совещаться с местным священником-ксендзом Францискевичем».

В середине ХIХ в. католическое население Петербурга насчитывало больше тридцати тысяч человек. Число ежегодных захоронений на римско-католическом кладбище доходило до семисот. Костел получил свой приход, содержавший сиротский приют и школу. Престольный праздник 7 июля отмечался в храме архиерейским богослужением и народным гуляньем.


Современный вид костёла.

К началу XX в. свободных мест на кладбище почти не осталось, поэтому в 1905 г. администрация обратилась с ходатайством о прирезке дополнительного участка земли. Городская дума ответила отказом, сославшись на решение о «постепенном закрытии существующих в черте города кладбищ». С 1912 г. все захоронения на Выборгском католическом кладбище было предписано прекратить и перевести на католическое отделение Успенского кладбища. Всего на Выборгском римско-католическом кладбище было погребено около 100000 человек.

С севера к католическому примыкало небольшое холерное кладбище. Оно возникло в июле 1831 г., в разгар холерной эпидемии, и предназначалось главным образом для жителей правобережья - Выборгской стороны, деревень Старой и Новой. Территорию размером в две тысячи триста квадратных сажен за свой счет обнесли забором купцы Пивоваровы. Во время эпидемии здесь похоронили многих петербуржцев, в числе которых были генерал К. И. Опперман, кругосветный мореплаватель адмирал Г. А. Сарычев, известный врач и писатель, доктор холерной комиссии М. Я. Мудров. Во время второй холеры, 1848 г., на Выборгском холерном кладбище вновь стали хоронить, но вскоре оно было окончательно закрыто.

В 1909 г. заведующий Выборгской частью писал в городскую управу: «На городском, ныне закрытом холерном кладбище, расположенном на Куликовом поле, осталось лишь несколько могил, кое-как уцелевших, остальные же сровнялись с землей. На двух из сохранившихся могил находились: на одной -икона Божией Матери масляными красками, на другой изображение Христа, несущего крест, сделанное от руки карандашом. Последнее изображение, работы Антонова, 1801 г., что видно из надписи на рисунке, помещено было на кресте, на коем сохранилась едва заметная надпись: Евгения Михайловна Антипова. За полным разрушением этих могил и крестов, во избежание гибели изображений я поручил комиссару их снять и доставить в Управу для помещения в Городской музей».


Один из сохранившихся склепов на территории бывшего некрополя.
Фото Н.В. Лаврентьева, 4.X.2011 года.

Первые послереволюционные годы приходской костел продолжал действовать, хотя захоронения на кладбище не возобновлялись. В мае 1939 г. Красногвардейский райсовет принял решение о его полной ликвидации. Костел закрыли, а кладбище из треста «Похоронное дело» передали Красногвардейскому райфинотделу, немедленно приступившему к его уничтожению. Планировалось устроить на этом месте общественный парк, и райфинотдел старался извлечь из брошенного кладбища доход: решетки и металлические части памятников сдавались в металлолом, надгробия перемалывались на щебенку, продавались дорожникам под бортовой камень тротуаров и т. д.

В Некрополь мастеров искусств успели перенести всего четыре захоронения: итальянской певицы А. Бозио, живописцев Ф. А. Бруни и Л. О. Премацци и генерала Данзаса, лицейского товарища Пушкина. В ноябре 1939 г. хранитель музеев-некрополей Н.В. Успенский обратился к администрации райфинотдела с просьбой «сохранить от разрушения до наступления благоприятного времени к переносу еще некоторые монументы». Из перечисленных им надгробий уцелел лишь памятник психиатру И. Мержеевскому, перенесенный на следующий год на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Уничтожение некрополя завершилось уже после войны. В декабре 1948 г. был утвержден проект приспособления бывшего костела под производственные цеха Калининского райпромкомбината. При этом отмечалось, что «в настоящее время костел окружаем пустырь с редким, неорганизованно расположенным расположением деревьев и незначительным количеством памятников». Так прекратил существование один из самых благоустроенных и живописных некрополей старого Петербурга.


Mogila profesora Instytutu Lesnego A.F. Rudzkiego
1901 r.

31 мая 2005 г. здание костёла было возращено церкви. Существует общин, которая вновь освятила церковь и постепенно восстанавливает храм. От кладбища сохранилось несколько склепов-часовен и несколько надгробий. Сейчас территория уничтоженного некрополя занята промышленной зоной, но под землёй до сих пор покоятся люди, которых никуда не перезахоранивали. Территория бывшего кладбища располагается недалеко от центра, поэтому в ближайшие годы промышленная зона здесь будет ликвидирована для строительства жилья и офисов. Митрофаниевский союз в настоящее время проводит историко-культурную экспертизу территории некрополя, чтобы доказать его историческую ценность и уберечь от дальнейшей застройки – здесь должен быть мемориальный парк, с восстановлением некоторых исторических надгробий. В конце 2010 г. на проведение экспертизы было получено задание Комитета по государственному контролю, охране и использованию памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга.

Мы приглашаем всех не равнодушных к сотрудничеству в деле сохранения этого ценного исторического некрополя.

Николай Лаврентьев - секретарь Митрофаниевского союза.

    - (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город над …

    I (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В Санкт Петербурге по состоянию на II квартал 2008 года 85 кладбищ, 13 из которых являются историческими, а на охрану поставлено всего 1100 объектов. Городские власти проводят политику привлечения крупных государственных и общественных… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дмоховский. Архиепископ Казимир Дмоховский Arcybiskup Kazimierz Dmochowski … Википедия

    Герб Трубы Описание герба: В белом серебряном поле т … Википедия

    В Санкт Петербурге по состоянию на II квартал 2008 года 85 кладбищ, 13 из которых являются историческими, а на охрану поставлено всего 1100 объектов. Городские власти проводят политику привлечения крупных государственных и общественных… … Википедия

    В первые годы существования Петербургского захоронения производились возле приходских церквей. Первое городское К. Сампсониевское, основанное в 1710 на Выборгской стороне близ деревянной церкви Сампсония Странноприимца, воздвигнутой в честь … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Сегодня я хочу рассказать о, наверное, самом необычном для Смоленска кладбище - Польском кладбище. Расположено оно на улице Урицкого, рядом с католическим костёлом, через дорогу от кладбища "Клинок", о котором я уже рассказывал ранее. Кладбище уникально для города тем, что подавляющее большинство захоронений на нём - довоенные, а многие даже и дореволюционные.

Как известно, у Смоленщины с Польшей особые отношения. Смоленск принадлежал полякам в 1611-1654 годах, и в связи с этим ещё несколько веков вперёд в нём жило большое количество поляков и литовцев, как, впрочем, и "понаехавших" евреев и немцев. Ярче всего об этом может говорить наличие в Смоленске культовых сооружений разных национальностей - немецкой кирхи на улице Ленина (ныне - шахматный клуб), еврейской синагоги (ныне - главный корпус колледжа связи и телекоммуникаций) и, конечно, католического костёла на улице Урицкого. Костёл - выдающий памятник архитектурного искусства XIX века. В 1894 году он был заложен (именно цифры этого года выложены над главным входом, который не открывали уже лет 80, если не больше), а в 1897 году - окончательно достроен. Поскольку паства у костёла была, то возникновение рядом с ним кладбища стало закономерным.

В 1937 году костёл был закрыт. С тех пор в здании размещается государственный архив Смоленской области, под который сейчас строится новое здание. Когда архив будет перевезён, костёл обещают возвратить католической общине. Сейчас же и костёл, от которого отваливаются кирпичи и железными листами закрыты окна, и само кладбище находятся в удручающем состоянии. Большинство могил заросло сорняками, а кое-где даже здоровенные деревья вылезли из-под земли прямо рядом с надгробиями, повредив их. Полякам, видимо, не до этого кладбища, потому что в Смоленске же ещё есть Катынь и теперь ещё и поляна рядом с авиазаводом, где разбился самолёт.

Выдающихся людей на кладбище практически нет. Среди таковых можно отметить доктора исторических наук, профессора Александра Петровича Дьяконова (1875-1943), исследователя истории античности и средних веков. На могиле эпитафия из стихов Некрасова.

Внимание привлекает могила (может быть, потому, что единственная на кладбище с оградой) профессора Ивана Осиповича Михайловского (1874-1937), правда, о нём мало что известно.

Единственная более-менее причёсанная часть кладбища - та, где, по видимости, хоронили священников костёла, у самой ограды костёла. на фоне унылых обелисков сияет даже непривычное для этих мест надгробие епископа Стефана Денисевича (1836-1913), который был настоятелем костёла в 1866-1898 годах (просто до костёла там стояла другая церквушка), а затем до своей смерти был епископом в Могилёвской епархии. По всей видимости, поляки заменили ему надгробие и выложили вокруг брусчаткой.

В самом центре кладбища находится чей-то склеп с колоннами. Весьма монументально, правда внутрь не попасть.

Кладбище, как я уже говорил, ужасно неухоженное, практически заброшенное. Властям дела до него нет, полякам пока тоже недосуг им заниматься. Возможно, дело изменится. вместе с передачей костёла католикам.
Некоторые из могил представляют собой интересные скульптурные работы, например, высеченные из камня пеньки с обрубленными сучьями и свитком с именем и данными в центре.

Однако в большинстве своём это покосившиеся или даже обломанные временем или алкашами, в изобилии водящихся здесь в тёмное время суток, кресты.

Есть могила с выгравированной звездой, однако прочесть что-либо на ней невозможно.

В глубине кладбища находится могила Ольги Васильевны Бутько с эпитафией: "Пала жертвой хулигана". Сейчас это нехилый обелиск, но раньше эта могила ничем особым не выделялась, видимо, поставили не так давно.

Приятель, любивший здесь по молодости побухать, рассказывал, что где-то тут есть могила с одной-единственной надписью: "За что?", но я её не нашёл.
По другую сторону аллеи от могилы Денисевича выложена куча камней с большим крестом. Установлено сие сооружение явно не так давно. Вероятно, поляками. Похожие я видел в Катыни, ещё когда мемориал только строился. Может, это своеобразный кенотаф репрессированным советской властью священникам костёла?

Собственно, для исследователя Польское кладбище, думаю, богатая пища для его исследований. У большинства других людей оно не вызывает никаких эмоций, кроме тоски и уныния. Кладбище уже давно проходной двор для жителей близлежащих домов, а местной алкашне, видимо, очень удобно ставить бутылки и класть плавленые сырки на надгробия. За большинством могил ухаживали последний раз, похоже, еще до революции. Результат соответствующий. Кстати, где-то в районе улицы Большой Краснофлотской было и немецкое кладбище, а теперь там жилые дома, так что кладбищу поляков, можно сказать, повезло ещё. Может быть, со временем всё изменится. Вот группа фотографий с кладбища в его современном виде...

Выборгское римско-католическое кладбище - ныне утраченное кладбище, существовавшее в Санкт-Петербурге с середины XIX в. Являлось крупнейшим католическим кладбищем не только города, но и всей России.

Кладбище было образовано в 1856 г. по разрешению императора Александра II. В этот же год по проекту архитектора Н. Л. Бенуа здесь была построена католическая часовня, позже перестроенная в церковь в честь Посещения Девой Марией Елизаветы (храм сохранился до наших времен).

В разные времена на кладбище были захоронены: художники Фёдор Антонович Бруни, Адольф Иосифович Шарлемань, Луиджи Премацци, психиатр Иван Павлович Мержеевский, певица Анджолина Бозио и многие др.

В 1938 г. была закрыта церковь, а через год было уничтожено кладбище, часть захоронений было перенесено на Северное кладбище в Парголово и в некрополи при Александро-Невской лавре.

Храм был возвращен верующим в 2005 г. На территории бывшего кладбища фрагментарно сохранились лишь одно надгробие, а так же часть склепа могилы русского архитектора Аполлинария Каэтановича Красовского.

В современный период на территории был установлен мемориальный памятник католикам, жертвам политических репрессий.